Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема 11. Первые школы дизайна 20-30-х годов. Становление и развитие советской дизайнерской школы (ВХУТЕМАС и ВХУТЕИН (1920-1930))
Зарождение дизайна в Советском Союзе. Историческая справка: СГХМ, ВХУТЕМАС (1920 г.), ВХУТЕИН (1926 г.). Учебные цели и структура ВХУТЕМАСА, факультеты, специфика образования. Основы педагогики. Первые программы подготовки первых советских дизайнеров. Подготовка художника-производственника как синтетическая задача воспитания всесторонне и гармонично развитого работника нового общества. Метфак, Дерфак – лаборатории, формирования нового вида проектно-художественной деятельности. Производственные мастерские, как художественно-конструкторский центр, где могут выполняться любые задания — от архитектурных макетов до костюма. Научно-исследовательские лаборатории, которые ставили своей целью создание действительно научно обоснованного преподавания и исследования природы художественных дисциплин. Преподаватели, известные ученики и произведения. Значение ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа в истории дизайна и художественной культуре. Зарождение дизайна в Советской России.
Тема 12.Сравнительная характеристика предвоенного дизайна в странах Европы (Арт-деко, функционализм) 20-е и 30-е годы в Европе и в США Политическая, социокультурная, экономическая ситуация. Общая характеристика периода. 20-е годы " эпохой джаза". Эмансипация женщин. Острая жилищная проблема Германии. От функционализма к Арт деко. Функционализм как интернациональный стиль, формообразование, материалы. Революция в жилищном строительстве - знаменитая модель " Франкфуртской кухни" Шютте-Лихотцки, выставка «Дешевая и красивая квартира» - образцовый поселок " Вайсенхофф" Миса ва дер Роэ в Штутгарте, Ле Корбюзье - дом как " машина для жилья", решение комплексной задачи организации жилого пространства, Алвар Аалто, Вильгельм Вагенфельд. Арт-Деко, " джазовый модерн", " зигзаг модерн" и " обтекаемый модерн". Арт-Деко как интернациональный стиль, как выражение современной элегантности, представители формообразование, материалы. Международная выставка декоративных искусств 1925 года. Формообразование направления " Арт-Деко". Л. Зюе, А. Маре, П. Фоллот, А. Легрен, и А.-А. Ратю, Дж.Рульман, Р. Лалик Е. Брандт. Арт-Деко и функционализм: выход в массовое производство.
Тема 13. Сравнительная характеристика предвоенного дизайна в СССР и нацисткой Германии Художественное формообразование и идеи функционализма в нацистской Германии. Идеологическая унификация нацистов и повседневная предметная эстетика. Государственный стиль канцелярии в архитектуре. Представители и изобретения: архитектор Альберт Шпеер (локомотив № 2000, трехмоторный самолет Юнкерс Ju 52" 1931 г.), " Фольксваген" - немецкий народный автомобиль, народный радиоприемник Вальтера Марии Керстинга " VE 301 " (1928 г.). Три основных направления советского дизайна: конструирование новой техники, оформительское искусство и самодеятельное техническое творчество и изобретательство. Первые общесоюзные стандарты на комплектующие изделия, технология штамповки и объемного формования, расчет конструкций на прочность, учет аэродинамического сопротивления. Новые материалы как способ воплощения аэродинамичных форм. Глобальные проекты 30-х годов с участием дизайнеров: Московский метрополитен как комплексный объект проектирования, транспортный дизайн (А.Н. Кириллов, Ю.А. Долматовский, А.И. Никитин), глиссер-экспресс " ОСГА-25" Владимира Гартвига, интерьеры салона Владимира Мещерина, агит-самолет " Максим Горький" конструкторского бюро Туполева. Романтизм техники. Дизайн в условиях политизации советского общества, набирающего силу культ личности Сталина и коммунистической партии. Тема 14. Основные концепции американского дизайна Всемирный Экономический кризис 30-х годов. Американская модель " Дизайн для всех". Арт-Деко в США как " стиль звезд", " джазовый модерн", " зигзаг-модерн", " обтекаемый модерн". Дизайн и техника, теория обтекаемой формы - стилевое направление " Стримлайн" (У. Тиг, Г. Дрейфус, Р. Лоуи, Н. Бел Геддес). Эргономичный дизайн. Органический дизайн - передача сущности природы (Е. Сааринен, Ч. и Р. Имз). Американский образ жизни – коммерческое понимание дизайна. Американский дизайн во время войны. Формирование профессии " дизайнер". Влияние военных заказов для армии во время Второй мировой войны на становление профессионального кредо американских дизайнеров. Удобство и простота наладки, безопасность эксплуатации и обслуживания - основные критерии проектирования объектов. Развитие дизайна после Второй мировой войны. Борьба дизайнеров за профессиональный дизайн, за развитие общественного вкуса. Элитарный дизайн, стайлинг, транспортный дизайн (Х. Эрл), влияние автомобильного стиля на предметный мир. Дефицит материальных ресурсов рождает применение в создании вещей новых материалов: ПВХ, нейлон, искусственные материалы в мебели (Чарльз и Рэй Имз и Ееро Сааринен). Развитие профессии " дизайнер". 50-60-е г.г. – время больших заказов. Дж. Нельсон, Э. Нойс, Гарольд Ван Дорен. Тема 15. Государственная поддержка дизайна в Европейских странах после второй мировой войны Наука и техника в период второй Мировой войны в СССР и за рубежом. Влияние Второй мировой войны на весь предметный дизайн. Основные направления развития науки и техники в послевоенный период. Бурный рост механизации и автоматизации. Массовое появление различных административно-научно-пропагандистских структур. Британский Совет по технической эстетики первая в Европе общегосударственная общественная структура (1944 г.), его структура, цель. Пропагандирование дизайна и оказание научной, консультативной, юридической, рекламной помощи предприятиям в использовании методов дизайна. Представители английского дизайна: Дуглас Скотт, Супруги Робин и Люсьен Дэй, Эрнст Рейс. Государственная поддержка дизайна в разных странах (Франция, Германия, Венгрия, СССР и др.). ИКСИД (International Council of Societies of Industrial Design – Icsid) - Международный совет организаций по дизайну, 1957 г., структура и задачи. Создание оптимальных условий для совершенствования предметно-пространственной среды и, как следствие, улучшение материальных и духовных условий существования человека. Первая Генеральная ассамблея и конгресс 1959г. Налаживание связей между различными национальными, общественными и частными дизайнерскими организациями; пропаганда практики дизайна; инициативные дизайн-программы, нацеленные как на решение конкретных задач, так и на прогнозирование потенциальных путей развития предметно-пространственной среды. Международные проектные семинары “Интердизайн”. Принятие термина “дизайн” в 1969 г. на конгрессе Международного совета организаций по дизайну. Тема 16. Особенности развития дизайна после второй мировой войны. Страны Скандинавии Скандинавский дизайн (Швеция, Норвегия, Дания, Финляндия): лаконичность, легкость, умение сосредоточить и организовать в небольшом пространстве разнообразные функции; традиционная любовь к природным материалам; пристрастие к неярким, приглушенным тонам, цветам прибрежного песка, скал и холодного голубовато-серого северного моря. Чистота линий, простота и естественность традиций, и современность. Органический дизайн: А. Аалто, А. Якобсен, Т. Вирккала, Х. Вегнер, К.Франк, Юрье Куккапуро и др. Развитие демократического дизайна в Швеции. Основа формообразования - адаптация функционализма как прогрессивного и политически корректного направления в эстетике. Готхард Йохансон (Gotthard Johansson) программа «Жилищный тест», 1952 год функциональная модель организации компактной кухни под названием «шведская кухня». Пристальное внимание к функциональным качествам и эргономичности. «Датский стиль тикового дерева». Развитие органического дизайна в Америке.
Тема 17. Особенности развития дизайна после второй мировой войны. Италия Итальянское экономическое чудо. Особенности итальянского дизайна: синтез искусства и ремесла, дизайн как область культуры, " радость эксперимента". Италия как лидер новых начинаний в дизайне. Предметы как индивидуальные личности и символ определенного статуса: " Итальянский Гауди" Карло Моллино. Стиль Оливетти (Этторе Соттсасс, Марко Занузо, Марио Беллини). Новые материалы, новые технологии: фирма Картель; К. Моллино, П. Форназетти, Дж. Понти, Э. Соттсасс, О. Борсани, братья Кастильони. Дизайн в Италии специальность инженеров, архитекторов, философов, писателей. Ассоциация дизайна (АДИ) 1956 г. - пропаганда и поощрение развитие дизайна в стране, привлечение дизайнеров к работе, направленной на повышение технического и эстетического уровня промышленной продукции, установление контактов и сотрудничества между дизайнерами, инженерами и предпринимателями. Ежегодная премия «Золотой циркуль» 1954 г. - присуждаемая за лучшие изделия массового или серийного производства, при разработке которых наряду с решением функциональных, технических и технологических проблем были достигнуты высокие эстетические качества. Итальянский арт-дизайн второй пол. XX века. Общая характеристика периода. Основные причины возникновения оппозиционных движений в обществе. Радикальный дизайн – как своеобразная реакция протеста на господствующий " хороший дизайн". Утопические проекты, борьба с геометрией модернизма, создаваемые конкретные объекты отличались провокационностью или ироничностью. Разработка альтернативной среды обитания, нового жизненного пространства. Развитие непромышленных способов производства, а также провозглашение права изменять и формировать среду обитания. Эторе Соттсасс, Гаэтано Пеше, Алессандро Мендини, Андреа Бранци, Archizoom (основана во Флоренции, 1966), Superstudio (Флоренция, 1966), UFO (Флоренция, 1967), «Группа 9999» (Флоренция, 1967), Strum (Турин, 1963), школа-лаборатория “Global Tools” (Флоренция, 1973). Антидизайн - «дизайн без предметов» – дизайн поведения, отказ от канонических методов проектирования и замена их игрой, большая экспериментальная направленность и политизация. Критическое отношение к развитию современных технологий и потребительскому настроению, утверждение теории «бегства» и через провокационные действия. Поиск новых альтернативных форм. Итальянские группы, представители новых направлений. Пьеро Гатти, Чезаре Паолини, Франко Теодоро. Новые лидеры поп-дизайна: " Алхимия" и " Мемфис". Вторая волна антидизайна в конце 70-х.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1013; Нарушение авторского права страницы