Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Французская живопись рококо. Ватто, Буше, Шарден, Фрагонар



Предвестием этого направления вискусстве, но и явлением значительно более глубоким, не укладывающимся в рамки какого-то одного направления, был художник Жан Антуан Ватто, создавший в искусстве свой, неповторимый образ. Ватто нашел себя, свою тему, когда приехал в Париж: это так называемые галантные празднества - аристократическое общество в парке, музицирующие, танцующие, праздное; живопись, в которой как будто нет ни действия, ни сюжета, - сцены беспечной жизни, переданные с утонченной грацией. Все это увидено как бы со стороны тонким, чуть ироничным наблюдателем с налетом меланхолии и грусти.

Колорит Ватто - одно из сильнейших качеств его дарования - построен на тонких нюансах серых, коричневых, бледно-сиреневых, желто-розовых тонов. В картинах Ватто никогда нет чистого тона. Как в цвете даны все тончайшие оттенки любовного чувства. В 1717 году художник создал одно из самых больших произведений «Паломничество на остров Цитеру». В этой картине отражена тончайшая палитра чувств, которая, прежде всего, создана самим цветом. Но все это не любовь, а игра в любовь, театр. Театральность характерна для всего искусства XVIII в., и для Ватто особенно. Он не скрывает театрального приема в композиции. Искусство театра не только было модно в век Ватто, театром была вся жизнь общества, которое пишет художник Знаменитые живописцы. / Сост. Ладожин И.Ю. - Минск: Искусство, 2002. - с.-34..

Ватто вообще очень близко знал актерский быт и не раз писал актеров итальянской и французской комедии. Делакруа называл технику Ватто изумительной, объединившей Фландрию и Венецию.

За «Паломничество на остров Киферу» Ватто был принят в члены Французской Академии. Эта живописная элегия Ватто строится не на коллизии, действии (неясно даже, отплытие или возвращение изображено на полотне), но лишь на едва уловимых оттенках настроения, общей поэтической и эмоциональной атмосфере. Композиция «Паломничества» лишена устойчивости -- герои то группами устремляются вглубь картины, то расходятся парами, то вдруг обращаются к зрителю жестами или взглядом. Персонажи словно подчиняются «видимой» музыке -- волнами подымающиеся и падающие линии, объединяющие все шествие, почти танцевальные движения пар, паузы, чередования цветовых пятен создают ощущение слышимой мелодии. Иконография «галантных празднеств» восходит к «садам любви», известным еще с эпохи средневековья. Однако в отличие от парковых идиллий рококо «сады любви» Ватто олицетворяют не просто праздник прекрасной природы, в красочно утонченных полотнах зыбкая поэзия чувств и размышлений о человеческом бытии на земле окрашена в проникновенно печальные лирические интонации.

В 1719-20 тяжело больной художник посетил Англию, где пользовался большим успехом; впоследствии искусство Ватто оказало значительное влияние на английскую живопись середины -- второй половины XVIII века. По возвращении в Париж для лавки «Великий монарх», принадлежащей Жерсену, у которого измученный болезнью Ватто попросил приюта, он написал одно из самых знаменитых своих произведений и единственное, которым он был доволен, «Вывеску лавки Жерсена». По словам самого Жерсена, «написана она была за неделю, да и то художник работал только по утрам; хрупкое здоровье не позволяло ему работать дольше». Бытовая сцена с изображением интерьера лавки полна метафор -- размышлений о своем времени: приказчики упаковывают в ящик портрет короля Людовика XIV -- возникают ассоциации и с названием лавки, и с забвением ушедшего века. Последние дни Ватто провел в Ножане недалеко от Парижа, куда перевез ворох театральных костюмов, реквизит для будущих картин, и где написал образ Христа для местной церкви. В манере Ватто, никогда не поднимаясь, однако, до высоты своего учителя, работали французские художники Патер и Ланкре.

Франсуа Буше был учеником Ф. Лемуана, затем гравера Ж. Ф. Кара: он занимался в его мастерской оформлением книг и изучал искусство гравюры. Получив в 1723 первую премию в Академии художеств, Буше едет в Италию, где остается до начала 1730-х годов. Пейзажи «Вид Тиволи» и «Вид садов Фарнезе» исполнены на основании итальянских впечатлений. Уже в них проявился незаурядный декоративный дар художника, умеющего строить композиции на сочетании ритмики целого и характерной детали. По возвращении из Италии Буше с конца 1730-х годов работает в театральной декорации и на мануфактуре Бове, где создает картоны для ковров. Написанные им в этот период пейзажи окрестностей Бове и Парижа словно перешли со шпалер или эскизов декораций, для которых они создавались, на станковые полотна. Эти красивые декоративные композиции могли быть использованы как фон в любой пасторальной сценке. Непосредственные жанровые наблюдения сочетаются в них с обобщенно и декоративно решенным общим построением композиции Искусство. / Под ред. М. Д. Аксенова. -- М.: Аванта Плюс, 2003..

С темой сельских пейзажей связаны и пасторали Буше, тоже строящиеся по принципу театральной декорации: с площадкой для актеров, кулисами и уподобленным играющим на сцене молодым миловидным поселянам, занятым отдыхом или выяснением любовных. Декоративный талант и фантазия художника проявились в мифологических сценах. Они изображались на фоне воображаемых античных построек. Сцены эффектны по композиции, написаны в свободной живописной манере и яркой серебрящейся красочной гамме, в чем проявилось увлечение художника манерой Дж. Б. Тьеполо. Излюбленной темой Буше были сцены из истории Юпитера с изображением чувственных розовых тел нимф, наяд, амуров. Яркие краски приведены в них к единой сияющей золотистой гамме, напоминающей палитру венецианских мастеров.

В жанровых сценах в интерьере Буше с большим мастерством не только передает детали изображаемых будуаров, костюмы персонажей -- дам, занятых туалетом и беседой со служанками, расположившихся за столом матерей или гувернанток с детьми, -- но и умеет придать сцене занимательность, объединить всех общим настроением. В духе академической традиции художник пишет и библейские сцены; отсутствие внутреннего драматизма восполняется в них эмоциональной живописной манерой и ярким колоритом.

В позднем творчестве Буше начинает изменять чувство цвета. В его произведениях появляется сопоставление ярких локальных цветов, придающих «ковровость» его живописи. Он по-прежнему создает пейзажи, картины на библейские сюжеты, декоративные композиции в медальонах с пышно оформленными в стиле рококо обрамленьями. У него постепенно вырабатывается легкий, но эффектный штамп, так как от него требуют повторения работ. За это Буше подвергался критике Дидро, всегда, однако, высоко ценившего его дарование. Буше не был портретистом, но часто писал свою покровительницу, фаворитку Людовика XV мадам де Помпадур.

Прекрасный рисовальщик, Буше работал не только в технике пастели, но и гуаши; любил сочетать черный и белый мел с сангиной, т. е. исполнял рисунок «в три карандаша» по тонированной коричневым тоном бумаге, что создавало изысканные цветовые эффекты.

Буше была чужда проницательность, с которой Ватто наблюдал человека и природу. Однако именно поверхностность, внешняя утонченность - черты, делающие Буше доступным и популярным. Его искусство, далекое от социальной проблематики и лишенное эмоциональной углубленности, порождено теми попытками укрыться от жизни в веселом маскараде пасторалей и мифологических «триумфов», теми стремлениями, которые все более и более захватывали французские придворные круги в середине XVIII века.

Выдающийся декоративный и живописный дар Буше ценили современники. Его самый талантливый ученик Ж. О. Фрагонар унаследовал от него внешнее изящество, свободу композиции и смелость колорита, но он попытается соединить их с большей эмоциональной внутренней углубленностью в передаче образов и сюжетов.

Фрагонар непосредственно и последовательно примкнул к стилю своего учителя. Свидетельствует об этом целый ряд его произведений в стиле рококо, дошедших до нашего времени и рассеянных по частным коллекциям Европы и Америки. Фрагонар часто изображает юную поселянку в переднике и низком корсаже, с открытой грудью; она везет тачку с младенцем или наполненную цветами, или же льет жеманным жестом воду из лейки. Ее окружают цветы и младенцы, пухлые, как амуры у Буше. Складки ее блузы, передника, подобранной верхней юбки очерчены извилистой, игривой линией, напоминающей почерк учителя Фрагонара.

От рококо в любовных сценках Фрагонара сохраняется камерность масштаба и замысла, отсутствие психологизма, легкомыслие веселой шутки, прихотливость выдумки. Откровенно шаловлива и пикантна «Девушка в постели, заставляющая танцевать свою собачку». Изображена молодая особа, лежащая в постели, в короткой рубашке, с обнаженными бедрами, видимая в сильном ракурсе. Она держит на поднятых ногах лохматую белую собачонку, чувствующую себя довольно растерянно, в то время как ее госпожа от души веселится. Изгиб фигуры, рисунок складок отброшенного одеяла, игра света (контраст между тенью на лице женщины и ярко освещенной собачкой) - все здесь прихотливо, шутливо, капризно.

Жан-Батист-Симеон Шарден является во всех отношениях противоположностью Буше. Автор скромных жанровых сцен из жизни небогатых горожан, нескольких портретов и большого количества необычайно разнообразных натюрмортов, он, прежде всего искатель истины и тонкий колорист. Он держался как скромный ремесленник, а между тем все более и более углублялся в познание тайн видимого мира, где все одинаково важно и достойно изучения. Колоритные картины при всей обыденности изображенного притягивают зрителя оригинальностью красочных сочетаний и вместе с тем открывают перед живописью новые перспективы и возможности, которые полностью осуществятся лишь в конце XIX века Живопись. Классики и современники.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 859; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь