Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Искусство Эхнатона. Амарский период.



Эхнатон (Аменхатеп IV) решил покончить с ослаблением власти фараона с помощью знати, опираясь на вольных людей, которые не были довольны богатеющей знатью, он провёл социальную и религиозную реформу.

Реформа вызвала политическую борьбу, выдвинул Бога Атона: уничтожил храмы старых Богов.

Покинув Фивы, в селении Амарна, Аменхатеп IV основал новую столицу – Ахетатон, небосклон Амона, себя назвал Эхнатон – дух Атона.

Приказал писать гимны, прошения на простом языке. Всё искусство сознательно отказалось от канонов. Изображение Эхнатона реалистично, неправильные черты лица, слабое тело. Он и царица тоже изображены по – новому.

Атон изображался в виде солнечного диска, не в короне.

Изображения Эхнатона были не только официальные, но и в повседневной жизни. Развивается изображение садов, дворцов, храмов. В искусстве сохранилось изображение его жены Нефертити.

Египетские художники оставили портретные головы Эхнатона, его дочерей и Нефертити.

Впервые мастера стали применять в одной скульптуре разные материалы. Тело из песчаника, одежды из известняка. Скульптуру раскрашивали, инкрустация глаз (дерево, горный хрусталь, алебастр).

Реформы Энхатона исчезли вместе с его смертью.

К этому периоду относится гробница Тутанхамона.

 

Вторая половина Нового царства.

Основные фараоны:

Рамсес II

Сити I

В этот период Рамсес II пытается продолжить дело Эхнатона. Строит новую столицу – Танис. Красивая, богатая столица. Храмы были больше, чем в Фивах, использовались большие гипостили.

После Рамсеса II грандиозные масштабы архитектуры стали отличительной чертой этого времени.

Царские статуи стали более светскими, перестали выполнять задачу создания образа могучего правителя.

Образ царя Рамсеса II – новое веяние в искусстве (руки не вместе). Воины привели к ослаблению экономики Египта. Появились внешние враги. Египет разделился на 2 части в 1, 050 году: Северная (Танис) и Южная (Фивы).

В конце Нового царства качество искусства и мастерства снижаются.

 

Искусство позднего времени.

Недолговечное государство, мало изучено икусство, не велось крупного строительства, развивалось ювелирное искусство, скульптура представляет собой внешние декоративные памятники (царица Каромама).

Гробницы знатисохранились, вырубленны в скалах.

Впоследствии, Египет стал частью империи Александра Македонского, который построил новую столицу Александрию, где по 30-й год до н.э. царствовала династия Птоломеев.

Египетское икусство повлияло на разные ступени греческого искусства. Египет создал литературу, науку, астрономию, математику, медицину, историю.

«Дикая кошка» (Среднее царство)

«Статуэтка девушки, несущая дары»

«Музыкантши, пир, Фивы»

«Пир. Гости. Фивы»

Храм в Луксоре (колонны)

«Семейная пара из Фив»

Карнанский храм

Храм Амона в Карнаке

 

Искусство Античности.

Слово Античный придумали в эпоху Возрождения, что означает - древний. Включает в себя искусство Древней Греции и Древнего Рима. Исторический тип искусства. Мировоззрение одно.

Для Европейцев анетичное искусство – колыбель европейской цивилизации. Античное искусство называется классическим, отсюда стиль классицизма, который будет развиваться в 18 веке.

Искусство связано с человеком. Символом искусства стали слова: «Человек – мера всех вещей». Все Боги человекоподобны.

Идеал Греков:

- физически и духовно развитый человек

- человек с позитивными взглядами на мир (в архаических улыбках)

- в древнегреческом искусстве трудно определить, что изображено

В Древней Греции было пять периодов:

1) Крито – мекенский, эгейский, менойский.

2) Гомеровский

3) Архаический

4) Классический

5) Эллинистический

 

Первый период.

 

В этот период развивались крупные города на отсрове Крит, Делос. Это искусство открыл археолог Эванс, многие произведения культуры назвал по своему впечатлению.

От этого периода остались развалины Кносскогот дворца. Имеет интересную структуру, святилища, гимнические залы, бассейны, открытые площадки. Раскрашен, лабиринт. Это придавало красочность, декоративность. Бык – священное животное, много изображений быка во дворце. Кроме этого, изображения грифонов, дельфинов. Все фрески написаны в Египетском стиле (застывшие позы). Монументальной скульптуры не было, но было развито ДПИ. Вазы камарес («осьминог»).

Затем центр культуры перешёл в Микены, город Теринар.

«Дамы в голубом» - фреска

«Парижанка» (гламур)

«Львиные ворота» - Микены

Дома строили с помощью циклопической кладки.

«Жрица»

«Рыбак» - фресков, остров Фера

 

Гомеровский период.

 

Всё, что случилось, мы узнаём по произведениям «Иллиада» и «Одиссея». Исторические события, война с Персами, древние воины нашли отражения в этих произведениях.

Семь греческих городов оспаривают право считаться его родиной.

Следующим знаменитым поэтом того времени был Геесиод. Рассказывает о происхождении и жизни греческих Богов.

В этот период развивалось керамическое производство, в раскопках были найдены вазы, их назвали по месту нахождения – Дипилонские вазы. Они служили надгробием, были связаны с обрядом захоронения. Характерная черта –т геометрический орнамент.

Практически ничего не известно об архитектуре этого периода.

Была создана религия, обряды почитания Богов.

 

Архаический период.

 

Время развития городов – государств. Равитие политической системы. Стали развиваться: философия, наука, литература и театр.

В Архаический период сложились основные формы греческого искусства.

В архитектуре была разработано система ордеров и тип храма – перептер (1 ряд колонн) и диптер (2 ряда колонн)

В скульптуре круглая статуя, монументальный рельеф. Появляются два типа ваз: чернофигурные и краснофигурные.

Самым раннем ордером был дорический. Так как человек являлся мерой всех вещей, то ордера также напоминали, человека. Дорический был связан с суровой, монументальной, простой фигурой мужчины. Колонна без основания, без базы. Фронтоны ничем не украшены.

Ионический ордер. Напоминает утончённую женскую фигуру. Колонна с базой, с каннелюрами, валютой (завитушки).

Коринфская колонна напоминает изящную, тонкую девушку. Заканчивает аканфом (листья).

Ордер – соотношение колонны и фронтона.

Храмы воздвигались на возвышенных участках, предназначались для Богов, не для людей. Храмы украшались многоцветной живописью, сам храм тоже раскрашивался.

От Архаики к нам дошли:

«Храм Геры в Олимпии»

«Храм Аполлона в Коринафе»

Скульптура приобрела большое значение. Олицетворяла не умершего фараона, не грозных царей, а совершенство обычного человека. Скульптура Архаики – идеальная гармония физической и духовной красоты. Эти скульптуры раскрашивались. Мужские изображения – куросы, женские – коры. Все скульптуры, сделанные с едва намечаемой улыбкой, получили название – архаическая улыбка.

Изображения Богов не отличались от изображения обычных людей.

В живописи и керамике наблюдался большой прогресс. Греческие сосуды (26 видов) был невероятно разнообразны по форме и назначению. В изготовлении ваз принимали участие множество мастеров, также соревновались. Самый известный – Эксекий:

«Ваза Фрасуа»

«Голова Коры»

«Голова Куроса»

 

Классический период.

 

Назван так, потому что было создано лучшее из художественной культуры Греции. Созданы каноны красоты и гармонии. Первенство принадлежит Афинам и правителю Периклу.

Центр архитектурных достижений является акрополь (Парфенон, Эректейнон, Пропилеи).

«Дельфийский возничий»

«Портрет философа Антисфены»

«Аполлон Бельведерский»

Леохар – скульптор:

«Артемида Версальская»
«Ганимед и орёл»

Лисипп – скульптор:

«Апоксиомен»

«Борьба Геракла со львом»

«Гермес»

«Голова Александра»

«Геркулес»

«Купидон»

«Отдыхающий Гермес»

«Посейдон с дельфинами»

Лисистрат:

«Голова бойца» (эмоции)

Архитектурныйпамятник:

Мавзолей в Галикарнасе

Мирон:

«Афина и Марсий»

«Дискобол»

«Парфенон» (что осталось)

«Всадники»

«Борьба с кентавром»

Поликлет:

«Апоксиомен»

«Диадумен»

«Дорифор» (с копьём)

«Раненная амазонка»

Пракситель:

«Отдыхающий Гермес»

«Аполлон»

 

Эллинистический период.

 

Крах античного мировоззрения. На смену позитивного отношения к миру приходит метущаяся личность в несовершенном мире. Отличается искусство повышенной экспрессивностью, эмоциональностью, динамичностью.

Обособились, стали самостоятельными очень многие науки: ботаника, математика, география.

Этот период дал известные чудесасвета:

- Александрийский маяк

- Колосс Радоский

В этот период создавались регулярные по планировке города. Так как расцветал культ правителя, то всё искусство эллинизма это – парадность, помпезность.

Центрами культурной жизни становится Пергам.

Период ознаменовался строительством по всей территории Александром Македонским. В свою честь он назвал 70 городов. Города строили из камня, мрамор для дворцов привозили с греческих островов.

Самой красивой столицей была Александрия (Египетская).

Александроский маяк – высота 120 метров. Строили 5 лет. Сам маяк в последней маленькой башне. На верху – статуя Посейдона. Свет был виден за 50 км. Костёр горел постоянно. Его разобрали в 14 веке н.э, на его месте возвели крепость.

В Александрии создали проект нового здания Мусейона. В нём должны были получать хорошее гумманитарно – философское образование. Стал первым университетом античности. Не сохранился.

Следующее произведение искусства – Периамский алтарь. Принадлежит Зевсу. Находится в Периамском акрополе. Скульптура сохранила черты греческой классики.

Скульптура становится более монументальной, помпезной. Правители изображены в виде античных Богов.

Самыми известными скульптурными изображениями являются:

«Умирающий галл»

«Галл, убивающий себя и жену»

«Венера Милосская»

«Ника Самофраклийская» (с крыльями)

Колосс Радоский – статуя Бога солнца Геллиоса, покровитель жителей Родоса. Колосс принадлежит скульптору Харесу. 20 лет строил 36 метров статуи. Сам делал шаблоны всех частей тела. Изображения чеканили на деньгах. Разрушился от сильного землетрясения.

Развивается глиптика – работа с драгоценными камнями.

«Афродита и орёл»
«Голова Медузы»

«Ганзака»

В скульптуре преобладает большой эмоциональный накал. Становится более реалистичной.

Боэф:

«Мальчик с гусем»

«Старый учитель»
«Старый рыбак»

«Портрет Сенеки»

Большой интерес представляет собой рельеф саркофака Александра Македонского.

 

Искусство античного Рима.

 

Не возьмёт культ загробного мира Египта, совершенство, идеал древних Греков. Искусство будет утилетарным, прославлять государственность, власть, нести развлекательную функцию.

Очень много заимствовали у этруссков и древних Греков (мифологию у греков, образ жизни у этруссков).

На основе греческих ордеров придумали 2 своих ордера. В отличие от Греции, где творцами были художники и философы, в Риме творцами были полководцы и политики.

 

Этрусски.

 

Племена, которые стали прародителями римлян. Они считали, что будут жить 10 веков. Этрусские памятники не прочитаны, римляне заиствовали у этруссков гладиаторские бои, бои с животными. Этрусски, как и римляне верили в загробную жизнь. Они оставили после себя города мёртвых – никрополи. В них красочные фрески, богатая утварь. Погребённые засыпаны золотом.

Гробницы имели геометрические формы, так как форма имела символическое значение (квадрат – символ земли, круг – символ неба). Ни одного здания города этруссков не сохранилось. Они начали строительство регулярных домов.

Этрусски – морские разбойники. Строили мосты и арки.

Волю Богов толковали жрецы. Этрусски обожествляли природу, всё что в ней находится. Они определили символ Рима:

«Капитолийская волчица»

Скульптура выполняла разные функции. Или украшали предметы быта, украшали крыши – декоративное значение.

«Подставка для светильника»

В живописи чаще всего картины пира, сцены состязаний, кулачных боёв, рыбалки, охоты.

«Пирующие»

Было развито гончарное искусство. Вазы делали для праха умершего (канопы) – соединение вазы и человеческой фигуры.

Этрусская керамика получила название букера – чёрные полированные вазы.

«Амазонки» - фреска

Римская республика.

 

4 век до н.э. – 1 век до н.э.

Рим подчинил своей власти окрестные племена и народы. Все завоёванные территории превратились в провинции римской республики. В этот период в Риме правили два консула. В этот период искусство проявилось в утилитарных формах. Это были не храмы, не статуи. Это были мосты, дороги, защитные сооружения.

В архитектуре они придумали новый способ постройки. Придумали использовать бетон. Достаточно много сооружений сохранилось.

Строились Триумфальные арки. Прославляли – полководца царя. Благодаря раскопкам Помпеи и других городов о жизни республики было найдено очень много.

Помпеи – высокохудожественно развитый город, где в театре устраивались и драматические произведения и гладиаторские бои. Общественные бани – термы. В Помпеях строили по схеме. Дома и пространство организованы. Верили в загробную жизнь, дома хранили восковые маски умерших родственников. Использовали инкрустационную живопись.

В живописи облицовка стен из драгоценных камней. Архитектурный стиль. Внутри пространства расписывали дома и сооружения.

Начинает складывать Римский скульптурный портрет. Он полностью повторяет модель, но в нём нет чувств и эмоций. В мужских портретах подчёркивают силу воли, решимость. Сохранилось множество портретов Юлия Цезаря

Эпоха Республики – эпоха становления Римского государственности и знаменитого Римского права.

«Аллиева дорога»

«Гарский мост»

«Портрет Цезаря»

«Фреска из Помпеи» - архитектурный стиль

«Хлебная лавка» - фреска из Помпеи

«Менандр» - римский Бог

«Мозаика крокодил»

В Римской республике был развит натюрморт.

 

Римская империя.

 

1 век до н.э – 1 век нашей эры

Первый император – Октавиан Август. Его правление назвали августовским классицизмом. В это время делают скульптуры в виде Богов, не учитывая портретные сходства.

Отреставрировал 84 храма, построил знаменитый пантеон. Построил форум (центр общественной жизни), дав своё имя. Был установлен алтарь мира. Воздвигли в честь обожествления Августа. На алтаре изображён сам Август, вместе с волчицей, кормящей Рема и Ромула.

Заслуга Августа – постройка храма всех Богов – Пантеона. В парке около пантеона была схема дорог, соединяющих всю Империю.

Август построил для себя мавзолей, он не сохранился. Возможно гробница сделана как у этруссков, наверху стояла огромная статуя Августа.

В живописи появляется новый стиль - канделябрный. Вместо колонн и зданий – подсвечники, цветущие сады, изящные решётки, цветы с птицами, бабочками – вечатление красоты и уюта.

Дальнейшее развитие искусства связано с императором Нероном. Считал себя Богом, на Рим смотрел как на собственность. Для себя построил дворец – Золотой дом Нерона.

Правление Нерона – расцвет портретного искусства. Идеализация Августовского классицизма исчезла. Человека показывали внешне и внутренне схожего с моделью.

В живописи ведущим становится натюрморт.

После смерти Нерона – династия Флавиев. При них стали развиваться Триумфальные арки, 1-3-5 пролётные. Общее число арок доходило до 350. Цель арки – увековечить церемонию Триумфа.

В их правление был построен Колизей (для всех видов представлений). Вмещал 50 тысяч зрителей, арена для 3 тысяч гладиаторов.

В 400 году н.э. кровавые игры запрещены. Колизей стали использовать как каменоломню.

Каждый император внёс вклад в развитие художественной и социальной жизни.

Самым большим форумом был форум императора Трояна. До сегодняшнего дня дошла знаменитая колонна (высота 30 метров). Внутри колонны была лестница, венчалась колонна стутей императора. После смерти Трояна урну с его прахом захоронили там же.

Большой скульптурный декор колонны рисует известные события из жизни императора. На колонне изображено 2, 500 фигур, из них 90 — изображения самого императора.

При Адриане был введён пантеон — храме всех Богов. По типу этрусской гробницы был построен мавзолей Андриана. До нас сохранились термы каракаллы.

Достиг развития римский скульптурный портрет. Меняется выразительный язык скульптурный зрачок заменяют полированным мрамором.

«Портрет Сириянки»

«Портрет богатой Римлянки»

Со второй половины 2 века Рим вступает в эпоху кризиса, начинается упадок. Последний памятником стала конная статуя Марка Аврелия. Образец для дальнейших конных статуй.

На обломках римской империи возникла новая религия. Возникла в римских катакомбах.

В 395 году раздел Римской империи на Западную и Восточную. В 476 году Римская Западная империя пала. Рим был захвачен варварами.

5 век считается началом новой формации — феодальной. С падением Империи закончился рабовладельческий строй.

Следующая эпоха — Средневековье длилась с 5 по 17 век. Время феодализма. Время называют тёмными веками.

«Добрый пастырь» 4 век.

 

Средневековое искусство.

 

В этом искусстве заказчиком была церковь. Использовала искусство для укрепления веры и устрашения веры. Искулючила античные идеалы. Исключила прекрасное обнажённое человеческое тело.

Главная цель — показать духовность, движение души. Искусство не подражает природе, не стремится к реальности. Вырабатывается иная система пластического языка и выразительные средства.

По доктрине церкви земере существование ничтожно по сравнению с загробной жизнью. Земная жизнь не может стать предметом изображения.

Всё средневековое искусство делится на три периода:

1) Дороманский

2) Романский

3) Готический

Дороманское искусство.

В этом искусстве архитектура приходит в упадок. Забыты были техники рисмкого инженерного искусства.

С 6 по 8 век было развито ДПИ и ювелирное искусство. Период — царство орнамента. Присутствует «звериный» стиль. Динамичные узоры лент, спиралей, фантастических животных и птиц.

Особенного расцвета достиг орнамент книг. Переписывали их в специальных мастерских монахов — скрипториях.

Заглавная буква — произведение искусства. Голубь, чаща, крест — символы на страницах книг.

В Дороманский период не получило развитие монументальноая живопись и скульптура. В этот период правит (конец 8 века) — Карл Великий. Это эпоха — католическая империя. Заслуга Карла — развивал религиозное искусство, после его правления путь к полетеизму был закрыт.

Любимой книгой периода становится Апокаллипсия. Фрески не сохранились (пейзаж отсутствует, плоскостность, холодные цвета).

«Реликварий» шкатулка — храм

«Шлем из золота»

 

Романский период (9-13 века).

Складывается тип феодального замка. Дерево заменяется камнем. Замок строили на возвышении. Это был символ власти феодала. В центре располагалась Донжон (главная башня). Наверху жил синьор, ниже слуги, хранилища, тюрьма.

Строится множество городов. Начинают играть главную роль в жизни страны. На пересечении под углом 90 градусов рождался центр города. В центре была рыночная площадь, главный собор. Улицы города заселялись по профессиям.

Романский период — расцвет монументальной живописи и скульртуры. Росписи покрывает весь храм. Скульптуры декорируют внутренние и наружные поверхности. Множество росписей связано с мученичеством, множество назидательных притч, сцен страшного суда.

«Рисунок в Евангелие»

«Мозаика палатинской капеллы»

Шедевр этого периода - Пизанская башня (Италия). Пизанский собор — стоят рядом. Украшены одинаковыми арками.

Готическое искусство.

Кульминация средневекового искусства. Развитие светской литературы, поэзии, театрального искусства. Готическое искусство связано с развитием городов. В архитектуре появляются гражданские постройки, суды, биржи, больницы, склады, рынки. На площади разыгрывали мистерии.

Сложился тип готического храма. Он устремился вверх, имеет стрельчатые арки, шпили имееют каркасную систему. Обилие скульптуры, которая покрывает весь храм. Скульптурный декор иллюстрирует священное писание. Вместо фресок стали использоваться витражи. Или живопись по стеклу.

С конца 12 века центром средневековой Европы становится Франция.

Известные соборы:

«Собор Парижской богоматери» самый известный

«Второй собор в городе Шартре»

«Зий в городе Аньене»

В позднюю готику фигуры становятся более подвижными, динамичными. Подробней передаются складки одежды. Особый интерес вызывало витражное искусство, которое использовало цвета молитв: красный, синий, фиолетовый, жёлтый. Витражи рассеивают свет, он становится загадочным и приглушённым.

2 типа: фигуративный и орнаментальный.

Главным признаком готического собора является готическая роза. Розой называют Деву Марию.

 

Исскуство эпохи Возрождения.

 

Эпоха Возрождения началась раньше всего в Италии. В этой стране были сильны античные традиции и большое влияние светской культуры.

3 периоды:

- ранний (13-14 века)

- высокое(конец 14-15 века)

- позднее (16-начало 17 века)

В Италии возродился интерес к человеку и гумманистическим идеалам. Появилось новое мировоззрение. Торжество человеческого разума, вера в силы и возможности человека. Человек опять стал мерой всех вещей.

Раннее Возрождение основано на идеалах предыдущей эпохи. Самыми известными представителями стали: Джотто, Ботичелли. Учитель Винчи-Верольо Донателло скульпторы: Мозачьо, Перуджино.

Открывает раннее Возрождение Джотто ди Бондоне. Представил религиозные события как реально существующие картины. Его работы эмоциональны, пронзительны. Вместо разобщённости фигур Средневековья, создал картину повествования.

Вместо византийского золотого фона, делает пейзажный фон. Фигуры малоподвижны, массивны (от средневековья). Джотто старается передать анатомию человеческого тела. Иногда вставляет предмета быта. По его проекту была построена колокольня Флоренского собора.

Самое известное произведение:

«Поцелуй Иуды»

«Положение во гроб»

«Обручение Марии и Иосифа»

«Тайная вечеря»

«Введение Богородицы во храм»

Ботичелли пошёл дальше, его творчество стало выразителем эстетических идеалов двора Медичи. Работает над мифологическими образами. Принимает участие в росписи Сиксинской капеллы. Они соперничают росписями с Микеланджело.

Самые известные работы:

«Рождение Венеры»

«Весна»

Работают скульпторы: Верокьо, Донателло. Занимались и живописью и скульптурой. Донателло эволюционировал в своём творчестве, так как чувствовал трагизм мира и отношения с этим миром.

Известные работы:

«Давид»

«Иоанн Креститель»

Создатель конного монумента- «Памятник Гаттамелате»

Из поздних работ:

«Мария Магдалина»
«Иоанн Креститель» (старая)

Высокое Возрождение представлено именами Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буаноротти. Начинает Высокое Возрождение Леонардо, вершина — Рафаэль.

Леонардо — человек титан (интересы во всём). Писал стихи, пел, был инженером, изобретателем, математиком, увлекался анатомией. Изобрёл механический барабан. Освоил 7, 000 листов рукописного текста. По мнению историков Леонардо не хотел, чтобы его записи попали неквалифицированным людям. В них изобретение: самолёта, подводной лодки, водолазного костюма, танка, велосипеда. Самому Леонардо принадлежат 12 картин. Его признание началось с картины его учителя Верокие «Крещение Христа».

Об искусстве Возрождения написана книга Дж. Вазари, писал её после смерти всех титанов Возрождения.

Леонардо выразил гумманистический идеал своей эпохи, соединяя в своём творчестве научное и художественное начало.

Его основные произведения:

«Джоконда» (Мона Лиза)

«Автопортрет» (старик)

«Благовещение»

«Дама с горностаем» (хорёк)

«Портрет Дженервы де Бенчи»

«Иоанн Креститель»

«Мадонна в гроте»

«Мадонна Бенуа» (очень молодая)

«Мадонна Литта»

Самая большая - «Тайная вечеря». В монастыре Санта Мария дель Грация. Показал через реакцию людей — раскрыть извечные вопросы бытия.

«Джоконда» - такой интерес тс 19 века, так как была украдена (версия- он в женском обличии).

Рафаэль Санти — вершина Высокого Возрождения. Решил в своём искусстве две задачи:

1) Пластическое совершенство человеческого тела, которое выражает гармонию всесторонне развитой личности.

2) Сложная многофигурная композиция.

Именно он соединил в своём творчестве античные традиции с новым западно — европейским искусством. Прославился изображениями Мадонны. Именно они принесли ему всемирную славу:

«Мадонна со щеглёнком» ( с двумя детьми)

«Мадонна Конестабиле» (в раме)

«Мадонна в зелени»

«Мадонна в кресле»

Вершиной стала - «Сикстинская Мадонна»

Эволюция изображений Мадонны такова: от безмятежной и светлой материнской любви — к идеальному, гармоничному, глубоко — философскому образу.

Последняя работа - «Преображение» (он её не закончил)

Рафаэль умер в 37 лет при загадочных абстоятельствах, имея большую школу учеников.

Известен как талантливый портретист, где запечатляет человека своей эпохи с внутренней гармонией и уравновешенностью.

«Портрет кардинала»

«ПортретАльтавито»

«Портрет графа Костильоне»

«Портрет учителя по фехтованию и автопортрет»

«Автопортрет»

«Фернарина»

Третьим мастером, завершающим Возрождение, открывающим новое стилистическое направление — барокко, стал Микеланджело Боунаротти. Вошёл в историю как Микеланджело.

Почувствовал кризис гумманистического мировоззрения Возрождения, в своих произведениях показал взволнованные, смятённые образы. Известен как скульптор и живописец.

Его лучшим произведением является — роспись Сикстинской капеллы, над которой он работал 4 года.

Первое произведение принесло ему большой успех - «Пьета» - в переводе означает «оплакивание». Многие художники создавали образ Пьеты. Это мраморная скульптура — мать оплакивает Христа.

«Пьета Бандини» (предвестник барокко).

Микеланджело очень много путешествовал, но это дало ему возможность познать приёмы скульптуры и живописного письма.

Следующей работой, которая подняла общественный статус Микеланджело была «Статуя Давида» (около 5 метров), всё гармонично. Скульптура показывает Давида перед решающим броском. Микеланджело передал непреклонную волю, гражданское мужество, мощь свободного человека.

Сикстинская капелла была расписана на высоте 18 метров. Площадь 600 м кв (вся священная история).

Самыми известными работами являются:

«Сотворение Адама»

« Потоп» (яркие эмоции)

«Сотворение Евы»

«Страшный суд» (одежду рисовал не он). Это не торжество справедливости, а катастрофа и крушение мира.

Делает два надгробия для гробницы Медичи и Лоренцио. Они аллегоричны, на них скульптурные изображения, символы быстротекущего времени.

Изображения самих Медичи - «Лоренцо Медичи»

Разрабатывал Собор Святого Петра. Сделал рисунок и чертёж купола.

Его последние работы очень динамичны, относятся по признакам к барокко.

«Воставший раб» (поворот тела)

«Умирающий раб» (поза эмоционально, лица нет)

Микеланджело похоронен в церкви Санта Кроче. Некоторые искусствоведы считают его первым художником и архитектором барокко.

 

Художественная культура Западной Европы 17 века.

 

17 век полностью изменил мировоззрения. Человек стал частью мирозданья.

3 основных течения, характерных 17 веку:

- барокко (ведущий стиль)

- классицизм

- реализм

Характерно для барокко.

1) Контраст высокого и низкого, чувственного и рационального

2) Темы чуда, мучений, мистицизма

3) Повышается эмоциональность

4) Показ внутренней духовной жизни
5)
Гиперболизация, аффекты, патетичность
6)
Искусство тяготеет к монументальности, пышности, перегружено декоративными деталями, ассиметрия.

7) В живописи используется диагональная композиция, сложность ракурсов и поз, объединение пространства. Контрасты света и тени. Контраст световых пятен.

8) Характерна иллюзионность (окна, зеркала). Расширяет пространства.

9) Синтетические жанры искусства: садово — парковый комплекс всместе с здание, дворцовый ансамбль.

Барокко — причудливый, вычурный, жемчужина неправильной формы. Родиной этого жанра считают Рим, первым скульптором и архитектором считается Лоренцо Бернини. Придворный скульптор и архитектор, выполнял заказы церкви, аристократии.

Самое известное произведение — площадь перед собором Святого Петра.

Барочное оформление улиц таково: архитектурной доминантой в начале и в конце улицы были монументы, обелиски, фонтаны.

«Фонтан Баркаччо»

«Фонтан Тритон»

«Фонтан четырёх рек»

Основателем барочной скульптуры и барочного парадного портрета:

«Портрет Людовика XIV в Версале» (волна одежды и волос)

«Портрет Констанци Бонарелли»

«Давид» (сомкнуты губы, морщины на лбу)

«Похищение Прозерпины»

«Экстаз Святой Терезы»

В Италии 17 века сложились два направления барочной живописи:

1) Балонский академизм

2) Караваджизм

Братья Караччи организовали в Колонии Академию художеств, которую назвали «Академия направленных на истинный путь». Создали каноны академической живописи, которые и использовали Академии Художеств других стран. Задачей Академии было приукрасить жизнь, окружающий мир, чтобы он был достоен изображения. У Караччи всё идеализировано: люди, пейзаж, природа.

«Венера, Адонис и Амур»

«Похищение Европы»

Представителем другого направления был Микеланджело Меризи, прозвище Караваджо. У него было много последователей, оказал влияние на 17-18 века.

Он был против классического академического направления, наоборот рисовал не мифические античные сюжеты, а старался показать низы общества (каторжники, шулеры, гадалки). Поэтому его главное достижение — реалистическая живопись.

Главные темы не только бытовые, но и религиозные сюжеты. Святых он изображает очень вязко, плотно кажутся не святыми, а настоящими грубыми крестьянами.

Основные произведения:

«Гадалка» (первый сюжетный парный портрет)

«Давид и Голиаф» (оторванная голова)

«Мальчик, укушенный ящерицей»

«Медуза Горгона»
«Нарцисс у ручья» (симметрия)

«Неверие Святого Фомы»

«Победитель Амур»

«Вакх» (венок из листьев, фрукты)

«Коронование терновым венцом»

«Лютнист»

«Маленький больной вакх» (бледный)

«Шулеры»

«Идифь, убивающая Олоферна»

 

Испанское барокко.

Больше связано с традициями Средневековья. Основными заказчиками искусства была королевская власть и церковь, при приоритетной роли церкви. Характерны мистицизм, идеализм.

В Испанском барокко идеал национального героя выражен в образах святых.

Эль Греко. Своим творчеством предвосхитил экспрессионизм 20 века. Учился в Италии у Тициана, рано сложился как художник с собственной манерой письма. На его творчество повлияла византийская мозаика. Тематика— религиозная, реже использовал античную, пишет много портретов и пейзажей.

Характерно: ассимитричность, удлинённое лицо, широко открытые, тёмные глаза большие, все его герои живут богатой внутренней жизнью, напряжённой. Этому способствует выбор цветов: зелёный, жёлтый, красный, синий. Эти яркие цвета передают напряжение и внутреннее беспокойствие.

«Апостолы Пётр и Павел»

«Евангелист Иоанн»

«Мария Магдалена»

«Спаситель мира» (Иисус Христос)

«Христос, несущий крест»

«Снятие одежд с Христа»

«Поклонение пастухов»
«Лаокоон»

«Мальчик, раздувающий лучину»

«Святое семейство»

Дино Веласкес. Портретист, служил придворным художником короля Филиппа IV. Писал портреты простых людей, окружение короля. Первые его работы связаны с жанром бодегонас — бытовой жанр. Даже религиозные темы также трактует в жанре бодегонаса.

«Продавец воды в Севилье»

«Старуха, жарящая яйца»

«Вышивальщица»

«Филипп»

«Инфанта Маргарита»
«Королева Изабелла»

«Мария Тереза»

«Марс» (бог войны)

Три известные картины:

«Менины» (фрейлины, в ней автопортрет)

«Венера с зеркалом» (изображено первое обнажённое женское тело в Испании)

«Пряхи» (поэтика труда, гимн труду) картина в картине

 

Фломандское барокко.

 

Представлено именем Питера Пауля Рубенса. Был очень творческим человеком, знал несколько языков. Его творчество показывает идеал человека своей страны. Отсутствует мистика, экзальтация.

Характерно: воспевание физической красоты, рисует идеал фломандской женщины (пышнотелая, пышноволосая блондинка). Главное показать динамику и движение. Всё это выражает радость бытия, наполненность каждого дня, гимн жизни. События личной жизни повлияли на его творчество.

«Автопортрет»

«Автопортрет с Изабеллой Грандт»

«Изабелла Крандт»

«Вакх»

«Венера перед зеркалом»

«Геракл»

«Голова Медузы Горгоны»

«Отцелюбие римлянки»

«Портрет Елены Фоурмен» (вторая жена)

«Шубка»

«Персей и Андромеда»

«Союз земли и воды»

«Самсон и Далила»

 

Голландское барокко.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1084; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.308 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь