Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Русская художественная культура



Русская художественная культура

Языческая Русь

Киевская Русь

- Символика икон

- Феофан Грек

- Основные архитектурные памятники Древнего Новгорода

Художественная культура других древнерусских княжеств

Художественные открытия в Московской Руси

Художественная культура 17 века

- Соборы

Красная Площадь

Андрей Рублёв

- Основные черты стиля Андрея Рублёва

Дионисий

Художественная культура России 17 века

- Две художественные школы

- Московское нарышкинское барокко

Художественная культура России 18 века

Значение деятельности Петра

- Работы Трезини

- Работы Карло Растрелли

- Работы Барталомео Растрелли

Первая русская национальная художественная школа

- Иван Никитин

- Иван Вишняков

- Иван Аргунов

- Фёдор Рокотов

- Антон Лосенко

- Дмитрий Левицкий

- Владимир Боровиковский

Художественная культура России 19 века

- Эстетические принципы романтизма

- Карл Брюлов

- Алексей Венецианов

- Василий Тропинин

- Орест Кипренский

Художественная культура России 2-й половины 19 века

- Иван Крамской

- Василий Перов

Три направления пейзажной живописи 19 века:

- Сергей Саврасов

- Иван Шишкин

- Архип Куинджи

- Иван Айвазовский

- Василий Поленов

- Викторий Васнецов
- Илья Репин

- Василий Суриков

- Николай Ге

Искусство Серебрянного Века

- Основные признаки Серебрянного Века

- Михаил Врубель

- Иван Левитан

Художественная культура России 20 века

- Виктор Борисов – Мусатов

- Мартирос Сарьян

- Михаил Ларионов

- Наталья Гончарова

- Пётр Кончаловский

 

Русская художественная культура:

Периодизация:

- Языческая русь до 988 года

- Искусство древней Руси

- Искусство просвещения (18 век)

Искусство 19 века:

а) Предреформное искусство

б) Пореформное искусство

- Искусство серебрянного века 90-х годов 19 века до 20-х годов 20 века

- Искусство социалистическго реализма 1920-1991

- Искусство посткоммунистического пространства с 1991

Искусство многонациональное, плюрорестичное, свойственна поликультурность, соединение ИТ (информационных технологий) с развитием культуры.

 

Языческая Русь

В искусстве языческой Руси на основании 3-х особенностей сознания сложился первобытный синкретизм.

Особенности сознания:

а) Анимизм- одухотворённость всего мира

б) Тотемизм- вера в происхождение человека от природного мира.

в) Фетимизм - вера в сверхестественные свойства предмета

Все виды искусства существовали в язычной Руси в неразрывном единстве - синкретизме. От языческой Руси до нас дошли календарные и бытовые обряды (крестины, свадьба, похороны, родины). Кадендарные - масленица, Иван -купала.

Из материальной культуры языческой Руси к нам пришли мартыновские пластинки (7-8 век нашей эры) и зоручский идол.

Язычники своим идолам молились на канищах. Канище - возвышенное место, на него ставили идола и приносили ему жертву, ограждалось забором.

Киевская Русь

 

Русь взяла новую религию из Византии.

Первоначально православные каноны были взяты из Византии. На Руси сложилось древнерусское искусство, которое было биполярным по своей сути.

Искусство было 2-х видов: религиозное и народное.

Народное считалось бесовским и низшим. Представители народного искусства- скоморохи. Из живописных работ - Лубок (рисунок на верхней части коры). Древне - русское искусство было каноничным, соборным, символичным и анонимным. Иконы рисовали по прорисям, храмы строили с Запада на Восток, пение в церкви было одноголосным, мужским и без аккомпанимента.

Анонимность: считалось, что твоей рукой водит Бог, а не ты сам.

Символичность: каждый цвет, колличество куполов, жесты имели символическое значение.

Соборность: подчинение искусства единому духовному порыву.

Символика икон

Виды изображения Богоматери:

1) Оранта (это жест покровительства и защиты- руки подняты вверх)

2) Умиление или Глеус (когда младенец щека к щеке прижимается к матери)

3) Одимитрия (путеводительница - рука указывает на Христа)

4) Знамение (поза оранты, но на груди медальон Христа. Иуда)

Типы изображения Иисуса Христа:

1) Вседержитель или кантократ (книга с учением, жест сузности Бога, изображённый по пояс)

2) Распятие

3) Спас в силах (изображение на кресле в окружении высших сил, хирувимы и скрайтеры - круг и ромб)

4) Спаси Имануил (изображение в отрочестве, возрасте от 10 до 12 лет)

5) Спас Великий Архиерей (как высшее монашеское лицо, в мантии соответствующей высшему церковному сану)

6) Спас Нерукотворный (лицо на куске ткани без шеи)

Символика цвета:

Каждый увет в иконе имел своё значение.

Красный- цвет жертвы, цвет новой жизни

Чёрный - цвет дьявола, тёмных сил

Белый - цвет святости, чистоты, невинности

Золотой и жёлтый - цвет Божественного сияния

Голубой и синий - цвет небесного царства

Коричневый - цвет всего тёмного и временного

В иконе нет серого цвета - цвет небытия, неопределённости.

 

Феофан Грек

Возможно родился в 30х годах 14 века. Умер после последней записи в 14 веке. Вместе с Андреем Рублёвым расписывал Преображенский собор. Он работал в старой византийской традиции. Красно-коричневая гамма, тёмные, огромные глаза, суровое, аскетичное лицо, серые и белые блики на лице, одежде, руках.

Искусствоведы считают, что Феофан Грек был сторонником учения о повсеместно развитом свете. Блики помогают передать внутреннюю динамику, напряжение, внутреннее горение.

« Богоматерь Донская»

« Учения Богоматери»

 

Основные архитектурные памятники Древнего Новгорода:

 

1) Софийский собор(Строгость, суровость, монументальность. Никаких узоров. Стоит на возвышении)

2) Церковь Рождества Богородицы в Кирыни.

3) Церковь Спаса на Нередице. ( Новгород испытал влияние Европы, а именно готичность. Длинные, узкие окна)

4) Спас Преображения на Ильине улице (работал Феофан Грек)
5) Церковь Фёдора Страгината на ручье. (Однокупольность)

6) Церковь Спаса Нерукотворного

7) Церковь Николы на Непре

8) Георгиевский собор Юрьева монастыря

Для Новгородской архитектуры характерна камерность в сочетании с монуменатльносью, аскетизмом. Распространены стреловидные купола и церковь превразается в «Воина на страже защиты веры».

Художественная культура других древнерусских княжеств:

Владимиро-Суздальское:

Монументальное строительство было положено Владимиром Мономахом. Он стремился укрепитиь границы своего княжества.

1) Собор Спаса Преображения в Переяславль-Залесском.

В этом соборе очень много от Киевского зодчества: монументальность, квадратность. Собор также был символом русской государственности. В этих соборах также как и в Новгороде нет киевской красоты. Ранний период зодчества связан с правлением Андрея Боголюбского.

Князь выбрал столицей княжества город Владимир. Заканчивался золотыми и серебярнными воротами. Серебрянные не сохранились, первоначально они несли оборонотельное значение, но сейчас они воспринимаются как триумфальная арка.

Одной из самых красивых построек является Успенский собор 12 века. Этот собор имел символическое значение. Он был символом величия княжеской власти.

Самое известное строение – Храм покрова Богородицы на Нерли. Для этого храма было выбрано удачное место. Это лёгкий и изящный храм. Культурное украшение фасада многозначно. Здесь изображён библейский царь Давид с музыкальными инструментами. Есть мнение, что Давид слогает гимны в честь Андрея Боголюбского. Архитекторы сказали каменное слово в похвалу князю.

Мотив прославления княжеского могущества это Дмитриевский собор. Владимирские мастера не следовали обычным схемам. Храм резной, богато украшенный. В рельефах образы исторические и религиозные: Соломон, Александр Македонский.

Во Владимиро - Суздальском княжестве сохранились иконы 12, начала 14 века. Они свидетельствуют о сохранении традиции письма. Икона «Богоматерь Оранта» перекликается с монументальной мозаикой.

Соединении нескольких изображений Богородицы это начало русской традиции.

В годы бедствий народ поклонялся ещё и мученику Дмитрию Шалунскому. Сохранилась икона, которая свидетельствует о мастерстве живописцев. На этой иконе изображён князь и святой одновременно. Оружие часто бывает на иконах 12-13 веков.

Из псковских сооружений известен Нейрожский монастырь. Также имел оборонительную функцию. В Пскове сложилась своя манера иконописи. Она экспрессивна, динамична, подвижна. В иконах основной цвет- красный, золотой. Затем это будем характерно для Московской школы.

Древнерусские княжества выражали духовные идеалы своей эпохи. Период становления национальной художественной культуры.

 

Красная Площадь.

 

Так называлась по значению слова красивая (из словаря Даля).

- Первоначально эту площадь строили, чтобы не допустить пожара в Кремле.

- Первоначально площадь называлась торг - 15 век.

В 16 веке на ней было построено Лобное место и храм Василия Блаженного. В 19 веке памятник Минину и Пожарскому. Скульптор - Мартое. Из-за опасности указывает рукой на Кремлёвский съезд. В 20 веке мавзолей Ленина и некрополь у кремлёвских стен. Строил архитектор Шусов, выдержан в траурных тонах - красное и чёрное. Здание исторического музея – архитектор Шервуд – 19 век. Верхние торговые ряды (ГУМ).

- 1967 год Кремлёвский дворец съездов.

- 16-17 века Кремлёвский дворец, как резиденция царя. Архитектор Фрязин Антон.

Андрей Рублёв.

Примерные годы жизни: 1360-1430. Известно, что в 1405 году он расписывал Благовещенский собор в Кремле вместе с Феофаном Греком.

- Был очевидцем Куликовской битвы, лично знаком с Сергием Радонежским. Возможно Рублёв из семьи иконописцев, но имел собственное видение мира.

Несмотря на совместную работу с Феофаном Греком, он не взял на вооружение его экспрессивность и устрашение. Очень много росписей сделано совместно Рублёвым и Греком.

- Деятельность Андрея Рублёва связана с двумя монастырями: Троицко-Сергеева Лавра, Спасо-Андронниковский монастырь.

Сохранились иллюстрации к Евангелию Хитрова (фамилия заказчика, который заказал книгу). Считается, что её иллюстрировал Андрей Рублёв вместе с Данилом Чёрным. Уже в этих иллюстрациях сформировался индвидуальный почерк мастера. Специфические позы, наклон головы, причёска, гармония между внутренним и внешним миром.

В 1918 году И. Грабарём были спасены иконы Рублёва из Звенигородского чина: (из Успенского собора)

- Спас Вседержитель

- Апостол Павел

- Архангел Михаил

Рублёвский Спас – духовная мощь, жалость, утешение и заступничество.

Высшим достижением Андрея Рублёва считается икона «Троица» (называют джакондой 14 века). По смыслу икона многопланова. Выражает не только религиозный смысл, но и общечеловеческое гумманистическое значение. Икона была написана во время объеденения земель вокруг Москвы, страстного призыва Сергея Радонежского к этому объеденению.

- У Рублёва отсутствуют главные герои этой сцены: Сара, Авраам.

- Образ «Троицы» помещён в круг, как символ вечности. Фигуры ангелов внутри себя также образуют круг.

- Краски у Андрея Рублёва очень яркие, чистые, насыщенные. Особенно восхищает «голубец» - голубая краска, перемешивали бирюзу – небесно голубой цвет.

- Вытянутое изображение головы.

- Горки несущий пейзаж на иконе.

 

Основные черты стиля Андрея Рублёва:

1) Глубокая философия

2) Божественный внутренний свет

3) Соединение божественной любви и красоты

Основной критерий его творчества – духовность.

Завершает расцвет древне - русского иконописного творчества – Дионисий.

Работы Дионисия утвержали другую красоту. Они работали на прославление новой русской государственности.

У Дионисия нет ни трагической экспрессии Грека, ни философского обобщения Рублёва.

Мир Дионисия: изящество, ликование, праздничность, декоративность, музыкальность (писал работы по молитвам: Акафисты, Тролари, Кандаки).

О Дионисие известно мало что, но известно точно: не был монахом, была семья и два сына Владимир и Феодосий, стали известными иконописцами.

- Приблизительные годы жизни 40-е годы 15 века до 10-х годов 16 века.

Ранне творчество Дионисия проходило в Пафанутьево - Боровском монастыре и в Успенском соборе Московского Кремля ( работы не сохранились).

- Сохранился Алтарный свод Успенского собора Кремля.

- Ферамонтов монастырь, Храм рождества Богоматери, в них он работал с сыновьями.

- В Третьяковской галерее сохранилось « Распятие» - наиболее известное произведение.

Работы Дионисия завершают искусство Древней Руси:

Грек => Рублёв => Дионисий

В 16 веке в музыке появляется трёхголосное пение, партесное пение, начинает формироваться шатровая архитектура.

16 век кульминация – предвозрождение России.

Иван Никитин.

Стоял у истоков реалистического портрета. Любимый хужожник Петра. Оставил несколько портретов Петра I.

- Самый лучший портрет Петра:

«Портрет в медальоне»

«Пётр I на смертном одре»

- Самой известной работой был:

«Портрет Напольного гетмана»

«Парадный портрет» (с орденами на тёном фоне)

«Портрет Анны Петровны»

«Портрет Елизаветы Петровны»

«Наталья Алексеевна» (сестра Петра)

«Портрет Екатерины I» (жена Петра)

«Портрет молодого человека»

Иван Вишняков.

Учился в Оружейной палате у известного мастера Караванна.

- Прослеживаются признаки роккоко.

«Портрет Сары Фермар» (манерность)

«Портрет Георга Фермара» (кукольность)

Исполняет яркие цвета, но все модели решены плоскостно. Прославился изображением детских портретов.

«Девочка с птичкой»

«Портрет Елизаветы Петровны»

«Рождество Богоматери»

 

 

Иван Аргунов.

Крепостной у графа Шереметьева. Воспитал многих живописцев второй половины 18 века. Работал по заказам графа Шереметьева и его окружения. Был надзирателем домов и дворцов Шереметьева.

В его портретах нет идеализации, показывет своих современников реалистично, какими они были в действительности. Столя у истоков нового комического портрета, который будут исполнять в первой половине 19 века. Венецианов, Кепренский. Особенно ярко это проявилось в портретах четы Хрипуновых.

- Самый известный портрет:

«Портрет Неизвестной в русском костюме» (кокошник, красный сарафан)

- Портрет Бориса Шереметьева (объём засчёт расположения туловища)

- Портрет Екатерины II.

 

Фёдор Рокотов.

 

Крепостной, был замечен графом Шуваловым, привезён в Академию Художеств. Один из первых русских художников, получивших вольную. Первым изменил репрезентативный портрет. Модели изображены как благородные люди. Продолжал линию камерных портретов. Писал лучших интелегентных людей своего времени.

В 80-х годах 18 века манера становится более сдержанной, классической. Портреты лишены камерности и теплоты. В целом остался мастером портретной живописи.

«Портрет Майкова»

«Портрет графа Шувалова»

«Портрет графа Орлова» (надменный, хитрый)

«Портрет Неизвестного в треуголке»

«Портрет Неизвестного в ровозом»

«Портрет Струйской»

«Портрет Квашниной»

 

Антон Лосенко.

 

Основоположник исторической живописи. Впитал идеалы классического искусства - идея служения родине, патриотизм, идея самопожертвования, идеализация природы и человека, театральность и пафосность.

Классическая картина напоминает театральную сцену:

«Владимир и Рогнеда» (театрализовано на действительный эпизод истории России.

Вторая картина:

« Прощание Гектора с Андромахой» (сюжет Гомера, очень театрально).

На лирические темы написал:

«Авель»

«Чудесный улов»

«Авраам и Исаак» (ангел отвёл руку)

Писал портреты первых режиссёров и драматургов (Шумского, Волкова, Сумарокова)

«Портрет Павла I»

«Портрет Волкова» (первый трагический актёр, режиссёр)

 

Дмитрий Левицкий.

Итог развития живописи 18 века. Родился на Украине в семье священника. Был замечен художником Антроповым, после чего поступил в Академию Художеств. 17 лет преподавал там портретный класс. Слава пришла ему с портретом архитектора Кокоринова. Его портреты отличаются реалистичностью при условности портретов его времени.

«Портрет Демидова» (ботаник)

- Портреты современников (Дьяков и Львов)

- К 80-м годам относится:

«Портрет Екатерины II в храме правосудия» (с этого портрета сделаны многочисленные копии самим художником)

- Левицкий – вершина 18 века:

«Портрет Алимова» (на арфе)

«Портрет Молчанова» (физик)

«Портрет Дени Дидро» (в домашнем халате)

 

Владимир Боровиковский.

Создатель сентиментального портрета. Родился в семье иконописцев. Его талант заметил Николай Львов, привёз его в Петербург. Он не учился в Академии Художеств, его учитель – Левицкий.

Эстетика сентиментализма. Каноном его сентиментального творчества стали портреты женщин по пояс на фоне природы, с цветами, фруктами.

«Лизонька и Дашенька»
«Портрет Нарышкиной»
«Портрет Луизы де Эталь»

- Нарисовал портрет Екатерины II в царскосельском саду. Императрице он не понравился.

В начале 19 века он возвращается к иконописи, расписал иконы Казанского собора, Смоленской церкви в Петербурге.

«Троица» (Бог-отец, распятый Христос, Святой дух)

«Спас Нерукотворный»

«Богоматерь»

 

Карл Брюлов.

Соединил в своём творчестве академическую живопись и романтические устремления. Карл Брюлов родился в семье, где занимались искусством. Живописцы, архитекторы, художники. Брюлов в 10 лет поступил в Петербургскую Академию Художеств. После окончания уезжает в Италию как пенсионер.

На протяжении всей жизни творчество эволюционировало, особенно это заметно в портрете. ( Автопортрет в позднем периоде творчества).

Его кисти принадлежат портреты лучших людей Пушкинской поры: Жуковского, Крылова, графа Салтыкова, певицы Джудиты Паста. Портреты архитектора Тома.

- В поездке по Италии оставил полотна:

«Итальянское утро» (итальянская девушка)

«Итальянский полдень» (девушка с виноградом)

- В академической манере:

«Версавия» (темнокожая служанка)

«Нарцис» (ангелочек наверху любуется своим отражением)

«Девушки, собирающие виноград»

- Три года Брюлов истратил на:

«Последний день Помпеи»

В 1827 году Брюлов посетил Помпеи. Он был потрясён увиденным, три года создавал огромное полотно.

«Вечерня»

«Всадники» (серая лошадь, пара. движение и спокойствие)

«Портрет графини Самойловой» (покидает бал)

«Портрет Елизаветы Павловны с дочерью»

«Всадница»

 

Алексей Венецианов.

Стал певцом патриархального духа. Оставил работы, которые рисуют патриархальный, облагороженный образ жизни крестьян. Избрал крестьянскую жизнь своей темой. Учился у Боровиковского. Свою тему нашёл, когда уединился в имении в Тверской области.

«Гумно»

«Девушка с телёнком»
«Жнецы» (пара)

«На жатве. Лето» (в красном сарафане)

«На пашне весна»

«Портрет матери»

«Девушка в платке» (тёмный платок)

«Спящий пастушок» (показывает пейзаж подмосковья)

 

Василий Тропинин.

 

Был крепостным, только в 45 лет освободился от крепостной зависимости. Окончив Академию Художеств жил и работал в Москве.

Его стиль – непринуждённый, домашний. Картины отличает простота и непосредственность.

«Златошвейка»

«Гитаристы»

«Девочка с куклой»

«Девочка с собачкой»

 

Орест Кипренский.

Вошёл в историю искусства как первый романтический художник, оставивший портреты своих великих современников и участников Отечественной войны. Его не затронул скепсис и разочарование западного романтизма. Все портретырисуют идеал незаурядной романтической личности. Одарённой, умной, душевно мудрой. Часто писал свой автопортрет. Его портреты лишены академической парадности.

«Портрет графа Давыдова» (гусар)

«Портрет Жуковского» (тёмный, светлое лицо)

«Портрет Пушкина» (смотрит в сторону, шейный платок)

«Портрет графа Трубецкого» (с саблей)

- Галерея женских портретов:

«Портрет Олениной» (красавица)

«Портрет Щербатовой» (цвет белый)

«Портрет Абдулиной» (чепец, бусы)

«Портрет Растопчаной» (закрытое платье)

Историческая тема на медаль:

«Дмитрий Донской на Куликовом поле» (театральность, пафосность)

«Мечтательница»

- 3 автопортрета

«Богоматерь»

 

Фёдор Васильев.

Русский пейзажист, работал 7 лет. Умер в 23. Один из несостоявшихся великих пейзажистов. Его работы отличают необычно эмоциональное прочтение природы. Его интересовали драматические контрасты, противопоставление стихий, напряжение перед бурей, свет после грозы, оттепель посреди зимы. Его пейзажы также камерные, лирико – психологические.

- Самые известные работы:

«Оттепель» (чёрное небо, старик, маленькая девочка). Крест дороги и ручья

«Мокрый луг» (двойное небо – солнце, тучи)

«В Крыму. После дождя»

«В окрестностях Петербурга» (сарай)

«Берег Волги после грозы» (рыбаки, лодки, двойное небо)

«Возвращение стада»

«Изба» (крыша проломлена, небо коричневато)

«Утро»

«После грозы» (светлое небо)

 

Василий Поленов.

Художник – пейзажист. Стоял у истоков русского пленера. Получил юридическое образование и закончил Академию Художеств. Работал в историческом, портретном жанрах. Он изменил отношение к этюду (маленькая часть чего-то). Этюд у него самодостаточное произведение.

Работа на пленере дала ему возможность исследовать тонкие соотношения между цветом и светом. Начал использовать цветные тени.

Соединил пейзажную и жанровую живопись - эта идея будет развиваться у живописцев следующего поколения.

«Бабушкин сад»

«Московский дворик»

«Старая мельница» (маленький мальчик рыбачит)

«Золотая осень»

«Лопухи»

«Убитый солдат» (2 собаки, ворон)

«Осень в Абрамцеве»

 

Викторий Васнецов.

Соединил в своём творчестве фольклор, старину и современность. Основатель романтически сказочного жанра. Вершиной творчества стала картина –

«Богатыри»

Илья Муромец – сила, могущество

Добрыня – готовность к подвигу

Алёша – молодость, размышления.

Один из первых обратился к сказкам и былинному эпосу. Его работы не сразу были оценены по достоинству. Работал в разных жанрах и видах искусства. Везде был новатором. Поднял на новую высоту театр, декорацию, старался показать искусство монументального стиля, расписывал церкви в Петербурге, Гусь – Хрустальном, по собственному проекту построил дом – мастерскую в Москве. Владимирский собор в Киеве.

- Васнецов начинал как жанрист – передвижник.

Связывают возникновение былинной темы с переездом Васнецова в Москву, знакомством с Саввой Мамонтовым. Член Абрамцевского кружка.

В Абрамцево родилась серия сказочных работ. Одной из самых известных является:

«Алёнушка» (соединил реальность и сказку)

«Иван Царевич на сером волке»

«Иван Грозный»

«Витязь на распутье»

«Дубовая роща в Абрамцево»

«Богоматерь с младенцем»

«Ковёр – самолёт»

«Радость праведников» (в Киевском соборе)

«С квартиры на квартиру» (жанровая)

Вершиной реалистического искусства стало творчество Репина и Сурикова.

Илья Репин.

В своих произведениях показывал не столько духовно – нравственное состояние общества, как Перов и Крамской, а эмоционально – психологическое состояние. Делал акцент на индивидуальность каждой модели.

- Подмечал позу, жест, движение.

Вершина реалистического портрета:

«Портрет Мусоргского» (был написан за 10 дней до смерти, он умер в психиатрической больнице)

«Портрет Бородина»

«Портрет актрисы Стрепетовой»

«Портрет Антона Рубинштейна»

«Портрет Глинки»

«Портрет академика Павлова»

«Портрет Сурикова»

«ПортретТолстого»

«Портрет Третьякова»
Есть исторические картины, что сближает его с Суриковым.

«Царевна Софья»

«Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

«Заседание государственного совета»

Трилогия, посвящённая разночинцам:

«Арест пропагандиста»

«Не ждали»

«Отказ от исповеди» (в камере священика)

Первая картина, принесшая успех:

«Бурлаки на Волге» (писал 3 года)

Центральной картиной является:

«Крестный ход в Курской губернии»

«Иван Грозный и его сын Иван» (главная тема – раскаяние отца)

 

Василий Суриков.

 

Вторая вершина реалистического искусства второй половины 19 века. Работал преимущественно в исторической живописи. Родом из Красноярска, имел казахские корни. В исторических картинах выражал не только историческую, но и художественную правду.

80-е годы – вершина творчества Сурикова. Его трилогия занимает видное место в художественной культуре России. Все три картины обозначают важные исторические события.

«Утро стрелецкой казни»

«Меньшиков в Березове»

«Боярыня Морозова»

Все три картины показывают кризисы русской истории, как историческую драму.

- Главных героев Суриков пишет в профиль. Выражает таким образом силу характера.

«Портрет матери»

- Есть и другие исторические картины, менее судьбоносные:

«Переход Суворова через Альпы»

«Покорение Сибири Ярмаком»

«Степан Разин» (сам Суриков не любил эту картину)

- Незаконченные картины:

«Княгиня Ольга»

«Взятие снежного городка» (масленица)

 

Николай Ге.

Стоял у истоков основания передвижников. Много работал над философским осмыслением реличиским тем. Не написал не одной жанровой картины, так как считал, что через бытовой жанр нельзя выразить серьёзные этические проблемы.

Задача искусства – способствовать приобщению к красоте духовной.

- Им созданы большие философско – реалистические полотна:

«Что есть истина»

«Христос и Пилат»

«Голова распятого Христа» (экспрессионизм)

- Самые известные картины:

«Пётр I допрашивает царевича Алексея»

«Тайная вечеря»

«Суд Соломона»

 

Е г. 19 в. – 20-е г. 20 в.

Другое название – русккий культурный ренессанс. По мнению искусствоведов, название «Серебрянный Век» дал Бердяев.

 

Михаил Врубель.

 

Врубеля считают основоположником искусства 20 века. Получил хореографическое университетское образование, владел многими иностранными языками. В 24 года поступил в Академию Художеств.

Первоначальный этап творчества связан с работой в Кирилловской церкви, Владимирском соборе в Киеве. Писал в стиле старинных византийских мозаик. К его работам не были готовы, так как они лишены славянского колорита, как у Васнецова. Что придаёт работам Врубеля вселенский смысл.

После неудачи с реалистическими произведениями Врубель написал трёх демонов:

«Демон сидящий»

«Демон летящий»

«Демон поверженный» (павлиньи перья – символ вечности, нетленности. Феникс)

У Врубеля демон страдающий, скорбный, страстный, властный, величавый. Встречаются эпическо сказочные произведения:

«Царевна – лебедь»

«Снегурочка»

- Выделяются:

«Портрет Мамонтова»

«Портрет Забеллы – Врубель»

«Пан» (добрый леший)

«Сирень»

- Работал металлической пластиной.

«Девочка на фоне ковра»

«Жемчужинка» (таинственность – серый, розовый, синий)

«Шестикрылый серафим»

Иван Левитан.

Завершает лирико – психологический пейзаж. Ученик Саврасова, превзошёл

учителя более пронзительной интонацией грусти, более философским подходом, томлениям человеческой души по совершенству к идеалу.

Природа у Левитана – божественный храм, где рождается духовное прозрение человека.

- Первое произведение, которое принесло славу Левитану:

«Осенний день в Сокольниках»

Более 100 картин посвящены осени (любимое время года)

- Реквиемом самому себе стала последняя картина:

«Над вечным покоем» (всё серое, как небо)

- Большим гражданским долгом было написать картину:

«Владимирна» (дорога смерти, вели каторжников, маленькая фигурка женщины – богоматери)

«Золотая осень» (лес, река) - Пушкин

«Март» (запряжена лошадь) - Есенин

«Белая сирень» (импрессионизм)

«Берег моря. Крым»

«Берег Средиземного моря»

«Березовая роща»

«Весна. Яблони цветут»

«Весна. Большая вода»

«Ветренные мельницы» (символ)

«Вечер на Волге»

«Вечернее болото» (закат)

«Вечерний звон» 3 пласта)

«Вечерняя река» (дымка)

«Июньский день»

«Одуванчики»

«Озеро. Русь» (последняя картина)

«Папоротники у воды»

«Розы»

«У омута»

 

Соцреализм

Имел 2 задачи: воспитание нового человека – строителя коммунизма и проведение в жизнь идеологии и идей партии. Метод был во всех видах искусства. В литературе – несознательное, сознательное, рабочий, старый коммунист.

3) Суровый стиль (60-70г)

Показ аскетичных, волевых, энергичных людей. Был связан с развитием кинематографа, документалистики. Характерны чёткие линии, рисунок, композиции. Герои демонстрируются грубые, некрасивые.

Поп – арт

Популярное искусство, которое возникло в противовес элитарному абстракционизму. Синтез разных искусств, влияние компьютерных технологий на развитие искусства.

- Появляется новое художественное пространство – виртуальная реальность.

Первым художественным объеденением была «Голубая Роза». Лидером был Борисов – Мусатов. Соединение импрессионизма с символизмом. Борис – Мусатов: статичные, недвижущиеся композиции, вымышленный иллюзорный мир.

- Известность принесла картина:

«Автопортрет с сестрой»

- Самая известная картина:

«Водоём» (девочка с мамой замерли, лес отражается)

«Куст финика» (осень)

«Одиночество»

«Осенняя песня»

«Призраки»

«Гобелен»

«Леди в голубом» (снежная королева)

К «Голубой Розе» относились Павер Кузнецов и Мартирос Карьян.

Кузнецов продолжает традицию бытового крестного жанра Венецианова. Подобно Гогену открыл красоту в примитивном мире. Воплотил идею Серебрянного Века – объединение в гармонии всего живого и сущего.

- В его творчестве идея прекрасной ясности:

«В степи» (васильковый фон)

«Мираж в степи»

«Спящая в кошаре»

«Весна в Крыму»

«Белая ночь» (лодка, избушка)

Мартирос Сарьян – арменин. Характерно соединение цветных плоскостей, преобладание оранжевого, синего.

- Известнем восточными работами:

«Продавей лимонада»

«В жаркий день у колодца»

«Финиковая пальма»

Группа «Ослиный хвост». Состоит из Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой. Соединили в себе футуризм и примитивизм.

Ларионов писал серии: солдатская, парикмахерская. Его творчество похоже на декоративно – прикладное искусство. Соединил прекрасное и безобразное.

Гончарова (жена) соединение этих стилей. Религиозная тема, крестьянская тема, пейзажная живопись.

«Архангел Михаил»

«Бабы с граблями»

«Велосипедист»

«Евангелист»

«Жнецы»

«Московская зима»

«Прачки»

Объединение «Бубновый валет» самое авангардное, лидер Пётр Кончаловский. Влияние фовистов, кубистов. Пейзажи, натюрморты.

«Агава»

«Семейный портрет»

«Натюрморт с фруктами»

 


Первобытное искусство

- Пути изучения первобытного искусства

 

Древнеегипетское искусство

- Боги Древнего Египта

- Четыре периода истории Египта

 

Искусство Античности

- Античная Греция

- 5 периодов античной Греции

- Античный Рим

- Этрусски

- Римская республика

- Римская империя

 

Средневековое искусство

- Дороманский период

- Романский период

- Готический период

Исскуство эпохи Возрождения

- Раннее Возрождение

- Высокое Возрождение

- Позднее Возрождение

 

Романтизм 19 век

- Основные принципы романтизма

- Теодор Жерико

- Эжен Делакруа

 

Реализм 19 век

- Франсуа Милле

 

Импрессионизм

- Эстетические установки

- Клод Моне

- Эдгар Дега

- Огюст Ренуар

 

Постимпрессионизм

- Ван Гог

Первобытное искусство.

Первобытное искусство включало в себя все виды искусств:

- изобразительное искусство

- скульптура

- декоративно – прикладное искусство

- музыку

- театр

Все эти виды были в первобытном синкретизме.

Открытие первобытного искусства произошло в 1879 году в пещере Альтамира в Испании.

 

Древнеегипетское искусство.

Египетская империя в области искусства была консервативна и канонична.

Всё искусство, вся жизнь были посвящены культу загробной жизни. Два принципа были основой государства:

1) Незыблемость власти фараона

2) Непостижимость законов

У Египтян существовала своя система богов (около 1, 500 лет). Боги были звероподобны. Всё искусство целиком отвечало религии и фараону.

С конца 19 века началась развиваться наука – египтология. Начало положил Жан Франсуа Шампольон. В 1822 году он расшифровал египетские письмена.

Основными видами искусства были:

- архитектура (храмы, гробницы)

- настенная живопись

- начало театра

- скульптурный портрет

 

Боги Древнего Египта.

Бог Хапи – Бог Нила

Бог Ра – птица, солнце над головой

Бог Осирис – основной Бог

Анубис – голова шакала

Бог Тор – в виде орла, сокола

Богиня Исида – руки крылья

Бог Тот – мудрости, письма, с головой обезьяны

 

История Египта делится на 4 периода:

1) Раннее царство – архаический период (3, 000 год до н.э, 1 и 2-я династии)


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1391; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.314 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь