Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Художественная культура России 2-й половины 19 века.
Вторая половина 19 века – сложный, напряжённый период в истории России. Характерна большая концентрация имён на небольшом историческом участке. Разночинная демократическая культура. - Реализм и критический реализм Всё искусство стремилось к «правде жизни». Искусство исследует отношение человека с реальным миром, которое связано с противоречием, конфликтом, личными данными. Широта интересов огромна: от бытового факта до глубоких философских смыслов. Особенно выдвигались этические проблемы, которые ставились в литературе (Толстой, Достоевский). Главные душевные страдания современников, которые болезненно переживали несправедливость мира. Вера в человека и его силы. - Искусство становится ареной для пропаганды идей. - Художник становится пророком. Искусство должно работать на уважение человеческого достоинства, звать к выполнению христианского и гражданского долга. - В культурной жизни открытие 2 консерваторий (1862, 1866). Акдемия Художеств. Осенью 1863 года случился «Бунт четырнадцати». В Академии Художеств во главе с Крамским, Перовым, Мясоедовым образовалась Артель Художников. После распада артели образов Товарищество передвижных художников (передвижники). Идейным вдохновителем передвижников был Иван Крамской. Его творчество неоднородно. - Самые лучшие произведения: «Портрет неизвестной» (синее платье, шляпка с пером) «Христос в пустыне» «Портрет Грибоедова» (в очках, костюме) «Портрет Васильева» (22 года) «Портрет Гончарова» «Портрет Менделеева» «Портрет Некрасова» (последнии дни жизни) «Портрет Толстого» (в рубахе) «Портрет Третьякова» «Портрет Шишкина» «Девушка с распущенными волосами» «Женщина с зонтиком» «Пасечник» «Христос в пустыне» (думает, сидит на камне) «Майская ночь» (русалки, ведьма) Критический реализм в живописи начинается с произведений Пукирева, Перова. «Неравный брак» - Пукирев (нарушение, ему больше 60 лет, она с открытым лицом). Нарисовал себя среди гостей. Василий Перов работал в трёх жанрах: 1) бытовой «Птицеловы» «Рыболов» «Охотники на привале» 2) портретный «Портрет Саврасова» «Портрет Антона Рубинштейна» «Портрет Островского» «Портрет Даля» (худощавый, седой) 3) картины «горя народного» «Последний кабак у заставы» (старая Москва) «Тройка» или «Дети-мастеровые везут воду» «Утопленница» «Проводы покойника» (везут жена, двое детей) «Старики – родители на могиле сына» «Приезд гувернантки в купеческий дом» «Чаепитие в Мытищах» (социальный контраст) - Скандальную известность приобрела: «Сельский крестный ход на Пасху» (пьяный поп) Во второй половине 19 века появились три направления пейзажной живописи: 1) камерно – лирический 2) богатырско – эпический 3) театральный Создателем камерно – лирического пейзажа является Саврасов. - Сущность пейзажа – показать неброскую красоту подмосковной природы. «Грачи прилетели» (первая картина Саврасова, была лучшей на выставке передвижников 1871 года) - Известные картины: «Лунная ночь на болоте» «Радуга» «Сухарева башня» «Ранняя весна. Половодье» «Рожь» (скоро дождь, тучи) «Весна» «Вечер, перелёт птиц» «Зима» «Лосиный остров в Сокольниках» «Бурлаки на Волге» Представителем монументально – эпического пейзажа является Иван Шишкин. Лес, в картинах Шишкина, всегда мощный, большой, богатырский. «Утро в сосновом бору» (медведи принадлежат кисти Совитского) «Сосны, освещённые солнцем» «Среди долины ровный» «Полдень в окрестностях Москвы» (огромное небо) «На севере диком» «Дубовая роща» «Гнилое дерево, покрытое мхом» «Горная дорожка» «Корабельный лес» «Лесное кладбище» «Дебри» (последняя картина) Театральным пейзажем занимался Архип Куинджи. Его пейзаж очищен от всего случайного, пафосный, нереальный. Куинджи любил эксперементировать с красками. Закончил карьеру художника на пике славы. Создал общество имени себя. Помогал молодым бедным зудожником. «Березовая роща» (неживая) «Берег моря» «Вид с Воробьёвых гор» «Днепр утром» «Закат» «Кипарисы на берегу моря» «Ладожское озеро» «Лесное болото» «Лунная ночь зимой» В области батального жанра работал Василий Верещагин. «Апофеоз войны» (черепа) – Вершина творчества Сам Верещагин принимал участие в военных действиях на Туркестанском фронте. На картинах писал слова. «Письмо матери» «Письмо прервано» - цикл ранненого солдата «Письмо осталось незаконченным» «Враги нападают врасплох» «Смертельно ранненый» «После удачи» «Перед атакой» В жанре морского пейзажа (марины) работал Иван Айвазовский. Написал около 6, 000 картин. Всё писал по памяти и очень ими гордился. Море – тема его творчества, писал военные сцены, связанные с морскими сражениями. «Чёрное море» «Девятый вал» «Голубая волна» «Кораблекрушение» «Всемирный потоп» «Голубая волна» «Сотворение мира» (облако – Бог)
Фёдор Васильев. Русский пейзажист, работал 7 лет. Умер в 23. Один из несостоявшихся великих пейзажистов. Его работы отличают необычно эмоциональное прочтение природы. Его интересовали драматические контрасты, противопоставление стихий, напряжение перед бурей, свет после грозы, оттепель посреди зимы. Его пейзажы также камерные, лирико – психологические. - Самые известные работы: «Оттепель» (чёрное небо, старик, маленькая девочка). Крест дороги и ручья «Мокрый луг» (двойное небо – солнце, тучи) «В Крыму. После дождя» «В окрестностях Петербурга» (сарай) «Берег Волги после грозы» (рыбаки, лодки, двойное небо) «Возвращение стада» «Изба» (крыша проломлена, небо коричневато) «Утро» «После грозы» (светлое небо)
Василий Поленов. Художник – пейзажист. Стоял у истоков русского пленера. Получил юридическое образование и закончил Академию Художеств. Работал в историческом, портретном жанрах. Он изменил отношение к этюду (маленькая часть чего-то). Этюд у него самодостаточное произведение. Работа на пленере дала ему возможность исследовать тонкие соотношения между цветом и светом. Начал использовать цветные тени. Соединил пейзажную и жанровую живопись - эта идея будет развиваться у живописцев следующего поколения. «Бабушкин сад» «Московский дворик» «Старая мельница» (маленький мальчик рыбачит) «Золотая осень» «Лопухи» «Убитый солдат» (2 собаки, ворон) «Осень в Абрамцеве»
Викторий Васнецов. Соединил в своём творчестве фольклор, старину и современность. Основатель романтически – сказочного жанра. Вершиной творчества стала картина – «Богатыри» Илья Муромец – сила, могущество Добрыня – готовность к подвигу Алёша – молодость, размышления. Один из первых обратился к сказкам и былинному эпосу. Его работы не сразу были оценены по достоинству. Работал в разных жанрах и видах искусства. Везде был новатором. Поднял на новую высоту театр, декорацию, старался показать искусство монументального стиля, расписывал церкви в Петербурге, Гусь – Хрустальном, по собственному проекту построил дом – мастерскую в Москве. Владимирский собор в Киеве. - Васнецов начинал как жанрист – передвижник. Связывают возникновение былинной темы с переездом Васнецова в Москву, знакомством с Саввой Мамонтовым. Член Абрамцевского кружка. В Абрамцево родилась серия сказочных работ. Одной из самых известных является: «Алёнушка» (соединил реальность и сказку) «Иван Царевич на сером волке» «Иван Грозный» «Витязь на распутье» «Дубовая роща в Абрамцево» «Богоматерь с младенцем» «Ковёр – самолёт» «Радость праведников» (в Киевском соборе) «С квартиры на квартиру» (жанровая) Вершиной реалистического искусства стало творчество Репина и Сурикова. Илья Репин. В своих произведениях показывал не столько духовно – нравственное состояние общества, как Перов и Крамской, а эмоционально – психологическое состояние. Делал акцент на индивидуальность каждой модели. - Подмечал позу, жест, движение. Вершина реалистического портрета: «Портрет Мусоргского» (был написан за 10 дней до смерти, он умер в психиатрической больнице) «Портрет Бородина» «Портрет актрисы Стрепетовой» «Портрет Антона Рубинштейна» «Портрет Глинки» «Портрет академика Павлова» «Портрет Сурикова» «ПортретТолстого» «Портрет Третьякова» «Царевна Софья» «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» «Заседание государственного совета» Трилогия, посвящённая разночинцам: «Арест пропагандиста» «Не ждали» «Отказ от исповеди» (в камере священика) Первая картина, принесшая успех: «Бурлаки на Волге» (писал 3 года) Центральной картиной является: «Крестный ход в Курской губернии» «Иван Грозный и его сын Иван» (главная тема – раскаяние отца)
Василий Суриков.
Вторая вершина реалистического искусства второй половины 19 века. Работал преимущественно в исторической живописи. Родом из Красноярска, имел казахские корни. В исторических картинах выражал не только историческую, но и художественную правду. 80-е годы – вершина творчества Сурикова. Его трилогия занимает видное место в художественной культуре России. Все три картины обозначают важные исторические события. «Утро стрелецкой казни» «Меньшиков в Березове» «Боярыня Морозова» Все три картины показывают кризисы русской истории, как историческую драму. - Главных героев Суриков пишет в профиль. Выражает таким образом силу характера. «Портрет матери» - Есть и другие исторические картины, менее судьбоносные: «Переход Суворова через Альпы» «Покорение Сибири Ярмаком» «Степан Разин» (сам Суриков не любил эту картину) - Незаконченные картины: «Княгиня Ольга» «Взятие снежного городка» (масленица)
Николай Ге. Стоял у истоков основания передвижников. Много работал над философским осмыслением реличиским тем. Не написал не одной жанровой картины, так как считал, что через бытовой жанр нельзя выразить серьёзные этические проблемы. Задача искусства – способствовать приобщению к красоте духовной. - Им созданы большие философско – реалистические полотна: «Что есть истина» «Христос и Пилат» «Голова распятого Христа» (экспрессионизм) - Самые известные картины: «Пётр I допрашивает царевича Алексея» «Тайная вечеря» «Суд Соломона»
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 725; Нарушение авторского права страницы