Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема 1.1. Живопись катакомб. Христианская символика цвета и образов.
Содержание Общие положения............................................................................................... 4 Методические указания по изучению дисциплины........................................... 7 Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения учебной дисциплины…………………………………………………………….…11 Список тем рефератов……………………………………………………………...11 Список тем эссе……………………………………………………………………11 Список контрольных вопросов для дифференцированного зачета……………..13 Список вопросов для теста………………………………………………………...14 Методические указания по выполнению контрольной работы...................... 18 Требования к оформлению контрольной работы........................................... 19 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины....................................................................................................... 19 Приложение 1. Образец оформления титульного листа контрольной работы......................................................................................... 21
Общие положения
Дисциплина «История христианского искусства» - важный предмет в подготовке современного студента в области истории искусства. Программа ориентирована на изучение истории византийского и древнерусского искусства и иконографии, а также искусства христианских церквей и современного православного церковного искусства. Студенты овладевают методом описания и анализа памятников искусства, знакомятся с современными методами и подходами в изучении христианского искусства и теорией искусства. В качестве сравнительного материала рассматриваются памятники христианского искусства, современное церковное искусство. Особое внимание уделяется христианской символике изображений и их цветовой семантике, топографии в храмовом пространстве, канону формирования программы росписей в разные исторические эпохи. Изложение материала сопровождается специальным комплексом практических заданий, среди которых наиболее значимыми являются: периодизация раннехристианского искусства, православная иконография, составление иконографических изображений и схем росписей. Цель дисциплины: овладение студентами в процессе обучения и воспитания общекультурными и профессиональными компетенциями; развить у студентов целеустремленность, организованность и культуру мышления; сформулировать понимание значения христианского искусства в развитии человечества; составить представление об основных системах развития христианского искусства.
Задачи изучения дисциплины: приобретение студентами теоретических знаний о христианском искусстве разных регионов мира и особенностях его трансформации в течение времени; осознание студентами взаимосвязи христианского искусства с мировым искусством; формирование аналитического подхода к христианскому искусству.
Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина «История христианского искусства» относится к вариативной части «Гуманитарного, социального и экономического цикла» дисциплин ООП вуза по направлению подготовки «Дизайн». Для освоения данной дисциплины как последующей необходимо знание дисциплин: история, памятники духовной культуры Вологодской области, мировая культура и и скусство. Освоение данной дисциплины как предшествующей необходимо при изучении следующих дисциплин и практик: история искусств, академический рисунок, академическая живопись, цветоведение и колористика, основы производственного мастерства, история дизайна, науки и техники, история орнамента, декоративная композиция, шрифт, основы теории и методологии дизайн проектирования, учебная практика, производственная практика.
При изучении дисциплины «История христианского искусства» студенту-заочнику необходимо познакомиться с темами дисциплины, ответить на вопросы для самоконтроля, выполнить контрольную работу, ответить на вопросы к экзамену.
Требования к результатам освоения дисциплины
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие общекультурные (ОК), профессиональные (ПК) компетенции:
Разделы (темы) дисциплины и виды занятий Согласно ФГОС удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий.
Обозначения: Л – лекции, ПЗ – практические занятия, С – семинары, ЛР – лабораторные работы, СРС – самостоятельная работа студентов, ЗИФ – занятия в интерактивной форме. Методические указания по изучению дисциплины
Содержание разделов и тем дисциплины
Раздел I. Введение в предмет. Основные понятия раннехристианского искусства. Вопросы для самоконтроля. 1. Определение термина «христианское искусмство». 2. Устройство римских катакомб. 3. Причины появления живописи в катакомбах. 4. Христианская символика цвета и образов. 5. Виды христианского искусства.
Вопросы для самоконтроля 1. Характерные особенности символических изображений. 2. Перечень христианских сюжетов. 3. Особенность техники мозаики. 4. Связующее во фреске и росписи по сухой штукатурке. 5. Связующее во фреске и росписи по сухой штукатурке.
Вопросы для самоконтроля. 1. Как сложилась иконография. 2. Определение термина «икона». 3. Храмовая архитектура св. София. 4. Крестово-купольная система храма. 5. Определение термина «мозаика». Вопросы для самоконтроля. 1. Особый характер искусства Древней Руси. 2. Определение термина «фреска». 3. Определение термина «монументальная живопись». 4. Монументальная живопись Великокняжеской Москвы. 5. Реалистические тенденции в искусстве Древней Руси.
Вопросы для самоконтроля. 1. Иконостас как художественный ансамбль. 2. Иконы Феофана Грека. 3. Техника иконы. 4. Связующее и темперные краски в иконе. 5. Процесс написания иконы.
Тема 4.2. Московская школа иконописи: творчество Андрея Рублева и мастеров его круга (конец XV- XVI начало веков). История развитиямосковской школы иконописи. Андрей Рублев – самобытный творец русской иконы. О значении и судьбах древнерусской иконы. Музей древнерусского искусства имение Андрея Рублева. Спасо-Андронников монастырь. Вопросы для самоконтроля. 1. История развитиямосковской школы иконописи. 2. Московская школа иконописи. 3. Андрей Рублев – самобытный творец русской иконы. 4. Спасо-Андронников монастырь. 5. Иконописцыконца XV- XVI нач. веков. Тема 4.3. Московская школа иконописи: творчество Дионисия и мастеров его круга (конец XV- XVI начало веков). Роль Москвы как центра объединения русских земель уже в 20-30-х гг. XIV в. обусловила широкий размах культового (соборы - Успенский, 1327, и Архангельский, 1333 - оба в Московском Кремле). Московский тип белокаменного храма: компактный, четырехстолпный, с повышенными подпружными арками, ярусами кокошников, резными декор, поясами на фасадах (Успенский собор на Городке, 1399; Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря, 1405, - оба в Звенигороде; Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры, 1412 или 1427). Живопись Московской школы в XIV в. Расцвет Московской школы в конце XIV - начале XV вв. связан с деятельностью выдающихся художников Феофана Грека, Рублёва Андрея, Даниила Чёрного, в творчестве которых глубокий философский смысл сочетался с проникновенным лиризмом, с непосредственностью чувства. Вопросы для самоконтроля. 1. Московский тип белокаменного храма. 2. Живопись Московской школы в XIV в. 3. Творчество Феофана Грека. 4. Творчество Рублёва Андрея. 5. Творчество Даниила Чёрного. Вопросы для самоконтроля. 1. Суздальская иконопись XII- XVI веков. 2. История эволюции старинной живописи. 3. Суздаль - живой учебник иконописи. 4. Характерные черты суздальской иконописи. 5. Технология написания ликов на иконах. Вопросы для самоконтроля 1. Особенности иконописной школы Новгорода. 2. Особенности иконописной школы Пскова. 3. Период политической раздробленности Руси. 4. Устойчивые художественные традиции иконописи. 5. Отличительные характеристики иконописных школ Новгорода и Пскова.
Вопросы для самоконтроля. 1. Русская школа иконописи конца XVI века. 2. Купцы-солепромышленники – Строгановы. 3. Определение и характеристикииконописцев узкой специализации. 4. Пейзажные панорамы в иконописи. 5. Царские иконописные мастерские и Симон Ушаков. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Текущая аттестация студентов заочной формы производиться в следующих формах: а) в межсессионный период – на основе выполнения контрольных работ (тестов); б) во время экзаменационной сессии – в процессе проведения занятий, предшествующих получению зачетов. Промежуточная аттестация по дисциплине проходит в форме предусмотренных учебным планом семестра (курса обучения) дифференцированного зачета, включает в себя ответы на теоретические контрольные вопросы, написание эссе и рефератов. Список тем рефератов.
1. Культура и духовность. 2. Религиозная культура 3. Христианство и православие 4. Духовная основа православной культуры. 5. Древнерусский монастырь – центр христианской православной культуры 6. Святыня как основа христианского искусства 7. Христианские святыни 8. Православная культура – великое наследие мировой культуры 9. Православные праздники 10. Отражение христианских традиций в русском искусстве. 11. Язык древнерусского искусства 12. Символы христианской православной культуры 13. Семантика христианской православной культуры 14. Древнерусское зодчество: внешний вид и духовный смысл православного храма. 15. Внутреннее устройство православного храма 16. Религиозная живопись 17. Православная икона 18. Письменные источники христианской православной культуры 19. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий.
Список тем эссе.
1. Фантазии на тему искусства Суздальской иконописи. 2. Мифологические сюжеты в Древнерусской иконописи. 3. Мои впечатления от росписей Дионисия. 4. Фантазии на тему искусства иконописных школ – Новгород и Псков. 5. Впечатление о творчестве иконописца Андрея Рублева. 6. Путешествие по Царским иконописным мастерским. 7. Фантазии на тему искусства Строгановской школы иконописи. 8. Символические образы византийского храма. 9. Впечатления от византийских мозаик. 20. Древнерусское зодчество: внешний вид и духовный смысл православного храма. 10. Экскурсия по Московскому типу белокаменного храма. 11. Фантазии на тему старинной иконописной живописи. 12. Мои фантазии на тему мозаики. 13. Фантазии на тему иконостаса как художественного ансамбля. 14. Впечатление о творчестве иконописца Феофана Грека. 15. Что мне понравилось в монументальной живописи Великокняжеской Москвы. 16. Самые интересные мозаики раннехристианского периода. 17. Экскурсия по Спасо-Андронникову монастырю. 18. Самые интересные раннехристианские скульптуры. 19. Размышления о народных и библейских сюжетах. 20. Самые интересные фрески. 21. Фантазии на тему искусства живописи катакомб. 22. Размышления о расшифровке христианских надписей. 21. Святыня как основа христианского искусства 23. Чем отличается изображение Богоматери на картине и иконе. 24. Фантазии на тему миниатюры и декоративно-прикладного искусства 25. Что мне понравилось в византийском искусстве. 26. Любимый вид христианского искусства.
Список вопросов для теста. Какой формы бывает апсида? А. полукруглой Б. прямоугольной В.многогранной Г.треугольной
Перечень Интернет-ресурсов
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине
Вологда
Содержание Общие положения............................................................................................... 4 Методические указания по изучению дисциплины........................................... 7 Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения учебной дисциплины…………………………………………………………….…11 Список тем рефератов……………………………………………………………...11 Список тем эссе……………………………………………………………………11 Список контрольных вопросов для дифференцированного зачета……………..13 Список вопросов для теста………………………………………………………...14 Методические указания по выполнению контрольной работы...................... 18 Требования к оформлению контрольной работы........................................... 19 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины....................................................................................................... 19 Приложение 1. Образец оформления титульного листа контрольной работы......................................................................................... 21
Общие положения
Дисциплина «История христианского искусства» - важный предмет в подготовке современного студента в области истории искусства. Программа ориентирована на изучение истории византийского и древнерусского искусства и иконографии, а также искусства христианских церквей и современного православного церковного искусства. Студенты овладевают методом описания и анализа памятников искусства, знакомятся с современными методами и подходами в изучении христианского искусства и теорией искусства. В качестве сравнительного материала рассматриваются памятники христианского искусства, современное церковное искусство. Особое внимание уделяется христианской символике изображений и их цветовой семантике, топографии в храмовом пространстве, канону формирования программы росписей в разные исторические эпохи. Изложение материала сопровождается специальным комплексом практических заданий, среди которых наиболее значимыми являются: периодизация раннехристианского искусства, православная иконография, составление иконографических изображений и схем росписей. Цель дисциплины: овладение студентами в процессе обучения и воспитания общекультурными и профессиональными компетенциями; развить у студентов целеустремленность, организованность и культуру мышления; сформулировать понимание значения христианского искусства в развитии человечества; составить представление об основных системах развития христианского искусства.
Задачи изучения дисциплины: приобретение студентами теоретических знаний о христианском искусстве разных регионов мира и особенностях его трансформации в течение времени; осознание студентами взаимосвязи христианского искусства с мировым искусством; формирование аналитического подхода к христианскому искусству.
Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина «История христианского искусства» относится к вариативной части «Гуманитарного, социального и экономического цикла» дисциплин ООП вуза по направлению подготовки «Дизайн». Для освоения данной дисциплины как последующей необходимо знание дисциплин: история, памятники духовной культуры Вологодской области, мировая культура и и скусство. Освоение данной дисциплины как предшествующей необходимо при изучении следующих дисциплин и практик: история искусств, академический рисунок, академическая живопись, цветоведение и колористика, основы производственного мастерства, история дизайна, науки и техники, история орнамента, декоративная композиция, шрифт, основы теории и методологии дизайн проектирования, учебная практика, производственная практика.
При изучении дисциплины «История христианского искусства» студенту-заочнику необходимо познакомиться с темами дисциплины, ответить на вопросы для самоконтроля, выполнить контрольную работу, ответить на вопросы к экзамену.
Требования к результатам освоения дисциплины
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие общекультурные (ОК), профессиональные (ПК) компетенции:
Разделы (темы) дисциплины и виды занятий Согласно ФГОС удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий.
Обозначения: Л – лекции, ПЗ – практические занятия, С – семинары, ЛР – лабораторные работы, СРС – самостоятельная работа студентов, ЗИФ – занятия в интерактивной форме. Методические указания по изучению дисциплины
Содержание разделов и тем дисциплины
Раздел I. Введение в предмет. Основные понятия раннехристианского искусства. Тема 1.1. Живопись катакомб. Христианская символика цвета и образов. Сохранность памятников христианского искусства. Причины появления катакомб. Расшифровка слова. Устройство римских катакомб. Забвение и открытие их. Виды христианского искусства: архитектура (храмовая и малые архитектурные формы), живопись (монументальная - фрески, мозаики и станковая - иконы), шитье, резьба, металлообработка. Терминология. Вопросы для самоконтроля. 1. Определение термина «христианское искусмство». 2. Устройство римских катакомб. 3. Причины появления живописи в катакомбах. 4. Христианская символика цвета и образов. 5. Виды христианского искусства.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 706; Нарушение авторского права страницы