Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Русское искусство первой половины 18 века



1 половина 18 века – эпоха Петровский реформ. В это время своего расцвета достигают все виды изобразительного искусства. Реформы Петра были направлены на европитезацию всех областей русской жизни. Понимая, насущные потребности страны решительными мерами преодолевал отсталость. Поощрял использование европейского опыта во всех областях. Считал, что русскому обществу необходимо овладеть принятым в Европе языком поэзии и искусства с общеупотребимыми там аллегориями, мифологическими образами. Т.е. по сути дела, Петр создавал новую эстетику. Петр выписывает большое количество профессионалов из Европы, но помимо приезжих, Петр ведет работу по созданию своих национальных кадров во всех областях. Использует практику отсылания наиболее талантливой молодежи за рубеж, вводит понятие пенсионерство (человек, уехавший за рубеж учиться за государственный счет). В эпоху Петра значимо служение отечеству, используя свой талант, а родовитость уходит на 2 план. В обществе растет интерес к человеку. Исходя из этого, ведущим жанром становится портрет.

В русских портретах начала 18 века (живопись) прослеживаются традиции художественного опыта древней Руси (парсуна, икона), народного искусства (ДПИ), и использовали европейские культурные традиции. В отличие от средневековой эпохи, когда все художники работали по заказу церкви, в 18 веке интенсивно развивается светское искусство и литература (широко иллюстрируются книжные издания). Перед смертью Петр 1 издал указ об учреждении «Академии художеств и наук». Живопись Ведущий жанр – портрет. В это время возникает жанр станковой картины исторического и бытового содержания. В самых ранних портретах ощущается сильное влияния старой парсуны Портрет Якова Тургенева, 90 годы 17 века Член увеселительного сборища Петровского времени «Все пьянейший, сумосброднейший сбор». Парсунность заключается в статичности позы, плоскостная трактовка фигуры, складки одежды прописаны очень близко с пробелами (как одежда на иконе). С другой стороны язвительная насмешка, ухмылка, жизненность лица. Насмешка над прошлой церковной обрядностью, аскетичностью. Образ «европейского шута». Иван Никитич Никитин (около 1685 – не ранее 1742) После обучения в Италии, возвращается в Россию как первый художник. «Портрет в круге или Портрет Петра Великого» Индивидуальность мастера. В отличии от западноевропейский мастеров, которые давали парадный портрет императора, Никитин не подчеркивает царственность, а подчеркивает человека. Фон темный, из которого свет луча, который выхватывает лицо Петра. Очень контрастные переходы света и тени. Подчеркивается усталость, задумчивость, ум. Взгляд вдаль. Глубина внутреннего содержания, задушевность, правдивая передача внутреннего состояния. «Петр 1 на смертном ложе» Портрет не окончен. Рисовался в течение нескольких часов после смерти. Экспрессивный портрет. Передал свое собственное отношение к Петру, складки на подушке, спокойной благородное лицо. Попытка вырвать дорогие черты из вечности. «Портрет Прасковьи Иоанновны» Много присутствует старорусской живописи. Нет анатомической правильности. Светотеневая моделировка осуществляется от темного к светлому, но он ее делает от темного к светлому. Статичность позы. Отсутствие цветовых рефлексов, т.е. свет ровный, рассеянный. Складки на одежде выписан по стилю, близкие к пробелам на иконах. В лице читается определенный характер, чувство собственного достоинства. Очень выразительные глаза – центр композиции. Ни малейшего кокетства, абсолютная тишина красоты, нет ничего показного. «Портрет Канцлера Графа Головкина» Граф, представитель высшего общества. Одежда, парик, никакой открытости. Канцлер – политик, дипломат, поэтому некая отстраненность от нас. Прямая осанка, умный взгляд. Предстает таким, каким он хочет быть для окружающих. «Портрет Напольного Гетмана»

Старый воин, закаленный в боях. Мужественный человек, весь распахнут, никакого парика. Естественен, в своей открытости готов к встрече лицом к лицу с противником. Используя светотень, приковывает внимание к взгляду. Взгляд суров, но есть сила и благородство. Андрей Матвеевич Матвеев (1701/1704 – 1739) Известен, как автор ряда портретов, картин, декоративных росписей, которые он выполнил для Петропавловского Собора, Зимнего Дворца и т.д. В последние годы жизни руководил «живописной командой Канцелярии от Строений». Это организация занималась внутренними росписями различных архитектурных сооружений. После смерти руководителем команды станет Вишняков («Портрет Сары Фермор») Выполнял портреты императоров. «Портрет Петра 1» Портрет в овале. Состояние деятельности. Жизненный. «Портрет Голицыной» По заказу Голицыных, был заказан парный портрет. Статс-дама – приближенная императрицей. Так же была «князь-игуменья всешутейского Собора». Была публично выпорота, в связи с делом царевича Алексея. Выразительный образ, сообщая лицу смесь брюзгливости, надменности, обиды, недоумения. Прямая спина, гордо поднятая голова. Необычная характеристика модели. Автор сочувствует, но не осуждает. «Автопортрет с женой» Впервые показано выражение чувств, выражение любви. Одной рукой придерживает за руку, другой приобнимает за плечи. Очень нежные и чуткие отношения. Максимальное единение. Рождается мотив «спутницы жизни». Любуется, он стоит немного позади, оттого фигура жены более освещена. Показ лирики чувств. Алексей Петрович Антропов (1716-1795) Сын солдата. С 16 лет начинает учиться у Матвеева, а затем у Вишнякова. Вместе с Вишняковым, создает ряд декоративных росписей в разных городах России. В 1752 году Антропова приглашают в Киев для росписи интерьера Андреевской церкви. По возвращению из Киев занимает должность главного художника Синода. Руководит деятельностью всех иконописцев и сам пишет портреты священников. В своих портретах ему удается уловить и передать наиболее существенное и поэтому его портреты обладают удивительной жизненностью. Характерно в портретах поясное изображение, фигура и лицо максимально приближено к зрителю. Колористическое решение стоится на контрастах локальных цветовых пятен. Контрастна светотеневая моделировка объемов. Особо удавались старческие лица. Отмечал, что в них признаки прожитой жизни. Создавал образы большой достоверности. «Портрет Измайловой» Аксессуары отличия, говорящие о социальном положении. «Портрет Бутурлиной» Следы прожитой жизни. Унылый взгляд, печаль, воспоминания того, что было, что потеряно. Говорить о тонком психологическом портрете нельзя, но в тоже самое время говорить что портрет автор стремиться к исключительной передаче портретных черт нельзя. Удавалось схватить существенное в характере. «Портрет Румянцевой» Много света, тепла. Жизнерадостность. Существенное начало поймано другое. Просветленность. «Портрет Петра 3» Парадность, пышность, лишь подчеркивает несостоятельность Петра. Иван Петрович Аргунов (1729—1802) Представитель династии художников, которые были испокон веку крепостными Шереметьева. Известен, прежде всего, как портретист. Приходилось писать портреты петербургской знати. Делал наброски, а далее писал по памяти. Самым плодотворным было десятилетием 1750-1760. В это время Аргунов учиться у художника Гроота. В это время овладевает стилем парадного портрета. «Портреты Хрипунова с его женой» Подобно Антропову дает модели крупным планом. Простое лицо, но умный взгляд. «Портрет Лабанова-Ростовского» Горделивая поза. Любование собой. Контраст синего и красного. Удается передать материальность вещи. Выписывает меховую оторочку и воздушный манжет рубашки. «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» Красивая ухоженная кожа, словно мрамор. Чистота, мудрость, высота природной, естественной красоты. Живая красота. Теплый колорит. Простую русскую женщины изображает в жанре заказного портрета, т.к. он ее изобразил как статс-даму. Показал величие и красоту простой женщины. Скульптура. Бартоломео Карло Растрелли (1675 – 1744)

Много произведений в портретном жанре и в декоративной монументальной пластики. Бюст Петра 1 Типичная скульптура барокко. Призыв к декоративности. Барокко – динамичная композиция с подчеркнутой пространственностью и акцентом на множество фактур. Обладает светотеневыми контрастами пластических масс, их живописью. Это скорее портрет целой эпохи, а не конкретного индивидуума. Эта обобщенность предает бюсту черты монументальности. Динамичность и порывистость барокко видна в складках. Горделиво поднятая голова Петра – образ России, готовой соперничать с Европой. Интерес к деталям. Конная статуя Петра 1 Стоит у Михайловского замка. При жизни Растрелли отлили только модель, а после смерти ее отлил его сын. Дух конных статуй античности и средневековья. Передается внутренняя устремленность. На голове лавровый венок – он победитель всех своих начинаний и реформ. Четкость, стройность композиции. Сложное движение, помпезность – барокко. Исполинский образ олицетворяет победоносную Россию. Анна Иоанновна с Арапчонком Растрелли показывает моду того времени (в то времени можно было иметь в услужении негритенка). Контраст: с одной стороны мотив парадности – присуще фигуре Анны Иоанновны. Внутренний стержень, горд елива, высокомерна. Она в парадном виде. Растрелли делает его по последней моде того времени. Одеяние показывает ее принадлежность к Европе. Жесткий облик в чертах лица, деспотизм. Деспотизм азиатский, а одета по Европейски. С другой стороны – жанровость, присущий арапчонку – бытовой нюанс. Контраст массы – маленькая фигура арапчонка и большая фигура Анны Иоанновны.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 4918; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь