Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Русское иск-во 1-ой пол. 19 в.



Культурная жизнь России в 1-ой пол 19 в. характеризовалась интенсивным развитием изобразительного искусства. Возникший в русской живописи еще в XVIII в. классицизм провозгласил образцом для подражания античное искусство. Во второй четверти XIX в. он выражается в академизме, принятом Академией художеств как единственная художественная школа. Консервируя классические формы, академизм выводил их на уровень непреложного закона и являлся " правительственным направлением" в изобразительном искусстве. Представителями академизма являлись Ф.А.Бруни, И.П.Мартос, Ф.И.Толстой.С начала XIX в. в русском изобразительном искусстве развивается такое направление, как сентиментализм. Впрочем, элементы сентиментализма в творчестве русских мастеров обычно сочетались с элементами классицизма или романтизма. Наиболее полно черты сентиментализма воплотились в работах замечательного художника А.Г.Венецианова, с любовью писавшего среднерусские деревенские пейзажи, портреты крестьян. Романтическое направление живописи воплотилось в творчестве К.П.Брюллова. Его картина " Последний день Помпеи" вызвала восторг современников и принесла К.П.Брюллову европейскую славу. Ярким представителем романтического течения являлся О.А.Кипренский. Прожив недолгую, но исключительно насыщенную творческую жизнь, в своих картинах он сумел выразить такие лучшие человеческие чувства и идеи, как патриотизм, гуманизм, свободолюбие. 30-40-е годы XIX в. стали временем зарождения в русской живописи нового направления - реализма. Одним из его основоположников стал П.А.Федотов. Персонажами П.А.Федотова были не герои древности, а простые люди. Он стал первым художником, поднявшим тему " маленького человека", ставшую впоследствии традиционной для русского искусства. Значительным явлением художественной жизни России первой половины XIX в. стало творчество А.А.Иванова, выдающегося мариниста И.К.Айвазовского. А.А.Иванов многие годы посвятил работе над гигантским полотном " Явление Христа народу", вложив в него глубокое философско-этическое содержание. Благородные идеи добра и справедливости, нетерпимости к насилию и порокам, вдохновлявшие русских художников в первой половине XIX в., оказали сильное влияние на развитие отечественного изобразительного искусства и в последующие десятилетия. Бытовой жанр. Венецианов Лексей Гаврилович. Соединяет романтизм, елассицизм, сентимен-м, натурал-м. Реалистические и демократические искания эпохи. Поэтически передавал сцены деревенской жизни и крестьянского труда. Изучение действительности. Вместо идеализирован-х представителей народа, то героических, то сентиментальных, в рус. Живописи появились образы, основан-е на внимательном и любовном изучении рус-го крестьянина. «Гумно», «Утро помещецы», «Жнецы» и «Спящий пастушок» (неестеств-ть позы, позируют). Простой сюжет. Главное не событие, а чел-к. Мастер интерьера и пейзажа (правдивость, много света, национальный мотив) Линейная (доски пола) + воздушная перспектива. Федотов Павел Андреевич. Основоположник реализма. Дух социальной сатиры. Правдивые сцены. В построении простр-ва главная роль отведена линейной перспективе, основное внимание рисунку, а не живописи. Персонажами П.А.Федотова были не герои древности, а простые люди. Он стал первым художником, поднявшим тему " маленького человека", ставшую впоследствии традиционной для русского искусства. Значительным явлением художественной жизни «Свежий кавалер. Утро чиновника, получившего 1-ый крестик» - современные нравы, общественные устои, изобразив чванливость чиновника-карьериста. Главный герой хочет что-то значить в жизни и, пытаясь забыть об унижениях, о вчерашней попойке, о грязи, гордо выпячивает грудь с орденом, нацепленным на домашний халат. Кавалер красуется, подобно некоему герою, который удостоен необычайно высокой награды. Даже горделивая поза и наброшенный, как римская тога, халат вызывают у зрителя забавные ассоциации с античной статуей. «Сватовство майора» - разорившийся дворянин к купеческой дочке, осуждение нравов господств-их классов, театральность. «Анкор, еще анкор» - одиноч-во, скука, собака через палку, колорит. «Вдовушка» - романтизм. потеря мужа, античная голова – муза, портреты, тоска по прекрасному, человеческому в жизни. «Игроки» - автопортрет Федотова. Проиграл жизнь. Пейзажная живопись Щедрин Сильвестр Феодосович. Романтизм + правдивость, римская беднота, нищие, торговцы. Внимание к реальному миру, связи чел-ка с природой. Итальянские пейзажи. «Итал.пейзаж Капри.», «Терраса на берегу моря» Брюллов Карл Павлович. Романтизм + традиции обращенного к античности классицизма. Синтез идеальной красоты и жизненной правды. Мягкое свечение изнутри, вдохновленное античным мрамором. «Последний день Помпеи» - идея гибели античного мира. Благородство людей – стремятся помочь друг другу. Скульптурная объемность. «Всадница» -все живо, она как на пьедестале, шарф на фоне зелени – хар-но тонкая градация близких друг жругу цветов. Портрет Крылова, Автопортрет. Айвазовский Иван Константинович. Моренист. Романтическое восприятия мира, стремился выделить не типичное, а исключительно редкое в явлениях природы. Мажорность, звучность цветового решения. «9 вал» - раннее утро после бурной ночи. «9 вал» готов обрушиться на группу людей, ищущих спасение на обломках мачт. величие, мощь стихии. Несмотря на драматизм сюжета, картина не оставляет мрачного впечатления; наоборот, она полна света и воздуха и вся пронизана лучами солнца, сообщающими ей оптимистический характер. Батальные сцены - прославляли победы русского флота. Патриотичность. «Чесменский бой», «Наваринскийбой» рус-турец.война. в 70гг романтизм сменяет реализм. (рост демократич-х тенденций в пейзажной живописи, связан. С передвижниками) свобода и разнообраз-ть композ-ии. «Черное море», «Среди волн» - эмоционально, луч солнца по диагонали. Иванов Александ Андреевич. «Явление ХР народу» - ХР образ истины. Народ гл.действ. лицо. Вера дана всем, различ. по национальности, вероисповед-ю, возрасту и полу.Иоан Крест. В центре крестит водой, показ. На ХР, кот. будет крестить огнем и Св.Духом. «Явление Христа Марии Магдалене» Античная красота тела. Портретная живопись Кипренский - Цвет выявлял индивидуальные особенности людей и их душевное состояние, повышенный эмоциональный образ. романтическая взволнованность сочеталась с намеками более глубокого раскрытия человеческой личности. Показ. внутренний мир человека. Портрет А. С. Пушкина человек высоких духовных качеств. сдержанная поза.Великий национальный поэт. Ростопчина - трепетная одухотворенность, Хвостова – пленительная женственность, Давыдов – героическое воодушевление. Сочетание темно-коричневых, тускло-желтых и зеленых тонов. Тропинин – Из семьи крепостного. Первые работы относятся к романтизму. старался подчеркнуть типичность героев. Но в то же время он симпатизировал им, что выливалось в изображении внутренней привлекательности. С этой же целью Тропинин пытался не показывать явную социальную принадлежность людей. изображал конкретного человека, а через него старался показать все типичное для данного круга людей.Тип домашнего интимного портрета с элементами жанровой живописи. Поясное изображение за любимым делом. Крупный план, максимальное приближение к зрителю. Нейтральный фон. Немногочисленные аксессуары. Сентиментализм, добродушие, легкие мечтательные портреты. Широк мазок кисти, из-под которого – розовый подмалевок. Любопытный взгляд. Тщательная прорисовка детали. «Золотошвейка». «Гитарист». «Кружевница». Портреты в халатах. Размеренность и неспешность. Свободный образ мысли. Портрет А. С. Пушкина - Естественная, непринужденная поза. Высокая одухотворенность, в глазах – вдохновение. Кипренский – светское обличие. Тропинин – домашний, теплый, человечный образ. Портреты интеллигенцииАвтопортрет с кистями и палитрой на фоне окна с видом на Кремль искусство как доминанта жизни, свобода творчества, Москва противопост-а Питеру. Творчество Тропинина во многом определило реалистический характер московской школы, сложившейся в середине 19 века. Скульптура: На смену барочным скульптурам, приходят классицистические, в кот. преобладают статуарное начало, строгий линейный ритм, обобщенность в передаче формы. Скульпторы предпочитают не мрамор, а бронзу. Продолжает развиваться декоративно-монументальная скульптура, что связано с успехами ансамблевого строительства. Синтез архитектуры и скульптуры. Мартос Иван Петрович – наполнил традиционную форму современным содержанием. Надгробия лишены чувства религиозного экстаза и болезненного надрыва, проникнуты легкой грустью, светлой поэтичной печалью. Надгробие Собакиной – у саркофага плакальщица в античных одеждах, гений смерти с потухшим факелом. Грациозная пластичность. По центру сверху портрет Собакиной в овале. Надгробие Гагариной (ск-ра женщины с портретными чертами, на пьедистале. Нет глубокой печали, острой скорби – принципы сдержанного, идеально возвышенного зрелого классиц-ма) Куракиной –плакальщица лежит на диване. нет надрыва. Памятник Минину и Пожарскому – время подъема национального самосознания. Минин – князь, Пож- воин. Сравнил русскую и античную историю (греки воевали с персами, русские с поляками) – борцы за освобождение родины от иноземных поработителей. Строгость, простота силуэта. На щите Пожар-го Спас. Орловский Борис Иванович. Выходец из крепостных. Автор памятников героям Отечественной войны. Кутузову – у Казанского в Питере.внутренняя энергия. Поверх военного костюма, надета тога. Под ногами флаги французских армий. Без повязки – оба глаза. Идеализация. Барклай де Толли – у Казанского, сдержанная сила. Клодт Петр Карлович. Сын генерала. Бросит военную карьеру.Конные группы Аничкого моста в Питере – идея покорения человеком природы, укращение стихии, поэтому композ-я динамична. 2 диких, 2 уже подкованных. Памятник Крылову в летнем саду – сидит в задумчивости с книгой в руках. На постаменте барельефы со сценами из басен. Витали иван Петрович – барельефы для Триумфальных ворот Бове, Ск-ра фонтанов в Нескучном саду и перед Большим театром, ск-ры Исаакиевского собора в Питере. Щедрин - Морские Нимфы - Связь пластики и архитектуры. Две группы. Украшают вход в Адмиралтейство. Зрелый классицизм. С одной стороны они монументально, с другой стороны очень пластичны. Грациозны. Легко держат земной шар, еле касаясь. Аллегория могущества России, как морской державы. Символ торжества человека, над силами природы. участие в замене скульптур Большого Каскада в Петергофе: Статуя Персея и Невы (сочетание пластики, арх-ры, окруж. природы)

 

33. Русское иск-во 2-ой пол. 19 в.

Русский реализм. В живописи второй половины 19 в. преобладало реалистическое направление. Характер русского реализма определили вышедшие в 1863 из Академии художеств молодые живописцы, которые взбунтовались против насаждавшегося в академии классического стиля и историко-мифологической тематики. Эти художники в 1870 организовали Товарищество передвижных выставок, задачей которого было предоставление членам товарищества возможности выставлять свои работы. Благодаря его деятельности произведения искусства стали доступны более широкому кругу людей. Павел Михайлович Третьяков (1832–1898) с 1856 собирал произведения русских художников, преимущественно передвижников, а в 1892 передал свое собрание картин вместе с коллекцией брата С.М.Третьякова в дар Москве. (передвижники - желание показать проблемы реальной жизни) Передвижники работали в нескольких жанрах (бытовом, портрете, историческом жанре и пейзаже). В пейзажной живописи главной тенденцией было воспевание красоты русской природы, любовь к Родине, гл. герой – рус. крестьянин. Среди передвижников, работавших в жанре пейзажа, наиболее известны Иван Шишкин – реализм, точность в передаче деталей. Чувства величаво спокойные, эпически широки, мощь простора. «Рожь» - воспевание богатырской силы рус. земли. Больше любил лес, рощи, хвойные. «Утро в сосновом лесу», «Сосновый бор». Куинджи Архип Иванович – романтизм. Работал с натуры. Световые эффекты: «Березовая роща» - сверкание яркого солнца, «Ночь на Днепре» - почти иллюзорно показан лунный свет, за счет точно выверенных отношений цвета. «Украинская ночь» - устремленные в высь тополя, освещен. дома, но нет источника света. Поленов Василий Дмитриевич – мастер национального рус. пейзажа. «Московский дворик» - с любовью, уголок старой Москвы, медленная, спокойная жизнь. Поросшие травой задворки, шатровая ц-вь, барская усадьба. «Бабушкин сад» - бабушка и поместье старые, взаимосвязь. Подчеркнуто цветом. «Заросший пруд» - нет ярких красок, состояние пруда. Левитан Исаак Ильич – создатель лирического пейзажа.Стремление передать в образах природы чувства и настроения чел-ка. Желание передать одухотворенную природу, вызыв-щую у чел-ка тончайшие эмоции. «Над вечным покоем» - философ-ое раздумье худ-ка, эпическое, романтическое. Герои – стихии мироздания: величественное и мятежное небо, необъятная ширь озера. Погост – скоротечность чел-ой жизни, в контрасте с вечностью природы. «Вечерний звон» - просветленный образ природы, в тихий час заката рожд. музыкальные ассоциации. «Март» - солнечно бодрый, пробуждении – настежь откры. дверь, голубизна неба. Портрет Василий Перов - «портрет Достоевского», «Островского» - стремление передать общественное лицо.выражен характер писателя.открытый, ясный, наблюдающий взгляд, простая одежда создают обобщенный образ драматурга. Ранние – тема чувства сострадания к обездоленным, бесправного положения рус. женщины.«Проводы покойника» - реализм, глубокий социальный смысл, горе семьи потерявшей кормильца. «Тройка» - тяжелая доля детей ремесленников. «Утопленница» - трагическая судьба женщины в условиях бездушного капиталистич-го города. Крамской Иван Николаевич – реализм.Дар психолога позволял вскрывать внутренние особенности чел-ка, поймать типичное в его характере. Глубина, жизненная правдивость, умно отобранные характеризующие детали, тчательность исполнения рук и головы. «Портрет Толстого – мудрость, пытливость, зоркость реалиста. Сидит в простом кресле, в обычной блузе – демократизация образа. «Портрет Шишкина» - похож на крестьянина. Большие сильные руки, не умещаются в карманах, непринужденность позы, одежды, беспорядок прически, низкий горизонт – дает образу черты стихийной силы, велич-го спокойствия, свойств-го его произведе-ям. Сюжетно-композиционные картины – «Неутешное горе», «Неизвестная», «ХР в пустыне» - думы автора у судьбе России, чел-к, людях, которых освободительное движение увлекало на путь самоотречения и жертвы. Илья Репин – передовые деятели русской культуры. «Портрет Пирагова» - хирург, темный фон выделяет одухотворенное лицо ученого, простого и мудрого чел-ка. «Мусоргский» - смертельно больной, написан за несколько дней до смерти. Соединились все признаки репин-го мастерства: социальная обрисовкао образа, эмоциональность, точность рисунка и цвета. Бытовой жанрпосле АХ желание посвятить свое творчество тяжелой доле народа. «Бурлаки на Волге» - построение картины ново и неожиданно. Артель темным силуэтом на солнечном фоне реки. Контраст светлого мира природы и тяжкого подневольного труда. Жизненны народные типы и характеры. «Крестный ход в Курской губернии» - церковное шествие с чудотв-ой иконой. Россия социальных контрастов. Власть отодвинута на 2 план, 1 – убогие стрвнницы, калека-горбун с одухотвор-ым лицом – заставляет увидеть душевную чистоту народных образов. «Не ждали» - общение семьи с вернув-ся из ссылки. Душевное состояние каждого – позу, мимику, жест – определяют семейное положение, возраст, характер. «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581г» - полотно появилось вскоре после казни народовольцев, образ царя-сыноубийцы возбуждал настроения предовых слоев общ-ва, возмущенных правительственным террором. Историческая картина обрела политический смысл. Бешенный гнев – ососнание ужаса совершенного. Исторический жанр Николай Ге – портретист-психолог «Герцен». «Тайная вечеря» - необычна по построению. Содержание – филосовское рздумье автора над сущностью жизни. Торжеств-ть молчания. ХР, окруж. учениками в мягком освещении противопост-н отверженному Иуде, темный силуэт. «Петр1 допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» - молчаливый поединок отца и сына, 2 эпох. Основное внимание на душевном состоянии. Позе, жестах. Алексей слабый, неуверенный, опущен. Глаза – старая Рос-я. Петр – непреклонный, властная осанка – Реформаторская. Конфликт не завершен, но зрителю уже ясно, кто победит. «Голгофа» - в центре ХР(в отчаянии закрыл глаза, откинул назад голову) Слева – нераскаявшийся, со связанными руками, расширенными от ужаса глазами полуоткрытым ртом. Справа - раскаявшийся разбойник, печально отвернувшийся. Все фигуры неподвижны. Василий Суриков – Герой – русский народ. Раскрытие лучших черт национального хар-ра: стойкость в жизненных испытаниях, смелость, мужество, стремление к свободе, душевная чистота. «Утро стрелецкой казни» - огромная масса людей, заполнив-х площадь. Группа царедворцев на фоне висялец играет в компо-ии подчиненную роль. Материальная ощутимость. «Боярыня Морозова» - сторонница старой веры, сильная духом героиня, фигура и лицо – смысловой замок композ-и, построение подчинено движению саней вглубь, что усиливает динамику. Типы характеров – юродивый. «Взятие снежного городка» -Бытовая картина. Искрится весельем, динамика композ-и. Виктор Васнецов – былины, «Аленушка» - гркстьдевушки, осины – символ тревоги и беспокойства., «3Богатыря» - величие, доблесть русского народа. Добрыня Никитич (мудрый) - Илья Муромец (могучий) – Алеша Попович (гусли, самый младший), «Иван Вас.Грозный» - умный, коварный, грозный. Михаил Нестеров – «Видение отроку Варфоломею», «Пустынник». «Молчание» Василий Верещагин - батальная живопись. «Туркистанская серия» - «Апофеоз войны» - итог войны.контраст голубого и желтого, жизни и смерти.протест против всех хахвтнических воин, «Балканская серия» - «После атаки. Перевязочный пункт под плевной» - долина заполнена ранеными, кот. уже не вмещаются в лазаретные палатки, показ. народная масса, главная сила войны. Разнообразие поз. «Серия в Госпитале» - «Письмо на Родину», «Письмо прервано». «Двери Тамерлана» - показана восточная культура: узоры, складки. Бытовой жанр Николай Ярошенко – социальная и политическая заостренность образов. «Кочегар» - впервые изображен рус.индустриальный рабочий, тот чьими руками строится благополучие общ-ва. Раскрыл духовный мир передоваой русской молодежи, активно учавствующей в обществ-ой жизни. «Студент» - типичный нигилист, участник полит. сходок: настороженный взгляд исподлобья, шляпа надвинута на глаза, плед наброшен на легкое пальто. Проблема равноправия женщин. «Куристка» - скромно одетая, решительно шагает, прижав к себе книжки, деловитость. «Всюду жизнь» - поезд везет заключенных в Сибирь. Мать с ребенком – образ Богоматери. Что привело к тому, чтобы ркс. Чел-ку чтоб выжить надо обмануть, преступить закон. Искусство и революция. К 1890-м годам наметился кризис реалистического направления в искусстве. Рубеж 19–20 вв. был ознаменован в России господством стиля модерн . Это художественное направление, существовавшее под разными названиями почти во всех европейских странах, наиболее ярко проявилось в произведениях архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Михаил Врубель – обращался к проблемам бытия человека, к вопросам о добре и зле, месте человека в мире, к романтике средневековья и Возрождения, к античной мифологии и русским сказкам. В его произведениях – загадочность, таинственность. Декоративность, цветовое богатство. Экспрессивность, богатство орнамента. Одухотворяет природу. «Девочка на фоне персидского ковра» - намек на фаюмский портрет. Душевность восточной поэзии, слишком много красоты. На лице видна печаль, т.к. ей это не нужно. «Демон сидящий» - Лермонтовская мысль о божественной скуке. Дух не злобный, а страдающий. При этом властный, величавый. «Демон повержанный», «Царевна-лебедь». Символизм Петров-Водкин – «Играющие мальчики» - Образное начало – показ нереальности. Понимает, что это может быть фантазийное, что все это может быть сном – в этом символизм. Люди голые, т.к. во сне человек открыт, не защищен. на природе – первозданность мира. Знаковость мира: Адам, Ева, Рай. «Купание красного коня» - Озеро холодных синеватых оттенков. Конь занимает почти все полотно. Изображены еще 2 коня и мальчики. Один уводит коня, другой ведет. Композ-я сферическая, как земной шар. Изображ-е плоскостное, без теней. Нет любования телом. Формы угловатые, подростковые тела. Есть мнение, что красный конь – образ Рое (омытая, новая), будущее России. «Петроградская Мадонна» - ощущение, что она вырезана и вставлена в картину, а на заднем плане декорации.Не Богоматерь, а Мадонна, т.к. в объеме не абсолютно плоско. Хотя при этом объем не совсем плотско реален. Во взгляде печаль, тревога, понимание смутного времени, переживание за будущее ребенка. Скульптура Антокольский Марк Матвевич – реализм, бытовой жанр. «Еврей-портной», «Еврей-скупой» - дерево, в оконном проеме, 2-считает монеты. «Иван Грозный» - царь, властность, внутр.сила подчеркнуты подробно выполненным троном, посохом, царской шубой. Но + муки страдания, угрызения совести. «Смерть Сократа» - момент смерти, решил принять яд, сползает с кресла. «Спиноза» - борьба разума с чел-ой ограничнностью, тупостью. Но не хватает сил и оптимизма.

 

 

Искусство Древнего Египта

«Камет», «Та кем» - «черная земля». Древнее название Египта.

В Египте формируется культовое мышление. Поклонение культу вечности и культу богов.

На первой стадии Египет представлял собой ряд отдельных областей – номов.

Был особо развит тотемизм. Все боги зооморфны.

Ближе к 4 тыс. до н.э. области объединились в отдельные большие формы – Верхний (Северный) Египет и Нижний (Южный) Египет. Нижний Египте имел корону красного цвета, Верхний Египет – белого цвета.

Переходный период от 4 к 3 тыс. до н.э. ознаменован соединением. Появляются династии (31 династия).


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 823; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.03 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь