Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
VI. 1. КУЛЬТУРА ХХ ВЕКА И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
В конце XIX, начале XX вв. в Европе и США достижения фундаментальных наук ознаменовались разгадкой многих тайн микромира, которые явились настоящей революцией в естествознании и привели к пересмотру прежних представлений о материи, и в целом, о мироздании. Теория относительности А. Эйнштейна изменила прежнее понимание пространства, времени и движения. Получила развитие социология — наука о различных сторонах развития общества и общественного поведения людей. Широкую известность приобрели труды Э. Дюркгейма, М. Вебера и др. Стали популярны труды философов А. Шопенгауэра, В. Дильтея, Ф. Ницше, которые взывали к признанию иррациональных сторон поведения и психики человека. В начале XX века по-иному были поставлены проблемы изучения человеческого сознания, процессов художественного мышления и творчества (В. Вундт, З. Фрейд, К. Юнг), а также общественного поведения личности и масс (Г. Лебон). Психоаналитическое учение 3. Фрейда вышло далеко за пределы психотерапии. Учение о бессознательных мотивах, сексуальных влечениях стало не только методом восстановления душевного равновесия пациентов. Оно легло в основу многих трудов по философии культуры, истории, религиоведению, проблемам художественного творчества. Были заложены основы генетики (науки о передаче наследственных признаков). Получили развитие междисциплинарные науки — биохимия, физическая химия, геофизика, электрохимия и пр. Больших успехов добились микробиология и фармацевтика (появились аспирин, стрептомицин и другие лекарства). Современников поражала скорость перемен во всех сферах жизни. В 1903 г. всего на несколько минут поднялся в воздух первый самолет братьев Райт, а уже в 1919 г. был совершен перелет через Атлантический океан. За первую треть XX в. физики проникли в тайну строения атома (открыты электрон, протон, позитрон, нейтрон, частиц электромагнитного излучения, кванты и пр.) и к концу 30-х, 40-е гг. ХХ века подошли вплотную к практическому освоению атомной энергии. Овладение атомной энергией привело к созданию вооружения, способного уничтожить все человечество. Это показали бомбардировка в 1945 г. американцами Хиросимы и Нагасаки, трагедия на Чернобыльской АЭС и др. Две мировых войны, прошедших в ХХ веке, не только по своим масштабам потрясли весь мир и унесли миллионы жизней, но и кардинально изменили мироощущение людей. Войны поколебали оптимизм в отношении научно-технического прогресса, как безусловного блага для человечества, бомбардировки городов и гибель мирного населения показали несовершенство человеческого разума. Во второй пол. XX века развивалось многоэтажное строительство, широкое использование в архитектуре железобетона и металлических конструкций. Произошел быстрый рост городского населения, появилось освещение, очистка городов. Решительный скачок совершила радиоэлектроника, созданы новые типы радиоаппаратуры и телевизоров. В быту появилось стремление к комфорту, в дома вошло множество новых и необходимых приборов и предметов (холодильник и др.). Произошла «сексуальная» революция, началось разрушение традиционной семьи. Развивался массовый международный туризм. Стремительно развивались авиация, средства массовой коммуникации, кино, электронно-вычислительная техника. Автомобиль стал обычным средством передвижения, с ним пришло и ускорение темпа жизни. Характерен расцвет наук, направленных на познание человека и общества: социологии, психологии, экономики и др. Революция в естествознании, новая индустриальная эпоха, кризис классических систем мировоззрения, побуждали к переосмыслению изменившихся условий жизни и заново поставили вопрос о ее смысле. Крупные открытия были сделаны в генетике и биотехнологии. Было изучено строение молекулы ДНК, созданы новые виды лекарственных препаратов. Генная инженерия вышла за пределы лабораторий. Ее открытия стали применяться в сельском хозяйстве, медицине. Науки об обществе и человеке обогатились новыми концепциями и открытиями. Современная философия неизбежно выходит на проблемы смысла человеческой жизни, счастья и благополучия, самопознания и самоутверждения человека. Одно из главных направлений общественно-философской мысли определяется установкой на комплексное изучение человека. Это выражается в переносе центра тяжести исследований на проблемы человеческого сознания, в повышении роли исследований форм и структуры человеческой культуры, логического знания, в росте внимания к философским формам осмысления противоречий. Не меньшее значение для понимания особенностей художественного творчества и познания имело учение французского философа А. Бергсона об интуиции, которое он противопоставил интеллектуальным методам познания. *** Общая схема истории человечества выстраивается таким образом: доиндустриальное (аграрное), индустриальное и постиндустриальное (информационное) общество. Общепринятая оценка времени перехода к постиндустриальному обществу — со второй половины 70-х гг. ХХ века, когда наметилось радикальное ускорение технического прогресса, особенно изменения структуры занятости населения, становление нового мышления. Начавшаяся в 70-е гг. в мире структурная и отраслевая перестройка экономики сопровождалась крупными изменениями в составе рабочей силы. Начался переход рабочей силы из производственных отраслей в сферу услуг, что является характерной чертой постиндустриального общества и информационной экономики. Развитие науки, как никогда прежде, способствовало техническому прогрессу. Новые перспективы в исследованиях связано с созданием американским ученым Н. Винером кибернетики — науки об обратной связи, получении, обработке и передаче информации. Выражение «постиндустриальное общество» указывает на положение этого типа общества «после индустриального», а не на его собственные характеристики. Особое внимание уделяется развитию информационной техники и особенно быстрой смене поколений мини-процессоров и компьютерной техники и развертывание на этой основе информационной революции. Поэтому постиндустриальное общество называют также информационным. В 60—90-е гг. ХХ века философская мысль также несла на себе печать воздействия научно-технической революции. Современные философско-культурологические направления определяются идеями «информационного общества», которые рождают надежды на достижение социокультурного прогресса на путях возможностей научно-технической революции. Концепции «информационного» («постиндустриального») общества разрабатывали американские ученые Д. Белл, О. Тофлер и японский ученый И. Масуда. Японский ученый И. Масуда выдвинул идею «информационного» общества еще в 1945 г., когда она показалась весьма фантастической. В качестве его самой характерной ценности он назвал время. Образование должно стать базой для формирования личности, живущей в информационном обществе. В связи с этим возрастет роль свободного времени и культурного досуга. Выбор человека оказывается решающей детерминантой социально-исторического развития. Время показало, что появление новых информационных технологий, компьютерной техники и систем телекоммуникационных связей привели к информационному взрыву, радикальным изменениям не только в области экономики, производства и технологий, но и в сфере общественного сознания, духовной и бытовой культуры. В 60-е гг. XX века американский ученый Д. Белл разработал концепцию «постиндустриального» общества, которое связано, прежде всего, с использованием в качестве основного производственного ресурса информации (в отличие от сырья и энергии на предыдущих этапах развития общества), а также наукоемких технологий [«Грядущее постиндустриальное общество»]. Оно обладает всеми основными чертами «информационного» общества. Основными его признаками Д. Белл назвал: — ориентированность в будущее; — переход от производства вещей к производству услуг, связанных, прежде всего, со здравоохранением, образованием, исследованиями и управлением; — изменения в распределении занятий: рост интеллигенции, профессионалов и «технического класса»; — появление новой элиты, основанной на образовании, а не на собственности или политической власти; — центральная роль теоретического знания, определяющего и положение ученого как центральной фигуры такого общества; — новые интеллектуальные технологии, предполагающие использование математической или логической техники как правил решения проблем, в т. ч., и социальных. Американский футуролог О. Тоффлер в трудах «Футурошок» и «Третья волна» называл современное общество обществом «третьей волны». Реальности сегодняшнего дня он рассматривает и осмысливает сквозь призму будущего. Он выдвинул идею, что человечество стоит на пороге информационной революции, пережив уже аграрную и индустриальную революции. История человечества рассматривается им как процесс волновых всплесков, выводящих его на новый этап цивилизации. Э. Тоффлер представляет динамику развития мировой цивилизации в таком виде: от аграрной цивилизации (первая волна) к промышленному обществу (вторая волна) и к информационному обществу (третья волна). Понятие «информационное» характеризует общество, в котором стремительно возрастает распространение продуктивной по качеству информации, имеются необходимые средства для ее хранения, распределения и использования. Новые информационные технологии сегодня оказывают большое влияние на образ жизни людей, образование, культуру личности, сферу проведения досуга. В этих условиях повышение культурного потенциала человека является залогом его успешной деятельности. Новые обстоятельства требуют от него постоянного повышения квалификации, обновления знаний, освоения новых видов интеллектуальной деятельности. Большое значение приобретает система непрерывного образования, обучения в течение всей жизни. Это не только профессиональный рост, но и расширение культурного кругозора и соответствующих моделей поведения. Наиболее масштабно модель экономики информационного общества представлена в США, Канаде и Великобритании, где в сфере услуг в середине 90-х гг. ХХ века было занято 70—72% рабочей силы (при сокращении работников сельского хозяйства до 2—4%). Другая модель — информационно-индустриальная — характеризуется высокой степенью занятости в промышленности. Так, в середине 90-х гг. ХХ века в Западной Европе (Германия, Франция и др.), и в Японии занятость работников в сфере услуг составляла от 55 до 64%. До этого не «дотягивала» Италия (не более 45%), где еще большая численность занятых была не только в промышленности, но и в мелком бизнесе. Однако теперь услуги в основном стали сферой производственной, поставляющей особый товар — информацию.Вразвитых странах более 50% рабочей силы и 60% трудовых функций связаны с информатикой. Скорость изменений в научно-технической сфере современного общества такова, что трудно предсказать, какова будет информационная технология и последствия ее внедрения через пять — десять лет. Сегодня символами новой, информационной эпохи стали персональные компьютеры, глобальные системы телекоммуникаций, Интернет. Признаками информационного общества являются следующие показатели: — знания и информация становятся источником более высокой производительности труда, они все в большей степени используют данные науки; — происходящий сдвиг в самом производстве: от создания материальных благ и товаров к производству информации, что фундаментально меняет социальный и профессиональный состав общества; — изменения в обществе совпадают по времени с самой значительной в истории НТР, стержнем которой является информационная технология (информатика, микроэлектроника и телекоммуникации); им сопутствуют вспомогательные открытия в области биотехнологии, генетики, лазерной технологии, технологии новых материалов и др. Эти перемены в культуре и революция в области информационных технологий происходят в глобальном масштабе, пересекая государственные границы. В перспективе возникает новое международное разделение труда, в котором важную роль играет не размещение естественных ресурсов, дешевый труд и даже не капитальные фонды, а способность к созданию новых знаний, возможность быстро их применять через информационный процесс и телекоммуникации в самых различных сферах культурной деятельности, преодолевая огромные пространства. Информационное общество определяется как общество, в экономике которого приоритет переходит от преимущественного производства товаров к производству услуг, знаний, проведению научных исследований, организации системы образования, повышению качества жизни, в котором класс научных и технических специалистов становится основной профессиональной группой общества и, что самое главное, в котором внедрение новаций во все большей степени зависит от теоретического знания. Образовательные аспекты культуры информационного общества являются в настоящее время весьма актуальными. Компьютерная техника создает условия для развития творческих способностей человека, приобретения профессиональных знаний, расширяет возможности общения. Интернет создает возможности каждому, не выходя из дома, приобщаться к достижениям мировой культуры, «путешествовать» по музеям, посещать крупнейшие библиотеки, налаживать культурные контакты по всему миру. Интернет так же является и средством распространения ценностей «массовой культуры», рассчитанных на невзыскательных потребителей, главные интересы которых лежат в сфере развлечений. Интернет для детей — часто не более, чем игра. Многие исследователи отмечают, что интенсивное общение человека с компьютером сказывается не только на стиле и способе человеческого мышления, но и на характере современной культуры. Развитие техники и распространение информационных технологий создает предпосылки для резких социокультурных изменений в недалеком будущем. Информатизация современной культуры — процесс сложный и противоречивый, который предполагает, прежде всего, всестороннее и гармоничное развитие человека. С 60-х гг. ХХ века изучением перспектив цивилизационного развития человечества занимается футурология (лат. «futurum» — «будущее»). В ней рассматривают перспективы развития человечества в целом (глобальное прогнозирование), и отдельных сфер общественной жизни (науки, культуры, экономики, политики и т. д.). Наиболее авторитетные исследования по проблемам будущего, глобального моделирования общественного развития принадлежат ученым «Римского клуба» — международной организации, созданной в 1963 г. Его руководитель, А. Печчеи считает, что кризис можно предотвратить не отказом от научно-технического прогресса, а совершенствованием человеческих качеств на основе современного гуманизма — стремления к справедливости, отвращения к насилию. Это даст возможность перейти к новым условиям бытия человека и культуры.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 2792; Нарушение авторского права страницы