Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Новоевропейская картина мира
Освальд Шпенглер назвал новоевропейскую культур фаустовской (герой гётевской трагедии продал душу дьяволу, чтобы познать истину). Поэтому новоевропейская культура стремится к познанию и одновременно страх перед этим стремлением. Это полный разрыв с средневековой традиционной культурой и ориентация на новаторство. Слово «традиция» – низменное. Слово «новое» - новая ценность новоевропейской культуры. Новизна – главный товар на рынке. Появляется «популярное» и «модное». Отрицание традиций ведёт к полифонии культур. Сталкиваются разные мнения, стили, направления, между субкультурами сложные отношения. Каждый художник предпочитает свой стиль и меняет его в течении творчества (Пикассо). Парадигма новоевропейской культуры Образцом новоевропейской культуры становится рациональность, которая опирается на визуальное представления. Математизация. Математика – вершина научного познания. Всё подвергается математической процедуре. Торжествует мировоззрение позитивизма – сё проверять, контролировать, избавляться от иррационального и совершенствоваться. Философия Канта не ослабила позитивистского мировоззрения. К нему прислушивались лишь в 20 веке. Пионером всего рационального принято считать в европейской культуре Сократа. Именно он даёт установку о том, что познание адекватно отражает действительность. Более того, человек не только познаёт истину, он и состоянии исправить, изменить бытие. Однако, параллельно в культуре присутствует иррационализм. Его олицетворяет литературный Дон Кихот, который живёт в придуманном мире и мотивом является только его желание и воля. Это направления представлено Шопенгауэром, Ницше, романтизмом, барокко, сюрреализмом. Таким образом, в культуре сталкиваются рационализм и иррационализм и это столкновения проявляется в образе Гамлета «Быть или не быть? ». Роман – основная форма новоевропейского искусства. Каждая культурная эпоха выбирает своё искусство. Благодаря Платону, который считал, что космос живой и разумный, ведущим искусством становится скульптура. Пластика – это и есть телесная идея. В средневековье таким искусством становится архитектура как энциклопедия, Библия, как аллегория тела Иисуса Христа. В эпоху Возрождения, когда человек смирился с бесконечностью ведущим становится живопись в перспективе (в бесконечность). На новоевропейском этапе ведущим жанром становится роман. Не рыцарский, не плутовской. Главный герой – обычный человек. Действия происходит, как правило, в больших городах (Лондон, Париж, СПб, Мск). Это сложные взаимоотношения нескольких поколений. А самая главная тема – это одиночество человека в толпе. Таким образом, роман вбирает в себя основное противоречие новоевропейской культуре. Это личность и масса. Вести дневник исходит из протестантизма. Машина в новоевропейской культуре Главным символом культуры становится машина, индустрия и техника, которые стали оказывать влияние на культуру. В духовной сфере – это механизированная картина мира. Ньютон понимал природу как механизм, Декарт рассматривал человека как машину и постепенная стандартизация формировала массовую культуру. Люди перестали различаться: одинаковая одежда, журналы, музыка и т.д. Создалось мнимое равенство (внешнее), поэтому культура стала ориентироваться на среднестатистического человека. Критерием становится рейтинг. Масса выходит на первый план. Испания – Ортега и Гассей «Восстание масс». Сначала массы возникают в экономике благодаря машинной индустрии, затем они переходят в политику благодаря демократии. И вот они уже диктуют. Что нужно слушать и смотреть в духовной культуре. Но одновременно сохранилась элитарная культура островками, ограничено. В любом случае художник вынужден выбирать: или быть богатым при жизни, или быть знаменитым после смерти. Неудовлетворённость культурой Этот диагноз культуре вынес Фрейд. Не смотря на прогресс и достижения человек не становится счастливее, потому что всё общество пронизывает противоречие: рациональность и иррациональность, индивидуализм и масса, творчество и рынок. Особенно остро это чувствуют художники. В 20 веке сокращается средний возраст жизни художника и, как правило, увеличивается число суицидов из-за проблем в творчестве: Толстой, Лондон, Пикассо, Ван Гокк, Маяковский, Есенин, Горький, Хименуэль... Вывод: Неудовлетворённость культурой – это зло, но именно это чувство рождает поиск нового. ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА 19 ВЕКА Романтизм, как художественное движение Революции и войны в Европе и Америке; появление таких людей как Наполеон, Вашингтон, Гарибальди. Не подтверждается оптимистическая установка просветителей. Буржуазная обстановка не делает людей счастливыми – мировая скорбь. Интерес к воле и страстям. Личность противопоставляется меленькому человеку, мещанству и бездуховности. Художники ищут новый источник творчества (напр., национальная культура). Интерес к фольклору, мифологии. Время знаменитых сказочников (бр. Гримм, Гофман, Пушкин). Искусство становится воплощением синтеза философии и науки. Поэтому теоретиком романтизма является немецкий философ Шеллинг: «Интуиция истины доступна только гениальным людям». Искусство – интуитивное творчество. Политика – создание утопий (Т.Мор); романтизм буржуазных революций (свобода, парламент, демократия). Бунт против классицизма и академизма. Это неприятие реальности и поиск новой реальности с помощью революций. Носителем бунта являются отдельные выдающиеся личности. Живопись эпохи Романтизма Ф.Гойе (испанский живописец) начинает как реалист и приходит к романтизму. Давид «Смерть Марата». Жерика «Плот Медузы». Франция – Домье, Коро, Курбе, Милле. Англия – Тёрнер. Россия – Кипренский, Брюллов, Щедрин, Иванов. Музыка эпохи Романтизма Бетховен, Шопен, Шуман, Г.Бермон, М.Глинка Музыка – самое интуитивное искусство и загадочное, поэтому становится главным направлением в романтизме. Литература эпохи Романтизма Гофман «Щелкунчик», Байрон (англ), Гёте, Пушкин, Лермонтов, Грибоедов, Блейк, Вальтер Скотт. На первый план выходит роман: Бальзак, Мериме, Стендаль. Вывод: эпоха Романтизма – наивысший расцвет новоевропейской культуры. ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 19 ВЕКА Технический переворот Это время наивысшего расцвета технических и научных достижений. За 50 лет были открыты: электричество, железные дороги, флот, телефон, телеграф, радио, граммофон, метро, автомобиль, каналы, туннели, кино, трансатлантический кабель, «Происхождение видов» Дарвина. Некоторые не выражали восторга по поводу технического прогресса: Достоевский, Толстой, Ницше, Данилевский. Литература и художественная культура Появился новый жанр – фантастика (Жюль Верн, Уэльс). Дикенс, Толстой, Достоевский. Зарождается новое движение декаданса: Поль Вернер, Шарль Бодлер «Цветы зла». Благодаря Бодлеру формируется движение символизм. Обращение к трансцендентному. В России создание школ передвижников, а во Франции появляются школы импрессионистов. Их объединяет бунт против академизма и обращённости к новым объектам в искусстве. В академическом духе всегда писал в студиях (полусвете). Импрессионисты: Эдгар Мане, Кладо Моне, Ренуар, Сислей, Писсаро, Дега. Техника «Мазок». В 90-х эта школа распадается и появляются направления постимпрессионизма: Ван Гог, Лотрек, Гоген, Сёра. Импрессионизм – впечатление. Постимпрессионизм – экспрессионизм – выражение. Вывод: Импрессионизм, экспрессионизм, символизм – те направления, которые вызывали тревогу по отношению современного мира 20 века. КРИЗИС НОВОЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ 20 ВЕКА Кризис в науке и обществе Кризис начинается с физики в связи с открытием рентгеновских лучей, радиоактивности. В результате атомистическая картина мира распадается. Этот парадокс возбудил мысль: создана теория относительности, стал популярен Кант с идее вещи в себе. В обществе происходит революции, войны, экономические кризисы. Возникают социальные эксперименты (коммунизм, фашизм), которые не приводят к хорошему. Вывод: весь этот мир был назван экзистенциалистами как мир абсурда и тошноты. Литература и художественная культура Искусство распадется на множество направлений. Сохраняется реалистическая линия: Ремарк, Шолохов. Возрождается романтизм с социалистическим содержанием. Социальный реализм: Горький, Багрицкий, Маяковский. Искусство в целом получила название модернизм В литературе самыми парадоксальными были Франс Кафка, Джойс, Пруст. В живописи яркие направления: абстракционизм (Кандинский), супрематизм (Малевич), примитивизм (Руссо, Пикассо), сюрреализм (С.Дали). В целом 20 век вошёл в историю как период кризиса и поиск новой парадигмы, культуры нового образца для будущего. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 847; Нарушение авторского права страницы