Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Первобытные верования и основные типы стоянок и погребений



Первобытные верования и основные типы стоянок и погребений

Самой первой формой религии был анимизм (от слова душа), когда люди обожествляли природу и поклонялись ей. Во время ритуалов они использовали культовые предметы со сверхспособностью – верование называлось фетишизм.

Когда люди переходят к земледелию выделяется тотемизм.

Погребение. Они носили массовый и индивидуальный характер. На поверхности земли устанавливались памятники в форме дольменов (выс. столб), менгин (квадр. камень), кромлех (кругов. ансамбль). Стоунхендж – кромлех.

Вывод: благодаря погребениям развивалась архитектура, главная форма которой заключается в магических ритуалах.

ПЕРЕХОД К ЦИВИЛИЗАЦИЯМ И СТАНОВЛЕНИЕ ДВУХ ТИПОВ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Примерно с 3-2 тысяч до н.э. возникают первые цивилизации вдоль рек, которые занимались земледелием. Появление древних городов (цивил – город, гражданин). В экономике – земледелие с использование железный орудий труда; в политике – появление государства, в соц сфере – происходит дифференциация населения по специфике производственной деятельности, в духовной сфере – появляется письменности, языки и культуры.

Но сложилось, что в это время сформировалось два типа культур:

1) стационарная культура – азиатский способ производна в экономике, деспотизм в политике, элита жрецов в соц сфере, преобладание традиций в духовной сфере.

2) динамическая культура – античная – определённый способ производства в экономике, в политической демократичной формы правления, в соц сфере – разделение на различные группы и слабая социальная мобильность, в дух сфере – главный акцент на новаторство.

Причины разделения:

1) геополитическое положение

2) отсутствие на западе священных текстов

3) на западе полисная система устройства государства, которая рождает конкуренцию, соревновательность

4) на востоке время временится из прошлого, на западе – ориентировка на будущее

5) на востоке образ мышления круговой, а на западе линейное письмо, которое ориентировано на начало и конец

6) на востоке особое отношение к природе и главная цель – достижение гармонии с природой; на западе – стремление к господству над природой

7) на востоке чёткая градация населения на элиту и массу и сохранение элитарной культуры вне доступности для масс; на западе не были чёткой грани между элитой и народной культурой.

Художественная культура первичных стационарных цивилизаций

1. Характерные черты старейших стационарных цивилизаций.

Заканчивается дописьменный период развития в культуре. С возникновением письменности распадаются синкретический миф. Появляется огромное количество новой информации и формируется два типа цивилизации: стационарные (Бл. Восток – междуречье, Египет, Дальн. Восток – Индия, Китай).

Главным требование стационарного типа цивилизации является стабильность и авторитет традиций. Исходя из этого время рассматривается от прошлого к будущему, движение происходит циклично и главный смысл времени – это возвращение к прошлому, к первоистоку. В Китае – прасимвол Дао. В Индии – священные тексты Веды. Бл. Восток остались не до конца расшифрованы.

Второй признак – двойственный характер традиций. Если традицию повторять без изменений, она становится пустой и формальной. Для творчества она должна содержать противоположность.

В Китае: конфуциазм (полезное) и даосизм (безсполезное).

В Индии: буддизм (развитие) и Веды (самосовершенствование человека).

Таким образом, традиция совершенствуется вглубь по принципу матрёшки.

Третье – особое отношение к природе. На Востоке природа бескомпромиссна к человеку. Во всей истории Восток борется с природой, признавая её авторитет и первичность к человеку.

В отличии от христианства и ислама на Востоке нет единого и могущего Бога как творца и хозяина природы. Для Востока не характерны такие понятия как страшный суд, ад, рай, всемирный потом, второе пришествие. Многие культурологи считают восточные религии гуманными, а христианство и ислам – авторитарными. В христианстве многие видят начало экологической катастрофы.

Восток проповедует идею всеединства, равноправия и взаимозависимости всего живого. В природе Восток видит не злые силы, а символ божественного.

Четвертое признак – протиопоставление элитарной и народной культуре. На Востоке культура охранялась элитой, которая была очень образована. Образование заканчивалось к 40 годам. Элита разрабатывала каноны, которые народ медленно изучал. Народная культура старалась приспособить их к повседневной жизни, разрабатывая эпос. Более того, народная культура являлась материалом для элитарной культуры. Никакой борьбы не было в отличии от Запада.

Поэтому традиционность Восточных культур просуществовала до XX века.

Взаимное влияние древних культур Востока и Запада

В Древнем мире это происходило насильстенным путём (войны, великое переселение народов). Войны Ал. Македонского, где соединялись Восток и Запад. Это влияние происходит и сейчас. Восток ­– интерес духовной составляющей, Запад – техникой.

Например. Древний Египет. Культ смерти, который до сих пор является загадкой, оказал огромное влияние на формирование христианства. Главная цель – сохранить жизнь даже после смерти. Священные тексты Др. Египта – книга мёртвых – сопровождала человека 40 дней после смерти.

Пример 2. Именно Египет оставил различные архитектурные формы и типы (пирамида, обелиск, колонна), технические изобретения (календарь, солнечные часы, хирургия, анатомич атлас, папирус). Вавилония (междуречье) оставила астрономические знаки, разработала зодиак, матем квадратные уравнения, первые библиотеки. Ффеникийский алфавит, на основе которого создались греческий и латинский; первые деньги – чеканная монета в Лидии.

Художественная культура древний цивилизаций и особенности художественного стиля

В архитектуре памятник и максимальное приближение к природе.

В Индии: ступы (пагоды), которые напоминали женскую грудь. Знаменитый Китайская пагода, которая позволяла скрыться от солнца; искусство садов, где главными элементами были природные стихии.

В живописи Будда не изображался до прихода Македонского. Его символизировали со слоном, лотосом. Затем разрабатывался канон изображения Будды: длинные мочки (знак благородного происхождения), бугор мудрости на лбу, определённая поза и жесты.

Китайская живопись отличается тем, что производился на шёлке или бумажных свитках, дополнялись стихотворными текстами, основной инструмент – тушь, сразу пишется в чистовик, не использовалась натура, нет светотени и перспективы. Главное – фрагментарность и незаконченность, что-то должен домысливать зритель.

АНТИЧНОСТЬ КАК ТИП КУЛЬТУРЫ

Античность как динамический тип цивилизации

Под термином античность понимается крито-микенская, древнегреческая, древнеримская культуры.

3-2 тысяч до н.э и 5 век н.э.

Античность считается колыбелью европейской цивилизации, не смотря на то, что её сменила средневековая культура.

Благодаря античности мы до сих пор пользуемся основными понятиями и категориями от античности. Мы ищем элементарные частицы материи благодаря Демокриту, мы рассматриваем космос благодаря Пифагору и мы пытаемся определить субстанцию благодаря Аристотелю.

В области эстетики мы до сих пор основываемся на каноны античной красоты, которая опирается на пропорциональность человеческого тела. В области политики мы пользуемся формами представительной демократии, идее парламента, кодифицированных законов, референдумом и т.д.

Среди технических изобретений: архитектурная форма амфитеатра, арка, канализация, бетон, маяк, водопровод, цирк, стадион, библиотека.

До сих пор в нашем языке сохранились слова юлианского календаря.

Таким образом, вся европейская цивилизация родом из античности

Крито-микенская культура

Археолог Эванс открыл неизвестную культура на острове Крит. Обнаружил дворец под водой в виде лабиринта. На стенах изображался минотавр и женский образ, нарисованные по египетским канонам, но в отличии от Египта эти образы очень ярки и вызывающи («Парижанки»).

Шлиман открыл город Микены, в котором архитектура соответствовала военному времени и напоминала дома-крепости, а в захоронениях обнаружили огромное количество украшений.

Гипотеза гибели цивилизации. Судя по стилю эта культура находилась в стадии упадка; следовательно, расцвет приходился на 3 тыс до н.э. Она погибла при невыясненных обстоятельствах. Возможно, это случилось в результате наводнения.

Платон в своих трактатах упоминал об Атлантиде или гипербореи. Якобы древняя цивилизация была затоплена. Но часть выживших привнесли эту культура древним племенам.

Гомеровский период

Время переселения 4-х племён. Утрачивается связь с крито-микенской культурой. Единственный памятник этой культуры является гомеровский эпос и мелкая пластика в скульптуре (изображения людей, животных из глины).

Вывод: гомеровский период – переход от первобытной культуры к первым цивилизациям.

Античная культура

1. Античный театр.

Этот вид искусства зародился в период архаики. Архаичная культура, по мнению Ницше, является классика античной. Главным богом в этот период является Дионисий. Архаичная культура наполнена эротикой.

Дионисия всегда сопровождали люди в козлиных шкурах. Происходит название «трагедия» - песнь козлов. Театр был очень престижным занятием. Сначала в городе проводился конкурс на лучшие трагедии и комедии. Трагедия представляет собой хор и несколько солистов (до 3-х). они изображали нескольких героев с помощью личин или масок. Любимые сюжеты – мифологические истории.

Сцена – «ахистра». Раздевалка – «схенка». Высокая обувь – «котурны». Смотреть – «Театрон».

Знаменитые трагеки – Эсхил, Сафокл, Эврипит, Аристофан (высмеял Сократа в комедии «Облака»).

По словам Ницше, античный театр сочетал в себе гармоничные стихийные и разумные начала, Дионисийский и Аполлонические божества. А из-за Сократа главным богом в Греции становится Аполлон. И с этого момента начался кризис античной культуры.

Уже в период Древнего Рима театр утратил свой классические традиции как и олимпийские игры становятся гладиаторским зрелищем. Зато всё на сцене реально.

2. Физическая культура античности

Идеалом для Эллина была гармония духа и тела. О необразованном человеке говорили «он не умеет ни плавать, ни читать». Образование – 3 ступени школы (начальное; среднее, где изучалась медицина, астрономия, письменность, математика и пр.; а в старших классах гимнастика).

1) Афеп – призывник, обучался на рабах.

2) Философ

3) Ремелсенник

Олимпийские игры проводились с 776 годна до н.э. по 393 годы н.э. 1170 лет – 293 игры. Программа:

1) торжественное открытие и жертвоприношение

2) состязание молодёжи (бег, прыжки в высоту и длину, метание копья в цель и расстояние, метание диска, кулачные бои)

3) то же самое для взрослых

4) состязания на колесницах

5) раздача наград (венок из оливковых ветвей, свобода от налогов пожизненной, абонемент в театр + памятник)

С периода Ал. Македонского, игры стали профессиональными. Выступали как правило рабы – гладиаторы. На них делались ставки по «крупному».

3. Скульптура в античности

Главным теоретиком скульптуры был Поликлет, который написал канон, где были прописаны формулы идеальных пропорций. Однако в реальности его статуя Дорифор получила квадратное, громоздкое тело. Позже они изменены в пользу субъективных пожеланий.

Самыми известными скульпторами являлись: Мирон, Пракситель, Скопас, Агесандр.

В период римской культуры появляется скульптурный портрет – реальное изображение знаменитых императоров и полководцев.

4. Упадок античной культуры

1) В Древней Греции нормальным считалось детоубийство, как частное дело отца.

2) Жестокость и насилие. Македонский и Цезарь убивали всех противящихся. Ежегодно убивали рабов (20 тыс в год). А также при дворе императора; большинство императоров было убито.

Все социальные слои были пропитаны тайными оседомителями – фискалами. По их доносу любой гражданин мог попасть в список «вне закона».

3) Понимание любви («Наука любви» Овидий). Женщинам запрещалось внебрачные отношения, но по этому поводу были бунты.

4) Обжорство. Изрыгание для безостановочного потребления еды.

Духовные искания поздноримской империи. К ним относятся: гностицизм, митроизм, христианство. Митро (бог), в котором борется добро и зло и после смерти наступает страшный суд.

Гностицизм – человек рождается либо от рая, либо от ада. Всё решено.

Христианство – началось в 1 веке до н.э. и преследовалось 3 века. Начиная с Константина христианство стало господствующим Римской империи. Именно оно даёт новые смысли новой культуры.

СРЕДНЕВЕКОВАЯ КАРТИНА

Смысл «средневековья»

Название «средние века» была даны просветителями и это называние носило негативные смысл. Также не определены хронологические рамки этой культуры. Если брать за начало 5 век – это только официальное провозглашение христианства. Также не ясно окончание: или эпоха Возрождения, или начало Европейской культуры. Трудности определения возникли из того, что эта культура состоит из 2-х субкультур:

1) античная, которая возродилась с XVI века.

2) христианская, возникшая на закате античной

Борются 2 мировоззрения, 2 образа жизни и это влияет на само христианство, которое наполнено язычеством (народное христианство/двуеверие).

Сама христианская церковь в большей степени думала не о небесных, а о земных делах, поэтому окружила слои античной роскоши. По разному относились к этому этапу культурологи, философы. Романтики боготворили, просветители критиковали. Но истина находится где-то по середние.

Актуальность средневековья заключается в существовании нескольких типов культур и ситуации выбора. Этом смысле очень близко к современной культуре.

Таким образом, средневековье – это время, связанное с великим переселением народа; формированием славянской, романской, германской, финно-угорской и других групп. В духовной сфере этот период связан с формированием христианской ментальности.

Церковная культура

Она создана в монастырях, охраняется представителя от поколения к поколению. Главная форма средневековья – храм – синтез музыки, живописи, скульптуры, архитектуры, литературы.

Время и вся жизнь были связаны с храмом. Рождение, венчание, смерть – в храме. Поэтому храме реализовалась церковная, культовая культура. В зависимости от конфессии были сои художественные особенности.

Католический храм: по форме – вытянутый крест (базилика); существуют строгие каноны перед входом, витражное стекло в виде розы; внутри храма с 11 века обязательный инструмент орган. Храм посвящается какому-либо библейскому персонажу. Монашество было только чёрным, служба шла на латинском. Индульгенция, чистилище. Всё подчинялось Ватикану. Главной формой и средством воспитания была книга как произведения искусства.

В православных храмах – крестово-купольная форма с равным крестом. Начиная с эпохи Грозного вводится шатровый стиль и происходит смешение этих стилей. Особенность ранних православных храмах – они создавались без чертежей. Православном храме звучит только голос. Собственное изобретение – иконостас. На восточной стене – рай, на западной стене – ад.

Протестантизм начинался с 16 века, упростил архитектуру храма – очень лаконичное здание, где отсутствует любое изображение или мелкая пластика.

Феодальная культура

Это светская культура. Основные темы: война, любовь, сила. Грамотность была не обязательная. В литературе: господство героического эпоса. Главная тема: благородный рыцарь. В реальности всё было не так: грабительные набеги, кровавые междоусобицы; положение женщин крайне низкое.

Городская культура

Стала появляться в 11-12 веках. В них скапливалось население, работающих на себя – беглые крестьяне, которые становились ремесленниками и продавали свой товар. Дух города заключался в полном неприятии церковной и феодальной культур. Отсюда архитектурный стиль готика.

Карнавалы (праздник дураков), бродячие театры, студенческая поэзия (ваганты – бывшие студенты, писавшие на латинском).

Таким образом, средневековая культура отличается строгой корпоративностью. Никого не интересовала личность. Главное – к какой культуре, субкультуре, сословию эта личность принадлежит.

Периодизация средневековья

1. Тёмные века – 5-8 вв – время войн. Норманнские и арабские нашествия, в результате исчезнули многие виды искусства и приходит в упадок духовная культура. Единственная сохранившаяся культура осталась в монастырях.

2. 9-11 века – формируется стиль раннего средневековья (Романский)

3. 12-13 вв – время крестовых походов. Средневековье достигает классики. Появляются города, университеты.

4. 14-15 вв – осень средневековья – период связан с эпохой Возрождения.

Мировоззрения гуманизма

В эпоху средневековья 2 типа образования: Божественное и гуманитарное.

В Италии, во Флоренции стали создаваться популярные студии, которые собирали талантливых людей разных профессий. Эта атмосфера образованности, диспута и конкуренции породила титанов эпохи возрождения.

В результате возникло мировоззрение гуманизма, а в последствии антропоцентризм, согласно которому человек является мерой всех вещей, т.к. он, как и Бог, творец. Поэтому главный смысл жизни – полная реализация своих творческих возможностей.

Благодаря гуманизму человек почувствовал себя центром вселенной и творцом. Человек перестал боятся создавать совершенство не смотря на то, что вера осталась.

Литература

Петрарка знаменит своими любовными сонетами любимой.

Данте автор божественной комедии посвятил возлюбленной. Герой этой комедии пытался найти её. Три части: ад, чистилище, рай.

Боккаччо автор Декамерона: 10 новелл.

За пределами Италии были: В.Шекспир (его творчество делится на периоды: комедии, трагедии), Испания – Сервантес автор «Дон Кихот» (о закате эпохи Возрождения, о том, что мечта осталась не реализованной), Франция – Ф.Рабле автор «Гаргонюа и Пантагрюэль» (смеховой городской культуре).

Вывод: в литературе появляются новые жанры – новелла, роман. Особе место принадлежит стилю трагедия – высокий стиль, повседневность – низкий стиль. Главная идея – соединение слова и вещи. Считали, что весь мир наполнен знаками и их необходимо расшифровать.

Живопись – искусство №1

У истоков стоят Джотто, который вводит 3-х мерное пространство изображения; Мозаччо, который благодаря цвету и светотени писал объёмные тела; Сандр Боттичелли; Монтенья (г. Падуя).

Леонардо Да Винчи, Рафаэль и Микеланджело – три титана.

Венецианская школа: Джорджоне, Тициан, Веронезе, Тинторетто. Караваджо вводит натюрморт и использует ярко выраженный контраст светотени.

Испания – Эль Греко. Нидерланды – Брейгель, Босх

Скульптура и архитектура

Донателло – круглая скульптура. Брунеллеск. Микеланджело.

Натурфилософия

Коперник, Брунно, Г.Галилей, Н.Кузанский.

Оборотная сторона гуманизма

1) В эпоху Возрождения популярным мировоззрением был макиавиализм – «цель оправдывает средства».

2) Гуманизм порождает экологических кризис. Природа – объект для экспериментов.

НОВОЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА 17-18 ВЕКОВ

Живопись эпохи Романтизма

Ф.Гойе (испанский живописец) начинает как реалист и приходит к романтизму.

Давид «Смерть Марата». Жерика «Плот Медузы». Франция – Домье, Коро, Курбе, Милле. Англия – Тёрнер. Россия – Кипренский, Брюллов, Щедрин, Иванов.

Музыка эпохи Романтизма

Бетховен, Шопен, Шуман, Г.Бермон, М.Глинка

Музыка – самое интуитивное искусство и загадочное, поэтому становится главным направлением в романтизме.

Литература эпохи Романтизма

Гофман «Щелкунчик», Байрон (англ), Гёте, Пушкин, Лермонтов, Грибоедов, Блейк, Вальтер Скотт.

На первый план выходит роман: Бальзак, Мериме, Стендаль.

Вывод: эпоха Романтизма – наивысший расцвет новоевропейской культуры.

ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 19 ВЕКА

Технический переворот

Это время наивысшего расцвета технических и научных достижений. За 50 лет были открыты: электричество, железные дороги, флот, телефон, телеграф, радио, граммофон, метро, автомобиль, каналы, туннели, кино, трансатлантический кабель, «Происхождение видов» Дарвина.

Некоторые не выражали восторга по поводу технического прогресса: Достоевский, Толстой, Ницше, Данилевский.

Литература и художественная культура

Появился новый жанр – фантастика (Жюль Верн, Уэльс).

Дикенс, Толстой, Достоевский. Зарождается новое движение декаданса: Поль Вернер, Шарль Бодлер «Цветы зла».

Благодаря Бодлеру формируется движение символизм. Обращение к трансцендентному. В России создание школ передвижников, а во Франции появляются школы импрессионистов. Их объединяет бунт против академизма и обращённости к новым объектам в искусстве. В академическом духе всегда писал в студиях (полусвете).

Импрессионисты: Эдгар Мане, Кладо Моне, Ренуар, Сислей, Писсаро, Дега. Техника «Мазок». В 90-х эта школа распадается и появляются направления постимпрессионизма: Ван Гог, Лотрек, Гоген, Сёра.

Импрессионизм – впечатление. Постимпрессионизм – экспрессионизм – выражение.

Вывод: Импрессионизм, экспрессионизм, символизм – те направления, которые вызывали тревогу по отношению современного мира 20 века.

КРИЗИС НОВОЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ 20 ВЕКА

Кризис в науке и обществе

Кризис начинается с физики в связи с открытием рентгеновских лучей, радиоактивности. В результате атомистическая картина мира распадается. Этот парадокс возбудил мысль: создана теория относительности, стал популярен Кант с идее вещи в себе.

В обществе происходит революции, войны, экономические кризисы. Возникают социальные эксперименты (коммунизм, фашизм), которые не приводят к хорошему.

Вывод: весь этот мир был назван экзистенциалистами как мир абсурда и тошноты.

Литература и художественная культура

Искусство распадется на множество направлений. Сохраняется реалистическая линия: Ремарк, Шолохов. Возрождается романтизм с социалистическим содержанием. Социальный реализм: Горький, Багрицкий, Маяковский.

Искусство в целом получила название модернизм

В литературе самыми парадоксальными были Франс Кафка, Джойс, Пруст.

В живописи яркие направления: абстракционизм (Кандинский), супрематизм (Малевич), примитивизм (Руссо, Пикассо), сюрреализм (С.Дали).

В целом 20 век вошёл в историю как период кризиса и поиск новой парадигмы, культуры нового образца для будущего.

Первобытные верования и основные типы стоянок и погребений

Самой первой формой религии был анимизм (от слова душа), когда люди обожествляли природу и поклонялись ей. Во время ритуалов они использовали культовые предметы со сверхспособностью – верование называлось фетишизм.

Когда люди переходят к земледелию выделяется тотемизм.

Погребение. Они носили массовый и индивидуальный характер. На поверхности земли устанавливались памятники в форме дольменов (выс. столб), менгин (квадр. камень), кромлех (кругов. ансамбль). Стоунхендж – кромлех.

Вывод: благодаря погребениям развивалась архитектура, главная форма которой заключается в магических ритуалах.

ПЕРЕХОД К ЦИВИЛИЗАЦИЯМ И СТАНОВЛЕНИЕ ДВУХ ТИПОВ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Примерно с 3-2 тысяч до н.э. возникают первые цивилизации вдоль рек, которые занимались земледелием. Появление древних городов (цивил – город, гражданин). В экономике – земледелие с использование железный орудий труда; в политике – появление государства, в соц сфере – происходит дифференциация населения по специфике производственной деятельности, в духовной сфере – появляется письменности, языки и культуры.

Но сложилось, что в это время сформировалось два типа культур:

1) стационарная культура – азиатский способ производна в экономике, деспотизм в политике, элита жрецов в соц сфере, преобладание традиций в духовной сфере.

2) динамическая культура – античная – определённый способ производства в экономике, в политической демократичной формы правления, в соц сфере – разделение на различные группы и слабая социальная мобильность, в дух сфере – главный акцент на новаторство.

Причины разделения:

1) геополитическое положение

2) отсутствие на западе священных текстов

3) на западе полисная система устройства государства, которая рождает конкуренцию, соревновательность

4) на востоке время временится из прошлого, на западе – ориентировка на будущее

5) на востоке образ мышления круговой, а на западе линейное письмо, которое ориентировано на начало и конец

6) на востоке особое отношение к природе и главная цель – достижение гармонии с природой; на западе – стремление к господству над природой

7) на востоке чёткая градация населения на элиту и массу и сохранение элитарной культуры вне доступности для масс; на западе не были чёткой грани между элитой и народной культурой.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 626; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.069 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь