Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


VIII. МОРАЛЬ КАК ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ



ОСНОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ

1. Мораль как основание культуры и всеобщий регулятор межчеловеческих отношений.

2. Нравственные противоречия и нравственная свобода. Негативные архетипы морали: нарциссизм, агрессивность, лицемерие.

3. Нравственное сознание в ХХ веке.

4. Культура поведения и профессиональная этика.

1. Мораль есть духовно-практический, оценочно-императивный способ освоения действительности, определяющий отношение человека к себе, другим людям, обществу и к миру в целом и регулирующий поведение людей на основе представлений о добре и зле, справедливости, смысле жизни. Мораль является таким способом освоения мира, который связан с осознанием человеком самого себя, своего места в мире и предназначения. Вопросы морали - это вопросы и мировоззренческие, поэтому нередко мораль называют практической философией. Человек с помощью своего духа пытается понять мир, охватить его в целостности, познать не только единичное, изменчивое, временное, но и общее, постоянное и вечное. Без этого понимания человек не может найти своего места в мире, определить смысл своего существования. Подлинный смысл может быть только в вечном, а не преходящем.

Мораль включает моральное сознание, реальное поведение и нравственные отношения. В моральное сознание входят: нравственные ценности (представления о добре, зле, справедливости, долге, счастье, идеале), нравственные принципы (наиболее общие требования, определяющие всю линию поведения), нравственные нормы (образцы поведения), нравственные чувства. В моральном сознании можно выделить два уровня: первый обусловливает реальное поведение и называется нравственностью; второй – нацеливает на должное поведение и называется моралью в узком значении слова.

В центре морали стоит соотношение сущего и должного. Моральное сознание не только фиксирует реальные нравы, но и нацеливает на идеал: каким должен быть Человек, Общество и Отношения. Сам человек и его земная жизнь далеки от совершенства, однако он всегда стремится к лучшей жизни, к некоторому идеальному состоянию. Человеку свойственно представлять жизнь в виде иерархии, нижний уровень которой связан с земной эмпирической жизнью, а высший – с некоторым идеальным бытием - Богом, Абсолютом, Высшей реальностью. Еще древние отмечали, что человек занимает в мироздании серединное положение и по своей природе является незавершенным существом. Стремление к завершению в идеале - отличительная особенность человека. Эта замкнутость на идеал выражается в морали. Мораль ориентирует человека не на ту действительность, которая есть, и не на те отношения, которые существуют в обществе, а на ту действительность и те отношения, которые должны быть.

Характер отношений между людьми определяется высшими духовными ценностями, совокупностью нравственных норм и золотым правилом нравственности, которое гласит: «Во всем, как вы хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Евангелие от Матфея. Гл. 7, ст.12) Мораль призвана утверждать в обществе идеалы Добра, Любви, Справедливости, Гуманности, Взаимопомощи. Только в обществе, основанном на этих ценностях, человек чувствует себя Человеком и может быть по-настоящему счастлив. Моральное сознание призвано отражать и выражать интересы не конкретных социальных групп, классов, наций, обществ с их социальными, идеологическими, политическими, национальными, расовыми и другими различиями, а интересы человека вообще, то общее, что присуще всем людям. Все люди относятся к одному и тому же роду, являются, прежде всего, людьми и имеют общие устремления. Все хотят, чтобы их ценили, уважали, любили, чтобы проблемы решались на основе справедливости, честности, доброжелательности. Моральное сознание нацеливает человека на приоритет общего над частным, общечеловеческого над групповым. Но это такой приоритет, который не навязывается человеку извне, а принимается человеком добровольно, сознательно.

Моральное сознание не только провозглашает идеал, но и предписывает поступать в соответствии с идеалом. Моральные требования выражены в повелительной форме: «Будь честным», «Уважай родителей». В своей совокупности они образуют некоторый идеальный порядок, идеальную модель должного поведения. Свойство морали требовать определенного поведения называется императивностью. Будучи предельным основанием бытия, мораль существует не как состояние, а как вектор сознательной жизни. Она обретает реальность как долженствование. Долженствование есть специфический способ существования морали. В долженствовании фиксируется непрерывность усилий человека по воплощению в жизнь ценностей и норм морали. Мораль рассматривает человека и общество в перспективе бесконечного совершенствования.

Замкнутость морали на идеал выражается в том, что нравственные поступки человека бескорыстны. Они совершаются без какого-либо расчета, корысти, выгоды. В человеческих мотивах и действиях есть пласт, который не может получить эмпирически доказательного объяснения, не умещается в границы закона причинности и принципа полезности. Считая, что нет ничего дороже жизни, люди часто отдают жизнь, спасая даже совершенно незнакомых людей. Во имя торжества справедливости многие идут на лишения, страдания, гибель. Мораль есть та область героического и бескорыстного в человеке, которая не выводится из обстоятельств и не сводится к ним, а имеет автономный, самозаконодательный характер.

Моральные требования имеют обобщенный, мировоззренческий характер. Этим они отличаются от обычаев и норм права, которым присуща жесткая, детальная, однозначная, ситуационно ограниченная регламентация. В силу этого моральные предписания универсальны. Они указывают только общую направленность, отражают только всеобщее – родовое и общечеловеческое. Универсальность моральных ценностей и норм выражена в том, что они не являются едиными для всех народов и эпох и не дают готовых рецептов на все случаи жизни, человек сам в каждом конкретном случае определяет, что есть добро и зло. Универсальность ценностей проявляется не в одинаковости, а в том, что они всякий раз по–разному реализуются в зависимости от конкретно–исторических условий и ситуаций.

Мораль – это особая внебиологическая культурно-нормативная форма регуляции межчеловеческих отношений. Человечество выработало множество способов освоения действительности: практический, ценностный, научный. Однако только мораль утверждает в обществе подлинно человеческие отношения, делает мир добрее и гуманнее.

2. Мораль глубоко противоречива. Её противоречивость обусловлена тем, что она в себе соединяет, казалось бы, взаимоисключающие стороны: сущее и должное, общее и единичное, абстрактное и конкретное, абсолютное и относительное, вечное и временное, субъективное и объективное. Однако через эту противоречивость человек только и может постичь целостность, единство бытия, где на одном полюсе все изменчиво, временно, преходяще, на другом – вечно, постоянно, абсолютно. Человек в мироздании – среднее звено, а мораль та область, где эти противоречия вынужден преодолевать человек.

Знание противоречий углубляет понимание морали, попытка отказа от одной из сторон антиномии ведет к упрощению проблемы и односторонности.

Ø Моральные требования и ценности, обращенные к человеку, имеют объективное значение и происхождение, ибо они не могут зависеть от чьих-либо симпатий и антипатий. Однако человек обладает свободой воли и сам определяет свои ценности, нормы и поведение. Поэтому мораль не может выступать для него как объективная, навязанная извне. Для каждого человека его моральные взгляды - это его свободно избранные взгляды. Таким образом моральный закон и субъективен, и в то же время объективен. Признание только субъективной стороны неизменно ведет к мысли, что сколько людей, столько и мнений, и все относительно и никакой объективной, правильной оценки поведения не может быть. Признание только объективной – ведет к тому, что поведение не есть результат собственного выбора, а навязано чужой волей, и в таком случае человек не ответственен за зло в мире.

Ø Моральный закон безличен, он формулируется так, что исходит как бы ниоткуда, не опирается ни на чей авторитет. Его автором не являются ни социальные группы, ни конкретное общество. Попытки приписать авторство классам, обществу приводило к тому, что в морали выражались классовые или общественные интересы. Это всегда вело к деградации, ибо ни одна социальная общность не может претендовать на замещение общечеловеческого.

Ø Мораль предстает перед человеком как нечто объективно всеобщее, единое везде и всегда, не зависящее от изменчивых и преходящих условий и авторитетное для всех людей, то есть как нечто абсолютное. В то же время практика показывает, что абсолютность нравственных норм применительно к жизни не выполнима. Быть честным, не убивать, не красть - норма. Однако быть честным перед врагом - предательство. За убийство на войне поощряют, красть чужие секреты - профессия разведчика.

Ø Требования морали выступают как предстоящая перед человеческой волей необходимость. Подчинение этой необходимости не может быть моральным, ибо доброта, честность, и порядочность по принуждению невозможны. С другой стороны, поведение в соответствии с моральными требованиями обязательно предполагает принуждение, без которого поведение детерминируется естественной склонностью или его заинтересованностью, но не моралью. Моральное поведение предполагает наличие именно моральной мотивации, включающей добровольное самополагание воли и автономию духа. Мораль оказывается во всех случаях и объективной необходимостью, и областью принуждения, и сферой субъективной свободы.

Ø Опираясь на представление о чувственно-эмоциональном и рацио­нальном уровне мотивации человеческого поведения, можно отметить, что мораль, с одних позиций, связывается исключительно со способностями разума и противопоставляется стихии эгоистических чувств и страстей. Человек как существо сознательное только посредством разума может адекватно осознавать свое моральное предназначение, в то время как сущест­во чувствующее и стремящееся, он приближается якобы к животному способу бытия и оказывался чужд мора­ли. Но, с других позиций, только даваемая чувствами непосредственность переживания своего бытия пред­ставляется единственным источником бескорыстных поступков, продиктованных именно чувствами состра­дания, милосердия, человечности, в то время как рас­четливая осмотрительность оказывается чужда морали.

Ø Близкой к этой антиномии являются пред­ставления о морали, с одной стороны, как о чем-то бескорыстном, благородном и возвышенном, чуждом утилитарным интересам и целям, а с другой — обяза­тельно служащей цели и приносящей пользу людям.

Таким образом, можно констатировать, что область морали объединяет огромное множество разнородных явлений и представляет собой некое единство проти­воположных определений — она и естественна, и сверхъестественна, и объективна, и субъективна, и сфера необходимости, и область свободы, и абсолют­на, и относительна, и разумна, и неразумна, и целесо­образна, и бескорыстна, самодостаточна.

Наличие противоречий в морали усложняет нравственную жизнь, делает более трудным нравственный выбор. Однако в каждой моральной ситуации человеку приходится делать выбор, поскольку важнейшей характеристикой его бытия является свобода. Человек, в отличие от животных, не запрограммирован на определенное поведение. Он свободен в выборе целей и ценностей. Свобода – одна из общечеловеческих ценностей, отражающая неотъемлемое право человека реализовать свою волю. Свобода - это характеристика действия, совершенного со знанием и учетом объективных ограничений, по собственному волеизъявлению и в условиях выбора возможностей.

Свобода является условием существования морали, поскольку в морали не действуют никакие другие причины, кроме свободной причинности. Человек сам определяет, как он будет поступать, и на его решение не могут повлиять никакие внешние причины - ни обстоятельства, ни общественные мнение, ни угроза наказания или даже жизни.

Представляет интерес обращение в контексте осмысления нравственности и культуры к негативным архетипам человеческого поведения: нарциссизму, агрессивности, лицемерию.

Нарциссизм — форма выражения эгоистического начала в че­ловеке, связанная с самолюбованием, с завышенной самооцен­кой своих физических, интеллектуальных данных и творческих возможностей. По древнегреческой мифологии Нарциссу с детства была уготована долгая жизнь, если он никогда не увидит своего лица. Однажды он заглянул в воду и, увидев свое отражение, влюбился в себя и умер от этой любви. На месте его гибели вырос цветок. Имя Нарцисса стало нарицательным.

Агрессивность - поведение и дей­ствие, направленное на нанесение физического или морального ущерба, вреда или уничтожения. Агрессия — реакция на негатив­ные обстоятельства, собственную неправоту, неудачи. Это — ус­тойчивая черта субъекта, в которой кроется архетипическое стрем­ление защитить себя. Фрейд имел в виду, в первую очередь, инстин­кты агрессивности и эгоизма, говоря о культурных формах их трансформации и канонизации в обществе.

Лицемерие — отрицательное моральное качество, суть которо­го состоит в том, что заведомо безнравственное действие, совершаемое в эгоистических целях, по низменным мотивам, трактуется как моральное. Лицемерие порождает вероломство, клевету, хамство.

3. Каждая эпоха накладывает свой отпечаток на нравственность. Всеобщиезаконынравственнойжизни, преломляясь через конкретно-исторические условия, национальные, классовые, групповые различия, порождают многообразие нравов. Однако в этом многообразии можно выделить и общие тенденции, которые характерны для той или иной эпохи. В XX веке усиливаетсяобщечеловеческоеначало в нравственности. Эко­номика, политика, торговля, средства коммуникации настолько прочно связали все части света между собой, что народы все в большей мере осознает свое единство. У человечества единая моральная история и каждый народ вносит свой вклад в общее нравствен­ное развитие.

У всех народов одинаково устроено моральное сознание, всепользуемся одними и теми же понятиями добра, чести, долга. Одинаковы переживания стыда и вины, муки совести и раскаяния. Общечеловечен в морали способмышления, стиль рассуждения, " золотое правило нравственности". Наконец, есть ряд общечеловеческихнорм ипредста­влений. Для всех очевидны ценность сострадания, вежли­вости, великодушия, всегда актуальна забота здоровых, старших и сильных о больных, младших и слабых. Все на­роды сформулировали заповеди; " не убий", " не укради", 'не прелюбодействуй", " не лги". Содержание их со време­нем обретает все более глубокий смысл. Современные представления о достойной человека жизни сформулиро­ваны во Всеобщей декларации прав человека.

Кореннаягуманизация всего общественного миропо­рядка в конце XX века стала тенденцией. Человек и его жизнь провозглашены абсолютной ценностью. Перед лицом возможного всеобщего уничтожения жизнь стала считаться безусловным правом человека.Вомногихстранахотменена смертная ка­знь.Отвергается не только убийство, но и всякое насилие как таковое. Движение Неприсоединения к военным бло­кам, охватившее уже более ста государств, является се­рьезным фактором мировой политики. Весь мир вклю­чился в борьбу с терроризмом. За­поведь " не убий" приобретает глобальный смысл, фор­мируется экологическая этика.

Сфераприменения морали расширяется. Все чаще политика увязывается с применением нрав­ственных критериев. Декларирован такой под­ход, при котором отвергаются (или хотя бы осуждаются) политически выгодные, но безнравственные решения. Че­ловеколюбивая политика провозглашается и в качестве более целесообразной. Идет речь о справедливом эконо­мическом порядке в мире, т.е. о распространении нрав­ственных представлений на сферу производства и обмена. В целом, если люди и не стали строже соблюдать нормы морали, то они все более остро реагируют на их наруше­ние.

Ряд нравственных проблем обусловлен научно-технической революцией. НТР привела к серьезным изменениям в условиях жизни людей. Здесь необходимо подчеркнуть, что сущность человека, нрав­ственные основы бытия не определяются напрямую наукой и техни­кой. Они имеют более глубинные основания. Более того, многие мыс­лители вполне резонно отмечают, что естественные науки не в со­стоянии ответить на смысложизненные вопросы, обосновать те или иные ценности. В нача­ле века С.Н. Булгаков писал, что перед последними вопросами жизни и смерти, доб­ра и зла наука стоит безответно теперь, как и прежде. «Наука не решает вопрос о ценностях», - утвер­ждал Б.Рассел. Если свести жизнь человека к по­знанию мира, то обедняется эмоциональная сфера ли­чности, расцветает прагматизм, когда окружающие люди превращаются в средство для достижения научной цели. Наука, однако, не единственная форма общественного сознания, и в сфереопределенияценностей человеческой жизни руководствоваться только ее советами недостато­чно. Исходные постулаты морали не доказываются таким же образом, как геометрические теоремы. Они в определенной мере обосновываются чувством, принимаются на веру.

Научно-техническая революция не в состоянии изменить сущность морали, но она способна заметно преобразовать те условия, в которых реализуется добро и зло, справедливость, осуществляются духовные искания человека. И эти преобразования могут оказывать неоднозначное воздействие на повседневную нравственную жизнь че­ловека. Точно так же следует признать, что достижения НТР могут использоваться как во имя добра, так и зла.

НТР имеет как положительные, так и отрицательные следствия. Совершенствование про­изводства ведет к освобождению человека от монотон­ного и отупляющего труда. Развитие науки и техники приводит к повышению общей культуры человека, уровня его образования. У многих людей при помощи современных средств массовой информации появляется возможность приобщиться к произведениям искусств, последним достижениям науки и т.д. Сама научно-техническая революция порождает целый ряд очень трудных для морального сознания проблем: эвтаназия (легкая смерть), искусственное прерывание беременности, пересадка отдельных органов и определение момента смерти и др. Именно в последние десятилетия появились такие направления в этической мысли (обычно на стыке с другими науками), как биоэтика, экологическая этика и др. Особенно остро встает вопрос о нравственной ответственности ученого, о направленности научных исследований, о возможности использования достижений науки в антигу­манных целях.

Следует отметить и то обстоятельство, что современная высокопроизводительная техника и технология предъявляют повышенные требования к ответственности, моральной надежности человека, ибо халатность, недисциплинированность, безграмотность могут привести к масштабным трагическим последствиям (аварии на АЭС, химических заводах, транспорте и т.д.). Можно сказать, что на­учно-техническая революция приводит к повышению роли морального фактора и в повседневной жизни, в быту, и в деятельности различных предприятий.

Однако современный научно-технический прогресс создает и не­малые трудности для полноценной нравственной жизни. Об этом го­ворил еще Ж.Ж. Руссо. Эта же проблема остро встала в XX веке. Материальное производство ныне способно удовлетво­рить самые прихотливые потребности. При этом производ­ство и потребление образуют замкнутый самодостаточный круг без цели и смысла. Чисто потребительская установка снижает осмысленность человеческой жизни, ее творческую составляющую. Стереотип общества " всеобщего бла­годенствия" уже осознан Западом как тупик. Человечество ищет новую, достойную самого себя моральную ориента­цию. Техническая цивилизация ведет к упрощению духовного мира человека, к господству чисто утилитарно­го, эгоистического отношения к жизни, к бездуховности, к появлению технократического мышления, которое не очень обеспокоено высши­ми ценностями, смысложизненными вопросами. Именно научно-техническая революция привела к появлению многих глобальных проблем современности (экологическая, угроза термо­ядерной войны, демографическая и др.). Нередко человек живет в предчувствии неизбежного конца. Подобные настроения негативно сказываются на психическом здоровье, приводят к различным срывам, немотивированным поступкам. Аналогичное же действие оказывает и резкое ускорение темпа жизни, распространение поверхностного общения и появление самого страшного вида одиночества - оди­ночества в толпе, в крупных городах.

Таким образом, современная научно-техническая революция лиш­ний раз демонстрирует как всю сложность, противоречивость нравствен­ной жизни человеческой личности, так и то, что без веры в нравствен­ный прогресс, в светлое будущее, в высокие идеалы индивиду и человечеству в целом просто не выжить. Как писал Вл. Соловьев, безусловное значение человека основано «на лежащей в его разуме и волевозможности бесконеч­ного совершенствования» (Соч.: В 2 т. – М., 1988. Т. 1. С. 423).

4. Выделяют два вида поведения – вербальное (словесное) и реальное. Вербальное поведение - это вы­сказывания, суждения, мнения, доказательства. Поведе­ние, выраженное в слове, во многом определяет культуру отношений между людьми. Поведение уже на вербальном уровне может быть жизнеутверждающим либо лишающим смысла человечес­кое существование. Можно привести великое множество мудрых изрече­ний, пословиц, отдельных высказываний о силе слова, о языке и его роли в культуре.

Реальное поведение — это практические дейст­вия, поступки, совершаемые в соответствии с определен­ными правилами, моральными принципами. В данном случае речь идет о совпадении этических знаний и нрав­ственного поведения, что свидетельствует о высокой нрав­ственной культуре личности. При сопоставле­нии поведения какого-либо человека с принятыми нор­мами, нравственными ценностями принято говорить о поведении «нормальном», либо «отклоняющемся», девиантном. Поэтому, чтобы понять человека, смысл его по­ступков, характер поведения, необходимо проникнуть в мотивы, которыми он руководствуется в той или иной ситуации. Лишь уяснив мотивы, можно правильно су­дить о поступках, реальном поведении человека по отно­шению к окружающей его действительности, и, прежде всего, к другим людям, к самому себе. Культура поведения раскрывается и в том, как чело­век способен разобраться в самом себе, оценить свои по­ступки и их мотивы.

Различают «культур­ное поведение человека» и «поведение культурного че­ловека». Культурное поведение — это поведение человека в соответствии с теми нормами, которые выработало и ко­торых придерживается данное общество. Оно включает определенные манеры, общепринятые способы общения, обращения с окружающим и культурное поведение пред­полагает правильное и красивое поведение за столом, веж­ливое и предупредительное отношение к старшим, жен­щинам, умение держать себя в обществе, соблюдение норм профессиональ­ной этики и т. п.

Правила поведения могут со временем меняться, вмес­те с тем меняется и манера поведения. Эти правила в своей совокупности представляют собой этикет, регули­рующий внешние проявления человеческих взаимоотно­шений. Этикет относится к внешней культуре человека и общества. В него входят те ее требования, которые при­обретают характер более или менее строго регламентиро­ванного церемониала и в соблюдении которых имеет осо­бое значение определенная форма поведения. Этикет в современных условиях (в отличие от традиционных об­ществ, где он сводился к строго канонизированному ри­туалу), становится более свободным и естественным, при­обретает смысл повседневного благожелательного и ува­жительного отношения ко всем людям, безотносительно к их должности и общественному положению. Внимание к внешней форме культуры проявляется здесь лишь по­стольку, поскольку в ней отражаются представления о красоте в поведении и внешнем облике человека. В этом случае любые поступки и мотивы челове­ческой деятельности обладают одновременно этическим и эстетическим значением (ценностью) и потому могут быть оценены, с одной стороны, как прекрасное или без­образное, с другой, — как добро или зло. Главное здесь — именно поведение, которое может быть, должно быть культурным.

Однако культурное поведение человека — это часть проблемы культуры человеческих отношений. Другая ее часть — поведение культурного человека. В данном слу­чае акцент делается на человеке — каков он, культурный или некультурный? В каком плане следует говорить о куль­турном человеке? Очевидно, это такой человек, у которого знание этических принципов, моральных норм, приня­тых в данном обществе, превратилось во внутреннее убеж­дение, вылилось в нравственное чувство. Критерием куль­турности, воспитанности выступает соотнесение поступ­ка как проявления нравственного чувства с интересами другого человека. Поэтому более обширным, нежели сфера действия этикета, выступает культура чувств, которая фор­мируется в процессе общения человека с природой, в тру­довой деятельности, в межличностных контактах. Итак, культура этического мышления, культура чувств, культура поведения, этикет в своей совокупности обра­зуют целостную систему нравственной культуры личнос­ти. Каждый из этих элементов непосредственно вопло­щается в профессиональной этике. В данном случае име­ют в виду, как правило, специфические требования нрав­ственности, связанные с особенностями различных про­фессий.

Профессиональная этика представляет собой, во-пер­вых, кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми, за­нятыми в какой-либо одной сфере профессиональной де­ятельности, во-вторых, определенные способы обосно­вания этих кодексов, толкование культурно-гуманисти­ческого назначения той или иной профессии.

Доброта, справедливость, уважительное отношение к ближнему, не существуют сами по себе, в «чистом» виде, а воплощаются в различных видах деятельности, в том числе и профессиональной. Существуют целый ряд профессий, которые непосредственно обращены к человеку. От работников этих профессий требуется не только профессионализм, компетентность, но и определенные нравственные качества, особое умение воплощать нравственные принципы в специфических условиях своей деятельности. Таким образом, профессиональная нравственность есть не что иное, как конкретизация общечеловеческих нравственных ценностей применительно к условиям целого ряда профессий.

Профессиональная нравственность более конкретно, более детально направляет помыслы, чувства, поступки человека, а поэтому в ней более глубоко выявляются отношения личности и общества. В связи с этим можно утверждать, что центральным, исходным понятием профессиональной морали является понятие профессионального долга, в котором достаточно четко фиксируются обязанности работника. Именно осознание своего служебного долга побуждает специалистов относиться к делу с наибольшей ответственностью, ориентироваться не столько на личные, сколько на общественные, национальные интересы.

 

 

Задания. Вопросы. Ответы.
1. Почему мораль называют практической философией? 2. Почему нельзя свести моральное сознание к набору простых норм нравственности? 3. В чем отличие моральных норм от правовых? 4. Свобода - это осознанная необходимость или свобода выбора? 5. Какие противоречия есть в морали и чем они обусловлены? 6. Что побуждает человека совершать бескорыстные поступки? 7. Какие негативные архетипы присущи человеческому поведению? 8. В чем особенности нравственного сознания ХХ века? 9. Какое поведение считается культурным? 10. Какую роль выполняет профессиональная этика?  

 

 

Задания. Тесты. Ответы.
1. Основными понятиями морального сознания являются: а) долг; б) красота; в) вера; г) добро; д) смысл жизни. 2. Императивность морали основана на: а) вере в сверхъестественное; б) личных убеждениях человека; в) страхе наказания; г) общественном мнении. 3. Моральный поступок определяется по: а) соответствию общепринятым нормам; б) последствиям; в) мотивации; г) цели. 4. Существенным признаком свободы является: а) осознание необходимости; б) отсутствие ограничений; в) возможность выбора; г) возможность поступать как хочется. 5. Нравственная культура ХХ века характеризуется: а) возрастанием индивидуализма; б) гуманности; в) агрессивности; г) ответственности; д) единства; е) эгоизма.  

IX. НАУКА И ТЕХНИКА В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ

1. Наука как деятельность и социальный институт. Социальные функции науки.

2. Научное знание и его отношение к моральным и религиозным ценностям.

3. Понятие техники, логика ее развития. Социально-культурное значение современной научно-технической революции.

1. Наука и техника являются важнейшими составляющими современной культуры. Они взаимосвязаны друг с другом и составляют основу преобразования окружающего человека мира.

Науку как элемент культуры можно рассматривать в четырех аспектах:

Ø как особую систему знаний;

Ø как вид духовной деятельности;

Ø как особый социальный институт;

Ø как важный фактор, обеспечивающий создание материальных и духовных ценностей.

Наука является системой рационально и логически обоснованных знаний об окружающем мире. Она также представляет собой механизм получения объективного знания и представляет собой продукт творческой деятельности человека. Познавательная деятельность человека включает в себя объективную и субъективную сторону. Субъективная сторона представлена человеком с его творческим трудом, ценностями, знаниями, навыками. Содержание объективной стороны составляют средства познания, предмет познания и результат. Причем объектом познания является не только окружающий мир, различные формы проявления материи, но и их отражение в сознании (рефлексия) и сам человек.

Наука представляет собой и социальный институт, т.е. систему общественных организаций и учреждений, задачей которых является сбор, анализ, обработка, хранение и распространение информации. О науке как социальном институте можно говорить, начиная с XVII века, когда в Европе открылись первые научные общества и академии, а также стали издаваться научные журналы.

Современная наука – это непосредственная производительная сила. В результате НТР сформировалась единая система «наука-техника-производство», обеспечивающая прямое влияние науки на процесс создания материальных благ.

Наука играет в культуре важную роль в качестве инструмента познания окружающего мира наряду с другими формами культуры такими, как религия, мораль, искусство и др. Наука вырастает из магии и мифологии. Первоначально научное знание существовало в рамках философии и первые философы (Фалес, Анаксимандр, Пифагор и многие другие) были универсальными в научном знании. Выделение различных наук из философии начинается только в период Нового времени в связи с первой промышленной революцией, со становлением мануфактурного производства.

Наука включает в себя не только систему знаний о мире, но и механизм получения такого знания. Она ориентирована на предметное и объективное исследование мира, его законов. Предметное, поскольку человек стремится изучать реально существующие явления и процессы действительности. Объективное – то есть такое, которое не зависит от воли и сознания исследователя, от форм и способов познания, но ориентировано на реальное положение дел. Данные характеристики знания очень важны, ибо человек познает мир при помощи своих органов чувств, разума, что накладывает на процесс познания определенный субъективный отпечаток.

Научное познание основывается на ряде принципов.

Ø Принцип объективности, рассмотренный выше.

Ø Принцип причинности (детерминизм), ориентирующий на познании причинно- следственной взаимосвязи явлений, что позволяет определить истоки и направления развития исследуемых явлений.

Ø Принцип рациональности, аргументированности научных положений. Любой научный тезис, теория принимаются только тогда, когда они доказаны. Способы доказательств могут быть разными: от математических расчетов до экспериментов, прямых опытных подтверждений.

Ø Принцип воспроизводимости. Необходимо, чтобы факт, полученный, в ходе исследований можно было бы воспроизвести любое количество раз, либо в экспериментальном, либо в теоретическом виде. Иначе факт будет невозможно подвести под закономерность, логически вписать в причинно-следственную картину мира.

Ø Принцип теоретичности. Для создания целостного представления об окружающем мире наука обобщает отдельные факты исследования, вплетает их в развернутую, логически замкнутую теоретическую конструкцию.

Ø Принцип системности. Любое явление должно трактоваться как система и как элемент более сложной системы. Причем система представляет собой не только совокупность составляющих элементов, но и совокупность сложных взаимосвязей между ними.

Ø Принцип критичности. Ни одна теория, ни одно утверждение в науке не могут носить статус абсолютной истины. Если какая-либо теория обнаруживает несоответствие полученным фактам действительности, она должна быть критически перепроверена.

Каждая наука (химия, физика, философия и т.д.) имеет объект и предмет исследований. Связано это с ограниченностью возможностей человека в познании мира и необходимостью конкретизировать направление приложения познавательных усилий человека. Объектом любой науки является вся область явлений, которую данная наука изучает. Предмет науки составляют наиболее существенные для данной науки стороны объекта.

Научное знание имеет и свою классификацию. По области исследований (человек или окружающий мир) науки подразделяют на естественные, исследующие явления природы, и социально-гуманитарные, изучающие феномен человека, общество (философия, социология, экономика и т.д.). По степени обобщенности научного знания и его направленности выделяют фундаментальные и прикладные науки.

Наука выполняет в обществе три группы основных функций:

Ø культурно-мировоззренческие функции: познание, описание, объяснение, прогнозирование;

Ø функции непосредственной производительной силы. В эпоху НТР происходит объединение развития науки и техники, науки и производства. Наука начинает все больше сама диктовать направления развития современного производства;

Ø функции науки как социальной силы. Наука стала важным средством разработки и осуществления масштабных социально-экономических планов и программ, решения глобальных проблем современности.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 678; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.048 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь