Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Влияние социально-политических условий на развитие культуры
Особенно значительные события в развитии белорусской культуры связаны с социально-политическими преобразованиями, происшедшими на Беларуси после революций 1917 года - сначала февральской, а потом Октябрьской. Народ Беларуси получил возможность развития своей культуры на основе государственного суверенитета. В этих условиях национально-культурное возрождение приобрело новый, мощный стимул. 20-е годы вошли в историю культуры Беларуси как время белоруссизации. Принятие в 1924 году Постановления ЦИК БССР “Аб практычных мерапрыемствах па правядзенню нацыянальнай палiтыкi” придало белоруссизации силу закона. Политика белоруссизации предусматривала следующее: · Развитие белорусской культуры: создание школ, техникумов, вузов на белорусском языке обучения, открытие культурно-просветительных учреждений, развитие белорусской литературы, издание на белорусском языке книг, газет, журналов, развертывание научно-исследовательской работы по всестороннему изучению истории Беларуси; · Выдвижение белорусов на партийную, советскую, профсоюзную и общественную работу; · Перевод делопроизводства партийного, советского, профсоюзного, кооперативного аппарата и частей Красной Армии на белорусский язык.2 Как видно, основным вопросом белоруссизации, которая происходила в 20-е годы, являлось развитие и расширение сферы использования белорусского языка. Предшествующие исторические условия не только не способствовали этому, но и наоборот, в годы полонизации (в рамках Речи Посполитой) и русификации (в царской России) привели к тому, что белорусский язык почти исчез из употребления. Особенно в официальной среде. Это положение существенно сказалось на состоянии самого языка, развитие которого искусственно сдерживалось на протяжении нескольких столетий. Расширение же сферы научных исследований, преобразование системы образования, развитие культуры в целом ставило вопрос об обновлении, развитии белорусского языка, расширении его лексики и терминологии, которые должны были соответствовать современным требованиям. С этой целью в 1921 году была создана Научно-терминологическая комиссия, преобразованная в 1922 году в Институт Белорусской культуры. Инбелкульт организовал всестороннюю научно-исследовательскую деятельность по изучению истории и культуры Беларуси, её географии и экономики, истории белорусского языка и литературы и т.д. В разное время деятельности Инбелкульта в нем работали Я.Купала, Я.Колас, Я.Карский, Я.Лесик, М.Громыко, С.Некрашевич (первый председатель), В.Игнатовский, М.Горецкий. С Инбелкультом сотрудничали А.Цвикевич, В.Ластовский, которые вернулись на Беларусь из эмиграции. Активно работали вместе с ними и представители большевистской партии - Д.Жилунович, А.Бурбис, А.Балицкий, П.Ильюченок и др. Таким образом благородное дело возрождения и развития белорусской культуры собирало вокруг себя представителей разных политических течений. Инбелкульт, работавший с момента создания в 1922 году в рамках Народного комиссариата образования, в 1926 году приобрел статус самостоятельной организации. В этом новом качестве институт ещё более расширил сферу своей деятельности и внес определенный вклад в развитие белорусской художественной культуры: литературы, фольклора, театрального, музыкального и изобразительного искусства. Широта научных исследований, характеризующая деятельность Инбелкульта, поставила на повестку дня вопрос о создании на его базе Белорусской Академии наук (БАН), что и произошло в 1928 году. Первым президентом БАН был утвержден В.Игнатовский. Среди первых действительных членов Академии были Я.Купала, Я.Колас, В.Пичета, И.Замотин, С.Матулайцис, А.Ясинский. БАН продолжила научно-исследовательскую работу Инбелкульта в областях общественных и естественных наук, экономики, литературы, искусствоведения. Начало 20 века - это период дальнейшего развития философской мысли на Беларуси, в центре внимания которой, как это сложилось ранее, оставалась социально- этическая проблематика. Эпицентр её поисков - идеал общечеловеческой правды, основная тема - смысл и предназначение человека. Выдающиеся деятели белорусской культуры от Ф.Скорины до Я.Купалы были, прежде всего, социально ориентированными мыслителями, рассматривающими общественные и философские проблемы в аспекте достижения социального и национального равенства. Философская мысль того времени - это не столько абстрактно-теоретическая рефлексия, сколько философская составляющая общекультурного, литературно-художественного и публицистического творчества. В начале прошлого века философская мысль Беларуси наиболее ярко проявилась в культурологической и социально-этической проблематике. В 20-е годы 20-го века появляются произведения, авторы которых формулируют специфически белорусский ответ на извечные вопросы человеческого существования, его духовного бытия. Наиболее оригинальные труды этого времени - философское эссе Игната Абдзираловича “Адвечным шляхам (Даследзi ны беларускага сьветапогляду)” -1921 г. и Сулимы (Вл.Самойлы ) - “Гэтым пераможаш. Нарыс крытычнага аптымi зму” - 1924 г. И.Абдзиралович - псевдоним поэта, философа и публициста Игнатия Канчевского (1896-1923 гг.), а Сулима - псевдоним друга и учителя молодого Я.Купалы, публициста и критика Владимира Самойлы (1878-1941 гг.) Основа мировоззренческой и жизненной позиции И.Абдзираловича - служение белорусской культуре, любовь к отчизне и самопожертвование во благо белорусского народа. Он является наследником эстетических и социальных идеалов Ф.Богушевича, Я.Купалы, Я.Коласа. Однако его творчество не является вторичной рефлексией, оно представляет морально-философское подведение итогов исторического и духовного опыта народа с учетом новейших достижений философии того времени. В философском эссе “Адвечным шляхам” он показал драматизм исторической судьбы беларусов и в то же время подчеркнул их стремление сохранить независимость, “идти наравне с другими народами к созданию нового общечеловеческого идеала”. Главным в белорусском возрождении И.Абдзиралович считал государственную независимость, которую расценивал как общечеловеческий идеал. Он верил в творческие потенции народа и с оптимизмом оценивал стремление славянских народов к солидарности. Вероятно, на него оказали определенное влияние концепции “кульбтурно-исторических типов”, которые в свое время и по-своему обосновывали Н.Данилевский, О.Шпенглер, К.Леонтьев. И.Абдзиралович был одним из пророков национального возрождения белорусского народа, жившего на пересечении двух мессианских типов культуры - восточного и западного. На протяжении столетий беларусы так и не примкнули окончательно ни к одному из этих направлений. И в этой самобытности, скорее всего коренятся истоки её всех нынешних и будущих достижений. Следует отметить, что наш выдающийся соотечественник не полностью принимал существующее государственное устройство, а именно - его классовую основу, из которой следовало пролетарское мессианство. Он воспринимал его как стремление перестроить всю общественную жизнь в интересах пролетарских слоев населения, для чего необходимо было свершить мировую революцию. В статье “Кооперацыя”, написанной в 1922 году И.Абдзиралович обосновал философскую концепцию белорусской социально-экономической идеи, сущность которой видел в выборе третьего ()между капитализмом и социализмом ) крестьянско-ремесленнического пути свободных товариществ и народной кооперации, что, в свою очередь, должно было способствовать свободному творчеству, в том числе - и поэта, художника. Это путь рассматривался им в качестве парадигмы будущего общества, разностороннего в своих национально-самобытных культурах. Таким образом, этично-философская концепция И.Абдзираловича - это философия универсального жизненного творчества. Социально-этическая концепция В.Самойлы - философа. Публициста - источник исторического оптимизма. Он пишет о необходимости развития родного языка, национальной культуры, что является показателем духовного здоровья нации. Ассимиляция, вымирание национальных культур означает величайшие потери для мировой культуры. Философ рассматривает и такую, не менее значимую для общества проблему, как необходимость воспитания духовно развитой личности в качестве гаранта того, что в основу социальной практики будут заложены моральные принципы. Одновременно с научными исследованиями, развитием философской мысли всесторонне развивалась и художественная культура. В 20-е годы на Беларуси формируется национальная художественная школа, что имело огромное значение вделе пропаганды белорусского искусства и подготовки кадров. Многие выпускники (в частности, из Витебской художественной школы) продолжили своё профессиональное образовани е в художественных учреждениях Москвы и Ленинграда. 20-е годы характеризуются достаточно активной выставочной деятельностью белорусских художников. Регулярно проводились всебелорусские художественные выставки. В это время в республике работали такие мастера живописи, как Ю.Пэн, М.Шагал, К.Малевич, Я.Крюгер, которые получили широкое признание за рубежом. Однако в начале 30-х годов в искусстве происходит резкий перелом, связанный с утверждением в качестве исключительно доминирующего метода художествекнного творчества - социалистического реализма. В результате этого творческая жизнь в республике была поставлена в зависимость от установок партийных органов, определяющих развитие культуры. В конце 30-х годов начинается достаточно сложный период в развитии белорусской культуры. Для этого периода характерно идеологическое давление, репрессии против деятелей науки и искусства, сужение сферы использования белорусского языка и др. Всячески ограничивались контакты с культурами других народов, общечеловеческие ценности подменялись классовыми. В 30-е - 50-е годы 20 века под влиянием культа личности в художественной культуре сложились два основных направления: первое - создание парадно-официозных произведений и второе - лакировочно-добродушных. Это было характерно для всех видов и жанров искусства. Подъём в развитии белорусской культуры обозначился на рубеже 50-60-х годов и был связан, прежде всего, с изменениями в жизни страны. Этот период называют “оттепелью”, и связан он с развенчанием культа личности Сталина, что во многом способствовало потеплению духовной атмосферы в обществе. Советское государство стало более открытым, значительно активизировались международные связи. Они осуществлялись государственными организациями и творческими союзами, общественными организациями, трудовыми коллективами. Значительное влияние на их развитие оказали товарищество культурных связей, которое в 1958 году было реорганизовано в Белорусское общество дружбы и культурных связей с зарубежными странами и Белорусское общество по культурным связям с соотечественниками за границей (общество “Родина”). С их непосредственным участием осуществлялся научный и культурный обмен, организовывались выставки, гастрольные поездки, проводились кинофестивали, организовывались встречи и конгрессы. В художественной жизни Беларуси определились два основных направления: обращение к опыту прогрессивного зарубежного искусства и ориентации на национальные традиции. В частности, западноевропейское искусство _ источник вдохновения талантливых художников А.Кашкуревича, Г.Поплавского и др. Г.Поплавский неоднократно награждался за иллюстрации книжных изданий на международных конкурсах “Самая красивая книжка мира” (например, в Лейпциге в 1969 году он получил награду за художественное оформление поэмы Я.Коласа “Новая земля”). После второй мировой войны происходил интенсивный литературный обмен, в кортором активное участие принимала Беларусь. В 1946-1985 гг. За границей были изданы 342 произведения белорусских писателей. Они знакомили читателя с духовным достоянием белорусского народа. Зарубежному читателю стали известны имена Я.Купалы, Я.Коласа, Я.Брыля, А.Адамовича, И.Мележа, В.Быкова, Н.Гилевича и многих других. В свою очередь, произведения зарубежных авторов переводились на белорусский и русский языки и издавались у нас.
Белорусское искусство и литература
Отличительной чертой белорусского профессионального искусства и литературы является их тесная связь с народной культурой. Любая культура берет начало в народном творчестве, фольклоре. Именно в фольклоре находится источник дальнейшего расцвета разных видов искусства - музыки, танца, литературы и т.д. В нем сохраняются глубинные пласты национальной истории и культуры. Белорусский фольклор - один из самых богатых в мире (песни, магические заклинания, былины, сказки, легенды, предания и т. д.). Для многих обычаев и обрядов характерно слияние языческих и христианских элементов (Купалле, Великодень и др.). Образцы традиционной культуры сохранились в Беларуси до наших дней в сельской среде, где они “живут” в почти неизмененном виде. Наперекор многим неблагоприятным факторам на пути белорусского этноса он смог сохранить свой язык, специфику своей культуры во многом благодаря фольклорным традициям. Своей определяющей функции народная культура не потеряла и в современном национально-культурном процессе, который включает в себя, наряду с профессиональным искусством, любительское творчество. Белорусский фольклор высоко оценили в мире - Голландии, Франции, Египте, Чехии, Польше и других странах, где побывали многие фольклорные коллективы.. К тому же, Беларусь входит в международный Совет организаций фестивалей фольклора, под эгидой которого ежегодно проводится более 50-ти фестивалей. Белорусский аутентичный фольклор в контексте европейских этнокультурных процессов имеет особое историко-культурное значение, так как до настоящего времени сохраняет системную целостность и спонтанность проявления культуры устного типа. Поэтому сбережение традиций народной культуры, создание условий для её саморазвития является неотъемлемой частью государственной политики в области культуры. Для её реализации в Беларуси есть и научная база, и практический опыт. Не менее значительным и интересным направлением развития народной культуры является декоративно-прикладное искусство. В нем воплощается необъятная, вечно живая душа народа, его богатый жизненный опыт и эстетический вкус. Выполненные по законам прекрасного изделия народных мастеров никого не оставляют равнодушными, а соприкосновение с ними вызывает чувство гордости за свой народ, давший миру чудесных мастеров, творящих настоящие произведения искусства из самых разных материалов - дерева, глины, лозы, соломы, льна и др. Любопытный феномен белорусской культуры - изделия из соломки. Подобного нет нигде в Европе, что, в частности, отмечали участники 6-ой Европейской конференции по народному творчеству, которая принесла успех белорусским мастерам, состоявшись в 1977 году. Конференция была организована Международной организацией по народному творчеству, в которую входит Беларусь, под эгидой ЮНЕСКО. Изделия из соломки - традиционное славянское искусство, корни которого идут от древнего, языческого культа хлеба. Изделия из соломки были предназначены для сохранения хлебопродуктов. В быту славян наибольшее распространение получили корзиночки, корзины. лукошки разного вида из соломы, лозы, бересты. Так называемый соломенный паук - символ благосостояния и богатства - колядное украшение не только белорусов, но и других народов Европы. Кроме плетения солома нашла применение в технике аппликации, которая использовалась для украшения деревянных сундуков, шкатулок, рамок, настенных ковров. Одним из самых распространенных видов белорусского народного творчества является ткачество. С ним связано много давних народных обрядов и традиций, очень часто о нем упоминается в белорусских поэтических произведениях и народных песнях (например, слуцкие пояса.) Мастерство и художественный вкус ткачих в полной мере проявились в украшении рушников, потому что рушник (полотенце ) воспринимался не просто как отрез материала для хозяйственных нужд, Он был неотъемлемой частью традиционных обрядов. В него заворачивали новорожденного, на нем подносили хлеб-соль, им украшали красный угол в доме, его использовали в свадебных обрядах, на нем раскладывали угощения, поминая ушедших в иной мир родственников. В народном быте, таким образом, рушники выполняли не, столько утилитарные, сколько декоративные и обрядовые функции, что естественным образом сказывалось нахудожественном качестве этих изделий. Как правило, рушники имели белое поле, на котором, в основном по краям, размещались тканые или вышитые узоры красного цвета, часто с небольшими вкраплениями черного или желтого. Белорусский рушник - это связь между прошлым и настоящим, между человеком и высшими сферами; это - узы с неразгаданной до конца символикой. Ткачество как народный промысел живет и развивается в наши дни в качестве декоративно-прикладного искусства. В конце 19- нач.20 века формируется традиционный белорусский костюм, особенности которого сложились под воздействием природно-географических условий, основных занятий населения, исторических традиций и т.д. На народное убрание оказали влияние и иноэтнические компоненты, в в нем отразились историко-культурные связи белорусов с их соседями – украинцами, русскими. Поляками, литовцами, латышами. Белорусский народый костюм обязательно украшался вышивкой, особенно этим отличались праздничные наряды. Вместе с эстетической функцией вышивка играла роль национального символа ( например, красные петухи на белом поле, васильки, специфический, цветочный орнамент и т.д.). Народный костюм - явление не только материальной, но и духовной культуры. Одежда. согласно древним поверьям, должна была не только защищать человека и в стужу, и в зной, но и оберегать его от неблагоприятного воздействия невидимых злых сил. В этом поверьи отразилось целостность мировосприятия, представления о том. Что человек, природа, космос связаны между собой едиными законами существования. С давних времен к традиционным народным промыслам на беларуси относится гончарство. Гончарным делом занимались повсеместно. Мастера изготавливали глиняную утварь для хозяйственного использования. Её охотно приобретали в Вильно, Киеве, Варшаве, в российских городах. При всем разнообразии гончарные изделия белорусских мастеров сохраняют общие художественные особенности, что придаёт им характерный национальный колорит. Преобладающими являются простые выразительные формы, в основе которых – шар, цилиндр, конус. Их художественное выражение подчеркивается с помощью своеобразной пластичности, подчеркнутого выражения природных качеств материала. В соответствии с различными технологиями изготовления керамических изделий различают керамику рябую, обливную и чернозадымленную. Некоторые виды посуды глазурировали, что придавало им ещё более нарядный вид. Сложные формы и яркая роспись не характерны для традиционного белорусского гончарства. Разнообразие и богатство декоративно-художественных приемов, неповторимость форм керамики сохраняется и по сей день в традиционных центрах производства керамики – Ивенце, Ракове, Глубоком, Телеханах. Почти нигде в Европе сегодня на осталось предприятий, где бы не “господствовала” так называемая штамповка (массовый выпуск продукции). На Беларуси сохранились же предприятия (например, Борисовский комбинат прикладного искусства), где керамические изделия с оригинальной росписью изготавливаются вручную. Неслучайно названный комбинат получил предложение Союза художников Росси и Европейского союза художников о создании на его базе Международного европейского центра керамики. Это является свидетельством признания творческих достижений белорусских мастеров гончарного дела. Значительное распространение на Беларуси получио художечственная резьба по дереву. Белорусская народная резьба никогда не отличалась особо выразительной декоративностью (не следует отождествлять её с профессиональной объемно-ажурной резьбой 17 – 18 вв.). В народе более всего ценили практичность и функциональность, декор только дополнял удобную форму изделия. Не так широко, как ткачество, гончарство, резьба по дереву на Беларуси получили распространение художественная обработка металла и народная художественная роспись. Металл в сельском быту был доступен менее. Чем лен, глина, дерево. Его использовали только для самых необходимых изделий. Художественная роспись – это достаточно широко распространенное на Беларуси явление художественной жизни получило уникальное выражение в расписных коврах Алены Киш, которая жила и работала в предвоенные годы (перед второй мировой войной) в Слуцком районе. Эта художница, не имея специального образования, оставила настоящие произведения декоративного искусства, которые искусствоведы относят к жанру примитивизма. Она, перемещаясь между селениями, переходя из дома в дом, на домотканых полотнищах, выкрашенных в черный цвет, рисовала сюжеты, характерные для расписных настенных ковров – озеро или река с лилиями, лодками, деревья и кусты на берегу. Тут же изображения птиц и зверей. Ковры Алены Киш – редкий образец соединения изобразительного характера с декоративным исполнением. Таким образом, на Беларуси издревле развивалась самобытная народная культура, традиции которой заслуживают уважения и бережного отношения к ним со стороны государства и народа, живущего на белорусской земле. Сегодня в республике при поддержке государства создан Центр белорусского народного творчества “Скарбница”(Сокровищница). Цель его создания – повышение профессионального уровня изделий предприятий художествнных промыслов Беларуси. В Центр пришли выпускники Академии искусств, Белорусского государственного университета культуры - мастера по керамике, текстилю, резьбе по дереву, обработке металла, художники и искусствоведы.. В настоящее время разработана и действует Государственная программа поддержки народного творчества, декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов на 2000-2005 гг. Одно из направлений этой программы – интересный культурологический проект “Траецкі кірмаш” - направленный на развитие народного прикладного искусства, в том числе и детского творчества. Благодаря ему, творчество самобытных мастеров становится известным не только в нашей республике, но и за её пределами. Программа выходит в Интернет, разрабатывается её электронно-информационное обеспечение, создается виртуальный магазин народных промыслов., Тем самым, культура Беларуси в своём развитии идет в русле тех процессов, которые характерны для мировой культуры, тем не менее сохраняя свою самобытность и неповторимость.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 666; Нарушение авторского права страницы