Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Ф.Ницше о кризисе буржуазной культуры.
ХХ век – это век огромных социально-экономических сдвигов и преобразований, век – войн, революций, других катаклизмов, потрясших весь мир. Трудно припомнить другой подобный период истории с такими частыми, резкими и глубокими поворотами событий. Отсюда ХХ век – это историческое время общественной проверки литературы, искусства, философии, эстетических принципов и лозунгов буржуазного общества, в конечном счете, - проверки всей буржуазной культуры на прочность. Весь ХХ век, без какого-либо преувеличения, прошел под знаком кризиса этой культуры и его оценок самыми различными мыслителями. Он начался и закончился этим мощным кризисным ощущением прежде всего самого западноевропейского сообщества. Это – своеобразная " скоба", сцепившая его культуру, - внутри которой четко проявились ощущения некоего фатального движения к концу
Но что такое " кризис культуры" в понимании культурологов, в первую очередь западных, видевших " изнутри" этот процесс? Единого ответа на этот фундаментальный вопрос до сих пор не было и пока нет в культурологической литературе. Нередко под кризисом понимается мысль об умирании культуры под оболочкой внешне благополучной, " сытой", но духовно пустеющей цивилизации. При этом чаще всего говорится о гибели культуры под воздействием разрушительных сил технико-технологических достижений этой цивилизации. Однако при всех разнообразиях точек зрения явственно проявляется доминирующее чувство, выразившееся в сознании ХХ столетия в Западной Европе, - пессимизм. Такие понятия, как " хаос", " катастрофа", " перепутье", " неравновесие" начали входить в научный и литературный оборот с конца ХIХ века. В работах западноевропейских теоретиков культуры, писавших в ХХ веке о кризисных проявлениях, можно встретить и другие, самые разнообразные термины: " забвение бытия" (И.Хайдеггер); " конец человека" (Г.Марсель); " поражение западной культуры" (Т.Адорно) и др. Западноевропейские исследователи – Ницше, Шпенглер, Тойнби, Швейцер, Хёйзинга, Ясперс, Франкл, Парсонс и многие другие создали огромную литературу о феномене кризиса буржуазной культуры ХХ столетия. Одним из первых увидел и отразил это немецкий философ Фридрих Ницше (1844-1900). По его мнению, культура " как бы направляется к катастрофе". Уже в XIX веке произошел упадок духовной жизни в результате борьбы двух начал – апполонического (критического и рационального) и диониссийского (чувственного, иррационального). Нигилизм как продукт этой борьбы – есть порождение рационалистического, критического мышления. В работе " Рождение трагедии из духа музыки. Предисловие к Рихарду Вагнеру" (1872г.)он говорит об опасности " горько отчаяться в сущности нашего немецкого народа", и о том, что мы можем наблюдать " к нашему ужасу в цивилизованной Франции". Что же вызывает ужас у мыслителя? " …Абстрактное воспитание, абстрактные нравы, абстрактное право, абстрактное государство … Этот лишенный мифа человек, вечно голодный среди всего минувшего и роет и копается в поисках корней, хотя бы ему и приходилось для этого раскапывать отдаленнейшую древность" Зачем роет? А затем, что, по мнению Ницше, " без мифа всякая культура теряет свой здравый творческий характер природной силы…"
Говоря об опасностях современной ему Европы, Ницше заявляет, что " культурные классы европейских стран сплошь неврастеничны, и почти каждая более или менее многочисленная семья в лице одного из своих членов приблизилась к безумию", и вообще, " мы, недоноски еще не проявленного будущего. Стремясь предугадать возможный финал развивающихся событий в буржуазной Европе, философ " вырисовывает мрачный вопросительный знак" и, в конце концов, приходит по сути к трагическому выводу о том, что " наступит время, когда на земном шаре будет прыгать последний человек, - совершая свои мелкие дела, - он подобен блохе…"
Культурология А.Тойнби. Арнольд Джозеф Тойнби (Toynbee) (1889-1975) - английский историк, социолог, философ культуры, дипломат и общественный деятель, создавший один из наиболее оригинальных вариантов концепции локальных цивилизаций. Идеи А. Тойнби стали продолжением идей, которые высказывались до него Н.Я. Данилевским, О. Шпенглером и другими исследователямиЕсли " ранний" Тойнби (10-е гг.) видел в национальном государстве основную единицу всемирной истории, а " средний" (20-40-е гг.) искал таковую в локальных цивилизациях, то " поздний" (50-70-е гг.) движется от изучения высших религий к всеохватывающему, " экуменическому" видению развития человечества. Именно это отличает его от Шпенглера, полагавшего, что существование человечества - " пустой звук". Для Тойнби совершенно неприемлем натурализм автора " Заката Европы", его вывод о тотальной разобщенности и непроницаемости культур друг для друга. Построения Тойнби базируются на учении Юнга о " коллективном бессознательном", а также на " философии жизни" Бергсона. " Ядро" мировоззрения Тойнби - религиозный взгляд на универсум, претерпевший эволюцию от христианства к мистическому пантеизму " эксхристианского" толка. Концепция А. Тойнби была изложена им в двенадцатитомном труде «Исследование истории», который писался им на протяжении более 25 лет (1934-1961г.г.) Свою работу ученый посвятил обозрению всемирной истории, которое он выстраивает на основе представления о самозамкнутых, отдельных образованиях-цивилизациях. Истинными объектами истории, утверждает Тойнби, являются общества, цивилизации. Культура и цивилизация в работах А.Тойнби. Согласно Тойнби, цивилизация представляет собой общность людей, которые проживают на общей территории и обладают общими духовными традициями и сходным образом жизни. Тойнби сравнивает цивилизацию с биологическим видом, который имеет собственную среду обитания. В этом отношении концепция Тойнби не оригинальна, она продолжает идеи Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера. Другими словами цивилизация - это та среда, в которой живет человек, среда его обитания и творческой деятельности. А что такое культура? Культура это то, что создано руками человека, это основная часть цивилизации. Она изменяется, как цивилизация и развивается по тем же законам, что и цивилизация. Из этого можно сделать вывод, что в своей концепции Арнольд Тойнби как бы объединяет два этих понятия. Изучая в своей работе цивилизацию, он изучает культуру. Проблема типологизации цивилизаций. Истинными объектами истории, по утверждению А. Тойнби, являются общества, цивилизации. В отличие от своих предшественников он выделяет двадцать одну цивилизацию, когда-либо существовавшую на Земле, Впрочем, по ходу своих исследований А. Тойнби сокращает это число до тринадцати. А в настоящее время их осталось пять, не считая две реликтовые: западная христианская цивилизация; - православная христианская цивилизация; - исламская цивилизация; - дальневосточная цивилизация; - индуистская цивилизация. Между некоторыми из этих цивилизаций существуют родственные отношения, например, западная христианская и православная христианская происходят из эллинской цивилизации. Цивилизации, кроме этого, взаимодействуют друг с другом и могут влиять друг на друга. Такая точка зрения в корне противоречит точке зрения О. Шпенглера, согласно которой цивилизации являются замкнутыми в себе сущностями, не способными понять друг друга и не проистекающими одна из другой. Тем не менее, А. Тойнби также не приемлет и концепцию «единства цивилизации», объясняя ее, как и О. Шпенглер, гипертрофированным чувством евроцентризма современных историков: «Во-первых западные историки считают, что в настоящее время унификация мира на экономической основе Запада более или менее завершена, а значит, как они полагают, завершается унификация и по другим направлениям. Во-вторых, они путают унификацию с единством, преувеличивая таким образом, роль ситуации, исторически сложившейся совсем недавно и не позволяющей пока говорить о создании единой Цивилизации, тем более отождествлять ее с западным обществом. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 633; Нарушение авторского права страницы