Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


КОНЦЕПЦИЯ «ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА» И «ЕСТЕСТВЕННЫХ ПРАВ» ЧЕЛОВЕКА



Рассмотрим теперь, как объясняли просветители человече­ское общество. Для них характерна концепция, согласно ко­торой природа создает человека, а он, в свою очередь, созда­ет общество.

Происходит, по их мнению, это следующим образом. Воз­никновение общества является результатом столкновения сил природы и сил общества. Первые неизмеримо больше вторых. Человек — существо слабое, у него нет ни когтей, ни клы­ков, ни панциря, в то время как силы природы по отноше­нию к нему неизмермо большие: голод, холод, стихийные бедствия и т.д. Все это заставляет человека искать защиты от жестоких законов природы. Такой защитой и является обще­ство. Люди объединяются, чтобы противостоять силам при­роды, поскольку общество намного сильнее, чем все его чле­ны, взятые по отдельности.

Однако возникновение общества еще не гарантирует чело­веку спокойной жизни. Дело в том, что, как только общество возникает, в нем начинается деление на сильных и слабых. Сильные начинают притеснять слабых, слабые злоумышляют против сильных, сталкивая их между собой. Эту ступень раз­вития общества просветители называют дикостью. Ее главный признак — «война всех против всех». Эта «война всех против всех» имеет крайне неприятные последствия, самое неприят­ное из которых — тот факт, что в результате ее общество крайне ослабевает, и люди вновь попадают под действия жес­токих природных законов. Выход из этого положения — в пе­реходе ко второму этапу развития общества. Таким этапом является цивилизация. Главный признак цивилизации — су­ществование государства. Оно возникает следующим образом. Когда люди убеждаются, что стремление к полному осущест­влению своих желаний и своей воли не приводит ни к чему хорошему, то они решают основать институт, который, огра­ничивая их излишние права, обеспечивал бы неприкосновенность прав необходимых. Таким институтом и является государство. В рамках этой концепции члены общества как бы договариваются между собой о создании стоящего под ними государственного договора.

Как распределяются в случае возникновения государства права? Какие из них являются излишними, а какие необходи­мыми? Руссо все виды прав подразделил на три категории:

1. Права, даруемые государем своим подданным.

2. Права, даруемые народами своим правительствам.

3. Естественные права.

Итак, при возникновении государства, народ передает го­сударю права второго вида, самое главное из которых — при­нимать законы и требовать их безусловного исполнения. Для этой цели государство создает определенный аппарат, кото­рому передаст права первого вида, то есть право контролиро­вать исполнение законов и карать за их нарушение. Но ра­зумным и справедливым государство является только в том случае, если этот процесс направлен на охрану прав третьего вида - естественных прав человека, которые никто не имеет право нарушать, так как человек получает их от природы. К этим «естественным правам человека» относятся:

1. Право на жизнь.

2. Право на свободу.

3. Право на высказывание своего мнения.

4. Право на мастную собственность.

Совокупность этих прав в их реальном осуществлении, по мнению просветителей, составляет основу нормального существования человека и всего общества. Именно эти представле­ния о «естественных правах» человека сыграли большую роль во время Великой французской буржуазной революции 1789—1793 годов.

Лекция 3. ИССКУССТВО ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

КЛАССИЦИЗМ КАК СТИЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

В первой лекции, прочитанной нами по эпохе Просвеще­ния, мы отмечали, что подобно тому, как в эпоху Возрожде­ния основной, центральной сферой культуры было искусство, в Средние века — теология, эпоха Просвещения также имела культурную парадигму. Такой парадигмой для нее является наука. Парадигма эта оказывает влиняие на все остальные сферы жизни общества, формируя их по своему образу и подобию. И если в эпоху Возрождения наука имела в себе оп­ределенные черты искусства, то в эпоху Просвещения наобо­рот, искусство становится во многом похожим на науку. Имен­но такой «онаученный» вид принимает искусство господство­вавшего в эту эпоху стиля, который получил название «клас­сицизм».

Как художественный стиль, классицизм формируется во Франции в середине XVII века, быстро распространяется на всю Европу и господствует вплоть до середины XIX века. Кратко рассмотрим наиболее важные черты, являющиеся об­щим для всех видов художественного творчества классициз­ма. Сам термин «классицизм» происходит от слова «класси­ческий» и имеет в себе указание на то, что искусство данного стиля ориентируется на классику, на старейшие и признанные образцы. Причем, если искусство эпохи Возрождения ориен­тировалось на наследие Эллады, то классицизм в качестве образца избирает Древний Рим. Из сказанного вытекает пер­вая характерная черта классицизма как стиля художествен­ного творчества — в нем есть определенный канон, свод пра­вил, по которым только и можно творить художественное про­изведение.

Далее, основанное на принципе гуманизма, искусство эпо­хи Возрождения было ориентировано, в первую очередь, на изображение человека. Искусство же классицизма в силу то­го, что оно находится под сильным влиянием науки, переори­ентирует свое внимание с внутреннего мира человека на внеш­ний. Главным предметом изображения в искусстве клас­сицизма становится не человек, а событие. Стремление к изо­бражению событий — одна из характерных черт классицизма.

Главным методом эмпирической науки XVIII века, как из­вестно, является анализ, то есть разложение целого на части, сложного — на простые элементы. Влияние этой черты науки на искусство классицизма привело к тому, что для него стало характерно повышенное внимание к деталям, пусть даже в ущерб целостности произведения искусства. Если художники эпохи Возрождения стремились, в первую очередь, дать це­лостный образ, допуская при этом иногда вполне сознательно погрешность в деталях (неправильную светотень, анатомиче­скую непропорциональность человеческого тела и т.д.), то для искусства классицизма это совершенно неприемлемо. Здесь главную роль играет правильность и тщательность отработ­ки деталей, а целостность образа отходит как бы на задний план.

Следующей характерной чертой искусства классицизма является его стремление к законченности форм, и следовательно, статичность. Указанное стремление имеет под собой в качестве основы как бы ориентацию на торжественное ис­кусство. Древнего Рима, так характерное для науки XVII ве­ка убеждение в том, что весь мир является законченным и неразвивающимся. Это стремление к законченным формам придает искусству классицизма совершенно определенный вид, легко позволяющий отличить его от искусства других эпох; оно становится слегка холодноватым, несколько отстра­ненным от действительности, даже приподнятым над ней, но получает определенный налет торжественности. Наконец, на искусство эпохи Просвещения серьезный отпечаток наложило характерное для этой эпохи представление о возможностях разума человека и его роли в истории. Представление о том, что вся жизнь общества должна быть устроена на принципах разумности, не могло обойти стороной искусство. Влияние этого представления на последнее было двояким: с одной стороны, само искусство приобрело рассудочный характер, стало руководствоваться больше разумом, а не чувствами, то есть приобрело, как мы уже говорили, черты науки. С другой стороны, на первый план среди многих функций искусства вышла воспитательная функция. Главное назначение искусст­ва — воспитывать человека на принципах справедливости к разумности.

Рассмотрим теперь, как это главное предназначение искус­ства проявилось в конкретных видах художественного творчества.

ЛИТЕРАТУРА

Подобно тому, как в эпоху Возрождения наиболее разви­тым видом искусства было изобразительное искусство, в эпо­ху Просвещения таким видом становится литература. Причи­ной этого является тот факт, что литература пользуется понятиями с большой легкостью, чем все остальные виды худо­жественного творчества. Это приближает ее к науке, делает возможным в рамках литературы усваивать и развивать до­стижения человеческого разума с большим успехом, нежели в живописи, архитектуре, либо музыке. Эпохе Просвещения мировая культура обязана возникновением нового литератур­ного жанра — повести.

В эпоху Возрождения, как известно, возникает роман. В нем присутствуют два основных момента — герой и время его жизни. По сути дела, роман — это описание определенно­го периода жизни героев. Классицизм в качестве предмета изображения предпочитает использовать не личность челове­ка, а какое-то событие. В повести главное — событие и время. Если роман является описанием жизни героя, то повесть — описанием событий, в которых принимает участие герой, ог­раниченный достаточно небольшими временными рамками.

Одним из наиболее видных «отцов» нового вида литера­турного жанра — повести — является Вольтер.

Долгая жизнь Вольтера (1694—1778) была посвящена энергичной подготовке французской буржуазной революции. В дни революции, в 1791 году, когда останки Вольтера тор­жественно перенесли в Пантеон, усыпальницу великих людей Франции, на катафалке с гробом писателя были начертаны знаменательные слова, выразившие признательность к нему французского народа: «Он подготовил нас к революции». Ли­тературная деятельность Вольтера чрезвычайно разнообраз­на. Его перу принадлежит «История России в царствование Петра Великого», Вольтер был поэтом, автором «Генриады» и «Орлеанской девственницы», а также многих сатир, лириче­ских стихов. Он был выдающимся драматургом своего време­ни, создавшим несколько десятков трагедий, комедий, драм, либретто, опер. Наибольшей известностью пользуются траге­дии «Брут», «Смерть Цезаря», «Заира» и др. Но самой занимательной его литературной работой несомненно является повесть «Кандид».

Герой повети юноша Кандид, честный и простодушный, носитель естественного, здравого смысла. В повести подвергается осмеянию модная в то время философия так называемого «оптимизма». Носителем ее является в повести тупой и чванливый учитель Панглос — «величайший философ провинции и, следовательно, всей земли», — иронизирует Вольтер. Панглос столкнулся со злом, вопиющими несправедливостя­ми мира. Он попадает на костер инквизиции и только чудом спасается, его обращают в рабство, бросают на галеры, он обезображен венерической болезнью — страшным бичом общества, в котором существуют разврат и проституция. Одна­ко Панглос с тупой настойчивостью твердит одно: «все к лучшему», «в мире представлена вечная гармония» и т.д. Кандид с наивным простодушием поверил разглагольствова­ниям Панглоса, но суровая действительность неумолимо и жестоко разрушила все его представления о мире, в котором якобы царят добро и гармония. Перенеся столько несчастий, став свидетелем стольких бед, Кандид в конце концов воскли­цает с болью в сердце: «О Панглос...! Кончено, — я, наконец, отказываюсь от твоего оптимизма». Вольтер сталкивает героя с человеком иного склада, носителем противоположной фило­софии — философии пессимизма, утверждавшим, что мир — «нечто очень глупое и очень скверное». Но мысли пессимиста Мартена тоже не по душе Кандиду. Очевидно, в мире есть какое-то разумное начало, размышляет юноша. Но где оно? В чем оно заключается? Автор показывает своему герою ска­зочную страну Эльдорадо. Там люди свободны и живут в изо­билии. Там нет притеснений, нет тюрем, там никого не судят, не казнят. Там прекрасные города с величественными обще­ственными зданиями, среди которых особенно великолепен дворец наук.

Страна Эльдорадо — это мечта Вольтера о всеобщем счастье народов. Правда, представления французского прос­ветителя о будущей судьбе человечества весьма туманны, но сама мечта его о том, чтобы все люди жили счастливо, прекра­сна и благородна.

Кандид в конце концов так и не решил, кто более прав — «оптимист» Панглос или «пессимист» Мартен. Он пришел лишь к выводу, что нужно не мудрствовать, а трудиться. В этом смысл жизни». Работа гонит от нас три больших зла: скуку, порок и нужду... Каждому надо возделывать свой сад! » В эпоху Просвещения большое место в литературе по­лучила драматургия, в то время как она на протяжении Сред­невековья и Возрождения находилась как бы в тени. По сути дела драматическое произведение есть изображение события в наиболее чистом виде. Сюжет драматического произведения всегда завязан на определенных событиях внешней жизни людей, порождающих столкновения между ними, движение которых и составляет действие драматического произведения. В то время создается множество драм, комедий, трагедий, во­шедших в золотой фонд истории мировой культуры. Доста­точно назвать такие имена, как Корнель, Расин, Лопе де Вега, Мольер, Бомарше и многие другие. При этом для всех жанров Драматургии, будь то комедия, драма или трагедия, соблюдается строгий канон их построения. Речь идет о знаменитом правиле трех единств: единстве места, времени и действия. Единство места предполагает, что все действие пьесы разво­рачивается в одном и том же доме или, на худой конец, в одном и том же городе. Правило единства времени заключается в том, что все события пьесы должны проистекать на протяжении одного дня или одних суток, чтобы максимально приблизить время пьесы ко времени спектакля. Наконец, пра­вило единства действия требует, чтобы все события, происхо­дящие в пьесе, имели непосредственное отношение к ее основному содержанию, чтобы не отвлекать внимание зрителя.

Поэзия эпохи классицизма также имеет свои характерные черты. На смену лирическим стихотворениям эпохи Возрож­дения приходят торжественно-приподнятые оды — стихотво­рения, написанные по поводу того или иного события и опи­сывающие его значение. Здесь также явственно видна переориентация поэзии внутреннего мира человека на его внешний мир, с изображения состояния души мифического героя — на изображение все того же события.

Особо стоит отметить такую характерную черту литерату­ры классицизма, как ее язык. Для современного читателя он, прямо говоря, неудобоварим. Герои пьес, повестей, авторы торжественных од выражаются так, как в реальной жизни обычно никто не говорит. Дело в том, что в рамках литерату­ры классицизма одним из признаков принадлежности к ней явилась приподнятость и торжественность выражений, символизирующая, по мнению авторов, благородство их героев.

Проистекало это из указанного выше взгляда на литературу как на учителя жизни. Если литература — учитель жизни, то учить она должна вещам возвышенным и благородным. Если же она этого не делает, то и считаться литературой, по кано­нам классицизма не должна.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 721; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь