Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Лекция 4. КУЛЬТУРА РОССИИ В ЭПОХУ ПРОСВЕЩЕНИЯ
НАУКА РОССИИ В ЭПОХУ ПРОСВЕЩЕНИЯ Россия XVIII века связана прежде всего, с деятельностью Петра I и Екатерины II. Безусловно Петр I был великим реформатором, он, как говорится, действительно «прорубил окно в Европу». Другое дело, сыграло ли это положительную роль в судьбе России или нет. Споры о смысле и методах петровских преобразований не утихают по сей день. Петр I сумел подчинить все общественные силы делу укрепления российской государственности. Но делал он это порою, не считаясь с обычаями, а, тем более, с правами всех своих граждан — от простого народа, до руководителей церкви и дворянства. Практически они все были перед ним равны — то есть, все они были равны нулю. В нем удивительно сочеталась простота, нелюбовь к церемонии, своеобразный демократизм, любовь к России и жестокость, нетерпимость, ортодоксальность. Но все же именно с петровских реформ начинается быстрое возрастание роли России в мировой истории. К концу XVIII века на мировой арене появляется Российская империя, которая стала играть ведущую роль как в жизни Европы, так и всего мира. Главное достижение этого периода Российской истории — высвобождение творческих сил личности, осуществление ломоносовской формулы, что «будет собственных Платонов и быстрых разумом Ньютонов Российская земля рождать». Первую в нашей стране теоретическую схему исторического развития представил в 1739 году В.Н. Татищев в своей «Истории Российской». Главной действующей силой истории он считал просвещение ума. Одной из центральных идей Российского Просвещения стала идея воспитания совершенного человека. Оригинальные мысли на сей счет высказывали В. Н. Татищев и А. Кантемир. В 1764 году Екатерина утвердила «Генеральное учреждение, о воспитании особого пола юношества». То есть была предпринята практическая попытка, навеянная идеалами Руссо, формирования «новой породы людей» — не испорченных новыми привычками и нравами. XVIII век в России — время формирования зрелой национальной культуры. Роль национального самосознания требовала выработки нормативной базы общенационального русского литературного языка. Подготовку его основ, как известно, выполнил М. Ломоносов. В процесс формирования национального самосознания вовлекаются все более широкие слои населения, что находит выражение в развитии науки, образования и искусства. В 1724 году Петр I учреждает Академию наук с художественным отделением. Уже в середине XVIII века Академия организовывает крупные научно-исследовательские экспедиции. Эти экспедиции связаны прежде всего с именем капитана Беринга. Экспедиции Беринга показали, что Азия и Америка отделены друг от друга проливом, подтвердив открытие казака Дежнева. Русские мореходы открыли Северо-Западную Америку, исследовали Камчатку, нанесли на карту Курильские острова. В Академию России были приглашены для работы известные ученые из-за границы. Одним из таких был гениальный математик Эйлер. Основные свои труды он написал в России, создал математическую школу. Русскую науку XVIII века нельзя представить без М.В. Ломоносова (1711 — 1765). Ломоносов создал новую науку — физическую химию. Им была организована в России первая химическая лаборатория. Он изучал природу электричества, заложил основу грозовых явлений, доказав общность природы молнии и электрической искры, первым указал на электрическое происхождение северных сияний. Ломоносов формулирует закон сохранения материи и движения, который называет «Всеобщим естественным законом». Большим событием в культурной жизни России стало открытие в 1755 году первого русского университета. Инициатором создания МГУ был Ломоносов. При университете открыли две гимназии: одну для дворян, другую — для юношей из некрепостных сословий. МГУ имел три факультета: юридический, философский, медицинский. Согласно традиции, присущей университетам Европы, преподавание велось на латинском языке, но вскоре перешло на русский. Вскоре МГУ превратился в крупный учебно-научный и культурный центр России. При нем возникли различные научные общества, стали издаваться книги, журналы, начала выходить первая общественная газета — «Московские ведомости». Первая школа, как известно, появилась в Москве в 1621 году в так называемой «Немецкой слободе», затем в 1640 году при Андреевском монастыре. При Петре I было открыто более 40 школ во многих городах России — церковно-приходских и цифирных. К середине XVIII века их количество составляло уже несколько сотен. К середине XVIII века уровень грамотности на Руси был уже достаточно высок. Около 90% класса имущих владело грамотой, самыми неграмотными оставались крестьяне, хотя их процент неграмотности по сравнению с XVII веком ( 15% грамотных ) возрос почти вдвое. Родиной машинной техники принято считать Англию. И это в известной мере справедливо. Но почти на 20 лет раньше парового двигателя англичанина Д. Уатта была изобретена и построена паровая машина Ползуновым (1728-1766). Он жил и работал на Урале и Алтае. Это был 2-цилиндровый паровой двигатель, в котором поршни перемещались навстречу друг другу. Двигатель Ползунова стал работать через неделю после его смерти и проработал около двух месяцев (с его помощью подавался воздух для плавильных печей). Двигателю потребовался ремонт, но Ползунова уже не было. Другим замечательном инженером-изобретателем был И.П. Кулибин (1735—1818). Более 30 лет он заведовал механическими мастерскими Академии наук, работал над изготовлением часов со сложным механизмом автоматического действия. Эти часы он преподнес Екатерине II. Механические мастерские Академии наук во 2-й половине XVIII века стали крупнейшим научным центром России в области техники приборостроения. Здесь было создано большое количество оригинальных механизмов и приборов. Кулибин сконструировал часы, которые, кроме минут, секунд, показывали месяцы, дни недели, времена года, фазы Луны. Им были созданы проекты башенных часов. Особые заслуги его известны в производстве оптических придоров. В 1779 году был сконструирован первый прожектор. Кулибин в 80-е годы сконструировал повозку-самокатку, конструкцию «механических ног» — протезы. Он разработал несколько проектов одноарочных мостов через Неву, длина пролета которых составляла около 300 метров. Деятельность Кулибина оказала большое влияние на дальнейшее развитие технической мысли в России. ЛИТЕРАТУРА, АРХИТЕКТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. Русская литература в эпоху Просвещения прошла три этапа исторического развития. Первый начинается с 1700 года и длится до середины 20-х годов. Он связан с жизнью и деятельностью Петра I. В литературе этого периода формируются основные элементы русского классицизма, прославляется Петр I, как самый «просвещенный» монарх Европы. Второй этап - 30-50-е годы. Это время становления русского классицизма. Его основоположники — Кантемир, Ломоносов, Сумароков. В литературе происходят радикальные преобразования. Создаются новые классические жанры, реформируется литературный язык, появляются теоретические трактаты, обосновывающие эти нововведения. Заключительный этап - 60—90-е годы - время расцвета русского классицизма. Расцвет русского классицизма связан с именами И. Фонвизина, Державина, Карамзина, Радищева. Наиболее широко известны сатирические произведения Фонвизина - «Бригадир» и «Недоросль». Эта едкая сатира на представителей власть имущих. По мнению одного из героев «Бригадира» выдавать дочь нужно только за человека, имеющего не менее двух тысяч крепостных душ. Митрофанушка, герой «Недоросля», вообще не желает что-либо делать, тем более учиться. Зачем знать географию, рассуждает Митрофанушка, — «извозчики сами довезут, куда следует». Зачем знать арифметику — «приказчики на то существуют, чтобы считать». Комментарии, как говорится, здесь излишни. Гавриил Романович Державин (1743—1816) — выдающийся русский поэт XVIII века, предшественник А.С. Пушкина, родом из мелкопоместных дворян, рядовой Преображенского полка. Принимал участие в Дворцовом перевороте, который возвел на престол в 1762 году Екатерину II. Был участником подавления Пугачевского восстания. После написания оды «Фелица» (1782), посвященной Екатерине II, был замечен и приглашен ко двору, занимал высокие должности в государстве: губернатор, государственный казначей, министр юстиции. В одах и стихах Державина получила яркое выражение героика его времени. Будучи свидетелем блестящих успехов русского оружия, Державин в своих победных одах дал образцы батальной живописи, образы выдающихся военных деятелей и, прежде всего, великого Суворова («На взятие Измаила», «На победы в Италии», «На переход Альпийских гор»). Державин не ограничивается воспеванием полководцев, им (полководцам) неизменно сопутствуют «русские храбрые солдаты, в мире первые бойцы». Красочно изображает Державин быт русских людей XVIII века — купечества, крестьян, дворян. Он описывает яркие народные гулянья с определенной степенью романтизма и идиллии. Впервые под пером Державина в русской поэзии возникает прекрасное описание красоты природы. Со временем в стихах Державина стала настойчиво звучать тема рока, смерти, смысла жизни. Смысл жизни, и сама жизнь — противоречие. Для Державина смысл этого противоречия состоит в следующем: с одной стороны, — это жизнерадостное восприятие мира, с другой - пессимистическая мысль о судьбе человека. Высшее художественное воплощение «двойного» восприятия жизни достигается в оде «Водопад» (1794). А.С. Пушкин считал оду «Водопад» лучшим произведением Державина. В образе водопада — «алмазной горы», с гремящим ревом падающим вниз, чтобы через некоторое время бесследно потеряться в «глуши глухого бора» Державин дает аллегорическое изображение жизни и смерти человека: «Где стол был яств—там гроб стоит». В его поэзии намечены дня пути преодоления этого противоречия. Один — традиционный путь, религия, вера в спасителя нашего Иисуса Христа. Другой -взамен небесным утешеньям, путь наслажденья мирской жизнью, «прекрасным мгновеньем», «благоуханьем роз». Для себя Державин окончательного выбора не сделал. Творчество Державина — подлинный памятник русскому классицизму ХVIII века. Николай Михайлович Карамзин — выдающийся русский писатель и историк, автор многих повестей, основатель русского сентиментализма, великий патриот России. С 1791 года он издает «Московский журнал». В этом журнале были напечатаны повести Карамзина «Бедная Лиза», «Наталья — боярская дочь», «Марфа-посадница». В своих повестях Карамзин делает экскурсы в историю России. Вплетая в ткань художественных полотен рассуждения о российской истории, он прославлял времена, «когда русские были русскими, жили по своему обычаю, говорили своим языком и по своему сердцу, т. е. говорили, как думали». В своих работах он главное внимание уделял характеру, традициям и обычаям русского народа, как пишет сам Карамзин «характер славного русского народа», гордого, сильного, великодушного. С 1802 года Карамзин начал писать многотомную «Историю государства Российского». Цель этой работы Карамзин определяет следующим образом: «Должно приучить россиян к уважению собственного», «восславить знаменитых предков наших», «во всех обширных странах российских надобно научить питать любовь к Отечеству и чувство народное». Карамзин успел написать 12 томов истории от Рюриков до правления Василия Шуйского (1612). Работа Александра Николаевича Радищева (1749—1802) «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790) хорошо известна, и потому специально рассматривать ее мы не будем. Архитектура России XVII века связана с тремя стилевыми направлениями: барокко, рококо и классицизм. Русское творчество по-своему использует детали барокко. Появляются колонны, «разорванные» фронтоны, гирлянды, раковины (рокайль), круглая скульптура. В конце XVIII века возникает нарышкинский стиль, «нарышкинское» барокко с элементами рококо и классицизма. Середина XVIII века ознаменовалась большим каменным строительством. Укрепление Российской империи, военные победы на море и на суше способствовали широкому градостроительству. Это содействовало созданию замечательных произведений русского зодчества. Особое внимание уделялось строительству в Петербурге и Москве. Одним из крупнейших архитекторов XVIII века был В. Растрелли (1700—1771). Родом из Италии, он с юных лет жил в России. Под руководством Растрелли на набережной Невы был построен шедевр русской архитектуры — Зимний дворец (ныне Государственный Эрмитаж). По заказам Строгановых и Воронцовых Растрелли возвел великолепные дворцы. В окрестностях Петербурга были построены прекрасные дворцовые ансамбли: Большой дворец в Петергофе и Екатерининский дворец в Царском селе. С именем Растрелли связано и строительство Смольного монастыря. Для творчества Растрелли характерно стремление придать зданиям торжественный, величавый вид, что подчеркивалось богатым декоративным убранством, четкостью пропорций и ритмом колонн. Неоценимый вклад в русскую и мировую архитектуру второй половины XVIII века внес гениальный зодчий В. Баженов (1737—1799). Необыкновенные способности к рисованию, которые проявились у него еще в раннем детстве, содействовали тому, что Баженов твердо избрал жизненный путь. Он окончил Российскую Академию художеств, посетил Францию. Италию, где совершенствовал свое образование и изучал архитектурное наследие античности. В Россию он вернулся признанным мастером. Напротив Кремля, на высоком холме им построен горделивый и изящный дом Пашкова, ныне старое здание Государственной библиотеки, одно из красивейших зданий Москвы. Большой вклад в русскую архитектуру XVIII века внес М. Казаков (1738—1812). Им построено ныне старое здание МГУ, монументальное здание Сената в Кремле. Колонный зал Дворянского собрания (теперь колонный зал Дома Союзов). Русская скульптура XVIII века стала неотъемлемой частью архитектурных ансамблей. Выдающимся мастером скульптурного портрета был Ф. Шубин — земляк и младший современник М. Ломоносова. Ф. Шубин был прекрасным резчиком по кости и обладал высоким художественным вкусом. Одно из известных творений Ф. Шубина - скульптурный бюст Ломоносова, бюст императора Павла I. XVIII век характеризуется и подъемом русского декоративно-прикладного искусства. Развивается резьба по дереву, которая сочетается с красочностью росписи, изразцами, цветным кирпичом. В 1748 году Виноградовым был создан первый отечественный фарфор. Вскоре появляются целые ансамбли из фарфора. Наряду с развитием золотого и серебряного дела начинается расцвет ювелирного искусства. Наиболее известные живописцы России XVIII века — Ф. Рокотов, Д. Левицкий, И. Аргунов, А. Андронов. Дмитрий Петрович Левицкий (1735—1822) — руководитель портретного класса в Академии художеств Петербурга, мастер портретной живописи. Наиболее известен его портрет Екатерины II. В этом портрете воплощено в живописи представление о мудром, «просвещенном» монархе, сходное с тем, который в одах был дан Г. Державиным. В 1773 году Левицкий исполнил портрет Дидро, замечательный по своей жизненной убедительности. Художник прекрасно выписал одухотворенное, энергичное лицо блестящего философа-просветителя XVIII века. Одним из лучших созданий Левицкого является поэтичный портрет молодой М. Дьяковой, написанный в богато разработанной гамме теплых, оливково-зеленых и розовых тонов. С 80-х годов на творчество Левицкого все большее влияние оказывает классицизм. Живопись его, не утрачивая богатства оттенков, становится все более строгой и статичной (портрет князя Львова). Федор Степанович Рокотов (1735—1809) — выдающийся живописец, один из крупнейших портретистов 2-й половины XVIII века. Он выполняет ряд заказных официальных портретов, в том числе портреты Петра III (1762), Орлова (1763), коронационный портрет Екатерины II. С 1765 года покидает Петербургскую Академию художеств и поселяется в Москве. Наиболее известные работы московского периода — семья Воронцовых, портрет Майковой, портрет Новосильцевой — особенно привлекающий большим внутренним очарованием, одухотворенностью, жизненной трепетностью образа. С середины XVIII века в культурную жизнь России прочно входит театр. В театре ставятся пьесы Фонвизина, пьесы западноевропейской классики. Исключительно большую роль в становлении русского театра сыграл Федор Григорьевич Волков. Его называют «отцом русского театра».
Введение В истории мировой культуры западноевропейская культура XIX в. занимает особое место. Несмотря на то, что культура XIX в. базировалась на тех же мировоззренческих посылках, что и эпохи Возрождения и Просвещения: рационализм, антропоцентризм, сциентизм и европоцентризм, XIX в. был революционным в истории европейской культуры. Он перестроил всю общественную жизнь, резко изменил условия жизни человека. Было создано новое материальное, социальное и духовное пространство существования человека. Этому способствовали события, значения которых для судеб европейской культуры трудно переоценить: переворот в науке и промышленности, война за независимость Североамериканских колоний, Великая французская буржуазная революция, а также создание либеральной демократии и новой философии. Великая французская революция, как и все последующие европейские революции, резко обозначила ограниченность сферы разума и неосуществимость многого из того, что рождалось в сфере сознания и подпитывалось длительными традициями европейской культуры. Общая система ценностей западноевропейской культуры XIX в. сложилась в процессе длительного развития. Основу того фундамента, на котором была построена культура XIX в. составляли античное наследие, христианство, средневековая культура, идеи Возрождения, Реформации и Просвещения. Ее средоточием был и оставался Человек, понятие, которое претерпело сложную эволюцию от богоподобного человека античности до свободной личности. Новые мировоззренческие течения XIX в. выдвинули проблемы человека как существа социального и биологического, уникального и до конца непостижимого в своей тайне, которую ни наука, ни религия не могут раскрыть без остатка. Судьба истории, культуры, искусства XIX в. тесно связаны с судьбой творческой личности, противостоящей бездуховной сплоченности всего утилитарного, массового, рассудочного. В течение всего XIX в. возросло чувство покинутости, одиночества личности, не находящей ориентира ни в разуме, ни в воле, ни в чувствах. Но с утратой целостности восприятия мира не могло быть и целостного воплощения его в художественном творчестве. Разрыв и раздвоение, стремление восстановить утраченное единство, неустанная внутренняя борьба – такова история всех искусств XIX в. И хотя индивидуальность каждого человека каждого народа часто казались более важными, чем объединяющий их союз, через всю европейскую культуру XIX в. проходит общее стремление к справедливости, к достойному существованию человека в свободном обществе, к мирному диалогу национальных культур. Предлагаемое учебное пособие поможет студентам представить целостную картину мировоззрения человека XIX в., которое воплощается в различных формах творчества - философии, литературе, драматургии, музыке, архитектуре, живописи, науке и технике, а также понять важность сохранения культурных традиций и в то же время необходимость и неизбежность их переосмысления. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 2326; Нарушение авторского права страницы