Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
КУЛЬТУРА РОССИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
ВВЕДЕНИЕ. В первой половине XIX в. завершился один из важнейших этапов в развитии России. Основным содержанием этого этапа стало формирование русской национальной культуры и начало процесса ее демократизации. Произошло становление современного русского языка, определилась более тесная связь художественной культуры с развитием общественно-политической мысли, на которую огромное влияние оказала война 1812 года и движение декабристов. Патриотический подъем на волне победоносной войны против Наполеона охватил все слои русского общества и оказал большое влияние на рост национального самосознания, способствовал небывалому взлету культуры. Как метод художественного творчества в искусстве утвердился реализм, как источник образности и содержания — народность, как выражение социальной направленности — гражданственность. Вместе с тем, в духовной жизни России все более проявляется несоответствие между достигнутым высоким уровнем художественной культуры и овладением ее народом. Просвещенным людям становится очевидным, что крепостное право является самым большим препятствием и злом, стоящим на пути развития России, превращения ее в великую державу мира. Сохранение самодержавием крепостного права во многом предопределило поражение России в Крымской войне, последующую утрату Аляски и северо-западной части Америки. В предлагаемой лекции автор, уходя от социально-политической «обязаловки» недавнего прошлого, подробно не останавливается и на социодинамике культуры. Ибо этот подход требует специальной предварительной подготовки слушателей; он более присущ институтам культуры и факультетам гуманитарного толка. Автор рассматривает историю культуры XIX века в плане всестороннего анализа ее отдельных видов: науки и техники, образования, искусства. Конечно, такой подход в известной мере затемняет целостный характер культуры, таит в себе опасность погружения в необозримый океан культурно-исторической эмпирики. Но все же такой подход более приемлем для технических университетов, и дает определенную теоретико-эмпирическую базу для рассмотрения истории культуры под углом зрения философии культуры. Автор рецензировал тексты лекций доцента О.А.Серебрякова «Культура России XIX века» и ассистента Н.В.Поташевой «Россия в I половине ХIХ века». Эти тексты во многом способствовали определению своей позиции и помогли автору в написании данной работы. ОБРАЗОВАНИЕ, НАУКА И ТЕХНИКА Первая половина XIX в. — период разложения феодализма и появления новых капиталистических производственных отношений в России. Бурное развитие экономики требовало все большего количества грамотных людей. Именно в этот период складывается система начального, среднего и высшего образования. В 1802 году было организовано Министерство народного просвещения, которое стало проводить единую государственную политику в сфере народного образования. В каждом губернском городе создавались гимназии, в уездном городе — уездное училище, а при каждом церковном приходе — церковноприходские школы. В церковноприходские школы принимались дети без различия «полу и лет и всякого состояния». Как мы уже говорили на прошлой лекции, первая Учительская семинария при Московском университете была открыта в конце 70-х годов XVIII века, а Петербургское главное народное училище — в 1782 году. На базе этого училища в начале XIX века появляется первый педагогический институт в России. Он готовил учителей гимназий, преподавателей университетов. Учителями же уездных и церковноприходских школ в основном работали выпускники гимназий. В первой половине XIX века в России открываются 5 новых университетов: в 1802 году — Дерптский университет (ныне Тартусский); в 1804 — Казанский, Харьковский; в 1819 — преобразован в университет Главный педагогический институт в Петербурге; в 1834 — Киевский. Университеты имели 4 факультета: нравственных и политических наук (правоведение, политическая экономия и богословие); словесный (философия, история, статистика, география); физико-математический и медицинский. Старейшее высшее техническое учебное заведение России — Горный институт в 1804 году был преобразован в Горный кадетский корпус. Выпускники его представляли особую касту, занимали руководящие посты, уравнивались с военными чинами и пользовались всеми их преимуществами. В 1810 году в Петербурге открывается институт корпуса инженеров путей сообщения. Основание института связано с именами Н.П.Румянцева и М.М.Сперанского. По инициативе графа Н.П.Румянцева, первого председателя Государственного Совета при Александре I, Главным управлением путей сообщения был составлен проект учебного заведения для подготовки специалистов по строительству железных дорог, мостов, гидротехнических сооружений. Для студентов железнодорожного университета сегодняшнего дня, которым предстоит работать в XXI веке, весьма интересным будет знать некоторые правила приема в железнодорожный институт России начала XIX века. Вот выписка из этих правил: «Никто не будет принят в институт, если не имеет, по крайней мере, 15 лет от роду, если не будет здорового сложения, и сверх того, не будет уметь говорить и писать на русском и французском языках». Большое внимание в институте уделялось изучению начертательной геометрии, математики, физики. Институт давал выпускникам и хорошую общекультурную подготовку. Студенты обучались танцам, музыке, фехтованию, правилам хорошего тона, этикету. Горный институт и Институт корпуса инженеров путей сообщения считались самыми престижными учебными заведениями в России. Идет интенсивное развитие науки и промышленного производства. Большую роль начинают играть химия, физика, электричество. Эти науки помогали овладевать силами природы, способствовали развитию науки и техники. Хорошо известны: изобретения академика Б.С.Якоби — модель электродвигателя, первого записывающего аппарата, который работал на телеграфной линии между Петербургом и Царским селом, изобретение академиком Б.С.Якоби гальванометра. В 1839 году академиком В.Я.Струве была основана Пулковская обсерватория под Петербургом. Крупных успехов достигла математика. Как известно, геометрия древнего грека Евклида господствовала в математике около 2 тысяч лет. Гениальный математик Н.И.Лобачевский (1792-1856) создал неэвклидовую геометрию. Лобачевского нередко называли Коперником в геометрии. В течение 20 лет он возглавлял Казанский университет, который под его руководством стал одним из крупнейших научных центров страны. Основателем школы русских химиков принято считать Н.Н.Зинина (1812-1880). Его работы послужили основой для развития фармацевтической промышленности, изготовления взрывчатых веществ. Профессор Казанского, Московского университетов, Петербургской медицинско-хирургической академии, он внес большой вклад в изучение нитроглицерина, как взрывчатого вещества. Великим врачом-хирургом и анатомом был Н.И.Пирогов (1810-1881). Его исследования положили начало военно-полевой хирургии. В 1847 году он впервые в истории медицины применил эфир для наркоза в полевых условиях. Его трудами русская хирургия была выдвинута на одно из первых мест в мире. Он заложил основы хирургической анатомии и определил пути ее дальнейшего развития. Пирогов создал атлас «Топографическая анатомия», ввел в практику неподвижную гипсовую повязку, накладываемую при переломах. Н.И.Пирогов — один из крупнейших педагогов России XIX века. Будучи попечителем Одесского и Киевского учебных округов, он внес большой вклад в дело обучения и воспитания детей. По его инициативе в России впервые открываются воскресные школы. Он считал вредной тенденцию придавать обучению узкоспециальный характер. Гимназии должны быть двух типов: классические, подготавливающие к поступлению в университет и реальные, подготавливающие к практической реальной жизни и к поступлению в высшее техническое учебное заведение. Он настойчиво пропагандировал возможность посильного обучения, — не стричь всех школьников под одну гребенку. В обучении должно быть единство наглядности и логики; говоря на современном языке обучение должно строиться на единстве рационального и образного мышления. Россия в первой половине XIX века ведет активную работу по исследованию мирового океана, изучению и. освоению новых земель. Она становится великой морской державой. В 1803-1806 годах была организована первая русская морская экспедиция из Кронштадта до Камчатки и русских владений в Северной Америке. Возглавлял ее известный мореплаватель И.Ф.Крузенштерн (1770-1846). Во время экспедиции изучались Гавайские острова, Китай, Японские острова, Сахалин, Камчатка. В 1819-1821 годах — кругосветная экспедиция в Антарктиду. Ее возглавил Беллинсгаузен. Русские корабли дважды подходили к побережью Антарктиды. Командиром одного из кораблей был М.П.Лазарев. Он сам совершил несколько кругосветных путешествий, сделал очень многое для укрепления русского военно-морского флота. Он прославился как боевой адмирал, его воспитанниками были адмиралы Нахимов, Корнилов — герои обороны Севастополя, бесстрашные, мужественные люди, беспредельно любящие Россию. Большой вклад в изучение дальневосточных морей внес. Г.И.Невельский (1813-1876). Он открыл устье реки Амура, пролив между материком и Сахалином, доказал, что Сахалин не полуостров, как считалось раньше, а остров. Центром географических исследований стало учрежденное в 1845 году Русское географическое общество. Развитие науки способствовало развитию техники и машинного производства. Первый пароход появился в России в 1815 году на Неве. В 10-е годы пароходы стали регулярно ходить по Неве, Волге, Днепру. К 1850 году в России было уже более 100 пароходств. В 30-е годы начинается строительство железных дорог. В 1837 году была построена первая железная дорога от Петербурга до Царского Села (ныне г. Пушкин) 25 верст. В 1843 году началось строительство железной дороги между Петербургом и Москвой. В 1851 году строительство завершилось. ЛИТЕРАТУРА. В первой половине XIX века ведущей областью культуры становится литература. Она связана с именами великих людей России: В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А.С.Грибоедова, Н.В.Гоголя. Одним из основателей русского романтизма был В.А.Жуковский (1783-1852), выдающийся русский поэт. Внебрачный сын богатого русского помещика Бунина, он получил фамилию и отчество от своего крестного отца (соседа-помещика семьи Буниных) дворянина А.Г.Жуковского. В 1797 году В.А.Жуковский поступил в Благородный пансион при МГУ, — лучшее учебное заведение в России на рубеже XVIII-XIX веков. Благородный пансион дал будущему поэту широкую гуманитарную образованность, знание языков, здесь получили поддержку литературные склонности юного Жуковского, здесь он начал писать стихи. В 1808-1809 годах творчество В.А.Жуковского приобретает ярко выраженный романтический характер. Он пишет баллады «Людмила», «Светлана», «Кассандра». В 1812 году он принимал участие в Отечественной войне как ратник ополчения. Накануне Тарутинского сражения, находясь в ставке М.И.Кутузова, написал стихотворение «Певец во стане русских воинов», в котором воспевал доблесть русских полководцев и любовь к Родине. Впервые в русской поэзии патриотизм был выведен из области категорий государственною бытия и освещен как чувство глубоко личное и лирическое. В 1815 году он был приглашен ко двору, стал придворным поэтом, учителем невесты будущего царя Николая I. 20-е годы — расцвет творчества поэта. В.А.Жуковский создает ряд стихотворений, в которых проходит путями высокого философского мышления, своеобразного романтического откровения. Творческим подвигом В.А.Жуковского стал в последние годы его жизни перевод величайшей эпической поэмы античности — гомеровской «Одиссеи». Умер Жуковский в Баден Бадене (Германия), а похоронили его в Петербурге, в Александро-Невской лавре. Представителями романтизма были поэты К.Ф.Рылеев, В.К.Кюхельбекер, А.А.Бестужев, А.И.Одоевский. Русский романтизм неотделим от западно-европейского, на его формирование и развитие заметное влияние оказал немецкий, английский, французский романтизм. Но особенностью его был ярко выраженный интерес к национальной русской самобытности, отечественной истории, утверждение сильной, свободной личности. В 30-е – 40-е годы в русской литературе утверждается реализм. Основоположник русского реализма А.С.Пушкин является подлинным создателем новой русской литературы и литературного русского языка. Роман в стихах «Евгений Онегин» есть высшее выражение реализма в творчестве великого поэта. Выдающимися образцами реалистической литературы являются поэма «Полтава», историческая драма «Борис Годунов», повести «Капитанская дочка», «Дубровский» и другие. Мировое значение А.С.Пушкина в истории культуры связано и с тем, что он проложил дорогу литературе М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, А.П.Чехова, которая по праву стала не только фактом русской культуры, но и важнейшим моментом духовного развития человечества. Развитие русского реализма продолжил современник и преемник А.С.Пушкина М.Ю.Лермонтов. За 26 лет своей жизни М.Ю.Лермонтов создал удивительные по силе и красоте как прозу, так и поэзию. В ранней лирике М.Ю.Лермонтова с необычайной силой проявляется двойственность сознания героя — тяготение к высшему идеальному миру, к совершенной красоте, тоска по земному счастью («Земля и небо») и разочарование в любви, в дружбе. В центре лирики этого периода жизни поэта оказывается непрерывный процесс внутреннего размышления, в котором тесно спаяны философские, гражданские и интимные переживания. М.Ю.Лермонтов хорошо знал и любил Байрона. Он испытывал особое тяготение к балладе, лирико-эпической поэме. При этом поэма лишалась хронологической последовательности в описании судьбы героя и представляла собой сцепление драматических эпизодов его жизни. Герой зрелой лирики жаждет объять душой всю вселенную и заключить ее в своей груди, он хочет обрести единство с природой, с «простыми» людьми, но не дано ему такого счастья. Образы, взятые из мира природы, становятся символами людских судеб: разлучены сосна и пальма, утес и тучка золотая, гибнут три пальмы, теряет дикую и суровую вольность Кавказ. Всюду человека поджидает трагедия, и всюду рушатся его светлые мечты и надежды. Зло пронизает все бытие, хотя может явиться в обличье добра и несравненной красоты. В лирику проникают мотивы безысходности, усталости («Горные вершины», «Выхожу один я на дорогу»). Однако герои М.Ю.Лермонтова все же не утрачивают ни стойкости, ни мужества. М.Ю.Лермонтов — великий патриот России. Хорошо известное стихотворение «Бородино», которое писалось и атмосфере подготовки к 25-летию Бородинской битвы пронизано глубочайшей любовью к родине, гордостью за народ, победивший Наполеона. Роман «Герой нашего времени», во многом созвучный с пушкинским романом «Евгений Онегин», по праву считается вершиной творчества М.Ю.Лермонтова. Несколько особняком в русской литературе первой половины XIX века стоит А.С.Грибоедов (1795-1829). Комедия «Горе от ума» начата А.С.Грибоедовым в Тифлисе, где он служил с 1821 года при генерале А.П.Ермолове. К осени 1824 года текст был оформлен окончательно. Комедия «Горе от ума» так необычна и значительна, что споры о ней не смолкают до сих пор. Александр Блок определил ее «как до сих пор не разгаданное, и, может быть, величайшее творение всей нашей литературы». Герой поэмы Чацкий огненными речами не только отвергает устаревшие формы жизни, но и пропагандирует новую идеологию — дух свободомыслия, честного служения русскому народу. Его благородная фигура — неравнодушная, деятельная представляет в сущности тип декабриста, такой образ человека, который имел для своего времени и в последующие эпохи русской истории громадное воспитательное значение. Чацкому противопоставлен Молчалин: внешне благоприличный, скромный, но в сущности подлец и лакей. Однако он убежден в своем превосходстве и смотрит на Чацкого, не желающего почему-то «награжденья брать», как на неудачника — с сожалением и свысока. И Чацкий действительно терпит поражение — как в личном плане, так и в плане общественном. Потрясенный всем пережитым, он покидает Москву. Но читатель и зритель убежден в бесконечном превосходстве героя над Молчалиным и его грядущей победе. В последние предреформенные десятилетия развитие литературы характеризовалось все большим движением от реализма к критическому реализму. Обличительные тенденции, присущие критическому реализму, получили развитие, прежде всего, в творчестве Н.В.Гоголя. 40-е годы XIX века Н.Чернышевский называл гоголевским периодом русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», — заметил Достоевский. «Мертвые души» Н.В.Гоголя — одно из ярких критических изображений российской деревни середины XIX века. Хотя оценка творчества Н.В.Гоголя не всегда бесспорна. Его описание русских крестьян и помещиков иногда имеет налет предвзятости и преувеличения негативных явлений: в Малороссии в Диканьке — все прекрасно и романтично, в русской деревне — Коробочка и Ноздрев. Художественная литература в первой половине XIX века в духовной жизни русского общества занимала ведущее место. Ее влияние на формирование нравов, обыденного сознания и общественной психологии было решающим. «Наше образование, — писал Белинский, — есть непосредственное действие нашей литературы». Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1038; Нарушение авторского права страницы