Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Философия культуры А. Швейцера
Один из выдающихся протестантских мыслителей А. Швейцер (1875—1965) обратился к проблемам культуры именно в годы Первой мировой войны. Он сам подчеркивал, что «война сделала по-настоящему актуальной» проблему нашей цивилизации, нашей культуры1. Он задумывает труд «Философия культуры», посвященный прежде всего критике европейской культуры, который позднее вырос в две книги — «Упадок и возрождение культуры» и «Культура и этика» (1923). Исходная посылка Швейцера — «результатом и доказательством упадка культуры явились ужасы войны»2. Но упадок культуры обнаруживается не только в европейской бойне, но и в целом ряде процессов, которые обстоятельно проанализированы Швейцером. Как же он определяет культуру? Каковы те процессы, которые привели, по мнению Швейцера, культуру к упадку? Каков путь ее возрождения? Согласно Швейцеру, культура — это «духовный и материальный прогресс во всех сферах человеческой деятельности, сопровождаемый этическим развитием каждого человека в отдельности и человечества в целом»3. В этом определении обращает на себя внимание, во-первых, идея духовного и материального прогресса человечества и, во-вторых, подчеркивание Швейцером связи культуры с нравственным развитием каждого человека и человечества. В этих двух идеях и выражается своеобразие философской концепции культуры, развиваемой Швейцером, — обоснование культуры с помощью этики активной любви, совпадающей с христианской религией, и утверждение оптимистической веры в духовный и материальный прогресс человечества. Современная эпоха — эпоха кризиса, упадка культуры. Самоуничтожение культуры Швейцер связывает с иссяканием культуротворческой энергии, с разрушением прежних идеалов культуры. Основную роль в этом процессе сыграла философия, которая, не предлагая новых вариантов всеобъемлющего мировоззрения, утратила интерес к осознанию универсальных ценностей культуры и стала чуждой и новым идеалам, и самой действительности. «По своему последнему назначе- ------------------------ 1 См.: Швейцер, А. Упадок и возрождение культуры. Избранное. М., 1993. С. 155. 2 Там же. С. 157. 3 Там же. С. 195. нию, — пишет Швейцер, — философия является глашатаем и стражем всеобщего разума. Обязанность ее — признать перед всем нашим миром, что основанные на разуме этические идеалы уже не находят, как раньше, опоры во всеобъемлющем мировоззрении... Следовало бы со всей энергией привлечь внимание и образованных и необразованных людей к проблеме идеалов культуры»1. Философия оказалась бессильной и сама «сползала к состоянию бескультурья». Поскольку Швейцер усматривает ядро культуры в этике, постольку преобразование культуры он связывает с философским переосмыслением этических ценностей культуры, а ее кризис — с кризисом философского мировоззрения и, прежде всего, рационального осмысления культуры. Кроме того, он анализирует ряд экономических и духовных факторов, приведших культуру к кризису, — ограничение свободы человека, без которой культура немыслима, перенапряжение людей, их разобщенность, узкая специализация их деятельности, отчуждение между людьми, приводящее к регрессу гуманности и деморализации индивидов. А. Швейцер исходит из идеи культуры как «максимально возможного и наиболее целесообразного расширения господства разума над природой и над человеческой натурой»2. Поэтому в составе культуры он выделяет две компоненты — господство разума над силами природы, приводящее к созданию максимально благоприятных условий жизни, и господство разума над человеческими убеждениями и помыслами. Первая компонента находит свое выражение в материальном прогрессе — научно-техническом прогрессе, развитии экономики, промышленности, торговли и пр. Вторая компонента — в движении человечества к более высокой нравственности, в росте художественных достижений человечества. Швейцер не приемлет ту упрощенную концепцию культуры, которая считает основным в развитии культуры прогресс материальных условий жизни и вторичным и производным этическо-духовное развитие. Вместе с тем он называет старомодно-рационалистической ту моралистическую концепцию культуры, которая усматривает в этическом прогрессе существенное и несомненное, а в материальном прогрессе — нечто менее существенное и менее несомненное. Швейцер отвергает то различение между культурой и цивилизацией, которое стало модным к началу 1920-х гг. Он видит в этом различении неоправданную попытку противопоставить этическую культуру и внеэтическую цивилизацию: «...нужно говорить об этической и неэтической культуре или ---------------------------- 1 Швейцер, А. Упадок и возрождение культуры. Избранное. С. 238. 2 Там же. С. 249.
об этической и неэтической цивилизации, а не о культуре и цивилизации»1. Столь же последовательно Швейцер не приемлет и рассуждения о национальной культуре, подчеркивая, что при таком подходе духовное начало отступает далеко на задний план и подчеркивается материальный характер национальной культуры как «совокупности всех внешних достижений соответствующего народа»2. Культура, включающая в себя материальную и духовную компоненты, мыслится Швейцером как универсальный феномен, осмысляемый рациональным образом в философско-этическом мировоззрении. Возрождение культуры он связывает с возрождением этического духа, ведь «этическое является конституирующим элементом культуры»3. Этическое возрождение должно зародиться в активности индивида, и лишь оно может вывести людей из состояния бескультурья. Этическое возрождение должно охватить и все человечество. Ведь «культура есть дело каждого человека и всего человечества». Формирование нового мировоззрения, соединенного с этикой, — путь возрождения культуры. Это мировоззрение должно быть мыслящим и рационалистическим, оптимистическим и этичным. Именно в этом мировоззрении могут быть выработаны новые идеалы культуры — оптимистические, рационалистические и этические. Осмыслению новых этических идеалов культуры и посвящена книга Швейцера «Культура и этика». После глубокого и всестороннего исследования истории этики и ее культуротворящего значения он раскрывает существо выдвинутой им концепции этики благоговения перед жизнью. Моральное совершенствование человека и общества составляет неотъемлемый элемент культуры. Формирование нового мировоззрения, новых идеалов культуры связано, по словам Швейцера, с осознанием абсолютного, фундаментального принципа нравственности — благоговения перед жизнью. Вместе с новой этикой формируются идеалы любви, самоотверженности, сострадания, разделения радостей и стремлений другого существа. Этика благоговения перед жизнью вынуждает человека постоянно стремиться к развитию культуры, ориентирует человека на высшие, «совершенные, чистые идеалы культуры», выдвигая такие идеалы, как идеал человека, идеал социального и политического единения, идеал религиозно-духовного единения, идеал человечества4, придает смысл материальному и духовному прогрессу человека и человечества. --------------------- 1 Швейцер, А. Упадок и возрождение культуры. Избранное. С. 251. 2 Там же. С. 259 3 Там же. С. 264. 4 См.: Там же. С. 496. Новые идеалы, сформулированные в этике благоговения перед жизнью, Швейцер наделяет религиозным содержанием, трактуя христианство как религию любви и эсхатологию: «проповедь Иисуса всецело определялась ожиданием конца света и сверхъестественного пришествия Царства Божия»1. В христианстве он подчеркивает мистическое, эсхатологическое единение верующего с Христом. Источник христианства, особенно посланий ап. Павла, он усматривает в эсхатологической метафизике. Интерпретация христианства как эсхатологии позволяет Швейцеру осмыслить противоречивое отношение христианства к культуре: «Христианство отрицает культуру, так как оно возникло из ожидания конца света и поэтому не проявляет интереса к улучшению условий существования в этом мире. Но в то же время оно энергично утверждает культуру, поскольку включает в себя активную этику»2. В истории превалировала та или иная сторона в противоречивом комплексе христианской эсхатологии: в раннем христианстве победило миро- и жизнеотрицающее мировоззрение, которое после Реформации и Просвещения сменилось миро- и жиз-неутверждением, способствовавшим развитию культуры. Осмысление христианства как эсхатологической метафизики позволило Швейцеру понять кризис и упадок европейской культуры и одновременно выработать этику благоговения перед жизнью, активную нравственную позицию, способствующую развитию культуры. Однако этика благоговения перед жизнью, столкнувшаяся с господством тоталитаризма в Германии и советской России, гибелью миллионов людей и разрушением культуры во Второй мировой войне, была подорвана. Ее регулятивы человечности, ненасилия, сострадания и любви были подвержены инфляции. Протестантская теология, в том числе и теология культуры, оказалась не подготовленной ни к Освенциму, ни к массовому уничтожению людей, ни к разрушению европейской культуры. Вызовы времени остались без ответа.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 570; Нарушение авторского права страницы