Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Факторы становления культурологи как науки.
Структура культурологии. Культурология как самостоятельная отрасль науки состоит из шести взаимосвязанных разделов:
Каждый из разделов имеет собственный объект исследования, отличается спецификой анализа, методами и практическими рекомендациями, используемыми при разрешении конкретных проблем. Как наука культурология формируется в XVIII в., и немецкий философ Иоганн Готфрид Гердер является одним из первых, кто заложил научные основы теории культуры. К изучению культуры обращались всемирно известные исследователи. Они стремились познать и объяснить культуру как целостное общественное явление. Культурология — комплексная наука, основа для гуманитарной ориентации сознания и поведения, для понимания отечественной и мировой культуры. Культурология использует систему методов, то есть различных, взаимосвязанных между собою способов изучения явлений культуры.
Факторы становления культурологи как науки.
Развитие культуры сопровождается становлением ее самосознания. В мифах и преданиях народов, в учениях мыслителей содержатся догадки и идеи, выражающие стремление понять и оценить культуру как единый процесс. Эти догадки и учения не только регистрировали те или иные достижения в культурном развитии человека, они были частью культурного процесса и не могли не оказывать на него влияние. Процесс развития и выражения духовного, интеллектуального и эмоционального отношения к культуре можно назвать становлением культурологии. Становление культурологии включает три этапа:
В общем, мировом плане под культурологией понимают всю совокупность знаний о культуре, накопленных в отраслях гуманитарного, социального и естественного научного знания. Но в узком и строго определенном смысле «культурология» понимается как наука о культуре. Термин введен в оборот Уайтом. Попытки создания науки о культуре в 19 веке наблюдались в Англии, Германии, Франции. Следуя обычной схеме возникновения науки, культурология рождалась из обобщения эмпирического знания в области археологии, этнографии, искусства. Позже - социологии. Одной из первых работ посвященных культуре стала книга Тайлора «Первобытная культура». Наиболее значительных результатов достигли в социальной и культурной антропологии. В становлении этого знания выделяют: этнографический (1800-1860), эволюционистский (1860-1895), исторический (1895-1925). Они стали временем формирования представлений о предмете исследования, выделения основных категорий и исходных оснований культурологии. Но решающие изменения в становлении культурологии были сделаны в 20 веке, что и определило ее как мировоззренческую науку и теорию культуры. Эти изменения были обусловлены следующими факторами:
Культурология как научная парадигма. Специфика культурологического метода познания.
Культурология изначально складывалась как своеобразная мета–наука, как интегративная область знаний. По существу теоретический статус культурологии укладывается в модель научной парадигмы – специфической области знания, интегрирующей методы и результаты других наук, исповедующей личностно–ориентированную методологию, включающей в предметное поле различные социально–культурные феномены, сформировавшаяся во 2 половине 20 века. Культурологическая парадигма объединила значительную группу известных ученых–гуманитариев, она интегрировала ресурсы различных наук социально–гуманитарного цикла и сформировала особую область предметной онтологии. Специфика культурологического метода познания. Метод познания – определяющим образом упорядочивает мыследеятельность, совокупность принципов, познавательных средств и способов, воспроизведение в мышлении из образов. Методы культурологи: диахронический, синхронистический, сравнительный, археологический, типологический, биографический, семиотический, психологический. Специфика:
Содержание понятия «культура». В современных гуманитарных науках понятие культура является одним из важнейших. Культура является предметом изучения всех социальных и гуманитарных наук (истории, социологии, антропологии, этнологии, культурологи, лингво-культурологии, лингвистики и др.), каждая из которых рассматривает определенный ее пласт. Это одна из причин того, что существует такое большое количество определений понятия культура. Другая причина в том, что существуют разные взгляды на культуру. Наиболее классическое определение культуры, господствовавшее многие десятилетия, было предложено профессором антропологии Оксфордского университета Эдвардом Тайлором: «Культура, или цивилизация, рассматриваемая в широком этнографическом значении, представляет собой сложное целое, включающее познание, верования, искусство, мораль, право, обычаи и некоторые другие способности и привычки, присущие человеку как члену общества». Привлекает своей доступностью и образностью определение, которое дал Клакхон – «Культура для общества – это то же, что память для человека». (Подобную мысль высказывал Д. С. Лихачев: «Культура личности формируется в результате деятельности памяти одного человека, культура семьи – как результат семейной памяти, культура народа – народной памяти»). Ю. М. Лотман также отмечал, что, с точки зрения семиотики, культура представляет собой коллективный интеллект и коллективную память, то есть надындивидуальный механизм хранения и передачи некоторых сообщений (текстов) и выработки новых». В российской культурологии существует два основных направления: ценностный подход к культуре и деятельностный. Согласно первому, культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком. При деятельностном подходе культура рассматривается как способ деятельности, как система механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется и реализуется активность людей в обществе. Как предмет изучения культурной антропологии культура определяется как совокупность результатов деятельности человеческого общества во всех сферах жизни и всех. В то же время культура – это не только результат материального и духовного развития, но и сам процесс сознательной деятельности, в ходе которого изменяется не только окружающая среда, но и он сам (Мамонтов). Культурное своеобразие проявляется в самых разных сторонах человеческой деятельности. В связи с этим представляется важной идея различать культуру на глубинном и поверхностном (или внешнем уровнях, между которыми существует тесная взаимосвязь, ибо культура – это образ жизни людей, и она пронизывает все ее стороны. Поверхностный уровень включает все то, что мы можем наблюдать и воспринимать органами чувств. Глубинный – то, что скрыто от глаз, но не менее важно, поскольку внешние различия предопределяются глубинными различиями и являются их проявлением.
По ее носителю
По видам деятельности
Структура культуры в широком смысле:
Культура делится на:
Формы культуры:
Функции:
Эпоха Возрождения. Кризиc официального христианского вероучения и самой Церкви, выразившийся в широко известной Реформации, университетская наука, где науки все более уступали место естествознанию и вообще опытным наукам, географические открытия и астрономические наблюдения, кардинально переменившие представления человека о мире и вселенной, наконец, успехи техники, развитие экономических, хозяйственных, культурных связей – все это не только ломало устои сословного, феодального общества, но и кардинально изменило представления человека о самом себе. Человек, наконец, обнаружил свои возможности и способности как самостоятельной и далее самодовлеющей творческой силы. Способствовали отбрасываемого и изживаемого средневековья к наследию Греции и Рима. Появились совершенно новые по характеру поведения и складу мышления люди, которые стали называть себя “гуманистами. Сам термин “гуманизм”, приписываемый Л.Бруни, употреблялся в те времена (конец XIV – начало XV вв.) не совсем в том смысле, в каком мы говорим о гуманизме, гуманности сегодня. Для итальянских гуманистов в центре мироздания стоял не человек как божье творение, но скорее человек естественный, во всем многообразии его чувств, помыслов, желаний и страстей. Позже, отмечая эту ограниченность ренессансного понимания гуманизма, Ф.Ницше вздохнет и скажет свое знаменитое: “Человеческое, слишком человеческое”. В частной жизни вообще торжествовал аморализм – впрочем, как и в общественной. Причины тому были естественны и просты: средневековая классическая христианская мораль оспаривалась или попросту отвергалась, а новые нормы еще не были утверждены как общеобязательные, Кроме того, исчезало с процессом смешения сословий и понятие сословной морали, сословных добродетелей. Крайний аморализм сочетался с искушенным практицизмом и цинизмом. Но в то же время во многом эта неповторимая, свойственная именно эпохе Ренессанса многосложность составляющих в системе ценностей порождала невиданный взлет талантов, титанов, дерзнувших соревноваться с Богом и в науках, и в ремеслах, и в литературе, и в художественном творчестве. Классические шедевры Леонардо, Микеланджело, Бруналлески, Тициана, Рафаэля поражают не только гармоническим совершенством – прекрасно усвоенными уроками античности, но и работоспособностью. Это было время когда человек брал по максимуму от жизни и требовал по максимуму от себя и в работе, и в развлечениях, и в делах, и в проектах. Зарождающаяся наука ориентировалась на опытное знание, чувственное восприятие, доверяла человеческому разуму. Интересно было впервые вскрывать человеческое тело и разбираться в его устройстве, проектировать летательные аппараты и с ретортами и пробирками в поисках эликсира молодости и философского камня. Чем больше познавал человек, тем дальше он уходил от гармоничных идеалов античности, тем более нарастало трагедийное, страстное, мятущееся начало в культуре, нашедшее свое стилевое выражение в так называемом барокко. Барокко неправильно рассматривать лишь с искусствоведческой точки зрения, т.е. как чисто художественное направление, характерное причудливостью, вычурностью формы, сложными композиционными изысками и трагическим, смятенным настроением. Весь мир представлялся человеку эпохи Позднего Возрождения порочным, в нем не было ожидаемой и чаемой гармонии, его раздирали войны, междоусобицы, эпидемии, продолжавшийся террор инквизиции и религиозные и социальные конфликты. В нем было очень трудно ориентироваться человеку, лишенному привычного социального, сословного знака, религиозных установок и жаждущего просвещенным умом объяснить непросвещенную реальность. Эволюционизм Э.Тейлора.
Современное культурологическое знание будет неполным без изучения того вклада, который внесли в него антропологические школы Запада.
По мнению Тайлора, в культуре действуют те же эволюционные объективные законы, которые существуют и в живой природе. С их помощью осуществляется постепенный характер культурной эволюции:
Таким образом, согласно Тайлору, эволюционное развитие человечества шло от дикости через варварство к цивилизации. Впоследствии, естественно - научные приемы исследования, предложенные ученым получили статус типологического сравнения и стали частью сравнительно-исторического метода.
Модели Русской идеи. 1. Москва – третий Рим (15 век) Составляющие идеи: осознание духовной миссии русской культуры – донести до нового поколения неизменной, поднимаемый вариант христианства; государственность как форма сохранения самобытности целостности; понимание национально-культурной уникальности духовной самобытности России; ценности православия Адиоцентрический проект В.Иванова (см. книгу «Родное и Вселенское») 2. Концепция Евразийства (20-е годы 20 века) Представители: трубецкой, Воровский, Савитский, Сувчинский, Гумилев, Моисеев. Составляющие идеи: отказ от культурно-исторического европозицинтризма – посмотреть на мир не в Европейской схеме, а в равноценности всех культур (Европа не рациональная культура, она не центр культуры); отрицание концепции универсализма культурного развития; понимание России как особо культурный верх единства, систематизирующего в себе элементы восточной и западной культур. Русская культура – новый и самостоятельный центр континента Евразия; обоснование организаций связи с православием как Вселенской религии и одновременно ее обусловленность «пространством»; понимание науки как символической мысли когнетивного носителя духовных ценностей. 3. Мессианская идея России как всемирного лидера народов изгоев. Россия может и должна стать народом жалости и неуспеха. Народы-изгои: весь арабский мир. Надо отказаться от геополитической борьбы за пространства. Переход в духовную жизнь. Успех проекта: симпатии Третьего мира к России: Христос обращается к изгоям, и произошло чудо, переворот в мире; проект Маркса-Ленина: пролетарий – это отбросы и в 17 году они начали править страной. Ресурсы: духовные: духовная уникальность; духовный аскинизм; солидарность и сострадательность; ограниченность ресурсов природы
Неоднократно возникавший в российской общественной мысли вопрос о путях развития отечественной культуры в XIX в. приобрел форму полемики западников и славянофилов. Западничество как направление в российской общественной мысли сформировалось в 40-х гг. XIX столетия. Западники считали историю России частью мирового исторического процесса и выступали за развитие страны по западному образцу, за воспроизведение в России западноевропейской цивилизации. Говоря о политических пристрастиях западников, стоит отметить их неприятие самодержавия и крепостничества, выдвигаемые ими идеи освобождения крестьян с землей, преобразования страны путем реформ. К западникам относили себя Т. Н. Грановский, П. Я. Чаадаев, Б. Н. Чичерин, П. В. Анненков, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарев и др. Оппоненты западников — славянофилы, — напротив, призывали к более внимательному отношению к национальным корням и традициям, к изучению и выдвижению на первый план русской самобытности. Славянофилы полагали, что до Петра I Русь развивалась естественно и гармонично. Петровские же преобразования и привнесенная ими новая европейская культура раскололи русское общество, прежде «проникнутое одним духом». По мнению славянофилов, народ, крестьянство сохранило древние традиции русской жизни и культуры. Высшее же общество — дворянство и чиновничество, — стремясь во всем подражать Европе, переняло лишь внешние формы западной культуры, не постигнув ее внутренней сущности.
Структура культурологии. Культурология как самостоятельная отрасль науки состоит из шести взаимосвязанных разделов:
Каждый из разделов имеет собственный объект исследования, отличается спецификой анализа, методами и практическими рекомендациями, используемыми при разрешении конкретных проблем. Как наука культурология формируется в XVIII в., и немецкий философ Иоганн Готфрид Гердер является одним из первых, кто заложил научные основы теории культуры. К изучению культуры обращались всемирно известные исследователи. Они стремились познать и объяснить культуру как целостное общественное явление. Культурология — комплексная наука, основа для гуманитарной ориентации сознания и поведения, для понимания отечественной и мировой культуры. Культурология использует систему методов, то есть различных, взаимосвязанных между собою способов изучения явлений культуры.
Факторы становления культурологи как науки.
Развитие культуры сопровождается становлением ее самосознания. В мифах и преданиях народов, в учениях мыслителей содержатся догадки и идеи, выражающие стремление понять и оценить культуру как единый процесс. Эти догадки и учения не только регистрировали те или иные достижения в культурном развитии человека, они были частью культурного процесса и не могли не оказывать на него влияние. Процесс развития и выражения духовного, интеллектуального и эмоционального отношения к культуре можно назвать становлением культурологии. Становление культурологии включает три этапа:
В общем, мировом плане под культурологией понимают всю совокупность знаний о культуре, накопленных в отраслях гуманитарного, социального и естественного научного знания. Но в узком и строго определенном смысле «культурология» понимается как наука о культуре. Термин введен в оборот Уайтом. Попытки создания науки о культуре в 19 веке наблюдались в Англии, Германии, Франции. Следуя обычной схеме возникновения науки, культурология рождалась из обобщения эмпирического знания в области археологии, этнографии, искусства. Позже - социологии. Одной из первых работ посвященных культуре стала книга Тайлора «Первобытная культура». Наиболее значительных результатов достигли в социальной и культурной антропологии. В становлении этого знания выделяют: этнографический (1800-1860), эволюционистский (1860-1895), исторический (1895-1925). Они стали временем формирования представлений о предмете исследования, выделения основных категорий и исходных оснований культурологии. Но решающие изменения в становлении культурологии были сделаны в 20 веке, что и определило ее как мировоззренческую науку и теорию культуры. Эти изменения были обусловлены следующими факторами:
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1606; Нарушение авторского права страницы