Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Особенности развития дизайна 1960-х-1970-х годов. Тенденции и направления.



Юрий Гагарин. Американский пре­зидент Кеннеди принял вызов, пообещав в 1962-м году, что до конца десятилетия чело­век высадится на Луну.

Стилистические намеки на космические поле­ты вскоре стали неотъемлемой частью моды и предметного формообразования.

Космическая одиссея в кинематографе

Эпоха космических полетов стала объектом визуальной фантазии в вышедших в конце 60-х двух совершенно про­тивоположных по жанру фильмах – «Барбарелла» Роджера Вадима (Roger Vadim, 1967) и «2001: Космическая одиссея» Стенли Кубрика (1968). В эротической комедии «Барба­релла» главную роль играет юная Джен Фонда в костю­мах от Пако Рабанна. Она жила в мире фантазий, полном чувственных, осязаемых поверхностей из синтетического материала и меха.

Непонятный фильм «2001: Космическая одиссея» вызыва­ет скорее философские размышления, но представляет собой, тем не менее, грандиозную усладу для глаз. Во всех сценах фильма космическая станция - белое помеще­ние, оборудованное плавной округлой мебелью по эски­зам Оливера Морга (Oliver Mourgue). В стилизованном кос­мическом корабле, в психоделических ландшафтных кар­тинах оживали представления о Вселенной, о космичес­ком полете с точки зрения поздних 60-х гг.

 

Предметная среда эпохи космических полетов

 

Цвета белый и серебряный доминировали в дизайне эпохи космических полетов. К выдающимся примерам дизайна мебели и предметов, которые сделаны в этом стиле, отно­сятся кресло «Globe» (шар) Ээро Арнио (1965) и шарообразные радио и телевизоры.

Одновременно известный парижский кутюрье Пьер Кар­ден создал свой вариант космической коллекции. Его мо­дели отличались шляпами в форме стилизованных косми­ческих шлемов или шлемоподобными кепи в сочетании с простой скромной одеждой свободного покроя.

В начале 60-х появляется и первая униформа. Для многих люди будущего, одетые в одинаковую одежду, ассоции­ровались с серыми безликими массами в духе тоталитар­ных кошмаров, подробно описанных писателями-фантас­тами. Для других же - униформа была прекрасным футури­стическим символом, чем-то из утопической мечты. Тем более, форменная одежда совершила переворот в поп-культуре, бесполая униформа представлялась очень сек­суальной, а также демонстрировала равенство людей в духе «потому что мы – банда».

К примеру, весь экипаж из культового сериала Star Trek носил униформу, отличавшуюся только по цвету, который указывал на специфическую сферу деятельности челове­ка. Здесь выражено главное достоинство формы — она свя­зывала людей с космосом и авиацией, в то время диктовав­шими моду практически на всё. Астронавты в их одинако­вых серебристых скафандрах излучали доверие. Они были новой породой людей, кем-то вроде наших собственных инопланетян. И на Земле люди хотели подражать им.

К этому времени относится и появление в фотографии бе­лого фона, на котором снимаемые модели как бы парили в невесомости. С помощью света фотографы создавали в своих студиях космическую атмосферу: светло освещен­ные стены создавали целостный белый фон, в ослепляю­щих световых камерах не было больше точек соприкосно­вения с фотографирующимся человеком.

Эпоха архитектурных утопий

После полных лишений послевоенных лет программы мас­сового обеспечения жильем в целом были решены, к людям вернулось благосостояние. Доминирующий в послевоен­ное время интернациональный стиль породил престижную архитектуру, которая нашла свое выражение в админист­ративных зданиях концернов и учреждений. Однако пла­нировка города означала значительно больше, чем просто проектирование отдельных башен из стекла и стали, фор­мирующих новые административные и торговые центры. В 60-е гг. архитекторы снова вернулись к планировке горо­дов. При этом они стремились провести в жизнь утопичные идеалы своей эпохи.

Соответственно их видению, тысячелетиями развивающи­еся города должны были измениться революционно - пре­вратиться в грандиозные строения, соответствующие но­вому стилю жизни людей эпохи космических полетов.

При этом они развивают идею архитек­туры " однократного использования". Все элементы города рассчитаны на эксплуатацию в течение срока морального износа. Наиболее короткий срок у жилой ячейки (15-20 лет).

Геодезический купол Фуллера

Широкое распространение в 60-е гг. получили «геодези­ческие купола» Бакминстера Фуллера - пространственные конструкции, собранные из небольших сборных элементов заводского изготовления в форме тетраэдра.

Элементы, изготовленные из металла, пластмасс, картона, стеклово­локна или бамбука, поддерживаются стальной сеткой. Геодезические купола могут достигать гигантских разме­ров. Фуллер предложил проект купола из просвечиваю­щих пластмасс, покрывающего весь остров Манхэттен. Таким образом, инженерное решение геодезических купо­лов дает возможность покрыть колпаком целый город. Пожалуй, наиболее «утопическим» предложением Бакмин­стера Фуллера является светопропускающая сферическая оболочка вокруг земного шара, построенная по принципу геодезического купола. Центр тяжести оболочки, по за­мыслу автора, совпадал бы с центром тяжести Земли. Ра­зумеется, воплощение этого фантастического проекта че­ловечеству было не под силу.

Наибольший геодезический купол диаметром 117 метров был построен Фуллером в Ба­тон-Руже (штат Луизиана) в 1958 г. Вплоть до 50-х гг. Бакминстера Фуллера считали чудаком и фантазером. Со временем его прозвища претерпели из­менения, его чаще стали называть «первым поэтом техни­ки», «величайшим гением в области индустриализации стро­ительства». В 1952 г. Американская академия архитекту­ры награждает его медалью, а в 1959 г. избирает своим почетным членом. Бакминстер становится национальной гордостью США.

Машина для жилья

19. Фантастические проекты 60-х коснулись и жилья. Извест­ный итальянский дизайнер Джо Коломбо разрабатывал трансформируемые многофункциональные жилые ячейки с агрегатами для жилья. Наиболее полное выражение это направление получило в двух его проектах: обитаемая структура, состоящая из серии функциональ­ных блоков, представленная на выставке «Визионе-69» в Кельне; оборудованная жилая ячейка - обитаемый контейнер, ко­торый в духе идей архитектурного авангарда 60-х мыс­лился как комбинаторная структурная единица города бу­дущего (представлена на выставке «Италия: новый домашний ландшафт», Нью-Йорк, 1972 для жилья Бакминсте-ра Фуллера «Димаксон» (динамизм + максимальная эффек­тивность) под названием «Вичита-хауз». Еще перед второй мировой войной Фуллер заинтересовался проблемой под­вижности жилых домов. Его проект дома «4 D» (предше­ственник «Димаксона»), который мог доставляться дири­жаблем и переноситься с места на место, наиболее полно отвечал выдвинутой Ле Корбюзье концепции «машины для жилья». Для своего дома Фуллер

17. Новый французский дизайн. Основные представители: Жан Поль Готье Пагерфельд, Версаче, Валентино и Джанфранко Ферре, Вивьен Beствуд и Джон Гальяно, Филипп Старк.

Группа «Мемфис»

В 1981 г. Эторе Соттсасс, Андрэ Бранзи и Микеле Де Лукки основали группу «Мемфис» как отделение студии «Алхи­мия». Затем из-за расхождения во взглядах с ее руководи­телем, Алессандро Мендини, «Мемфис» покинул студию: общее интеллектуальное направление и художественная атмосфера

Отличительной чертой нового французского дизайна от немецкого и британского, пожалуй, является его большая элегантность. Новый французский дизайн в первую очередь проявил себя в авангардной моде.

Ярким представителем здесь является Жан Поль Готье, который, обратившись к «вульгарным» материалам из порнографической области - резина, лак, кожа, спровоцировал раскрепощенность и вседозволен­ность. Этим он подверг разрушению не только эстетичес­кое, но и моральное табу. В его эксцентричные творения одевались такие поп-звезды, как Нина Хаген и Мадонна.

Образ 80-х весьма противо­речив. В авторской вечер­ней моде по-прежнему царят золото, вышивки и шлейфы, в варианте гардероба сред­него класса для дискотеки соединяются элементы спортивной одежды стилей диско и панк: футболки, крос­совки, мини-юбки, черные кожаные куртки, блузки и ру­башки ярких расцветок. Одни дизайнеры, такие как Пагерфельд, Версаче, Валентино и Джанфранко Ферре оживляют воспоминания об утонченной элегантности прошлого, а Жан Поль Готье, Вивьен Beствуд и Джон Гальяно черпают идеи в улич­ной моде и преврашают ее в произведение искусства на подиуме.

Именно в 80-х стройность и спортивность стали ассоциироваться с ус­пехом. Аэробика и фитнес были главными увлечения­ми, и из спортивных залов на улицу перешли легинсы.

Один из образов 80-х - кос­тюм для карьеры (power dressing). Свободный жакет с широкими плечами получил распространение из Италии в США, для которых это де­сятилетие стало символом власти, благоденствия и ус­пеха.

В дизайне мебели и предметном дизайне новой звездой стал Филипп Старк. Старк - один из немногих французских ди­зайнеров, достигших мировой известности. Его одаренность и мастерство были высоко оценены международным про­фессиональным сообществом, где за ним закрепилась сла­ва «мессии французского дизайна» (по выражению А. Мендини). Он был творческим упрямцем и одновременно рыночным стратегом, который искусно самовыра­зился в дизайне рекламы.

Старк, в отличие от других представителей нового дизайна, не интересовался жестами протеста и провокационными деталями. Старк изобретал хо­рошо продаваемые и достаточно недорогие предметы для массового серийного производства. Он заимствовал эле­менты из исторических стилей дизайна: обтекаемо-динамические линии, органически сформированные ручки, ножки стульев в югендстиле и др.

Его проекты отличают также необычные комбинации материалов, как пластмасса и алюминий, плюш с хромом, сталь со стеклом. Спектр его работ простирается от сенсационных интерьеров до таких бытовых предметов, как бутылки для минеральной воды и зубные щетки. В этом смысле он при желании сравним с Раймондом Лоуи, который в коммерции был столь же удач­лив.

Кардинальная идея разрабатываемого Старком в после­дние годы «биомеханического дизайна» - установление нового типа аффективной связи между человеком и ве­щью. Наступает время «синтеза органики и механики»: вещь будущего, синтезируя

 


Поделиться:



Популярное:

  1. Cодержательные и организационные особенности построения курса «Основы технологии интеллектуальной адаптации коренных народов северных регионов»
  2. I. 45. Особенности питания и удобрения льна.
  3. I. Основные черты и особенности западноевропейской культуры XIX века
  4. I. Основные черты и особенности западноевропейской культуры XIX века.
  5. I. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ, ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
  6. II. Важнейшие направления развития западноевропейской художественной культуры XIX века
  7. IX. ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО СТИЛЯ
  8. PR в современной России: хронология развития, статистика, тенденции
  9. Uлава 4. Советский период развития культуры России
  10. V. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ НОРМ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА
  11. V2: Тема 7.1 Обзор строения головного мозга. Основание головного мозга. Выход черепных нервов (ЧН). Стадии развития. Продолговатый мозг, мост.
  12. X. ОСОБЕННОСТИ ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОГО СТИЛЯ


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1692; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь