Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Истоки отечественного дизайна (Поиски К.Малевича, А.Родченко, В.Татлина, Э. Лисицкого)
Деятельность Василия Кандинского, его теоретические работы. Супрематизм Казимира Малевича: архитектоны и планиты, жилые дома «землянитов». Конструктивизм Татлина: проект памятника III Интернационалу, конструктивистский театр Татлина, летательный аппарат «Летатлин». Концепция формообразования Татлина.«Уновис». Эль Лисицкий – смелый реформатор в области дизайна: новаторские достижения в области книжного и журнального оформления плаката, использование полиграфической индустрии и фототехники. Новые принципы оформления больших выставок. Производственное искусство. Александр Родченко – новатор графического плаката. Фотомонтаж как средство художественной выразительности и публистичности современного плаката. Производственное искусство как «новая форма практической деятельности». Теоретики «производственного искусства»: Б. Арватов, Б. Кушнер.
9. Агитационно-массовое искусство (1918-1922)
Сферы зарождавшегося дизайна в России: оформление революционных праздников, плакат, реклама, книжная продукция, оформление выставок, театр. Агитационный фарфор. Агитационно-идеологический характер социального заказа. Освоение новых художественно-оформительских приемов, внимание к художественно-конструкторским проблемам, использование новых форм: трибуны, агитационные установки, киоски, театральные установки и пр. Оформление революционных праздников. Росписи агитпоездов и агитпароходов. Идеологическая направленность художественной деятельности творческих работников. Цели и задачи функционирования агитпоездов и агитпароходов. Тематика росписей. Деятельность агитпоездов: «Октябрьская Революция», «Военно-подвижной фронтовой литературный поезд имени В. И. Ленина», «Красный Восток», «Красный Казак», «Советский Кавказ» имени Якова Свердлова, «Украинский агитпоезд имени Ленина», «Октябрьская Революция», «Красное Знамя»; литературно-инструкторские пароходы и баржи, агитпароходы: «Красная Звезда», «Большевик», «Заря», «Михаил Калинин», «Володарский» и др. Приемы производственной пропаганды, тематика и стили росписей.
10. Создание ВХУТЕМАС-ВХУТЕИНа. Учебные цели и структура, образовательные программы. Художники-педагоги.
Роль Вхутемаса-Вхутеина (1920-1927) в формировании новой художественной культуры, становлении отечественной художественной школы, в развитии авангардной архитектуры, многих прикладных видов искусств, дизайна. Учебные цели и структура. Основные представители новой отечественной школы: А.Родченко, Эль Лисицкий, В.Татлин, Николай Ладовский, Владимир Кринский, Братья Веснины, Константин Мельников, Иван Леонидов, Андрей Гончаров, Владимир Фаворский.
11. Искусство оформления выставочных экспозиций 1920-1940-х годов. Формирование экспозиционного искусства. Цели агитации, пропаганды, информации, рекламы. Создание особой пространственной среды, достижения современной архитектуры и декоративно-оформительского творчества. Различных приемы демонстрации экспонатов, принципы организации выставочных экспозиций. Постоянная промышленно-показательная выставка ВСНХ (1918) в Москве. Особенности оформления Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки с иностранным отделом (1923) в Москве (идеи И. Жолтовского, проект архитектора И. Голосова, росписи И. Француза). Павильоны „Махорка" (архитектор К. Мельников, росписи И. Француза), «Известия», «Красная Нива» (художник А. Экстер, скульптор В. Мухина, архитектор Б. Гладков), «Добролет». Экспозиция отдела СССР на Международной выставке декоративных искусств и художественной промышленности (1925) в Париже (архитектор К. Мельников, оформители И. Рабинович, А. Родченко, А. Поляков), зал Госиздата. Новаторские приемы оформления экспозиции павильона СССР в Кельне (авторы Л. Лисицкий и С. Сенькин), применение фотомонтажа, кино. Оформление павильона СССР на Международной выставке 1937 года в Париже (руководитель Н. Суетин). Ансамбль Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве 1939 года. Выставка «Героическая оборона Ленинграда» (1943—1944). Авторы проекта: Н. Суетин, К. Иогансен, В.Петров, А. Лепорская.
Развитие советского костюма в 1920-1940-х годов. Деятельность В. Степановой, Л. Поповой, Н. Ламановой, А. Экстер, В. Мухиной. Деятельность Н. Ламановой. Принципы народного костюма в разработке отечественного современного костюма, законы моделирования: «материал определяет форму». Е. Прибыльская – крупнейший знаток народной вышивки и кустарного ткачества, автор образцов современного костюма, украшенных вышивкой и аппликацией, как по народным мотивам, так и с новыми модными узорами. Деятельность А. Экстер в создании новых форм современного и театрального костюма, использование элементов исторического костюма. разных эпох и разных стран в проектирования современной одежды. Новые принципы кроя и орнаментации одежды в разработках Н. Макаровой. Деятельность Л.Поповой и В. Мухиной, М. Орловой в создании новых образцов современного костюма. Разработка новых тканей с современной тематикой.
13. Предвоенный дизайн в России Предвоенный дизайн в СССР Развитие советского дизайна в 30-е годы шло в трех основных направлениях: конструирование новой техники, оформительское искусство и самодеятельное техническое творчество и изобретательство. В это время в СССР вводились первые общесоюзные стандарты на комплектующие изделия, широко внедрялась технология штамповки и объемного формования. В авиации, автомобилестроении, электротехнике, в бытовых приборах, светильниках, мебели стали применять пластмассы (бакелит, женияю, плексиглас) и новые декоративные защитные по крытия металла (хромирование и никелирование). Несмотря на то, что обтекаемые формы в критических статьях называли «буржуазной» модой, аэродинамичность формированиями, она получала все большее распространение. Появление аэродинамических форм, особенно в транспорте было вызвано не только модой, но и новыми технологиями объемного формования, штамповки, которые все больше использовались в промышленности. От конструкции рам и внутренних каркасов дизайнеры и инженеры пе реходили к конструкциям-оболочкам. В 30-е годы массовое техническое творчество, изобретательство захватило не только инженеров и рабочих, но и художников, а также представителей других профессий. В фантастических проектах воплощались технические мечты о будущем, об освоении морских глубин и воздушных океанов, о новых скоростях и т.д. Метро Московский метрополитен был первым крупным достижением нарождавшегося советского дизайна в сфере средств массового общественного транспорта С самого начала его строительства была ориентация на создание лучшего в мире метрополитена, образцового по технике, точности, безотказности. Кроме того, в нем должно было быть преодолено ощущение подземелья, оторванности от внешнего мира. Киоски и разменные кассы для метро были решены в характерном для транспортного дизайна 30-х годов «аэродинамическом» стиле с преобладанием мягких криволинейных поверхностей и блестящими металлическими накладными деталями. В такой стилистике прочитывался особый о6раз метро как технически безукоризненной системы, все детали которой подогнаны друг к другу и работают четко как часы. Особое место в метро занимали средства визуальной коммуникации. Необходимо было не только показать схему линий метро, обозначить места пересадок, но и выбрать хорошо читаемый шрифт, разработать техженияю изготовления надписей. |
Для машинистов, дежурных по станции и даже продавцов мороженого в метро была разработана специальная фирменная одежда. Метрополитен получил единый фирменный логотип в виде буквы «М» (автор художник-график Лазарь Раппопорт). Московское метро стояло в одном ряду с лучшими мировыми достижениями дизайна. К чисто техническим новинкам для 1930-х годов относились и движущиеся лестницы – эскалаторы. С инженерной точки зрения они были особенно интересны на станциях глубокого заложения. К использованию достижений автоматики, только что входившей тогда в практику, относилось устройство на станции «Охотный ряд» автоматического включения эскалатора с помощью фотоэлемента. Глиссер-экспресс «ОСГА-25» В середине 30-х гг. под руководством конструктора Владимира Гартвига в СССР началось проектирование гигантского пассажирского глиссера-катамарана «ОСГА-25». Несмотря на значительные размеры (24 метра в длину и 12 в ширину), судно имело компактную и цельную форму. Конструкторам удалось зрительно объединить сложную конструкцию катамарана, выделив в передней части между поплавками смотровой салон. И мост, и поплавки были композиционно объединены плавной параболической линией верхней палубы. Интерьер салона, выполненный выпускником ВХУТЕИНа Владимиром Мещериным, имел подчеркнуто вертикальные членения облицовки, как бы выделяя секции, из которых собран корабль. Динамичные по форме кресла имели сложную кривую трубчатого металлического каркаса, которая как бы взвивалась снизу и опоясывала сидения, создавая одновременно ощущение безопасности и защищенности. Остроумна идея крепления столиков буфета к потолку, чтобы не загромождать пол. К 1938 году постройка была завершена, и глиссер использовался на пассажирской линии Ялта-Севастополь. Он мог При постройке глиссера было налажено серийное производство отдельных деталей – кресел, столиков, окон, фасонных крючков и ручек, повторявших в своей форме все тот же каплеобразный аэродинамический силуэт корабля. Все эти детали выполнялись методом объемного формования из металла или только-только начинавшей применяться на транспорте пластмассы.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1341; Нарушение авторского права страницы