Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Стили и направления искусства ХХ века
Стили и направления искусства ХХ века Импрессионизм (от франц. impreession - впечатление), направление в искусстве последней трети XIX - начала XX вв., представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Импрессионизм зародился 1860-х гг. во французской живописи: Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега внесли в искусство свежесть и непосредственность восприятия жизни, изображение мгновенных, как бы случайных двидений и ситуаций, кажущуюся неуравновешенность, фрагментарность композиции, неожиданные точки зрения, ракурсы, срезы фигур. В 1870 - 80-х гг. сформировался Импрессионизм во французском пейзаже: К. Моне, К. Писсарро, А. Сислей выработали последовательную систему пленэра; работая на открытом воздухе, они создавали ощущение сверкающего солнечного света, богатства красок природы, растворения объёмных форм в вибрации света и воздуха. Разделение сожних тонов на чистые цвета (накладываемые на холст отдельными мазками и расчитанные на оптическое смешение их в глазу зрителя), цветные тени и рефлексы порождали беспримерно светлую, трепетную живопись. Кроме живописцев (американец - Дж. Уистлер, немцы - М. Либерман, Л. Коринт, русские - К. А. Коронин, И. Э. Грабарь), интерес Импрессионизма к мгновенному движению, текучей форме восприняли скульпторы (француз - О. Роден, итальянец - М. Россо, русский - П. П. Трубецкой). Для музыкантов Импрессонизм конца XIX - начала XX вв. (во Франции - К. Дебюсси, отчасти М. Ревель, П. Дюка и другие), сложившегося под влиянием Импрессионизма в живописи, характерны передача тонких настроений, психологических нюансов, тяготение к пейзажной программности, интерес тембровой и гармоничной красочности. Импрессионизм развивал реалистичные принципы искусства, но в творчестве его последователей часто сказывался отход от изучений основных явлений социальной действительности, постоянных, устойчевых качеств, материального мира. В литературе о чертах импрессионистического стиля говорится применительно к европейской литературе последней трети XIX в., русской поэзии начала XX в. (К. Гамсун в Норвегии, И. А. Анненский в России и другие). Аванга́ рд (фр. Avant-garde, «передовой отряд») — обобщающее название течений в европейском искусстве, возникших на рубеже XIX и XX веков. Авангард характеризуется экспериментальным подходом к художественному творчеству, выходящим за рамки классической эстетики, с использованием оригинальных, новаторских средств выражения, подчёрунктым символизмом художественных образов. Понятие авангард в большой степени эклектично по своей сути. Этим термином обозначают целый ряд школ и направлений в искусстве, порой имеющих диаметрально противоположную идейную основу. Предпосылками к возникновения авангардистских течений в искусстве и литературе Европы можно считать всеобщую тенденцию к переосмыслению общеевропейских культурных ценностей. Последняя треть XIX века охарактеризовалась появлением новых философских работ, переосмысляющих моральные и культурные аспекты цивилизации. Апогеем новой философской мысли следует считать творчество Ницше, напрямую призывавшего к переоценке ценностей и переосознанию сущности человека и культуры. Кроме того, развитие научно-технического прогресса только подтолкнуло человечество к смене восприятий ценностей цивилизации, места человека в природе и обществе, эстетических и морально-этических ценностей. Ба́ ухауз (нем. Bauhaus, Hochschule fü r Bau und Gestaltung — Высшая школа строительства и художественного конструирования, или Staatliches Bauhaus) — учебное заведение, существовавшее в Германии с 1919 по 1933, а также художественное объединение, возникшее в рамках этого заведения, и соответствующее направление в архитектуре. Школа Баухауз была образована в Веймаре в 1919 в результате объединения Саксонской школы изобразительных искусств и Веймарской школы промышленного дизайна. Инициатором создания нового заведения был архитектор Вальтер Гропиус. Преподавателей и учащихся в эпоху Веймарской республики объединяли левые взгляды и новаторские подходы к искусству. Гропиус считал, что в новую эпоху архитектура должна быть строго функциональной, экономичной и ориентированной на технологии массового производства. Школа выпускала одноименный журнал (Bauhaus) и серию Баухауз-книг (Bauhausbü cher). В 1925, когда Веймарские власти перестали субсидировать школу, заведение прекратило существование в Веймаре и было переведено в Дессау. Директором школы с 1919 по 1928 был Гропиус, затем его сменил Ханнес Мейер, а в 1930 руковдящую должность занял Людвиг Мис ван дер Роэ. Помимо них преподаванием занимались многие ведущие архитекторы и художники-авангардисты, в частности И. Иттен, Л. Мохой-Надь, П. Клее, В. Кандинский, Л. Фейнингер, О. Шлеммер, Г. Маркс, Й. Шмидт, Г. Штёльцль. В 1933 школа была упразднена нацистским правительством (нацисты и в 1920-х выступали против Баухауза, считая школу рассадником коммунизма). Конструктивизм — советский авангардистский метод (стиль, направление) в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, получивший развитие в 1920 — нач. 1930 годов. Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика. В 1924 году была создана официальная творческая организация конструктивистов — ОСА, представители которой разработали так называемый функциональный метод проектирования, основанный на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Характерные памятники конструктивизма — фабрики-кухни, Дворцы труда, рабочие клубы, дома-коммуны указанного времени. То творческое мировоззрение, что принято называть конструктивизмом в пределах архитектурного стиля, проявилось несколько раньше, чем непосредственно в архитектуре. Конструктивизм, как и функционализм с рационализмом, принято относить к понятию «современная архитектура».
«Производственное искусство» Конструктивизм принято считать русским (советским) явлением, возникшим после Октябрьской революции в качестве одного из направлений нового, авангардного, пролетарского искусства. Как писал В. В. Маяковский в своём очерке о французской живописи: «Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства — конструктивизм…» Как же возникло это принципиально новое направление? В условиях непрекращающегося поиска новых форм, подразумевавшем забвение всего «старого», новаторы провозглашали отказ от «искусства ради искусства». Отныне искусство должно было служить… производству. Большинство тех, кто впоследствии примкнул к течению конструктивистов, были идеологами так называемого «производственного искусства». Они призывали художников «сознательно творить полезные вещи» и мечтали о новом гармоничном человеке, пользующемся удобными вещами и живущем в благоустроенном городе. Так, один из теоретиков «производственного искусства» Б.Арватов писал, что «…Будут не изображать красивое тело, а воспитывать настоящего живого гармоничного человека; не рисовать лес, а выращивать парки и сады; не украшать стены картинами, а окрашивать эти стены…» «Производвенное искусство», не стало более, чем концепцией, однако, термин конструктивизм был произнесён именно теоретиками этого направления (в их выступлениях и брошюрах постоянно встречались также слова «конструкция», «конструктивный», «конструирование пространства»). Помимо вышеуказанного направления на становление конструктивизма оказали огромное влияние футуризм, супрематизм, кубизм, пуризм и другие новаторские течения 1910-х годов, однако, социально обусловленной основой стало именно «производвенное искусство» с его непосредственным обращением к текущим российским реалиям 1920-х. Термин «конструктивизм» использовался советскими художниками и архитекторами ещё в 1920 году, однако впервые он был официально обозначен в 1922 году в книге Алексея Михайловича Гана, которая так и называлась -" Конструктивизм". А. М. Ганом провозглашалось, что «…группа конструктивистов ставит своей задачей коммунистическое выражение материальных ценностей… Тектоника, конструкция и фактура — мобилизующие материальные элементы индустриальной культуры». То есть явным образом подчёркивалось, что культура новой России является индустриальной. Важной вехой в развитии конструктивизма стала деятельность талантливых архитекторов — братьев Леонида, Виктора и Александра Весниных. Они пришли к осознанию лаконичной «пролетарской» эстетики, уже имея солидный опыт в проектировании зданий, в живописи и в оформлении книг. (Они начали свою карьеру ещё в эпоху Модерн). Впервые архитекторы — конструктивисты громко заявили о себе на конкурсе проектов здания Дворца Труда в Москве. Проект Весниных выделялся не только рациональностью плана и соответствием внешнего облика эстетическим идеалам современности, но и подразумевал использование новейших строительных материалов и конструкций. Следующим этапом был конкурсный проект здания газеты «Ленинградская правда» (московского отделения). Задание было на редкость сложным — для строительства предназначался крохотный участок земли — 6x6 м на Страстной площади. Веснины создали миниатюрное, стройное шестиэтажное здание, которое включало не только офис и редакционные помещения, но и газетный киоск, вестибюль, читальный зал (одна из задач конструктивистов заключалась в том, чтобы на малой площади сгруппировать максимальное количество жизненно необходимых помещений). Ближайшим соратником и помощником братьев Весниных был Моисей Яковлевич Гинзбург, который был непревзойдённым теоретиком архитектуры первой половины XX века. В своей книге «Стиль и эпоха» он размышляет о том, что каждый стиль искусства адекватно соответствует «своей» исторической эпохе. Развитие новых архитектурных течений, в частности, связано с тем, что происходит «…непрерывная механизация жизни», а машина — есть «…новый элемент нашего быта, психологии и эстетики». Гинзбург и братья Веснины организовывают Объединение современных архитекторов (ОСА), в которое вошли ведущие конструктивисты. C 1926 года конструктивисты начинают выпускать свой журнал — «Современная архитектура» (или просто «СА)». Выходил журнал на протяжении пяти лет. Оформлением обложек занимался Алексей Ган. Функциональный метод — есть теоретическая концепция зрелого конструктивизма (1926 — 1928 гг.), основанная на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Таким образом, идейно — художественные и утилитарно — практические задачи рассматривались в совокупности. Каждой функции отвечает наиболее рациональная объёмно — планировочная структура (форма соотвествует функции). На этой волне происходит борьба конструктивистов против стилизаторского отношения к конструктивизму. Иначе говоря, лидеры ОСА боролись против превращения конструктивизма из метода в стиль, во внешнее подражательсво, без постижения сущности. Так, нападкам подвергся архитектор Г.Бархин, создавший известный Дом «Известий». В эти же годы происходит увлечение конструктивистов идеями Ле Корбюзье: автор и сам приезжал в Россию, где плодотворно общался и сотрудничал с лидерами ОСА. В среде ОСА выдвигается ряд перспективных архитекторов, таких, как братья Голосовы, И.Леонидов, М.Барщ, В.Владимиров. Конструктивисты активно участвуют в проектировании промышленных зданий, фабрик — кухонь, домов культуры, клубов, жилых домов. Особой фигурой в истории конструктивизма считается любимый ученик А.Веснина — Иван Леонидов, выходец из крестьянской семьи, начавший свой творческий путь с ученика иконописца. Его во многом утопические, устремлённые в будущее, проекты, не нашли применения в те трудные годы. Сам Ле Корбюзье называл Леонидова «поэтом и надеждой русского конструктивизма». Работы Леонидова и теперь восхищают своими линиями — они невероятно, непостижимо современны. Конструктивизм — направление, которое, прежде всего, связывают с архитектурой, однако, такое ви́ дение было бы однобоким и даже крайне неверным, ибо, прежде, чем стать архитектурным методом, конструктивизм существовал в дизайне, полиграфии, художественном творчестве. Конструктивизм в фотографии отмечен геометризацией композиции, съёмкой в головокружительных ракурсах при сильном сокращении объёмов. Такими экспериментами занимался, в частности, Александр Родченко. В графических видах творчества конструктивизм характретизовался применением фотомонтажа вместо рисованной иллюстрации, предельной геометризацией, подчинением композиции прямоугольным ритмам. Стабильной была и цветовая гамма: чёрный, красный, белый, серый с добавлением синего и жёлтого. В области моды также существовали определённые конструктивистские тенденции — на волне общемирового увлечения прямыми линиями в дизайне одежды, советские модельеры тех лет создавали подчёркнуто геомертизированные формы. Среди модельеров выделяется Варвара Степанова, которая с 1924 года вместе с Любовью Поповой разрабатывала тканевые рисунки для 1-й ситценабивной фабрики в Москве, была профессором текстильного факультета ВХУТЕМАСа, проектировала модели спортивной и повседневной одежды
Куби́ зм (фр. Cubisme) — авангардистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале XX века и характеризующееся использованием подчеркнуто геометризованных условных форм, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы. Возникновение кубизма традиционно датируют 1906—1907 г. и связывают с творчеством Пабло Пикассо и Жоржа Брака. Термин «кубизм» появился в 1908 г., после того как художественный критик Луи Восель назвал новые картины Брака «кубическими причудами» (фр. bizarreries cubiques). Начиная с 1912 г. в кубизме зарождается новое ответвление, которое искусствоведы назвали «синтетическим кубизмом». Наиболее известными кубистическими произведениями начала XX века стали картины Пикассо «Авиньонские девушки», «Гитара», работы таких художников, как Хуан Грис, Фернан Леже, Марсель Дюшан и др.
Моде́ рн — стиль в искусстве конца XIX — начала XX веков, для которого характерны: · преимущественно плавные, вытянутые формы, заимствованные от природы; · мотивы: женские фигуры с развевающимися волосами и одежде, изогнутые линии, стилизованные цветы, птицы, насекомые; · материалы: экзотическое дерево, витражи, серебро, полудрагоценные камни. Модерн считается начавшимся, когда группа художников в знак протеста против официального академического искусства вышла из состава мюнхенской выставочной организации «Glaspalast». Отсюда происходит и название стиля Secession или Sezessionsstil («отделение»), которое привилось в Австрии и др. странах бывш. Австро-Венгерской империи: в Чехии, Польше и Галиции наиболее распространено название Secese. В Германии и Латвии он именовался Jugendstil («молодой стиль»). Название Jugendstil возникло в связи с названием мюнхенского литературно-художественного журнала «Jugend», вокруг которого объединялось молодое поколение. В Латвии модерн известен еще как латвийский романтизм. В России и Англии — Modern Style Floreale («современный стиль», «стиль модерн»); В России модернисты создали художественное объединение «Мир искусства». Modernismo — в Испании, Tiffany Style — в США. Во Франции новое движение распространялось под названием Art Nouveau («новое искусство»). Свое название стиль получил в 1895 году в Париже, на открытии галереи «Maison de l’Art Nouveau». Ряд других названий, которые получил новый стиль — Style Liberty или Floreale в Италии (по имени владельца одного из мебельных магазинов), стиль Metro, или, по именам художников, стиль Орта (Horta); и, наконец, стиль Мухи — что лишь подчеркивало его широкое распространение и популярность. Этот стиль достиг своего расцвета в 1900 году и почти весь цикл его жизни — зарождение, развитие, упадок — уместился в два десятилетия. Новый стиль в своём начале характеризуют в основном волнистые кривые линии, которые выражают динамику в плоскости. Ни одного резкого движения, наоборот, движение спокойное, легко текущее. В формах — подчеркнутая асимметрия. Листья, цветы, стволы и стебли, так же как и контуры тела человека или животного с присущей им асимметрией являются руководством к действию и источником вдохновения. Cвоим универсальным художественным рядом он охватил все разнообразные проявления современной жизни — от монументальной архитектуры, живописи, скульптуры практически до всех видов прикладного искусства. Он проник в литературу, театр, танцы, музыку, овладел модой на одежду, прически и даже нашел отражение в жестах и формах общения людей. В основе стиля — тезис, согласно которому форма в искусстве важнее содержания. Любое самое прозаическое содержание может быть представлено в высокохудожественной форме. Источником этой «новой формы» стали природа и женщина. Этому стилю свойственны изысканность, утонченность, одухотворенность, изменчивость. Из этого следовал определенный набор цветов — блеклые, приглушенные; преобладание плавных, сложных линий. Набор символов — причудливые цветы, морские редкости, волны. Стилевые свойства модерна иногда сопоставляют с пластической системой барокко, справедливо усматривая между ними некоторое сходство в желании художников использовать в качестве выразительных средств формы органической природы. Рассчитанные не на музейные залы, а на бытование в повседневной жизни произведения модерна — от архитектурных сооружений до ювелирных изделий, афиш и поздравительных открыток — активно вторгались в окружающую человека среду, в обыденное сознание обитателей этой среды, не только отражая сложную духовную атмосферу времени, но и заметно влияя на нее. Тecнo cвязaн c мoдepнoм символизм, пocлyживший эcтeтикo-филocoфcкoй основой для мoдepнa, опиpaясь нa мoдepн кaк нa плacтичecкyю peaлизaцию cвoиx идeй. Все произведения эпохи модерна являются ярким примером сочетания коммерции и творчества. В этот период практиковалось понятие элитарного стиля, который, будучи созданием художника, ставился на конвейер производства, и который пытались сделать доступным каждому. Общедоступность красоты оказывается лозунгом времени. Идея синтеза искусств пронизывала модерн. Его основой виделась архитектура, объединяющая все другие виды искусства — от живописи до моделей одежды. Модерн преодолел драматическое разделение «пользы» и «красоты», образовавшееся в системе архитектурной эклектики предшествующих десятилетий, и пришел к единству этих начал через эстетическое выражение собственных структур, то есть объемно-пространственных качеств постройки. Согласно основной концепции — архитектура здания, интерьер и вся обстановка помещений должны были составлять художественный единый ансамбль, зачастую осуществленный по проекту одного архитектора или художника. Вместе с тем модерн наследует и развивает такие перспективные принципы архитектурной эклектики, как образование формы «изнутри наружу» со свободным ассиметричным построением плана и объема, чисто декоративную функцию декора, независимо от внутреннего пространства. Фасады зданий модерна обладают в большинстве случаев динамичностью и текучестью форм, порой приближающихся к скульптурным или напоминающих органические природные явления. Основоположником модерна в архитектуре принято считать Генри Ван де Вельде. Он выразил основную тенденцию стиля, влечение к орнаментальности, которая не только имела функцию украшения, но и становилась самой сущностью нового искусства. В живописи преобладающее значение получают панно, в скульптуре — рельефы. Целью архитектора, художника, скульптора становится создание синтетического, цельного произведения искусства. Примечательно, что среди лучших представителей этого стиля фактически нет широко известных художников. Модерн, в отличие от импрессионизма, стиль прежде всего дизайнерский. Он изначально направлен на привнесение искусства в частную жизнь человека, в первую очередь, мира вещей, его окружающих. Модерн ввел в дизайн интерьера принципиально новые декоративные элементы, отдавая им предпочтение перед конструктивными. В отделке большое внимание уделяется стилизованному растительному узору, гибким текучим формам; также здесь поражает необыкновенная связность всех элементов (мебель, керамика, металл, текстиль) — принцип, который ляжет в основу интерьерного стиля. На изготовляемой в это время мебели появляются изгибы завитков, перемешанные с растительными формами, женскими масками с длинными распущенными волнами волос и пр. Тон мебели или светло-желтый, натуральный, или же светло-зеленый. Лакировка не употребляется, но дерево отделывается под воск. Модерн вообще появился во всем, к чему было приложимо понятие дизайна — мода, ювелирные украшения, мебель, посуда, вазы. В рамках модерна получила большое распространение книжная и журнальная графика, афиша и плакат. Выходило небывалое множество журналов и ревю в области искусства, которые пропагандировали стиль модерн: «Jugend» в Германии, «The Studio» в Англии, «Van Nu an Straks» в Бельгии, «Art et Decoration» во Франции, «Ver Sacrum» в Вене, «Мир искусства» в России, «Juventut» в Барселоне и, наконец, «Volne srnery» в Праге. Модерн закончился с началом Первой мировой войны в 1914 году. Крах всех положительных основ старого мира и всех надежд означал и конец этого стиля — последней попытки спасти мир с помощью красоты.
Экспрессиони́ зм (от лат. expressio, «выражение») — авангардистское течение в европейском искусстве, получившее развитие в 1-й четверти XX века, характеризующееся тенденцией к выражению эмоциональной характеристики образа и провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение - главной целью искусства. Произведения экспрессионизма — это выражение в произведении искусства мгновенного впечатления автора от чего-либо, выражение состояния автора именно в тот момент времени, когда произведение создаётся. Так как передать нужно почти мгновенное состояние, то работы экспрессионистов обычно создаются за короткий промежуток времени. Идеальный вариант — успеть закончить работу до того, как впечатление или явление, побудившее к её созданию, не пройдёт (например, восход солнца будет длиться всего полчаса — надо успеть его запечатлить). Экспрессионизм выразил индивидуалистический протест против уродств капитализма, чувства обречённости и ужаса перед унижением человека и войнами. Субъективно-идеалистические установки Экспрессионизма вели к болезненной напряжённости эмоций, гротескной изломанности, иррациональности образов, деформации мира (писатели Г. Кайзер, В. Газенклевер в Германии, Ф. Верфель в Австрии, художники Э. Нольде, Ф. Марк, П. Клее в Германии, О. Кокошка в Австрии, австрийские композиторы А. Шёнберг, А. Берг, немецкие кинорежисёры Ф. В. Мурнау, Р. Вине, П. Лени). Многие представители Экспрессионизма стали на путь создания крайне модернистских, в том числе абстрактных, произведений, другие (немецкие художники Э. Барлах, Ж. Грос, О. Дикс) сближались с антиимпериалистическим движением и реализмом. Дадаизм, или дада (фр. dadaï sme, от dada — конёк, «деревянная лошадка»; в переносном смысле — бессвязный детский лепет) — модернистское течение в литературе, изобразительном искусстве, театре. Зародилось во время Первой мировой войны в нейтральной Швейцарии, в Цюрихе в среде анархиствующей интеллигенции. Её протест против 1-й мировой войны выразился в иррационализме, нигилистическом антиэстетизме, своеобразном художественном хулиганстве - в бессмысленных сочетаниях слов и звуков (Т. Тцара, Р. Гюльзенбек, М. Янко), в каракулях, псевдочертежах, наборе случайных предметов (М. Дюшан, Ф. Пикабия, М. Эрнст, Ж. Арп). После войны французские " абстктные дадаисты" ратовали за искусство, лишённое социальной функции (А. Бретон, Тцара), немецкие " политические дадаисты" выступали против милитаризма и буржуазного строя (Ж. Грос, Дж. Хартфилд). Существовало с 1916 по 1922 г. Основными принципами дада были иррациональность, отрицание признанных канонов и стандартов в искусстве, цинизм, разочарованность и бессистемность. Известные дадаисты · Марсель Дюшан (Marcel Duchamp, 1887—1968), Франция · Макс Эрнст (Max Ernst, 1891—1976), Германия и США · Тристан Тзара (Tristan Tzara, 1896—1963), Франция
Фовизм — направление во французской живописи начала XX ст., характеризующееся яркостью цветов и упрощением формы. Как направление просуществовало недолго – примерно с 1898 по 1908 год. Вдохновителями фовистов послужили постимпрессионисты Ван Гог и Гоген, предпочитавшие субъективный интенсивный цвет, цвету мягкому и натуральному, свойственному импрессионистам. Предводителем этой школы считается Матисс, который свершил полный разрыв с оптическим цветом. На его картине женский нос вполне мог быть зеленого цвета, если это придавало ей выразительности и композиции. Матисс утверждал: «Я рисую не женщин; я рисую картины». Любопытно, что название этого течения, происходит от французского «les fauves» (буквально, «дикие»), как именовали фовистов критики в 1905 году. Сами же художники, никогда не признавали над собой данного эпитета. Поп-а́ рт — направление в изобразительном авангардистском искусстве 1950—1960-х годов, «раскрывающее эстетические ценности» образцов массовой продукции: потребительские товары (банка супа), персонажи новостей (Мао Цзэдун) или кино (Мэрилин Монро). Образ, заимствованный в массовой культуре, помещается в иной контекст: · изменяются масштаб и материал; · обнажается приём или технический метод; · выявляются информационные помехи и др. Русским аналогом поп-арта иногда называют соцреализм. Поп-арт приходит на смену абстракционизму, ориентируясь на новую образность, создаваемую средствами массовой информации. Поп-арт характеризует яркий и контрастный колор. Представители поп-арта · Энди Уорхол. · Раушенберг, Роберт · Лихтенштейн, Рой · Вессельман, Том
Ар-деко — направление в искусстве в 1920—1950-х гг., обозначившее синтез авангарда и неоклассицизма. Пришло на смену конструктивизму. Отличает усталость, геометрические линии, роскошь, шик, дорогие материалы (слоновая кость, крокодиловая кожа). В Германии и СССР ар-деко превращается в «новый ампир». Ар-деко (Art Deco (франц.): Exposition Internationale des Art s Dé co ratifs et Industriels Modernes) течение в декоративном искусстве первой половины XX века, оказывавшее также влияние на архитектуру, моду и живопись. Всемирная выставка 1925 года в Париже, официально называвшаяся «Exposition Internationale des Arts Dé coratifs et Industriels Modernes» (Международная выставка современных декоративных и индустриальных искусств) послужила причиной возникновения термина «ар-деко». На этой выставке миру были показаны предметы роскоши французского производства, доказав, что Париж остался интернациональным центром стиля и после Первой Мировой Войны. Само направление ар-деко существовало и до открытия выставки в 1925 — это было заметное течение в европейском искусстве 1920-х гг. Американских берегов оно достигло только к 1928 году, где в 1930-х оно преобразовалось в Streamline Moderne — американизированное ответвление ар-деко, ставшее визитной карточкой этого десятилетия. Париж оставался центром стиля ар-деко. В мебели его воплощал Жак-Эмиль Рульманн — самый известный из дизайнеров мебели той эпохи и, возможно, последний из классических парижских é bé niste (краснодеревщиков). Кроме того, характерны работы Жана-Жака Рато, продукция компании «Sü e et Mare», ширмы Элейн Грей (Eileen Gray), изделия из кованного металла Эдгара Брандта, металла и эмали швейцарца еврейского происхождения Жана Дюнана, стекло великого Рене Лалика (René Lalique) и Мориса Марино, а также часы и ювелирные изделия Картье. Хотя термин ар-деко возник в 1925 г., но не был особо употребляем до cмены отношения к этой эпохе в 1960-е гг. Мастера стиля ар-деко не входили в некое единое сообщество. Движение считалось эклектичным, находившимся под влиянием нескольких источников, например: · «Венский Сецессион» раннего периода (Wiener Werkstä tte); функциональный индустриальный дизайн · примитивное искусство Африки, Египта и индейцев Центральной Америки · древнегреческое искусство (период архаика) — наименее натуралистичное из всех · «Русские сезоны» Сергея Дягилева в Париже — эскизы костюмов и декораций работы Льва Бакста · граненые, кристаллические, фацеточные формы кубизма и футуризма · колористическая палитра фовизма · строгие формы неоклассицизма: Буле (É tienne-Louis Boullé e) и Шинкель, Карл Фридрих · Эпоха Джаза · растительные и животные мотивы и формы; тропическая растительность; зиккураты; кристаллы; колористическая черно-белая гамма клавиш рояля (т. н." sunburst " )· гибкие и атлетичные формы женщин-спортсменок, которых стало очень много; острые углы коротких стрижек у представительниц клубной жизни — флапперов («flapper») · технологические достижения «Века машин» — такие как радио и небоскребы Мастера ар-деко любили использовать такие материалы, как аллюминий, нержавеющая сталь, эмаль, инкрустации по дереву, кожа акулы и зебры. Мы видим смелое применение зигразообразных и ступенчатых форм, широких и энергичных кривых линий (в отличие от мягких текучих кривых модерна), мотивов шеврона и клавиш фортепьяно. Некоторые из этих декоративных мотивов стали повсеместными, например узор клавиш, который встречался в дизайне дамской обуви, батарей отопления, лекционных залов Радио Мьюзик Холла (Radio City Music Hall) и шпиля небоскреба Крайслер билдинг. В этом стиле охотно оформлялись интерьеры кинотеатров и океанских лайнеров, таких как «Иль де Франс» (Ile de France) и «Нормандия» (Normandie). Ар-деко был стилем роскошным, и считается, что это роскошество — психологическая реакция на аскетизм и ограничения в годы Первой Мировой Войны. Стилевым направлением, которое развивалось параллельно с ар-деко и близко к нему примыкало, был Streamline Moderne (название от англ. «streamline» — «линия обтекания», термина из области аэродинамики, характеризующего такие внешние формы машин и механизмов, которые обеспечивают им наилучшую функциональнось и скорость при движении или полете). В «Стримлайн Модерн» мы находим все большее влияние промышленных штамповочных, а также аэродинамических технологий, которые произрастали из развития науки и предметов массового производства, приводя к тому что в произведениях этого стиля заметны очертания самолетов или револьверных пуль — тех предметов, для которых так важны линии обтекания. Когда дизайн первого автомобиля фирмы Крайслер, пущенного в массовую продажу «Chrysler Air-Flo» в 1933 г. оказался популярным, формы, использующие «линии обтекания» стали использоваться даже для таких предметов, как точилки карандашей или холодильники. В архитектуре признаками этого стиля являются скругленные углы, применявшиеся приемущественно для зданий на автомобильных развязках. Некоторые исследователи считают ар-деко вариантом или ранней формой модернизма. Ар-деко незаметно исчезло после подъема массового производства, когда к нему стали относится как к кричащему, безвкусному и поддельно-роскошному. Окончательный конец этому стилю положили лишения Второй Мировой Войны. В колониальных странах, таких как Индия, ар-деко стал воротами к модернизму и не исчезал до 1960-х гг. Возрождение интереса к ар-деко в 1980-х гг. было связано с графическим дизайном, а ассоциации ар-деко с лентами в стиле «фильм нуар» («film noir») и очарованием 30-х гг. привели к тому, что его стали вновь использовать в ювелирном искусстве и моде. Неопластизм Идеалистическое направление в античной философии III - VI вв., систематизировавшее учение Платона а соединении с идеями Аристотеля, неопифагоризма и другие. В центре Неопластизма - учение о сверхсущем едином и иерархичном строении бытия, разработанное Плотином и завершённое Проклом. Основанные школы: римская (III в., Плотин, Порфирий), сирийская (IV в., Ямвлих), пергамская (IV в., император Юлиан), афинская (V - VI в., Прокл), александрийская (V - начало VII вв.). Латинские неоплатоники - Марий Виктонрин, Марцеан Капелла, Боэций. Оказал широкое влияние на европейскую и восточную философию. Ташизм (от франц. tashe - пятно), абстрактный экспрессионизм, живопись действия, бесформенное искусство, разновидность абстрактного искусства 1940 - 50-х гг. Её представители (Дж. Поллок в США, П. Сулаж во Франции, К. Аппел в Нидерландах) провозгласили своим методом бессознательность и автоматизм творчества, создавали экспрессивные композиции из свободно положеных пятен и мазков. Сюрреали́ зм (фр. surré alisme — сверхреализм) — направление в искусстве, философии и культуре, сформировавшееся к началу 1920-х во Франции. Отличается подчёркнуто концептуальным подходом к искусству, использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм. Основателем и идеологом сюрреализма считается писатель и поэт Андре Бретон. Подзаголовком «сюрреалистическая драма» обозначил в 1917 году одну из своих пьес Гийом Аполлинер. Одним из величайших представителей сюрреализма в живописи стал Сальвадор Дали. Наиболее яркими представителями сюрреализма в кинематографе считаются Стэнли Кубрик и Дэвид Линч. Суть философии сюрреализма Основное понятие сюрреализма сюрреальность — совмещение сна и реальности. Для этого сюрреалисты предлагали абсурдное, противоречивое сочетание натуралистических образов посредством коллажа и технологии «ready-made». Сюрреалисты были вдохновлены радикальной левой идеологией, однако революцию они предлагали начать со своего сознания. Искусство мыслилось ими основным инструментом освобождения. Это направление поддалось большому влиянию теории психоанализа Фрейда и теории Макса Эрнста. Их важнейшей целью было духовное возвышение и отделение духа от материального. Одними из самых важных их ценностей являлись свобода и иррациональность. Сюрреализм коренился в символизме и изначально был подвержен влиянию таких художников-символистов, как Гюстав Моро (фр. Gustave Moreau) и Одилон Редон. Работы сюрреалистов были выполнены без оглядки на рациональную эстетику, используя фантасмагорические формы. Сюрреалисты работали с такими тематиками, как эротика, ирония, магия и подсознание. Нередко сюрреалисты выполняли свои работы под воздействием гипноза, алкоголя, наркотиков или голода, ради того, чтобы достичь глубин своего подсознания. Они провозглашали неконтролируемое создание текстов — автоматическое письмо.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 3395; Нарушение авторского права страницы