Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Семинар 2. Искусство Древнего Египта и Месопотамии



1. Канон погребального храма. Архитектура Среднего и Нового царства

2. Канон скульптуры Древнего Египта

3. Искусство Шумера и Аккада

4. Искусство Вавилона и Ассирия

Основная литература:

1. Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. М.- 1972. Скульптура высокой классики.

2. Власов В., ЛукинаН. Авангардизм. Модернизм. Постмодернизм: Терминологический словарь. СПб., 2005

3. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. – М.: Юрайт, 1998. – 669 с.: ил.

4. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: Учеб. пособие для студ. Сред. пед. Учеб. заведений. – 3-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 448 с., 12 л. Ил.: ил.

Дополнительная литература:

1. Искусство Древней Греции. М.- 1972. Раздел Скульптура высокой классики. – Публич. б-ка, 3 экз.

2. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. – М. – 1990. – Публич. б-ка, 4 экз.

Семинар 3 Искусство Древней Индии и Китая

1. Основы китайского градостроительстива и зодчества.

2. Принцип трехсовершенства в китайском искусстве.

3. Искусство Индии доарийского и арийского периодов

4. Индийское искусство периодов Ашоки и гуптов.

5. Раннесредневековое индуистское искусство

Основная литература:

1. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: Учеб. пособие для студ. Сред. пед. Учеб. заведений. – 3-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 448 с., 12 л. Ил.: ил.

2. История и культурология: Учебное пособие для студентов вузов / Н.В. Ш ишова, Т.В. Акулич, М.И. Бойко и др.;, Под ред. Н.В.

3. История искусств зарубежных стран ХУП-ХУШ вв. – М. – 1987.

4. История мировой культуры (мировых цивилизаций). 3-е доп. и перер. изд. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004. – 544 с. (Серия «Высшее образование».)

Дополнительная литература:

1. История русского искусства в 2-х тт. – Под ред. Неклюдовой М. – Публич. б-ка, 1 экз.

2. История искусства зарубежных стран ХУП-ХУШ вв.- М.- 1987. – Публич. б-ка, 6 экз.

3. Культура народов Центральной и Юго-Восточной Европы в эпоху Просвещения. – М. – 1988. – Публич. б-ка, 1 экз.

4. Кантор А.М. и др. Малая история искусств. Искусство ХУШ века. М.- 1977. – Публич. б-ка, 3 экз.

 

Семинар 4. Искусство христианского и мусульманского средневековья

1. Символизм христианского искусства. Символик ароманского храма.

2. Готика – вершина искусства западноеврпоейского средневековья

3. Искусство мусульманского мира: архитектура и орнамент.

Основная литература:

1. Петкова С.М. Справочник по мировой культуре и искусству/ С.М.Петкова. – Изд. 2-е, испр. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.- 507 с. – (Справочник)

2. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Мировая художественная культура: Учеб.пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.- 559 с.; илл.

3. Соколова М.В. Мировая культура и искусство: Учеб. пособие для студ. Высш. Учеб заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 368 с.

Дополнительная литература:

1. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Северное Возрождение. 2-е изд.- М. – 1989. – Публич. б-ка, 3 экз.

2. Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения: в 2-х тт.- М. – 1978. – Публич. б-ка, 5 экз.

3. Данилова И.Е. Искусство средних веков и Возрождения. – М. –1984. – Публич. б-ка, 3 экз.

4. Культура эпохи Возрождения. – Л-д.- 1986. – Публич. б-ка, 3 экз.

Семинар 5 Художественная культура Византии и Древней Руси

1. Канон иконы и храма в византийском искусстве.

2.Основные этапы развития и школы древнерусского зодчества и иконописи

3. Живопись и архитектура 16 и17 веков

Основная литература:

1. История искусств зарубежных стран ХУП-ХУШ вв. – М. – 1987.

2. История мировой культуры (мировых цивилизаций). 3-е доп. и перер. изд. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004. – 544 с. (Серия «Высшее образование».)

3. Петкова С.М. Справочник по мировой культуре и искусству/ С.М.Петкова. – Изд. 2-е, испр. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.- 507 с. – (Справочник)

4. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Мировая художественная культура: Учеб.пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.- 559 с.; илл.

5. Соколова М.В. Мировая культура и искусство: Учеб. пособие для студ. Высш. Учеб заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 368 с.

Дополнительная литература:

1. История искусства зарубежных стран ХУП-ХУШ вв.- М.- 1987. – Публич. б-ка, 6 экз.

2. Культура народов Центральной и Юго-Восточной Европы в эпоху Просвещения. – М. – 1988. – Публич. б-ка, 1 экз.

3. Кантор А.М. и др. Малая история искусств. Искусство ХУШ века. М.- 1977. – Публич. б-ка, 3 экз.

Семинар 6 Искусство европейского Возрождения

1. Предпосылки и основные этапы итальянского Возрождения

1.1 дученто

1.2. кватроченто

1.3. Высокое Возрождение

1.4. Позднее Возрождение

2.Северное Возрождение: искусство Германии, Нидерландов. Франции

Основная литература:

1. История мировой культуры (мировых цивилизаций). 3-е доп. и перер. изд. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004. – 544 с. (Серия «Высшее образование».)

2. Петкова С.М. Справочник по мировой культуре и искусству/ С.М.Петкова. – Изд. 2-е, испр. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.- 507 с. – (Справочник)

3. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Мировая художественная культура: Учеб.пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.- 559 с.; илл.

4. Соколова М.В. Мировая культура и искусство: Учеб. пособие для студ. Высш. Учеб заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 368 с.

Дополнительная литература:

1. Античное наследие в культуре Возрождения. – М. – 1984. – Публич. б-ка, 3 экз.

2. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. – М. – 1989. – Публич. б-ка, 2 экз.

Семинар 7 Искусство Западной Европы в Новое время

1. Фундаментальные черты новоевройской художественной культуры.

2. Национальные школы барокко.

3. Искусство французского классицизма в живописи и архитектуре

Основная литература:

1. История мировой культуры (мировых цивилизаций). 3-е доп. и перер. изд. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004. – 544 с. (Серия «Высшее образование».)

2. Петкова С.М. Справочник по мировой культуре и искусству/ С.М.Петкова. – Изд. 2-е, испр. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.- 507 с. – (Справочник)

3. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Мировая художественная культура: Учеб.пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.- 559 с.; илл.

4. Соколова М.В. Мировая культура и искусство: Учеб. пособие для студ. Высш. Учеб заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 368 с.

Дополнительная литература:

1. История искусства зарубежных стран ХУП-ХУШ вв.- М.- 1987. – Публич. б-ка, 6 экз.

2. Кантор А.М. и др. Малая история искусств. Искусство ХУШ века. М.- 1977.

Семинар 8 Искусство эпохи Просвещения

1. Придворное искусство Франции ХУШ века. Рококо

2. Просветительский реализм

3. искусства Просвещения.

4. Революционный классицизм Давида и Гро.

Основная литература:

1. История мировой культуры (мировых цивилизаций). 3-е доп. и перер. изд. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004. – 544 с. (Серия «Высшее образование».)

2. Петкова С.М. Справочник по мировой культуре и искусству/ С.М.Петкова. – Изд. 2-е, испр. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.- 507 с. – (Справочник)

3. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Мировая художественная культура: Учеб.пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.- 559 с.; илл.

4. Соколова М.В. Мировая культура и искусство: Учеб. пособие для студ. Высш. Учеб заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 368 с.

Дополнительная литература:

1. Культура народов Центральной и Юго-Восточной Европы в эпоху Просвещения. – М. – 1988. – Публич. б-ка, 1 экз.

2. Кантор А.М. и др. Малая история искусств. Искусство ХУШ века. М.- 1977. – Публич. б-ка, 3 экз.

Семинар 9 Искусство России в Новое время

1. Изменение видовой и жанровой системы русского искусства в результате петровских реформ.

2. Барокко – ведущий стиль первой половины ХУШ века. Классицизм в русском искусстве ХVIII в.

 

Основная литература:

1. История мировой культуры (мировых цивилизаций). 3-е доп. и перер. изд. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004. – 544 с. (Серия «Высшее образование».)

2. Петкова С.М. Справочник по мировой культуре и искусству/ С.М.Петкова. – Изд. 2-е, испр. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.- 507 с. – (Справочник)

3. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Мировая художественная культура: Учеб.пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.- 559 с.; илл.

4. Соколова М.В. Мировая культура и искусство: Учеб. пособие для студ. Высш. Учеб заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 368 с

Дополнительная литература:

1. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России на рубеже Х1Х-ХХ вв. – Публич. б-ка, 2 экз.

Искусство в Х1Х веке

1. Искусство европейского романтизма

2. Художественные особенности реализма в европейской художественной культуре.

3. Возникновение художественного авангарда и его первые течения (импрессионизм, символизм, постимпрессионизм). Декаданс и его проявления в художественной культуре.

 

Основная литература:

1. История мировой культуры (мировых цивилизаций). 3-е доп. и перер. изд. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004. – 544 с. (Серия «Высшее образование».)

2. Ильина Т.В. История искусства Западной Европы от Античности до наших дней: учебник.-5-е изд. перераб. и доп. /Т.В. Ильина.-М.: Юрайт, 2009.-435 с.

3. История искусств: учебное пособие /под ред. В.Г. Драча. - М.: Кнорус, 2012.-680 с.

4. Петкова С.М. Справочник по мировой культуре и искусству/ С.М.Петкова. – Изд. 2-е, испр. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.- 507 с. – (Справочник)

5. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Мировая художественная культура: Учеб.пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.- 559 с.; илл.

6. Соколова М.В. Мировая культура и искусство: Учеб. пособие для студ. Высш. Учеб заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 368 с.

Дополнительная литература:

1. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России на рубеже Х1Х-ХХ вв. – Публич. б-ка, 2 экз.

 

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет

культуры и искусств»

Ростовский филиал

 

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебной работе

___________________________

«____»_______________201__год

 

Кафедра социально-гуманитарных наук

 

Список основных терминов

История искусств

 

для направления подготовки

071800 «Социально-культурная деятельность»

 

 

Квалификация (степень) выпускника

" бакалавр"

 

Ростов-на-Дону

Список основных терминов

Адорант(от лат. просящий)– древнешумерская статуя молящегося человека со сложенными на груди руками, большими круглыми глазами, сидящего или стоящего. Помещалась в храме для передачи образа просящего или его просящей души.

Акведук– крытый водовод с характерными арочными пролетами.

Акрополь(от греч. акрополис – верхний город, кремль) – тип укрепленного города, расположенного на возвышенности, окружен мощным кольцом стен; служил убежищем для граждан в военное время; на нём обычно находились храмы божеств, покровителей данного города.

Амфитеатр (от греч. amphithé atron) – в Древнем Риме монументальное сооружение для публичных зрелищ: боев гладиаторов, травли диких зверей, массовых театрализованных представлений; грандиозная эллипсовидная в плане постройка с ареной посредине, вокруг которой повышающимися уступами располагались места для зрителей. Конструктивную основу амфитеатра составляла сложная система арок и столбов, между которыми находились сводчатые галереи, служившие фойе, и лестницы. Под ареной помещались клетки для зверей и сценической машины. До нашего времени сохранились частично амфитеатры в Риме (Колизей), в Вероне, Помпеях и др. городах бывшей Римской империи.

Амфора– овальный керамический сосуд с узким горлом и двумя ручками, предназначалась для хранения вина и масла.

Арка(от лат. arcus – дуга, изгиб) – в архитектуре криволинейное перекрытие проёма в стене или пространства между двумя опорами – столбами, колоннами, пилонами и т. п.

Арка триумфальная – мемориальная арка; временное или постоянное сооружение, возводимое в честь триумфа полководца или торжественного события. Часто триумфальные арки украшалась аллегорической живописью и скульптурой; временные триумфальные арки выполнялись из дерева.

Атриум – большое открытое пространство внутри здания, сборный пункт древнеримского дома, где стоял очаг, и куда примыкали все покои; также окруженное колоннами преддверие базилик.

Базилика (от греч. basilike – царский дом) – прямоугольное в плане здание, разделённое внутри продольными рядами колонн или столбов на несколько (обычно 3 или 5) частей – т. н. кораблей, или нефов, средний неф, завершающийся апсидой, выше и шире боковых и освещается через окна над крышами боковых нефов. В Др. Риме предназначались для судебных заседаний и торговых сделок; став одним из основых типов раннехристианского храма, получила дальнейшую разработку в византийской, романской и готической архитектуре.

Барельеф(франц. bas-relief, т. е. низкий рельеф) – вид скульптуры, рельеф, в котором выпуклое изображение не более чем на половину своего объёма выступает над плоскостью фона; распространённый вид украшения архитектурных сооружений и декоративных изделий.

Виадук– в древнем Риме мост через дорогу или ущелье.

Гидрия– сосуд с тремя ручками (две – чтобы поднимть, третья – чтобы наливать) для переноса воды.

Гипостиль (от греч. hypó stylos – поддерживаемый колоннами), обширное крытое помещение (зал храма или дворца), потолок которого опирается на многочисленные, часто поставленные колонны; был распространён в архитектуре народов Древнего Востока (Египет, Иран).

Горельеф(франц. haut-ré lief, от haut – высокий и relief – рельеф, выпуклость) вид скульптуры, высокий рельеф, в котором выпуклое изображение сильно выступает над плоскостью фона (более чем на половину своего объёма); иногда оно лишь прикасается к фону, иногда отделяется от него в деталях. Монументально-декоративные горельефы часто использовались в архитектуре.

Дольмены – сооружения с ясно выраженными несомыми и несущими частями, образующими стоечно-балочную конструкцию, служили для захоронения членов рода.

Зиккурат – храм для городской застройки в Месопатамии. Состоял из трех и более поставленных друг на друга платформ сужавшихся к верху. Своеобразная лестница в небо – символ духовного и физического достижения бога.

Инсула(лат. insula, буквально – остров), многоэтажный, обычно кирпичный, жилой дом в Древнем Риме, с комнатами или квартирами, предназначенными для сдачи внаём. Появились не позднее 3 в. до н.э. 3-5– этажные инсулы, помещения которых обычно компоновались вокруг светового дворика, нередко занимая целый квартал, составляли массовую застройку римских городов.

Капитель–верхняя часть колонны или пилястры.

Канон(греч. кanon – правило) – в изобразительном искусстве нормы композиции и колорита, система пропорций, иконография данного типа изображения или иной нормативный образец, задающий совокупность художественных приемов или правил, обязательных в ту или иную эпоху.

Килик–открытая плоская чаша на ножке с двумя ручками для питья вина.

Кора(гр. – девушка, дочь) –архаическое скульптурное изображение задрапированной девичьей фигуры.

Кромлех – мегалитическое архитектурное сооружение из каменных плит или столбов, расположенных по кругу; иногда окружают курганную насыпь, чаще – являются самостоятельным сооружением.

Круглая скульптура– вид скульптуры, произведения которой представляют собой самостоятельные трехмерные объемы, свободно размещаемые в пространстве, не связанные с плоскостью фона и обычно требующие кругового обзора.

Купол – покрытие круглого или мноугольного пространства в зданиях и храмах, в форме полушария или опрокинутой чаши; чаще всего сводчатый из камня или кирпича.

Курос(гр. – юноша, сын)– скульптурное изображение обнажённого юноши, мужское соответствие коре.

Лекиф– узкий сосуд для благовоний цилиндрической формы с вертикальной ручкой и узким горлом переходящим в раструб.

Мастаба (арабский, буквально – скамья) – современное название древнеегипетских гробниц периодов Раннего и Древнего царств. Состоит из соединённых вертикальной шахтой наземного прямоугольного в плане сооружения с наклоненными к центру стенами и подземной погребальной камеры с несколькими помещениями.

Мегалитическая архитектура(от греч. «мегалит» – большой камень).

Мегарон– (греч. mé garon, буквально – большой зал) – тип здания, сложившийся в эпоху Эгейской культуры (3-2 тысячелетия до н. э.); прямоугольная постройка с открытым помещением (портиком) в торце, обычно огражденным с боков выступающими концами стены, а спереди – столбами. За портиком находился зал с очагом посередине; найдены в Трое, Тиринфе, Микенах и других городах. Послужили прототипом храмов Древней Греции гомеровской эпохи.

Мелкая пластика– скульптура малых форм, небольшие скульптурные произведения, изготовляемые из керамики, металла, кости, камня, стекла и т.п.

Менгиры – вертикально поставленные камни, разной величины и по-разному в разных областях оформленные (от 1 до 21 метра высотой; вишапы – монументальные изображения рыбы из Армении и Монголии, каменные столбы с головой человека (Франция) или животного (Минусинская котловина, Южная Сибирь)

Обелиск (греч. obelí skos, буквально – небольшой вертел) – гранёный (чаще квадратный в сечении), суживающийся кверху каменный столб с заострённой пирамидальной верхушкой; был распространен в Древнем Египте как памятник преимущественно у дворцов и храмов.

Ордерная система (от лат. «ordo – строй, порядок) – тип архитектурной композиции, основанный на художественной переработке стоечно-балочной конструкции и имеющий определённые состав, форму и взаиморасположение элементов. Большую роль в развитии европейской архитектуры сыграли т. н. классические ордера, сложившиеся в Древней Греции и затем претерпевшие некоторую эволюцию в Древнем Риме: дорический, ионический, коринфский.

Пандус – пологий подъем, соединяющий два разновысотных уровня без использования ступеней.

Периптер (от греч. perí pteros – окруженный колоннами, от perí – вокруг и pteró n – крыло, боковая колоннада), тип древнегреческого храма; прямоугольное в плане здание, с четырёх сторон обрамленное колоннадой. Внутри обычно состоял из пронаоса и наоса; сложился к началу 7 в. до н. э. и был наиболее распространённым типом храма в эпоху архаики (например так называемый храм Деметры в Пестуме) и классики (например, Парфенон.).

Перистиль (от греч. perí stylos – окруженный колоннами, от perí – вокруг и stý los – столб, колонна), прямоугольные двор и сад, площадь, зал, окруженные с четырёх сторон крытой колоннадой; как составная часть древнегреческих жилых и общественных зданий известен с 4 в. до н. э.; широкое распространение получили в эпоху эллинизма и в Древнем Риме.

Портик (от лат. porticus) – выступающая вперёд часть здания, открытая на одну или три стороны и образуемая колоннами или арками, несущими перекрытие; чаще всего оформляет главный вход и завершается фронтоном или аттиком; широко распространён в античную эпоху (известны с периода архаики в храмах Древней Греции).

Торевтика(греч. toreutikоs – искусный в рельефной работе по металлу, от torеuo – вырезываю, чеканю) – искусство ручной рельефной обработки художественных изделий из металла. Чаще всего Т. называют обработку изделий путём чеканки или тиснения. Иногда этим термином обозначают и отделку литых изделий.

Тумулос – изолированно стоящая этрусская гробница.

Форум (лат. forum) – в городах Древнего Рима главная городская площадь – рынок и центр политической жизни. В самом Риме было несколько форумов – только рынков, форумов, где находились храмы главных богов – покровителей города, базилики для суда и др. целей, здания для заседания сената или городского управления, окаймляли портики и украшали статуи. В императорский период он постепенно превращается в сложный по композиции парадный ансамбль – памятник военной славы императора.

Хризоэлефантинная техника – изготовление статуй на деревянной основе, облицованной тонкими пластинами слоновой кости (видимые части тела) и золота (одежда, волосы).

Шеду – охранители дворца с телом львов и быков, человеческими головами и крыльями; исполнены в технике горельефа, переходящего впереди в круглую скульптуру; пятиногие – с одной точки зрения шеду шел, с другой стоял.

Якш– божества плодородия, растений, воды. Власть слабых Якш простриаетсяв радиусе тени, отбрасываемой деревом, в котором они жили. Якши бывают злые и добрые, жестокими и кровожадными, на чаще они покровительствую растениям

Гаруда (санскр. «пожиратель» - вахана (перевозчик) Вишну предстает в виде человеко - орла.

Варны - группы, различающиеся по степени ритуальной чистоты, связанными внутригрупповыми браками, совместной трапезой и ритуалом..

Ступа (санскр. - макушка, куча камней земляной холм) – культовое символическре и мемориальное монолитное сооружение полусферической

Хармика в буддистской ступе небольшая квадратная надстройка над основным объемом ступы

Торана – древнинд. – каменные ворота с резными рельефами

Вихара (санскр. - хижина, убежище) в раннем буддизме место встречи странствующих монахов

Чайтья - (санскр.) буддистское культовое сооружение, храм- молельня, вырубленный в скале

Хасты и мудры – положения рук и пальцы, имеющие символическое значение.

Урна– выпуклая родинка между бровями Будды – символ всеведения учителя.

Ушниша – теменное возвышение – символ всеведения Будды.

Апсара – ведической и индуистской мифологии прекрасная юная обитательница небес.

Бодхисаттва (санскр. – стремящийся к просветлению) в буддистской мифологии существо, достигшее духовного совершенства, готовое к уходу в нирвану, но остающееся в мире для спасения людей.

Тримурти– (древнеинд. – тройственный образ) триада богов, включающая Брахму, Вишну и Шиву, божественная триада, включающая Брахму – первоначального творца, Шиву – первоначального разрушителя и Вишну - первоначального хранителя

Стамбха(санскр.) буддистская или индуистская отдельно стоящая памятная колонна, капитель с симческими скульптурными изображениями

Хасты и мудры – положение рук и пальцев, имеющих символическое значение

Шикхара - (вершина) – башнеобразная надстройка над святилищем, имеющая в ранней форме вид многоступенчатой пирамиды, увенчанной небольшим куплом.

Гарбхагриха(санскр. – чрево храма) в средневековом индуистском храме внутренняя часть кубического святилища

Гопурам(санскр.) прямоугольная в плане, высокая надвратная башня в форме вытянутой кверху усеченной пирамиды. -

Брахма- творец мира. В Законах Ману о его происхождении говорится; вознмерившись. Затем Брахма породил Праджапати.

Тао – тэ – изображенная в фас голова дракона с выпучекнными глазами и открытой пастью без нижнейчелюсти, символизировала грозную силу тайфонов

Доугун- в средневековом дворцовом и храмовом зодчестве Китая конструктивно – декоративная система расписных и покрытых лаком многоцветных деревянных кронштейнов, поддерживающих перекрытие.

Пагода(португ.) – в будисткой архитектуре многоярусная мемориальная башня - реликварий

Шань-шуй (кит- горы- воды) – традиционный жанр китаского пейзажа с изображением гор, рек и водных потоков

Гун-би – (кит. тщательная кисть) – в классической китайской живопии манера, основанная на тончайшей графической проработке деталей

Сеи-и (кит.выражение идеи) – творческая манеара, отличающаяся живописностью лаконичного рисунка

Хуа няо (кит. «цветы-птицы») – традиционный жанр живописи, для которого характера свободная композиция мотивов цветов, растений, насекомых, изображенных начистом фоне.

Ханива(яп. – глиняный круг) тип древней японской погребальной керамики.

Дотаку (яп.) – ритуальные бронзовые колокола, суженные кверху цилиндры с широкими петлями и фигурными выступами.

Кацуоги – короткие брусья, положенные поперек конька крыши синтоистского храма.

Бодхисатва Каннон – производное от Авилокитешвары (санскр. «олицетворение сострадания, милосердия») выступает в Китае, Корее и Японии преимущественно в женском облике, в руках с кувшинчиком с веткой ивы и лассо (знаком спасения)

Синдэн– тип жилого дома_ прямоугольное в плане однозальное главное здание, обращенное южным фасадом к площади, а с востока и запада обрамленное галереям

Кондо(яп. золотой зал) – главный храм буддистского комплекса, содержащий статуи, священны етексты и другие буддистские реликвии.

Ямато – э яп. – японская живопись кистю на ширмах, шелквых и бумажных свитках, изображающих придворные сцены.

Эмакимано– горизонтальный свиток из бумаги или шелка, наклеенный на основу, обрамленную парчовой каймой с деревянным валиком на конце.

Какэмано– вертикальный свиток, предназначенный для украшения парадных комнат

Токонома– ниша в интерьере чайного дома или комнаты жилого дома со свитком и сосудом с символическим букетом.

Тэнсю – башня замка, стоявшая на гигантском каменном трапециевидном пьедестале, имевшая от 3-х до 7-ми этажей с глинобитными стенами и заершеенными окнами.

Укие – э (яп. картины повседневной жизни) направление графики и живописи, отражающее разные стороны быта городскхи слоев

Мечеть(от араб. – масджид) – название мусульманских культовых зданий или помещений, предназначенных для молитвы

Михраб(араб. святидище, букв. – место борьбы) – у ранних мусульман воткнутое в землю копье указывало место и киблу – напрвление молитвы, в культовых зданиях ислама священная плоская арка или шиша в стене, к которой молящийся должен повернуться лицом

Минарет (от араб. – манара - сигнеальная световая башня, маяк) в ультовой архитектуре ислама высокая башня, предназначенная для азана, соврешаемого муэдзином

Азан(араб.) – призыв мусульман на молитвы

Муэдзин– (араб. взывающий) - служитель мечети

Куфи (араб.) – общее название группы ранних арабских почерков, которые отличаются прямолинейными и угловатыми начертаниями букв

Насх (араб. - переписка) в арабской каллиграфии один из видов курсивного письма

Люстр – (от лат. – освещаю) – тонкая радужная перламутровая пленка на поверхности изделия зи керамики или стекла с металлическим отблеском

Рибат(араб.) – связка, веревка, привязь, место отдых лошадей. В архитектуре Ближнего Востока пограничное или дорожное укрепление

Медресе(араб. – место учения) в средневековой мусульманской архитектуре здание с функциями религиозной школы

Айван(араб.) – навес, терраса или галерея с плоским балочным перекрытием на колоннах или стробах

Гирих (перс. узел) в мусульманском искусстве Среднего Востока сложный геометрический орнамент

Ислими(тюкск., перс.) в средневековом искусстве мусульманских стран вид орнамента, построенного на соединении вьюнка и спирали

 

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет

культуры и искусств»

Ростовский филиал

 

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебной работе

___________________________

«____»_______________201__год

 

Кафедра социально-гуманитарных наук

 

 

Вопросы для текущего контроля успеваемости (зачет)

История искусств

 

 

для направления подготовки

071800 «Социально-культурная деятельность»

 

 

Квалификация (степень) выпускника

" бакалавр"

 

Ростов-на-Дону

Вопросы к зачету 1

1. Искусство Крита и Микен

2. Искусство греческой архаики

3. Архитектурный комплекс Акрополя

4. Скульптурные школы Поликлета, Мирона, Праксителя, Фидия и Скопаса

5. Градостроительство и скульптурные школы эпохи эллинизма

6. Искусство Рима в царский и республиканский периоды

7. Искусство «Золотого века» Августа

8. Искусство Рима в эпоху поздней империи

9. Мозаика, иконопись Византии.

10. Искусство Западной Европы в темные века

11. Романский стиль

12. Готика

Вопросы к зачету 2

1. Искусство Киевской Руси

2. Феофан Грек и Андрей Рублев

3. Архитектурный облик Московского Кремля.

4. Живопись и архитектура России 16 и 17 веков

5. Искусство Итальянского Возрождения. Дученто. Джотто

6. Живопись Высокого Возрождения. Микеланджело

7. Творчество Леонардо да Винчи

8. Искусство Рафаэля

9. Искусство Немецкого Возрождения. Дюрер

10. Искусство нидерландского Возрождения

11. Французское Возрождение

 

 

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет

культуры и искусств»

Ростовский филиал

 

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебной работе

___________________________

«____»_______________201__год

 

Кафедра социально-гуманитарных наук

 

 

Вопросы для итогового контроля успеваемости (экзамен)

История искусств

 

 

для направления подготовки

071800 «Социально-культурная деятельность»

 

 

Квалификация (степень) выпускника

" бакалавр"

 

Ростов-на-Дону

Вопросы к экзамену во 2 семестре

1. Палеолитическая живопись и скульптура

2. Мегалитические сооружения Европы

3. Канон погребального храма в искусстве Древнего Египта. Архитектура Среднего и Нового царства

4. Канон скульптуры в искусстве Древнего Египта.

5. Искусство доарийской и арийской Индии

6. Искусство периода Ашоки

7. Канон изображения Будды, его небесного и земного окружения

8. Индуистский пантеон. Индуистская храмовая архитектура

9. Искусство Китая периодов Ша Инь, Чжоу, Цинь и Хань

10. Техника, жанры и школы китайской живописи

11. Архитектура и градостроительство Китая эпох Тан и Сун

12. Японское искусство периодов Нара и Хэйан

13. Искусство периода Эдо

Вопросы к экзамену в 5 семестре

1. Стилевые особенности барокко. Итальянская школа барокко

2. Фландрское барокко. Рубенс

3. Испанское барокко. Веласкес

4. Искусство французского классицизма. Версаль

5. Английское искусство эпохи Просвещения

6. Французское искусство 18 века

7. Искусство европейского романтизма

8. Русское искусство 18 века

9. Ампир

10. Реализм в искусстве 19 века

11. Искусство модерна

12. Европейское искусство между мировыми войнами. Стили архитектуры: конструктивизм, ар деко

13. Русский авангард: основные направления

14. Искусство Запада в послевоенный период

15. Основные стили архитектуры в послевоенный период

16. Искусство СССР 30-х – 50- х годов.

17. Основные течения отечественного неформального искусства 60-х – 90-х годов

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет

культуры и искусств»

Ростовский филиал

 

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебной работе

___________________________

«____»_______________201__год

 

Кафедра социально-гуманитарных наук

 

Методические рекомендации по изучению дисциплины

История искусств

 

 

для направления подготовки

071800 «Социально-культурная деятельность»

 

 

Квалификация (степень) выпускника

" бакалавр"

 

Ростов-на-Дону

 

Методические рекомендации по изучению дисциплины

 

В соответствии с программой и тематическим планом изучение курса “История искусств» предполагается в течение 5 семестров. В конце второго семестра предусмотрен экзамен, промежуточный контроль в 3 и 4 семестрах – зачет; в конце пятого семестра – экзамен по всему прослушанному курсу.

Занятия по изучению истории искусств требуют систематичности, последовательности, повторения пройденного и четкого усвоения необходимых смыслообразов, объединяющих эту сферу творческой деятельности человека.

Основными формами изучения курса являются лекции, семинары, консультации, самостоятельная работа, зачеты и экзамены. Среди них важнейшее место занимает самостоятельная работа, включающая в себя внимательное чтение художественной и философской литературы, подготовку к семинарским занятиям, зачетам и экзаменам.

Рекомендуется готовиться к лекциям. Такая подготовка включает, прежде всего, повторение предыдущего материала; кроме того, весьма полезно перед предстоящей лекцией ознакомиться с основными вопросами ее темы по учебной и справочной литературе.

Подготовка к семинарам (практическим занятиям) включает:

- самостоятельное чтение рекомендуемой литературы и краткое конспектирование основных положений, идей;

- определение своего мнения по обсуждаемым вопросам;

- составление логически последовательного плана выступления по обсуждаемым вопросам.

Самостоятельное изучение литературных источников с необходимостью предполагает использование различных видов записи. Без этого приобретаемые знания не отличаются четкостью, строгостью и определенностью.

Существуют различные виды записи – планы, выписки, тезисы, конспекты.

Средством глубокого и прочного усвоения изучаемого материала является конспект, т.е. краткое, сжатое, логически упорядоченное изложение содержания книги, статьи, лекции. В отличие от плана, наиболее краткой формы записи, содержащей лишь перечень рассматриваемых вопросов, от тезисов, в утвердительной и сжатой форме излагающих основные положения изучаемого материала, от выписок, дословно воспроизводящих отдельные наиболее важные идеи, обобщения, факты, конспект является наиболее совершенной формой записи, так как в нем основные идеи, положения и выводы статьи излагаются в их логической последовательности, в связном виде. Конспектирование рассматривается как один из эффективных видов записи, объединяющих в себе и план, и выписки, и цитаты, позволяющий не только глубоко изучить и осмыслить содержание изучаемого материала, но и выразить свое отношение к затронутым вопросам, раскрыть их значение для сегодняшнего дня.

Конспект должен состоять из слов автора статьи, а не из слов конспектирующего. Последний может включить в свою работу еще одну рубрику «Мой комментарий», чтобы дать свою оценку прочитанному.

Знания слушателя на экзамене определяются следующими оценками: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Оценка может быть выставлена либо на экзамене, либо по результатам текущей учебной работы слушателя.

Проведение зачета по курсу «История искусств» как промежуточной формы проверки знаний слушателей предполагает соблюдение ряда условий, обеспечивающих педагогическ


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.274 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь