Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 1. Специфика художественной культуры



ИСТОРИЯ ИСКУССТВ

 

Ростов-на-Дону

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет

культуры и искусств»

Ростовский филиал

Кафедра социально-гуманитарных наук

 

Учебно-методический комплекс по дисциплине

История искусств

 

ФГОС ВПО: 071800.62 Социально-культурная деятельность
Дата утверждения, № приказа 13 января 2010 № 16
Направление (шифр и название) 071800.62 Социально-культурная деятельность
Квалификация (степень) (бакалавр, магистр) бакалавр
ООП ВПО (учебный план): Б. 2 Базовая часть
№ приказа, дата утверждения 13 января 2010 № 16
Профиль Менеджмент социально-культурной деятельности, Постановка и продюсирование культурно-досуговых программ
Индекс дисциплины по учебному плану ООП Б.2.1.4.
Трудоемкость дисциплины
Семестр и количество недель в семестре Всего: 1 сем. 2 сем. 3 сем. 4 сем. 5 сем. 6 сем. 7 сем. 8 сем.
Зачетных единиц 0, 5 0, 5      
Академических часов      
Аудиторная работа:      
Самостоятельная работа:      
Формы итогового контроля:     Экз. Зач. Зач. Экз.      
                     

 

Ростов-на-Дону


 

 

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры от «1» ноября 2012 г., протокол №2.

 

 

Учебно-методический комплекс подготовила: кандидат философских наук, доцент Петкова Светлана Михайловна

 

 

Рецензент: кандидат философских наук, старший преподаватель Булгакова Татьяна Андреевна

 

 

Рабочая программа дисциплины «История искусств», ее учебно-методическое, материально-техническое обеспечение (содержание дисциплины по темам, семинарские занятия, список рекомендуемой литературы и др.), а также программы практик составлены в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра (магистра) по циклу «Общекультурологического и социально-культурного» (Базовая часть) Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 071800 «Социально-культурная деятельность» профилю «Менеджмент социально-культурной деятельности» и «Постановка и продюсирование культурно-досуговых программ»

Аннотация содержания дисциплины: История мировой культуры. История культуры России. Школы, направления и теории в культурологии. Охрана и использование культурного наследия. Влияние культурно-исторических процессов различных эпох на формирование и изменения в словесно-образном искусстве: античность, средние века и эпоха Возрождения, Классицизм, эпоха Просвещения, 19-20 вв. Понятие о стилях в пространственных и временных видах искусства. Основные культурно-исторические и туристские центры в контексте мирового культурного наследия. Форма текущего контроля в 3, 4 семестрах – зачет, форма итогового контроля во 2, 5 семестрах - экзамен.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Рабочая программа дисциплины………………………………………………6

Учебно-тематический план………………………………………………………7

Содержание учебной дисциплины……………………………………………..8

Организация самостоятельной работы студента ……………………………12

Матрица распределения ожидаемых результатов освоения дисциплины

по разделам Учебной программы………………………………………………25

Образовательные технологии……………………………………………25 Список литературы………………………………………………………………26

Материально-техническое обеспечение……………………………………….28

Показатели и критерии контроля по дисциплине……………………………..28

Вопросы для семинарских занятий……………………………………………32

Список основных терминов……………………………………………………38

Вопросы для текущего контроля успеваемости (зачет)………………………45

Вопросы для итогового контроля успеваемости (экзамен)…..……………….47

Методические рекомендации по изучению дисциплины……………………..49

 

 

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет

культуры и искусств»

Ростовский филиал

 

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебной работе

___________________________

«____»_______________201__год

 

Кафедра социально-гуманитарных наук

 

 

Рабочая программа дисциплины

История искусств

 

для направления подготовки

071800 «Социально-культурная деятельность»

 

 

Квалификация (степень) выпускника

" бакалавр"

 

Ростов-на-Дону


1. Цели и задачи учебной дисциплины

Цель: Изучение системы мира искусств в синхронном и диахронном развитии. Выявить основные закономерности развития системы мира искусств.

Задачи:

- в полном объеме раскрыть особенности развития искусства в различных культурных регионах в историческом развитии;

- развить у студентов необходимость самостоятельного изучения стилей и произведений искусства;

- развивать навыки анализа художественных произведений, образное восприятие, художественный вкус и память.

2. Место учебной дисциплины в структуре ООП

2.1. Учебная дисциплина относится к базовой части Гуманитарного, социального и экономического цикла.

2.2. В связи с тем, что изучение данной учебной дисциплины предусмотрено учебным планом на первом курсе в первом семестре, не представляется возможным требовать от студента владеть некоторыми общекультурными и профессиональными компетенциями, приступая к изучению учебной дисциплины. При освоении данной дисциплины необходимы следующие требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося, приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин школьного цикла.

Изучение дисциплины основано на овладении студентом следующими компетенциями: ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-6 ОК-7 ОК-8 ОК-9 ОК-10.

2.3. Данная учебная дисциплина обеспечивает изучение студентами следующих дисциплин: «Культурология», «История », «История донского казачества», «Социология», Философия».

2.4. Дана учебная дисциплина логически и содержательно-методически связана с дисциплинами:

1. философия в части философия культуры, философская антропология

2. история в части история мировой и отечественной культуры

3. социология в части социология культуры

3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины

 

Процесс изучения учебной дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

быть готовым к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);

уметь критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);

осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);

быть способным анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-10).

В результате освоения учебной дисциплины студент должен:

Знать: базовые понятия курса, особенности стилей эпохи;

Уметь: самостоятельно определить черты стиля применительно к отдельным произведениям искусства;

Иметь представление: об основных тенденциях мирового художественного процесса, о типологических чертах культурных эпох и стилей.

Владеть: навыками применения полученных теоретических знаний о человеке и культуре в учебной и профессиональной деятельности;

навыками оптимизации когнитивного и нравственного развития личности при формировании содержания социокультурного воспитания.

 

4. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.

Общая трудоемкость учебной дисциплины составляет 6 зачетных единиц 216 академических часа.

 

Учебно-тематический план дисциплины

 

№ п/п Наименование раздела (темы) Всего ак. час./ зач. ед. № семестра В том числе, ак. час./ зач. ед. Формы контроля
Аудиторные занятия Самост. работа
Лекции Семинары Практ. зан. Малогруп. зан. Инд. зан.
1. Тема 1. Специфика художественной культуры 3/0, 08          
2. Тема 2. Первобытное искусство 5/0, 1        
3. Тема. 3 Искусство Древнего Египта 5/0, 1        
Тема. 4 Искусство Древней Индии 5/0, 1        
Тема. 5. Искусство Древнего и средневекового Китая. 7/0, 2        
Тема. 6 Искусство западноевропейского средневековья 11/0, 3          
Тема. 7 Искусство мусульманского мира в средние века. 9/0, 2        
Тема. 8 Художественная культура Византии (IУ-ХУ вв.) 9/0, 2       2-с экзамен
Тема. 9. Искусство Древней Руси 4, 5/0, 1 0, 5          
Тема. 10 Искусство европейского Возрождения 8/0, 2        
Тема. 11 Искусство барокко 5, 5/0, 2 0, 5       3с. -зачет
Тема. 12 Искусство классицизма 17/0, 5        
Тема. 13 Художественная культура эпохи Просвещения 19/0, 5       4с.-зачет
Тема. 14 Художественная культура России ХУШ века 12/0, 3          
Тема. 15 Художественная культура ХIХ века. 11/0, 3          
Тема. 16 Художественная культура ХХ века 13/0, 3         5с.-экзамен
                     
  Итоговый контроль: 6/216          

 

5. Содержание учебной дисциплины

5.1.Наименование и содержание разделов учебной дисциплины

Тема. 11 Искусство барокко

Новые явления в художественной жизни стран. Искусство стиля барокко и классицизма. Реформация в Европе. Положение основных художественных школ в странах, переживших Контрреформацию. Тридентские соборы и программа Контрреформации. Стилевые особенности барокко. Рождение национальных художественных школ. Итальянская школа барокко (Борромини, Бернини). Фламандское барокко (П.П.Рубенс и его школа). Испанское искусство ХУП века ( Веласкес, Сурбаран, Мурильо, Эль Греко).

 

Образовательные технологии

В процессе освоения данной учебной дисциплины используются следующие образовательные технологии:

1. проблемная, интерактивная и контекстная лекции, сопровождаемые слайд-лекциями, подготовленными в среде MS PowerPoint;

2. семинарские занятия с элементами дискуссии;

3. дебаты,

4. проблемно-концептуальный доклад,

5. презентации.

Процент занятий, проводимых в интерактивной форме, составляет 32%.

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение:

а) основная литература:

1. Алпатов М. Художественные проблемы искусства Древней Греции. – М. – 1987.- Разделы «Иллиада», «Одиссея», «Мифы», «Боги, герои, люди».

2. Валантен А. Пабло Пикассо Р.-н-Д. 1998

3. Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. М.- 1972. Скульптура высокой классики.

4. Власов В., ЛукинаН. Авангардизм. Модернизм. Постмодернизм: Терминологический словарь. СПб., 2005

5. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. – М.: Юрайт, 1998. – 669 с.: ил.

6. Гулыга А.В. Искусство в век науки. – М. – 1978.

7. Дудова Л., Михальская Н., Трыков В. Модернизм в зарубежной литературе. М., 1998

8. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: Учеб. пособие для студ. Сред. пед. Учеб. заведений. – 3-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 448 с., 12 л. Ил.: ил.

9. Зверев А. Модернизм в литературе США. М., 1979

10. Ильина Т.В. История искусства Западной Европы от Античности до наших дней: учебник.-5-е изд. перераб. и доп. /Т.В. Ильина.-М.: Юрайт, 2009.-435 с.

11. Искусство Древнего мира. Энциклопедия. М.: Олма – Пресс, 2001

12. История и культурология: Учебное пособие для студентов вузов / Н.В. Ш ишова, Т.В. Акулич, М.И. Бойко и др.;, Под ред. Н.В.

13. История искусств зарубежных стран ХУП-ХУШ вв. – М. – 1987.

14. История искусств: учебное пособие /под ред. В.Г. Драча. - М.: Кнорус, 2012.-680 с.

15. История мировой культуры (мировых цивилизаций). 3-е доп. и перер. изд. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004. – 544 с. (Серия «Высшее образование».)

16. История мировых цивилизаций: учебное пособие /под ред. В.Г. Драча.-М.: Кнорус, 2012.-464 с.

17. История русского искусства в 2-х тт. – Под ред. Неклюдовой М.Турчин В.В. Эпоха романтизма. – М. – 1978.

18. Кантор А.М. и др. Малая история искусств. Искусство ХУШ века. М.- 1977.

19. Кирьянова Н.В. История мировой литературы и искусства: учебное. Пособие /Н.В. Кирьянова.-М.: Флинта: Наука, 2006.-472 с.

20. Культура народов Центральной и Юго-Восточной Европы в эпоху Просвещения. – М. – 1988.

21. Обухова А., Орлова М. Живопись без границ. М., 2001

22. Петкова С.М. Справочник по мировой культуре и искусству/ С.М.Петкова. – Изд. 2-е, испр. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.- 507 с. – (Справочник)

23. Полевой В.М. Двадцатый век. Изобразительное искусство и архитектура стран и народов мира. М. Советский художник. 1989

24. Прокофьев В. Пикассо. Годы формирования. / Из истории классического искусства Запада. М. Искусство. 1980.

25. Ротенберг Е.И. Западноевропейская живопись ХУП в. – М. – 1989.

26. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Мировая художественная культура: Учеб.пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.- 559 с.; илл.

27. Соколова М.В. Мировая культура и искусство: Учеб. пособие для студ. Высш. Учеб заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 368 с.

28. Сокольникова Н.М. История стилей в искусстве: учебное пособие /Н.М. Сокольникова, В.Н. Крейн.-М.: Гардарики, 2009.-395 с.

29. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России на рубеже Х1Х-ХХ вв.

30. Традиционное искусство Востока. М.: Эллис Лак 1997

31. Шишовой. – М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. – 368 с.

 

б) дополнительная литература:

1. Аверинцев С.С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к средневековью// Культура и искусство западноевропейского средневековья. – М.- 1981. – Публич. б-ка, 3 экз.

2. Алпатов М. Художественные проблемы искусства Древней Греции. – М. – 1987.- Разделы “Иллиада”, “Одиссея”, “Мифы”, “Боги, герои, люди”.

3. Алпатов М.М. Этюды по истории русского искусства. В 2-х тт. – М. – 1967. – Публич. б-ка, 2 экз.

4. Античная литература. Антология. Часть 1, 2. – М.- 1989. – Публич. б-ка, 7экз.

5. Античная литература. Учебн. пособие для пед. ин-в. – М. – 1986. – Публич. б-ка, 3 экз.

6. Андреев Ю.В. Поэзия мифа и проза истории. Л-д.- 1990. – Публич. б-ка, 2 экз.

7. Андреев Л.Г. Сюрреализм. – М. – 1974. – Публич. б-ка, 2 экз.

8. Античное наследие в культуре Возрождения. – М. – 1984. – Публич. б-ка, 3 экз.

9. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. – М. – 1989. – Публич. б-ка, 2 экз.

10. Бахтин М.М. Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. – М. – 1990. – Публич. б-ка, 4 экз.

11. Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. – М. – 1977. – Публич. б-ка, 4 экз.

12. Васильева С.В. и др. Павел Филонов в контексте художественной культуры ХХ века (Материалы “круглого стола”) // ж. Философские науки. – 1991. - № 2. – Публич. б-ка, 3 экз.

13. Венеш О. Искусство Северного Возрождения. – М. – 1973. – Публич. б-ка, 3 экз.

14. Гройс Б. Неосакральные мифы российского авангарда // ж. Декоративное искусство. – 1991. - № 8. – Публич. б-ка, 3 экз.

15. Гройс Б. Соц-реализм – авангард по-сталински // ж. Декоративное искусство СССР. – 1990. - № 5. – Публич. б-ка, 3 экз. – Публич. б-ка, 2 экз.

16. Гулыга А.В. Искусство в век науки. – М. – 1978. – Публич. б-ка, 3 экз.

17. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М. – 1972. – Публич. б-ка, 2 экз.

18. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Северное Возрождение. 2-е изд.- М. – 1989. – Публич. б-ка, 3 экз.

19. Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения: в 2-х тт.- М. – 1978. – Публич. б-ка, 5 экз.

20. Данилова И.Е. Искусство средних веков и Возрождения. – М. –1984. – Публич. б-ка, 3 экз.

21. Диль Г. Модильяни. – М. – Слово. – 1997. – Публич. б-ка, 2 экз.

22. Искусство Древней Греции. М.- 1972. Раздел Скульптура высокой классики. – Публич. б-ка, 3 экз.

23. История русского искусства в 2-х тт. – Под ред. Неклюдовой М. – Публич. б-ка, 1 экз.

24. История искусства зарубежных стран ХУП-ХУШ вв.- М.- 1987. – Публич. б-ка, 6 экз.

25. Культура народов Центральной и Юго-Восточной Европы в эпоху Просвещения. – М. – 1988. – Публич. б-ка, 1 экз.

26. Кантор А.М. и др. Малая история искусств. Искусство ХУШ века. М.- 1977. – Публич. б-ка, 3 экз.

27. Колпинский Ю.Д. Великое наследие античной Эллады. – М.- 1988. – Гл. 2, 3. – Публич. б-ка, 5 экз.

28. Культура эпохи Возрождения. – Л-д.- 1986. – Публич. б-ка, 3 экз.

29. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. – М. – 1990. – Публич. б-ка, 4 экз.

30. Лосев А.Ф. Мифология / Философская энциклопедия. – М. – 1964. – Публич. б-ка, 3 экз.

31. Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. – М. – 1991. – Публич. б-ка, 5 экз.

32. Раппопорт П.А. Зодчество Древней Руси. – Л-д. – 1986– Публич. б-ка, 5 экз.

33. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. – М. – 1986. – Публич. б-ка, 3 экз.

34. Ротенберг Е.И. Западноевропейская живопись ХУП в. – М. – 1989. – Публич. б-ка, 2 экз.

35. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России на рубеже Х1Х-ХХ вв. – Публич. б-ка, 2 экз.

36. Тахи-Годи А.А. Греческая мифология. – М. – 1989. – Публич. б-ка, 2 экз.

37. Турчин В.В. Эпоха романтизма. – М. – 1978. – Публич. б-ка, 1 экз.

38. Тойандье И. Сезан. – М. – Слово. – 1995. – Публич. б-ка, 1 экз.

39. Фрейденберг О.М. Мифы и литература древности. – М. – 1987. – Публич. б-ка, 3 экз.

40. Шумов А. Подлинная история “Девушки с веслом” // ж. Декоративное искусство. - 1989. - № 6. – Публич. б-ка, 2 экз.

 

в) Информационные ресурсы Интернет:

К теме: «Искусство Древних цивилизаций» - www.mesoamerica.ru

К теме: «Великие цивилизации древности» - www.china.worlds.ru

К теме «Итальянского Возрождения» - www.newsrs.com.,

К теме: «Западная культура второй половине XX века» - www.graffiti.ru, www.desktop.ru, www.newsvo.ru

 

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

 

№ п/п Наименование Количество
1. Специализированные аудитории:  
  …………………………..  
2. Специализированная мебель и оргсредства:  
  ………………………………………………….  
3. Специальное оборудование:  
  ……………………………………………..  
4. Технические средства обучения:  
     
5. И т.д.  

 

10.Показатели и критерии текущего и итогового контроля по дисциплине

Показателями успешности освоения студентом данной учебной дисциплины при проведении текущего контроля являются:

дисциплины при проведении текущего и итогового контроля являются:

владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

быть готовым к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);

уметь критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);

осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);

быть способным анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-10).

В результате освоения учебной дисциплины студент должен:

уметь конспектировать и анализировать первоисточники; обосновывать и адекватно оценивать современные явления и процессы в общественной жизни, в сферах культуры и образования;

владеть методами сбора, анализа и обобщения гуманитарной информации.

Показатели успешности освоения студентом учебной дисциплины используются при проведении текущего контроля в следующих формах: выступления на семинарских занятиях, определение понятий, выполнение контрольной работы. Эти же показатели используются при проведении итогового контроля по дисциплине, проходящего в форме экзамена.

Общими критериями успешности освоения студентом данной учебной дисциплины при проведении текущего контроля являются:

1. степень активности участия в учебном процессе, заинтересованности и инициативности при выполнении заданий, предусмотренных учебно-тематическим планом по дисциплине;

2. самостоятельность выполнения заданий, предусмотренных учебно-тематическим планом дисциплины;

3. своевременность и качество выполнения заданий, предусмотренных учебно-тематическим планом по дисциплине.

При этом для каждой формы текущего контроля по дисциплине устанавливается свой набор критериев. Данные критерии более подробно описаны в методических рекомендациях, являющихся составной частью настоящего учебно-методического комплекса.


Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет

культуры и искусств»

Ростовский филиал

 

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебной работе

___________________________

«____»_______________201__год

 

Кафедра социально-гуманитарных наук

 

 

Учебно-методическое обеспечение

История искусств

 

для направления подготовки

071800 «Социально-культурная деятельность»

 

 

Квалификация (степень) выпускника

" бакалавр"

 

 

Ростов-на-Дону


Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет

культуры и искусств»

Ростовский филиал

 

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебной работе

___________________________

«____»_______________201__год

 

Кафедра социально-гуманитарных наук

 

 

Вопросы для семинарских занятий

История искусств

 

 

для направления подготовки

071800 «Социально-культурная деятельность»

 

 

Квалификация (степень) выпускника

" бакалавр"

 

Ростов-на-Дону

Вопросы семинарских занятий

Семинар 1. Искусство первобытности

1. Палеолитическая живопись и скульптура

2. Мегалитические постройки

3. Функции первобытного искусства

 

Основная литература:

1. Петкова С.М. Справочник по мировой культуре и искусству/ С.М.Петкова. – Изд. 2-е, испр. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.- 507 с. – (Справочник)

2. Искусство Древнего мира. Энциклопедия. М.: Олма – Пресс, 2001

3. Традиционное искусство Востока. М.: Эллис Лак 1997

4. Алпатов М. Художественные проблемы искусства Древней Греции. – М. – 1987.- Разделы «Иллиада», «Одиссея», «Мифы», «Боги, герои, люди».

5. Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. М.- 1972. Скульптура высокой классики.

6. Соколова М.В. Мировая культура и искусство: Учеб. пособие для студ. Высш. Учеб заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 368 с.

7. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Мировая художественная культура: Учеб.пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.- 559 с.; ил.

Дополнительная литература:

1. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М. – 1972. – Публич. б-ка, 2 экз.

2. Фрейденберг О.М. Мифы и литература древности. – М. – 1987. – Публич. б-ка, 3 экз.

 

Искусство в Х1Х веке

1. Искусство европейского романтизма

2. Художественные особенности реализма в европейской художественной культуре.

3. Возникновение художественного авангарда и его первые течения (импрессионизм, символизм, постимпрессионизм). Декаданс и его проявления в художественной культуре.

 

Основная литература:

1. История мировой культуры (мировых цивилизаций). 3-е доп. и перер. изд. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004. – 544 с. (Серия «Высшее образование».)

2. Ильина Т.В. История искусства Западной Европы от Античности до наших дней: учебник.-5-е изд. перераб. и доп. /Т.В. Ильина.-М.: Юрайт, 2009.-435 с.

3. История искусств: учебное пособие /под ред. В.Г. Драча. - М.: Кнорус, 2012.-680 с.

4. Петкова С.М. Справочник по мировой культуре и искусству/ С.М.Петкова. – Изд. 2-е, испр. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.- 507 с. – (Справочник)

5. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Мировая художественная культура: Учеб.пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.- 559 с.; илл.

6. Соколова М.В. Мировая культура и искусство: Учеб. пособие для студ. Высш. Учеб заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 368 с.

Дополнительная литература:

1. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России на рубеже Х1Х-ХХ вв. – Публич. б-ка, 2 экз.

 

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет

культуры и искусств»

Ростовский филиал

 

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебной работе

___________________________

«____»_______________201__год

 

Кафедра социально-гуманитарных наук

 

Список основных терминов

История искусств

 

для направления подготовки

071800 «Социально-культурная деятельность»

 

 

Квалификация (степень) выпускника

" бакалавр"

 

Ростов-на-Дону

Список основных терминов

Адорант (от лат. просящий)– древнешумерская статуя молящегося человека со сложенными на груди руками, большими круглыми глазами, сидящего или стоящего. Помещалась в храме для передачи образа просящего или его просящей души.

Акведук – крытый водовод с характерными арочными пролетами.

Акрополь (от греч. акрополис – верхний город, кремль) – тип укрепленного города, расположенного на возвышенности, окружен мощным кольцом стен; служил убежищем для граждан в военное время; на нём обычно находились храмы божеств, покровителей данного города.

Амфитеатр (от греч. amphithé atron) – в Древнем Риме монументальное сооружение для публичных зрелищ: боев гладиаторов, травли диких зверей, массовых театрализованных представлений; грандиозная эллипсовидная в плане постройка с ареной посредине, вокруг которой повышающимися уступами располагались места для зрителей. Конструктивную основу амфитеатра составляла сложная система арок и столбов, между которыми находились сводчатые галереи, служившие фойе, и лестницы. Под ареной помещались клетки для зверей и сценической машины. До нашего времени сохранились частично амфитеатры в Риме (Колизей), в Вероне, Помпеях и др. городах бывшей Римской империи.

Амфора – овальный керамический сосуд с узким горлом и двумя ручками, предназначалась для хранения вина и масла.

Арка (от лат. arcus – дуга, изгиб) – в архитектуре криволинейное перекрытие проёма в стене или пространства между двумя опорами – столбами, колоннами, пилонами и т. п.

Арка триумфальная – мемориальная арка; временное или постоянное сооружение, возводимое в честь триумфа полководца или торжественного события. Часто триумфальные арки украшалась аллегорической живописью и скульптурой; временные триумфальные арки выполнялись из дерева.

Атриум – большое открытое пространство внутри здания, сборный пункт древнеримского дома, где стоял очаг, и куда примыкали все покои; также окруженное колоннами преддверие базилик.

Базилика (от греч. basilike – царский дом) – прямоугольное в плане здание, разделённое внутри продольными рядами колонн или столбов на несколько (обычно 3 или 5) частей – т. н. кораблей, или нефов, средний неф, завершающийся апсидой, выше и шире боковых и освещается через окна над крышами боковых нефов. В Др. Риме предназначались для судебных заседаний и торговых сделок; став одним из основых типов раннехристианского храма, получила дальнейшую разработку в византийской, романской и готической архитектуре.

Барельеф (франц. bas-relief, т. е. низкий рельеф) – вид скульптуры, рельеф, в котором выпуклое изображение не более чем на половину своего объёма выступает над плоскостью фона; распространённый вид украшения архитектурных сооружений и декоративных изделий.

Виадук – в древнем Риме мост через дорогу или ущелье.

Гидрия – сосуд с тремя ручками (две – чтобы поднимть, третья – чтобы наливать) для переноса воды.

Гипостиль (от греч. hypó stylos – поддерживаемый колоннами), обширное крытое помещение (зал храма или дворца), потолок которого опирается на многочисленные, часто поставленные колонны; был распространён в архитектуре народов Древнего Востока (Египет, Иран).

Горельеф (франц. haut-ré lief, от haut – высокий и relief – рельеф, выпуклость) вид скульптуры, высокий рельеф, в котором выпуклое изображение сильно выступает над плоскостью фона (более чем на половину своего объёма); иногда оно лишь прикасается к фону, иногда отделяется от него в деталях. Монументально-декоративные горельефы часто использовались в архитектуре.

Дольмены – сооружения с ясно выраженными несомыми и несущими частями, образующими стоечно-балочную конструкцию, служили для захоронения членов рода.

Зиккурат – храм для городской застройки в Месопатамии. Состоял из трех и более поставленных друг на друга платформ сужавшихся к верху. Своеобразная лестница в небо – символ духовного и физического достижения бога.

Инсула (лат. insula, буквально – остров), многоэтажный, обычно кирпичный, жилой дом в Древнем Риме, с комнатами или квартирами, предназначенными для сдачи внаём. Появились не позднее 3 в. до н.э. 3-5– этажные инсулы, помещения которых обычно компоновались вокруг светового дворика, нередко занимая целый квартал, составляли массовую застройку римских городов.

Капитель –верхняя часть колонны или пилястры.

Канон (греч. кanon – правило) – в изобразительном искусстве нормы композиции и колорита, система пропорций, иконография данного типа изображения или иной нормативный образец, задающий совокупность художественных приемов или правил, обязательных в ту или иную эпоху.

Килик –открытая плоская чаша на ножке с двумя ручками для питья вина.

Кора (гр. – девушка, дочь) –архаическое скульптурное изображение задрапированной девичьей фигуры.

Кромлех – мегалитическое архитектурное сооружение из каменных плит или столбов, расположенных по кругу; иногда окружают курганную насыпь, чаще – являются самостоятельным сооружением.

Круглая скульптура – вид скульптуры, произведения которой представляют собой самостоятельные трехмерные объемы, свободно размещаемые в пространстве, не связанные с плоскостью фона и обычно требующие кругового обзора.

Купол – покрытие круглого или мноугольного пространства в зданиях и храмах, в форме полушария или опрокинутой чаши; чаще всего сводчатый из камня или кирпича.

Курос (гр. – юноша, сын)– скульптурное изображение обнажённого юноши, мужское соответствие коре.

Лекиф – узкий сосуд для благовоний цилиндрической формы с вертикальной ручкой и узким горлом переходящим в раструб.

Мастаба (арабский, буквально – скамья) – современное название древнеегипетских гробниц периодов Раннего и Древнего царств. Состоит из соединённых вертикальной шахтой наземного прямоугольного в плане сооружения с наклоненными к центру стенами и подземной погребальной камеры с несколькими помещениями.

Мегалитическая архитектура (от греч. «мегалит» – большой камень).

Мегарон – (греч. mé garon, буквально – большой зал) – тип здания, сложившийся в эпоху Эгейской культуры (3-2 тысячелетия до н. э.); прямоугольная постройка с открытым помещением (портиком) в торце, обычно огражденным с боков выступающими концами стены, а спереди – столбами. За портиком находился зал с очагом посередине; найдены в Трое, Тиринфе, Микенах и других городах. Послужили прототипом храмов Древней Греции гомеровской эпохи.

Мелкая пластика – скульптура малых форм, небольшие скульптурные произведения, изготовляемые из керамики, металла, кости, камня, стекла и т.п.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.205 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь