Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Теория познания и этика в философском наследии И. Канта.



Немецкая классическая философия - это значительнейший этап в развитии философской мысли и культуры человечества. Представители (Кант, Фейербах, Фихте, Шеллинг, Гегель) поставили глубокие проблемы в философской онтологии, гносеологии, социальной философской этики и т.д.

Иммануил Кант (1724 – 1804). г. Кёнигсберг. немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и Романтизма.

Этапы творчества:

I этап (1747—1755 годы) — «докритический», Кант проявил себя как учёный, интересующийся проблемами естествознания. Главная идея: солнечная система возникла из газопылевой туманности, без участия божественных сил.

II этап (начинается с 1770 или с 1780-х гг.) — «критический», занимается вопросами гносеологии и в особенности процессом познания, размышляет над метафизическими, то есть общефилософскими проблемами бытия, познания, человека, нравственности, государства и права, эстетики.

«Критика чистого разума» - основное произведение Канта).

Теория познания:

Главная задача: определить условия, при которых становится возможным достоверное познание, т.е. Кант стремился определить границы. Сместил познание с объекта на субъект, это означало, что необходимо исследовать познавательные возможности субъекта и на этой основе разработать теорию познания. Чистый разум, который опирается на опыт не может отражать никакой истины.

Кант утверждает, что человеческое познание имеет 2 источника:

1. Чувственный опыт

2. Априорная основа подчинения

Априорная форма чувственности – пространство и время.

Кант выделяет следующие категории рассудка:

Категории количества Категории качества Категории отношения Категории модальности
1.Единство 1.Реальность 1.Субстанция и принадлежность 1.Возможность и невозможность
2.Множество 2.Отрицание 2.Причина и следствие 2.Существование и несуществование
3.Цельность 3.Ограничение 3.Взаимодействия 3.Предопределённость и случайность

Схема познания по Канту:

Вещи воздействуют на органы чувств.

Данные чувства опыта упорядочиваются с помощью априорных форм чувственности. Упорядоченный материал соединяется с категориями рассудка, а с помощью категорий происходит соединение чувственных данных в предметы познания.

Трансцендентальное единство апперцепции.

Кант раскрывает активную роль сознания человека в процессе познания. По Канту человеческое сознание конструирует знания о познаваемой реальности.

Априоризм Канта приводит к агностицизму. Агностицизм – учение, которое отрицает возможность познания мира в его основах.

Явление и «Вещь в себе».

Явление – это то, каким образом вещь дана нашему сознанию, когда мы её познаём. По Канту человек познаёт только явления или феномены.

«Вещь в себе» - то, что лежит за границами познавательных возможностей, она непознаваема.

Кант показал, что знания невозможны без чувственного опыта (хотя этот чувственный опыт упорядочивается априорными формами познания).

Учения об антиномиях человеческого разума.

Антиномия – это логическое противоречие, которое возникает в связи с тем, что представляется возможным одновременно доказать истинность тезиса и антитезиса.

Теория Канта неразрывно связана с его этикой.

Этика:

Этическое учение Канта изложено в «Критике практического разума». Этика Канта основана на принципе «как если бы». Бога и свободу невозможно доказать, но надо жить так, как если бы они были. Практический разум — это совесть, руководящая нашими поступками посредством максим (ситуативные мотивы) и императивов (общезначимые правила). Императивы бывают двух видов: категорические и гипотетические. Категорический императив требует соблюдения долга. Гипотетический императив требует, чтобы наши действия были полезны. Существует две формулировки категорического императива:

  • «Поступай всегда так, чтобы максима (принцип) твоего поведения могла стать всеобщим законом (поступай так, как ты бы мог пожелать, чтобы поступали все)»;
  • «Относись к человечеству в своем лице (так же, как и в лице всякого другого) всегда только как к цели и никогда — как к средству».

В этическом учении человек рассматривается с двух точек зрения:

  • Человек как явление;
  • Человек как вещь в себе.

Поведение первого детерминировано исключительно внешними факторами и подчиняется гипотетическому императиву. Второй — категорическому императиву, высшему априорному моральному принципу.

Абсолютный идеализм Г.Гегеля. Диалектика

Георг Фридрих Гегель (1770-1831 гг. )

Один из самых известных философов мировой философии, с его именем связан наивысший пик рационализма. Гегель был домашним учителем, закончил университет, был женат, умер во время эпидемии холеры. Многое взял у предшественников, но все переработал.

“Философия - это эпоха схваченная в мысли” Философию называл совой Минервы, был философом энциклопедистом. Издал энциклопедию философских наук. Создал всеобъемлющую философскую систему.

Его позиция: Абсолютный идеализм это возведенный в крайнюю степень объективный идеализм. Осуждал субъективистов: Канта, Фихте.

Гегель - в высшей степени рационалист.

Использовал принцип триединства в своей философской системе:

1) Логика

2) Философия природы (механика, физика, органика)

3) Философия души (объективный, субъективный и абсолютный дух)

Главные труды: “Наука логики”, “Феноменология духа”

Исходит из того, что до него уже была логика, и предлагает так называемую, спекулятивную логику разума. “Логика - это наука о Боге, каким он был до сотворения духа”, “Логика это наука о вечном в изменяющемся мире”.

Гегель видит логику в двух видах:

- Объективная (логика хода событий, логика вещей)

- субъективная (логика мышления)

Логика мышления тождественна логике бытия, следовательно, и само мышление тождественно бытию (это то о чем писал Шеллинг: что необходимо рассматривать мир в целом) все действительное - разумное и все разумное действительно. Разум - это не специфическая особенность человека, а первооснова мира. Это мировой разум, это единство объективного и субъективного в их тождестве и различии.

Абсолютная идея - это интеллектуальная мощь человека, которая воплощена в формы, абсолютная идея включается в триаду.

1) Логика (абсолютная идея (в себе)

2) философия природы (природа в инобытии)

3) философия духа (абсолютный дух, абсолютная идея, “в себе и для себя”)

Абсолютная идея отождествляет природу. Природа - это инобытие абсолютной идеи. Отчуждение происходит не во времени а в пространстве. Абсолютная идея возвращается сама к себе через абсолютный дух. Все что происходит в мире, это результат само разворачивания абсолютной идеи, происходящего в ней внутреннего содержания. Человек - это момент в развитии мирового разума.

Философия духа делится на Объективный дух, субъективный дух и абсолютный дух.

Субъективный - антропология, феноменология, и психология.

Объективный - право нравственности государства

Абсолютный - искусство, религия, философия (формы познания мира)

Искусство - чувственные образы.

Религия - переход от чувственного к образному.

Философия - чистое мышление “очищенный синтез искусства и религии”. Высшая ступень развития человеческой мысли.

Величие Гегеля в том, что представил весь мир в виде единого, бесконечно развивающегося процесса.

Диалектика Гегеля

В философии Гегеля существенную роль играет понятие диалектики. Диалектика, согласно Гегелю, — «движущая душа всякого научного развертывания мысли и представляет собой единственный принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость…», метод исследования, противоположный метафизике.

Особенное значение в диалектическом методе Гегеля имели три принципа развития, понимаемые им как движение понятий, а именно: переход количества в качество, противоречие как источник развития и отрицание отрицания. В этих трех принципах, хотя и в идеалистической форме, Гегель вскрыл всеобщие законы развития. Впервые в истории философии Гегель учил, что источником развития являются противоречия, присущие явлениям. Мысль Гегеля о внутренней противоречивости развития была драгоценным приобретением философии.

В диалектике Гегеля можно выделить следующие три основных элемента:

1.Попытка обойти Кантово опровержение рационализма:

Кант опроверг рационализм, заявив, что тот непременно приводит к противоречиям. Однако этот аргумент черпает свою силу из закона противоречия: он опровергает только системы, признающие этот закон, то есть пытающиеся избавиться от противоречий. Этот аргумент не представляет угрозы для диалектической системы Гегеля, которая готова примириться с противоречиями.

2.Описание развития разума в терминах диалектики:

Гегель, видевший в диалектике истинное описание действительного процесса рассуждения и мышления, считал своим долгом изменить логику, с тем чтобы сделать диалектику важной — если не важнейшей — частью логической теории. Для этого ему необходимо было отбросить «закон противоречия», который служил серьёзным препятствием для диалектики.

3.Философия тождества

На основании философии тождества разума и действительности утверждается, что поскольку идеи противоречат друг другу, также и факты могут противоречить один другому, и что факты, как и идеи, развиваются благодаря противоречиям, — и поэтому от закона противоречия необходимо отказаться.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 4240; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь