Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


И организации учебного материала



ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Проблемы и методы культурологии»

Автор-составитель:

Бондарев Алексей Владимирович кандидат культурологии, доцент кафедры теории и истории культуры факультета философии человека РГПУ им. А.И. Герцена

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА

 

НАПРАВЛЕНИЕ – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ПРОФИЛЬ – КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

 

Утверждено на заседании Совета факультета философии человека

(протокол № ___________)

 

Председатель Совета

 

_______________/_____________/

 


Программа учебной дисциплины

«Проблемы и методы культурологии»

Курс: 3

Семестр: 5

Форма обучения: очная

Количество часов на дисциплину: 72

Количество аудиторных часов на дисциплину: 36

- лекционных занятий 18

- практических занятий 18

Количество часов на самостоятельную работу: 36

Трудоемкость: 2 (в кредитах)

Актуальность

На протяжении всего ХХ века наблюдался последовательный рост числа научных исследований, направленных на изучение влияния культуры на социальную жизнь общества, роли культуры как стимула социальной активности людей. Актуализация проблемы сохранения духовности и культурных ценностей в конце XX столетия обусловила поворот целого ряда научных дисциплин к исследованию сущности и функционирования феномена культуры.

Это в высшей степени актуализирует необходимость повышения уровня культурной компетентности учащихся, развития их способности к пониманию глубинных социокультурных смыслов во всём многообразии явлений окружающей действительности, повышения культурологической грамотности современного общества, а также освоения соответствующих культурологических компетенций. Работа в обозначенном направлении требует целенаправленной подготовки специалистов, способных системно разобраться в основных и наиболее значимых тенденциях современного социокультурного развития.

Современная российская культурология, получившая свой официальный статус лишь сравнительно недавно, стремительно развивается. Многие отрасли культурологического знания получили в самое последнее время значительную разработку, в центре дискуссий оказались новые проблемы изучения социокультурной реальности, были намечены совершенно новые перспективы развития культурологии как науки. Поэтому так важно иметь адекватное представление о новейших подходах, дискуссиях и достижениях отечественных и зарубежных культурологов.

Цель дисциплины: формирование базовых профессиональных компетенций в области культурологии посредством творческого освоения знаний о современных научных подходах и дискуссиях в изучении культуры; выявления специфики культурологического знания и овладения теоретико-методологическими основами культурологического исследования.

 

Задачи дисциплины:

Ø сформировать понимание актуальности и специфики современного культурологического знания;

Ø развить креативные и аналитические способности, культуру мышления, способность к самостоятельной работе с источниками, критическому, аналитическому и культурологическому мышлению, компаративному и кросс-культурному анализу;

Ø помочь совершенствованию способностей к письменной и устной коммуникации, а также слаженной работе в коллективе;

Ø способствовать стремлению к овладению современными способами поиска и отбора информации, развитию навыков педагогической работы, ориентацию на;

Ø овладеть этикой и практикой электронной коммуникации в учебном процессе;

Ø способствовать воспитанию норм и ценностей академического этоса, навыков научной работы;

Ø усовершенствовать навыки самостоятельной научно-исследовательской работы, критического прочтения и анализа культурологических текстов, анализа явлений культуры и их компаративного анализа;

Ø показать место культурологической науки в системе научного знания, её предмет и объект, проблемное поле, ключевой категориальный аппарат, методологию и основные разделы;

Ø охватить наиболее важные культурологические и культурфилософские концепции, создавая при этом представление об эволюции и многообразии подходов и направлений в современной культурологии;

Ø научить анализировать основополагающие теории и концепции культуры;

Ø охарактеризовать генезис и основные вехи становления культурологии как научной и образовательной дисциплины;

Ø дать возможность слушателям овладеть основными принципами и методами научного исследования культуры;

Ø способствовать освоению слушателями современных знаний о культуре как системной целостности с собственными закономерностями нелинейной самоорганизации;

Ø раскрыть структуру и динамику культуры в свете основных подходов;

Ø освоить особенности исторических типов межкультурной коммуникации;

Ø сформировать представление об основах и современном уровне развития культурологии;

Ø научить использовать полученные знания в профессиональной деятельности и собственной практике, в выборе ориентаций в мире ценностей современной культуры.

 

Принципы отбора содержания

И организации учебного материала

Логика расположения основных содержательных блоков программы обусловлена содержанием культурологии как науки: каждый раздел раскрывает определённую область культурологии. В предлагаемой программе охватываются общие основы теории культуры, а также рассматривается история развития культурологических учений. Собственно построение содержания данного курса определяется следующими принципами:

v принцип последовательности – от общих сведений по теории культуры и развития культурологической мысли к уяснению возможностей и пределов прикладной культурологии в контексте решения конкретных социокультурных проблем;

v принцип преемственности, что выражается в опоре на дисциплины, изучавшиеся слушателями ранее.

v принцип системности, устанавливающий сущностную взаимосвязанность между тематическими разделами данного курса и реализуемый в стройной организации изложения учебного материала;

v принцип дополняемости: практические занятия не дублируют лекции, на этом основании выдерживается принцип «что могут прочитать сами слушатели, не следует пересказывать на лекциях»;

v принцип интегративности, в соответствии с которым в рамках изучаемого курса предполагается использовать данные смежных с культурологией наук (истории, философии, этнологии, политологии, социологии) и отдельных междисциплинарных направлений (синергетика);

v принцип профессиональной направленности, позволяющий учесть особенности профессиональной подготовки по определённому направлению;

v принцип вариативности, ориентированного на максимально возможный учёт индивидуальных особенностей профессионального становления обучающихся;

v принцип практико-ориентированности, предполагающий интегративное взаимодействие познавательной, исследовательской и профессиональной деятельности с ценностными ориентациями интересами слушателей.

Основными формами обучения выступают аудиторный цикл лекций, семинары (практические занятия) и самостоятельная работа слушателей.

Данный курс носит интегративный характер и в целом строится на междисциплинарной основе, что обусловлено спецификой культурологии как науки.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

По данной дисциплине подготовлен ряд презентационных конспектов, представляющих собой компьютерные презентации с содержательным наполнением. Визуальная часть демонстрируется во время занятий, содержательная предоставляется студентам в качестве опорного конспекта по теме. Используется электронная форма распространения материалов.

Образовательные технологии

Чтение проблемных лекций, проведение мастер-классов и обсуждение альтернативных точек зрения.

Авторская мастерская: компаративный анализ первоисточников на семинарских занятиях с помощью исторических кейсов. Ролевые игры: введение в академический этос и практику интеллектуальных коммуникаций.

Реализация виртуальных проектов: использование электронных ридеров, компьютерных презентаций, баз данных. Организация системы виртуальных консультаций. Организация виртуального семинара и системы тренингов на специальном электронном ресурсе.

Помимо этого, могут также использоваться и другие образовательные технологии (мозговой штурм, критическое мышление, метод проектов, научный семинар, личностно-ориентированного обучения и др.)

Изучение дисциплины строится по модели проблемного, личностно-ориентированного креативного и контекстного обучения.

 

Рубежный контроль

Промежуточной формой проверки качества усвоения знаний предполагается обобщающая письменная контрольная работа по основным пройденным разделам данного курса с учётом выполненных на занятиях практических задач. Пересдача рубежного контроля не допускается. Рубежный контроль проводится дважды (письменная контрольная работа или терминологический диктант).

В случае если студент отсутствовал при проведении контроля по уважительной причине, он получает индивидуальное задание. По результатам его выполнения проводится собеседование.

Тема 15: Динамика культуры.

Диалектика традиций и инноваций в культурном развитии. Деятельность как субстанция культуры. Культура как историческое творчество народов. Субъект и объект развития культуры. Соотношение понятий «общество», «социум» и «этнос». Субстанциональные различия этноса и культуры.

Факторы, детерминанты, параметры культурно-исторического процесса. Факторы, определяющие изменения в культуре, условия и механизмы их реализации. Факторы как совокупность различных возможностей взаимодействующих сторон, оказывающих непосредственное воздействие на ход культурно-исторического развития. Факторы-детерминанты, факторы-условия, ресурсные, социально-психологические и личностные факторы. Взаимовлияние различных факторов в динамике культурно-исторического процесса. Динамика культуры как проявление необходимости в адаптации ко внешним и внутренним изменениям.

Соотношение понятий «процесс развития культуры» и «исторический процесс» («культура» и «история»). Культурно-исторический процесс. Сравнительный анализ монолинейных и полилинейных подходов к изучению культурно-исторического процесса.

Типы культурных изменений. Модификации черт культуры во времени и пространстве. Аккумуляция, трансформация, трансляция, диффузия, эволюция культуры. Инверсия и медиация. Ризома. Культурный застой. Аномия в культуре. Культурные революции. Взрывы в культуре. Прогресс и регресс в культурной динамике. Межкультурные коммуникации как процессы взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности (индивидами, группами, этносами, цивилизациями), коммуникация как базовый механизм социокультурной динамики, накопления и трансляции социального опыта.

Заключение.

Значение и перспективы развития культурологии.


Практические занятия.

По каждой теме предполагаются как лекционные, так и практические занятия. Последние проводятся в форме обсуждения студенческих докладов. Одно из обязательных требований к студенту в ходе изучения дисциплины – один раз в семестр сделать доклад. Доклад должен быть результатом самостоятельной работы – знакомства с литературными текстами, ведения «читательского дневника» и осуществления анализа текста с применением критической литературы. Доклад является устным выступлением, он требует особой подготовки. Результатом этой формы деятельности должен стать навык устной речи – емкой, насыщенной, выразительной, сочетающей цитирование с изложением собственного мнения.


ДОКЛАД

Требования к устному выступлению

· Время выступления строго должно быть лимитировано: ок. 5-10 мин. для сообщения по семинарским вопросам и не более 15-20 мин. на доклад по индивидуальной теме.

· Структура. Доклад должен быть четко и логично внутренне структурирован по хронологическому, проблемному, либо проблемно-хронологическому принципам. В соответствии с наиболее адекватным избранной теме принципом составляется тезисный план-конспект выступления.

· Содержание. В докладе необходимо представить основные аспекты избранной научной проблемы или положения взятой для рассмотрения концепции, события и этапы развития научного творчества создавшего её учёного.

· Использование наглядных материалов, составление презентаций.


ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА*

Требования к оформлению и содержанию итоговой отчётной работы

Письменная работа должна представлять собой индивидуальный, завершенный труд, отражающий интересы студента, его знания, навыки и умения по материалам данного курса. Она является формой приобщения студента к специфике теоретического научного исследования и должна быть цельным изложением определенной темы.

Отчётная работа может быть представлена в следующих формах:

Ø в форме аналитической минихрестоматии,

Ø либо в виде презентации с письменным сопровождением.

Требования к реферату

Структура работы.

1. Титульный лист

2. Оглавление

3. Аналитический раздел – краткий тезисный анализ прочитанной статьи (подробнее см. ниже).

4. Приложения:

Ø хрестоматийное приложение (прочитанная статья с её полными выходными данными).

Ø иллюстративные материалы (портреты учёных, схемы, графики, таблицы и т.д.);

Ø Хронологическая таблица научной жизнедеятельности автора анализируемой работы

Ø Интеллектуальная генеалогия автора (в форме таблицы)

5. Использованные источники и литература (выходные данные работ, которыми пользовался учащийся при подготовке конспекта).

Содержание аналитического раздела

I. Краткое введение. Обоснование выбора источника для анализа; раскрывается научная актуальность и историко-культурная значимость избранного текста; формулируются цели и основные проблемы, которые предполагается осветить (0, 5-1 стр.).

II. Внешний анализ. Здесь следует дать внешнюю характеристику избранного текста: его форма (статья или раздел монографии), место и год публикации, издательство, общее описание структуры, содержания, особенностей авторского стиля написания и т.д. Анализ названия работы (монографии или статьи) и названия части работы, которую конспектирует учащийся[1]: о чем оно говорит? (0, 5 стр.)

III. Реферирование. Представить в виде развернутого тезисного плана-конспекта . Сформулировать главные тезисы и выделить ключевые идеи, лежащие в основе данного текста. доказательная база работы, степень убедительности авторской аргументации (ок. 3 стр.).

IV. Внутренний анализ (не менее 8 стр.):

1. общие данные об авторе, к какой научной школе принадлежит, кто был его учителем, предшественниками, последователями и т.д. Особенности научной деятельности. Основные идеи автора, их актуальность, фундаментальность и т.д. Эволюция идей автора (если была). Судьба его теоретических взглядов, как они были восприняты, их значение и внесенный вклад в науку.). Место данной работы в научной биографии автора. Не более 2-3 страниц.

2. Логический переход к анализу самого текста (между всеми разделами должна быть логическая связка! ). Показать историческую обусловленность написания и публикации работы (когда написана, издана, общественный резонанс). Как согласовалось время выхода работы с современной ей обстановкой (публикация была своевременна, запоздала, опередила своё время).

3. Обязательно выделить главную тему и идею работы (как она представлена, последовательность; её новационность, её судьба).

4. определения наиболее важных терминов, используемых автором публикации и представляющих особое значение для понимания основного замысла данной работы.

5. анализ основных тезисов (положений, идей) данного текста, выявленных в разделе «Реферирование»: актуальность, новизна, фундаментальность, аргументированность, перспективность, значение. Получили ли эти идеи развитие, если не получили, то почему.

6. источники выдвинутых идей (впервые сформулированы или были предшественники, ссылается ли автор на них, как он их оценивает; если не ссылается, то почему).

7. Если автор упоминает (ссылается, полемизирует, цитирует) других ученых, необходимо в контексте изучения данного источника представить краткую справку о них (биографические сведения), отметить, в связи с чем они были отмечены автором (оказали ли какое-либо влияние на развитие его идей и теории). Сравнение с другими трудами автора данного текста (была ли эволюция взглядов).

V. Эссе (2 страницы) – свободное рассуждение учащегося по поводу прочитанного материала (с соблюдением норм научного стиля изложения). Цитирование аутентичного текста допускается в пределах 20% всего объема отчетной работы (в печатных знаках).

VI. В заключении (1-2 страницы) подводятся основные итоги и даются самостоятельные обобщающие выводы, при формулировке которых необходимо учитывать различные точки зрения на исследуемый предмет в историографии. Каково значение высказанных автором идей для той области знаний, которой посвящается статья.

Наличие самостоятельного анализа и выводов. Во всей работе, особенно во введении и заключении, должно присутствовать личное отношение автора к рассматриваемым вопросам. Каждое приводимое авторское суждение должно быть непременно аргументировано и обосновано. Этот параметр призван определить способности студентов к аналитическому и критическому мышлению; умению грамотно оперировать основным понятийно-категориальным аппаратом культурологии; устанавливать междисциплинарные связи на материале выбранной темы. Студенты должны продемонстрировать умения анализировать основные культурогенетические концепции в историческом контексте их создания, обосновывать собственную позицию.

Дополнительные требования. Необходимо указать ссылки на использованную литературу. Список литературы располагается в конце реферата на отдельном листе. Список литературы может включать не менее 5 – 10 научных работ, расположенных в алфавитном порядке фамилий авторов или заглавий, перед которыми авторство не указано (энциклопедии, сборники, коллективные монографии, учебники). Библиографический список может быть составлен исключительно из тех работ, которые непосредственно были задействованы в реферате (они цитируются, на них ссылаются, или они послужили отправной точкой при формировании авторской концепции реферата, что указано во введении). Ссылки на литературу желательно помещать в конце каждой страницы как пронумерованные сноски.

 

Альтернативной формой отчётной письменной работы может быть составление хронологических (синхронистических) таблиц по истории культурологии в контексте развития отечественной и мировой науки ХХ в. (на основе материалов Интернет и др.)

Презентация

Объём работы: 30-40 слайдов в программе Power Point.

Тематика:

1. основные подходы и направления культурологии:

1) по авторским концепциям

Разделы:

- введение

- биография автора концепции (по периодам, по направлениям научной деятельности)

- основное содержание концепции (тезисы, схемы, таблицы)

- иллюстрации

- список источников и литературы

2) общая характеристика определённого течения (школы, направления, подхода) в культурологии (или сравнение нескольких направлений)

Разделы:

- введение

- периодизация развития данного направления

- по периодам развития данного направления

- основное содержание концепций представителей данного направления (тезисы, схемы, таблицы)

- иллюстрации (авторы)

- список источников и литературы

 

3) обобщённая характеристика определённого периода в развитии культурологической мысли

Рубежный контроль

Рубежный контроль осуществляются в виде контрольной работы (максимум 10 баллов), теста, терминологического диктанта (максимум по 5 баллов) с учётом выполненных на занятиях практических задач. Пересдача рубежного контроля не допускается. Рубежный контроль проводится трижды: в середине каждого семестра (тест или терминологический диктант) и по итогам работы в первом из двух семестров курса (контрольная работа). Максимальное количество баллов рубежного контроля – 20 баллов.

Дополнительно к рубежному контролю по итогам 1 семестра учитываются баллы за посещаемость и работу на семинарских занятиях, ведение электронной тетради. За 1 семестр курса студент должен подготовить реферат. Баллы оценки реферата дополняют баллы рубежного контроля 1 семестра.

Рубежный контроль 2 семестра включает презентацию творческой работы в конце семестра, но до экзамена.

В случае если студент отсутствовал при проведении контроля по уважительной причине, он получает индивидуальное задание. По результатам его выполнения проводится собеседование.

 

 


Итоговая аттестация

В конце семестра проводится экзамен. На экзамене проверяется усвоение основных понятий и текстов, а также умения и навыки презентации полученных теоретических знаний.

Экзамен проводится в форме устного ответа на 2 вопроса: теоретический, позволяющий продемонстрировать степень усвоения теоретического материала и практический, позволяющий оценить степень знания первоисточников. Максимально возможная оценка за каждый вопрос – 10 баллов. Максимально возможная оценка на экзамене – 20 баллов.

 

 

В экзаменационную ведомость вносится оценка по 5-балльной системе, которая является результатом суммирования баллов, полученных по всем указанным выше видам деятельности студента в течение семестра.

 

Шкала итоговых оценок студента,

Антологии и хрестоматии

1) Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретации культуры. – СПб., 1997.

2) Антология культурологической мысли / Под ред. С.П. Мамонтова, А.С. Мамонтова. – М., 1996.

3) Культурология. ХХ век. Антология. – М., 1995.

4) Пути Евразии / Сост., вступ. ст. И.А. Исаева. – М., 1992.

5) Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия / Сост. Б.С. Ерасов. – М., 1998.

6) Теория культуры. Отечественные исследования /А.Б. Каплан и др. – М., 1996.

7) Философия истории. Антология / Под ред. Ю.А. Кимелева. – М., 1995.

8) Хрестоматия по культурологии. В 2-х тт. /Под ред. И.Ф. Кефели. – СПб., 1999.

9) Хрестоматия по культурологии: Учебное пособие / Составители: Лалетин Д.А., Пархоменко И.Т., Радугин А.А. / Под ред. А.А. Радугина. – М., 1998.

 

Источники

1. Библер В. С. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в XXI век. М., 1991

2. Вебер М. Протестанская этика и дух капитализма. В кн.: М.Вебер. Избранные произведения. - М., 1990.

3. Вико Дж. Основание новой науки об общей природе наций. – М., 1994.

4. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. – М., 1977.

5. Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – Л., 1989 (и др. изд.).

6. Гумилёв Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. – М., 1993(и др. изд.).

7. Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». - М., 1993.

8. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – СПб., 1995 (и др. изд.).

9. Конрад Н.И. Запад и Восток. – М., 1966.

10. Крёбер А.Л. Конфигурации развития культуры // Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретация культуры. – СПб.: Университетская книга, 1997. С. 465-498.

11. Крёбер А.Л. Избранное: Природа культуры / Пер. с англ. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2004.

12. Кульпин Э.С. Генетические коды цивилизаций // Социоестественная история: генезис кризисов природы и общества в России. – М., 1995. Вып. 4: Генетические коды цивилизаций. С. 3-28.

13. Лем Ст. Модель культуры // Вопросы философии. - 1969. - № 8. - С. 49-62.

14. Лем Ст. Этика технологии и технология этики; Модель культуры. – Пермь: Абакан; М.: Лаборатория теории и истории культуры ИНИОН РАН, 1993.

15. Лем Ст. Философия случая / Пер. с пол. Б.А. Старостина. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: Транзиткнига, 2005.

16. Леонтьев К.Н. Византизм и славянство // Избранное. – М., 1993. С. 19-111.

17. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала / Пер. с нем. / Под ред. А.В. Гладкого; Сост. А.В. Гладкого, А.И. Федорова; Послесловие А.И. Федорова. – М.: Республика, 1998.

18. Лотман Ю.М. Феномен культуры // Избранные статьи. - Т. I. – Таллинн, 1992.

19. Лотман Ю. М. Несколько мыслей о типологии культур // Избранные статьи. Т. 1. Таллинн, 1992.

20. Лотман Ю.М. Динамическая модель семиотической культуры // Лотман Ю.М. Избранные статьи. Таллинн, 1992. Т. I: Статьи по семиотике и типологии культуры. С. 90-101.

21. Лотман Ю.М. Семиосфера. – СПб.: Искусство-СПб, 2004.

22. Маркарян Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. – Ереван: Изд-во Академии наук Армянской ССР, 1973.

23. Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. – М., 1995.

24. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре//Культурология. ХХ век. Антология. – М., 1995.

25. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.

26. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. – М., 1989.

27. Тойнби А.Дж. Постижение истории: Сборник. – М., 2001 (и др. изд.).

28. Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. – Новосибирск, 1993; Т. 2 – М., 1998 (и др. изд.).

29. Успенский Б.А. Избранные труды. - Т. I. Семиотика истории. Семиотика культуры. – М., 1996.

30. Фрейд З. Неудовлетворенность культурой. – М., 1990.

31. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. – М., 1992.

32. Фромм Э. Душа человека. – М., 1992.

33. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. – СПб., 1997.

34. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии, 1990. № 3.

35. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? //Полис, 1994.№ 1.

36. Юнг К.Г. Архетип и символ. – М., 1991.

37. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. - Любое издание.

38. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991.

 

Синхронистические таблицы.

1) Мировая художественная культура: Синхронистические таблицы: Учебно-методическое пособие. – СПб., 2001.

2) Овсянников А. История двух тысячелетий в датах: Справ. пособие. – Тула, 1996.

3) Основные события Средневековья / Делорм Ж.; Пер. с фр. Е.В. Шукшиной. – М., 2004.

4) Российская и мировая история в таблицах: Синхронистические таблицы, карты-схемы, генеалогические таблицы, правители государств, исторический словарь / Сост. Лурье Ф.М. – СПб., 1997.

5) Синхронистическая таблица от зарождения цивилизации до наших дней. – СПб., 1998.

6) Универсальные синхронистические таблицы: История. Философия. Наука. Искусство. Литература / Под ред. Л.И. Гительмана и В.И. Максимова. – М.: Совпадение, 2004.

Исторические атласы

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Проблемы и методы культурологии»

Автор-составитель:

Бондарев Алексей Владимирович кандидат культурологии, доцент кафедры теории и истории культуры факультета философии человека РГПУ им. А.И. Герцена

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА

 

НАПРАВЛЕНИЕ – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ПРОФИЛЬ – КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

 

Утверждено на заседании Совета факультета философии человека

(протокол № ___________)

 

Председатель Совета

 

_______________/_____________/

 


Программа учебной дисциплины

«Проблемы и методы культурологии»

Курс: 3

Семестр: 5

Форма обучения: очная

Количество часов на дисциплину: 72

Количество аудиторных часов на дисциплину: 36

- лекционных занятий 18

- практических занятий 18

Количество часов на самостоятельную работу: 36

Трудоемкость: 2 (в кредитах)

Актуальность

На протяжении всего ХХ века наблюдался последовательный рост числа научных исследований, направленных на изучение влияния культуры на социальную жизнь общества, роли культуры как стимула социальной активности людей. Актуализация проблемы сохранения духовности и культурных ценностей в конце XX столетия обусловила поворот целого ряда научных дисциплин к исследованию сущности и функционирования феномена культуры.

Это в высшей степени актуализирует необходимость повышения уровня культурной компетентности учащихся, развития их способности к пониманию глубинных социокультурных смыслов во всём многообразии явлений окружающей действительности, повышения культурологической грамотности современного общества, а также освоения соответствующих культурологических компетенций. Работа в обозначенном направлении требует целенаправленной подготовки специалистов, способных системно разобраться в основных и наиболее значимых тенденциях современного социокультурного развития.

Современная российская культурология, получившая свой официальный статус лишь сравнительно недавно, стремительно развивается. Многие отрасли культурологического знания получили в самое последнее время значительную разработку, в центре дискуссий оказались новые проблемы изучения социокультурной реальности, были намечены совершенно новые перспективы развития культурологии как науки. Поэтому так важно иметь адекватное представление о новейших подходах, дискуссиях и достижениях отечественных и зарубежных культурологов.

Цель дисциплины: формирование базовых профессиональных компетенций в области культурологии посредством творческого освоения знаний о современных научных подходах и дискуссиях в изучении культуры; выявления специфики культурологического знания и овладения теоретико-методологическими основами культурологического исследования.

 

Задачи дисциплины:

Ø сформировать понимание актуальности и специфики современного культурологического знания;

Ø развить креативные и аналитические способности, культуру мышления, способность к самостоятельной работе с источниками, критическому, аналитическому и культурологическому мышлению, компаративному и кросс-культурному анализу;

Ø помочь совершенствованию способностей к письменной и устной коммуникации, а также слаженной работе в коллективе;

Ø способствовать стремлению к овладению современными способами поиска и отбора информации, развитию навыков педагогической работы, ориентацию на;

Ø овладеть этикой и практикой электронной коммуникации в учебном процессе;

Ø способствовать воспитанию норм и ценностей академического этоса, навыков научной работы;

Ø усовершенствовать навыки самостоятельной научно-исследовательской работы, критического прочтения и анализа культурологических текстов, анализа явлений культуры и их компаративного анализа;

Ø показать место культурологической науки в системе научного знания, её предмет и объект, проблемное поле, ключевой категориальный аппарат, методологию и основные разделы;

Ø охватить наиболее важные культурологические и культурфилософские концепции, создавая при этом представление об эволюции и многообразии подходов и направлений в современной культурологии;

Ø научить анализировать основополагающие теории и концепции культуры;

Ø охарактеризовать генезис и основные вехи становления культурологии как научной и образовательной дисциплины;

Ø дать возможность слушателям овладеть основными принципами и методами научного исследования культуры;

Ø способствовать освоению слушателями современных знаний о культуре как системной целостности с собственными закономерностями нелинейной самоорганизации;

Ø раскрыть структуру и динамику культуры в свете основных подходов;

Ø освоить особенности исторических типов межкультурной коммуникации;

Ø сформировать представление об основах и современном уровне развития культурологии;

Ø научить использовать полученные знания в профессиональной деятельности и собственной практике, в выборе ориентаций в мире ценностей современной культуры.

 

Принципы отбора содержания

и организации учебного материала

Логика расположения основных содержательных блоков программы обусловлена содержанием культурологии как науки: каждый раздел раскрывает определённую область культурологии. В предлагаемой программе охватываются общие основы теории культуры, а также рассматривается история развития культурологических учений. Собственно построение содержания данного курса определяется следующими принципами:

v принцип последовательности – от общих сведений по теории культуры и развития культурологической мысли к уяснению возможностей и пределов прикладной культурологии в контексте решения конкретных социокультурных проблем;

v принцип преемственности, что выражается в опоре на дисциплины, изучавшиеся слушателями ранее.

v принцип системности, устанавливающий сущностную взаимосвязанность между тематическими разделами данного курса и реализуемый в стройной организации изложения учебного материала;

v принцип дополняемости: практические занятия не дублируют лекции, на этом основании выдерживается принцип «что могут прочитать сами слушатели, не следует пересказывать на лекциях»;

v принцип интегративности, в соответствии с которым в рамках изучаемого курса предполагается использовать данные смежных с культурологией наук (истории, философии, этнологии, политологии, социологии) и отдельных междисциплинарных направлений (синергетика);

v принцип профессиональной направленности, позволяющий учесть особенности профессиональной подготовки по определённому направлению;

v принцип вариативности, ориентированного на максимально возможный учёт индивидуальных особенностей профессионального становления обучающихся;

v принцип практико-ориентированности, предполагающий интегративное взаимодействие познавательной, исследовательской и профессиональной деятельности с ценностными ориентациями интересами слушателей.

Основными формами обучения выступают аудиторный цикл лекций, семинары (практические занятия) и самостоятельная работа слушателей.

Данный курс носит интегративный характер и в целом строится на междисциплинарной основе, что обусловлено спецификой культурологии как науки.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

По данной дисциплине подготовлен ряд презентационных конспектов, представляющих собой компьютерные презентации с содержательным наполнением. Визуальная часть демонстрируется во время занятий, содержательная предоставляется студентам в качестве опорного конспекта по теме. Используется электронная форма распространения материалов.


Поделиться:



Популярное:

  1. II. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ.
  2. III. СОЗДАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ. УЧРЕДИТЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ. ПОРЯДОК ПРИЕМА ЧЛЕНОВ В ОРГАНИЗАЦИЮ. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ ОРГАНИЗАЦИИ.
  3. III. Этапы по организации выполнения и защиты выпускной квалификационной работы
  4. V. Взаимоотношения отдела организации труда и заработной платы с другими подразделениями предприятия
  5. V. РУКОВОДЯЩИЕ ОРГАНЫ ОРГАНИЗАЦИИ, ИХ КОМПЕТЕНЦИЯ
  6. V. Сбор и обработка практического материала
  7. V1: Потребности и их роль в экономической организации общества
  8. XI. Особенности организации целевого приема
  9. А4. Что Вы предпочитаете в организации своего питания дома?
  10. Аккредитованной организации, создаваемой в организационно-правовой форме ассоциации
  11. Активные формы организации обучения. Урок-лекция.
  12. Актуальность темы, наличие достаточного объема теоретического материала по исследуемой проблеме и информации об объекте исследования позволяют приступить к написанию теоретического раздела работы.


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 531; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.178 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь