Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Активные формы организации обучения. Урок-лекция. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Классно-урочная система имеет свои плюсы: -удобство в управлении классом, -четкая организация, -возможность коллективного взаимодействия, -постоянное влияние личности учителя на детей, -экономия времени обучения. Недостатки: -ориентация не среднего ученика, -трудность учета индивидуальных особенностей учеников, -одинаковый темп и ритм работы, -частая смена в расписании предметов. В настоящее время ведется модернизация классно-урочной системы обучения. В школу приходят новые формы организации обучения. Прежде всего, это новые формы занятий, заимствованные из ВУЗа: лекции, семинары. Школьная лекция- это такая форма обучения, при которой учитель, излагая материал, помогает ученикам формулировать проблему, осваивать логику познания, делать собственные открытия. Лекция имеет свои особенности. Она может быть рассчитана на 1-3 часа. Л должна читаться по плану, который предлагается учителем классу. Ученики в процессе Л могут развертывать отдельные ее планы, а затем и сами составлять планы лекций. ШЛ обязательно должна иметь обратную связь. Она может выражаться в выполнении письменных заданий (составлении плана, тезисов, конспектов лекций). ШЛ отличается от вузовской тем, что в нее могут быть включены различные виды деятельности школьников (работа с учебником, работа с наглядностью, беседа). Работа учеников должна проверяться. В зависимости от места лекции в процессе обучения и специфики задач различают разные виды Л: 1.Информативная (опора на монолог учителя, репродуктивное мышление учеников), в такой лекции можно раскрыть обзорную тему, на ней не создается предпосылок для творческого поиска, 2.Проблемная Л (активизация исследовательской деятельности учеников); предполагает 3 компонента: -противоречие, -наличие определенной базы знаний, -готовность разобраться в проблеме. Во время такой Л учащиеся вовлекаются в проблемную ситуацию, формулируют гипотезу. 3. Лекция-визуализация. Направлена на воображаемую перекодировку вербальной информации в определенный зрительный ряд с помощью схем, таблиц, кластеров(тема литературных направлениий). 4.Лекция- пресс-конференция. Учитель задает тему обсуждения, ученики передают свои вопросы учителю, а тот, раскрывая тему, включает в нее и ответы на поставленные вопросы. Это развивает умение задавать вопросы. Этот тип Л может быть совмещен с проблемной или информативной Л. 5. Бинарная лекция используется редко. Читают два учителя-словесника, которые подают тему в виде дискуссии по поводу взгляда на проблему. 6.Продвинутая лекция. Ученики работают с поступающей информацией. Пр.Л предполагает, что во время ее чтения идет активная обратная связь. Для этого ученики делают пометки на полях(уже знал, новое, думал иначе, есть вопросы).
24.Виды и структура уроков литературы. Основные требования к уроку литературы. Проблема урока- одна из самых основных в методике. Самые большие споры вызывает содержание урока, структура, типология, взаимодействие традиционных и новых методов обучения, роль учителя. В середине 20 века особое внимание уделялось классификации уроков литературы. Этой проблемой занимались Голубков, Кудряшев, Станчек и др. 1-м свою классификацию предложил Голубков. Она была основана на определении места урока в системе других уроков по изученной теме. Г выделял: -вступительные занятия, -чтение, ориентационные беседы, -анализ произведения, -итоговый урок. Классификация Г не была полной, поскольку она не учитывала специфику предмета и ориентировалась только на этапах изучения художественных произведений. Кудряшев свою классификацию основал на структуре литературы, как учебного предмета. К считал, что поскольку литература- это искусство слова, то надо учитывать то эмоциональное воздействие, которое она оказывает на читателя. Кудряшев считал, что, поскольку литература- это искусство слова, то надо учитывать то эмоциональное воздействие, которое она оказывает на читателя, и то, что специальная словесная форма требует хорошего владения речью. Урок литературы должен дать систему знаний по теории и истории литературы. Он выделяет уроки по изучению худ. произведений, уроки изучения теории и истории литературы, уроки развития речи. Такая типология указывает на объект и цель изучения, но имеет слишком общий характер. Поэтому ученые в каждом выделяют несколько видов. Уроки изучения художественных произведений: 1)уроки художественного восприятия произведений, 2)уроки углубленной работы над текстом, 3) уроки, обобщающие изучение произведений. Уроки по теории и истории литературы делятся на: 1)уроки формирования теоретико-литературных понятий, 2)уроки освоения литературно-критического материала, 3)уроки по биографии писателя, 4)уроки по историко-литературному материалу, 5) уроки обобщения, повторения и опроса. Уроки развития речи: 1) Уроки обучения творческим работам по жизненным впечатлениям и по произведениям искусства, 2) Уроки обучения сочинениям на основе художественных произведений, 3) Уроки анализа и совершенствования сочинений. Классификация К, несмотря на относительную всеохватность, нельзя считать совершенной для современной школы. В ней не учитываются формы проведения уроков, этапы изучения художественных произведений, деятельность учителя и учащихся. Но тем не менее, эта классификация достаточно точно учитывает содержание литературного образования и позволяет выстроить структуру классического урока. Классический урок литературы, цель которого- усвоение нового материала, имеет следующую структуру. 1. Организационный момент(не более 2-х минут). 2. Этап подготовки к восприятию новых знаний: -постановка учебных целей, -актуализация изученного ранее, -эмоциональная установка. 3. Этап усвоения новых знаний (чтения и анализа художественного произведения). 4.Этап синтеза (закрепления новых знаний). 5. Этап информации о домашнем задании и инструкции по его выполнению. Требования к современному уроку 1.На уроке должны решаться образовательные задачи: -обучающие: какие ЗУН планируется развить в рамках урока, -воспитательные: какие воспитательные возможности планируется реализовать в рамках урока, -развитие: какие познавательные способности, интересы, волевые качества, эмоции планируется развить в рамках урока. 2. Отбор оптимального содержания (требования учебной программы + цели урока = уровень подготовки учащихся). 3. Планирование усвоения учащимися знаний сформированности умений и навыков. 4. Рациональный выбор методов, приемов, средств обучения, стимуляции и контроля. 5. Сочетание различных форм, коллективной и индивидуальной работы учащихся и их самостоятельной деятельности. 6. Реализация дидактических принципов. 7. Создание условий для успешного обучения. Структура урока бывает линейная и нелинейная. Нелинейная - в классе группам даются различные задания. Содержание и структура урока зависит от образовательной парадигмы, заданной программой. Если парадигма индивидуально- знаниевая, то на уроке будет доминировать учитель, сообщающий задание, а на этапе синтеза выявляющий объем знаний. Если парадигма развивающая, то доминировать станет деятельность учеников.
25.Вариативные федеральные программы литературного образования. Аналитический обзор с подробной характеристикой одной из программ. На основе Закона об образовании разработан государственный стандарт общего образования. Стандарт- это нормы и требования, которые определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ. На основе стандарта разработаны программы по литературе. Программа – это документ, на основе которого осуществляется литературное образование. Существует множество программ, но учитель может работать только по тем, которые имеют гриф МО «рекомендовано», «допущено». Каждая из программ строится на основе определенной концепции. Все программы можно разделить на 3 группы. 1. Традиционные П. Они имеют серьезные методические традиции. В них преобладает «знаниевый» подход к освоению предмета. Предполагается, что ученик постигает произведение через последовательное накопление знаний об эпохе, авторе, конкретном художественном тексте. Т.о., процесс образования идет по системе: передача знаний- запоминание- воспроизведение. Но эта цепочка постоянно разрывается, потому что знания должны быть усвоены. К таким программам относятся программы под редакцией Т.Ф. Курдюмовой, С.С. Зинина, Г.С. Меркина. 2. «Технологические программы». Иной подход, который состоит в том, что приоритеты в процессе освоения курса отданы не историко- и теоретико-литературным знаниям, а литературно-художественным и интерпритационным умениям. Программы направлены на то, чтобы научить ученика читать литературу как литературу. Новизна их еще и в том, что автор задает не только содержание литературного образования, но и намечают технологию его освоения. К таким программам относится программы под редакцией Кутузова, В.Ф.Чертова, М.Б. Ладыгина. 3. Смешанные программы стремятся сочетать в себе оба подхода. Программы под редакцией Г.И. Беленького, В.Г. Маранцмана, Б.А.Ланина, Г.В. Москвина. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 1477; Нарушение авторского права страницы