Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
РОСТОВСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ СЕРВИСА И ТУРИЗМА
РОСТОВСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ СЕРВИСА И ТУРИЗМА ЮЖНО-РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА Коломиец Н.В.
Учебно-методическое пособие Ростов-на-Дону 2012 ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ - Сформировать у студентов научное представление об основных эпохах в развитии мирового искусства от античности до наших дней, о факторах, лежащих в основе изменения характера культурного мышления от эпохи к эпохе; - Сформировать представление о своеобразии разных видов искусства, об основных тенденциях в развитии современного искусства; - Заложить фундаментальные знания о сущности, функциях, основных понятиях и закономерностях развития изобразительного искусства и архитектуры; - Сформировать у студентов систему знаний и навыков, необходимых для интерпретации произведений искусства; - Познакомить студентов с основными проблемами, касающимися феномена творчества, психологии восприятия, места искусства в социокультурном единстве; - Научить подходам к выбору наиболее эффективных способов творческого анализа произведений мирового искусства и грамотному квалифицированному применению выбранных способов на практике; - Сформировать систему знаний и навыков, которая ляжет в основу критического осмысления искусства в современном мире. Требования к предварительной подготовке обучающегося: Знание художественной культуры, мировой культуры и искусства, художественный вкус. Понимать сущность и социальную значимость своей профессии, четко представлять сущность, характер и взаимодействие социокультурных и дизайнерских феноменов, знать основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний и значение для реализации профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен Знать: знать основные этапы развития мирового искусства; иметь представление о специфике каждого вида искусства; осознавать своеобразие современного искусства и культуры; Уметь: приобрести навык элементарного анализа формы и содержания художественного произведения. Владеть: системой знаний о мировом искусстве, его генезисе, исторических этапах развития и роли искусства в современной культуре. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Наименование разделов и тем /вид занятия/ Введение. Основные понятия искусства Теории происхождения искусства. Миметическая природа искусства. Проблемы возникновения и бытия художественного образа. Анализ произведения искусства. Художественная форма и содержание. Типология искусства. Свободные и механические искусства. Искусства временные и пространственные, изобразительные и неизобразительные. Виды пространственных искусств и их специфика (архитектура, скульптура, живопись, графика). Зрелище как синтез временных и пространственных искусств. Жанровая типология: происхождение, виды, историческая обусловленность жанрового деления. Особенности отдельных жанров.
Смысл и функции искусства в культуре. Проблема динамики художественной культуры. /Ср/
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО И СРЕДНЕВЕКОВОГО ВОСТОКА Искусство Древнего Египта
Искусство Древней Индии Общая характеристика культуры и искусства Индии. Доарийский дравидийский период. Ведический период культуры. Кастово-варновое устройство общества. Индуизм и брахманизм, буддизм, их отражение в искусстве Древней Индии. Индийский классический танец как синтетическая форма искусства. Архитектура, скульптура Древней Индии. Живопись, поэзия и музыка Индии. Катхакали – древнеиндийский театр. Искусство Древнего Китая Общая характеристика культуры Древнего Китая. Мифология. Периодизация культуры Древнего Китая. Искусство Древнего Китая. Особенности архитектуры и скульптуры. Пагодное строительство. Запретный город. Особенности китайской иероглифической письменности, ее влияние на искусство Китая – живопись, поэзию, музыку. Великий Шелковый путь. Декоративное и прикладное искусство Китая. Религия и философия Древнего Китая. Даосизм и конфуцианство, Чань-буддизм и искусство единоборств. Китайский театр. Искусство арабского Востока Становление культуры и искусства ислама. Основные положения религии ислама. Арабская литература. Религиозная литература – Коран. Поэзия Омара Хайяма. Религиозная поэзия и музыка ислама. Мусульманская архитектура, ее особенности. Особенности живописи в исламе. ИСКУССТВО АНТИЧНОГО МИРА
Древняя Греция. Период «геометрического стиля»: ксоаны, дипилонские амфоры (семантика росписи). Архитектура: система античных ордеров: происхождение, типы, их смысловая нагрузка. Элементы дорического, ионического и коринфского ордера. Особенности архитектуры архаики (храмы в Пестуме и Олимпии). Высокая классика: ансамбль Афинского Акрополя. Основные тенденции развития греческой скульптуры от архаики до эллинизма. Полихромность в греческой пластике. Греческая вазопись. /Пр/ Древний Рим. Роль и особенности этрусского искусства. Типология римской архитектуры: новые конструкции и технологии (дороги, акведуки, мосты, гробницы, форумы, храмы, триумфальные арки и колонны, театры, термы). Изменение функции ордера в римской архитектуре. Инсульный и атриумно–перистильный тип дома. Римская живопись (фрески и мозаики в Помпеях и Геркулануме). Особенности римского скульптурного портрета. /Лек/ Искусство средневековья /Лек/ ВИЗАНТИЯ
Византия как наследница эллинистической культуры. Ансамбль св. Софии в Константинополе. Византийская икона: смысл возникновения новой формы и его выражение в стиле и иконографии памятников. Эпоха иконоборчества. Сложение канона живописной декорации крестово–купольного храма (мозаики и фрески). Византийское искусство в Италии, на территории южных славян, в Грузии. Палеологовский «ренессанс» и эпоха после 1350 года. Византийская миниатюра. /Пр/ ДРЕВНЯЯ РУСЬ
Византийское наследие в искусстве Киевской Руси. Развитие архитектуры отдельных княжеств. Эволюция облика крестово–купольного храма в XII – XVII вв. Архитектура XVI века: Московский Кремль (храмы и колокольня соборной площади, их строители, назначение, архитектурные особенности). Шатровое зодчество. Эволюция иконографических и стилистических особенностей живописи. Древнейшие иконы, новгородские фрески и иконы, творчество Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия. Иконопись XVI–XVII вв. /Лек/
РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ /Пр/
Раннехристианское искусство: живопись римских катакомб, раннехристианская скульптура, тип базилики, особенности ранних мозаик. /Ср/
Западная Европа. Особенности развития искусства западноевропейского средневековья. Искусство варварских королевств (кельтские миниатюры), империя Каролингов. Романское искусство (крепости, базилики, элементы скульптурного декора, росписи). Изменение архитектурной конструкции и образ готического собора. Региональные особенности готики (Италия, Франция, Англия, Германия). Готическая скульптура. Западноевропейская средневековая миниатюра. /Пр/
ИСКУССТВО ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ /Лек/ Итальянский Ренессанс. Проторенессанс – проблемы выделения периода, особенности культурной ситуации Италии. Взаимоотношение культура–искусство в эпоху Ренессанса. Традиции античности в архитектурной теории и практике итальянского Ренессанса. Тема идеального храма и гражданские постройки. Стилистическая эволюция живописи и скульптуры эпохи Ренессанса: сравнительная характеристика периодов, важнейшие мастера. Специфика живописного наследия основных центров (Флоренция, Рим, Сиена, Венеция). /Лек/ Симметрия, ритм и пропорции в архитектуре. /Ср/ Северное Возрождение. Италия – Север: отличительные особенности и общая основа. Символизм в живописи Нидерландов. Портрет в живописи Северного возрождения. Алтарные образа. /Лек/ ИСКУССТВО XVII-XVIII ВВ. /ЛЕК/ Русское искусство XIX века «Русский ампир»: источники, планировка ансамбля, темы и приемы, роль скульптурного декора. Этапы и развитие русской живописи XIX века, специфика национального портрета, пейзажа, бытового жанра. Скульптурный памятник в русском искусстве. Соотношение вариантов «неорусского» стиля в архитектуре эклектики. Западноевропейские стили в русском искусстве (импрессионизм, модерн, символизм). /Ср/
ИСКУССТВО XX – НАЧАЛА XXI ВЕКА /СР/ Западноевропейское искусство XX – начала XXI века
Модернизм. Абстракция в искусстве. Основные течения авангарда: идейные платформы, технические приемы, основные представители. Рождение и развитие кино как массового искусства. Постмодернизм: характеристика понятия, соотношение с искусством модернизма, основные понятия и направления. Архитектура XX века: конструктивно–техническая основа и стилистическое выражение.
Русское искусство XX – начала XXI века /Ср/ Особенности русского авангарда. «Революционный романтизм» и «соцреализм». Неоклассика и сталинский ампир в советской архитектуре. Характеристика основных направлений послевоенного искусства («суровый стиль», соц–арт, параллели западноевропейских стилей). Современные арт–практики.
ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ ИСКУССТВА /СР/ Творец и творчество. Психология творчества и психология восприятия. Динамика художественного образа. Умозрительное и чувственное в искусстве. Теория катарсиса. Проблема времени в изобразительном искусстве. Психологические аспекты художественного творчества в трудах русских и зарубежных исследователей (З.Фрейд, К.Юнг, Р.Арнхейм, Л.Выготский). Киноизображение как философская и психологическая проблема. Закономерности дифференциации элементов формы в визуальном восприятии. Типология массового художественного восприятия. /Ср/ ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Семинарское занятие №1 Тема: Искусство Византии Вопросы: 1. Византия как наследница эллинистической культуры. 2. Византийская икона: смысл возникновения новой формы и его выражение в стиле и иконографии памятников. Эпоха иконоборчества. 3. Сложение канона живописной декорации крестово-купольного храма (мозаики и фрески). Ансамбль св. Софии в Константинополе. 4. Византийское искусство в Италии, на территории южных славян, в Грузии. Палеологовский «ренессанс» и эпоха после 1350 года. 5. Византийская миниатюра.
Семинарское занятие №10 ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ИСТОРИИ ИСКУССТВ 1. Синкретический характер первобытной культуры 2. Магия как ранняя форма искусства 3. Архитектура, живопись и скульптура Др. Египта 4. Искусство Древнего Востока. Древняя Индия. 5. Искусство Древнего Востока. Древний Китай. 6. Искусство средневековой Японии. 7. Искусство Древней Греции. Архитектура. Скульптура. Вазопись. Театр. 8. Искусство Древнего Рима. Архитектура: форумы, базилики, амфитеатры, цирки, термы, триумфальные арки. Скульптура. Роспись. 9. Живопись. Портрет. Примеры. 10. Искусство готики. Архитектура. Скульптура. Витражи. Росписи. 11. Характеристика изобразительных искусств. 12. Раннее Возрождение. Характеристика. Архитектура: Ф. Брунеллески. Скульптура: Л. Гиберти, Донателло, Л. дела Роббиа, А. дела Роббиа, А. Верроккио. Живопись: Т. Мазаччо, Фра Ф. Липпи, П. дела Франческа, А. Мантенья, С. Боттичелли. 13. Творчество Леонардо да Винчи. 14. Определение понятия искусство. Формы искусства. 15. Творчество Микеланджело Буонарротти. 16. Определение понятия художественный стиль. 17. Творчество Рафаэля Санти. 18. Возрождение в Европе. Живопись. Я. Ван Эйк, Х. Ван Эйк, И. Босх, П. Брейгель Старший, А. Дюрер, Л. Кранах Старший, Х. Хольбейн Младший, Ж. Клуэ. Ф. Клуэ. 19. Возрождение в Европе. Театр и литература. 20. Искусство барокко. Характеристика стиля. Архитектура. Скульптура: Л. Бернини. Русское барокко. 21. Живопись эпохи барокко. Караваджо, Эль Греко, Д. Веласкес, П.П. Рубенс, В.К. Хеда, А. ван Дейк, Ф. Хальс, Я. Вермер Делфтский. 22. Творчество Рембрандта Харменса ван Рейна. 23. Искусство рококо. Характеристика стиля. А. Ватто, Ф. Буше, Ж.О. Фрагонар, Ж.Б.С. Шарден, Д. Рейнольдс, Т. Гейнсборо, У. Хогарт, Каналетто. Скульптура. 24. Искусство романтизма. Характеристика стиля. К.Д. Фридрих, Д. Констебл, У. Тернер, Т. Жерико, Э. Делакруа, Ф. Гойя, Ф. Рюд, О. Кипренский, К. Брюллов. 25. Искусство реализма. Характеристика стиля. К. Коро, Ж. Ф. Милле, Г. Курбе, О. Домье. 26. Русский критический реализм. П. Федотов, передвижники: И. Крамской, В. Перов, Н. Ярошенко. 27. Русский критический реализм: А. Саврасов, В. Поленов, И. Шишкин, Ф. Васильев, А. Куинджи, И. Левитан. 28. Русский критический реализм: Н. Ге, И. Репин, В. Васнецов, В. Суриков. 29. Архитектура. Площадь и собор Святого Петра в Риме. 30. Искусство Нового времени. Импрессионизм. 31. Современное искусство. Сюрреализм. 32. Современное искусство. Авангард. 33. Современное искусство. Постмодерн. 34. Искусство и дизайн. Современные направления моды.
ТЕМЫ КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ ИСКУССТВ»
Тема №1 Первобытное искусство 1. Функции первобытного искусства. Синкретичность. 2. Палеолитическая пещерная живопись. 3. «Палеолитические» Венеры как пример пластики палеолита. 4. «Звериный стиль» в первобытном искусстве периода неолита. Тема №2 Искусство древних цивилизаций Египта и Месопотамии 1. Канон в древнеегипетском искусстве 2. Основные типы архитектурных сооружений древнего Египта и Месопотамии. 3. Семантика древнеегипетских орнаментов. Знаки и символы. 4. Живопись древнего Египта и Месопотамии. 5. Шедевры искусства Древнего Царства. 6. Искусство Среднего и Нового Царства. 7. Искусство Месопотамии Тема №3 Античное искусство. Древняя Греция и Древний Рим 1. Искусство Крита и Микен. 2. Афинский Акрополь – памятник древнегреческой классики. 3. Шедевры древнегреческой скульптуры. 4. Древнегреческая вазопись: этапы развития, функции в культуре. 5. Искусство периода Эллинизма. 6. Республиканский стиль в искусстве Древнего Рима. 7. Имперский стиль в древнем и современном искусстве. 8. Архитектура и фрески помпейского стиля. 9. Фаюмская живопись. Погребальный портрет. Тема №4 Стили в искусстве Древнего Востока 1. Архитектура и скульптура древних индийских храмов. 2. Стилистические особенности росписей Аджанты. 3. Искусство индийской миниатюры. 4. Жанры живописи в древнекитайском искусстве. 5. Стилистические особенности архитектурных памятников Древнего Китая. 6. Садовая архитектура в искусстве Японии. 7. «Японский стиль» в живописи и графике. Тема №5 Искусство Византии (IV век –XV вв.) 1. Мозаики Равенны. 2. Характерные черты византийской архитектуры. 3. Каноны византийской иконописи. Византийская иконография. Тема №6 Древнерусское искусство (X-XV вв.) 1. Новгородская школа в архитектуре, белокаменной резьбе и живописи. 2. Псковская школа в архитектуре, белокаменной резьбе и живописи. 3. Владимиро-суздальская школа в архитектуре, белокаменной резьбе и живописи. 4. Московская школа в архитектуре, белокаменной резьбе и живописи. 5. «Русская готика». Шатровое зодчество в искусстве Древней Руси 16-17 вв. 6. Канон в древнерусской живописи. 7. Новгородская иконописная школа. Феофан Грек. 8. Московская иконописная школа. Андрей Рублев. 9. Годуновская и Строгановская школы. Симон Ушаков. 10. «Русский маньеризм» Творчество Дионисия. Тема №7 Искусство Западноевропейского Средневековья 1. Характерные черты романской архитектуры. Образ романского собора. 2. Скульптура романского периода. 3. Символика романских храмов. 4. Готический собор как образ мира. 5. Образы готической скульптуры 6. Витражное искусство готических соборов. 7. «Лучистая» и «пламенеющая» готика. Сходство и различие. Тема №8 Итальянский Ренессанс (XIII- XVI вв.) 1. Архитектурные шедевры Итальянского Возрождения. 2. Гении Итальянского Возрождения: Леонардо да Винчи. 3. Гении Итальянского Возрождения: Рафаэль Санти. 4. Гении Итальянского Возрождения: Микеланджело Буонарроти. 5. Характерные особенности живописи маньеризма. Тема №9 Северный Ренессанс (XVI в.) 1. Ван Эйк. Характерные особенности живописи. 2. Шедевры архитектуры Северного Возрождения. 3. Иероним Босх – автор мистических фантасмагорий. 4. Искусство Альбрехта Дюрера, живописца, гравера, писателя, математика, астронома и инженера. Тема №10 Искусство Нового времени в России XVIII в. 1. «Петровское» барокко. Шедевры Архитектуры. Петергоф. 2. Национальное своеобразия стиля рококо в русской живописи. Иван Петрович Аргунов. 3. Архитектура в искусстве русского ампира. Василий Иванович Баженов. 4. Классицизм в скульптуре второй половины XVIII в. Андрей Никифорович Воронихин. Тема №11 Искусство Западной Европы XVI-XVII вв. 1. Шедевры архитектуры стиля барокко в Западной Европе. Джованни Лоренцо Бернини. Собор св. Петра. 2. Этика барокко в творчестве Рембрандта Харменса Ван Рейна. 3. Творчество Питера Пауэла Рубенса. Национальный колорит стиля барокко и реалистические черты. 4. Поэтичность, цельность и красота образов барокко Яна Вермера Делфтского. Тема №12 Искусство Западной Европы XVIII века 1. Французское рококо в творчестве Франсуа Буше. 2. Жанровый диапазон рококо Жана Оноре Фрагонара. 3. Цвет и свет в живописи классицизма. Жан Огюст Энгр. 4. Архитектура стиля ампир. Жак Анж Габриэль. 5. Романтизм и реализм в искусстве России и Западной Европы. Сходство и различие. Эжен Делакруа и Орест Адамович Кипренский. Тема №13 Искусство России и Западной Европы XIX века 1. Эдуард Мане и Клод Моне. 2. Импрессионизм в скульптуре. Огюст Родэн. 3. Константин Алексеевич Коровин – мастер живописного этюда. 4. Постимпрессионизм. Винсент Ван Гог. 5. Модерн в архитектуре. Антонио Гауди. 6. Живопись и графика. Альфонс Муха и Густав Климт. 7. Графика Обри Бёрдсли. 8. Представитель романтики периода Модерн - Михаил Александрович Врубель. Тема №14 Искусство XX века (Европа и Россия) 1. Анри Матисс. Композиция, линия, цвет и пространство. 2. Ирреальная палитра Пабло Пикассо. 3. Казмир Северинович Малевич. Супрематизм. 4. Абстрактное искусство Василия Васильевича Кандинского. 5. Живопись и архитектура 20-40 годов XX столетия. Основные тенденции. 6. Искусство постмодернизма. Король поп-арта Энди Уорхолл. 7. Эрнст Неизвестный. Скульптура периода «советской оттепели». РОСТОВСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ СЕРВИСА И ТУРИЗМА ЮЖНО-РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА Коломиец Н.В.
Учебно-методическое пособие Ростов-на-Дону 2012 ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ - Сформировать у студентов научное представление об основных эпохах в развитии мирового искусства от античности до наших дней, о факторах, лежащих в основе изменения характера культурного мышления от эпохи к эпохе; - Сформировать представление о своеобразии разных видов искусства, об основных тенденциях в развитии современного искусства; - Заложить фундаментальные знания о сущности, функциях, основных понятиях и закономерностях развития изобразительного искусства и архитектуры; - Сформировать у студентов систему знаний и навыков, необходимых для интерпретации произведений искусства; - Познакомить студентов с основными проблемами, касающимися феномена творчества, психологии восприятия, места искусства в социокультурном единстве; - Научить подходам к выбору наиболее эффективных способов творческого анализа произведений мирового искусства и грамотному квалифицированному применению выбранных способов на практике; - Сформировать систему знаний и навыков, которая ляжет в основу критического осмысления искусства в современном мире. Требования к предварительной подготовке обучающегося: Знание художественной культуры, мировой культуры и искусства, художественный вкус. Понимать сущность и социальную значимость своей профессии, четко представлять сущность, характер и взаимодействие социокультурных и дизайнерских феноменов, знать основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний и значение для реализации профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен Знать: знать основные этапы развития мирового искусства; иметь представление о специфике каждого вида искусства; осознавать своеобразие современного искусства и культуры; Уметь: приобрести навык элементарного анализа формы и содержания художественного произведения. Владеть: системой знаний о мировом искусстве, его генезисе, исторических этапах развития и роли искусства в современной культуре. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Наименование разделов и тем /вид занятия/ Введение. Основные понятия искусства Теории происхождения искусства. Миметическая природа искусства. Проблемы возникновения и бытия художественного образа. Анализ произведения искусства. Художественная форма и содержание. Типология искусства. Свободные и механические искусства. Искусства временные и пространственные, изобразительные и неизобразительные. Виды пространственных искусств и их специфика (архитектура, скульптура, живопись, графика). Зрелище как синтез временных и пространственных искусств. Жанровая типология: происхождение, виды, историческая обусловленность жанрового деления. Особенности отдельных жанров.
Смысл и функции искусства в культуре. Проблема динамики художественной культуры. /Ср/
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 507; Нарушение авторского права страницы