Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Западноевропейское искусство XVIII в.
Введение. Ломка общественных и государственных устоев феодализма, возникновение к концу века предреволюционной ситуации, а крупных западноевропейских странах и становление капитализма. Кризис идеологии феодализма, формирование идей Просвещения – широкого общественного движения, основанного на идеях разумного мироустройства, подчиняющегося законам «естественного» природного развития. Протест против пороков цивилизации, феодальных и религиозных предрассудков. Культ благородного сильного чувства и добродетелей «естественного человека» (Дефо, Руссо, Мерсье). Историческая периодизация и основные художественные центры европейского искусства XVIII в.
Искусство Франции XVIII в. Борьба демократических сил с абсолютизмом. Движение французского Просвещения, его влияние на содержание и форму изобразительного искусства. Страстный протест против пороков общества, вера в достижение идеального «царства разума». Эстетические взгляды французских просветителей («Салоны» Дидро). Общеевропейское значение французской культуры и искусства XVIII в. Стилистическое многообразие французского искусства (позднее барокко, рококо, академизм, реализм, классицизм и предромантизм). Расцвет стиля рококо во французской архитектуре 1720 –1740 гг. (строительство и украшение городских особняков – отелей, развитие орнаментально – декоративных форм пластики, роль лепнины в украшении интерьера, создание художественной мебели, предметов декоративно – прикладного искусства. Идеи Просвещения и развитие классицизма в архитектуре Франции второй половины XVIII в. Градостроительные идеи французского классицизма (творчество Жака Анжа Габриэля). Дворцовые и садово-парковые ансамбли, культовая и гражданская архитектура классицизма (постройки Габриэля, Жака Жермена Суфло и др.). Декоративные и станковые формы живописи рококо (росписи плафонов, стен, создание дессю-депортов, декоративных и сюжетных гобеленов, распространение камерного портрета и пейзажа, мифологических и аллегорических картин, галантного и пасторального жанров). Антуан Ватто – крупнейший представитель французского искусства XVIII в. Его обращение к галантному жанру, живописи настроения, стремление к передаче тонких душевных движений. Реалистическая основа творческого метода Ватто. Ватто – рисовальщик. Расцвет стиля рококо во французской живописи 1730 – 1740 гг. Франсуа Буше. Его творчество «первого художника» двора Людовика XV. Универсализм Буше – отражение основных стилистических черт рококо (станковая и монументально – декоративная живопись, создание эскизов для гобеленов, мебели, предметов декоративно – прикладного искусства, оформление книг, эскизы костюмов и пр.). Эволюция искусства рококо в творчестве Оноре Фрагонара. Жизнеутверждающий гедонизм его искусства. Предромантические черты портретного творчества Фрагонара. Архитектурные пейзажи Юбера Робера. Эстетика просветителей и выражение идеалов «третьего сословия» во французской живописи XVIII в. Поэтизация нравов «третьего сословия» в творчестве Жана Батиста Симеона Шардена и Жана Батиста Греза. Натюрморты Шардена. Идеализация патриархальной морали в творчестве Греза. Французский портрет XVIII в. (Морис Кантен де Латур). Монументальная станковая и декоративная пластика (творчество Этьена Мориса Фальконе и Жана Антуана Гудона). Франция в канун Великой французской революции 1789 года и раннее творчество Ж. Луи Давида. «Революционный классицизм» Давида как выражение патриотических идей предреволюционной и революционной эпохи.
Искусство Италии XVIII в. (тема на самостоятельное изучение). Экономический и политический упадок итальянских государств, большей частью утративших свою независимость. Отсутствие материальных средств и больших заказов – причина миграции итальянских художников в крупные европейские центры. Развитие искусства позднего барокко в Риме и Венеции, сохранивших свою независимость. Монументально – декоративные ансамбли позднего барокко (Испанская лестница и фонтан Треви в Риме). Рим – центр европейской художественной жизни XVIII в. Венецианская художественная школа XVIII в. Творчество Себастьяно Риччи и Джованни Баттиста Пьяццетты. Монументально – декоративная живопись Джованни Баттиста Тьеполо. Пространственный и живописный размах его иллюзионистических композиций. Рисунки и офорты Тьеполо. Работы Тьеполо за пределами Италии (в Германии, Испании, произведения Тьеполо в России).
Итальянский пейзаж XVIII в. Архитектурные фантазии Джованни Баттиста Пиранези. Развитие жанра архитектурного пейзажа – ведуты в творчестве Л. Карлевариса, А. Каналетто и Б. Белотто. Поэтические городские пейзажи Франческо Гварди, особенности его живописной системы. Значение венецианского колоризма для европейской живописи XVIII – XIX вв.
Искусство Англии XVIII в. Победа буржуазной революции 1640 – 1660 гг. и ее значение для экономического и политического развития страны. Расцвет английской культуры (развитие философии, точных наук, классической политической экономии, распространение идей Просвещения). Уильям Хогарт – основоположник реализма в английской живописи XVIII в. Общественная и политическая сатира в графике и живописи Хогарта. Обличение пороков английского общества, феодальных и классовых предрассудков. Влияние Хогарта на развитие критического реализма в европейском искусстве XIX в., на становление политической и бытовой карикатуры. Расцвет портретного жанра в английском искусстве XVIII в. Творчество Дж. Рейнольдса и Т. Гейнсборо, Т. Лоуренса и Г. Реберна. Своеобразие английского группового портрета XVIII в. Теория и практика классицизма в английской архитектуре XVIII в. Английское палладианство. Дворцово-парковые ансамбли английского классицизма. Творчество Г. Буда, У. Кента, Дж. Джиббса, Р. Адама.
Образовательные технологии Дисциплина ОПД.Ф.06 История художественной культуры (История художественной культуры Западноевропейских стран эпохи Возрождения и XVII –XVIII вв.) предполагает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерного тестирования, мастер-классов, просмотр видеофильмов, разбор конкретных художественных произведений) с целью формирования и развития профессиональных навыков студентов. На лекционных занятиях используются визуальные презентации теоретического материала, просмотр учебных видеофильмов с последующим их обсуждением на практических занятиях. 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов и оценочные средства для текущего, промежуточного и итогового контроля освоения дисциплины Система контроля за ходом и качеством усвоения студентами содержания данной дисциплины включает следующие виды: Текущий контроль – проводится систематически с целью установления уровня овладения студентами учебного материала. В течение семестра, в соответствии с рабочим планом, выполняются контрольные работы (задания, тесты, в т.ч. электронные). Выполнение этих работ является обязательным для всех студентов, а результаты являются основанием для выставления оценок текущего контроля; итоговый контроль – для контроля усвоения данной дисциплины учебным планом предусмотрен: экзамен. Экзаменационная отметка является итоговой по дисциплине и проставляется в приложении к диплому на основании выписки из зачетной книжки. Экзамен проводится в устной форме, состоит из ответа на два теоретических вопроса и практического задания (атрибуция памятников). Студентам предлагается ответить на вопросы билета и опознать наиболее известные памятники изобразительного искусства - 10 памятников (в диапроекции, см. список памятников); промежуточный контроль (остаточных знаний) – проводится с целью установления остаточных знаний по дисциплине при самоаттестации по окончанию изучения тематических разделов курса в форме электронного тестирования. Список вопросов для подготовки к экзамену.
1. Хронология и периодизация. Эстетические принципы культуры эпохи Возрождения. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 545; Нарушение авторского права страницы