Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ОПД.Ф.06 История художественной культуры



Искусство эпохи Возрождения.

Введение.

Историческое значение Возрождения. Победа светского начала в культуре Возрождения. Утверждение реалистического метода в живописи. Обогащение видов и жанров изобразительного искусства, возрождение классического языка архитектурных форм. Исторические корни, хронологические рамки и принципы исторической периодизации Возрождения. Общие закономерности и национальные особенности Возрождения.

 

Искусство Италии XIII – XIV вв.

Формирование раннебуржуазных отношений в средневековых городах Италии, развитие торговли и раннекапиталистической экономики, рост светских элементов в городской культуре. Творчество Данте, Петрарки и Боккаччо, становление нового мировосприятия, основанного на интересе к реальной действительности, к человеку. Развитие локальных художественных школ (флорентийской, пизанской, сиенской, болонской, падуанской и др.). Флоренция – ведущий центр передовой итальянской культуры и искусства. Проторенессанс и готика в искусстве Флоренции XIII – XIV вв. (Никколо и Джованни Пизано). Художественное своеобразие сиенской школы треченто. Творчество Дуччо, Симоне Мартини, Амброджо и Пьетро Лоренцетти. Позднеготическое искусство Италии рубежа XIV – XV вв.

 

Раннее Возрождение в Италии.

Расцвет итальянских городов – коммун и региональных тираний. Борьба с пережитками феодализма в городах – коммунах Италии. Развитие гуманизма, его роль в формировании культуры и искусства раннего Возрождения. Утверждение принципов гуманизма и нового искусства в культуре Флоренции XV в., своеобразие исторического развития флорентийской художественной школы. Связь науки с искусством. Теоретическое обоснование нового искусства (трактаты Л.Гиберти, Л.Б.Альберти).

Архитектура раннего Возрождения. Обращение к античному наследию, поиски выразительных и тектонических возможностей архитектуры для воплощения идеи соразмерности мира и его гармонии. Творчество Ф. Брунеллески и Л.Б. Альберти. Сложение нового типа светского (палаццо, общественное здание, вилла) и культового (развитие идеи центрического и базиликального храма) зданий.

Скульптура раннего Возрождения. Выработка новых принципов пластического языка, основанного на пристальном изучении натуры и на обращении к античным традициям, в творчестве Донателло – ведущего мастера ренессансной пластики XV в. Развитие ренессансного рельефа и круглой скульптуры (монумент, надгробие, скульптурный портрет) в творчестве Л. Гиберти, Я. делла Кверчи и А. Верроккио.

Живопись раннего Возрождения. Флорентийская школа XV в. Мазаччо – основоположник ренессансного реализма в живописи XV в. Формирование нового художественного языка, основанного на пристальном изучении законов реалистического отражения действительности. Использование научно обоснованного метода математической и линейной перспективы, разработка теории пропорций, изучение законов оптики и анатомии. Художники – экспериментаторы – П. Уччелло, А. дель Кастаньо, А. Бальдовинетти. Средневековая мистика и реализм в искусстве Фра Анджелико. Противоречивый характер флорентийской культуры и искусства рубежа XV – XVI вв. Творчество С. Боттичелли.

Сиенская школа XV в. (Сассетта, Джованни да Паоло и др.). Живопись раннего Возрождения в Северной и Средней Италии. Творчество Пьеро делла Франческа, его интерес к проблемам передачи света и воздуха, его учение о перспективе, пропорциях и правильных геометрических телах. Археологические увлечения А. Мантеньи, его страстный интерес к античности. Гравюры Мантеньи. Умбрийская школа XV в. Культура и искусство раннего Возрождения в Венеции. Своеобразие исторического развития венецианской художественной школы. Творчество Дж. Беллини, его интерес к пейзажу и портрету. Развитие венецианского колоризма и ренессансного в творчестве В. Карпаччо. Связь искусства Антонелло да Мессины с художественной культурой Нидерландов. Портреты Антонелло да Мессины.

Вклад искусства и культуры раннего Возрождения в развитие мирового искусства.

 

Высокое Возрождение в Италии.

Расцвет искусства Высокого Возрождения как итог всего предшествующего развития итальянской культуры. Роль Рима как политического и художественного центра Италии. Воплощение в искусстве гуманистических идеалов совершенной личности, гармонического единства мироздания.

Творчество Д. Браманте и А. Палладио – высшие достижения архитектурной мысли эпохи. Творчество Леонардо да Винчи – основоположника искусства Высокого Возрождения. Эстетические взгляды и теоретическое наследие Леонардо. Его творческий метод и основные направления деятельности (живопись, скульптура, архитектура). Влияние Леонардо на развитие итальянского искусства первой половины XVI в.

Творчество Рафаэля Санти, воплощение гуманистических идеалов эпохи в его монументальных и станковых произведениях. Рафаэль – портретист. Рисунки Рафаэля. Архитектурное творчество Рафаэля. Школа Рафаэля.

Выражение гуманистических представлений и гражданских идеалов времени в скульптурных и живописных произведениях Микеланджело. Микеланджело и античная традиция. Основные скульптурные и живописные произведения мастера. Трагический характер его позднего творчества. Микеланджело – рисовальщик. Архитектурные произведения. Влияние Микеланджело на современную ему художественную жизнь Италии.

Высокое Возрождение в Венеции (тема на самостоятельное изучение).

Венецианская школа XVI в. Роль Джорджоне в становлении искусства Высокого Возрождения в Венеции. Творчество Тициана, его жизнеутверждающий, гедонистический характер. Колоризм Тициана, полнокровность его художественного языка. Тициан – портретист.

Венецианское искусство в конце XVI в. Творчество Я. Тинторетто и П. Веронезе. Брешианская школа.

Экономический, политический и идейный кризис в Италии в конце XVI в. Маньеризм и протобарокко как эпилог развития ренессансной художественной культуры.

 

Искусство Возрождения в Нидерландах.

Формирование и постепенное укрепление бюргерской культуры в нидерландских городах. Появление новых черт в искусстве Нидерландов. Пробуждение интереса к образному отражению в искусстве многообразия мира, различных проявлений человеческой индивидуальности. Зарождение портрета, пейзажа и бытового жанра в нидерландской религиозной живописи. Истоки искусства нидерландского Возрождения: книжная миниатюра XIV – XV вв. и бургундская пластика (братья Лимбурги, К. Слютер). Ян ван Эйк – основоположник ренессансного искусства Нидерландов. Сосуществование реалистических и готических тенденций в нидерландском искусстве XV – XVI вв. Творчество Р. ван дер Вейдена, Гуго ван дер Гуса, Г. Мемлинга. Развитие портрета. Образ мира в нидерландском искусстве Возрождения. Демократические и фольклорные черты в живописи XV в. Реализм и фантастика в творчестве И. Босха. Искусство Питера Брейгеля Старшего как отражение идей нидерландской буржуазной революции. Образ природы в искусстве Брейгеля.

 

Западноевропейское искусство XVII в.

Введение.

Начало длительного кризиса феодализма в странах Западной и Центральной Европы. Завершение формирования крупных централизованных государств на территории Западной Европы (Франция, Англия, Испания и др.). Развитие раннекапиталистических отношений в недрах феодализма. Революционные завоевания в Голландии и Англии – первых капиталистических странах Европы. Социальная и общественная жизнь эпохи, отражение ее противоречий в литературе и искусстве (рост народных движений, направленных против абсолютизма и раннекапиталистической эксплуатации: католическая реакция и ее критика). Углубление духовного конфликта между личностью и обществом. Расширение и усложнение представлений о мире (развитие передовой естественнонаучной мысли). Интерес к психологически оправданному проявлению индивидуальности в ее отношении к обществу и миру.

Принципы исторической периодизации западноевропейского искусства XVII в. Формирование национальных культур нового времени. Основные национальные художественные школы Италии, Испании, Голландии, Фландрии и Франции. Художественная общность и национальная специфика их развития.

Барокко и классицизм – основные стилевые направления искусства XVII в. Проблема синтеза искусств. Многообразие жанровых и стилевых форм. Специфика реализма XVII в. в разных художественных школах.

 

Искусство Италии XVII в.

Феодальная католическая реакция и ее влияние на развитие художественной культуры. Политический и экономический упадок Италии, установление регионального абсолютизма, утрата самостоятельности ряда итальянских государств.

Утверждение барокко в архитектуре и изобразительном искусстве Италии. Барочный синтез искусств. Архитектура барокко. Творчество Карло Мадерны, Лоренцо Бернини и Франческо Боромини. Архитектурные и декоративные ансамбли барокко. Скульптура барокко. Своеобразие пластического языка Бернини. Портретное творчество Бернини.

Основные направления изобразительного искусства Италии XVII в. Реализм Микеланджело да Караваджо и его влияние на европейскую живопись. Античная традиция и натурализм в творчестве Караваджо. Особенности художественного языка и демократизм образов Караваджо. Болонская академия братьев Карраччи и сложение академического направления в живописи Италии. Эклектичность творческого метода болонского академизма. Творчество братьев Карраччи и их последователей: Гвидо Рени, Гверчино и Доменикино. Монументально – декоративная живопись барокко: декоративные росписи Пьетро де Кортона, Джованни Б. Гаулли, Андреа Поццо и др. Живопись Венеции и Генуи XVII в. (Лука Джордано, Бернардо Строцци и др.). Развитие жанра романтического пейзажа в итальянской живописи конца XVII –начала XVIII в. Пейзажи Сальватора Розы и Алессандро Маньяско. Реалистическое искусство болонского живописца Джузеппе Мария Креспи.

 

Искусство Фландрии XVII в.

Нидерландская буржуазная революция конца XVI в. Образование в южных провинциях Нидерландов государства Фландрии. Протекторат Испании, сохранение роли родовой аристократии и богатого патрициата в общественной жизни страны. Расцвет фламандской культуры и искусства в первой половине XVII в.

Творчество Антониса ван Дейка и его значение для развития европейской портретной живописи XVIII в. Демократическое искусство Якоба Иорданаса. Художественные особенности фламандского натюрморта (творчество Франса Снейдерса). Жанровая живопись в творчестве Адриана Браувэра (Броувера) и Давида Тенирса Младшего.

Барокко – господствующее направление в изобразительном искусстве Фландрии XVII в. Полнокровный реализм, жизнерадостность и торжественная праздничность фламандской живописи. Питер Пауль Рубенс – глава фламандской школы XVII в. Человек и природа в творчестве Рубенса. Влияние Рубенса на развитие фламандской живописи.

Искусство Голландии XVII в.

Победа буржуазной революции в Северных Нидерландах и ее роль в развитии художественной культуры. Образование Голландии – первой капиталистической страны в Европе. Расцвет экономики и торговли, подъем национальной культуры, развитие науки и материалистической философии.

Живопись – ведущий вид искусства в Голландии. Укрепление реалистических тенденций. Развитие бытового и портретного жанров, пейзажа и натюрморта (проблема художественной специализации).

Историческая периодизация голландского искусства XVII в. Творчество Франса Хальса – основоположника реалистического портрета XVII в. и развитие голландской национальной художественной школы. Расцвет бытового жанра – самого популярного в голландской живописи, определившего специфику ее развития. Поэтизация различных сторон повседневной городской и сельской жизни (творчество А. Остаде, Г. Терборха, Г. Метсю, П. де Хоха, Вермера Делфтского). Развитие реалистического голландского пейзажа в творчестве Я. ван Гойена, М. Хоббемы, Я. ван Рейсдала и др. Голландский натюрморт, его основные виды и художественная специфика (натюрморты П. Клааса, В. Хеды, А. Бейерена и В. Кальфа).

Творчество Рембрандта Харменса ван Рейна – вершина европейской реалистической живописи XVII в. Внутренний мир человека, разнообразие и глубина его душевных переживаний – основное содержание его искусства. Художественная система Рембрандта. Роль света в его искусстве. Рембрандт колорист. Исторические, мифологические и жанровые полотна. Портрет. Рисунки и офорты.

 

Искусство Испании XVII в.

Ослабление экономического и политического положения Испании на рубеже XVI – XVII вв. Укрепление испанского абсолютизма, рост влияния реакционных идей контрреформации. Расцвет испанской литературы и искусства на рубеже XVI – XVII вв. Демократизм, любовь, знание жизни народа и вместе с тем утонченный интеллектуализм, приверженность к сословным дворянским идеалам – специфические черты испанской национальной художественной культуры XVII в.

Творчество Эль Греко – отражение кризиса гуманистических идеалов в испанском искусстве рубежа XVI – XVII вв. Реалистическое искусство Севильи и Валенсии – ведущих художественных центров Испании. Творчество Хусепы Риберы, Франсиско Сурбарана и Бартоломео Эстебан Мурильо.

Реалистическое искусство Диего Веласкеса – вершина развития испанской художественной школы XVII в. Воздействие демократических традиций испанского искусства и караваджизма на становление творческой индивидуальности Веласкеса. Расширение тематики живописи, обращение к сценам из народной жизни, создание мифологических, исторических и жанровых полотен. Глубина психологического анализа в его полотнах. Веласкес – колорист. Влияние творчества Веласкеса на европейскую живопись XVIII – XIX вв.

 

Искусство Франции XVII в.

Франция – классическая страна абсолютизма. Расцвет национальной культуры Франции (литература, драматургия, архитектура и изобразительное искусство). Философия рационализма и ее влияние на развитие французской культуры. Классицизм – ведущий стиль французского искусства XVII в. Связь эстетики классицизма с философией рационализма. Поиски универсальных законов искусства, основанных на изучении природы, обращении к традициям античности и итальянского Возрождения.

Никола Пуссен – основоположник классицизма в европейской живописи. Творческое отношение к традициям античности и Возрождения. Утверждение разумной гармонии мира и духовного совершенства личности, обращение к идеалам общественного блага и героического самопожертвования. Мифологические и исторические картины. Образ мира в пейзажах. Пуссен – рисовальщик. Влияние творчества Пуссена на европейскую живопись XVIII – XIX вв. Классицистический пейзаж в творчестве Клода Лорена.

«Живописцы реальности» и их значение в сложении реалистического направления во французском искусстве XVII в. Творчество Ж. де Латура и братьев Ленен.

Искусство и культура Франции в период правления Людовика XIV. Роль Академии живописи и скульптуры в развитии придворного искусства французского абсолютизма. Французский портрет второй половины XVII в. Проблема дворцового и городского ансамбля в архитектуре классицизма. Ансамбль Версаля (Л. Лево, А. Ленотр, Ж.А. Мансар). Восточный фасад Лувра (К. Перро).

Введение.

Ломка общественных и государственных устоев феодализма, возникновение к концу века предреволюционной ситуации, а крупных западноевропейских странах и становление капитализма. Кризис идеологии феодализма, формирование идей Просвещения – широкого общественного движения, основанного на идеях разумного мироустройства, подчиняющегося законам «естественного» природного развития. Протест против пороков цивилизации, феодальных и религиозных предрассудков. Культ благородного сильного чувства и добродетелей «естественного человека» (Дефо, Руссо, Мерсье). Историческая периодизация и основные художественные центры европейского искусства XVIII в.

 

Искусство Франции XVIII в.

Борьба демократических сил с абсолютизмом. Движение французского Просвещения, его влияние на содержание и форму изобразительного искусства. Страстный протест против пороков общества, вера в достижение идеального «царства разума». Эстетические взгляды французских просветителей («Салоны» Дидро). Общеевропейское значение французской культуры и искусства XVIII в.

Стилистическое многообразие французского искусства (позднее барокко, рококо, академизм, реализм, классицизм и предромантизм). Расцвет стиля рококо во французской архитектуре 1720 –1740 гг. (строительство и украшение городских особняков – отелей, развитие орнаментально – декоративных форм пластики, роль лепнины в украшении интерьера, создание художественной мебели, предметов декоративно – прикладного искусства. Идеи Просвещения и развитие классицизма в архитектуре Франции второй половины XVIII в. Градостроительные идеи французского классицизма (творчество Жака Анжа Габриэля). Дворцовые и садово-парковые ансамбли, культовая и гражданская архитектура классицизма (постройки Габриэля, Жака Жермена Суфло и др.). Декоративные и станковые формы живописи рококо (росписи плафонов, стен, создание дессю-депортов, декоративных и сюжетных гобеленов, распространение камерного портрета и пейзажа, мифологических и аллегорических картин, галантного и пасторального жанров).

Антуан Ватто – крупнейший представитель французского искусства XVIII в. Его обращение к галантному жанру, живописи настроения, стремление к передаче тонких душевных движений. Реалистическая основа творческого метода Ватто. Ватто – рисовальщик. Расцвет стиля рококо во французской живописи 1730 – 1740 гг. Франсуа Буше. Его творчество «первого художника» двора Людовика XV. Универсализм Буше – отражение основных стилистических черт рококо (станковая и монументально – декоративная живопись, создание эскизов для гобеленов, мебели, предметов декоративно – прикладного искусства, оформление книг, эскизы костюмов и пр.). Эволюция искусства рококо в творчестве Оноре Фрагонара. Жизнеутверждающий гедонизм его искусства. Предромантические черты портретного творчества Фрагонара. Архитектурные пейзажи Юбера Робера.

Эстетика просветителей и выражение идеалов «третьего сословия» во французской живописи XVIII в. Поэтизация нравов «третьего сословия» в творчестве Жана Батиста Симеона Шардена и Жана Батиста Греза. Натюрморты Шардена. Идеализация патриархальной морали в творчестве Греза. Французский портрет XVIII в. (Морис Кантен де Латур). Монументальная станковая и декоративная пластика (творчество Этьена Мориса Фальконе и Жана Антуана Гудона).

Франция в канун Великой французской революции 1789 года и раннее творчество Ж. Луи Давида. «Революционный классицизм» Давида как выражение патриотических идей предреволюционной и революционной эпохи.

 

Искусство Италии XVIII в. (тема на самостоятельное изучение).

Экономический и политический упадок итальянских государств, большей частью утративших свою независимость. Отсутствие материальных средств и больших заказов – причина миграции итальянских художников в крупные европейские центры. Развитие искусства позднего барокко в Риме и Венеции, сохранивших свою независимость. Монументально – декоративные ансамбли позднего барокко (Испанская лестница и фонтан Треви в Риме). Рим – центр европейской художественной жизни XVIII в. Венецианская художественная школа XVIII в. Творчество Себастьяно Риччи и Джованни Баттиста Пьяццетты. Монументально – декоративная живопись Джованни Баттиста Тьеполо. Пространственный и живописный размах его иллюзионистических композиций. Рисунки и офорты Тьеполо. Работы Тьеполо за пределами Италии (в Германии, Испании, произведения Тьеполо в России).

 

Итальянский пейзаж XVIII в. Архитектурные фантазии Джованни Баттиста Пиранези. Развитие жанра архитектурного пейзажа – ведуты в творчестве Л. Карлевариса, А. Каналетто и Б. Белотто. Поэтические городские пейзажи Франческо Гварди, особенности его живописной системы. Значение венецианского колоризма для европейской живописи XVIII – XIX вв.

 

Искусство Англии XVIII в.

Победа буржуазной революции 1640 – 1660 гг. и ее значение для экономического и политического развития страны. Расцвет английской культуры (развитие философии, точных наук, классической политической экономии, распространение идей Просвещения).

Уильям Хогарт – основоположник реализма в английской живописи XVIII в. Общественная и политическая сатира в графике и живописи Хогарта. Обличение пороков английского общества, феодальных и классовых предрассудков. Влияние Хогарта на развитие критического реализма в европейском искусстве XIX в., на становление политической и бытовой карикатуры.

Расцвет портретного жанра в английском искусстве XVIII в. Творчество Дж. Рейнольдса и Т. Гейнсборо, Т. Лоуренса и Г. Реберна. Своеобразие английского группового портрета XVIII в.

Теория и практика классицизма в английской архитектуре XVIII в. Английское палладианство. Дворцово-парковые ансамбли английского классицизма. Творчество Г. Буда, У. Кента, Дж. Джиббса, Р. Адама.

 

Образовательные технологии

Дисциплина ОПД.Ф.06 История художественной культуры (История художественной культуры Западноевропейских стран эпохи Возрождения и XVII –XVIII вв.) предполагает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерного тестирования, мастер-классов, просмотр видеофильмов, разбор конкретных художественных произведений) с целью формирования и развития профессиональных навыков студентов.

На лекционных занятиях используются визуальные презентации теоретического материала, просмотр учебных видеофильмов с последующим их обсуждением на практических занятиях.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов и оценочные средства для текущего, промежуточного и итогового контроля освоения дисциплины

Система контроля за ходом и качеством усвоения студентами содержания данной дисциплины включает следующие виды:

Текущий контроль – проводится систематически с целью установления уровня овладения студентами учебного материала. В течение семестра, в соответствии с рабочим планом, выполняются контрольные работы (задания, тесты, в т.ч. электронные). Выполнение этих работ является обязательным для всех студентов, а результаты являются основанием для выставления оценок текущего контроля;

итоговый контроль – для контроля усвоения данной дисциплины учебным планом предусмотрен: экзамен. Экзаменационная отметка является итоговой по дисциплине и проставляется в приложении к диплому на основании выписки из зачетной книжки. Экзамен проводится в устной форме, состоит из ответа на два теоретических вопроса и практического задания (атрибуция памятников). Студентам предлагается ответить на вопросы билета и опознать наиболее известные памятники изобразительного искусства - 10 памятников (в диапроекции, см. список памятников);

промежуточный контроль (остаточных знаний) – проводится с целью установления остаточных знаний по дисциплине при самоаттестации по окончанию изучения тематических разделов курса в форме электронного тестирования.

Список вопросов для подготовки к экзамену.

 

1. Хронология и периодизация. Эстетические принципы культуры эпохи Возрождения.

  1. Проторенессанс и творчество Джотто. Его новаторство в живописи. Алтарные образы и монументальные росписи (церковь Сан – Франческо в Ассизе и капелла дель Арена в Падуе).
  2. Сиенская школа живописи XIV века (Дуччо, Симоне Мартини, Пьетро и Амброджо Лоренцетти). Светские мотивы в ее искусстве.
  3. Брунеллески и итальянская архитектура XV века (Л.Б. Альберти, Микелоццо, Б. да Майано, Л. да Лаурана).
  4. Донателло и итальянская скульптура XV века (Я. делла Кверча, Л. Гиберти, семейство делла Роббиа, Д. да Сеттиньяно, А. Поллайоло, Ф. Лаурана, А. Верроккио).
  5. Мазаччо и флорентийская живопись первой половины и середины XV века (П. Уччелло, фра Анджелико, фра Филиппо Липпи, Д. Венециано, А. дель Кастаньо, А. Поллайоло, Б. Гоццоли).
  6. Живопись Средней и Северной Италии середины и второй половины XV века (Пьеро делла Франческа, П. Перуджино, Пинтуриккио, М. да Форли, Пизанелло, А. Мантенья, А. да Мессина, братья Беллини).
  7. Боттичелли и интеллектуальное направление во флорентийской живописи второй половины XV века (Д. Гирландайо, Филлиппо Липпи, П. да Козимо).
  8. Творчество Леонардо да Винчи
  9. Браманте и строительство собора св. Петра в Риме.
  10. Творчество Рафаэля.
  11. Творчество Микеланджело.
  12. Творчество Джорджоне и Тициана.
  13. Сравнительная характеристика творчества Веронезе и Тинторетто.
  14. Классическое направление в венецианской архитектуре XVI века (Я. Сансовино и А. Палладио).
  15. Поиски большого стиля в итальянской живописи первой трети XVI века (Фра Бартоломео, А. дель Сарто, Корреджо).
  16. Маньеризм в искусстве Италии XVI века (Россо, Понтормо, Бронзино, Пармиджанино, Дж. Романо, Арчимбольдо, Б. Челлини).
  17. Общая характеристика нидерландского Возрождения XV века и творчество братьев Губерта и Яна ван Эйков.
  18. Крупнейшие художники нидерландского Возрождения XV века (Робер Кампен, Рогир ван дер Вейден, Гуго ван дер Гус, Ян Мемлинг, Иероним Босх).
  19. Творчество Питера Брейгеля Старшего и поиски национальной самобытности в нидерландской живописи XVI века.
  20. Немецкое Возрождение и творчество А. Дюрера.
  21. Творчество крупнейших немецких художников первой половины XVI века (Л. Кранах Старший, Г. Гольбейн Младший, Грюневальд, А. Альтдорфер).
  22. Общая характеристика французского Возрождения (Ж. Фуке, Ж. Хей – Мастер из Мулена, семейство Клуэ, Ж. Гужон, школа Фонтенбло, французский карандашный портрет).
  23. Братья Карраччи и формирование барочного стиля академического направления в итальянской живописи XVII века.
  24. Караваджо и проблема реализма в европейском искусстве XVII века.
  25. Бернини и итальянская скульптура, и архитектура эпохи барокко.
  26. Национальные особенности испанской живописи XVI века и творчество Эль Греко.
  27. Творчество Веласкеса. Объективность как принцип его искусства.
  28. Крупнейшие испанские художники XVII века (Х. Рибера, Ф. Сурбаран, Б.Э. Мурильо и др.).
  29. Творчество П.П. Рубенса как крупнейшего барочного мастера.
  30. Крупнейшие фламандские художники XVII века (А. ван Дейк, Я. Йорданс, А. Броувер, Д. Тенирс Младший и др.).
  31. Творчество Ф. Халса и формирование национальных особенностей голландской живописи XVII века.
  32. Творчество Рембрандта.
  33. Общая характеристика голландского пейзажа XVII века. Два направления в нем – национальное и экзотическое (итальянизирующее) (Я. ван Гойен, С. ван Рейсдал, Я. ван Рейсдал, М. Гоббе, А. Кейп, К. Берхем, А. ван Эвердинген и др.).
  34. Общая характеристика голландского бытового жанра XVII века (А. ван Остаде, Я. Стен, Г. Терборх, Г. Метсю, П. де Хох, Э. де Битте, Г. Доу, Я. Вермер Делфтский).
  35. Жанровое разнообразие фламандского и голландского натюрмортов. Сходство и различие (Ф. Снейдерс, Я. Фейт, В.К. Хеда, П. Клас, А. ван Бейерен, В. Калф и др.).
  36. Крупнейшие французские художники первой половины XVII века (Ж. Калло, Ж. де Латур, братья Ленен).
  37. Творчество Н. Пуссена и проблема классицизма во французском искусстве XVII века (К. Лоррен, К. Перро).
  38. Создание Версальского дворцового ансамбля и французское придворное искусство второй половины XVII века (Ж. Ардуэн – Мансар, А. Ленотр, Ф. Куазевокс, Ш. Лебрен, П. Миньяр, Г. Риго, Н. Ларжильер).
  39. Творчество А. Ватто и оппозиционность его искусства придворному стилю.
  40. Формирование и расцвет стиля рококо во французском искусстве XVIII века (Ж. Боффран, Б. Буше, О. Фрагонар).
  41. Французская реалистическая живопись эпохи Просвещения (Ж.Б.С. Шарден, Ж.Б. Грез, М.К. де Латур).
  42. Французский декоративный пейзаж XVIII века (Ж. Верне, Г. Робер).
  43. Общая характеристика французской скульптуры XVIII века (Ж.Б. Пигаль, Э.М. Фальконе, Г. Кусту, Ж.А. Гудон и др.).
  44. Позднебарочные тенденции в итальянском искусстве XVIII века на примере творчества Д.Б. Тьеполо.
  45. Венецианский пейзаж XVIII века (А. Каналетто, Б. Белотто, Ф. Гварди).
  46. У. Хогарт и проблема просвещения в английском искусстве XVIII века.
  47. Английский портрет середины и второй половины XVIII века (Д. Рейнольдс, Т. Гейнсборо, Д. Ромни и др.).

Список основной литературы

1. Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. В 3-х томах. М.-Л., 1948-1955.

2. Алпатов М.В. Этюды по всеобщей истории искусств. М., 1979.

3. Всеобщая история архитектуры: В 12 т. – М., 1966 – 1977.

4. Всеобщая история искусства: в 6 т. – М., 1956 – 1965.

5. Гнедич П.П. Всемирная история искусств. М., 1999.

6. Грибунина Н.Г. История мировой художественной культуры. Тверь, 1993. Ч. 1-2.

7. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1. М., 1988.

8. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. М., 2001.

9. Искусство стран и народов мира: т. 1 –5/ Ред. Колл. Б. Иогансон и др. – М., 1962 – 1971.

10. История зарубежного искусства / Под ред. М. Кузьминой, Н.Л. Мальцевой. – М., 1983.

11. Сокольникова Н.М. История изобразительного искусства: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 2т. Т. 1. М.: «Академия», 2006.

 

Искусство Возрождения

1. Алпатов М.В. Художественные проблемы итальянского Возрождения. М., 1976.

2. Альбрехт Дюрер. Дневники, письма, трактаты. Т.1-2., М-Л., 1957.

3. Анджелини А. Пьеро делла Франческа. М., 1997.

4. Античное наследие в культуре Возрождения. М., 1984.

5. Арган Д.К. История итальянского искусства в 2 т. Т. –1. –М., 1990.

6. Балдини У. Микеланджело – скульптор. М., 1979.

7. Баткин Л. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989.

8. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение. Проблемы и люди. М., 1995.

9. Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса. М., 1965.

10. Белоусова М.А. Джорджоне. Очерки о творчестве. М., 1982.

11. Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. М., 1973.

12. Бенуа А. История живописи. Т.1-2, СПб. 1912.

13. Боттичели: Альбом / Сост. И.Е.Данилова. М., 1985.

14. Буркхардт Я. Культура Возрождения в Италии. М., 1996

15. Вазари Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. М., 1995

16. Вельдлин Г. Искусство Италии и Германии эпохи ренессанса. М., 1934.

17. Вельфлин Г. Искусство Италии и Германии эпохи Ренессанса. М., 1934.

18. Виппер В.Р. Итальянский Ренессанс. XIII – XVI в.в.: В 2 т. – М., 1977.

19. Возрождение: культура, образование, общественная мысль. Иваново, 1985.

20. Воронина Т.С. Искусство Возрождения в Нидерландах, Франции, Англии. М., 1994.

21. Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М., 1986.

22. Гершензон – Чегодаева Н.М. Брейгель. М., 1983.

23. Герщензон - Чегодаева Н.М. Нидерландский портрет 15 в. Его история и судьбы. М., 1972.

24. Гращенков В.Н. Антонелло де Мессина и его портреты. М., 1981.

25. Гращенков В.Н. Рисунок мастеров немецкого Возрождения. — " Искусство", 1961, № 3.

26. Губер А. Галерея Уффици. М., 1968.

27. Гуковский М.А. Итальянское Возрождение. Л., 1990.

28. Гуманистическая мысль, школа и педагогика эпохи средневековья и начала нового времени. М., 1990.

29. Дажина В.Д. Рафаэль и его время. М., 1983.

30. Данилова И.Е. Искусство средневековья и Возрождения. М., 1984.

31. Данилова И.Е. Итальянский монумент. Живопись. Раннее Возрождение. – М., 1970.

32. Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения: В 2 т. – М., 1978.

33. Зубов В.П. Леонардо да Винчи. М., 1952.

34. Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Сборник текстов. Ч. 1-2. Саратов, 1984-1988.

35. Каменская Т.Д. Новосельская И.Н. Французский рисунок 15-16 в. Л., 1969.

36. Каптерева Т.П. Искусство Испании. Средние века. Эпоха Возрождения. М., 1989.

37. Каптерева Т.П. Эль Греко. М., 1965.

38. Кристеллер П. История европейской гравюры 15-18 веков. Л., 1939.

39. Кузнецов Б.Г. Идеи и образы Возрождения. М., 1979.

40. Культура Возрождения и общество. М., 1986.

41. Культура эпохи Возрождения. Л., 1986.

42. Лазарев В.Н. Леонардо да Винчи. М., 1969.

43. Либман М.Я. Дюрер и его эпоха. М., 1972.

44. Либман М.Я. Искусство Германии 15-16 в. М., 1964.

45. Либман М.Я. Немецкая скульптура 1350 – 1550 г.г. М., 1980.

46. Либман М.Я. Очерки немецкого искусства позднего средневековья и эпохи Возрождения. М., 1991.

47. Лившиц Н.А. Французское искусство 15-18 вв. Л., 1967.

48. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1982.

49. Львов С. Л. Альбрехт Дюрер. М., 1977.

50. Мастера искусства об искусстве. Т.2-3. М., 1966, 1967.

51. Матвиевская Г.П. Альбрехт Дюрер - ученый. 1471-1528. – М.: Наука, 1987.

52. Микеланджело и его время: Сборник статей. М., 1978.

53. Немилов А.Н. Грюневальд. М., 1972.

54. Немилов А.Н. Лукас Кранах Старший. М., 1973.

55. Немилов А.Н. Немецкие гуманисты XV века. Л., 1979.

56. Нессельштраус Ц.Г. История искусства зарубежных стран. Средние века. Возрождение. М., 1982.

57. Никулин Н.Н. Искусство Нидерландов XV - XVI вв. Л., 1987.

58. Никулин Н.Н. Нидерландская живопись XV – XVI в.в. – М., 1988.

59. Никулин Н.Н. Нидерландская живопись в собрании Эрмитажа. М., 1976.

60. Николаева Н.В. Андреа Мантенья. М., 1980.

61. Оливари М. Джованни Беллини. М., 1998.

62. Пашут Л. Рафаэль. М., 1981.

63. Педрокио Ф. Тициан. М., 1998.

64. Петрусевич Н.Б. Искусство Франции 15-16 вв. М., 1973.

65. Порьяз А. Мировая культура: Возрождение. Эпоха великих географических открытий. М., 2001

66. Поцца Н. Тициан. М., 1981.

67. Происхождение итальянского Возрождения: В 3 т. – М., 1956 – 1979.

68. Рафаэль: Альбом / отв. ред. В. Стародубова. М., 1980.

69. Ренессанс. Барокко. Классицизм. М., 1966.

70. Ренессанс. Образ и место Возрождения в истории культуры. М., 1987.

71. Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. Л., 1976.

72. Санти Бруно. Боттичелли. М., 1995.

73. Санти Бруно. Леонардо да Винчи. М., 1977.

74. Санти Бруно. Рафаэль. М., 1998.

75. Смирнова И.А. Искусство Италии конца XIII – XV в.в. М., 1987.

76. Соколов М.Н. Вечный Ренессанс. М., 1999 г.

77. Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век). М., 1985.

78. Типология и периодизация культуры Возрождения. М., 1978.

79. Фомин Г. И. Иероним Босх. М., 1974.

80. Хойзингер Л. Микеланджело. Очерк творчества. М., 1998.

81. Чуковский М. Итальянское Возрождение. Л., 1990

ОПД.Ф.06 История художественной культуры

(История художественной культуры Западноевропейских стран эпохи Возрождения и XVII –XVIII вв.)

 

 

Направление подготовки: 540700 Художественное образование

 

Профиль: 540709 Изобразительное искусство

 

Квалификация выпускника: бакалавр художественного образования

Форма подготовки: очное

 

Автор-составитель:

Попова Н.Г.,

Ст. преподаватель кафедры

гуманитарного и художественного

образования

 

 

Новосибирск 2010

 

 

1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины ОПД.Ф.06 История художественной культуры (История художественной культуры Западноевропейских стран эпохи Возрождения и XVII –XVIII вв. ):

– познакомить студентов с основной проблематикой и историей развития изобразительного искусства эпохи Возрождения и западноевропейского искусства XVII – XVIII вв., дать учащимся достаточно полный объем фактов, характеризующих это искусство.

Исходя из цели, в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи:

- дать общее представление об основных этапах развития различных видов искусства (живописи, архитектуры, скульптуры, декоративно-прикладного искусства) ведущих стран Западной Европы в связи с особенностями их исторического и духовного развития;

- дать понятие о художественно-образном языке различных видов искусства;

- охарактеризовать индивидуальности крупнейших мастеров в процессе их творческой эволюции;


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 557; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.168 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь