Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Критерии общественного и культурного прогресса



Общественный прогресс – совокупность всех поступательных изменений в обществе, его развитие от простого к сложному, переход с более низкого уровня на более высокий.

Общие критерии: развитие человеческого разума, совершенствование нравственности людей, развитие производительных сил, включая самого человека, прогресс науки и техники, возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку

Гуманистические критерии: средняя продолжительность жизни человека, детская и материнская смертность, состояние здоровья, уровень образования, развитие различных сфер культуры, чувство удовлетворенности жизнью, степень соблюдения прав человека, отношение к природе.

Французский просветитель А.Кондорсе- Развитие человеческого разума. Социалист-утопист Сен-Симон: Нравственный критерий – осуществление главного принципа: все люди должны относиться друг к другу как братья. Немецкий философ Ф.В.Шеллинг: Постепенное приближение к правовому устройству. Немецкий философ Г.Гегель: По мере роста сознания свободы человека происходит поступательное развитие общества. Спенсер: усложнение и интеграция общественного организма. Применение критериев общественного прогресса при исследовании развития общества должно носить комплексный характер.

Культурный прогресс это не прогресс духовного производства или духовной культуры, а созидательный процесс человеческой деятельности, главная сущность которого состоит в разрешении противоречий (в теории) и преодолении регрессивных отклонений в культурно-историческом процессе (на практике), что и составляет универсальный культурный процесс человеческой деятельности. аспекты культурного прогресса представляют собой генетически единую органическую систему с определенными особенностями, так как их объектом является единая социокультурная реальность. Ведущее место в системе прогресса занимают диалектико-материалистический, гносеологический, антропологический, исторический, этнографический, космологический, духовно-интеллектуальный, информационно-технократический, количественный, качественный, математико-статистический, синергетический, системный, философско-генетический, футурологический, психологический, нравственно-эстетический, научно-технический, цивилизационный, глобальный — общепланетарный, аксиолого-деятельностный, прогностический аспекты.

Культура Древнего Египта

Цивилизация Древнего Египта просуществовала почти 3 тыс. лет. Зародилась в долине Нила.

Историю Др. Египта можно разделить на 3 периода: Древнее, Среднее и Новое царства, отделенные друг от друга I и II промежуточными периодами, когда традиционный порядок в стране нарушался гражданскими войнами и чужеземными нашествиями. (даты начала и конца историки определяют по-разному)

Древнее царство (2600-2150 до н. э.)

Др. Египет достиг вершины стабильности, обособленности. Началось возведение пирамид. Усиливается влияние крупной аристократии, центральная власть ослабела. Во время I промежуточного периода (2150-1950 до н. э.) Египет раскололся на несколько враждующих династий, а пирамиды другие гробницы подверглись разграблению.

Среднее царство(1950-1785 до н. э.)

Единство Египта восстановлено, столица перенесена из Мемфиса в Фивы. Религия приобрела высокоразвитые формы, открыв возможность загробной жизни не только для царей, но - при должной подготовке - и для любого египтянина.

Правление сильных и удачливых фараонов. Они усмирили аристократию, осуществили крупные ирригационные проекты и распространили владычество Египта на юг, покорив Нубию. Однако с наступлением II промежуточного периода (1785-1570 до н. э.) страна вновь вошла в полосу раздоров и упадка, а вершиной всех бед стал захват Дельты Нила азиатскими кочевниками, гиксосами.

Новое царство(1570-1075 до н. э.)

Эпоха непрерывных конфликтов с Ближним Востоком - поначалу в качестве великой державы, а ближе к концу уже в качестве жертвы.

Больше внимания стали уделять возвеличению фараона как земного завоевателя и меньше - его освященному традицией божественному образу.

Единый бог. Аменхотеп IV низверг несметную рать египетских богов, не пощадив даже могущественного Амона-Ра, чье имя включалось в имя фараона. Египтянам было велено поклоняться единому богу в образе солнечного диска или Атона. В ознаменование этого фараон сменил свое прежнее имя на Эхнатон и основал в Амарне новую столицу.

Конец независимости Египта пришел со смертью Клеопатры, и хотя некоторые египетские культы оказали заметно влияние на религиозное брожение позднеримского мира, старая египетская цивилизация постепенно угасла, и на смену ей пришла греко-римская культура.

Культура Древнего Китая

Культура Китая восходит к очень глубокой древности и отличается не только богатством своих материальных и духовных ценностей, но и огромной жизнестойкостью. Несмотря на бесчисленные войны, мятежи, разрушения, производимые завоевателями страны, культура Китая не только не ослабевала, а наоборот, всегда побеждала культуру завоевателей. Изобретение письменности является важнейшим признаком того, что общество вышло из периода варварства и вступило в эпоху цивилизации. Древнейшие китайские надписи дают возможность проследить процесс возникновения и первоначальное развитие гиероглифической письменности.
Развитию письменности содействовал переход от письма на узких бамбуковых дощечках к письму на шелке, а затем и на бумаге, впервые в мире изобретённой китайцами на рубеже нашей эры, - с этого момента писчий материал перестал лимитировать объём письменных текстов. В конце I века до н.э. была изобретена тушь. Для передачи всего богатства китайского языка применялись знаки (иероглифы), фиксирующие те или иные единицы языка. Одним из высших достижений древнекитайского искусства является живопись, в особенности живопись на свитке. Китайская картина-свиток – это совершенно новый вид искусства, созданный специально для созерцания, освобожденный от подчиненно-декоративных функций. Художественная культура Китая впитала в себя основные духовные ценности, которые развивались в учениях даосизма и конфуцианства. Близость к природе, стремление к духовному совершенству, поиск гармонии в каждом явлении природы. Древний Китай внес в мировую культуру такие открытия как компас и спидометр, сейсмограф. Позже были изобретены книгопечатание и порох. Именно в Китае в области письменности и книгопечатания открыли бумагу и подвижный шрифт, а в военной технике - пушки и стремена. Были изобретены механические часы и произошли технические усовершенствования в области шелкоткачества. В математике выдающимся китайским достижением было использование десятичных дробей и пустой позиции для обозначения 0, вычисление числа р, открытие метода решения уравнений с двумя и тремя неизвестными. Древние китайцы были образованными астрономами, составили одну из первых в мире звездных карт.

Китайская религия, так же как и религиозные воззрения всех народов древности, восходит к фетишизму, к другим формам культа природы, культа предков и тотемизма, тесно связанного с магией.В Китае тоже есть высшее божественное начало - Небо. Но китайское Небо - Это высшая верховная всеобщность, абстрактная и холодная, строгая и безразличная к человеку. Её нельзя любить, с ней нельзя слиться, ей невозможно подражать, как и нет смысла ею восхищаться. Но в системе китайской религиозно-философской мысли существует, кроме Неба, и Будда (представление о нём проникло в Китай вместе с буддизмом из Индии в начале нашей эры), и Дао (Весь мир, согласно даосизму, подчинен единому закону – дао. Дао – основа и источник всего существующего, а его определяющим признаком является естественность.). Однако именно Небо, всегда было центральной категорией верховной всеобщности в Китае. Специфике религиозной структуры Китая свойствен и ещё один существующий для характеристики всей китайской цивилизации момент - незначительная и социально не существующая роль духовенства, жречество.

В конце VI- начале V вв. до н.э. в Китае появляется важнейшая религиозно-мировоззренческая система – конфуцианство. Во II–I вв. до н.э. учение Конфуция становиться господствующейи деологией правящих классов. На основе его учения и древних религиозных верований возникает система, освещающая идею тотального господства и подчинения. И общество должно состоять из тех, кто думает и управляет - верхов, и тех, кто трудится и повинуется - низов. Конфуцианство стало не просто религией, а также и политикой, и административной системой, и верховным регулятором экономических и социальных процессов – словом, основой всего китайского образа жизни, принципом организации китайского общества, квинтэссенцией китайской цивилизации.

Культура Древнего Рима

Под Древним Римом подразумевается не только город Рим античной эпохи но и все завоеванные им страны и народы, входившие в состав колоссальной Римской державы - от Британских островов до Египта. Римское искусство - высшее достижение и итог развития древнего искусства, так как его создавали не только римляне, но покоренные ими народы: древние египтяне, греки, шины, жители Пиренейского полуострова, Галлии, Древней Германии, иногда стоявших на более высокой ступени культурного развития.

До сих пор широко распространено представление о том, что древнеримская культура не является самобытной, ибо римляне пытались подражать недосягаемым образцам классической греческой культуры, все перенимая и практически не создавая ничего своего. Если греки создавали мифы о богах и полубогах, то для римлян в центре их мифологии был сам Рим, его героический победоносный народ, те, кто боролся и погиб за его величие. Боги, по убеждению римлян, лишь помогали им победить, выказывая тем самым свое особое расположение к римскому народу.. Железная воинская дисциплина требовала воинских добродетелей — мужества, верности, стойкости, суровой непреклонности, гордого достоинства. Такие добродетели требовались не только для войны, но и для мирной жизни, для исполнения долга хорошего гражданина. Свои особенности были и в отношениях патрициев и плебеев — первостепенное значение приобрела борьба за различные законы, вырывавшиеся плебеями у их противников, что обусловило особую роль права в жизни общества. Обе стороны использовали в своих интересах религию, первоначально очень близкую к праву. Тесная связь религии с правом, с политической борьбой, с одной стороны, повышала ее значение в жизни общества, с другой — способствовала ее формализации, детализации различных способов общения с богами, узнавания их воли. По убеждению римлянина, человеческая жизнь во всех, даже в самых мельчайших, проявлениях подчинялась власти и находилась под опекой различных богов, так что человек на каждом шагу зависел от какой-либо высшей силы. Римский гражданин ориентировался на следующую систему ценностей: мужество, храбрость, выносливость, трудолюбие, суровое достоинство, непреклонная честность, справедливость, свобода. Характерной и специфически римской была неразрывная связь свободы и экономической независимости: «жалованье делает человека рабом».

Велико в древнеримской культуре значение права, изучение, комментирование и разработка которого считалась делом, достойным всяческого уважения. Хорошее юридическое образование, получаемое в специальных школах, могло открыть путь в высшие сословия людям, по происхождению к ним не принадлежавшим. В течение многих столетий римские юристы разрабатывали и совершенствовали право, приспосабливая его к реальным потребностям жизни; римское-право стало образцом для последующих законотворцев, легло в основу Кодекса Наполеона и ряда других нормативных документов Нового и Новейшего времени.

Во всем древнем мире римская архитектура не имеет себе равной по высоте инженерного искусства, многообразию типов сооружений, богатству композиционных форм, масштабу строительства. Римляне ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости) как архитектурные объекты в городской, сельский ансамбль и пейзаж. Потребности римского общества породили много типов сооружений: амфитеатры, термы, триумфальные арки, акведуки, дворцы, особняки, виллы, театры, храмы, мосты, надгробные памятники. Рационализм, лежащий в основе римской архитектуры, проявлялся в пространственном размахе, конструктивной логике и целостности гигантских архитектурных комплексов, строгой симметрии и четкости. Римские дороги имели важное стратегическое значение, они объединяли различные части страны.

В древнем Риме скульптура ограничивалась преимущественно историческим рельефом и портретом, зато получили развитие изобразительные искусства с иллюзорной трактовкой объемов и форм - фреска, мозаика, станковая живопись, слабо распространенные у греков. Все художественное творчество Европы от средневековья до наших дней несет на себе следы сильного воздействия римского искусства. Внимание к нему всегда было очень пристальным.

Культура Древней Греции

Культура Древней Греции — это совокупность достижений в области материальной культуры греческого рабовладельческого общества в период его образования, расцвета и упадка.
Страной с высокоразвитой древней культурой, сыгравшей огромную роль в становлении и развитии мировой культуры, является античная Греция, где возникновение рабовладельческого общества, а одновременно философии, относится к VII—VI вв. до н. э. и связано с распадом первобытного патриархально-родового уклада жизни, которому соответствовало мифологическое мышление.
Мифология — эта форма общественного сознания, способ понимания природной и социальной действительности на ранних стадиях общественного развития. Наиболее характерная черта религиозных представлений древних греков до рабовладельческого общества (VII—VI вв. до н. э.) заключается в отражении родовых связей в форме мифа, тотемизма и культа предков. Мифологический образ человеческого мышления объективно был отражением реальной родовой общественно-экономической практики. Памятниками древнегреческой мифологии считаются «Илиада» и «Одиссея» Гомера, сочинения Гесиода «Теогония» и «Труды и дни», отражавшие образ мышления человека родового общества.
В основе мифологической культуры Древней Греции лежит материально-чувственный или одушевленно-разумный космологизм. Космос понимается здесь как абсолют, божество, но античные боги — это не что иное, как те идеи, которые воплощаются в Космосе, то есть законы природы, управляющие им. Космос выступает как абсолют (нет того, что его создало) и как произведение искусства. Представление греков о мире сводится к представлению о нем как о театральной сцене, где люди — актеры, а всё вместе (мир и люди) — порождение Космоса.

Культура Древней Индии


Поделиться:



Популярное:

  1. II. НАЦИОНАЛЬНАЯ ОХРАНА И МЕЖДУНАРОДНАЯ ОХРАНА КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ
  2. Архитектоника культурного пространства
  3. Архитектоника культурного пространства России
  4. Бонитировка почв. Принципы, критерии и методы бонитировки. Метод Фатьянова. Показатели, используемые для бонитировки почв. Экономическая оценка земель.
  5. В офисе Общественного Фонда Тольятти - по адресу: 445037 Тольятти ул. Юбилейная 31Е, офис 401.
  6. Великобритания — родина общественного вещания. Специфика функционирования BBC
  7. Виды объектов культурного наследия
  8. Вменяемость и невменяемость. Критерии невменяемости лица, совершившего общественно опасное деяние. Ограниченная вменяемость субъекта преступного посягательства
  9. Вопрос 2. Составляющие элементы рынка общественного здоровья. Основные периоды развития рынка
  10. Вопрос 231. Общие критерии подведомственности дел арбитражным судам. Специальная подведомственность. Особенности подведомственности отдельных категорий дел.
  11. Вопрос 299. Причинная связь в уголовном праве: понятие, критерии установления и значение.
  12. Вопрос 435. Круг лиц, уполномоченных обратиться с жалобой в Европейский суд по правам человека; основания и порядок обращения, критерии приемлемости жалобы.


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 540; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь