Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Архитектоника культурного пространства России



 

Пространство является жизненной и социокультурной сферой общества, “вместилищем” и внутренним объемом культурных процессов. Оно является главным фактором человеческого бытия. Культурное пространство имеет территориальную протяженность, в нем очерчены контуры культурных центров и периферии, столицы и провинции, городских и сельских поселений.

Россия - грандиозный культурный ансамбль народов, объединенных общим гражданством и территорией проживания. Культурное пространство объединяет их, создавая неповторимый узор самобытных культур, сохраняя их уникальность и усиливая притягательную силу энергетически мощной ауры. Культурное пространство включает ареал распространения национально-этнических языков общения, традиционные формы бытового и хозяйственного уклада. В нем сохраняются рецепты народной кухни и приемы воспитания детей, архитектурные и художественные памятники, региональные центры народного и профессионального искусства, религиозные конфессии, природные заповедники и исторические культурные ландшафты, города-музеи и университетские комплексы науки и образования, места памятных исторических событий.

Существуют различные подходы к картографии инфраструктуры культурного пространства. Это своеобразный “подсчет” нашего национального достояния и богатства. Но мы знаем о нем пока совсем недостаточно и общая карта морфологии культурного пространства России еще не составлена и эта идея может увлечь молодых исследователей. Причем начинать надо с регионов, описывая местные достопримечательности и исторические события. Топография и инфраструктура культуры является предметом специального исследования

Культурное пространство России многомерно и не поддается унификации, хотя в истории было немало попыток под лозунгом преодоления различий, создать всеобщую культуру. Всем известно, чем закончился этот эксперимент.

Но причина еще заключается и в том, что культура не может существовать как одномерная, универсальная, одинаковая для всех эпох и народов.

Это противоречит ее природе и сущности, поэтому она сопротивляется подобным экспериментам, даже если инициаторы исходят из благих побуждений.

Культура всегда существует как “дробное множество”, но объединенное в целостную систему, где все регионы взаимозависимы и дополняют друг друга.

Культурное пространство может выполнять собирательную функцию, способствовать объединению и сплочению нации, государства, всех социальных сил. Но возможна и другая модель, когда оно уменьшает силы притяжения между регионами, делая их обособленными и замкнутыми. Эта “рассеивающая” функция культуры значительно ослабляет и тормозит возможность интеграции народов, их стремления к взаимопониманию.

Процесс социального реформирования и модернизации в России оказал существенное воздействие на состояние и перспективы развития культуры. Одни сферы ликвидировались, распались; другие лишились государственной поддержки и должны были “выживать” на свой страх и риск; третьи - приобрели новый статус и приоритет. Пока еще трудно предсказать весь спектр последствий этих перемен, их влияния на ценностные ориентации людей, особенно молодежи. Культура вышла из-под жесткого идеологического контроля, но попала в тиски финансовой зависимости.

Динамика культуры получила импульс для реализации плюралистической модели развития. Культурное пространство органично сочетает историческую преемственность, непрерывность и дискретность. Оно создано многовековой исторической деятельностью человека и напоминает “Древо Жизни”, имеющее глубокие корни и разветвленную крону. В определенном смысле культурное пространство подобно природе, в которой многообразие сочетаний бесконечно.

Множественность проявляется во всех формах культуры. Даже в языке, в котором преобладают общие понятия, словарный запас и законы строения фраз, но при этом существует масса диалектов, сленга, арго, особых смыслов, интонаций. Соединение всеобщего и особенного, подобного и единичного является основой многообразия и многоликости культурного пространства.

Но было бы неверным представлять культурное пространство в виде “лоскутного одеяла”, где каждый кусочек имеет свою форму и окрашен в свой цвет. При всем разнообразии оно имеет общую конфигурацию, благодаря которой выполняет свое предназначение. Дискретность отдельных регионов вписывается в общий объем и архитектонику культурного пространства. Разнообразие отдельных местностей создает неповторимый колорит и их уникальность.

Однако изоляционизм так же опасен, как и унификация, стирающая своеобразие культур. Искусственное разъединение сужает сферу культурного пространства, нанося непоправимый ущерб духовному развитию народов и поколений. Культурные контакты - живой и естественный диалог культур, который осуществляется повсеместно и по разным поводам, в будни и праздники, ибо его основой является взаимный интерес к культуре и стремление людей к пониманию и взаимодействию.

Но ситуация диалога не всегда складывается стихийно. Она требует особого внимания, расположения и поддержки, объяснения различий и преодоления высокомерного возвеличивания одних культур и пренебрежения к другим. Иначе может возникнуть конфликт культур, который как “ снежный ком”, увеличивается в объеме и захватывает все новые сферы общественной и личной жизни. Разделение культурного пространства на “своих” и “чужих” вызывает взаимную неприязнь, склоки, ссоры и ослабление сотрудничества Отношения между народами может стать “горючим материалом”, провоцирующим социальную и психологическую агрессию.

Поэтому столь велико значение культурной политики, всемерно содействующей диалогу культур.

Культурное пространство в каждом регионе, будь то Север или Юг, Запад или Восток имеет свои центры притяжения и свой ареал влияния. Это выражается в стиле застройки городов и сельских поселений, в укладе и режиме жизни, соблюдении обычаев и ритуалов, способе проведения праздников и встреч, в общении и интересах, предпочтениях и ценностях.

Исторически Санкт-Петербург сложился как многонациональный город и каждый этнос внес свой вклад в создание общего петербургского стиля Ю. М. Лотман в статье “Символика Петербурга и проблемы семиотики города” пишет о множественности Образов и сравнений; как русский Амстердам или русская Венеция; как город А. С. Пушкина и H. R Гоголя; Ф. М. Достоевского и А. Блока; А. А. Ахматовой, И. Бродского.

Петербург как императорская резиденция и “колыбель Революции»; как мужественный герой Блокады и центр науки, культуры, искусства. И все эти разные города объединены общим культурным пространством.

Удивительно точно писал об этом Ю. М. Лотман; “Петербург сделался городом культурно-семиотических контрастов, и это послужило почвой для исключительно интенсивной интеллектуальной жизни. Петербург по праву может считаться уникальным явлением мировой цивилизации. ”[2] Не менее интересный подход к описанию целостного пластически- пространственного образа города предложил М.С. Каган.[3] Петербург с самого начала последовательно развивался как взаимосвязь четырех главных подсистем: Улица- Площадь- Парк(сад, сквер)-Река (канал). В этом заключен ансамблевый принцип организации культурного пространства города.

Д. С. Лихачев обратил внимание на то, что для пространственной структуры Петербурга характерно сочетание трех уровней горизонтальной протяженности: уровня воды в реках, уровня набережных, улиц, проспектов, уровня приблизительно одинаковых по высоте крыш домов. В поэтическом пространстве Петербурга Ю. М. Лотман отметил две особенности: призрачность и театральность. Они поддерживаются уникальным петербургским колоритом, мягкой цветовой гаммой, сочетанием водной магистрали Невы и многочисленных каналов, сезоном Белых ночей и удивительных закатов.

Театральность воплощена в архитектурных ансамблях исторического центра и кольце пригородов, органично дополняющих общее впечатление. Город воспринимается как огромная сцена, на которой разворачиваются праздничные спектакли и повседневная жизнь. Театральность требует от петербуржцев постоянного внимания к своей внешности, создает атмосферу праздничности и внутреннего протеста против неопрятности, запущенности, вульгарности и пошлости. Культурное пространство формирует тип горожанина и особый петербуржский стиль жизни: восприимчивость к классическому искусству, деликатность, веротерпимость, отсутствие национальной и социальной спеси, чувство собственного достоинства и преданная любовь к городу.


Поделиться:



Популярное:

  1. I.I. История возникновения уездных городов России
  2. II. НАЦИОНАЛЬНАЯ ОХРАНА И МЕЖДУНАРОДНАЯ ОХРАНА КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ
  3. II. Путивль. – Иностранцы в России. – Отношение к ним русских. – Сербский митрополит. – Посещение патриарха воеводой. – Описание города Путивля, крепости и церкви.
  4. PR в современной России: хронология развития, статистика, тенденции
  5. Uлава 4. Советский период развития культуры России
  6. V. 12. МЕСТО И РОЛЬ РОССИИ В МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ
  7. Автомобильно-дорожный комплекс России
  8. Актуальные проблемы права России и стран СНГ-2016
  9. Анализ инновационной практики социального предпринимательства в России и за рубежом
  10. Анализ использования дебетовых карт ПАО «Сбербанк России»
  11. Анализ использования кредитных карт ПАО «Сбербанк России»
  12. Анализ факторов, определяющих развитие социального предпринимательства в России и регионе


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 668; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь