Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Понятие и сущность кризиса человеческой цивилизации
1)Кризис человеческой цивилизации – это кризис, охватывающий все основные сферы жизнедеятельности общества; экономическую, финансовую, структурно-производственную, политическую, правовую, нравственную, культурную, социальную, этническую. Осложняемый экологическим кризисом, демографическим взрывом и угрозой ядерной катастрофы, он может завершиться гибелью рода человеческого. Это понятие необходимо рассматривать как понятие, отражающее закономерности развития человечества. В борьбе с этой проблемой рассматриваются задачи по ликвидации всех сторон отчуждения человека от природы и человека от человека, задачу преодоления обесчеловеченной стороны жизни людей как к в капиталистическом обществе, так и в социалистическом обществе дает возможность объединить мировые прогрессивные силы под общей программой борьбы за выживание и развитие человечества. А объединение сил – сейчас самое главное. Понятие и сущность культуры Слово культура появилось в Древнем Риме в середине 1в до н.э. Оно означало особое душевное отношение к земле. Более 15 веков это слово не было распространено и стало популярным в 17-18 веках, с появлением просвещения. В России впервые обнаружено в 1844-45 годах, в позитивном и негативном контекстах. + профессор Велланский – «природа, возделанная духом человеческим, соответствующе натуре так, как понятие сообразно вещи» - Карманный словарь Кириллова – «ненужное слово для русского языка». Сейчас слово культура широко распространено и имеет сотни определений. (например в Китае культура=стабильность). Культура не имеет количественных критериев и не может быть измерена в численном выражении. Она либо есть, либо её нет. Культура – внутренняя основа человеческой цивилизации. Понятие материальной культуры Культура представляет собой целостный системный объект, обладающий сложной структурой. При этом само бытие культуры выступает как единый процесс, который можно разделить на две сферы: материальную и духовную. Материальная культура подразделяется на: — производственно-технологическую культуру, представляющую собой вещественные результаты материального производства и способы технологической деятельности общественного человека; Следует заметить, что под материальной культурой понимается не столько создание предметного мира людей, сколько деятельность по формированию «условий человеческого существования». Сущностью материальной культуры является воплощение разнообразных человеческих потребностей, позволяющих людям адаптироваться к биологическим и социальным условиям жизни. Материальная культура не тождественна ни материальной жизни общества, ни материальному производству, ни материально-преобразующей деятельности. Материальная культура включает в себя физические объекты, созданные руками человека - артефакты. Артефакт (от лат. arte - искусственный, и factus - созданный) - это продукт человеческой деятельности, искусственно созданная вещь, предмет, а также идеи, средства и способы деятельности. Для артефактов характерно то, что они созданы человеком и представляют определенную ценность для социальной группы или общества. Православие и русская культура Крещение Руси — введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века князем Владимиром Святославичем (988 год). Очень важным фактором, который обусловил своеобразие формирования российской культуры, стало утверждение на Руси православия в качестве особой ветви христианства, которая была сосредоточена на духовности, приверженности устоявшимся традициям. Христианство с его идеей вечности человеческой жизни утверждало идею равенства людей перед Богом. Обобщая, можно сделать выводы о том, что принятие христианства на Руси содействовало: · включению Руси в европейский христианский мир, появлению возможности играть в нем видную роль; · установлению политических, торговых, культурных связей со странами христианского мира; · созданию широкой основы для объединения древнерусского общества, формирования единого народа на основе общих духовных и нравственных принципов; · укреплению молодой русской государственности; · гуманизации всего древнерусского общества; · становлению городской культуры в преимущественно сельскохозяйственной по роду жизнедеятельности стране: · развитию на Руси архитектуры (Десятинная церковь в Киеве, Софийский собор в Киеве), искусства, появлению первых летописей, школ, созданию крупных литературных и художественных ценностей (икона Владимирской Богоматери). Предмет культурологи Культурология как относительно самостоятельная наука, как учебная дисциплина появилась сравнительно недавно, само понятие «культурология» появилось в начале XIX века. Культурологией называют науку о культуре, ее сущности, закономерностях, взаимовлиянии национальных культур, цивилизаций. Культурология включает в себя теорию культуры и историю культур. Теория культуры изучает сущность, закономерности развития культуры, исследует процессы возникновений и развития конкретных, существовавших и существующих культур, цивилизаций. По специфике своего предмета и методам исследования, культурологию относят к классу гуманитарных наук. Гуманитарные науки (языкознание, психология и т.д.) в сущности являются науками о культуре в широком смысле слова. Языкознание, искусствоведение, литературоведение, политические, юридические науки изучают различные аспекты, стороны культур, но не изучают культуры в целом, что является собственным предметом культурологии как науки. Предмет культурологии — исследование феномена культуры как исторически-социального опыта людей, который воплощается в специфических нормах, законах и чертах их деятельности, передаётся из поколения в поколение в виде ценностных ориентиров и идеалов, интерпретируется в «культурных текстах» философии, религии, искусства, права. Смысл культурологии на сегодняшний день в том, чтобы учить человека на уровне культуры, как её создателя. В зависимости от целей и предметных сфер, уровня знания и обобщения выделяют фундаментальную и прикладную культурологию. Фундаментальная изучает культуру с целью теоретического и исторического познания этого феномена, занимается разработкой категориального аппарата и методами исследования; на этом уровне можно выделить философию культуры. Прикладная, опираясь на фундаментальные знания о культуре, изучает отдельные её подсистемы — экономическую, политическую, религиозную, художественную — с целью прогнозирования, проектирования и регулирования актуальных культурологических процессов. 49Различные критерии определения «русской» и «российской» цивилизации В контексте самобытности целостности, единства понятие «русской» цивилизации неоднозначно, ибо за основу берутся разные критерии. Бурляев писал: «Русская цив-я – это идея сердца, любви, самопожертвования, тогда как западная – это идея самоутверждения, эгоизма, пресловутых и изживших себя прав человека, т.к. права человека - это война одного против всех.» Платонов: «русс. цив-я – замкнутая, духовная цивилизация, а русский человек должен встать во главе духовного развития всей мировой цивилизации и создать новое качество жизни. С другой точки зрения, нельзя связывать прошлое и будущее России с чисто русской составляющей, ибо Российское государство создавалось, как русское, но возникло на стыке различных цивилизаций и исторически сложилось, как особый конгломерат народов, и это превратило Россию в неоднородное сегментарное об-во, где существует много Россий в одном государстве, которые не подлежат синтезу. Россия не имеет культурной целостности и поэтому не является самостоятельной цивилизацией. След точка зрения: Русские не государство, образующ. нации, ибо Российская империя построена не по национальному признаку, а по принципу вассальной зависимости, для кот. все нации – ресурс и источник благополучия. В нации нет единства она, виртуально, разобщена. Современная культура в своем официальном проявлении является многонациональным продуктом российского народа, с др. стороны она деформирована политической системой, что находится в состоянии безнравственности, подлости, лжи. В современной российской цив-ии существует ряд объективных факторов, препятствующих восстановлению единства, существовавшего в советский период. Ранние формы культуры -природно-символический тип – это древнейшие, ранние формы культуры, характеризующиеся опредмеченностью культурных ценностей в природных явлениях; Черты ранних форм культуры: 1. Основным материалом культуры являлся камень: кремень, обсидиан, диорит и др. Дерево и кость выполняли дополнительные функции.2. На первом этапе становления общества важнейшую роль выполняла культура присвоения - в трёх её видах: охота, собирательство, скотоводство. В результате " неолитической революции" происходит переход к культуре аграрного производства с профессиональным разделением труда и культуры.3. В культуре производства происходит деление культуры на два вида: материальную и духовную.4. Духовная культура, получив относительно самостоятельную форму существования - ещё долго оставалась неспециализированной, синкретичной. В ней присутствовали рациональные и иррациональные компоненты, знания и вера, эмоции и разум.5. Элементы духовной культуры характеризовались примитивным соответствием своим объектам отражения, господствовал примитивный реализм, выливающийся в натурализм. Вербальная культура выполняла прежде всего свою функцию наименования, обозначения, а не мифологизации.В художественной культуре, в искусстве - изображения, статуэтки характеризуются примитивным подобием своим оригиналам, наивностью, реализмом.Переход к культуре производства привёл к изменениям в объекте поклонения, для вербальной культуры стала характерной мифология. В художественной культуре преобладающими стали абстрактные компоненты - рисунок сменяет орнамент, узор, знак развивается в символ.
Религиозные ценности ислама Исламский монотеизм — учение о единственности Аллаха, сотворившего Вселенную и управляющего ею, создавшего человека и наделившего его разумом для того, чтобы тот стремился познать Его и приближался к Нему посредством молитв, праведных речей и деяний. Это учение составляет основу ислама, и духовный путь каждого мусульманина лежит через познание Аллаха. Призыв к верховенству закона. Ислам отменил кровную месть, межплеменную вражду и ростовщичество, возложив на каждого человека ответственность только за его собственные деяния. Никому не дозволено покушаться ни на собственную жизнь, ни на жизнь других людей. Также не дозволено зарабатывать на процентных ссудах, брать взятки, воровать и отнимать чужое имущество силой или путём обмана. Предписание хорошо относиться к жёнам отражает отношение ислама к домашнему насилию. Шариат запрещает унижать и оскорблять жён, повелевает мужьям выполнять свои обязанности перед ними. Если даже жена совершила серьёзный проступок и муж не сумел сохранить самообладание, ему всё равно запрещается проявлять жестокость и излишнюю суровость по отношению к ней. В то же время жёны должны исправно выполнять свои обязанности перед мужьями, сохраняя верность им и заботясь об их имуществе. Духовное и мирское благополучие человека зависит от того, как он выполняет свои обязанности перед Аллахом и Его творениями. И если для духовного роста человек нуждается в совершении намаза и соблюдении поста, то для достижения общественного благополучия ему полагается поддерживать неимущих, повиноваться правителям и уважать законы государства. Ислам наделил каждого человека фундаментальными правами и свободами, такими как право на жизнь, право на имущество и наследство, право на выражение собственного мнения и выбор религии. Человек — самое почтённое из Божьих творений на Земле. " Пять столпов" ислама, пять главных обязанностей верующего: Первый из них – Аш-Шахада – символ веры, свидетельствующий о том, что верующий исповедует единобожие и признает пророческую миссию Мухаммада. Два главных догмата ислама: существует единый, единственный, и вечный всемогущий бог - Аллах; своим посланником Аллах избрал араба из Мекки, Мухаммада, через него бог передал людям текст священной книги - корана, его руками он основал общину верующих (умма) Второй- молитва (салят). Молитва мусульман состоит из ряда поклонов, сопровождаемых произнесением различных религиозных формул. Мусульманину предписано пять молитв в сутки; свершать их можно и дома, и в мечети и в поле. Молитве предшествует ритуальное омовение. Пятница является днем всеобщей молитвы, когда все мусульмане должны собираться на коллективную молитву в главную мечеть города, села, округа. Третьей ритуальной обязанностью мусульманина является пост (саум). Мусульманский пост заключается в воздержании от пищи, питья и развлечений. Все время должно быть в принципе посвящено человеком Аллаху, занято молитвами, чтением Корана и религиозных сочинений, благочестивыми размышлениями. Четвертой обязанностью каждого мусульманинаявляется хаджж - Паломничество (араб. аль-хаджж). Мечтой каждого мусульманина является паломничество в святые города ислама Мекку и Медину. В иерархии исламских принципов аль-хаджж стоит на третьем или четвертом месте (в зависимости от страны). Коран считает посещение Мекки и Медины долгом каждого мусульманина. Хаджж приурочен ко времени праздника жертвоприношения – ид аль-адха (араб.) иначе курбан-байрам (тюрк.), одного из двух главных праздников ислама. Пятой обязанностью мусульманина является закят - обязательный налог на имущество и доходы, который идет в теории на нужды общины и распределяется среди бедных и малоимущих. Кроме того, каждому мусульманину предписывается еще и садака - добровольные пожертвования и милостыня. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 549; Нарушение авторского права страницы