Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Полицентрический подход в изучении культуры
Культура едина, но проявляется во множестве факторов. Каждая культура есть продукт исторического развития, где каждый субъект не только по-разному выражает свое мироотношение, но и вырабатывает свои культурные ценности. Существуют различные подходы к пониманию культуры: моноцентрический и полицентрический. Полицентрический подход опирается на идею гетерогенности (неоднородности), плюрализма, полиморфизма. Человечество состоит из независимых друг от друга цивилизаций. Ибо у каждой культуры есть своя душа отличная от других культур. Согласно идее полиморфизма многообразие культур вызвано: -социальная разнородность, -функциональное различие культурных ценностей по уровням, -различие в содержании каждого элемента культуры. Самая общая классификация культуры (по идеям полиморфизма): традиционная и западная, письменная и бесписьменная, официальная и неофициальная. Моноцентристский подход опирается на монизм, гомогенность, идеи эголитарности (равной). Культура рассматривается в роли единого человеческого начала, особой природы нации, человечества. Подкрепляется теориями эволюционизма и диффузионизма. Все человечество, все народы и культуры развивающиеся по одному и тому же пути, и различие заключается в том, что одни продвинулись, а др. отстали. Полицентрический подход в осмыслении культуры Культура едина, но проявляется во множестве факторов. Каждая культура есть продукт исторического развития, где каждый субъект не только по-разному выражает свое мироотношение, но и вырабатывает свои культурные ценности. Существуют различные подходы к пониманию культуры: моноцентрический и полицентрический. Полицентрический подход опирается на идею гетерогенности (неоднородности), плюрализма, полиморфизма. Человечество состоит из независимых друг от друга цивилизаций. Ибо у каждой культуры есть своя душа отличная от других культур. Согласно идее полиморфизма многообразие культур вызвано: -социальная разнородность, -функциональное различие культурных ценностей по уровням, -различие в содержании каждого элемента культуры. Самая общая классификация культуры (по идеям полиморфизма): традиционная и западная, письменная и бесписьменная, официальная и неофициальная. Моноцентристский подход опирается на монизм, гомогенность, идеи эголитарности (равной). Культура рассматривается в роли единого человеческого начала, особой природы нации, человечества. Подкрепляется теориями эволюционизма и диффузионизма. Все человечество, все народы и культуры развивающиеся по одному и тому же пути, и различие заключается в том, что одни продвинулись, а др. отстали. Понятие «Глобальная культура» Культурная глобализация – процесс создания единого социо-культурного пространства на основе взаимопроникновения культур, усиления культурных взаимодействий, которые направлены на культурную интеграцию. Понятие культурной глобализации раскрывает нам динамику формирования, развития нового мирового социо-культурного пространства. А глобальная культура выражает его некий результат, который проявляет себя через устойчивые черты. С позитивной т.з. она понимается как рождение новой цивилизационной культуры с присущим ей новым миропониманием, что находит выражение в развитии разных сообществ и социальных групп, которые имеют одну общую доминирующую черту – индивидуализм, который ориентирован на независимость личности от традиций общества. Эта общая черта может рассматриваться в социально-психологическом изменении поведения и сознания людей. На уровне элиты – крупная культура интеллектуалов (формирование модных учений, активная реклама гламурных и элитных моделей образа жизни, формирование модных учений и концепций о правах человека). На уровне общества – формирование массовых движений, приобщение к глобальной культуре через раскрытие своих возможностей. Глобальная культура становится неизбежной. Негативные моменты глобальной культуры: -культурный неоколонизм; -информационная война; -культурная экспансия. В целом культурная глобализация понимается как культурная политика, направленная против определенных стран. Понятие «Культурная глобализация» Культурная глобализация - процесс создания единого социокультурного пространства на основе взаимопроникновения культур, усиления культурных взаимодействий, которые направлены на культурную интеграцию. Культурная глобализация связана с изменением культурной идентичности и создания унифицированной системы или модели. Эти особенности полно проявляются на примере приезжих из стран Ближнего зарубежья в Россию, которые стали гражданами того или иного общества, но у них возникают проблемы в определении грани взаимодействия с местным населением, слияние невозможно в силу культурных особенностей. Культурная глобализация - интенсивный, хотя и не всегда эквивалентный культурный обмен между человеческими обществами, обусловленный небывалым развитием средств коммуникации в современном мире, а также постоянными перемещениями (легальными и нелегальными) по миру огромных масс людей. Смешение и взаимодействие культур имеет сегодня реальное воплощение в бесчисленных личных, непосредственных контактах носителей разных культурных традиций - в производственном процессе, в туристических поездках, в университетах, в сети Интернет, по месту жительства и т.д. А также – в доступности " инокультурных" образцов для широких масс людей, которые уже не замкнуты в смысловом пространстве только своей культуры. Территориальные границы между обществами становятся все более проницаемыми. Культурные " границы", фактически, вообще размываются.Культурная глобализация раскрывает нам динамику формирования нового мирового социокультурного пространства. А глобальная культура выражает его некий результат, который проявляет себя через устойчивые черты (фиксация результата через устойчивые черты). Для культурной глобализации характерно сближение деловой и потребительской культуры между разными странами мира и рост международного общения. Факторы культурной глобализации. Питер Бергер в качестве основных движущих сил культурной глобализации выделяет: язык (английский), деловые элиты (ареной её деятельности потенциально является весь мир), " клуб интеллектуалов" (культурную общность интеллигенции, западной и не только, среди которой формируются идеи и взгляды, нормы и ценности, выходящие за узкие национально-культурные границы), общественные движения (экологические, религиозные, правозащитные, благотворительные) и массовую культуру. Для культурной глобализации характерно формировании единого, глобального мира материальных " культурных артефактов" - предметной среды (гостиницы, автомобили, рестораны, супермаркеты,.. – всё везде одинаково), которая окружает современного человека. Понятие духовной культуры Духовная культура — это система знаний и мировоззренческих идей, присущих конкретному культурно-историческому единству или человечеству в целом. Понятие «духовной культуры» восходит к историко-философским идеям Вильгельма фон Гумбольдта. Согласно выработанной им теории исторического познания, всемирная история есть результат деятельности духовной силы, лежащей за пределами познания, которая проявляет себя через творческие способности и личные усилия отдельных индивидов. Плоды этого сотворчества составляют духовную культуру человечества. Духовная культура возникает благодаря тому, что человек не ограничивает себя лишь чувственно-внешним опытом и не отводит ему преимущественного значения, а признает основным и руководящим духовный опыт, из которого он живет, любит, верит и оценивает все вещи. Этим внутренним духовным опытом человек определяет смысл и высшую цель внешнего, чувственного опыта. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 645; Нарушение авторского права страницы