Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Архитектура Среднего Царства VII—XVII династии (2100-1555 годы до н.э.)
С конца VII династии начинается распад Египта. Страна разделилась на множество областей (омонов), которые вновь объединились лишь при XI—XII династиях. В эпоху Среднего царства продолжалось строительство храмов, архитектурных комплексов, но архитектура и сами сооружения не отличались новыми идеями. Гробницы фараонов, как и прежде, имели форму пирамиды, но они стали намного меньше, нередко их сооружали из сырцового кирпича и лишь облицовывали камнем. Период правления XII династии в Египте характеризуется ирригационными работами. Восстанавливались старые дамбы и каналы. Большие работы велись в оазисе Фаюм, где занимались осушением болот, которые превращались в плодородные земли. Храмы при пирамидах с приходом новых правителей становились центрами, в которых проповедовали идеи фараона и возводили его в ранг божества, владыки Египта. Возведение этих храмов закончилось в начале 2000 года до н. э. созданием монументального сооружения при пирамиде фараона Аменемхета II в Ха-варе — знаменитого Лабиринта, состоящего из многочисленных залов и молелен, украшенных статуями и рельефами. Представление о гражданской архитектуре этого периода дают жилые дома городов, которые окружали пирамиды. Блеск и нищета царили в этих городах. Одним из таких городов был Кахун, разделенный стеной на две части — большую и малую (рис. 11.16). В большой части находились дворец и дома знати. Дома покрывались плоской деревянной кровлей либо кирпичным сырцовым сводом. В центре дома был зал с четырьмя колоннами на каменных базах. В меньшей части города в тростниковых хижинах ютилось беднейшее население. В XVII веке до н. э. Египет был покорен пришедшими из Азии гиксосами — властителями чужеземных нагорий. Своей столицей гиксосы сделали Аварис на самом востоке дельты Нила и приняли титул фараонов. Они стремились распространить свою власть над всем Египтом, но это им не удалось сделать. 1.4.Архитектура Нового Царства XVIII—XX династии (1555—1090 годы до н.э.) Источником сведений о гражданской архитектуре Нового царства может служить новая столица правителя Аменхотепа IV (1400 год до н. э.) Эль-Амарна, развалины которой сохранились до наших дней. Дома простых горожан были бедными. Дом состоял из нескольких помещений, устроенных вокруг большой прямоугольной комнаты. Городские усадьбы сановников состояли из сада, дворов, служб и господского дома. Необходимыми помещениями в доме были продолговатый поперечный и прямоугольный залы, украшенные колоннами. Еще один зал находился посередине жилья; он возвышался над другими помещениями дома, и свет в него проникал через окна над потолком; позади зала находились личные покои хозяина, а вокруг - разные другие помещения. Загородный дом фараона Аменхотепа IV достигал огромных размеров. Парадные покои этого дворца были выстроены из камня. Вдоль дворцовой территории располагались громадный двор со скульптурами, изображающими царя, на возвышенности находилось крыльцо с колоннами, поперечное помещение тоже было украшено колоннами, а затем шел глубокий зал. В эпоху Нового царства поминальные храмы были отделены от гробниц. Прошли тысячелетия. И даже сегодня нас поражают архитектурные памятники Древнего Египта своей монументальностью, масштабностью, оригинальным решением конструктивных приемов, вызывают восхищение плоды труда сотен тысяч людей, создавших эти неповторимые произведения в камне
8. Влияние ис-ва др египта на ис-во др народов. Египетское искусство явилось образцом для крито-микенской культуры в Древней Греции. Египетская культура оказала большое влияние и на древних римлян. Культ Египетской богини – матери Исиды- получил широкое распространение в Риме. Египетский скульптурный портрет, пейзажная живопись, обелиски и другие элементы архитектуры, львы и сфинксы были восприняты античным искусством, а через него- европейским. Древнеегипетская культура и цивилизация заложили основу для последующего культурного развития многих народов. 9. Особ индийского ис-ва. Архитектура буддийских храмов. основные черты индийск. народного характера — нежность чувства и пылкость фантазии, обусловливаемые столько же особенностью расы, сколько и разнообразием и роскошью природы Индии, ярким образом выразились в произведениях И. искусства, которое, однако, при всем богатстве своих форм и причудливости их сочетаний не достигло до гармоничного их развития. Общие типы памятников этого искусства, в особенности построек, рассеянных во множестве по обширному полуострову, находятся в зависимости от двух главных распространенных на нем религий — от фантастически многобожного браманизма и от гуманно-философского буддизма. Последний в 250 г. до Р. Хр., при царе Асоке, сделался господствующим верованием в Индии и достиг в ней столь преобладающего влияния, что брамины во внешних формах своего культа, а следовательно, и в искусстве стали подражать ему до такой степени, что бывает иногда очень трудно отличить браминские памятники от буддийских, хотя в первых всегда заметна большая склонность к вычурностям. Древнейшими из известных памятников И. архитектуры надо признать несколько монолитных столбов, поставленных упомянутым царем в области Ганга в ознаменование торжества буддизма, сделавшегося господствующей религией страны. Все они были одинаковой формы, вышиной в 6 саж. 4 вершк., фуст их, утончающийся кверху, имел 1 арш. 5 врш. у базы и 15 врш. у капители; на его шейке шел ассирийский орнамент, состоящий из пальметок и цветков жимолости. Архитектура буддийских храмов поражает своей неповторимой архаикой и почти сказочной символичностью. Она отличается от любых архитектурных систем современности, хотя, конечно, её становление происходило на основе заимствований. Смесь архитектурных стилей и создают уникальность и оригинальность архитектуры буддийских храмовых комплексов. Композицию практически всех буддийских храмов определяет религиозно-символическая концепция, которая пронизывает каждую архитектурную деталь. Особенное значение имеет в храмовых ансамблях буддийской культуры пагода. Шпиль, которым заканчивается буддийская пагода, располагается обычно на центральной колонне, под которой хранили драгоценности. Этот клад символизировал прах Будды. Однако мало кто знает, что прототипом для этой пагоды послужила индийская ступа – полушарие из земли и камня. Буддийские храмы отличаются особым устройством карнизов: они загибаются настолько мягко и изящно, что принимают вид практически горизонтального расположения. Крышам свойственен шатрово-шипцовый стиль. Высота зданий была небольшой, так как не должна была нарушаться гармония с окружающей природой. В декоре буддийских храмов преобладают жёлтый и красный цвета. Очень оригинально смотрится магическая охрана буддийских храмов, застывшая в камне. В углах крыши скалятся каменные мифические чудовища, которые символизируют злые силы, которые удерживаются на расстоянии от храмов. Таким образом, буддийский храм представляет собой не отдельное здание, а целую систему специальных культовых сооружений, тем самым напоминая по своему строению старинные русские монастыри. Их строение зависело от их назначения: они могли входить в комплекс учебных зданий – например, в состав школы. Имело значение и место постройки: храмовые постройки на горе отличались от ансамблей, выстроенных на горе. При царе Ашоке буддизм был объявлен государственной религией.
10. Особ станковой живописи Китая. Китайская станковая картина выполнялась минеральными или растительными водяными красками на тонком шелке и оформлялась в виде свитка. Горизонтальная форма свитка большей частью использовалась для сюжетов повествовательного характера. Вертикальную форму свитка предназначали для декоративных сюжетов. Вертикальные свитки служили для украшения стен, горизонтальные хранились в футлярах. 11. Античное ис-во. (от лат. antiquus — древний) — искусство античной эпохи; искусство Древней Греции, а также тех стран и народов древнего мира, культура которых развивалась под определяющим влиянием древнегреческой культурной традиции: искусство эллинистических государств, Рима и этрусков. Понятие «античное искусство» появилось в эпоху Возрождения, когда прекрасные творения Древней Греции и Древнего Рима принято было считать образцовыми, классическими для всей европейской культуры. Единство античного искусства обусловлено общностью эстетического идеала. Образ идеально прекрасного и гармонически развитого человека-гражданина, доблестного воина и преданного патриота, в котором красота атлетически тренированного тела сочетается с нравственной чистотой и духовным богатством, нашел свое воплощение в скульптуре, живописи и прикладном искусстве. Греческие мастера изучали строение человеческого тела, соразмерность его пропорций, пластику движений, особенно во время знаменитых Олимпийских игр. Художники добивались реалистически правдивого изображения человека в греческой вазописи (чернофигурная и краснофигурная роспись) и скульптуре, которая обрела пластическую свободу и жизненную убедительность (Мирон «Дискобол», Поликлет «Дорифор», Фидий — статуи для афинского Акрополя). Неоценимый вклад в мировое искусство внесли древнегреческие архитекторы. Они создали строгий и величественный тип храма прямоугольной формы, окруженного со всех сторон колоннами (периптер), и строгую, логически обоснованную систему соотношений между несущими и несомыми частями здания {ордер). Памятники древнегреческого искусства дают нам эстетическое наслаждение и яркое представление о единстве, синтезе архитектуры и скульптуры. На смену классическим традициям с конца IV в. до н. э. приходит более сложное миропонимание, обостряется интерес к раскрытию внутреннего мира человека, передачи могучей энергии, динамики образа, его правдивости (скульптуры Скопаса, Праксителя, Леохара, Лисиппа). Как следствие в искусстве этого времени отмечается увлечение многофигурными композициями и колоссальными размерами статуй. Три последних столетия существования греческой цивилизации называют эпохой эллинизма. Наследником художественной культуры эллинской цивилизации стал Древний Рим, который прошел за восемь столетий в результате успешных завоеваний исторический путь от маленького города до столицы огромного государства — могущественной Римской империи. Римляне высоко оценили науку, литературу, театр, архитектуру и скульптуру Древней Греции и внесли свой вклад в дальнейшее развитие художественной культуры древнего мира. Они построили великолепные дороги, мосты и водопроводы, создали особую систему сооружения больших общественных зданий благодаря применению в строительстве арок, сводов и бетона, позволяющего заметно увеличить ширину перекрытий. Во II в. впервые при постройке круглого в плане храма был применен купол. Таким образом, к IV в. сформировались основные типы христианского храма — базилика и центрально-купольное строение. Особого внимания заслуживает искусство римского скульптурного портрета, отличающегося точной характеристикой и жизненным правдоподобием образов. Власть римских императоров прославляли многочисленные монументы, поставленные в их честь, триумфальные арки, сооруженные в честь их побед. Прекрасно спланированные ансамбли городов, знаменитые императорские бани — термы, самый большой амфитеатр древнего мира — Колизей, колонна императора Трояна, храм всех богов Римской империи — Пантеон, фресковая живопись и мозаика, открытые при раскопках Помпеи — это своеобразная биография эпохи, запечатленная в неповторимых художественных образах. Античное искусство сильнейшим образом повлияло на развитие искусства последующих эпох; трудно переоценить его значение для развития западной цивилизации (см. барокко, классицизм, ампир).
12. Периоды развития древнегреч. Архитектуры.архитектур ордера др греции Ранний период истории Древней Греции (XI — IX вв. до н. э.) принято называть гомеровским, потому что главным письменным источником для изучения его служат поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». От архитектурных сооружений этого периода сохранились лишь руины, по которым можно судить о преемственности гомеровской Грецией эгейской культуры: в именах богов, которым посвящались храмы; в планах храмов, напоминавших очертания мегарона микенской эпохи с входом на узкой стороне прямоугольной постройки. Фундаменты жилых домов и храмов делали из грубого камня, стены — из кирпича-сырца, частично с деревянным каркасом. Вход в дом или храм представлял собой двухколонный портик. Здание завершалось двускатной крышей, образующей на торцовых сторонах фронтоны. Ранний период развития архитектуры (до V в. до н. э.) получил название архаического. Это время формирования греческого рабовладельческого общества и возникновения городов-государств (полисов. Древние греки называли себя эллинами, а свою страну Элладой. На руинах микенских городов, уничтоженных дорическими племенами-завоевателями, возникала новая культура. В бронзовом веке храмы еще не строились. На смену дворцам и крепостям пришли многочисленные храмовые сооружения. Прекрасным статуям олимпийских богов воздвигнуты более величественные и роскошные жилища, чем старым примитивным идолам. Светское строительство отступило на второй план. Греческая архитектура начала эпохи архаики сохранила форму мегарона микенского периода. Мегарон, дом властителя, стал святилищем, но строительный материал остался все тот же - дерево и глина. В первой половине VIII в. появляется храм, планировочную основу которого составил микенский мегарон. Храм был построен из необожженного кирпича и перекрыт деревянной двускатной крышей. В этот период формируется планировочная схема, которая легла в основу последующей архитектуры греческих храмов и для которой характерно окружение основного объема храма колоннадой. Светские постройки, также прямоугольной формы, были непрочными и очень скромными, из тростника и глины. Все достижения греческой архитектуры того времени - конструктивные и декоративные - связаны со строительством храмов. В архаический период появляются монументальные постройки из камня, главным образом из известняка мягких местных пород. Эллинские мастера архитектуры уже в VII в. до н. э. разработали строго продуманную систему рациональных соотношений между несущими и ненесущими (несомыми) частями здания, между колоннами и перекрытием, лежащим на них. Эта цельная, художественно осмысленная система сочетания конструктивных и декоративных частей с определенными соотношениями их размеров, установившая определенный порядок в отношениях частей здания, получила название ордер (лат. ordo — порядок). Греческий архитектурный ордер состоял из следующих основных элементов: - трехступенчатого стереобата (основания) — цокольной части храма; - колонн (несущих опор), состоящих из: - антаблемента (несомой конструкции, перекрывающей части сооружения), делящегося, в свою очередь, на: Выше антаблемента — треугольной формы фронтон, ограниченный сверху двумя скатами крыши. В процессе формирования греческой архитектуры, предположительно в VIII в. до н. э., возникли вначале два художественных направления в архитектуре, два основных ордера: дорический и ионический, несколько позже (430 г. до н. э.) появился коринфский в интерьере храма Аполлона в Бассах (Иктйн). Ордера с самого начала существенно различались в деталях и пропорциях. Дорическое отличалось стремлением к монументальности, серьезности, «мужественности», совершенству пропорций. Дорический стиль сформировался приблизительно в 600 г. до н. э. и в дальнейшем претерпевал лишь незначительные изменения. Примером может служить дорический храм Геры в Олимпии. Ионический стиль, который был особенно популярен в греческих городах-государствах, возникших на побережье Малой Азии, в V в. еще окончательно не сформировался. Мастера ионийского направления стемились достичь легкости, изящества, прихотливости линий. Ранние ионические храмы в Малой Азии имели более богатое убранство и большие размеры, чем дорические храмы. Древнеримский теоретик архитектуры Витрувий, ссылаясь на мнение греческих авторов, сравнивает дорический ордер с " крепостью и красотой мужского тела" , ионический ордер - с " утонченностью женщин, их украшениями и соразмерностью" . Дорический и ионический стили возникли еще в деревянно-сырцовых постройках, где архитектурные элементы составляли необходимые конструктивные части, позднее формы были переведены, с небольшими изменениями, в камень. В каменных постройках многие конструктивные части превратились в декоративные элементы, воспроизводившиеся по традиционной схеме, но в новом материале. Переход от дерева к камню мягких пород совершился во второй половине VII в. до н. э. Дорический ордер развивался в основном на Пелопоннесе и на западе Греции на основе микенской архитектуры, ионический — в Аттике и в восточных районах Средиземноморья на основе архитектуры стран Передней Азии. Характерным дорическим храмом архаики был храм Аполлона в Коринфе (2-я половина VI в. до н. э.). Его окружали 6 X 15 колонн, пропорции их тяжелы, капители с большим выносом абаки. Ионический храм Артемиды в Эфесе — большой (75 X 142 м в плане), колонны его имели сильно развитые капители со свисающими вниз волютами и рельефные пояса над базами. Храм был построен из мрамора, который в ионической архитектуре начали применять раньше, чем в дорической. Однако, «дорическое» и «ионийское» - не совсем географическое понятие: дорические постройки можно встретить на ионийской территории, и наоборот. Наиболее ранним известным примером может служить храм богини Геры на острове Самосе. В течение VII в. строительное искусство быстро развивалось в рамках нескольких характерных стилей. Коринфский ордер получил развитие с IV в. до н. э. в ряде памятников греческой архитектуры. Он впервые оформился в конце V в. до н. э. Пример коринфского ордера — памятник Лисикрата (335-334 гг. до н. э.) — объем цилиндрической формы, конусообразная черепичная кровля его завершается скульптурным украшением — акротерием. Его полуколонны легче и изящнее ионических колонн, у них более высокая капитель, изогнутый в плане импост — переход от колокола капители к архитраву. Волюты капители — в форме стилизованных завитков растения аканта. Архитектурные ордеры как композиционная система сложились в Древней Греции в VI—V вв. до н. э. окончательно, ознаменовав начало классического периода в древнегреческой архитектуре. Классический период древнегреческой архитектуры (V — последняя треть IV в. до н. э.) начался с греко-персидских войн, завершившихся созданием Афинской морской державы. Афины, возвысившись над своими союзниками, получили возможность распоряжаться огромными финансовыми средствами. Наконец началась разработка залежей мрамора в Пентеликоне в Аттике, греческая архитектура вступила в пору наивысшего расцвета. Созданные в первые десятилетя V в. творения зодчих, скульпторов, художников в последующие века стали образцом для подражания и назывались классическими (лат. classicus— первоклассный). Хотя главным центром художественной творческой деятельности были, особенно во второй половине столетия, Афины, другие области Эллады также украсились новыми великолепными постройками. Среди них храм Зевса в Олимпии в северозападной части Пелопоннеса, выдающееся творение архитектора Либона из Элиды, характерный образец так называемого «сурового» стиля, царившего в дорических землях в первой половине V в. до н. э. Немало памятников его можно встретить в Сицилии и Южной Италии: святилище Зевса в Агригенте, шестиколонный храм Посейдона в Песте в Лукании и др Не менее пышным и гигантским было другое сооружение, считавшееся одним из чудес света и также находившееся в Малой Азии: храм Артемиды в Эфесе, построенный на месте храма, сожженного в 356 г. до н, э. «незабвенным» в веках Геростратом. Стремление малоазийских греческих архитекторов соперничать с творцами величественных и пышных построек древнего Востока — еще оно свидетельство приближения новой, эллинистической эпохи. Последний — эллинистический — период истории древнегреческой архитектуры начался с распада державы Александра Македонского (последняя треть IV в. до н. э.) и продолжался до завоевания подчиненного Греции Египта Римом (30-е годы до н. э.), в этот период образовались крупные государства. В этот период наблюдался сремительный рост городов, планировки которых становятся более регулярными (Милет, Делос, Эфес). В общественных комплексах, наряду с сооружением культовых зданий, возросло количество монументальных светских строений, претерпели существенные изменения такие традиционные типы, как залы собраний, театры, спортивные сооружения, рынки, которые начали строить из дорогостоящих материалов, роскошно декорированные, чего прежде удостаивались лишь храмы. Для архитектуры эпохи эллинизма характерен определенный тип богатого перистильного жилого дома с росписью по штукатурке, и создание новых типов строений — инженерных сооружений, значительно повысивших уровень благоустроенности городов, а также великолепных дворцов монархов, библиотек, монументальные гробниц и алтарей. Одним из наиболее знаменитых был алтарь Зевса в Пергаме (180 г. до н. э.). Цоколь его в плане 30 X 28 м, высота 9 м. Алтарь опоясан мраморным скульптурным горельефным фризом, изображавшим борьбу богов и гигантов. Широкая лестница ведет к верхней площадке, ограниченной ионической колоннадой.
13. Скульптура архаического периода. Скульптура архаического периода отличалась несовершенством, создавая, как правило, обобщенный образ. Это так называемые куросы (“юноши”), именуемые также архаическими Аполлонами. До нашего времени дошло несколько десятков таких статуй. Наиболее известная мраморная фигура Аполлона из Теней. На устах его играет характерная для того времени “архаическая улыбка”, глаза широко раскрыты, руки опущены и сжаты в кулаки. Принцип фронтальности изображения соблюден в полной мере. Архаические женские статуи представлены корами (“девушками”) в длинных ниспадающих одеждах. Головы девушек украшены локонами, сами статуи полны изящества и грации. К концу VI в.до н.э. греческие скульпторы постепенно научились преодолевать первоначально свойственную их статуям статичность. Одним из весомых достижений древнегреческого искусства архаического периода является декоративная скульптура. В образах архитектуры и скульптуры древних греков предельно обобщены главные идеи времени. Как и в могучих формах пронизанных напряжением колонн, так и в скульптурном декоре метоп, фризов и фронтонов воплощались не мелкие, а глобальные и всеобъемлющие чувства. События особенной важности изображались на фронтонах треугольной формы. Один из показательных примеров скульптуры данного периода – мифическая Медуза. Её волосы состоят из орнаментальных завитков. Эффектны извивы покрывающих её голову змей, которые вперемешку с косичками спускаются на грудь химере, завиваясь в колечки. Сложный и жутковатый узор образуют змеи, которые подпоясывают чудовище. Подпорками у ног Медузы стали грозные и хищные, но не страшные пантеры, которые касаются спинами кровли. Их шкуры покрыты раскрашенными яркими кружками, отчего они сияют на солнце. В этой скульптуре, так же как и в прочих композициях архаических фронтонов, ощущается основательная подчинённость скульптуры архитектуре. Угловые персонажи, как правило, меньше по размеру, чем центральные фигуры. Характерно преобладание симметрии с акцентом на среднюю фигуру, которая находится под коньком фронтона. Также сбереглись отдельные фронтонные композиции храмов, которые в период архаики находились на афинском Акрополе. Одной из самых древних скульптур считается изображение Геракла, который победил лернейскую гидру. Борющийся с морским чудовищем Геракл показан на Гекатомпедоне (другом акропольском храме) согнувшимся, прижимающим врага к земле. К данному храму относится и скульптура тритопатора – доброго демона, состоящего из трёх человеческих туловищ. Три обличья демона мирные и располагающие к себе. На них прекрасно сохранилась раскраска. Волосы на бороде и голове синие, губы, уши и щёки – красные. Глаза – зелёные. Эти плотные слои краски скрыли шершавость пороса (известняка), из которого был изваян демон. В ионических архаических постройках скульптурный фриз украшался с особенной роскошью. В дельфийской сокровищнице сифносцев он с четырёх сторон обрамлял здание. В восточной части, которая была разделена на две части, слева был изображён совет богов. Он выглядел именно так, как его описал в чётвёртой песне «Илиады» Гомер. Скульптуры изготавливаются из известняка и мрамора, терракоты, бронзы, дерева и редких металлов. Эти скульптуры — как отдельно стоящие, так и в виде рельефов — использовались для украшения храмов и в качестве надгробных памятников. Скульптуры изображают как сюжеты из мифологии, так и повседневную жизнь. Статуи в натуральную величину неожиданно появляются около 650 г. до н. э. 14. Античное искусство. Классический период. Рубеж шестого – пятого веков до н.э. – это период ранней классики в древнегреческом искусстве. В греческом мировоззрении наметился перелом, который заставил художников обратиться к новым формам в искусстве. Благодаря этому в греческой культуре наступает новый период осмысления мира – классика. В классическом периоде древнегреческой культуры мастеров начинает притягивать не индивидуальное, а типическое. Нарастает стремление выразить гармоническую соразмерность всех составляющих художественного произведения, - такая гармония считалась основным достоинством произведения искусства.
Одним из наиболее известных сооружений второй четверти пятого века до н.э. был храм Зевса в святилище Олимпии, созданный зодчим Либоном. Храм был богато украшен. Скульптуры фронтонов, тщательная раскраска архитектурных деталей, украшающая пол мозаика, рельефы метоп делали его выдающимся произведением искусства.
Храм Геры в Пестуме Статуя Зевса для целы, созданная Фидием из слоновой кости и золота, не сохранилась до наших дней. И только изображения на монетах могут дать представление об этом произведении искусства, которое было воспето многими поэтами Эллады. Филипп так отозвался об этой статуе:
" Бог ли на землю сошёл и явил тебе, Фидий, свой образ, Или на небо ты сам, бога чтоб видеть, взошел? ".
Храм Зевса плохо сохранился до наших дней. По его внешнему виду мы сейчас не можем получить представление о том, как выглядел в эпоху ранней классики его периптер. Гораздо лучше он сохранился в храме Геры в Пестуме, который был построен из золотистого кристаллического известняка. В этом произведении отразились новаторские черты классического искусства.
Святилище Аполлона в Дельфах Если в храмах периода архаики колонны казались сочными и набухшими, то теперь они становятся подобранными и плотными. Подобно тому, как скульптуры юношей того периода отличает дисциплинированность, внутренняя подтянутость и собранность, так и в архитектурных памятниках появляются новые чувства. Противопоставления и контрасты несущих и несомых частей сглаживаются. Более гармоничными и естественными становятся соотношения между частями и формами.
В период классицизма особенного расцвета достигли расширившиеся святилища Аполлона в Дельфах и Зевса в Олимпии. Олимпия находится на юге Греции, там, где сливаются реки Кладея и Алфея, возле невысокой горы Кронос. В этом месте раскинули свои ветви платаны и оливы рощи Альтис, там же и возвышается знаменитый храм. Он построен в самом центре святилища, где у склона Кроноса находился архаический храм Геры, возле которого проходила дорога на стадион. Там же находились и сокровищницы. Почти все постройки в этом периоде — дорического стиля, сначала тяжёлого и малоизящного, но потом делающегося более лёгким, смелым и красивым. Из храмов этой эпохи, находившихся в самой Греции, можно указать на храм Геры в Олимпии, храм Зевса в Афинах. Дорический стиль, продолжая быть господствующим, делается легче в своих формах и смелее в их сочетании, ионический же стиль входит все в большее и большее употребление, и, наконец, постепенно получает право гражданства и стиль коринфский. В собственной Греции храмы становятся более благородными и гармоничными как по общему своему характеру, так и по пропорциональности отдельных частей; в малоазийских колониях зодчие заботятся о роскоши материала, форм и украшений; Вместо известкового камня и песчаника для построек употребляется мрамор, доступный более тонкой обработке и потому способствующий большей деликатности и изяществу орнаментировки. 15. Древнегреч скульптура 5 в. Ранняя классика
В начале V века до н. э. в греческой скульптуре одновременно с обобщением образа, его большей ясностью и дальнейшим развитием связи скульптуры с архитектурой возникает особый интерес к максимально правдивой передаче движения. Стремление прямолинейно передать натуру даже порождает угловатость форм, разрушающую гармонию статуй конца архаики. Лишь со временем искусство классики придет к новой гармонии и цельности.
Это художественное изменение порождает и некоторую перемену в тематике. Однако " жанровые" мотивы, такие как " Мальчик, вынимающий занозу", на самом деле продолжают ряд этически значимых образов. Это образ победителя в состязаниях, не прервавшего бег вопреки произошедшей неприятности. Новое, свойственное ранней классике понимание гармонии можно увидеть в бронзовой статуе " Возничий" ок. 470 года (Дельфы, музей), где передача мелких натуралистических деталей (вены, ногти, пушок на висках) не мешает монументальности образа в целом. В фигуре, когда-то входившей в неизвестную скульптурную группу, присутствует сдержанная энергия движения. Складки хитона юноши, похожие на каннелюры колонны, так же усиливают монументальность статуи.
Прекрасен рельеф " Трона Людовизи" - алтаря богини Афродиты ок. 460 года (Рим, Национальный музей), изображающий рождение Афродиты из морской пены. Идеально сочетание движения поднимающейся Афродиты, ниспадающих складок одежд и склонившихся к богине нимф. На боковых сторонах алтаря представлены различные образы служения богине: нагая, играющая на флейте девушка-гетера и одетая в плащ, сидящая хранительница домашнего очага.
Задача взаимосвязи двух фигур, объединенных единым сюжетом, была поставлена скульпторами Критием и Несиотом, ок. 477 года до н. э. создавшими для Афин новое изображение тираноубийц Гармодия и Аристогитона (старая группа времен архаики была увезена разгромившими Акрополь персами). Фигуры героев полиса образуют цельную композицию благодаря общему движению.
Одним из раннеклассических примером взаимодействия скульптуры с архитектурой являются фронтоны храма Афины Афайи на о. Эгина 500-480 годов (Мюнхен, Глиптотека), изображающие войну греков с троянцами. Старой, еще архаичной чертой композиции западного фронтона является стоящая по центру фронтальная фигуры Афины. Вместе с тем в фигурах воинов, в особенности в изображениях павших и умирающих, лежащих в узких углах фронтона, много нового. Особенно отличается одна из фигур восточного фронтана, передающая постепенное угасание жизненных сил павшего. Характерно исчезновение архаической улыбки, присутствующей еще на первом фронтоне.
Качественно меняются и композиции рельефов метоп, что можно увидеть на примере храма " Е" в Селинунте 470-460 годов до н. э. (Палермо, Национальный музей) Освоив естественные движения фигур скульптор теперь может строить любые сюжетные композиции, тонко передавая состояния персонажей.
Другим примером фронтонных композиций этого времени является скульптура храма Зевса в Олимпии 468-456 годов (Олимпия, музей). Композиция восточного фронтона, представляющая стоящих подле Зевса Пелопа и Эномая непосредственно перед их состязанием на колесницах дает один из первых в истории искусства примеров внешне неподвижного изображения, наполненного внутренним напряжением, потенциальным движением, готовым начаться действием. Восточному фронтону противопоставляется западный, где изображено сражение лапифов с кентаврами. В центре представлен Аполлон, властно простерший свою руку. Господство его спокойной фигуры, контраст между разнузданными движениями опьяневших кентавров и целеустремленными действиями людей-лапифов показывает конечную победу разума и гармонии над хаосом. Метопы храма посвящены подвигам Геракла. Композиции построены так, что энергичные, подчас порывистые движения фигур не разрушают границ изображения. Они соответствуют геометрическим членениям квадратов метоп. Такова сцена укрощения критского быка, где перекрещиваются диагональные движения быка и Геракла. Более активное движение меньшей по массе фигуры героя уравновешивает более тяжелую, но медленную и грузную фигуру быка[3]. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 923; Нарушение авторского права страницы