Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Реализм в портретном искусстве Римской республики



Определяющей чертой духовной культуры Рима в III-I веках до н. э. был интерес к индивидуальным характерам и чувствам человека. В это время складывается самобытный жанр римской комедии, запечатлевший целую галерею живых и ярких образов, почерпнутых из жизни. Появление мемуарной автобиографической литературы, а также исторических сочинений свидетельствовало о росте национального самоосознания римлян. Формирование представлений о личности гражданина и его роли в общественной жизни способствовало развитию юридической мысли. В целом мировоззрению римлян присущ трезвый, глубоко рациональный подход к действительности. Это сказывается и в прозаическом характере римской религии, которая сводилась к точному исполнению обрядов. Римляне не создали поэтических сказаний о жизни богов и героев и даже по-своему гордились этим. Поэт Вергилий писал: "... не вспахали быки, ноздрями огонь выдыхая, эти места, и зубов тут не сеяли гидры свирепой, дроты и копья мужей не всходили тут частые нивой...".

В самой культуре Рима складывались предпосылки и для реалистически правдивого изображения человека в искусстве. Интерес к индивидуальности человека, который проявился в литературе и театре, был близок и созвучен поискам скульпторов в портретном искусстве.

Эстетические вкусы римлян отразились в бронзовой статуе оратора, отлитой около 100 года до н. э. Надпись на ней, начертанная на этрусском языке, сообщает, что скульптура поставлена в честь политического деятеля Авла Метелла. Мастер изобразил оратора в простой и естественной позе. Создается впечатление, что он говорит перед собравшимися слушателями. Его ноги слегка расставлены, жест руки призывает к вниманию, небрежно наброшена тога, рот полуоткрыт. Глаза были инкрустированы. Скульптор отмечает каждую деталь в облике и костюме оратора. Он показал сдержанного делового человека, исполненного чувства собственного достоинства. Мастер помнил, что перед ним свободный римлянин, который значителен самим своим положением гражданина и не нуждается в идеализации.

Развитию портрета способствовало и предоставленное римским чиновникам в I веке до н. э. право воздвигать свои портретные статуи в общественных местах. В это время римляне заимствуют у греков ранее незнакомый им материал - мрамор - и технические приемы его обработки.

Одно из направлений в портретной скульптуре I века до н. э. следовало исконной римской традиции, стремясь к максимальной точности внешнего физиономического сходства. В портрете римлянина из Ватиканского музея, который относится к 80-70 годам до н. э., скульптор изобразил пожилого человека с аскетически суровым лицом. На его голову наброшено покрывало. Вероятно, эта голова принадлежала статуе, представляющей римского гражданина в момент жертвоприношения богам.

С большим вниманием мастер передал неправильной формы голову, высокий лоб, изрезанный асимметричными морщинами, собранные у переносицы складки, глубоко поставленные глаза, выступающие скулы, старческие щеки, впалый, видимо беззубый, рот, сжатые в тонкую линию высохшие губы и тяжелый подбородок. Скульптор сознательно стремится показать лицо таким, каким оно было в действительности, и каждая деталь представляет для него самодовлеющий интерес. Мастер еще не владеет в полной мере приемами обработки мрамора: морщины на лице нанесены жесткими сухими линиями. Однако в портрете мы ощущаем образцового римлянина старого закала, настойчивого и сурового человека, типичного представителя древнеримской доблести, которая в сознании римлян была связана с простотой и строгостью нравов.

Пантеон богов Древних римлян против богов-олимпийцев

В Древнем мире вся жизнь человека была подчинена велению Богов. До наших дней дошли три наиболее известных религиозных культа: Египта, Древних греков и римлян. При этом египетская мифология стоит несколько особняком, с ее культом животных и изображения богов с головами зверей и птиц. Собственно, несмотря на всю масштабность египетских верований, они по своей глубинной сути были подчинены разливам Нила. Жизнь в долине этой великой реки не могла не наложить свой отпечаток и на традиционный для всех религий миф о сотворении мира по египетской версии, и на остальные верования жрецов, фараонов и простых египтян.

22. Ис-во Империи.

I-IV века нашей эры

Конец эпохи Римской республики ознаменовался изнурительными гражданскими войнами, причинами которых были войны за власть. Официально период Римской империи начинается c 30/27 до нашей эры после окончательного подчинения первым императором Октавианом Августом племен Северо-Западной Испании.

С установлением на территории Средиземноморья Римской империи изменилась соцмальная роль искусства, перед которым теперь встала задача поддержки культа императорской личности, приравненной к божеству. Идеологию того периода прекрасно выразил римский поэт Вергилий: " Вот твое, римлянин, будет искусство. Помни, что ты должен народами правитъ, им устанавливать мир, слабых щадить и укрощать горделивых" .

Для искусства Римской империи характерно, прежде всего, создание изображений императора - статуй и портретных работ. Зачастую образцом для подражания служили статуи эпохи Греческой классики. Вообще, влияние греческого искусства приобретает небывалую силу, особенно в конце I века до нашей эры. В греческой скульптуре римские мастера нашли тот пластический язык и те приемы героизации, которые наиболее отвечали требованиям эпохи начала Империи.

Высеченная из мрамора статуя Октавиана Августа прославляет его как полководца и правителя государства. Гордая, величавая поза и выразительный жест руки придают статуе монументальный характер.

Стремясь завоевать популярность римской толпы, которая требовала " хлеба и зрелищ", императоры строили громадные амфитеатры для гладиаторских боев. Самый большой из них был сооружен в Риме в 75-80 годах и в середине века получил название Колизей от латинского слова " колоссеум" (колоссальный). В плане он представлял гигантский овал (188 х 156 м). Стена Колизея высотой в 50 м сложена из крупных блоков травертина. Три яруса сводчатых арок опираются на скрытые в стене мощные столбы. Воспринимаемые с разных точек зрения, они создают богатую светотеневую игру, оживляющую фасад.

Суровый ритм бесконечно повторяющихся аркад придает зданию величественность и монументальность. Столбы, которые служат опорой арок, украшены полуколоннами, утратившими свое конструктивное значение и сохранившими характер архитектурной декорации. В первом ярусе к столбам приставлены полуколонны дорического ордера, во втором - ионического, в третьем - коринфского, гладкую стену четвертого яруса расчленяют коринфские палестры. Между пилястрами выступают по три кронштейна, опоры для мачт, на которых был натянут огромный составной тент для защиты зрителей от солнца. Полуколонны, несущие антаблемент, отделяют один ярус от другого и подчеркивают высоту стен. Ордерная аркада, использованная в Колизее, стала важнейшей композиционной формой римской архитектуры.

Своеобразным украшением Колизея были статуи, стоявшие в арках второго и третьего ярусов. Амфитеатр сильно пострадал от пожаров и землетрясений. На протяжении многих столетий средневековья он служил каменоломней, где выламывали блоки для строительства дворцов и церквей.

Культура приобретает утонченный характер, что связано с возрождением интереса к греческой цивилизации. Обращение к греческому искусству во многом объясняется и личными вкусами императоров этой эпохи. В искусстве портрета правда характера сменяется стремлением передать эмоциональное состояние человека. Появляются и новые приемы в скульптурной технике: пластическое бозначение зрачка, который ранее отмечали краской, полировка поверхности мрамора и обильное использование бурава.

В прекрасном портрете юноши, исполненном в середине II века, скульптор запечатлел его правильные черты, близкие греческому идеалу красоты.

Утверждение жизненных черт в портрете сопровождается новыми художественными приемами, использованием пластичной живописной манеры обработки мрамора. Эту манеру римляне заимствовали у эллинистических скульпторов.

 

В одном из портретов перед нами пристает знатная римлянка. Гордый поворот головы и высокая модная прическа придают портрету парадное великолепие. Эффектная игра светотени в завитых локонах оттеняет спокойствие лица, чувственные губы и холодное безразличие взгляда. Угождая вкусу заказчицы, скульптор тем не менее остается предельно правдивым в трактовке характера. В облике дамы угадывается чувство превосходства, гордое сознание своей привлекательности и постоянная привычка повелевать.


Поделиться:



Популярное:

  1. II этап (1871-90 гг.) отказ от реализма в сторону импрессионизма
  2. XIII. Московские Соборы XVI века и их роль в церковном искусстве
  3. А1. С какого времени действует Уголовный кодекс Республики Беларусь 1999 г.?
  4. Аппарат Президента Республики Беларусь
  5. Архитектура Древнего царства в искусстве Египта.
  6. БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
  7. БИЛЕТ 19. ПРОБЛЕМА СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМЫ В ЛИТЕРАТУРЕ. ГЕГЕЛЬ О ДИДАКТИЧЕСКОМ ЕДИНСТВЕ И ВОЗМОЖНОСТИ СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМЫ. ГЕГЕЛЬ: «ЛЕКЦИИ ПО ЭСТЕТИКЕ (ОБ ЕДИНСТВЕ ИДЕИ И ФОРМЫ В ИСКУССТВЕ)».
  8. Венецианская школа живописи как особое явление в искусстве Возрождения.
  9. Взаимодействие реализма и романтизма в рассказах М. Горького 1890-х годов
  10. Взгляды какого крупнейшего историка республики, открывшего уникальный археологический памятник эпохи бронзы и раннего железа-Бегазы были объявлены лженаучными?
  11. Взлет и падение Римской империи
  12. Вид «Скалолазание на искусственном рельефе»


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 695; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь