Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


СТруктура и морфология культуры



Типология культуры.Функции культуры.

Генезис культуры.

Культура личности

Культура общества.способы противостояния официальной культуре

Свойства культур

Сферы продуцирования культурных ценностей

Концепции мироустройства. концепции о месте человека в мире

Образ жизни как культурологическая категория

Человек в малом социуме: семья, компания, коллектив

Институты воспитания. принципы воспитания

Механизмы воспитания. проблема взаимоотношения поколений.

Взаимоотношения полов как культурологическая проблема

Запад и восток: две философска-культурологические системы

Эволюционистская концепция Э.Б.Тайлора

Критика теории анимизма. Эволюция Г.Спенсера

Диффузионизм: Л.Фробениус, Ф.ГРебнер, Т.Хейрдал

Биологическое направление в изучении культур

Психоаналитический подход к изучению культур

Культурологическая концепция Н.Я.Данилевского

Концепции О.Шпенглера, А. Тойнби

Концепции С.Хантингтона и Ф.Фукуямы

Культурологические концепции С.М.Соловьева, В.С.Соловьева

Культурологические концепции Н.А.Бердяева, И.А.Ильина, П.Н.Милюкова

Социологическая школа П.А.Сорокина

Народная и элитарная культура

Массовая культура. Субкультура. Контркультура.

Западники и славянофилы

Евразийцы

Структура и морфология культуры

Культура, как сложное образование, имеет свою структуру. Которая может быть ядерной или безъядерной. Ядром культуры становится национальный менталитет, самосознание, специфический способ “переживания жизни” (О. Шпенглер), характерный для того или иного этноса. Если данное ядро исчезает, то соответственно исчезает, растворяется или изменяется сама культура. Культура, не имеющая такого центрального ядра, принимаемого этническим большинством, не способна к достаточно длительному существованию. Указателем национального самосознания является национальный язык. В зависимости от выбранного принципа дифференциации культурное ядро будет преломляться на различных уровнях, как-то социальном, профессиональном, аксиологическом, функциональном и т.д. И структурно будут выделяться крестьянская культура и культура аристократии, военная и артистическая культура, религиозная и политическая, культура производства и культура потребления...

Культура делиться на понятие «официальная культура» и «контркультура». Официальная, транслируется сверху и признается большинством общества в качестве определенного стандарта. Но наряду с ней может возникать и контркультура, являющаяся оппозицией официальной культуре.

Кроме этого, структурно могут выделяться так называемые субкультуры, “под”-культурные образования, возникающие в рамках той или иной культуры. (неформальные молодежные объеденения, элитная культура)

Морфологическая культура, представляет собой различные формы, составляющие бытие культуры, и рассматривает способы их взаимодействия. К ним относятся миф, религия, искусство, наука.

Мифологическое сознание основано на понимании единства человека и природы. Важнейшей чертой мифологического сознания является его образность и метафоричность.

Главной отличительной особенностью религиозного сознания является вера в сверхъестественное, чудо, непостижимое рациональным путем. Религия оперирует в основном коллективными представлениями, что определяет ее главное свойство - сплочение и связь единоверцев.

В искусстве человек прежде всего тяготеет не к выражению чувственной оболочки бытия, а к надматериальным духовным сущностям, являющимся нам в форме искусства. Искусство это создание новой реальности, не сводимой до конца к эмпирической действительности. Искусство является единственным морфом культуры, где вдохновение и фантазия художника не имеют ограничений.

Наука - самостоятельная форма культуры, основанная на объективности, достоверности и истинности получаемых знаний на основе рационалистических методов.

 

5. Типология культуры.Функции культуры.

Типология (от греческого typos – «отпечаток», «форма», «образец») – способ научного познания, в основе которого лежит расчленение системы объектов и их группировка с помощью обобщающей модели. Применительно к культуре типология означает упорядоченное описание и объяснение отдельных культурных комплексов, выявление закономерностей их строения и развития. Типология культуры должна осуществляться на основе определенного критерия который стал бы единым логическим основанием выделения культурных типов. В силу чрезвычайной сложности и многогранности культуры таких критериев может быть несколько. Например, исторический критерий связан с рассмотрением культуры с точки зрения ее развития во времени и определением места конкретной культуры в культурно-историческом процессе. Этнический критерий предполагает выделение культурных комплексов, присущих различным этносам. Сословно-классовый критерий направлен на выявление культурных особенностей различных социальных групп, отличающихся по своему статусу в общественной иерархии (отношение к собственности, размер дохода, престиж и т.д.).

 

Функция - “внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений”

Социализация. Дети-маугли не могут стать людьми именно потому, что изначально лишены социального общения.

Информационная. Передача социального опыта. Историческая преемственность культуры.

Познавательная. Посредством культуры человек познает мир и себя в нем.

Нормативная. Осознание того, что человек находится внутри культуры, приводит и к пониманию существования определенных культурных запретов, норм, табу. Культура как система нравственных, моральных ограничений и положений.

Коммуникативная. Общение людей во времени и пространстве, в конкретности и всеобщности.

Аксиологическая. Именно культура определяет ценность для человека тех или иных феноменов.

Адаптационная. Приспособление к среде проживания. На заре развития культуры эта функция была важнейшей. В настоящее время она постепенно перемещается все ниже по степени важности.

Разграничение и интеграция человеческих общностей. Культура разделяет различные народы и объединяет один народ. Культура разъединяет людей различных субкультурных общностей и объединяет их в одной такой общности.

 

Генезис культуры.

" генезис" – (происхождение, возникновение) - момент зарождения и последующего развития некоего процесса до определенного состояния.

Выделим четыре точки зрения на происхождение культуры, которые с различных сторон пытаются объяснить процессы культурогенеза.

Деятельностный подход к культуре реализован в орудийно-трудовой концепции, предложенной марксизмом. Исходная точув - статья Фридриха Энгельса " Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека", после стало утверждение, что " труд создал человека".

Вторая точка зрения - психоаналитическая - представлена доктором З. Фрейдом. В работе " Тотем и табу" он попытался понять проблему культурогенеза через анализ причин возникновения первых бессознательных психических комплексов. Центральное отличие человека от животного состоит в том, что человек обладает совестью. Она родилась в результате первородного греха, совершенного некими первобытными людьми, которые убили своего отца. Это преступление Фрейд связывает со знаменитым эдиповым комплексом, в основе которого лежит подсознательная ревность мальчика к отцу как сексуальному сопернику в отношении матери.

В совершенно ином ключе представляет проблему генезиса культуры голландский философ и историк Йохан Хейзинга, предложивший игровую концепцию культуры в общем и культурогенеза в частности. В работе " Homo ludens" (" Человек играющий", 1938) ученый утверждает, что вся человеческая деятельность есть ничто иное, как игра. И вся человеческая культура развивается как игра и по ее законам. Играя, человечество создает рядом с природным миром мир искусственный, придуманный, в котором правила игры выступают в форме общепринятых законов.

Й. Хейзинга исходит из посылки, что игра первична, а культура - вторична. На современном этапе наиболее совершенной следует назвать символическую концепцию, предложенную Эрнстом Кассирером. Он выдвинул учение о языке, мифе, науке и искусстве как специфических " символических формах". Первичной посылкой его рассуждений является мысль о том, что человек несовершенен в своем биологическом естестве. Он менее чем животные приспособлен к жизни в природе, поэтому создание некоторой искусственной среды вокруг себя необходимо человеку, это проявление определенных защитных механизмов.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 498; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь