Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Народная и элитарная культура
Народная культура в культурологическом аспекте будет пониматься как сфера непрофессиональной культурной деятельности устной традиции, бытующая по фольклорному типу в прошлом и настоящем, передаваемая из поколения в поколение в процессе непосредственного взаимодействия (совместных действий, трудовых, обрядово-ритуальных, праздничных). К составляющим, относятся: ценности, нормы, смыслы, идеи, обряды, ритуалы, и пр. Эта общность и выступает носителем особой целостной культуры, отличной своим видением мира, способами его знаково-символического воплощения в тех или иных формах фольклора. В далеком прошлом ее носителем было все сообщество (род, племя), позднее этнос (греч. ethnos - народ). С течением времени, в процессе социальной дифференциации (расслоения) сообщество приобретает более сложную, иерархическую структуру, выделяются особые группы, слои, классы. В прошлом народная культура определяла и нормировала все аспекты жизнедеятельности, обычаи, обряды, регулировала взаимоотношения членов сообщества, тип семьи, воспитание детей, характер жилища и пр. Иными словами, определялось, когда сеять зерно, и мн. др. В настоящее время, когда общество усложнилось, появилось множество больших и малых социальных групп формального и неформального типа, произошло расслоение социальной и социально-культурной практики, народная культура стала одним из элементов современной многослойной культуры. Элитарная культура, ее сущность связывается с понятием элиты и обычно противопоставляется культурам народной, массовой. Элита (elite, франц. - избранный, лучший, отборный, отборный), как производитель и потребитель этого типа культуры по отношению к обществу представляет собой высшие, привилегированные слои, группы, классы, осуществляющие функции управления, развития производства и культуры. Группы, сообщества " лучших" избранных выделяются также и по другим признакам. Элитами считаются наиболее искусные и талантливые художники, ученые, философы, литераторы. Таким образом, формируются группы интеллектуально-художественной элиты, которые могут быть относительно автономными от политико-экономических слоев, но могут в определенных ситуациях взаимопроникать друг в друга. Усиление социально-культурного расслоения способствовало формированию необходимости теоретически обосновать социально-культурное неравенство. Элитарная культура, включая ее эзотерические (внутренние, тайные, предназначенные для посвященных) направления, входят в разные сферы культурной практики, выполняя в ней разные функции (роли): информационно-познавательную, пополняя сокровищницу знаний, технических достижений, художественных произведений; социализационную, включая человека в мир культуры; нормативно-регулятивную и др. На первый план в элитарной культуре выходит культуротворчесткая функция, функция самореализации, самоактуализации личности, эстетико-демонстрационная ( ее иногда называют выставочной). Западники и славянофилы Принято утверждать, что философические письма П.Я.Чаадаева обозначили проблему, которая взорвала интеллектуальную Россию изнутри. Эта проблема с известными оговорками сохраняет актуальность до сегодняшнего времени, хотя в отечественной литературе встречаются высказывания, что процесс “догоняющего развития” России, вызвавшего выступление Чаадаева, как затем “западников” и “славянофилов”, исторически завершился с вступлением России в рыночное общество капиталистического типа в конце XX века. Сущность проблемы, поставленной П.Чаадаевым, такова: в каком направлении должна развиваться Россия – по пути рационалистичного и холодного Запада, или по пути молодой, но целомудренной цивилизации России, которая могла бы учесть в своем развитии положительный опыт Запада. Обсуждение писем Чаадаева вызвало к жизни две культурно–цивилизационные концепции: “славянофильство”, т.е. концепцию самобытного развития России, и “западничество”, т.е. концепцию, которая ориентировала общественную мысль на Запад. Следует обратить внимание на то, что Чаадаев по своим взглядам не может быть отнесен ни к славянофилам, ни к западникам. Выше мы сознательно подчеркнули, сколь резко он оценивал историко-культурную роль России в контексте мировой культуры. Несколько модернизируя, можно сказать, что он занимал синтезированную позицию с предпочтением мифического русско–христианского целомудрия. К славянофилам примыкали известные деятели русской литературы, ис-кусства и науки – А.С.Хомяков, братья Киреевские, братья Аксаковы, Ю.Ф.Самарин, В.И.Даль, А.Н.Островский – знаменитый русский драматург, Ф.И.Тютчев – политический деятель и поэт. Славянофилы отстаивали идею самобытности России, ее самодостаточности в лоне православного христианства, самодержавия и народности, которая выражалась в русской крестьянской общине. Оставляя в стороне вопрос об исторической обусловленности конкретно–исторического бытования указанных трех социокультурных ценностей общественной жизни России, не вызывает сомнений глубокая архаичность и традиционность цивилизационной парадигмы, которую они олицетворяли. Таким образом, славянофилы “смотрели” назад, в мир византизированных и языческих рудиментов российской общественной жизни. К западникам примыкали: в известном смысле сам П.Я.Чаадаев, проф. Московского университета Т.Н.Грановский, А.И.Герцен, Н.П.Огарев, И.С.Тургенев – выдающийся писатель–прозаик, В.П.Боткин – врач и ученый, С.М.Соловьев – профессор философии Московского университета, Н.Г.Чернышевский – философ, публицист и писатель, В.Г.Белинский, К.Д.Кавелин. Западники исходили из того, что у России и Запада общие пути развития на основе капиталистического рынка, частной собственности и опоры на исторический опыт Западной Европы. Таким образом, они высказывали идею догоняющего развития, на исходном витке которого Россия еще находится сегодня, в начале XXI века. Идея догоняющего развития России была, без сомнения, плодотворной социокультурной идеей западников. Ныне по этому пути успешно развиваются страны Азии, Африки и Латинской Америки.
8вопрос В своей исторической основе культура есть дело общественное, и личность волей-неволей вступает в определенные отношения с различными социокультурными структурамиКультура общества (страны) включает в себя: 1) общественное сознание, 2) навыки практической и духовной деятельности, 3) совокупность социальных (практических и духовных) ценностей. Таким образом, общество включает в себя: 1) людей, 2) культуру, 3) социальную деятельность (демосоциальную, практическую, духовную), 4) природу (географическую среду). В социальной деятельности происходит взаимодействие культурной и природной среды.Культура и формация обществ взаимосвязаны. Понятие " формации общества" уже " культуры общества" и характеризует структуру основных органов - систем обществ. А культура характеризует не только формационную, но и цивилизационную сторону общества. Можно говорить о культуре экономики, политики, духовности, а также о культуре формации общества и общества в целом. В этом смысле культура общества является основой социальной деятельности. Культура общества играет важную роль в его функционировании и развитии. Это обусловлено ее основными функциями. способы противостояния официальной культуреРассмотрим теперь способы самозащиты личности и некоторых общественных структур от давления официальной культуры.Первой здесь должна быть названа причастность личности к народной культуре, которая, как правило, противостоит культуре официальной, причем чаще всего бессознательно. Дело в том, что народная культура утверждает в основном ценности традиционные, укорененные в исторической памяти и с трудом поддающиеся вытеснению Следующим в перечне средств культурной самозащиты следует назвать культурный резистанс или, иначе, создание контркультуры. В отличие от культуры народной контркультура совершенно сознательно вырабатывается как противовес официальной системе ценностей Решающую роль в создании культурного резистанса играет оппозиционно настроенная интеллигенция, и прежде всего творческая. С точки зрения правящих структур оптимальным результатом формирования личности является всеобщий конформизм, который подразумевает приспособление личности к системе официальных ценностей, к существующей культурной ситуации. Обыкновенно конформизм -- удел личностей достаточно слабых или же просто уставших; его распространение в обществе зависит от эффективности действия культурных операторов -- так, в США он выше, чем, например, во Франции.Конформная личность обыкновенно пассивно принимает цен-ности официальной культуры, хотя и не все, но лишь наиболее доступные, не требующие для своего усвоения значительных усилий. Отбор ценностей здесь во многом проходит без четкого их осознания.С одной стороны, конформизм дает личностной культуре определенный эмоциональный комфорт, причем без больших затрат энергии. В этом его сильная сторона и причина исторической стойкости. С другой стороны, конформизм «стирает» личность, превращает ее в почти бездушную часть общественного механизма, что особенно заметно в культуре новейшего времени Но одновременно с конформизмом в обществе обычно формируется и противоположное явление -- нонконформизм, который представляет собой один из способов защиты личности от действия культурных операторов -- активное неприятие практически всех ценностей официальной культуры.Нонконформизм отличается от культурного резистанса главным образом двумя обстоятельствами.Заметим, что нонконформизм способен создавать стихийно складывающиеся группы единомышленников и даже образовывать общественные течения. Но их историческая жизнь, как правило, очень коротка, они довольно быстро распадаются по причине своей внутренней неоднородности и противоречивости; кроме того, неустойчивость этих течений обусловлена таким простым обстоятельством, как смена поколений: двадцатилетние нонконформисты очень и очень часто становятся тридцатилетними конформистами, на смену им приходят новые двадцатилетние и т.д.Может показаться, что для личности нет другого выхода в ее противостоянии официальной культуре, кроме конформизма и нонконформизма, однако это не так. Существует еще один способ защиты -- это индифферентность. Ее сущность -- не в пассивном приятии официальных ценностей и не в эпатирующем отказе от них, а в их игнорировании. При этом личность вырабатывает свою самобытную культуру, которая может частично совпадать с официальной, частично противоречить ей, но индифферентную личность это, ни капельки не волнует. Вопрос Наиболее важными свойствами культуры являются ее стабильность или нестабильность, потому что именно они показывают, насколько та или иная культурная система выполняет (или не выполняет) свою основную задачу -- обеспечивать психологический комфорт.Стабильность же культуры общества в целом определяется стабильностью основной массы входящего в него населения. Это решающий фактор, и если он отсутствует, то рано или поздно наступает кризис культуры, разрешающийся либо окончательной ее гибелью (например, Римская империя), либо культурным «взры-вом», находящим часто свое воплощение в социальных револю-циях, гражданских и религиозных войнах, переворотах, коренных реформах и т.п. Нестабильность свойственна обычно культурам, находящимся в стадии становления (до наступления зрелости личности, кото-рая, кстати, приходит почти независимо от возраста). Другой, бо-лее редкий случай нестабильности наступает в результате каких-либо важных событий в жизни человека, которые обесценивают прежние ценности и заставляют искать новые Следующей парой свойств, которую мы рассмотрим, является толерантность и интолерантность. Толерантность буквально означает терпимость; она признает право на существование других культур. Толерантная личность терпимо относится к другим личностным культурам
Толерантная общественная культура предполагает, во-первых, что личность с ее собственной системой ценностей не подавляется, даже если эта система ценностей является диссидентской по отношению к господствующей культуре. Во-вторых, толерантность культуры общества проявляется в том, что за иными общественными культурами также сохраняется право на существование. Интолерантность представляет собой культурную нетерпимость, активное неприятие других ценностных систем, стремление навя-зать инакомыслящим свою культуру, свой менталитет. В истории можно легко найти множество образцов как личностной, так и общественной культурной нетерпимости. Интолерантными личностями были, в частности, Петр I, Наполеон, Л.Толстой, Маяковский и многие другие Следующие два противоположных свойства культуры -- открытость и замкнутость. Открытостью называется готовность данной культуры к контакту с другими культурами. Исторически это очень ценное и плодотворное свойство. Когда встречаются две открытые культуры, происходит, как правило, их взаимное обогащение. В отличие от открытости замкнутость предполагает принципиальный отказ от контактов с другими культурами и расчет на собственные внутренние источники развития. Замкнутость исходит из посылки самодостаточности данной культуры Очень сложную проблему представляет собой соотношение таких свойств культуры, как демократизм и элитарность. Демократическая культура рассчитана на самые широкие слои общества. Она либо является порождением этих кругов (фольклор), либо создается культурными верхами Элитарность представляет собой особое свойство культуры, которое характеризуется тем, что культурные ценности создают-ся, во-первых, вне народной среды и без опоры на народную культуру, и, во-вторых, создаются для «избранных» в расчете на интеллектуальную верхушку Нам осталось рассмотреть последние три свойства культуры -- прогрессивность, регрессивность и консервативность Под прогрессивностью будем понимать стремление культуры развиваться, то есть находить или вырабатывать новые культур-ные ценности Противоположным свойством культуры является регрессив-ность, которая означает стремление перенести в настоящее и бу-дущее культурные ценности прошлого и отказ от всех новых цен-ностей, если они отличаются от традиционных. Консерватизм как свойство культуры стоит ближе к регрессив-ности, чем к прогрессивности, прежде всего потому, что скепти-чески относится к новым ценностям и склонен скорее идти про-торенными путями, нежели искать новые дороги. Сущность же консерватизма состоит в активном стремлении сохранить суще-ствующую культуру в неприкосновенности. В истории консерва-тизм играет двоякую роль. Вопрос Массовая культура— культура, популярная и преобладающая среди широкого слоя населения в данном обществе. Она может включать в себя такие явления, как быт, развлечения (спорт, поп-музыка), средства массовой информации и т. п. Содержание массовой культуры обусловлено ежедневными происшествиями и событиями, стремлениями и потребностями, составляющими жизнь большинства населения Феномен массовой культуры в современном значении этого слова принято связывать с эпохой становления крупного промышленного производства, возникновением цивилизации (в шпенглеровской и бердяевском понимании) и всеобъемлющей " массовизацией" жизни. Если понимать " элитарное" и " массовое" не только в аспекте искусства, но и в плане всей культуры, то элитарная культура может пониматься как субкультура, обусловливающая дальнейшую эволюцию культурного целого и переход ее к иному качеству. Массовая же культура - субкультура, обусловливающая консервацию сложившегося в обществе культурного качества и противостоящая элитарной. " Человек массы" как основной потребитель массовой культуры Беспрецедентное по своим масштабам и стремительности утверждение массовой культуры многие исследователи связывают с развитием и неуклонным совершенствованием средств массовой коммуникации. Канадский социолог Г.М. Маклюэн полагал, что все развитие общества, культуры, сознания людей самым непосредственным образом связано с развитием технических средств массовой коммуникации На становление массовой культуры оказала влияние и коммерциализация всех общественных отношений. Она привела к возникновению феномена, названного Т.Адорно " культуриндустрией"
Субкультура) в социологии и культурологии — часть культуры общества, отличающаяся от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами[1][2]. Различают субкультуры, формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной, географической и других базах. Как правило, субкультура проносится человеком на протяжении всей жизни. В частности, субкультуры образуются этническими общностями, отличающимися своим диалектом от языковой нормы[3]. Другим известным примером являются молодёжные субкультуры Отдельные субкультуры в системе общества часто могут идейно самоопределяться и организовываться. В этих случаях возникают более или менее оформленные культурные структуры, которые в зависимости от их объема и некоторых других свойств можно назвать «кружками» и «партиями» Контркульту́ ра — специфический вид субкультуры. С точки зрения культурологии, контркультура — это течение, которое отрицает ценности доминирующей культуры. Термин «контркультура» впервые был использован американским социологом Теодором фон Роззаком, применявшим его для обозначения новых течений в искусстве, черпавших вдохновение из источников, противопоставляющих себя традиционной культуре. Помимо прочего, контркультура противопоставляла себя тем, что ставила во главу угла чувственно-эмоциональное переживание бытия, находящееся за рамками умозрительно-логических методов познания. Контркультура, как правило, не просто имеет парадигму, отличающуюся от парадигмы доминирующей культуры, но и явным образом противопоставляет себя доминирующей культуре, ставит под сомнение господствующие культурные ценности, нормы и моральные устои, создаёт свою собственную систему норм и ценностей. Особо ярко выражена контркультура была в «молодёжной революции» 1960-х годов, движении хиппи и 70-х панк. В СССР примером контркультуры являлась андерграундная рок-культура. К таким контркультурам в различных исследованиях относят раннее христианство[1], затем прочие религии, коммуны утопистов и движение большевиков[2]. 1. Культурология, как научная дисциплина
Культурология - наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность, специфическую функцию и модель человеческого бытия. Происхождение термина связано с именем УАЙТ ЛЕСЛИ АЛВИН (1900-1975) - амер. культурантрополог и культуролог. Позитивной чертой неоэволюционистской концепции У. является стремление обосновать характер культуры. Так, он утверждал понятие " культуры" как объективную категорию. У. подразделял культуру на три подсистемы: 1) технологическую (орудия производства, средства существования, материалы для постройки жилищ, средства для нападения и защиты и т. п.); 2) социальную (типы коллективного поведения); 3) идеологическую (идеи, верования, знания). Объект и предмет культурологии - закономерности становления и развития различных субъектов культуры, сущность и содержание процессов сохранения, трансляции, освоения и изменения традиций, ценностей, норм. Предметная область, подлежащая изучению и регулированию в рамках культурологич. подхода, включает условия и механизмы оптимизации культур, процессов на общенац. уровне (в рамках государственной культур, политики); региональном (в деятельности территориальных органов управления и учреждений культуры и досуга); на уровне социально-культур. общности (в форме непосредственного руководства процессами становления и развития самодеятельных групп, объединений, клубов, ассоциаций, движений). Профессиональными задачами специалиста, работающего в сфере прикладной культурологии, является создание условий для саморазвития культур, жизни, поддержка приоритетных направлений и видов культур, деятельности, имеющих общественную и личностную значимость, способствующих оптимизации худ., духовно-нравственной, политич. жизни, развитию ист., экологической культуры личности, созданию духовно насыщенного " культур, пространства" как естественной среды становления и развития человека. Объект познания культурологии - культура как исторический социальный опыт людей, социокультурный опыт, закрепленный в паттернах, традициях и нормах, обычаях, законах. Предмет культурологии - изучение содержания, структура динамики и технологий функционирования этого социокультурного опыта в ракурсах его генезиса... Направления культурологии - социальная - изучает функциональные механизмы социокультурной организации жизни людей. - Гуманитарная - концентрируется на изучении форм и процессов самопознания культуры, воплощенных в различных " текстах" культуры". - Фундаментальная - разрабатывает категориальный аппарат и методы исследования, изучает культуру с целью теоретического и исторического познания этого предмета. - Прикладная - использует фундаментальные знания о культуре в целях решения практических задач, а также для прогнозирования, проектирования и регулирования культурных процессов. Социальные перспективы культурологии - в ходе " информационной революции" неизбежно наступит этап " революции" в области прогнозирования и проектирования, который поднимется на новый уровень эффективной методики управления любыми процессами, где собственно и будет востребована культурология. Предмет культурологии - исследование процессов создания и приобщения к миру абсолютных ценностей; - исследование общества с т.з его способностей к созданию условий для духовного творчества развитой личности. - Исследования содержания и форм феноменов культуры, их пространственно-временные взаимосвязи. - Исследования культуры как одной из технологий самоорганизации общества. - Исследования культурного контекста различных исторических явлений, теорий социальных систем. Методы культурологии - Диахронический - требует изложения явлений, фактов, событий мировой и отечественной культуры в хронологической последовательности. - Синхронистический - исследование, в т.ч. сравнительное, связанное с изучением объектов в одном выбранном промежутке времени без обращения к исторической перспективе, но с разных сторон. - Сравнительный - область культурологических исследований, которая занимается историческим изучением двух или нескольких национальных культур в процессе взаимодействия, взаимовлияния, установление закономерностей, их своеобразия и сходства. Раскрываются в основном внешние связи культуры, обращенные к инонациональной сфере, выявляются общее и особенное в нац. культуре. - Археологический - совокупность материальных предметов, добытых в результате раскопок. Она дает возможность археологу делать выводы об общем состоянии культуры. - Типологический - метод предполагает изучение структур системы культуры путем восхождения от абстрактного к конкретному и выявления на этой основе типологической близости и историко-культурного процесса. - Биографический - в литературоведении истолкование литературы как отражение биографии и особенностей личности писателя. Впервые этот метод применил фр. Критик Ш.О. Сент-Бёв. Абсолютизация этого метода может привести к умалению роли духовно-исторической атмосферы, стиля эпохи, влияния традиции. В научном литературоведении - один из принципов исследования. Особенности данного метода - в работе с текстами. - Семиотический - метод, основанный на учении о знаках, позволяет изучить знаковую структуру (систему) текста или любого другого культурного объекта. - Психологический - подход, который ориентирует исследователя на изучение субъективных механизмов деятельности культуры, индивидуальных качеств, бессознательные психические процессы. Этот метод очень важен при исследованиях особенностей национальных культур. Основная задача культурологии Методология культурологии выделяет одну, основную задачу культурологии как отрасли научного знания - анализ процессов и тенденций социокультурной среды современности. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1650; Нарушение авторского права страницы