Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Росписи Софийского собора в Новгороде.
В верх части архангелы, пророки, на предалтар столбах-Благовещение. Юж врата-романс ис-во, Купол-пантократор обним небо, Барабан купола-Царь Соломон. Мартир паперть-деисис 7 фигур. София Новгородская построена в середние 11 века, но расписана позднее, отсюда другой стиль росписи(отличный от Софии Киевской) В главном куполе Иисус-Панторкратор 2го типа, не сохранился. Тёмный синий фон, обилие белого. Главное украшение храма – большие иконы, иконостас низкий. В куполе – архангел, в верхней части свода или в барабане – пророки! Отличит.особ-ть Новг.храмов. Фрагмент из купола: царь Соломон, пророк Иеремия; Новый сюжет – воздвижение креста(Конст.и Елена) Деисус: в центре Иисус-Пантократор, справа Иоанн Предтеча, слева Богоматерь(всего было 7 фигур)
10. Система росписей древнерусского храма (на примере памятников Киева и Новгорода). София Киевская 1037г.Алтар помещения и центр. подкупол пр-во украш мозаикой, столбы нефов, бок помещ под хорами, стены-фресками, Полы-мозаичные. В куполе в окруж 4 архангелов-пантократор, в простенках между 12 окнами барабана-12 апостолов, в парусах, поддерж купол-евангелисты, на подпруж арках в медальонах-4о мучеников севастийских. На столбах триумф арки-благовещение: 2архМих и Гавриил и Богоматерь(на столбах)В ц.апсиде=в конхе-Оранта в мо итв позе, с воздетыми вверх руками, заступница-образ восход к языч. обр праматери. Ниже Оранты-Евхаристия=Причащение, обряд превращ хлеба и вина в тело и кровь Христа, еще ниже в простенках между окнами, над сидалищем-фигуры святителей.
Древнерусские иконы XI-XIII веков (Новгород, Киев, Псков, Владимир). 1.Пётр и павел (икона Софийского собора в Новгороде) середина 11 века о преданию эту икону привёз из Корсуни великий князь Владимир Мономах и икона получила название «Корсунская».[2] По мнению академика В. Н. Лазарева значительные размеры иконы скорее всего свидетельствуют, что она была написана вНовгороде и являлась настолпным образом.[1] Икона написана неизвестным мастером (византийским, киевским или местным новгородским[3]), её стиль навеян фресковыми изображениями. Вскоре после написания икону покрыли окладом из позолоченного серебра, выполненным различными мастерами 2. «Дмитрий Солунский» из Дмитрова к12-нач13 Монументальная, спокойная фигура, полна силы, в жесте правой руки, выним меч из ножен, чувствуется огромная внутренняя собранность Алипий «Богоматерь Великая Панагия (Оранта)» из Ярославля ок 1224.Их отличает мягкость письма и тонкая гармония красок; 12. Росписи Спас-Мирожского монастыря во Пскове (особенности стиля, формы и цвета, расположение в пространстве храма). Стиль мирожских росписей отличается большой оригинальностью. Его прежде всего характеризует подчеркнутая линейность. Фигуры и лица очерчены тяжелыми линиями, при помощи таких же линий исполнены все одеяния, тела, деревья, горки и т.д. Даже нанесенные на лица оттенки света облечены в форму тонких, графически четких линий. Там, где новгородский мастер пользовался мазком, автор мирожских фресок прибегал к линии.
13. Изображение Евхаристии в древнерусской монументальной живописи (на примерах киевских мозаик и псковских росписей: расположение в пространстве храма, цвет и форма, развитие композиции в XI-XII вв.).+5 Евхаристия — одно из главных церковных таинств, в котором хлеб и вино мистическим образом пресуществляются в тело и кровь Христову. Совершение евхаристии составляет суть основного христианского богослужения — литургии. На причастии верующие, вкушая хлеб и вино, в которых воплощены «истинное тело» и «истинная кровь» Спасителя, соединяются с ним и приобретают залог жизни вечной.В храме изображение «Евхаристии» традиционно помещается в алтаре, в центральной апсиде. киевские мозаики: Ниже «Богоматери» в апсиде помещены традиционные для этой части храма «Евхаристия» Наиболее удачны цветовые сочетания в дважды повторенной фигуре Христа, облаченного в пурпурный хитон с золотыми ассистами и светло-синий плащ, — его одежды контрастно выделяются на золотом фоне.Пропорционально укороченные, с укрупненными головами фигуры скованны в своих движениях и не отличаются разнообразием поз и жестов.Композиция «Евхаристии» включает в себя фигуры Иисуса Христа (часто он пишется дважды) в центре композиции и подходящих к нему для причастия апостолов, которых возглавляют Петр и Павел. Господь стоит у престола и подает своим ученикам хлеб и вино. Ему могут прислуживать ангелы. В храме изображение «Евхаристии» традиционно помещается в алтаре, в центральной апсиде. За этим сюжетом специально закреплено место, где осуществляется таинство литургии, ибо он наглядно поясняет смысл происходящего богослужения. «Евхаристия» может также помещаться над Царскими Вратами или в праздничном ряду иконостаса.
14. Искусство Владимиро-Суздальского княжества, ХИ-ХШ вв. (основные памятники скульптуры, монументальной живописи и декоративно-прикладного искусства). Прясла которые украшены скульптурными рельефами.Романские черты появились в осн в декоре.Фигура давида Псалмопевца( с гуслями на коленях, в окружении зверей и птиц, поющее все многообразие мира, прославляющего всю тварь земную.Часто встречается так же мотив женской маски. Дмитровский собор в Вл.-особенностью собоа является его резьба, мощный колончатый пояс делит фасады по горизонт на две частти.вся верхняя часть полностью украшена украшена резьбой.В средних закомарах изобр Давид, а на одном из прясел – портрет князя Всеволода с сыном дмитрием и подходящими к нему с двух сторон старщими сыновьями. Остальное прост занято изображением зверей, в изобилии растительным орнаментом, мотивами сказочными и бытовыми, Отд фигуры святых из сцены священного писания выполнены в горельефе.О монументаль живописи мы можем судить по сохранившимся фрагментам сценам страшного суда Дмитриевского собора.Богоматерь Оранта – Великая Панагия.Суть образа – не в предстоянии Богоматерии Христу как в киеве, а в обращении ее к предстоящем, молящемся.
15. Скульптурный декор Владимиро-Суздальской архитектуре (Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском, Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли, Дмитриевский собор во Владимире, Георгиевский собор в Юрьеве Польском, Собор Рождества Богородицы в Суздале - расположение на фасадах, эволюция формы и стиля, символика). Владимиро-суздальская скульптура представляет собой самостоятельное явление в древнерусском искусстве. Целостность мышления отличает общий замысел скульптурного декора, его стиль, содержание образов. Здесь воплотилась идея мира и объединения Руси. «Церковь есть небо на земле». В скульптуре храма Покрова на Нерли (1165) влад-сузд пластика делала свои первые шаги, мастера-резчики только нащупывали пути к соединению отдельных скульптурных групп в зрительно единый ряд. Стены трех фасадов храма венчают скульптурные фигуры царя Давида - библейского певца, восседающего на троне с музыкальным инструментом в руках, окруженного львами и грифонами. Это гимн всему живому: птицам, зверям, растениям. В скульптурных рельефах на сюжет Псалтиря воплотились представления русских людей о мире и жизни. Здесь прославляется Творец и все его творение. В скульптуре Георгиевского собора в Юрьеве-Польском (1230-1234) главной становится тема человека и человеческого в мире. Место царя Давида, который символизировал в Дмитриевском соборе Христа, теперь занял сам Христос. Главные сюжеты Успенского собора во Владимире, такие как «Три отрока в пещи вавилонской», оказались в Георгиевском соборе в боковой закомаре. Звериные мотивы отступили на второй план. Во фризе помещены Деисус, святые воины-мученики. Самостоятельный пояс образовали фигуры пророков. Растительный орнамент здесь спускается до цоколя. Скульптурный рельеф, покрывающий стены собора от барабана до цоколя содержит разные циклы евангельских и библейских сюжетов. Резьба здесь сплошь покрывает стены, переходит на пилястры и арки.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 770; Нарушение авторского права страницы