Тема урока: 8.1. Дворцы Крита и их росписи — 2 урока.
- Остров Крит как перекресток древнего Средиземноморья. Основные занятия жителей Крита (земледелие, ремесло, рыболовство, торговля, пиратство). Крупнейшие города Крита — Кносс, Фест, Като Закро.
- Кносский дворец Миноса как лабиринт (от греч. labris — двойной топорик):
- горизонтальный план дворца — замкнутый двор, вокруг которого расположены помещения;
- расположение дворца на склоне и его многоэтажность, разноуровневость;
- освещение и вентиляция дворца через световые колодцы, окна, веранды (большой контраст освещенных и неосвещенных помещений);
- тематика фресок дворца (ритуальные шествия, морской мир, религиозные ритуалы, мифические животные);
- отдельные выдающиеся фрески дворца (“Парижанка”, “Дамы в голубом”, “Акробат на быке”).
- Керамика Крита. Многообразие ее форм:
- вертикальные формы ваз стиля Камарес со стилизованным растительным орнаментом;
- округлые формы сосудов с изображениями осьминогов;
- ритоны — священные сосуды в виде головы быка;
- невысокие чаши в виде раскрытых бутонов священной лилии;
- пифосы — огромные сосуды для хранения зерна;
- терракотовые статуэтки божеств (Богиня со змеями).
Задания:
- Какую форму могли бы иметь сосуды с небесной символикой, если бы критяне их изготавливали?
- Сравните тематику росписей египетских дворцов и храмов и критских дворцов.
- Бык Шеду из Месопотамии и бык с критского ритона — в чем они схожи и чем различаются? Где еще в культуре древних народов вы встречали ритуального быка? Почему образ быка стал так устойчив в культуре древности?
- Какими силами, на ваш взгляд, овладевает критская Богиня со змеями?
- На Крите существовал культ священной лилии, в Древней Индии и Древнем Египте — священного лотоса. А каким мог быть священный цветок в Древней Руси?
- Подумайте, связаны ли священные цветы Древнего мира и Дюймовочка из знаменитой сказки Г.Х. Андерсена? Какой смысл несет этот вечный образ?
Тема урока: 8.2. Классический греческий храм, его ордерная структура — 2 урока.
- Архитектурное сооружение как модель мира. Отражение социального аспекта в плане здания и духовной основы (основных идей о мире) — в вертикальной конструкции.
- Стоечно-балочная конструкция как естественное выражение свойств деревянной конструкции.
- Понятие тектоники как художественного образа конструкции (отличие “как сделано” от “как выглядит”).
- Понятие ордера как системы пропорций. Диаметр колонны или высота капители как модуль ордера.
- Основные части ордера:
- стереобат и стилобат;
- колонна — база, ствол (энтазис), капитель (эхин и абака);
- антаблемент — архитрав, фриз (триглифы и метопы), карниз.
- Три греческих ордера и их тектонические образы:
- дорический ордер (отсутствие базы, каннелюры, триглифы и метопы на фризе) м ужественный образ, массивные пропорции;
- ионический ордер (профилированная база, каннелюры, волюты капители, гладкий или рельефный фриз) — женский образ, усредненные пропорции;
- коринфский ордер (профилированная база, каннелюры, капитель “из листьев аканфа”, рельефный фриз) — девичий образ, утонченные пропорции.
- Понятие интерколумния (расстояния между колоннами) как выражения человеческого шага.
- Соотношение цветных и белых частей храма, использование цветных материалов при строительстве.
Задания:
- Какие вы знаете здания в вашем городе, напоминающие греческий храм? Какое впечатление они на вас сегодня производят?
- Попробуйте найти аналогии классического греческого храма с известными вам современными храмами.
- Попробуйте сравнить греческий храм со зданием свое школы. Что общего и какая разница?
- Подумайте, какие идеи могли реализовывать архитекторы, ставя перед современными зданиями ряд колонн?
Тема урока: 8.4. Афинский акрополь — 1 урок.
- Фидий — главный создатель афинского Акрополя.
- Панафинейские торжества, их ритуал (изготовление новой одежды для богини Афины, шествие с новым пеплосом на Акрополь, одевание богини, подношение даров).
- Типы древнегреческих храмов:
- храм а антах, его части: наос (целла), пронаос, анты;
- простиль с колонным рядом перед входом;
- амфипростиль с двумя колонными рядами с передней и задней стороны храма;
- периптер — самый распространенный тип с одним рядом колонн вокруг храма, гармоничное соотношение числа колонн на короткой и длиной сторонах храма (b = 2n + 1);
- диптер — периптер с двойным рябом колонн вдоль длиной стороны храма;
- круглый периптер (толос).
- Пропилеи — входные ворота афинского Акрополя (архитектор Мнесикл).
- Пинакотека — картинная галерея и храм Ники Аптерос у пропилей (архитектор Калликрат).
- Бронзовая статуя Афины Промахос (Воительницы) — вертикальная ось ансамбля и маяк для моряков.
- Парфенон — центральное сооружение ансамбля (архитекторы Иктин и Калликрат). Особенности Парфенона:
- постройка его на самой высокой части Акрополя;
- точно рассчитанный трехчетвертной вид этого храма от пропилей;
- сочетание мужественности и женственности — дорическая коллонада и ионический фриз;
- ориентация Парфенона — вход с восточной стороны, алтарь — с западной;
- необходимость обхода храма для входа в него;
- спор Афины с Посейдоном за главенство — тема рельефов западного фронтона;
- битва липифов (гигантов) с кентаврами на метопах;
- панафинейский фриз — торжественное шествие;
- рождение Афины из головы Зевса — тема рельефов восточного фронтона.
- Хризоэлефантинная скульптура Афины. Хризоэлефантинная техника.
- Храм Эрехтейон, посвященный Афине, Посейдону и мифическому царю Эрехтейю. Органичное вписывание его в рельеф местности и ассиметричность композиции храма. Портик кариатид.
- Театр Диониса (17 000 мест) на склоне Акрополя.
- Одеон — помещение для музыкальных состязаний.
Задания:
- Подумайте, как могло копье Афины служить маяком ночью?
- Попробуйте найти сходство между афинским Акрополем и крепостью вашего города (например, Кремлем).
- Вспомните, есть ли в вашем городе здания, вход в которые оформлен в виде пропилей.
- Попробуйте сравнить Афинский акрополь и Запретный город в Пекине. В чем сходство и различие?
Тема урока: 8.5. Этапы развития греческой скульптуры — 1 урок.
- Организация объема как основная функция скульптуры. Трехмерность скульптуры.
- Лепка и резьба. Зависимость техники скульптуры от материала. Материал скульптора (камень, глина, гипс, дерево, слоновая кость). Способы работы с материалом (лепка, высекание, литье).
- Древнейшие (IX - VIII вв. до н.э.) статуи из дерева и камня — ксоаны.
- Архаические статуи в честь победителей Олимпмйских игр. Куросы (пластика, сложение, архаическая улыбка, проблема изображения обнаженного тела). Коры (проблема изображения задрапированного тела). Раскраска статуй. Обобщенность черт лица.
- Поиски динамичности скульптуры (Мирон из Элевтер “Дискобол” — движение и внутреннее напряжение в статике).
- Создание обобщенного образа атлета и идеального свободнорожденного гражданина Афин (Поликлет из Аргоса “Дорифор”).
- Классический скульптурный канон.
- Идеальная красота и человечность в творчестве Фидия.
- “Классический” способ работы с каменной глыбой.
- Поиски соотношения масс в многофигурной композиции (творчество Праксителя, Скопаса, Лисиппа).
- Интерес к духовному миру человека, а также появление камерных изображений в скульптуре эпохи эллинизма.
- Роль постамента в скульптуре.
Задания:
Популярное:
|