Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Человек, общество, культура.



Среди ученых-гуманитариев и ученых-естественников ведется давний спор о том, какая сущность в человеке - социальная или биологическая - является определяющей его становление и развитие. В ХХ веке к этому спору добавилось еще одно измерение - культура. Таким образом, человек предстал в нескольких измерениях - общества, природы и культуры, в каждом из которых он рассматривается как часть окружающей его среды, формирующей базовые качества личности.

Человек от рождения вовлекается в общение с людьми, благодаря чему он становится равноправным членом общества, усваивая правила и нормы совместной жизнедеятельности. «Общество», в простейшем значении этого слова, есть объединение людей на каком-либо общем для всех основании, точнее, это совокупность отношений, складывающихся между людьми по поводу каких-либо значимых для них предметов.

Характер общественных отношений определяется конкретным предметом, вокруг которого они завязываются. В зависимости от предмета социальные отношения могут принимать экономическую, политическую, моральную, религиозную и другие формы.

Одновременно с обществом, на человека воздействует культурная среда, посредством которой формируется ментальность, т.е. специфический этнонациональный стиль мышления, определяющий ценностную иерархию, идеалы и т.п.

Общество регулирует совместную деятельность людей, культура придает ей индивидуальную значимость. Культура является уникальным способом существования человека, она создается в результате знаково-символического обмена между людьми.

Развитие культуры и общества имеет исторический характер, выраженный в различных формах деятельности человека, изменяющихся по своему содержанию с течением времени, что получило название социокультурогенеза.

 

Функции культуры, субъект культуры, культурогенез.

Специфика культуры, как феномена бытия, проявляется в её функциях.

Основная функция - человекотворческая (гуманистическая).

Состоит в том, чтобы формировать человека. Каждая культура формирует соответствующий ей тип человека. Все другие функции культуры подчинены этой.

Функция передачи социального опыта: каждое новое поколение получает от предыдущего отобранный опыт прошлого, но поскольку новые поколения ставят новые задачи, она обращается к прошлому, обнаруживая там то, мимо чего прошли " отцы и деды", следовательно происходит диалог поколений. Однако такой диалог необходим и между различными культурами настоящего. Вне этого невозможно нормальное функционирование и развитие культуры. Следовательно, культура диалогична в своей основе – это коммуникативная функция.

Информационная функция - Исторический обмен, передача социального опыта. Общество не имеет другого механизма передачи социального опыта, социальной наследственности, помимо культуры. В этом смысле культуру можно назвать «памятью» человечества.

Знаковая – способность давать целостные, осмысленные представления о мире и самостоятельные философские и поэтические миры. Для этого культурой выработан запас значений, имен, знаков. Наука, искусство, философия – особым образом организованные знаковые системы, призванные с разных сторон представить мир, сделать его понятным и близким человеку.

Ценностная функция: культура, есть система ценностей, постоянно изменяет, совершенствует, перерабатывает и создаёт новые ценности.

Специализирующая функция: культура приобщает человека к общественно-значимым ценностям, идеалам, нормам.

Индивидуализирующая функция: многогранность и богатство культуры создаёт возможность для развития у человека именно его личности.

Регулятивная Связана с созданием ориентиров человеческих действий и системой контроля за этими действиями.
Интегрирующая Связана с созданием системы значений, ценностей и норм, как важнейшим условием стабильности социальных систем.

 

Традиционные представления о субъектно-объектном взаимодействии основаны на активной и пассивной форме деятельности. Субъект и объект культуры (лат. Subjectus – лежащий внизу, находящийся в основе и позднелатинское. objectum – предмет) – понятия, фиксирующие исходные основания человеческой деятельности, связанные с процессами опредмечивания и распредмечивания объективной реальности.

 

Субъект – носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или соц. группа), источник активности, направленной на объект.

Субъект культуры в культурологическом понимании – какая-либо социальная общность или конкретный индивид, реализующий в системе предметно-практической деятельности культуро-созидающее начало, потребление и духовное освоение объектов культуры, воспроизводство себя как человека определенной ист. эпохи.

 

 

Культурогенез - процесс появления и становления культуры любого народа и народности в общем и появления культуры как таковой в первобытном обществе. На данный момент не существует единой теории появления культуры.

 

Культурные традиции, культурная картина мира.

Тради́ ция (обычай) — множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.

Понятие «традиция» восходит к лат. traditio, к глаголу tradere, означающему «передавать». Первоначально это слово использовалось в буквальном значении, обозначая материальное действие: так, древние римляне применяли его, когда речь шла о необходимости вручить кому-то некий предмет и даже отдать свою дочь замуж. Но передаваемый предмет может быть нематериальным. Это, например, может быть определенное умение или навык: такое действие в фигуральном смысле также является traditio.

Таким образом, границы семантического спектра понятия традиции жестко указывают на основное качественное отличие всего того, что можно подвести под это понятие: традиция — это прежде всего то, что не создано индивидом или не является продуктом его собственного творческого воображения, короче, то, что ему не принадлежит, будучи переданным кем-то извне, обычай.

Культурные Традиции - это элементы социального и культурного наследия передающиеся из поколения в поколение, и сохраняющиеся в определённом сообществе в течении длительного времени. А вот какое определение традициям даёт И.В. Суханов:

Традиции - это не регламентируемые юридическими установлениями,

поддерживаемые силой общественного мнения формы передачи новым поколениям

способов реализации сложившихся в жизни данного класса, общества идеологических отношений (политических, нравственных религиозных, эстетических).

КУЛЬТУРНАЯ КАРТИНА МИРА - система образов, представлений, знаний об устройстве мира и месте человека в этом мире.
В узком значении слова культурную картину мира составляют национальные архетипы, ментальность, характерные способы восприятия времени и пространства.
В широком значении, наряду с перечисленными элементами, культурная картина мира включает в себя и научные знания.

Культурная картина мира складывается из осмысленных и очевидных содержаний артефактов и неосознанных значений и личностных смыслов, а также опы­тов, переживаний, мотивов, оценок. Поэтому с содержатель­но-тематической точки зрения можно выделить научную, эстетическую, религиозную, этическую, правовую и другие подоб­ные картины мира; с этой позиции картина мира сводится к набору сведений и данных. Построению этих картин предше­ствует построение другой картины мира — картины интуитив­ных представлений, значений и смыслов как выражения осо­бенностей жизнедеятельности данной культуры. При этом каж­дый смысл всегда особенным образом представляет универ­сальность мира, в котором живут люди.

Типология культур.


Поделиться:



Популярное:

  1. A. ЧЕЛОВЕК, ДОБР ОН ИЛИ ЗОЛ?
  2. I. Природа и культура. Проблемы антропо- и культурогенеза.
  3. V1: Культура Античного мира. Западная культура.
  4. Билет 1.Феномен культуры. Материальная и духовная культура.
  5. Глава 9. КУЛЬТУРА, ПРИРОДА, ОБЩЕСТВО, ЧЕЛОВЕК
  6. Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России. Институциональные аспекты политики.
  7. Идеология эпохи Просвещения и его культура.
  8. Историческая типология культур: локальная и глобальная культуры. Восточный и Западный тип культуры. Профессиональная культура.
  9. Культура и общество как 2 формы бытия. Субкультура.
  10. Культура имперского Рима. Идея империи, её культурное значение. Государство и человек. Художественная культура.
  11. Массовая и элитарная культура. Исторические условия и этапы становления массовой культуры. Хосе Ортега-и- Гассет – автор знаменитого эссе «Восстание масс» (1930).
  12. Материальная и духовная культура. Артефакты.


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 758; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь