Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Историческая типология культур: локальная и глобальная культуры. Восточный и Западный тип культуры. Профессиональная культура.
Цели и задачи занятия: понятие типа культуры, типологии; критерии и основания для типологической классификации культуры. План: 1. Основные подходы и принципы типологии культуры. Типология как метод исследования культуры. Понятие типа культуры. Особенности исторической типологии культур. 2. Особенности различных типологий культуры.Восточный и Западный типы культур. Особенность русского типа культуры.Этническая, национальная и народная культуры; элитарная, массовая культуры. Формирования профессиональной культуры. Тема 6 Культура в природном пространстве
Культура и природа. Культуру часто определяют как " вторую природу". Такое понимание восходит к античной Греции: Демокрит считал культуру " второй натурой". Один из подходов к проблеме формулируется в противопоставлении природы и культуры, другой подход определяет взаимосвязь природы и культуры (культура не возможна без природы, природа источник культуры). Изначально культура понималась как нечто надприродное, отличающееся от естественности, возникшее не " само по себе", а в результате человеческой деятельности. Вместе с тем культура включает в себя и саму деятельность, и ее продукт. Следует заметить, что деятельность (особенно на ранних этапах развития человечества) органично связана с тем, что природа предлагает в своей первозданности человеку. Прямое воздействие природных факторов (ландшафта, климата, наличия или отсутствия энергетических или сырьевых ресурсов и т.п.) может быть четко прослежено по разным направлениям - от орудий труда и технологий до особенностей быта и высших проявлений духовной жизни. Это позволяет говорить, что культурное действительное не что иное, как природное, продолженное и преобразованное человеческой деятельностью. Вместе с тем культура есть нечто противоположное природе, существующей вечно и развивающейся без участия человека. Огромное влияние природы на образ жизни человека (его культуру) впервые было выражено теоретически концепцией, так называемого географического детерминизма (Ж. Боден, Ш.Л. Монтескье, Ж.Э. Реклю, И.И. Мечников). Именно среда является определяющим фактором общественного культурного развития, причем влияние природы трактуется и материалистически (условия жизни), и идеологически (формирование психологического склада, менталитета). Сторонники географического детерминизма исходят также из неизменности среды, ее влияние на человека. Иную позицию в этом вопросе занимал К. Маркс. Он рассматривал природно-географическую среду как естественное условие, предпосылку общественного культурного развития, но предпосылку, изменяемую активной деятельностью людей. К. Маркс поддерживал идею о разделении природной среды на внешнюю, вовлеченную хозяйственно-экономическую жизнь людей и определяющую их быт, и внутреннюю, представленную биологической сущностью человека как части живой природы. Более того, можно сказать, что культурное есть взаимодействие природного с природным, но преобразованным человеческой деятельностью. Без природы не было бы культуры, потому что человек творит в природе. Он пользуется ресурсами природы, он раскрывает собственный природный потенциал. Как человеческое творение, культура превосходит природу, хотя ее источником, материалом и местом действия является природа. Противопоставление природы и культуры не имеет исключительного смысла, так как человек в определенной мере есть природа, хотя и не только природа. Человек претворяет и достраивает природу. Культура - это формирование и творчество. Не было и нет чисто природного человека., есть и будет только " человек культурный", т.е. " человек творящий". Однако овладение внешней природой само по себе еще не является культурой, хотя и представляет собой одно из ее условий. Освоить природу - означает овладеть не только внешней, но и внутренней, т.е. человеческой природой, на что способен только человек.. он сделал первый шаг к разрыву с природой, начав возводить свой мир, мир культуры как высшую ступень эволюции. С другой стороны, человек служит соединительным звеном между природой и культурой. Таким образом, культура - это природа, которую " пересоздает" человек, утверждая посредством этого себя в качестве человека. Он единственное существо, способное к новаторству. Человек - уникальный творец культуры, придающий ей смысл. На начальном этапе единство культурного и природного носило характер подчиненности человека природе, которую он " преодолевал" в труде. С развитием труда, ростом его производительности, прогрессом науки и техники это единство распадается, трансформируется во взаимодействие культуры (человека) и природы, в господство культуры над природой. Во взаимодействии культуры и природы можно выделить следующие аспекты. Первый аспект - хозяйственно-практический. От природных условий, богатств во многом зависит образ жизни человека, судьба стран и народов, культур. Сейчас значение природного фактора для экономического могущества стало косвенным. Все большую роль в судьбе стран, культур играют не природные условия и богатства, а собственно человеческий фактор. Второй аспект - экологический: " человек не может ждать милости от природы после того, что он с ней сделал". Экологическое равновесие, " чистые" технологии - все это аспекты современного состояния проблема " культура и природа". Сегодня, когда человечество находится в ситуации конфликта природы и культуры, особенно значимыми становятся нарастание экологической составляющей в системе культуры, становление и развитие экологической культуры. Третий аспект - медико-гигиенический. Климат, погода, оказываю большое влияние на жизнь человека. И не учитывание этих факторов приводит к возникновению многих заболеваний и аномальных состояний у человека. Отсюда - проблемы здорового образ жизни, география болезней и т.д. Четвертый аспект проблемы - этический. Он тесно связан с формированием экологической культуры, экологическая культура как результат ценностного отношения человека к природе, в котором выражается все понимание связи, и зависимости между жизнью и деятельностью человека. Таким образом, проблема " культура и природа" это история человечества. Культура природопользования. Еще один важный аспект соотнесенности природы и культуры - культура природопользования (экологическая культура) людей, включая культуру физического воспроизводства и реабилитации самого человека как биологического существа. Проблема культуры природопользования, обобщения исторического опыта в этой сфере и выработки принципов неразрушающей эксплуатации ландшафтов - один из " вечных" вопросов бытия человека на Земле и норм его социокультурного функционирования пока не нашел комплексного позитивного решения. Культурное вмешательство в природу человека. Еще одна из сторон проблемы " человек и природа" мера допустимости искусственного (культурного) вмешательства в биологическую природу самого человека, лишения его жизни или каких-либо частных природных свойств, да и вообще вся " оборотная сторона" медицины препятствующей природной " выбраковке" нежизнеспособных особей (аборты, эвтаназия, смертная казнь, стерилизация, трансплантация органов или замена их искусственными, генная инженерия, зачатие в состоянии интоксикации и др.). Все это вопросы не только социальные, но и прямо связанные с соотнесенностью природы и культуры в самом человеке. Семинар 6. Культура и природа. Цели и задачи занятия: постановка проблемы формирования нового мировоззрения в условиях изменяющихся отношений " человек - природа" План. 1. Культура и природа. Взаимодействие культуры и природы. Культура как " вторая" природа. Теория " ноосферы" В.И. Вернадского, П. Тейяр де Шардена. 2. Культура природопользования. Экологическая культура, экологическая этика, экологический кризис. 3. Культурное вмешательство в природу человека. История отношений " Человек и природа". Тема 7 Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 681; Нарушение авторского права страницы