Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Новое в архитектуре Древнего Рима (типы сооружений, конструкции, материалы).



Билет 1

1. Колизей – выдающийся архитектурный памятник Римской империи.

2.Фрески Джотто в Капелле дель Арена в Падуе.


1. Колизей (или амфитеатр Флавиев) – один из величайших архитектурных памятников Римской Империи. Его относят к 81 г. н.э..
Высота Колизея достигает 50ти метров, а его длина – около 180 метров. Колизей имеет в плане форму эллипса, середина которого занята ареной (также эллиптической формы) и окружающими её концентрическими кольцами мест для зрителей.
Колизей состоит из 4х ярусов, в каждом из которых имеются ордера, оформляющие аркады и своды амфитеатра: 1ый – дорический ордер (колонна украшена каннелюрами, заканчивалась капителью); 2ой – ионический ордер (особенность – капитель, выполненная в виде двух противоположно расположенных волют); 3ий – коринфский ордер (вариант ионического ордера, более насыщенный декором). 4ый ярус - это «глухая» стена, украшенная пилястрами (вертикальные выступы стены, условно изображающие колонны).
Внутри каждого яруса внешней аркады вокруг всего сооружения проходили два просторных сводчатых коридора, на нижнем ярусе внутри них имелось еще по три коридора. Удачно спланированные лестницы из этих коридоров обеспечивали быстрый доступ к любому месту на обширных трибунах, возвышавшихся над ареной. На подиуме были устроены ложи императора и высших должностных лиц Рима.
Долгое время Колизей был для римлян главной ареной увеселительных зрелищ, таких, как бои гладиаторов, звериные травли. Однако нашествия варваров привели амфитеатр в запустение и положили начало его разрушению.
В наши дни Колизей охраняется, как один из важнейших памятников Римской архитектуры.

 

2. Джотто - итальянский художник и архитектор эпохи Проторенессанса. Преодолев византийскую иконописную традицию, он стал подлинным основателем итальянской школы живописи, разработал абсолютно новый подход к изображению пространства.
Одно из самых знаменитых его произведений – цикл фресок в Капелле дель Арена в Падуе. Цикл состоит из 36 фресок с изображением юности Христа и Страстей. Их размещение на стенах строго продумано с учётом планировки часовни и её естественного освещения.
В целом для произведений Джотто характерны эмоциональность, экспрессивность, телесность в изображении фигур. Именно у Джотто впервые появляется последовательность в изображении событий, объем и глубина (пространство).
Так, к примеру, на фреске «Рождество Христа», объем фигур передается засчет светотени. Примечательно, также, что даже фигуры ангелов Джотто попытался передать в объеме - мы отчетливо видим переднюю часть их туловища.

Фреска «Бегство в Египет» - еще одно произведение из цикла фресок в в Капелле дель Арена в Падуе. Драматизм сцены чувствуется в четком профиле озабоченного лица Марии, во всей ее фигуре, написанной жесткими линиями. Однако зеленеющие даже на склоне голой скалы оливковые деревья и фигура парящего ангела являются символами надежды.

Объем, глубина изображения; чистые и яркие краски – всё это является отличительными чертами творчества Джотто.

Фреска «Поцелуй Иуды» показывает нам один из важнейших библейских эпизодов – предательство Христа Иудой. Для этой фрески также характерны приемы светотени, яркости красок, что придает ей лаконичность и ясность. Однако, помимо этого, Джотто заостряет наше внимание именно на фигурах Христа и Иуды, засчет выразительности их взглядов.

Посвящённые жизни Марии и Христа, расположенные на стенах тремя горизонтальными рядами росписи отличаются драматизмом, смелым построением пространства и лепкой пластического объёма, простотой и выразительностью жестов и ракурсов, соблюдением в каждой композиции цикла единства времени и места, светлым, праздничным колоритом. Цикл фресок капеллы Падуи искусствоведы считают одним из самых важных произведений мастера. Творчество Джотто оказало огромное влияние на развитие итальянского искусства Раннего и Высокого Возрождения.

Билет 2

Новое в архитектуре Древнего Рима (типы сооружений, конструкции, материалы).

Римский Форум.

С 4 века до н. э. центром деловой и общественной жизни Рима стал Форум. Здесь проходили народные собрания, решались важнейшие вопросы войны и мира, управления государством, заключались торговые сделки, слушались судебные разбирательства, кипели страсти… На территории Форума было много зданий, памятников и статуй. От Форума начинались важнейшие дороги государства, к нему сходились основные улицы города.Форум служил центром общественной жизни, и из повседневного общения людей эволюционировало тематическое общение, носящее все признаки того, что мы сегодня называем форумом. Самым замечательным памятником на Форуме была 38-метровая колонна Траяна. Выполнена из 20 блоков карарского мрамора, имеет высоту 38 м (вместе с пьедесталом) и диаметр 4 м. Внутри колонна полая: в ней находится винтовая лестница со 185 ступенями, ведущая к площадке на капители. Весит монумент около 40 тонн. Ствол колонны 23 раза спиралью огибает лента длиной 190 м с рельефами, изображающими эпизоды войны Рима и Дакии. Изначально была увенчана орлом, позже статуей Траяна. В 1588 вместо неё Сикст V установил статую апостола Петра, которая и находится на колонне по сей день. В основании колонны расположена дверь, ведущая в залу, где помещались золотые урны с прахом Траяна и его супруги Помпеи Плотины.

Инженерные сооружения.

Римская архитектура всегда стремилась к удовлетворению практических нужд человека. Строили римляне новые по тем временам инженерные сооружения: водопроводы (акведуки) и огромные каменные мосты (виадуки), внутри которых скрывались свинцовые и глиняные трубы, подающие воду в город. Вызывает восхищение строительство дорог. Знаменитая Аппиева дорога – проложена из Рима в Капую, великолепно вымощенная большими, плотно пригнанными камнями.

 

Колизей.

Среди архитектурных сооружений Древнего Рима особый интерес представляют зрелищные постройки. Самая Крупная из них Колизей < Рисунок 4 >. Колизей – это самое грандиозное из дошедших до наших дней древнеримских сооружений – символ славы Вечного Города, превосходящий своими размерами все когда-либо построенные в Риме амфитеатры. В его стенах раздавалось эхо гладиаторских сражений, а позднее, когда камни Колизея расхищались на строительство средневековых церквей и дворцов, на смену ему пришло эхо от ударов молотов. Сегодня, хотя и полуразрушенные, стены Колизея продолжают стоять, заманивая к себе тысячи туристов. Колизей (первоначальное название – амфитеатр Флавиев) был детищем императора Веспасиана (из семьи Флавиев), который в 72 году задумал воздвигнуть памятник в честь военного триумфа на Ближнем Востоке.

Пантеон.

После романтической красоты руин форума и величия Колизея древняя грандиозность Пантеона наиболее ярко рисует облик античного города. Пантеон – единственное сохранившееся в Риме до наших дней практически неповрежденным, величайшее античное купольное сооружение высотой 43 м. Пантеон был построен в 128 г. при Адриане на месте аналогичного храма 27 г. до н.э., воздвигнутого Марком Агриппой (сохранилась надпись), но в 110 г. уничтоженного ударом молнии. Пантеонсостоит из шестнадцати коринфских колонн десяти метров высотой, поддерживающих крышу с треугольным фронтоном. Портик с двускатной крышей служит проходом в центральное строение цилиндрической формы, которое расчленено нишами, где некогда стояли статуи богов. В интерьере как бы вписан круг, диаметр которого и высота одинаковые (43.3 метра). Во внутреннее помещение свет проникает через отверстия в куполе.

Арка.

Архитектурный облик Древнего Рима невозможно представить без триумфальных арок, воздвигнутых в честь побед римлян в военных походах. Триумфальная арка — архитектурный памятник, состоящий из больших портиков. Триумфальные арки устраиваются при входе в города, в конце улиц, на мостах, на больших дорогах в честь победителей или в память важных событий.

Термы.

Среди крупнейших общественных построек Древнего Рима необходимо назвать здания терм. В Риме их насчитывалось великое множество. Они служили местом отдыха и развлечений, их посещение входило в повседневную жизнь римлян.

7. Дороги и гробницы. Ко времени Республики относится строительство и ряда римских монументальных дорог, предназначавшихся для движения легионов и должностных лиц. От этрусков римляне восприняли обычай ставить по обеим сторонам дорог, у входа в город, надгробные памятники. К концу Республики вошло в обычай строить под землей громадные коллективные колумбарии с тысячами ниш для урн рабов и вольноотпущенников богатых родов по принципу этрусских камер позднего времени. Место погребения богатых и знатных людей отмечалось надгробными памятниками самой разнообразной формы и размеров. Это могли быть увенчанные конусом цилиндры на круглом и квадратном основании; кубические монументы, чаще всего с высоким завершением в виде пирамиды, или полукруглые экседры со скамьей для посетителя и вознесенной на колонну погребальной урной. Они тянулись иногда вдоль дороги на многие километры, напоминая путнику о знатности и богатстве похороненных в них граждан.

Материалы и конструкции

От столетия к столетию размах строительных начинаний и укрупнение масштабов отдельных сооружений потребовали создания новой строительной техники, предоставляющей архитектору более широкие возможности по сравнению со стоечно-балочными конструкциями греков.
В результате упорных исканий к концу периода римской Республики сложились основные конструктивные принципы и приемы, которые составляют техническую базу строительства Римской империи.
Тесаный камень. Заимствовав у этрусков искусство обработки камня и технику квадровой кладки насухо, римляне изобрели «нормальную» кладку из универсальных блоков квадратного сечения и кратной длины, которые могут служить и ложками, и тычками. Эта разрезка камней одинаково характеризует римское строительство как при Республике, так и при императорах; стандартность квадров допускала широкую заготовку материалов и быстрое проведение работ огромного размаха. «Нормальная» кладка рациональна и красива, и, благодаря стандартности, ее легко приспособить для всевозможных архитектурных сооружений начиная с городских стен и кончая наиболее парадными зданиями. Чаще всего встречаются форматы камней около 60 X 60 х 120 см.
Бетон. Широкое применение при Республике нашел себе римский бетон, который уже тогда приобрел свои замечательные технические качества. При бетонной кладке как стен, так и сводов сначала укладывали слой балласта и лишь потом заливали его раствором и трамбовали так, что вся бетонная масса получала сплошное строение, а своды не отличались от массы стен.

Широкое распространение в Риме бетона объясняется, с одной стороны, дешевизной материала и быстротой выполнения крупных работ из него, с другой стороны — возможностью применения в бетонном строительстве малоквалифицированного дешевого рабского труда.

Кирпич. Для массового жилищного строительства применялся воздушно-сухой кирпич. Прекрасно обожженный плоский кирпич квадратной формы и различного размера, известен также пятиугольный и круглый кирпич для кладки колонн, относящийся к этому времени. Но обожженный кирпич не получил при Республике широкого распространения и еще не встречается ни в сочетании с бетоном, ни в комбинации с тесаным камнем мелкого формата.
Арки и своды. Арка и свод полуциркульного очертания так же характерны для римско-италийской архитектуры. Арки и своды применялись в самых разнообразных сооружениях и доводились до грандиозности уже при Республике.
Для сооружения сводов, почти одновременно с камнем римляне начали применять бетон — этот универсальный материал, из которого с одинаковой простотой и быстротой выкладывались и простая стена, и сложнейший свод. Свод позволяет создать устойчивые сложные системы, в которых более низкие помещения, крытые сводами меньшего пролета, подпирают главные помещения более значительных, нередко грандиозных размеров. Этот основной принцип всего римского сводостроения и сочетания объемов был известен уже строителям Республики.
Применение стука. Сочетание бетона с тесаным камнем типично для республиканской конструкции и для фасадной или внутренней стены того времени, будь то в Риме или в Помпеях. Тончайший слой известкового стука не скрывал, а только подчеркивал тщательно вытесанные из камня или выложенные из бетона формы.

Конструкция республиканских зданий может быть с полным основанием названа реалистической: она выступает часто в почти неприкрытом виде и играет роль главного средства в архитектурном решении. Поэтому развалины римских республиканских зданий, несмотря на исчезновение стука, прекрасны даже в своей обнаженной конструкции.

Композиция

Основные черты римской рабовладельческой державы и римского рабовладельческого общества определяют и основные композиционные черты архитектуры Республики.
Композиционные приемы. Композиция планов отдельных зданий и вновь создаваемых ансамблей времени Республики подчинена, как правило, строгой симметрии относительно одной, сильно выраженной оси; эта ось имеет обычно одностороннюю направленность, так что все решение приобретает четко выраженную фронтальность, с подчеркнутым главным входом и фасадом.
Введение эллинистического перистиля помогало римлянам еще больше подчеркнуть тот же принцип обращенной в одну сторону главной оси и обогатить лежащий в основе композиции принцип фронтальности, создав из перистиля новое звено в композиционной цепи, развертывающейся в глубину дома.

Ордера. Архитектура восприняла от Греции в первую очередь ордер, разработав на основе греческих образцов свои варианты дорического, ионического и коринфского ордеров. В римских ордерах трудно проследить последовательное развитие.

Ордерная аркада и аркада по колоннам. Создавая свои замечательные сводчатые конструкции, римляне оставались все же учениками греков в оформлении декоративной стороны своих архитектурных сооружений. Римская архитектура нашла два основных вида: так называемые ордерную аркаду и аркаду по колоннам. В ордерной аркаде ордер применяется как средство декоративного и масштабного оформления стены с рядом арочных проемов, причем он целиком или частично теряет свое конструктивное значение; колонна, превращаясь в полуколонну, перестает быть несущей опорой; антаблемент, входя в состав стены, перестает быть балочным перекрытием пролета.
Другим видом синтеза арки и ордера оказывается аркада по колоннам, представляющая собою не что иное, как художественно оформленную стоечно-арочную конструкцию. В аркаде по колоннам арки опираются на колонны.

 

Билет 3

Собор Парижской Богоматери.

Собо́ р Пари́ жской Богома́ тери — географическое и духовное «сердце» Парижа, расположен на месте первой христианской церкви Парижа — базилики Святого Стефана, построенной, в свою очередь, на месте галло-римского храма Юпитера.

В архитектуре собора проявляется двойственность стилистических влияний: с одной стороны, присутствуют отголоски романского стиля Нормандии со свойственным ему мощным и плотным единством, а с другой, — использованы новаторские архитектурные достижения готического стиля, которые придают зданию легкость и создают впечатление простоты вертикальной конструкции.

Главный фасад собора имеет три двери. Над тремя стрельчатыми порталами входов — скульптурные панно с разными эпизодами из Евангелия.

Над центральным входом помещено изображение Страшного суда. По семь статуй поддерживают арки входа. в центре Христос-Судия.

На нижней перемычке изображены мертвецы, вставшие из могил. Их разбудили два ангела с трубами. На верхнем тимпане — Христос и два ангела с двух сторон.

Двери украшены коваными рельефами.

Верхняя часть собора украшена изображениями гаргулий (торчащие концы балок, украшенные мордами фантастических существ) и химер (это отдельные статуи фантастических существ).

Дубовый, покрытый свинцом шпиль собора имеет высоту 96 метров. Основание шпиля окружено четырьмя группами бронзовых статуй апостолов. Перед каждой группой — животное, символ евангелиста: лев — символ Марка, бык — Луки, орел — Иоанна и ангел — Матфея. Все статуи смотрят на Париж, кроме св. Фомы, покровителя архитекторов, который обращен лицом к шпилю.

Главный витраж — роза над входом в собор (9, 6 метров в диаметре). В центре ее Богоматерь, вокруг — сезонные сельские работы, знаки зодиака, достоинства и грехи.

Внутри собора трансепты (поперечные нефы), пересекаясь с главным продольным, в плане образуют крест. По центру длинного нефа — последовательная серия скульптурных сцен из Евангелия.

Галерея Королей - каменные фигуры, выстроившиеся в ряд между порталами и ярусом с окнами-розами. Раньше на этом месте находились средневековые статуи французских королей. Во время Революции они были скинуты и обезглавлены.

РИМСКИЕ ФОРУМЫ, ФОРУМ ТРАЯНА.

Билет 4

1. Леонардо да Винчи – великий мастер Высокого Возрождения. Проектное мышление художника.

Одним из главных деятелей эпохи стал незабвенный Леонардо да Винчи. Он стал основоположником огромного количества нововведений, которые касались не только живописи и графики. Он был замечательным архитектором, инженером и ученым. Но все же самыми часто упоминаемыми его достижениями стали именно живописные полотна, которые украсили множество музеев мира. Леонардо был величайшим художником своего времени, Он черпал из жизни и считал, что «природа – учительница всех учителей». Леонардо в своих немногочисленных произведениях воплотил научный подход к анатомии, треугольную композицию, оптическую и воздушную перспективу. Всю свою жизнь, соединяя научное и творческое начало, обладая как логическим, так и художественным мышлением. Возможно именно это секрет его величия и многовековой славы. Его идеал Высокого Возрождения – гармонически развитая личность. Именно поэтому портрет для Леонардо – это передача сложного духовного мира, мира чувств. Самыми известными портретами художника становятся «Портрет дамы с горностаем», «Автопортрет», «Портрет Моны Лизы Джоконды».

Его библейские сюжеты изображаются как часть реальной жизни, и вместе с тем да Винчи создает обобщенные, собирательные, идеально-прекрасные образы при сохранении всех черт жизненной убедительности. Его фреска «Тайная вечеря» в монастыре St.Мария делла Грацие в Милане, прекрасный тому пример – это величайшая по силе человеческая трагедия, отраженная в многообразии лиц.

Именно Леонардо да Винчи ввел новый прием в живопись, который именовался «сфумато». С помощью этого приема художник придавал полотнам таинственности, его герои проступали сквозь легкую поволоку практически прозрачного слоя краски и лака. Именно это придает его работам загадочности и заставляет и сейчас пристальнее и внимательные вглядываться в образы, которые создавались художником.

Вокруг самой знаменитой картины художника «Портрета Моны Лизы Джоконды» до сих пор ходит масса легенд, предположений и гипотез. Ей посвящаются книги, ученые пишут научные работы, проводятся экспертизы в погоне за разгадкой таинственной улыбки женщины с полотна великого мастера. И если вдуматься в этот факт, что одна лишь работа Леонарда имеет такой мировой успех и признание, то можно осознать что все его творчество внесло бесконечно раз несоизмеримый вклад в мировую живопись.

Список изобретений, как реальных, так и приписываемых ему:

Парашют — 1483, Колесцовый замок, Велосипед, Танк, Лёгкие переносные мосты для армии, Прожектор, Катапульта, Робот, Двухлинзовый телескоп.

 

1) «Дама с горностаем»

2) Рисунки человеческого эмбриона

3) «Тарелка Пачолли»

4) «Мадонна Литта

5) Мона Лиза

 

Искусство этрусков. Росписи гробниц и пластика.

Этрусская цивилизация носила преимущественно городской характер. Города с мощными стенами стояли недалеко друг от друга вдоль долин рек Тибр и Арно. Этруски долго сохраняли архаические культы первых италийских поселенцев и проявляли особенный интерес к смерти и загробному миру. Поэтому этрусское искусство значительно было связано с украшением гробниц, причем исходя из концепции, что предметы в них должны сохранять связь с реальной жизнью. Гробница имела форму дома, была подобием дома или даже самого человеческого тела. С помощью гробницы или урны умерший мог снова продолжить свое существование.

Архитектура этрусков была достаточно развита. Лучше всего сохранились стены, окружавшие этрусские города, и гробницы. Храм в этрусской цивилизации большого значения не имел. С древнейших времен в религиозных обрядах этруски использовали открытые святилища, храмовое строительство началось позднее. Свои святилища этруски строили из дерева и глины — поэтому они не сохранились. Этруская живопись тесно связана с погребальной архитектурой. По технике она — разновидность фрески. Тематика — сюжеты из земной жизни покойника: обрядовые сцены с музыкантами, танцорами, гимнастами, изображения охоты и рыбной ловли, мифологические сюжеты. Стены увлажнялись, покрывались штукатуркой, затем заостренной палочкой делался набросок, контуры обводились краской. На ранних фресках голова и ноги расположены в профиль, а плечи — анфас. (Роспись из гробницы Уток, Ахилл в засаде у фонтана, Музыканты из гробницы Триклиния, Сцена из гробницы Тифона.)

 

 

 

 

Помимо культа умерших пластика имела и другие функции — существовала крупная декоративная пластика, мелкая пластика для обстановки дома, украшения. Погребальная скульптура существовала в виде канолов (урна с крышкой в виде головы)

1) Бронзовая статуэтка из Кьюзи. 550-530 гг. до н.э.

2) Канопа (погребальная урна). VI в. до н.э.

3) Каменный саркофаг, Тарквиния. Конец IV века до н.э.

4) Крылатые кони из терракоты. II век до н.э.

Наиболее оригинальное создание этрусской скульптуры — саркофаги, обычно терракотовые. Крышка урны изображается в виде ложа для симпосия, на ней изображалась полулежащая фигура усопшего, часто вместе с супругой. Фигуры, особенно лица, имеют большое портретное сходство. Это сходство постепенно становится все более натуралистичным и откровенно нескромным. Физические недостатки, черты болезни или старости — изображаются без прикрас, однако и без типичного для эллинистического натурализма интереса к курьезном

1) Аполлон из Вей

2) Капитолийская волчица

3) Саркофаг супругов

 

Билет 5.

Форум Траяна (лат. Forum Traiani) — хронологически последний из императорских форумов Рима[1], сконструированный архитектором Аполлодором из Дамаска.История

 

Форум был построен по приказу императора Траяна и был украшен трофеями, привезёнными после завоевания Дакии в 106 году[1]. Согласно римскому альманаху Fasti Ostiensi, форум был открыт в 112 году, колонна Траяна в 113 году.

Для постройки такого огромного сооружения был необходим труд большого числа людей: рабочие срыли склоны Квиринала и Капитолийского холма, которые закрывали долину, занятую императорскими форумами в направлении Марсового поля. Возможно, что земляные работы были начаты еще при императоре Домициане, но архитектурный проект целиком и полностью принадлежал Аполлодору из Дамаска[1], который также сопровождал императора Траяна в дакийской кампании.

Во время строительства форума в Риме были сооружены рынок Траяна, Форум Цезаря (где была построена Базилика аргентариев), а также отреставрирован Храм Венеры-Прародительницы.

Форум представлял собой многочисленные крытые колоннады размером 200 на 120 метров с экседрами (полукруглыми глубокими нишами с местами для сидения вдоль стен) с двух сторон. Главный вход на форум на южной стороне, триумфальная арка увенчана колесницей, запряжённой шестёркой лошадей. Базилика Ульпия находится на северном конце колоннады, вымощенной белым мрамором и украшенной большой конной статуей Траяна.

К северу от базилики располагалась меньшая колоннада и храм, посвящённый божественному Траяну. Строго на севере от базилики Ульпия располагались две библиотеки, одна с латинскими документами, другая с греческими. Между двумя библиотеками стояла 38 метровая колонна Траяна.[1]

В середине IV века император Констанций II во время посещения Рима был восхищён конной статуей Траяна и окружающими зданиями. Визит императора и здания форума были описаны древнеримским историком Аммианом Марцеллином.

До нашего времени сохранились только части рынков и колонна Траяна.

Искусство Флоренции первой половины 15 в. (Брунеллески, Донателло, Мазаччо)

Раннее Возрождение. Флоренция первой половины и середины 15 в.

италия ренесанс

Решительный поворот в сторону утверждения реализма и преодоления средневековой традиции в итальянском искусстве происходит в 15 в. (кватроченто). В это время складываются различные территориальные школы, пролагающие пути реалистическому методу. Ведущим центром гуманистической культуры и реалистического искусства остается Флоренция.

После подавления восстания чомпи (цеховых рабочих — чесальщиков шерсти) во Флоренции в конце 14 в. власть сосредоточилась в руках нескольких богатейших семейств. Их междоусобная борьба завершилась победой банкирского дома Медичи. Ловко используя в своих целях неудачи соперников, после переворота 1434 г. Козимо Медичи становится негласным правителем Флоренции, хотя и сохраняет на первых порах видимость демократических свобод. Он стремится снискать славу покровителя искусств и наук.

Во Флоренции в 1439 г. учреждается Платоновская академия, основывается Лауренцианская библиотека. Семейство Медичи собирает значительную художественную коллекцию, при дворе работают писатели, поэты, гуманисты, ученые. Возникает новый критерий оценок прекрасного, в основе которого лежит сходство с природой и чувство соразмерности. В искусстве особое внимание уделяется пластической проработке форм и рисунку. Стремление познать закономерности природы приводит к изучению пропорций человеческой фигуры, анатомии, линейной перспективы.

Архитектура

Широкое строительство, развернувшееся во Флоренции, меняет облик города и прежде всего его центра, сохранившегося до настоящего времени. Основное внимание сосредоточивается на разработке центрально-купольной храмовой постройки и городского дворца богатеющей буржуазии и аристократии.

Новое направление в итальянской архитектуре при своем возникновении было связано с переработкой античных традиций и ордерной системы применительно к местным строительным материалам и конструкциям. В постройках этого времени вновь подчеркивается плоскость стены, ее материальность; четко ограничивается внутреннее пространство, приобретающее единство. Достигается и соразмерность пропорций опорных и давящих частей, в ритмическом членении здания устанавливается равновесие горизонталей и вертикалей.

БРУНАЛЕСКИ. Родоначальником ренессансной архитектуры был Филиппо Брунеллески (1377—1446), уроженец Флоренции. Пройдя ученичество в ювелирном цехе, Брунеллески начал свою творческую деятельность как скульптор, приняв участие в конкурсе на создание рельефа для бронзовых дверей флорентийского баптистерия (крещальни). Разносторонне одаренный человек, сочетавший интерес к искусству с познаниями инженера, умом изобретателя, математика, он вскоре целиком отдается зодчеству.

Его первой крупной работой был грандиозный восьмигранный купол (1420—1436), возведенный над построенным еще в 14 в. собором Санта-Мария дель Фьоре. Вытянутый вверх купол диаметром у основания 42 м перекрывает алтарную часть массивной базилики.

ДОНАТЕЛЛО. Настоящим реформатором итальянской скульптуры был Допателло (ок. 1386— 1466, полное имя — Донато ди Никколо ди Бетто Барди). Широтой своих исканий и разносторонностью таланта он оказал огромное воздействие на последующее развитие европейской пластики. Донателло прошел сложный творческий путь, снискав громкую прижизненную славу.

Донателло обучался в мастерской Гиберти, где на его глазах создавались рельефы северных дверей баптистерия. Быстро сформировавшись как художник, он начал работать самостоятельно. Его ранние произведения носят отпечаток готических влияний, в дальнейшем он создает образы остроиндивидуальные, подчеркивает выразительность в самых неправильных чертах. Его самобытный талант проявился в скульптурах, украшающих церковь Ор-Сан-Микеле во Флоренции. Поставленные, согласно установившейся традиции, в нишах средневековой постройки, пластически самостоятельные, статуи Донателло обнаруживают свой гуманистический характер. С особой полнотой это видно в мраморной статуе св. Георгия (1417, Флоренция, Национальный музей). Закованный в доспехи, стройный, с одухотворенным лицом, настороженным взглядом, он воплощает идеал героической личности, созвучной эпохе, исполнен самосознания, спокоен и бесстрашен.

МАЗАЧЧО. Ее реформатором, сыгравшим ту же роль, что в развитии архитектуры Брунеллески, а в скульптуре — Донателло, был флорентиец Мазаччо (1401 —1428), проживший короткую жизнь и оставивший замечательные произведения, в которых нашли продолжение поиски обобщенного героического образа человека, правдивой передачи окружающего его мира.

С наибольшей наглядностью эти искания проявились во фресках капеллы Брапкаччи при церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции «Чудо со статиром» и «Изгнание из рая» (обе — между 1427—1428 гг.).

 

 

БИЛЕТ 6

Церковь Сан Витале

Базилика Сан-Витале (итал. Basilica di San Vitale) — раннехристианская базилика в Равенне (Италия), важнейший памятник византийского искусства в Западной Европе.

Базилика построена в форме восьмиугольного мартирия византийского типа, близкого по архитектуре к церкви Сергия и Вакха в Константинополе. Наружные стены не имеют каких либо декоративных элементов и расчленены вертикальными и горизонтальными контрфорсами. Здание увенчано гранёным барабаном купола. Архитектура Сан-Витале сочетает элементы классического римского зодчества (купол, порталы, ступенчатые башни) с византийскими веяниями (трёхлопастная апсида, узкая форма кирпичей, трапециевидные капители, пульван и т. д.). Низ внутренних стен базилики облицован мрамором, наборный пол храма украшен геометрическим орнаментом. Конструкцию здания поддерживают восемь центральных опор, на которых держится купол диаметром в 16 метров. Для уменьшения бокового давления куполу придана конусообразная форма. Купол воздвигнут из лёгкого материала — вдетых друг в друга глиняных труб, закреплённых одна над другой в становящихся всё более узкими горизонтальных кольцах. Опорные столбы образуют в центре храма ротонду, на втором ярусе которой расположены хоры. В промежутки между столбами ротонды помещены полукруглые двухэтажные аркады, расположенные по дугам, выгнутым к внешним стенам церкви. Благодаря описанному устройству храма внутренняя часть церкви кажется залитой светом, а окружающие её галереи искусственно погружены в мистическую полутемноту, что сразу же обращает внимание входящего на мозаики апсиды и пресбитерия.

План базилики Сан - Витале

Мавзолей Галлы Плацидии

Мавзолей Галлы Плацидии (итал. Mausoleo di Galla Placidia) — крестовокупольная постройка, расположенная рядом с базиликой Сан-Витале в Равенне.

Здание построено в технике ломбардской кирпичной кладки. Внешний вид напоминает крепостное строение, что подчёркивается толстыми стенами и узкими окнами. Пропорции здания несколько исказились из-за того, что за прошедшие века культурный слой поднялся на 1, 5 метра. Мавзолей в плане представляет собой латинский крест (длинная ось — 12, 75 м, поперечная — 10, 25 м). Средокрестие увенчано кубической башней, в которую изнутри вписан купол, невидимый снаружи здания.
Длинная ось здания направлена не по линии запад-восток, как обычно принято в христианских храмах, а по линии север-юг. Исследователи объясняют эту особенность тем, что при строительстве мавзолей вписывали в нартекс церкви Санта-Кроче. Вынужденную архитектурную ошибку дважды исправляли мозаичисты, ориентируя мозаики внутри мавзолея на восток.

Наружный аскетический вид мавзолея украшают только плоские вертикальные выступы — лопатки, соединенные с плоскими арками («глухая аркада»). Последние своим ритмичным чередованием оживляют внешний вид трёх сторон мавзолея. Четвёртый (северный) главный фасад украшен фризом с двумя пантерами и виноградными лозами.
Четырнадцать окон мавзолея имеют форму бойниц, расширяющихся внутрь здания.

План Мавзолея Галлы Плацидии

Билет 7

1. Искусство «эпохи варваров».


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 2471; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.072 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь