Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


СВЯТЫЕ СОСУДЫ И ЦЕРКОВНАЯ УТВАРЬ



Священные сосуды, необходимые для совершения богослужения, изготавливаются из золота, серебра и украшаются драгоценными камнями. Для совершения Литургии нужны: дискос, потир, копие, лжица; при совершении Таинства Крещения — купель, мирница; при венчании — венцы и ковшик.

Дискос — это круглое металлическое блюдо или тарелка слож­ной формы на подставочке. Во время богослужения на него кла­дется Агнец — вырезанная особым образом из большой служеб­ной просфоры средняя часть, которой придается форма куба — для Причащения — и частицы из просфор. Во время совершения Бо­жественной Литургии именно на дискосе хлеб Агнца претворяет­ся в истинное Тело Христово.

Дискос символизирует то блюдо, с которого во время Тайной Ве­чери Господь раздавал Своим ученикам хлеб, претворенный в Тело Свое. Дискос — круглый, а круг является символом вечности: он не имеет ни начала, ни конца. Это означает вечность Церкви Христовой.

Потир или чаша — сосуд на высокой подставке, из которого верующие приобщаются Тела и Крови Христовой. В потире (35) во время Литургии совершается претворение вина в истинную Кровь Христову. В потир опу­скаются частицы Агнца, претво­ренного в Тело Христово, а за­тем его выносят для причащения верующих.

Чаша означает таинственно Пресвятую Деву Марию, в Ко­торой помещался Невместимый Бог до Своего Рождества. Так же потир символизирует и свя­тую чашу, которую Спаситель дал Своим ученикам на Тайной Вечере.

Копие — плоский нож в виде треугольного наконечника копья, с деревянной или костя­ной ручкой, для вырезания из большой богослужебной просфо­ры Агнца и частиц из других просфор. Оно напоминает о том копье, которым один из римских воинов пронзил ребра Спасите­ля, желая удостовериться в Его смерти на кресте.

Звездица состоит из двух металлических широких дуг, соединен­ных между собой в верхней точке крестообразно. Напоминая звезду, приведшую волхвов в Вифлеем, звездица ставится на дискосе для того, чтобы предохранить Агнец и частицы от смещения, когда дис­кос накрывается покровами.

Лжица — небольшая ложечка с крестом на конце длинной ручки, с IV века употребляющаяся для причащения мирян. Так же, как дискос, потир и звездица, лжица изготавливается из драгоцен­ных металлов или из металлов, не дающих окислов. (36)

Малые покровцы и общий покров (воздух). Малые покровцы используются для прикрытия чаши и дискоса с поставленной на нем звездицей. Общий покров (воздух) покрывает оба сосуда вместе по­верх малых покровцев.

Покровы и воздух напоминают о времени рождения в мир Спасителя, уложенного в ясли и спеленутого, как обычный мла­денец; это символические младенческие пелены Богомладенца. Но в то же время покровы — это и великолепная одежда сла­вы Христа Вседержителя, поэтому они делаются обычно из пар­чи и украшаются шитьем.

Малые покровцы по форме похожи на крест. Их плотной не­гнущейся серединой накрывается верх чаши (первым покровцем) и звездица на дискосе (вторым). Четыре конца мягко спадают вниз, таким образом покрывая сосуды с четырех сторон.

Большой покров — воздух — делается мягким. Он прямоуголь­ной формы и больше малых покровцев, потому что должен накры­вать оба сосуда, стоящие рядом.

Кадило — сосуд на цепочках для каждения (воскурения благо­вонного дыма — фимиама), состоящий из двух полукруглых чаше­чек, накрывающих одна другую. В нижнюю часть кадила кладутся разожженные древесные угли, на них — кусочки ладана, который, сгорая, распространяет благоуханный дым.

Воскурение Богу благовоний было известно в глубокой древ­ности, задолго до появления христианства. Благовонный дым ла­дана возносит наши молитвы к Богу, а к нам возвращается как знак благодати Святого Духа.

Чаша для освящения воды — большая чаша на низкой круглой подставке с тремя подсвечниками, вделанными в ее край. Три горящие свечи означают огонь благодати Святой Троицы. Святая вода, которая освящается в этом сосуде, укрепляет душевные и телесные силы.

Купель — сосуд наподобие большого потира, в котором крестят младенцев.

Мирница — четырехугольный ящик, в котором помещаются со­суды со святым Миром и Елеем для миропомазания, губка для осу­шения и ножницы для пострижения волос новокрещенного. (37)

Венцы — специальные коро­ны с крестиками наверху, упо­требляются при венчании.

Кропило — для окропления святой водой, изготовляемое в древности из тонких ветвей рас­тения, называемого «иссопом».

Различные светильники: под­свечники, лампады, люстры-паникадила или поликадила, фонари (употребляются во время крестных ходов).

Кануник для возжигания свечей на панихидах.

Столик для благословения хлебов.

К церковной утвари относятся также и колокола. (38)

Щеголева Е. Православный храм.

М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. 239 с.: ил.

(Православные святыни)

 

ВНЕШНИЙ ВИД ХРАМА

 

В фундаменте христианских представлений лежит идея однократности, единственности, символом которой является единица: един Бог, един сотворенный им мир, един центр мира, однократно совершилось творение, однократно совершается вся история. В архитектуре этот символ раздваивается на понятия небесного и земного храмов. Небесный храм — вся созданная Богом вселенная. Земной храм (все культовые учреждения) — только слабое отражение небесного храма. Но даже в таком виде он должен соответствовать понятию Единого Бога, т.е. стать символом устойчивости, постоянства, твердости и цельности мира. По этой причине первые храмы строились в пещерах больших гор, где ось горы совпадала с осью самого храма, что олицетворяло идею мистического центра мира, приспособленного для пребывания Бога и обращения к нему верующих. Вершина горы указывает устремление человеческого духа к внутреннему свету и божественному откровению. Гора, а впоследствии и наземный храм, напоминают треугольник: символ триединства ипостасей Бога.., устремленности религиозного чувства (двойственного по своей природе — обращенного и к духовному, и к земному началу). К требованиям символики треугольника добавляется идея ступенчатого пути освобождения человеческого духа от земного начала, его духовного очищения. Прямоугольник (и квадрат) — символ земного, несовершенного, но одновременно и устойчивого, постоянного, число Евангелий… Наконец, круг — символ совершенного, божественного, сферы.

Ткачев В.С., Ткачева М.Л. Специфика духовной

культуры России (на примере религиозного

искусства) / Философия: Учеб. пособие / Под общ.

ред. Б. А. Кислова, В.А. Туева, М.Л. Ткачевой. –

Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2004. – С. 285

 

Православный храм с точки зрения своего назначения является по­истине «ковчегом» спасения для верующих людей. Подобно тому, как Ной спасал себя и свой род в бурных волнах потопа, находясь в ков­чеге, так Церковь, словно корабль, спасает верующих от греховного потопа среди бурных волн житейского моря... Поэтому с древней­ших времен, согласно Постановлениям апостольским, Православный храм имеет вид «корабля, продолговато устроенным, на восток об­ращенным, от обеих сторон к востоку притворы имеющим» (с выпуклой передней частью. – В.Т.). И действительно, форма храмов в виде корабля получила в России наибольшее распространение… С IV века стали строить восьмиугольные, крес­тообразные и даже круглые в основании храмы. Каждая из этих форм имеет свое символическое значение: так, храм наподобие корабля на­поминает верующим, что через житейское море только Церковь мо­жет привести нас в Небесное пристанище; восьмиугольная форма сим­волизирует путеводную звезду в Царство Небесное; круглая — вечное существование Церкви; крестообразная форма храма подчеркивает, что истинная основа Церкви — это крест.

Щеголева Е. Православный храм.

М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. 239 с.: ил.

(Православные святыни) С.19-20.

 

Поясним, почему Православные храмы строятся алтарем на вос­ток. Писатель Тертуллиан (II век) свидетельствует, что в его время язычники, не раз бывшие свидетелями поклонения христиан на вос­ток, подозревали, будто те чтут восходящее солнце. Из многих пред­положений, которые высказывались для объяснения этого древнейшего обыкновения христиан, вероятнейшим представляется то, по которо­му восток, или место восходящего солнца, признается образом Хри­ста, Который как Солнце Правды приходит с востока и Сам имену­ется Востоком в противоположность западу, как образу темного царства сатаны.

«Как естественный образ дня, — писал Климент Александрий­ский, — есть восток, откуда воссиявает из тьмы свет, так для блуждающих в неведении воссиял день познания истины, как вос­сиявает солнце; по этой причине и молитвы творятся на вос­ток». Таким образом, обращением к востоку молящиеся выражают свой союз со Христом Спасителем и Его царством и освобождение от темного владычества греха и диавола. (19)

Щеголева Е. Православный храм.

М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. 239 с.: ил.

(Православные святыни) С.19.

 

 

Здания храмов завершаются куполом, который символизирует небо, куда должны обращаться все мысли и чаяния верующих… Купол православного храма заканчивается главою, на которую ставится восьмиконечный православный крест. Нередко внизу креста можно видеть полумесяц. Такой крест имеет несколько символичес­ких значений. «И явилось на небе великое знамение: жена, обле­ченная в солнце, — говорится в Откровении Иоанна Богослова, — под ногами ее луна», а святоотеческая мудрость поясняет: эта луна знаменует купель, в которой Церковь, крестившаяся во Христе, об­лекается в Него, в Солнце правды.

Полумесяц — это еще и люлька Вифлеемская, принявшая Богомладенца Христа. Полумесяц — это еще и чаша евхаристическая, (20) в которой находится Тело Христово. Полумесяц — это еще корабль церковный, ведомый Кормщиком-Христом. Полумесяц — это еще и якорь христианской надежды на спасение по вере в крестные заслу­ги Искупителя мира. Полумесяц — это и древний змий, попираемый Крестом и полагаемый как враг Божий под ноги Христа. (21)

Щеголева Е. Православный храм.

М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. 239 с.: ил.

(Православные святыни) С.20-21.

 

В разных религиях сложился неодинаковый образ небесного мира, поэтому неодинаковыми фигурами завершаются и храмы. В католическом храме используется шпиль, во всех православных и исламских, а также в некоторых буддийских храмах задействован купол. Раскраска куполов, их форма и количество имеет символическое значение. Например, православные храмы строятся с различным количеством куполов (1, 3, 5, 7, 9, 13, без учета купола колокольни). Церковь с одним куполом посвящается Иисусу Христу или Богородице; с тремя – Пресвятой Троице (Богу-отцу; Богу-духу святому; Богу-сыну); с пятью – Иисусу Христу и четырем евангелистам (Марку, Матфею, Луке, Иоанну); с семью – семи церковным таинствам или семи Вселенским соборам; с девятью – ангельским чинам (в православии выделяется 9 групп ангелов: серафимы, херувимы, престолы; господства, силы, власти; начала, архангелы, ангелы); с тринадцатью – Иисусу Христу и двенадцати апостолам. Бывают храмы и двенадцатикупольные, они посвящены 12 апостолам.

Рядом с церквями сооружаются колокольни, а на колокольнях устанавливаются колокола.

Во всех храмах активно задействуется символика света. Свет – символ творящей силы Бога. Степень его сакральности (божественности) определяется по интенсивности свечения. Отсюда интерес верующих и церковных архитекторов к символическому освещению внутреннего пространства храма. Исторически сложились три способа решения этой проблемы, и все они связаны с устройством оконных проемов храма: 1) в верхней части храма окна делаются по размерам большими, чем в нижней; 2) окна делаются одинаковыми по размерам, но в верхней части храма количество их больше, чем в нижней; 3) устраиваются грандиозные по размерам окна, как в готических храмах католиков, где площадь окон достигает до 2 тыс. м², а степень сакральности света подчеркивается живописными и архитектурными способами (верхняя часть витража раскрашивается более светлыми красками, чем нижняя; верхняя часть окна напоминает купол и круг, а нижняя – квадрат или прямоугольник).

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 729; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь