Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


КАК ВЕСТИ СЕБЯ С НИЩИМИ, РАСПОЛОЖИВШИМИСЯ ПЕРЕД ХРАМОМ



Делая добро ближнему, каждый должен помнить, что Господь не оставит и его самого. «Думаешь ли, что тот, кто кормит Христа (то есть нищих), — писал святой Августин, — не будет накормлен Христом? » Ведь в глазах Господа мы из-за своих грехов, может быть, выглядим страшнее и ничтожнее, чем все эти несчастные, живущие на милостыню.

Не следует искушать себя мыслью, что нищие «зарабатывают» не меньше нас, а иной раз и одеты не хуже. С каждого спросит­ся прежде всего за его дела. Ваше дело в данном случае — про­явить милосердие.

Если вы видите, что перед вами нищие, все средства тратя­щие на пропой, дайте им не денег, а продукты: яблоко, печенье, хлеб и т.д. (86)

 

О ПОВЕДЕНИИ В ХРАМЕ

Приходить в храм следует за десять — пятнадцать минут до на­чала богослужения. Этого времени обычно бывает достаточно, чтобы подать записки, купить и поставить свечи и приложиться к иконам.

Подходя к храму, благочестивые христиане, взирая на святые кре­сты и купола церкви, совершают крестное знамение и поясной поклон. Поднимаясь на паперть, снова трижды осеняют себя крестным зна­мением с поклоном.

Войдя в храм, следует остановиться близ дверей и сотворить три поклона с молитвами…

После этого подают записки, прикладываются к иконам, ставят свечи и занимают удобное место, стоя с благоговением и страхом Божиим.

По древнему обычаю, мужчины стоят в правой части храма, жен­щины — в левой, оставляя свободным проход от главных дверей к Царским вратам.

Кроме того, и по сей день можно наблюдать благочестивое прави­ло, когда женщины пропускают вперед мужчин во время Елеопомазания, Причащения, прикладывания к праздничной иконе и ко Кресту.

По окончании службы читают те же молитвы, что и при входе в церковь.

Бывая в храме Божием, будем помнить, что мы находимся в при­сутствии Господа Бога, Божией Матери, святых ангелов и святых. (87)

Бойтесь вольно или невольно оскорбить своим поведением молящих­ся и те святыни, которые окружают нас в храме Божием.

Если вы пришли в храм во время Богослужения, лучше воздер­жаться от того, чтобы, протискиваясь сквозь молящихся, ставить свечи перед иконами. Свеча — жертва Богу, но в данном случае помните, что более угодна другая жертва — «дух сокрушен», смиренное осо­знание своей греховности перед Господом, которое ярче любой свечи высветит все ваши желания и нужды.

По возможности, воздержитесь от замечаний, если, конечно, нет явного хулиганства или кощунственного поведения. Наруша­ющему нормы поведения замечания допустимо делать в деликат­ной форме, без раздражительности и высокомерного наставления в голосе.

Недопустимо хождение по храму во время службы, тем более ведение разговоров.

Во время богослужения в православной Церкви молятся стоя, да и как можно сидеть в присутствии Божием, ведь в молитвах мы об­ращаемся к Царю царей, к Творцу вселенной. Сидеть разрешается только по особой немощи, болезни, чтобы, как сказал митрополит Филарет (Дроздов): «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя — о ногах». Однако нельзя сидеть, закинув ногу на ногу или вытя­нув ноги. Прежде чем сесть, попросите у Бога укрепить вас теле­сно. Во время чтения Евангелия и особо важных местах Литургии нужно стоять.

Родители, придя в храм с детьми, должны наблюдать за их по­ведением и не допускать, чтобы они отвлекали молящихся, шалили, смеялись. Плачущего ребенка нужно постараться успокоить, если это не удается, следует выйти с ребенком из храма. (88)

Нельзя входить в храм с животными и птицами.

Следует прикладываться к иконам, оставив в стороне объем­ные сумки.

Подходить к Чаше во время Причащения нужно со скрещенны­ми на груди руками — правая поверх левой.

Во время каждения храма не следует разворачиваться вслед за священнослужителем и становиться спиной к алтарю.

Во время открытия Царских врат надо поклониться.

Курящим запрещается курить даже на улице в пределах церков­ной ограды. (89)

 

МОЖНО ЛИ УХОДИТЬ ИЗ ХРАМА ДО ОКОНЧАНИЯ СЛУЖБЫ

 

Службу надо отстоять от начала до конца. Служба — это не повинность, а жертва Богу. Разве будет приятно хозяину дома, к которому пришли гости, если они уйдут раньше окончания празд­ника?

Помните, что уходить с богослужения без крайней необходимос­ти или из-за неотложных обстоятельств — грех перед Богом. Осо­бенно старайтесь не выходить из храма во время Литургии, по край­ней мере до пения «Отче наш...».

Завершением утреннего богослужения является выход священни­ка с крестом. Такой момент называется отпустом. Во время отпуста верующие подходят к Кресту, целуют его и руку священника, дер­жащую крест. Отойдя, нужно поклониться священнику. (89)

Попечение Святой Церкви о нас продолжается и после служ­бы, чтобы мы не лишились благодатного настроения, которого по милости Божией удостоились в храме. Церковь заповедует нам расходиться из храма в благоговейном молчании, с благодарением Господу, сподобившему нас присутствовать в храме, с молитвой, чтобы Господь даровал до конца нашей жизни всегда посещать Его святой дом. (90)

 

КАК МОЛИТЬСЯ В ХРАМЕ

…Молитва — это наша беседа с Богом. У нас все от Бога и нет ничего своего: жизнь, способности, здоровье, пища — все дается Богом. Поэтому и в радости, и в печали, и в нужде мы должны обращаться к Богу с молитвой. Что кровь для тела, то молитва для души. Молитву называют «крыльями души», так как искренняя молитва отрешает нас от мирской суеты, возносит сердце человека выше небес.

В храме все верующие как бы едиными устами и сердцем исповедуют Господа, и Он здесь ближе к каждому молящемуся и скорее приемлет его молитвы, чем где-либо в другом месте. Скудость молитвы одного восполняется верою другого, усиливается молитвами свя­щеннослужителей, утверждается присутствием святых Таин, пением и чте­нием Священного Писания. Святые отцы говорили, что в храме одна мо­литва «Господи, помилуй» имеет гораздо большую силу, чем многие молитвы и поклоны на дому.

Придя в Церковь, христианин обращается к Господу с молитвой, прослав­ляя величие Божие, благодаря Его за милости или прося о помощи и о про­щении грехов. Таким образом, по содержанию молитвы бывают хвалебные, бла­годарственные и просительные.

В Святом Евангелии Самим Спасителем сказано: «Когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого». Как писал святой Ефрем Сирин, «Смотрите, возлюбленные, чтоб не вотще (то есть не напрасно. — Ред.) трудиться нам молясь, если будем иметь на кого вражду». (93)

Учителя Церкви и святые отцы заповедали нам иметь во время молитвы прежде всего смирение и сердечное сокрушение о своих гре­хах: если человек в своем сердце не осознает себя грешником, то Бог не услышит его. Молитва же вместе с искренним смирением и пока­янием непременно будет услышана. «На кого воззрю, — говорит Гос­подь нам через пророка, — токмо на кроткаго и молчаливого и трепещущего словес Моих».

Помните, «нет большего греха, — по слову святителя Фе­офана Затворника, — чем молиться Богу без страха, внима­ния и благоговения; молиться языком, а умом с бесами вести беседу».

Придя на службу в храм, старайтесь не отвлекаться и следить за богослужением, чтобы со всеми молиться именно о том, о чем мо­лится вся Церковь. Во время молитвы мы должны ум свой настро­ить так, чтобы ни о чем постороннем не думать и чтобы сосредото­чить все внимание лишь на словах молитвы.

Спасительная сила церковных молитв, песнопений и чтений за­висит от того, с каким чувством принимают их наши сердце и ум. Совершенно необходимо вникать во все, совершающееся за цер­ковным богослужением. Тогда только за церковной службой каж­дый согреет свое сердце, возбудит совесть, оживит душу и про­светит свой ум.

Если слова молитв пока не понятны, то хорошо произносить про себя Иисусову молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного(ую)».

Даже не произнося про себя слова каких-то конкретных молитв, но с благоговением внимая всему происходящему в доме Божием, вы проникаетесь общим молитвенным настроением и тоже являетесь уча­стником соборной молитвы.

Для выражения наших чувств к Богу и святым угодникам Цер­ковью даны разные молитвы. Ниже мы приводим те, которые каж­дый христианин должен знать с малых лет. (94)

КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ И ПОКЛОНЫ

Больше двадцати веков назад в Римской империи крест был орудием казни, предметом позора и ужаса. Не было казни мучительнее и позорнее крестной. Ей подвергали самых отчаянных разбойников и возмутителей общественного спокойствия. Осудить преступника на крестную казнь, значило лишить несчастного имени человека, пре­дать его всеобщему презрению. Таково было значение креста в древ­нем мире.

А что такое теперь крест у христиан? Он — орудие спасения, предмет благоговейного почитания для всех.

Носить крест — не только обязанность каждого христианина, но и особая честь. Куда ни обратили бы мы свои взоры — везде видим крест. Он возвышается на куполах храмов, он возлежит всегда на престоле церковном, он неотступно пребывает у каждого православного на гру­ди, он встречает при рождении в жизнь духовную (крещении) и благословля­ет при переселении в жизнь загробную, он, наконец, осеняет и могилы наши.

Отчего произошла такая перемена, за что начали так благоговейно чтить крест, который прежде считали позором? За то, что на кресте угодно было Сыну Божию принять смертную казнь за грехи всего мира.

Именно Крест Христов дал возможность Отцу Небесному исцелять души людей-грешников. Без Креста не было бы им никогда ни прощения, ни поми­лования... Крест отверз нам Царство Небесное, ведь без Креста Иисусова даже величайшие праведники сходили бы в ад.

С того времени, как Иисус Христос умер на Кресте, Его непобедимая не­постижимая Божественная сила сообщилась Кресту, вселилась в него и оста­лась в нем навсегда. Крест так могуществен и силен оттого, что в нем таинст­венно присутствует сила Христова. Святой апостол Андрей Первозванный, ведомый мучителями на крестную казнь, увидев издали крест, с восторгом (101) взывал: «Радуйся, Кресте, плотию Христа освященный, и члена­ми Его, как Маргаритами украшенный! Прежде, нежели возшел на тебя Господь мой, ты страшен был для земных, но теперь знают верные, сколько сокрыто в тебе щедрот, сколько уготовано наград. Безбоязненно и весело я иду к тебе. О, блаженный Кресте, возьми меня от людей и отдай Учителю моему, пусть Тобою приимет меня Тот, кто Тобою меня спас! »

Чтобы не забывать, ЧТО сделано и ЧТО приобретено для нас Спасителем, крестом мы крестимся, то есть рукой изображаем на себе знамение (знак) креста.

Обычай осенять себя при молитве крестным знамением в Церк­ви христианской ведется с самой глубокой древности. Его устано­вили святые Апостолы и передали всем верным, и с того времени так крепко хранится этот обычай, что без крестного знамения не со­вершается ни одна молитва, ни церковная, ни домашняя. Все мо­литвы начинаются и сопровождаются крестным знамением и благо­говейными поклонами. Крест Христов, который мы изображаем на себе, не только дает великую силу нашей молитве, но и помогает отражать греховные искушения и страсти.

Осеняя себя крестным знамением с призыванием Имени Божье­го, мы привлекаем на себя (или на того, кого осеняем, например, своего ребенка) Божественную благодать Святого Духа.

В том, что это действительно так, можно убедиться из много­численных примеров, описанных в духовной литературе или переда­ваемых изустно, когда от крестного знамения исчезали демоны или демонические наваждения, лопались сосуды с отравленным питием, протухала вода, «заряженная» колдунами, экстрасенсами или «баб­ками», успокаивались плачущие младенцы, ослабевали или проходили недуги и многое др.

Крестное знамение должно совершаться неспешно, с сердечным вниманием и глубоким сознанием того, что крест есть символ нашего искупления и спасения. (102)

Крестное знамение тогда только имеет благодатную силу, когда совершается благоговейно и правильно. «Беспорядочному бо маханию, поистине, бесы радуются», — говорил святой Иоанн Златоуст. Это происходит от небрежного и невнимательного отношения к святому и великому делу — молитве перед Богом. А о тех, кто совершает с не­брежением служение Богу и молитву, сказано в Писании: «Проклят, кто дело Господне делает небрежно». (103)

Чтобы не радовать, но прогонять нечистых духов крестным зна­мением и получать от Бога благодатное освящение, совершать его по­ложено так: три первые — большой, указательный и средний — паль­цы соединяются вместе и знаменуют, что мы верим, что Бог есть Троица — Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. Что это не одно лицо, а Три Лица, и что это не три Бога, а Один Бог. Два послед­них пальца пригибаются к ладони и знаменуют то, что Сын Божий ради нашего спасения сошел на землю и соединил в себе два естест­ва — Божественное и человеческое.

Святая Церковь установила креститься таким образом, чтобы сложен­ная вышеуказанным образом правая рука сначала касалась чела, потом груди, затем правого и наконец левого плеча. По ее Уставу мы полагаем знамение креста на лоб (чело) вместилище разума — в знак того, что мы любим Бога всем умом своим и что с любовью посвящаем Ему все свои мысли и просим освятить их. Полагаем крест на живот — оконеч­ность груди — в знак того, что любим Господа всем сердцем и душой и что со всей искренностью и благоговением посвящаем Ему все свои чув­ства и желания и просим освятить наше сердце и чувства. Полагаем крест на плечах в знак того, что любим Господа всей крепостью и твер­достью души и духа и что посвящаем Ему всю свою жизнь, не только душевную, но и телесную деятельность и просим укрепить наши силы и освятить наши добрые дела. Таким образом мы выражаем крестным знамением свою преданность Богу, вознося Ему на крест, как на жерт­венник, свой ум, свое сердце и свою силу.

Когда мы осеняем себя крестным знамением, то мысленно произ­носим: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь». (Слово «аминь» означает «истинно, да будет так».)

Крестное знамение нужно изображать на себе с верою в Распя­того Господа, с благоговением и смиренным сознанием того, что мы можем умилостивить Господа не своими заслугами, а только надеж­дой на Его милосердие и почитанием претерпленных за нас крестных страданий и смерти. Только при этом условии могут быть угодны Гос­поду и наша ревность к исполнению заповедей Господних, и наши молитвы, соединенные с крестным знамением. (104)

Соединяя крестное знамение с молитвой, мы тем самым умоляем Бога принять наши мольбы.

«Крестное знамение, — писал святой Иоанн Златоуст, — и в древнее, и в нынешние времена отнимало силу вредных веществ, делало недействительными яды и врачевало смертоносные угры­зения зверей».

Крестное знамение — это знамение нашего спасения. По учению святого Кирилла Иерусалимского, «крестное знамение есть великое предохранение, данное бедным в дар и слабым без труда; это бла­годать Божия, знамение для верных и страх для злых духов».

Крестное знамение освящает все наши действия, выделяет их из ряда обыкновенных и ставит их на высоту дел богоугодных. Поэтому нужно как можно чаще и внимательнее употреблять крестное знаме­ние в опасностях, в искушениях, в горе и радости, в труде и молитве. (105)

 

ПОКЛОНЫ

 

Крестное знамение и молитва сопровождаются поклонами, кото­рые означают наше смирение, сознание своей греховности и воздая­ние чести величию Божию.

Поклонение, которые мы совершаем при входе в храм, во время молитвы, служит выражением наших благоговейных чувств к Богу. Поклоны — знак нашего смирения и преклонения перед Ним.

Прежде всего следует неспешно оградить себя крестным знаме­нием, опустить правую руку и тогда только положить поклон. Непра­вильно одновременно и креститься, и кланяться. Святая Церковь требует совершать поклоны с внутренним благоговением и внешним благообразием, не спеша.

При поясном поклоне нужно наклониться так, чтобы рукой мож­но было бы достать до земли. При земном поклоне нужно встать на колени и коснуться головой земли.

Церковный Устав строго требует, чтобы мы совершали поклоны в храме неторопливо и своевременно, то есть тогда, когда это нужно. (105)

Поклоны и коленопреклонения следует совершать по окончании каж­дого краткого прошения или молитвословия. Внимательно вслушивай­тесь в каждое прошение и молитву, мысленно вознося молитву Богу, и осеняйте себя крестным знамением при возглашениях: «Господи, по­милуй», «Подай, Господи».

Когда священник обращается к молящимся со словами «Мир всем» или возглашает: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы (любовь) Бога Отца, и причастие (общение) Святаго Духа буди со всеми вами», — следует делать поясной поклон без крестного знамения.

Когда в церкви осеняют народ Крестом, Святым Евангелием, иконой или Святой Чашей, следует перекреститься и поклониться. А когда осеняют свечами, или благословляют рукой, или кадят стоя­щих в храме, молящиеся кланяются не крестясь.

Обратим особое внимание, что Крест Христов только при усло­вии правильного употребления и понятия о нем может быть всесиль­ным и непреодолимым оружием против наших врагов видимых и не­видимых, так как он не сам по себе имеет силу, а только в соедине­нии с живой верой и при правильном и благоговейном употреблении.

Святой Иоанн Златоуст говорил: «Если ты при полной вере, с сердечным расположением изобразишь на лице своем Крест Хрис­тов, то ни один из нечистых духов не возможет приблизиться к тебе, видя тот меч, которым он уязвлен, видя то оружие, от которого получил смертельную рану».

Будем подражать нашим благочестивым предкам, у которых Крест Христов был все для всех. Начинали ли они какое дело — крести­лись, оканчивали ли его — опять крестились. Крестом ограждали себя, отходя ко сну, крестом осеняли, вставая ото сна. С крестом садились за трапезу, с крестом вставали от нее. Знамение святого креста вы­ражало внезапную радость, оно же свидетельствовало и о печали и опасности. (106)

 

ЦЕРКОВНАЯ СВЕЧА

Что делает сначала человек, переступивший порог храма? В девяти случаях из десяти — подходит к свечному ящику.

Обычай ставить свечи в храмах пришел в Россию из Греции, от которой при святом князе Владимире была получена нашими предками православная вера.

Свечи и лампады употреблялись в храмах еще в глубокой древности. Повеление устроить светильник из чистого золота с семью лампадами — одно из первых, данных Господом Моисею.

В первые века христианства при богослужении всегда воз­жигали свечи. С одной стороны, в этом была необходимость: христиане, гонимые язычниками, для богослужений удалялись в подземелья и катакомбы, да к тому же богослужения чаще всего совершались по ночам, и без светильников обойтись было нельзя.

Но по другой, и главной, причине освещение имело духовное значение. «Никогда не совершается у нас богослужение без светильников, — говорил учитель Церкви Тертуллиан, — но мы употребляем их не для того только, чтобы разгонять мрак ночи, — литургия совершается у нас и при свете дневном, но для того, чтобы изобразить чрез это Христа — Свет несотворенный, без которого мы и среди полдня блуждали бы во тьме».

Когда на Церковь Христову гонения прекратились и настал мир, обы­чай возжигать свечи и светильники остался. Ни одно богослужение, ни одно священное действие не совершалось, как и теперь не совершается без светильников.

Перед иконами святых, гробами мучеников стали зажигать свечи и лампады, как перед святынями. Святой Иероним свидетельствует: «Во всех Церквах Востока возжигаются свечи и при солнечном сиянии, воистину не для прогнания мрака, но в знак радости, дабы под образом чувст­венного света показать свет оный». (109)

«Лампады и свечи суть образ вечного Света, а также озна­чают свет, которым сияют праведники», — говорил святой Софроний, патриарх Иерусалимский (VII век).

Древние византийско-русские храмы имели очень узкие окна, со­здававшие полумрак, сумрак в храме даже в самый солнечный день. Это символизировало земную человеческую жизнь, погруженную в сумрак греха и неведения, в котором, однако, светит свет веры, свет Божий. Внешний свет допускался внутрь храма лишь как образ све­та невещественного, и в очень ограниченном количестве. Светиль­ники в храме всегда имели духовно-символическое значение.

О символическом характере света в Церкви свидетельствует так­же и устройство, и состав горящих свечей и лампад.

Воск и елей в древности были приношениями верующих в храм в качестве добровольной жертвы. Литургист XV века блаженный Си­меон, архиепископ Солунский, объясняя символическое значение воска, говорил, что чистый воск означает чистоту и нескверность людей, его приносящих. Воск приносится в знак нашего раскаяния и готовности впредь к послушанию Богу подобно мягкости и податливости воска. Горение восковой свечи, превращение воска в огонь означает превра­щение земного человека в новое существо под действием огня и теп­лоты Божественной любви и благодати.

Елей — это масло растительного происхождения — плодов олив­ковых деревьев, маслин. (110)

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 698; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.034 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь