Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


В. СИМВОЛИКА АРХИТЕКТУРНЫХ ФОРМ



ВНУТРЕННИЙ ВИД ХРАМА (НА ПРИМЕРЕ ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА)

 

Устройство Православного храма уходит своими корнями в глу­бокую, ветхозаветную древность. Как и древний Иерусалимский храм, Православный храм состоит из трех частей: алтаря, собст­венно храма и притвора.

В архитектуре и интерьере храма нет ничего лишнего: каждый предмет имеет глубокое символическое значение.

«Между дверями (притвором. — Ред.) и глубиной храма (алтарем. — Ред.) лежит целый путь. Мы входим в храм и идем как бы по доро­ге жизни, через крещение, через исповедь и покаяние, через молитву, через участие в богослужении; и наконец, у дверей самого алтаря до­ходим до того места, где нас приобщают Святых Таин, Тела и Кро­ви Христовых, которые, как огонь, входят в нас, как пища, разли­ваются по нашим жилам, и не только духовно, не только душевно, но и телесно нас приобщают к обоженному человечеству Господа Иисуса Христа», — писал митрополит Антоний Сурожский.

Притвор — это преддверие к храму. Мистическое значение при­твора — это место соприкосновения божественного с землей. Это мир людей. В первые века христианства в притворе стояли кающиеся и оглашенные — лица, готовящиеся к Святому Крещению.

В современных храмах притвор почти совсем слился с храмом по на­значению. В притворе продаются церковные принадлежности и свечи. Здесь, впрочем, как и в храме, много икон, а также стенных росписей.

К притвору примыкают колокольня, если она не стоит отдельно, и крыльцо.

Средняя часть, или собственно храм, символизирует собой мир людей, но уже оправданный крестной жертвой Спасителя, ос­вященный Им, Царство Божие, новое небо и новую землю. Это сотворенный мир, в отличие от алтаря, который знаменует область бытия Божия. Вот почему алтарь возвышается над средней час­тью и отделяется от нее иконостасом. (24)

Именно в средней части храма стоят во время богослужений все верующие.

Иконостас (от греческих слов «...» — «изображение» и «...» — «место стояния») — перегородка с установленными на ней в определенном порядке иконами. Он не просто отделяет мир Божественный от мира земного, он еще и образ Небесной Церкви во главе с Господом Иисусом Христом. Иконостас обращен икона­ми к средней части храма, где стоят молящиеся. Таким образом, во время богослужений собрание верующих как бы поставлено лицом к лицу с собранием небожителей, таинственно присутствующих в об­разах иконостаса.

Как писал священник Павел Флоренский, «иконостас есть гра­ница между миром видимым и миром невидимым. Иконостас есть явление святых и Ангелов... явление небесных свидетелей и, прежде всего, Богоматери и Самого Христа».

Иконостас имеет трое врат. Центральные, самые большие, назы­ваются Царскими Вратами. Они называются так потому, что через них невидимо выходит к нам Сам Царь Славы, Господь Иисус Хри­стос, в чаше со Святыми Дарами. В Царские врата никому, кроме священнослужителей, входить не разрешается.

Изнутри Царских Врат привешивается завеса, которую открывают или закрывают в определенные моменты богослужения. Открытие заве­сы символизирует открытие людям тайны их спасения, а открытие Цар­ских Врат — открытие христианам Царствия Небесного.

Царские Врата обычно пышно украшаются резьбой и росписью: иконами четырех евангелистов и Благовещения Пресвятой Богороди­цы. Над ними помещается изображение Тайной вечери.

Боковые двери иконостаса называются диаконскими, так как чаще других через них проходят диаконы. Слева от Царских Врат — север­ные двери, справа — южные. Обычно на диаконских дверях изобра­жаются Архангел Гавриил и Архистратиг Михаил или архидиаконы Стефан и Филипп. (26)

Иконостасы бывают разными по высоте. К примеру, в Успенском и Архангельском соборах Московского Кремля и в Успенском собо­ре Троице-Сергиевой лавры можно видеть классические иконостасы, состоящие из пяти ярусов, или пяти рядов, икон.

Нижний ярус или ряд называется местным, потому что в нем по­мещается местная икона, то есть икона праздника или святого, в честь которого освящен храм. Именно в середине местного ряда находятся (27) Царские Врата, справа от которых находится икона Спасителя Ии­суса Христа, слева — образ Пресвятой Богородицы, за ними — ико­ны особо чтимых святых. Местную, храмовую икону обычно поме­щают правее образа Спасителя.

Второй снизу ряд иконостаса может быть праздничным. Здесь могут располагаться иконы двунадесятых праздников (двенадцати главнейших событий Евангельского повествования).

Третий ряд — деисусный или деисус (от греческого «...» — «моление, прошение»). Центральное место в нем занимает трехличная икона: в центре — икона Спасителя, слева от нее — икона Божией Матери, справа — икона Иоанна Крестителя. Далее справа и слева располагаются иконы апостолов, Архангелов и святых, в молит­венной позе склонившихся к Спасителю.

Четвертый ряд — пророческий. Здесь расположены иконы про­роков Ветхого Завета — Исайи, Иеремии, Даниила и других.

Пятый ряд — праотеческий. Праотцы — это патриархи израиль­ского народа: Ной, Авраам, Исаак, Иаков и другие.

Это классическое устройство иконостаса, но часто встречаются и другие, где, к примеру, праздничный ряд может быть выше деисуса или его совсем нет; вместо пяти может быть всего три ряда и т.д.

В самом храме почти по всем стенам располагаются многочис­ленные иконы в окладах и киотах — рамах под стеклом. Всегда посередине храма на аналое — высоком четырехугольном столи­ке с покатым верхом — лежит праздничная икона или образ свя­того. Это икона празднуемого события (например, Успения Пре­святой Богородицы) или святого, чью память Церковь праздну­ет в этот день. Праздничные иконы меняются в зависимости от дня календаря.

Возвышение перед иконостасом называется солея. Середина солеи перед Царскими вратами обычно имеет полукруглый вы­ступ, который называется амвон. Именно с амвона преподается верующим Святое Причащение, произносит проповеди священно­служитель. (28)

По обоим краям солеи у самых стен, иногда за иконами, распола­гаются клиросы для хора и чтецов. Обычно здесь ставят специальные певческие аналои, на которых регент (руководитель) хора расклады­вает ноты, а чтецы — богослужебные книги. Хор, расположенный с правой стороны солеи, называется правым хором, а с левой — левым. В некоторых храмах есть хоры — большой балкон или лоджия внутри храма с западной (редко — с северной или южной) стороны.

Обычно в храмах имеется одна или несколько пар хоругвей. Хо­ругвь — это православное знамя, полотнище на древке с образом Спасителя или Божией Матери и святых, предназначенные для кре­стных ходов. Иногда сами полотнища делались из металла с украше­ниями из серебра, золота, эмали и финифти, но чаще всего хоругви вышиты золотом по парче или бархату.

Алтарь (от латинского «altus — «высокий» и «ага» — «жертвен­ник») — главнейшая часть храма. Алтарь знаменует собой небо, жилище Самого Господа. Алтарь, где совершается Таинство Евхари­стии, как бы повторяет собой ту прибранную, устланную, готовую горницу, где состоялась Тайная Вечеря Господа нашего Иисуса Хри­ста и Его учеников. И в наше время он содержится в особенной чи­стоте, устилается коврами и благоукрашается.

Святость алтаря настолько велика, что в древности вход сюда был запрещен всем мирянам — не только женщинам, как сейчас, но и мужчинам.

Если в храме несколько алтарей, то каждый из них освящается в память особого праздника или святого. В этом случае все алтари кроме главного называются приделами.

Главнейшие предметы в алтаре — святой Престол, Жертвенник и Горнее место.

Святым Престолом называется стол, находящийся в середине алтаря против Царских Врат. Называется он Престолом потому, что на нем, как на троне, таинственно присутствует Господь, Царь, Вла­дыка Церкви. Большей частью Престол делается из дерева, но ино­гда бывает мраморный или металлический. (30)

На Престоле в особом ковчежце полагается частица святых мо­щей в память обычая совершать Евхаристию (во время гонений на христиан в катакомбах и даже после) на гробах мучеников и в знак того, что Церковь утверждена на Крови Христовой, а через Него — и на крови мучеников.

Святой Престол покрывается двумя «одеждами»: нижняя — льняная, называемая «катасаркием» или...сорочкой, напоминает погребальные пелены Иисуса Христа, и верхняя — парчовая, называемая «индитионом», напоминает торжественное одеяние Господа как Царя Славы. Так как верхней царственной одеждой Престол покрывается поверх нижней, напоминающей о страшной смерти Спасителя, это символизирует то, что слава Иисуса Христа основана на Его страданиях, уничижении и смер­ти на кресте, на Его спасительной жертве за людей.

Здание, предназначенное для молитвы, но не имеющее Престо­ла, не может называться Храмом. Таковы, например, часовни, в ко­торых не совершается Литургия, а только молитвы и некоторые богослужения: к примеру, молебны.

На Престоле находятся следующие священные предметы:

1. Антиминс (от греческого «...» — «анти, вместо» и латин­ского «mensa» — «стол») — вместо престола — шелковый или льня­ной четырехугольный плат с зашитыми в него святыми мощами, на котором изображены положение тела Иисуса Христа во гроб, четы­ре евангелиста и орудия страданий Спасителя.

Антиминс обычно находится на престоле свернутым, в особом плате — илитоне (от греческого «...» — свертываю). Антиминс разворачивается только в определенный момент во время Литургии, а затем опять заворачивается особым образом в илитон.

Такой порядок действий сохранился еще со времен гонений на хри­стиан, когда для предохранения святыни от поругания принято было не устраивать престолов, а держать только шелковые платы, освящен­ные архиереем.

Вообще же антиминс и илитон символизируют погребальные пе­лены Иисуса Христа. (31)

По центру антиминса, ближе к верхнему краю, в мешочке за­шиты святые мощи. Поверх сло­женного антиминса на престоле лежит Святое Евангелие. На антиминсе же находится плоская губка, которой собирают мелкие частицы Святого Хлеба с дис­коса в чашу во время Литургии.

2. Напрестольное Евангелие символизирует Сына Божия Ии­суса Христа, ибо в словах Еван­гелия присутствует Своей благо­датью Сам Бог. Евангелие кладется на Престол поверх ан­тиминса, чтобы его могли видеть все. На Литургии и некоторых службах его выносят из алтаря для чтения и поклонения.

С древних пор напрестольное Евангелие принято украшать драго­ценными — золотыми или серебря­ными — окладами. Обычно на ок­ладе по углам изображают четырех евангелистов. В центре чаще всего изображают Воскресение Христо­во, распятие Христово или образ Христа Вседержителя на троне. На обратной стороне Евангелия обыч­но изображается крест, хотя может быть и образ Троицы или Богома­тери.

3. На Престоле также нахо­дится напрестольный крест. Крестом (32) благословляются верующие, освящается вода во время празд­ника Богоявления и на молебнах.

4. Дарохранительница пред­назначена для хранения Святых Даров — частиц Тела Христова, пропитанных Его Кровью, под видом хлеба и вина.

Обычная форма дарохрани­тельницы — маленький храм или часовня с выдвижным ящичком (он называется «ковчег»), имею­щим подобие гроба, в котором хранятся запасные Дары для причащения на дому тяжелоболь­ных и умирающих. В древности дарохранительница имела форму «голубя» и называлась «перистерием». Перед дарохранительни­цей обычно зажигается лампада.

5. На Престоле помещается и дароносица — небольшой сосуд в виде часовенки с дверцей и крестом наверху. Внутри дароно­сицы есть ящичек, приспособлен­ный для хранения частиц Святых Даров, маленькая чаша, ложеч­ка — лжица, иногда сосуд для вина. В дароносицах священни­ки на груди переносят Святые Дары на дом для причащения больных. Как правило, дароно­сицы помещаются в специально сшитые для них мешочки. (33)

Престол и все, что находится на нем, свято. Прикасаться к нему могут лишь люди, рукополо­женные в священный сан, — епи­скопы, священники или диаконы.

В алтаре находятся также свя­той жертвенник, Горнее место, за­престольная икона, крест и семисвечник.

Жертвенником называется второй «стол» в северной части алтаря, на котором приготовля­ется вещество для святой Евха­ристии. На жертвеннике обяза­тельно укрепляется крест с распятием и ставится лампада. Возле жертвенника обычно ставится столик для просфор и для записок, поданных верующими о здра­вии и упокоении.

В древности жертвенник находился вне алтаря и представлял осо­бое отделение с левой стороны алтаря. В это отделение верующие обыкновенно клали свои «приношения» — жертвы, из которых совер­шающий службу священник отбирал лучшее для совершения Евхари­стии — Таинства Причащения. Жертвенник иначе называется еще «предложением».

Вправо от Престола параллельно жертвеннику в древности устраи­валось другое отделение, предназначенное для святых сосудов, одежд и т.д. Так как за этими предметами обычно присматривал диакон, то и отделение это носило название «диаконник». Сейчас вместо диаконниа в алтаре ставят шкаф, в котором хранят названные предметы.

Горним местом (в переводе со славянского «возвышенным») на­зывается пространство между Престолом и восточной (самой даль­ней) стеной алтаря. Во время архиерейской службы здесь стоит кресло, на котором может сидеть только епископ. На стульях или скамьях, стоящих рядом с креслом архиерея, в некоторые моменты службы сидят служащие священники. Архиерей символизирует (34) Самого Господа, священники — апостолов, а стоящие рядом диаконы в блестящих одеждах — Ангелов. Над Горним местом всегда нахо­дится запрестольная икона.

Запрестольная икона, как явствует из названия, находится на стене за Престолом. Обыкновенно на ней изображается Иисус Христос, Святая Троица или Божия Матерь.

Кроме того, за Престолом прямо перед Горним местом в право­славных храмах помещается еще и семисвечник. Это особый све­тильник из семи ветвей, на которых укреплены семь лампад. Число ветвей семисвечника соответствует семи Таинствам Церкви — Кре­щению, Миропомазанию, Покаянию, Причащению, Елеосвящению, Венчанию (Браку) и Священству. Его свет символизирует свет Даров Святого Духа. (35)

Щеголева Е. Православный храм.

М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. 239 с.: ил.

(Православные святыни)

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 578; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.035 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь