Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ПОНЯТИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ
ПОНЯТИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ После довольно долгого перерыва в наш опыт снова входит огромный по объему и значению культурный пласт религиозного сознания, обрядности и искусства. Мир религиозной культуры «устроен» совсем иначе, чем мир привычных для нас явлений духовной жизни. Опыт его осмысления во многом утрачен, и человек, впервые соприкасающийся с массивом религиозной культуры, испытывает ощутимые трудности в ее понимании и освоении. В сегодняшней культуре многое из мира прежних религиозных ценностей и отношений переносится в иной контекст, иное окружение: церковная музыка звучит со сцены, иконы висят в музее или находятся в частных коллекциях, с элементами православной обрядности можно столкнуться в самых неожиданных и неподходящих ситуациях (например, крещение недавних воинствующих атеистов). Мы далеки и от огульного осуждения возвращающейся религиозности, и от некритичного принятия способов, какими это возвращение осуществляется. Но, рассматривая икону на выставке, крестясь во время богослужения, слушая перезвон колоколов, следует знать, элементами какой культурной системы были эти обряды или предметы, для чего они первоначально создавались, какой смысл имели. (277) Ткачев В.С., Ткачева М.Л. Специфика духовной культуры России (на примере религиозного искусства) / Философия: Учеб. пособие / Под общ. ред. Б. А. Кислова, В.А. Туева, М.Л. Ткачевой. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2004. – С. 277.
Надо постараться, хотя бы мысленно, представить себе религиозную культуру как систему. С этой точки зрения важно помнить, во-первых, что исторически сложились три разновидности религиозной культуры, каждая из которых имела свой взгляд на действительность: одна из них – в Древнем мире, другая – в Средневековом мире, третья – в Новом мире; а во-вторых, вообразить, что, несмотря на указанную особенность, религиозная культура в целом имела одну, общую для всех разновидностей идею. Идею Единого Бога. Религиозная культура воссоздавала образ этой силы, а потому являлась идеей Единого, развернутой в систему литературных и художественных образов, научных и философских понятий. От автора РЕЛИГИОЗНАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОСХОДЯЩЕГО РАЗВИТИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ А. ЦЕРКОВНЫЕ ОБЫЧАИ И ОБРЯДЫ Церковное богослужение как способ познания Бога Общественные богослужения или церковные службы — это главное, для чего предназначаются наши православные храмы. Православное церковное богослужение состоит из чтения и пения молитв, чтения Слова Божия и священнодействий (обрядов), совершаемых по определенному чину, то есть порядку, священнослужителями. Именно при богослужении православные христиане входят в таинственное общение с Богом через совместную молитву и участие в таинствах, особенно в Таинстве Святого Причащения, и получают от Бога благодатные силы для праведной жизни. В церковном богослужении существует как бы три круга: суточный, недельный, или седмичный, и годовой.
СУТОЧНЫЙ КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЙ Ежедневно (в течение суток) православная Церковь совершает в храмах вечерние, утренние и дневные богослужения. Каждое из этих богослужений состоит, в свою очередь, из трех видов служб, в совокупности объединенных в суточный круг богослужений: вечернее — из 9-го часа, вечерни и повечерия; утреннее — из полунощницы, утрени и 1-го часа; дневное — из 3-го часа, 6-го часа и Божественной литургии. Таким образом, весь суточный круг состоит из девяти служб. В православном богослужении многое заимствовано от богослужения ветхозаветных времен. Например, началом новых суток считается не полночь, (139) а шесть часов вечера. Именно поэтому первой службой суточного круга является вечерня (9-й час завершает суточный круг предыдущего дня). На вечерне Церковь вспоминает об основных событиях Священной Истории Ветхого Завета: о творении мира Богом, грехопадении прародителей, о Моисеевом законодательстве и служении пророков. За службой христиане возносят благодарение Господу за прожитый день. После вечерни, по церковному Уставу, положено служить повечерие. Это в определенном смысле общественные молитвы на сон грядущий, на которых вспоминается сошествие Христа во ад и освобождение праведников от власти дьявола. В полночь полагается совершать третью службу суточного круга — полунощницу. Это богослужение установлено для напоминания христианам о Втором Пришествии Спасителя и о Страшном Суде. Перед восходом солнца служится утреня — одно из самых длительных богослужений. Она посвящена событиям земной жизни Спасителя и содержит множество как покаянных, так и благодарственных молитв. Около шести часов утра совершают 1-й час. Так названа краткая служба, на которой Православная Церковь вспоминает пребывание Иисуса Христа на суде первосвященника Каиафы. 3-й час (девять часов утра) служится в воспоминание событий, происходивших в претории Пилата, где Спасителю был вынесен смертный приговор; и в Сионской горнице, где на апостолов снизошел Дух Святой. 6-й час (полдень) — время распятия Господа, а 9-й час (три часа пополудни) — время Его крестной смерти. Этим событиям и посвящаются вышеназванные службы. Современная богослужебная практика привнесла свои изменения в предписания Устава. Так, в приходских храмах повечерие совершается только во время Великого поста, а полунощница — один раз в год, накануне Пасхи. Не всегда служится и 9-й час. (140) Остальные шесть служб суточного круга объединяются в две группы по три. Вечером одно за другим совершают вечерню, утреню и 1-й час. Современные Всенощные бдения длятся два—четыре часа на приходах и три—шесть часов в монастырях. Утром последовательно служатся 3-й, 6-й часы и Божественная литургия. В храмах, где много прихожан, по воскресеньям и праздникам бывает две Литургии — ранняя и поздняя. И та, и другая предваряются чтением часов… (141) Кроме богослужения суточного круга, бывают еще службы, совершаемые по особым нуждам или потребностям христиан — так называемые «требы». Это: — Панихидные отпевания, крещения, венчания, соборования; — Молебны — службы, состоящие из Канона Спасителю, Божией Матери или святым. Молебны бывают просительные, благодарственные, на освящение воды, дома и т.д. (153)
НЕДЕЛЬНЫЙ КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЙ
Кроме суточного, в жизни Церкви существует недельный или седмичный круг богослужений. С каждым днем седмицы Церковь соединяет особые священные воспоминания. В первый день седмицы — воскресенье — Церковь воспоминает Воскресение Христово (отсюда и его название). В понедельник она прославляет бесплотные небесные силы, которые, после Божией Матери, вспоминаемой ежедневно, занимают первое место в лике Святых; во вторник прославляет пророков и Предтечу Господня — Иоанна Крестителя; в среду воспоминает о предании Господа Иудой начальникам иудейским; четверг посвящается памяти святых (153) апостолов и святителя Николая Мирликийского; пятница — воспоминанию крестной смерти Господа; суббота — прославлению Божией Матери, святых мучеников и всех святых, достигших успокоения в Господе, а также поминовению всех усопших в вере и надежде жизни вечной. Соответственно, с воспоминанием об этих событиях и лицах в неизменный круг седмичного богослужения входят некоторые песнопения и молитвы, изменяющиеся с каждым днем недели. (153) ГОДОВОЙ КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЙ
Годовым кругом богослужений называется порядок служб на протяжении всего года. Богослужебный год начинается осенью. Каждый день в году посвящается памяти тех или иных святых или особым священным событиям — праздникам и постам. Установленные в честь этих событий и лиц особые песнопения, молитвы и обряды собственно и образуют круг годового богослужения. В нем богослужебными особенностями наиболее отличаются дни великих праздников и постов. Под великие праздники всегда служат Всенощное бдение. (153)
ПОСТЫ
Пост — очень древнее церковное установление. Обычай поститься насчитывает, по крайней мере, 4 тысячи лет! Как сказано в Ветхом Завете, особенно постились иудеи во времена опасности или общественных бедствий и наложение на себя поста в эти тяжелые времена считали своей религиозной обязанностью. В те далекие времена постились все: и ветхозаветные пророки, и цари, и простые иудеи. Посты соблюдались с особенной строгостью, причем воздерживались не только от еды, но и от других чувственных удовольствий... Православная Церковь прославляет пост такими стихирами, то есть стихами: «Пришел пост, мать целомудрия, обличитель греха и покровитель покаяния, образ жизни ангелов и спасение человеков». В среднем в году бывает от 180 до 195 постных дней, т.е. полгода по православным обычаям вкушается только постная пища. В дни поста исключается пища животного происхождения — мясо, молоко, яйца, масло, сыр, творог. А при строгом посте и рыба. Хлеб, овощи, фрукты употребляются в умеренном количестве. Насколько большое влияние имеет пища на нашу духовную жизнь и работу, можно легко проследить по собственному опыту: попробуйте после сытного обеда заняться серьезной умственной работой и вы увидите, как это трудно! А молиться в это время и того труднее! Некоторые люди отрицают посты из медицинских соображений. Но как раз именно медицина считает полезным для здоровых (а порой и больных) людей временное воздержание от мясной пищи. Следует отметить, (159) что больных, которым пост противопоказан, и беременных женщин Церковь освобождает от постов. Необязателен строгий пост и для путешествующих. К сожалению, встречается немало людей, которые думают, что пост заключается только в том, чтобы есть только постную пищу (причем вдоволь), а в остальном не изменяют образа своей жизни, забывая про пост и духовный. Постящийся должен помнить слова Иоанна Златоуста: «Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его. Не одни уста должны поститься, — нет, пусть постятся и око и слух, и руки, и ноги, и все наше тело». Церковная стихира раскрывает сущность поста: «Истинный пост в том, чтобы удаляться от всякого зла, сдерживать свой язык, подавлять гнев, удерживаться от страстей, осуждения ближних, лжи и нарушения клятвы». Следовательно, надо соединять два поста — духовный и телесный. Святой Иоанн Златоуст поучал: «Что за польза, когда мы воздерживаемся от птиц и рыб, а братьев угрызаем и снедаем? Пост и тело сохраняет здоровым: не отягощаясь пищей, оно не принимает болезней, но, становясь легким, укрепляется для принятия святых даров....будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, сострадателен, незлопамятен, чтобы Бог принял пост твой». А великий наш соотечественник Амвросий Оптинский на вопрос, что следует есть в пост, отвечал: «Все можно, только человеков нельзя». Пост является и временем усиленной борьбы со страстями. Преподобный Варсонуфий Великий писал: «Пост телесный ничего не значит без духовного поста внутреннего человека, который состоит из предохранения себя от страстей. Сей пост приятен Богу и вознаградит для тебя недостаток телесного поста (если ты немощен телом)». Таким образом, можно сказать, что пост — не цель, а средство достижения духовных ценностей, общения и единения с Богом. Посредством поста мы смиряем в себе земного человека, свою плоть и, очищаясь от грехов, делаем время поста временем покаяния и обновления наших душ. (160) Как писал священник Александр Ельчанинов, в обществе «существует коренное непонимание поста. Важней не сам по себе пост, как неядение того-то и того-то или как лишение себя чего-то в виде наказания. Пост есть лишь испытанный способ достигнуть нужных результатов — через истощение тела дойти до утончения духовных способностей, затемненных плотию, и тем облегчить свое приближение к Богу. Пост не есть голод. Голодает и диабетик, и факир, и йог, и заключенный в тюрьме, и просто нищий. Нигде в службах Великого поста не говорится о посте, как о неядении мяса и прочее. Всюду один призыв: «Постимся, братие, телесно, постимся и духовно». Следовательно, пост только тогда имеет религиозный смысл, когда он соединен с духовными упражнениями». Все посты разделяются на многодневные и однодневные.
МНОГОДНЕВНЫЕ ПОСТЫ
Многодневных постов в году четыре. Самым главным и строгим является Великий пост, или святая Четыредесятница (длится 40 дней). К нему примыкает Страстная седмица — неделя очень строгого поста. Великий пост установлен в подражание сорокадневному посту Господа нашего Иисуса Христа, который Он держал в пустыне. Им мы достойно встречаем Пасху, Светлое Воскресение Христово. Петров пост — начинается спустя неделю после Троицы (от недели Всех святых) до 12 июля — дня святых апостолов Петра и Павла. Продолжительность его зависит от времени Пасхи. Успенский пост — с 14 августа до 28 августа. Пост перед праздником Успения Пресвятыя Богородицы. Рождественский, или Филиппов, — с 28 ноября до 7 января — праздника Рождества Христова.
ОДНОДНЕВНЫЕ ПОСТЫ
Среда и пятница в течение всего года, за исключением сплошных седмиц и Святок (с 7 января по 18 января). В среду — в память предания Господа на муки Иудой, в пятницу — в память Его страданий и крестной смерти. (161) Крещенский сочельник — 18 января. День Усекновения главы Иоанна Предтечи — 11 сентября. День Воздвижения Креста Господня — 27 сентября. Обычно посредством поста Церковь подготавливает нас к достойной встрече и празднованию великих православных праздников.
ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ
Праздниками называют такие дни, которые установлены Церковью в честь и память Господа нашего Иисуса Христа и для прославления Святой Троицы, в честь Пресвятой Богородицы и святых. Все христиане должны в праздничные дни прийти в храм, чтобы принять участие в церковном торжестве. Ведь церковные праздники — не просто дань прошлому. Участвуя в них, каждый верующий приобщается к опыту Церкви, переживает великие события евангельской и церковной истории и проходит таким образом целую школу духовного возрастания. Все праздники в году по своему содержанию делятся на Господские, Богородичные и праздники святых. По времени празднования праздники делятся на неподвижные, которые бывают каждый год в один и тот же день месяца, и подвижные, которые хотя и бывают в одни и те же дни недели, но приходятся на разные числа месяца в соответствии с временем празднования Пасхи. По торжественности церковной службы праздники делятся на великие, средние и малые. Пасха — «праздник праздников и торжество из торжеств», — поэтому он выделяется особо. Главных праздников церковного года двенадцать, поэтому и называются они двунадесятыми. Это Рождество Богородицы, Введение во храм Богородицы, Благовещение, Рождество Христово, Крещение Господне (или Богоявление), Сретение, Преображение Господне, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Праздник Святой Троицы, Успение Богородицы и Воздвижение Креста Господня. Помимо великих двунадесятых праздников, существуют Великие праздники, как всеобщие (для всей Русской Православной Церкви), так и местные (для отдельных областей и даже городов). (162) К Великим праздникам принадлежат: день Усекновения главы Иоанна Предтечи; день Рождества Иоанна Предтечи (Крестителя); праздник Покрова Пресвятой Богородицы; преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова; праздник в честь Казанской иконы Божией Матери; праздник в честь святого Николая Мирликийского, чудотворца; праздник в честь первоверховных апостолов Петра и Павла.
Множество праздников связаны с именами святых. Церковь чтит святых каждый день. Сонм христианских святых так велик, что нет возможности торжественно отмечать память всех. Многие праздники святых являются местночтимыми. К числу таких праздников принадлежат дни прославления преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, преподобных Сергия и Германа Валаамских, преподобного Зосимы Владимирского и др. Хотя эти святые почитаются всей Церковью и им везде служатся службы, однако в одних местах дни их прославления чтутся наравне с великими праздниками и потому совершается церковное торжество, тогда как в других местах праздники эти проходят малозаметно для мирян. Для каждого праздника написаны свои песнопения. Главные из них — тропарь и кондак, они передают в сжатом виде смысл празднуемого события. (163)
ТАИНСТВА ЦЕРКВИ В самом слове «таинство» проступает его значение — «таинственное, сокровенное, недоступное другим». Таинствами называются такие Богом установленные священные действия, через которые человеку сообщается невидимая спасительная сила или благодать Святого Духа. Без помощи Духа Святого мы ничего доброго не можем сделать, и поэтому Церковь во все главные моменты нашей жизни особенно просит Бога дать нам благодать Святого Духа. Такие церковные молитвы и священнодействия, когда под видимым действием священника над человеком, по молитве Церкви, невидимо, тайно действует сила Духа Святого, и называются Таинствами. Таинства отличаются от всех других молитвенных действий. На молебнах, панихидах и других богослужениях мы просим о милости Божией, Господнем благословении. Но получим ли просимую нами милость, — нам неизвестно. В Таинствах же благодать Духа Святого дается нам непременно, как обещанное Богом средство нашего спасения. В Православной Церкви установлено семь таинств — Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Брак, Елеосвящение и Священство. Эти семь Таинств охватывают все важнейшие моменты человеческой жизни. Как жизнь человеческая начинается с рождения, так и христианская жизнь начинается в Таинстве Крещения. Младенец нуждается в помощи и руководстве, так и для жизни во Христе необходимы помощь и руководство. Эта укрепляющая и направляющая благодать подается новокрещенному в Таинстве Миропомазания. Для поддержания телесной жизни человеку требуется пища и питье; для преуспевания в жизни духовной преподается человеку духовная пища и питие в Таинстве Причащения. Тело человека подвержено недугам, для излечения которых человек прибегает к лекарствам; подобно сему и духовная жизнь (199) подвергается нравственным болезням — грехам, от которых христианин исцеляется в Таинстве Покаяния. Благодать же, исцеляющая болезни телесные и вместе с тем прощающая грехи, подается в Таинстве Елеосвящения. Господь, сотворив человека, благословил его на продолжение и умножение рода человеческого и освятил союз мужа и жены. Так как этот благословенный союз вследствие грехопадения утратил первозданную чистоту, необходима особая благодать, дающая супружескому союзу очищение и святость. Она сообщается любящим в Таинстве Брака. Наконец, для совершения Таинств необходимы лица избранные, особо посвященные. Благодать, дающая силу для совершения Таинств, подается в Таинстве Священства. От всех, приступающих к Таинствам, требуется вера и надлежащие приготовления, чтобы Таинство не обратилось во вред их душе. Но Таинство совершится непременно, потому что на это есть воля Божия, если, конечно, будет совершаться правильно, по определенному Богоданному чину. (200)
О ПОВЕДЕНИИ В ХРАМЕ Приходить в храм следует за десять — пятнадцать минут до начала богослужения. Этого времени обычно бывает достаточно, чтобы подать записки, купить и поставить свечи и приложиться к иконам. Подходя к храму, благочестивые христиане, взирая на святые кресты и купола церкви, совершают крестное знамение и поясной поклон. Поднимаясь на паперть, снова трижды осеняют себя крестным знамением с поклоном. Войдя в храм, следует остановиться близ дверей и сотворить три поклона с молитвами… После этого подают записки, прикладываются к иконам, ставят свечи и занимают удобное место, стоя с благоговением и страхом Божиим. По древнему обычаю, мужчины стоят в правой части храма, женщины — в левой, оставляя свободным проход от главных дверей к Царским вратам. Кроме того, и по сей день можно наблюдать благочестивое правило, когда женщины пропускают вперед мужчин во время Елеопомазания, Причащения, прикладывания к праздничной иконе и ко Кресту. По окончании службы читают те же молитвы, что и при входе в церковь. Бывая в храме Божием, будем помнить, что мы находимся в присутствии Господа Бога, Божией Матери, святых ангелов и святых. (87) Бойтесь вольно или невольно оскорбить своим поведением молящихся и те святыни, которые окружают нас в храме Божием. Если вы пришли в храм во время Богослужения, лучше воздержаться от того, чтобы, протискиваясь сквозь молящихся, ставить свечи перед иконами. Свеча — жертва Богу, но в данном случае помните, что более угодна другая жертва — «дух сокрушен», смиренное осознание своей греховности перед Господом, которое ярче любой свечи высветит все ваши желания и нужды. По возможности, воздержитесь от замечаний, если, конечно, нет явного хулиганства или кощунственного поведения. Нарушающему нормы поведения замечания допустимо делать в деликатной форме, без раздражительности и высокомерного наставления в голосе. Недопустимо хождение по храму во время службы, тем более ведение разговоров. Во время богослужения в православной Церкви молятся стоя, да и как можно сидеть в присутствии Божием, ведь в молитвах мы обращаемся к Царю царей, к Творцу вселенной. Сидеть разрешается только по особой немощи, болезни, чтобы, как сказал митрополит Филарет (Дроздов): «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя — о ногах». Однако нельзя сидеть, закинув ногу на ногу или вытянув ноги. Прежде чем сесть, попросите у Бога укрепить вас телесно. Во время чтения Евангелия и особо важных местах Литургии нужно стоять. Родители, придя в храм с детьми, должны наблюдать за их поведением и не допускать, чтобы они отвлекали молящихся, шалили, смеялись. Плачущего ребенка нужно постараться успокоить, если это не удается, следует выйти с ребенком из храма. (88) Нельзя входить в храм с животными и птицами. Следует прикладываться к иконам, оставив в стороне объемные сумки. Подходить к Чаше во время Причащения нужно со скрещенными на груди руками — правая поверх левой. Во время каждения храма не следует разворачиваться вслед за священнослужителем и становиться спиной к алтарю. Во время открытия Царских врат надо поклониться. Курящим запрещается курить даже на улице в пределах церковной ограды. (89)
КАК МОЛИТЬСЯ В ХРАМЕ …Молитва — это наша беседа с Богом. У нас все от Бога и нет ничего своего: жизнь, способности, здоровье, пища — все дается Богом. Поэтому и в радости, и в печали, и в нужде мы должны обращаться к Богу с молитвой. Что кровь для тела, то молитва для души. Молитву называют «крыльями души», так как искренняя молитва отрешает нас от мирской суеты, возносит сердце человека выше небес. В храме все верующие как бы едиными устами и сердцем исповедуют Господа, и Он здесь ближе к каждому молящемуся и скорее приемлет его молитвы, чем где-либо в другом месте. Скудость молитвы одного восполняется верою другого, усиливается молитвами священнослужителей, утверждается присутствием святых Таин, пением и чтением Священного Писания. Святые отцы говорили, что в храме одна молитва «Господи, помилуй» имеет гораздо большую силу, чем многие молитвы и поклоны на дому. Придя в Церковь, христианин обращается к Господу с молитвой, прославляя величие Божие, благодаря Его за милости или прося о помощи и о прощении грехов. Таким образом, по содержанию молитвы бывают хвалебные, благодарственные и просительные. В Святом Евангелии Самим Спасителем сказано: «Когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого». Как писал святой Ефрем Сирин, «Смотрите, возлюбленные, чтоб не вотще (то есть не напрасно. — Ред.) трудиться нам молясь, если будем иметь на кого вражду». (93) Учителя Церкви и святые отцы заповедали нам иметь во время молитвы прежде всего смирение и сердечное сокрушение о своих грехах: если человек в своем сердце не осознает себя грешником, то Бог не услышит его. Молитва же вместе с искренним смирением и покаянием непременно будет услышана. «На кого воззрю, — говорит Господь нам через пророка, — токмо на кроткаго и молчаливого и трепещущего словес Моих». Помните, «нет большего греха, — по слову святителя Феофана Затворника, — чем молиться Богу без страха, внимания и благоговения; молиться языком, а умом с бесами вести беседу». Придя на службу в храм, старайтесь не отвлекаться и следить за богослужением, чтобы со всеми молиться именно о том, о чем молится вся Церковь. Во время молитвы мы должны ум свой настроить так, чтобы ни о чем постороннем не думать и чтобы сосредоточить все внимание лишь на словах молитвы. Спасительная сила церковных молитв, песнопений и чтений зависит от того, с каким чувством принимают их наши сердце и ум. Совершенно необходимо вникать во все, совершающееся за церковным богослужением. Тогда только за церковной службой каждый согреет свое сердце, возбудит совесть, оживит душу и просветит свой ум. Если слова молитв пока не понятны, то хорошо произносить про себя Иисусову молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного(ую)». Даже не произнося про себя слова каких-то конкретных молитв, но с благоговением внимая всему происходящему в доме Божием, вы проникаетесь общим молитвенным настроением и тоже являетесь участником соборной молитвы. Для выражения наших чувств к Богу и святым угодникам Церковью даны разные молитвы. Ниже мы приводим те, которые каждый христианин должен знать с малых лет. (94) КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ И ПОКЛОНЫ Больше двадцати веков назад в Римской империи крест был орудием казни, предметом позора и ужаса. Не было казни мучительнее и позорнее крестной. Ей подвергали самых отчаянных разбойников и возмутителей общественного спокойствия. Осудить преступника на крестную казнь, значило лишить несчастного имени человека, предать его всеобщему презрению. Таково было значение креста в древнем мире. А что такое теперь крест у христиан? Он — орудие спасения, предмет благоговейного почитания для всех. Носить крест — не только обязанность каждого христианина, но и особая честь. Куда ни обратили бы мы свои взоры — везде видим крест. Он возвышается на куполах храмов, он возлежит всегда на престоле церковном, он неотступно пребывает у каждого православного на груди, он встречает при рождении в жизнь духовную (крещении) и благословляет при переселении в жизнь загробную, он, наконец, осеняет и могилы наши. Отчего произошла такая перемена, за что начали так благоговейно чтить крест, который прежде считали позором? За то, что на кресте угодно было Сыну Божию принять смертную казнь за грехи всего мира. Именно Крест Христов дал возможность Отцу Небесному исцелять души людей-грешников. Без Креста не было бы им никогда ни прощения, ни помилования... Крест отверз нам Царство Небесное, ведь без Креста Иисусова даже величайшие праведники сходили бы в ад. С того времени, как Иисус Христос умер на Кресте, Его непобедимая непостижимая Божественная сила сообщилась Кресту, вселилась в него и осталась в нем навсегда. Крест так могуществен и силен оттого, что в нем таинственно присутствует сила Христова. Святой апостол Андрей Первозванный, ведомый мучителями на крестную казнь, увидев издали крест, с восторгом (101) взывал: «Радуйся, Кресте, плотию Христа освященный, и членами Его, как Маргаритами украшенный! Прежде, нежели возшел на тебя Господь мой, ты страшен был для земных, но теперь знают верные, сколько сокрыто в тебе щедрот, сколько уготовано наград. Безбоязненно и весело я иду к тебе. О, блаженный Кресте, возьми меня от людей и отдай Учителю моему, пусть Тобою приимет меня Тот, кто Тобою меня спас! » Чтобы не забывать, ЧТО сделано и ЧТО приобретено для нас Спасителем, крестом мы крестимся, то есть рукой изображаем на себе знамение (знак) креста. Обычай осенять себя при молитве крестным знамением в Церкви христианской ведется с самой глубокой древности. Его установили святые Апостолы и передали всем верным, и с того времени так крепко хранится этот обычай, что без крестного знамения не совершается ни одна молитва, ни церковная, ни домашняя. Все молитвы начинаются и сопровождаются крестным знамением и благоговейными поклонами. Крест Христов, который мы изображаем на себе, не только дает великую силу нашей молитве, но и помогает отражать греховные искушения и страсти. Осеняя себя крестным знамением с призыванием Имени Божьего, мы привлекаем на себя (или на того, кого осеняем, например, своего ребенка) Божественную благодать Святого Духа. В том, что это действительно так, можно убедиться из многочисленных примеров, описанных в духовной литературе или передаваемых изустно, когда от крестного знамения исчезали демоны или демонические наваждения, лопались сосуды с отравленным питием, протухала вода, «заряженная» колдунами, экстрасенсами или «бабками», успокаивались плачущие младенцы, ослабевали или проходили недуги и многое др. Крестное знамение должно совершаться неспешно, с сердечным вниманием и глубоким сознанием того, что крест есть символ нашего искупления и спасения. (102) Крестное знамение тогда только имеет благодатную силу, когда совершается благоговейно и правильно. «Беспорядочному бо маханию, поистине, бесы радуются», — говорил святой Иоанн Златоуст. Это происходит от небрежного и невнимательного отношения к святому и великому делу — молитве перед Богом. А о тех, кто совершает с небрежением служение Богу и молитву, сказано в Писании: «Проклят, кто дело Господне делает небрежно». (103) Чтобы не радовать, но прогонять нечистых духов крестным знамением и получать от Бога благодатное освящение, совершать его положено так: три первые — большой, указательный и средний — пальцы соединяются вместе и знаменуют, что мы верим, что Бог есть Троица — Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. Что это не одно лицо, а Три Лица, и что это не три Бога, а Один Бог. Два последних пальца пригибаются к ладони и знаменуют то, что Сын Божий ради нашего спасения сошел на землю и соединил в себе два естества — Божественное и человеческое. Святая Церковь установила креститься таким образом, чтобы сложенная вышеуказанным образом правая рука сначала касалась чела, потом груди, затем правого и наконец левого плеча. По ее Уставу мы полагаем знамение креста на лоб (чело) вместилище разума — в знак того, что мы любим Бога всем умом своим и что с любовью посвящаем Ему все свои мысли и просим освятить их. Полагаем крест на живот — оконечность груди — в знак того, что любим Господа всем сердцем и душой и что со всей искренностью и благоговением посвящаем Ему все свои чувства и желания и просим освятить наше сердце и чувства. Полагаем крест на плечах в знак того, что любим Господа всей крепостью и твердостью души и духа и что посвящаем Ему всю свою жизнь, не только душевную, но и телесную деятельность и просим укрепить наши силы и освятить наши добрые дела. Таким образом мы выражаем крестным знамением свою преданность Богу, вознося Ему на крест, как на жертвенник, свой ум, свое сердце и свою силу. Когда мы осеняем себя крестным знамением, то мысленно произносим: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь». (Слово «аминь» означает «истинно, да будет так».) Крестное знамение нужно изображать на себе с верою в Распятого Господа, с благоговением и смиренным сознанием того, что мы можем умилостивить Господа не своими заслугами, а только надеждой на Его милосердие и почитанием претерпленных за нас крестных страданий и смерти. Только при этом условии могут быть угодны Господу и наша ревность к исполнению заповедей Господних, и наши молитвы, соединенные с крестным знамением. (104) Соединяя крестное знамение с молитвой, мы тем самым умоляем Бога принять наши мольбы. «Крестное знамение, — писал святой Иоанн Златоуст, — и в древнее, и в нынешние времена отнимало силу вредных веществ, делало недействительными яды и врачевало смертоносные угрызения зверей». Крестное знамение — это знамение нашего спасения. По учению святого Кирилла Иерусалимского, «крестное знамение есть великое предохранение, данное бедным в дар и слабым без труда; это благодать Божия, знамение для верных и страх для злых духов». Крестное знамение освящает все наши действия, выделяет их из ряда обыкновенных и ставит их на высоту дел богоугодных. Поэтому нужно как можно чаще и внимательнее употреблять крестное знамение в опасностях, в искушениях, в горе и радости, в труде и молитве. (105)
ПОКЛОНЫ
Крестное знамение и молитва сопровождаются поклонами, которые означают наше смирение, сознание своей греховности и воздаяние чести величию Божию. Поклонение, которые мы совершаем при входе в храм, во время молитвы, служит выражением наших благоговейных чувств к Богу. Поклоны — знак нашего смирения и преклонения перед Ним. Прежде всего следует неспешно оградить себя крестным знамением, опустить правую руку и тогда только положить поклон. Неправильно одновременно и креститься, и кланяться. Святая Церковь требует совершать поклоны с внутренним благоговением и внешним благообразием, не спеша. При поясном поклоне нужно наклониться так, чтобы рукой можно было бы достать до земли. При земном поклоне нужно встать на колени и коснуться головой земли. Церковный Устав строго требует, чтобы мы совершали поклоны в храме неторопливо и своевременно, то есть тогда, когда это нужно. (105) Поклоны и коленопреклонения следует совершать по окончании каждого краткого прошения или молитвословия. Внимательно вслушивайтесь в каждое прошение и молитву, мысленно вознося молитву Богу, и осеняйте себя крестным знамением при возглашениях: «Господи, помилуй», «Подай, Господи». Когда священник обращается к молящимся со словами «Мир всем» или возглашает: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы (любовь) Бога Отца, и причастие (общение) Святаго Духа буди со всеми вами», — следует делать поясной поклон без крестного знамения. Когда в церкви осеняют народ Крестом, Святым Евангелием, иконой или Святой Чашей, следует перекреститься и поклониться. А когда осеняют свечами, или благословляют рукой, или кадят стоящих в храме, молящиеся кланяются не крестясь. Обратим особое внимание, что Крест Христов только при условии правильного употребления и понятия о нем может быть всесильным и непреодолимым оружием против наших врагов видимых и невидимых, так как он не сам по себе имеет силу, а только в соединении с живой верой и при правильном и благоговейном употреблении. Святой Иоанн Златоуст говорил: «Если ты при полной вере, с сердечным расположением изобразишь на лице своем Крест Христов, то ни один из нечистых духов не возможет приблизиться к тебе, видя тот меч, которым он уязвлен, видя то оружие, от которого получил смертельную рану». Будем подражать нашим благочестивым предкам, у которых Крест Христов был все для всех. Начинали ли они какое дело — крестились, оканчивали ли его — опять крестились. Крестом ограждали себя, отходя ко сну, крестом осеняли, вставая ото сна. С крестом садились за трапезу, с крестом вставали от нее. Знамение святого креста выражало внезапную радость, оно же свидетельствовало и о печали и опасности. (106)
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 980; Нарушение авторского права страницы