Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
РЕЛИГИОЗНАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОСХОДЯЩЕГО РАЗВИТИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
А. ЦЕРКОВНЫЕ ОБЫЧАИ И ОБРЯДЫ Церковное богослужение как способ познания Бога Общественные богослужения или церковные службы — это главное, для чего предназначаются наши православные храмы. Православное церковное богослужение состоит из чтения и пения молитв, чтения Слова Божия и священнодействий (обрядов), совершаемых по определенному чину, то есть порядку, священнослужителями. Именно при богослужении православные христиане входят в таинственное общение с Богом через совместную молитву и участие в таинствах, особенно в Таинстве Святого Причащения, и получают от Бога благодатные силы для праведной жизни. В церковном богослужении существует как бы три круга: суточный, недельный, или седмичный, и годовой.
СУТОЧНЫЙ КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЙ Ежедневно (в течение суток) православная Церковь совершает в храмах вечерние, утренние и дневные богослужения. Каждое из этих богослужений состоит, в свою очередь, из трех видов служб, в совокупности объединенных в суточный круг богослужений: вечернее — из 9-го часа, вечерни и повечерия; утреннее — из полунощницы, утрени и 1-го часа; дневное — из 3-го часа, 6-го часа и Божественной литургии. Таким образом, весь суточный круг состоит из девяти служб. В православном богослужении многое заимствовано от богослужения ветхозаветных времен. Например, началом новых суток считается не полночь, (139) а шесть часов вечера. Именно поэтому первой службой суточного круга является вечерня (9-й час завершает суточный круг предыдущего дня). На вечерне Церковь вспоминает об основных событиях Священной Истории Ветхого Завета: о творении мира Богом, грехопадении прародителей, о Моисеевом законодательстве и служении пророков. За службой христиане возносят благодарение Господу за прожитый день. После вечерни, по церковному Уставу, положено служить повечерие. Это в определенном смысле общественные молитвы на сон грядущий, на которых вспоминается сошествие Христа во ад и освобождение праведников от власти дьявола. В полночь полагается совершать третью службу суточного круга — полунощницу. Это богослужение установлено для напоминания христианам о Втором Пришествии Спасителя и о Страшном Суде. Перед восходом солнца служится утреня — одно из самых длительных богослужений. Она посвящена событиям земной жизни Спасителя и содержит множество как покаянных, так и благодарственных молитв. Около шести часов утра совершают 1-й час. Так названа краткая служба, на которой Православная Церковь вспоминает пребывание Иисуса Христа на суде первосвященника Каиафы. 3-й час (девять часов утра) служится в воспоминание событий, происходивших в претории Пилата, где Спасителю был вынесен смертный приговор; и в Сионской горнице, где на апостолов снизошел Дух Святой. 6-й час (полдень) — время распятия Господа, а 9-й час (три часа пополудни) — время Его крестной смерти. Этим событиям и посвящаются вышеназванные службы. Современная богослужебная практика привнесла свои изменения в предписания Устава. Так, в приходских храмах повечерие совершается только во время Великого поста, а полунощница — один раз в год, накануне Пасхи. Не всегда служится и 9-й час. (140) Остальные шесть служб суточного круга объединяются в две группы по три. Вечером одно за другим совершают вечерню, утреню и 1-й час. Современные Всенощные бдения длятся два—четыре часа на приходах и три—шесть часов в монастырях. Утром последовательно служатся 3-й, 6-й часы и Божественная литургия. В храмах, где много прихожан, по воскресеньям и праздникам бывает две Литургии — ранняя и поздняя. И та, и другая предваряются чтением часов… (141) Кроме богослужения суточного круга, бывают еще службы, совершаемые по особым нуждам или потребностям христиан — так называемые «требы». Это: — Панихидные отпевания, крещения, венчания, соборования; — Молебны — службы, состоящие из Канона Спасителю, Божией Матери или святым. Молебны бывают просительные, благодарственные, на освящение воды, дома и т.д. (153)
НЕДЕЛЬНЫЙ КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЙ
Кроме суточного, в жизни Церкви существует недельный или седмичный круг богослужений. С каждым днем седмицы Церковь соединяет особые священные воспоминания. В первый день седмицы — воскресенье — Церковь воспоминает Воскресение Христово (отсюда и его название). В понедельник она прославляет бесплотные небесные силы, которые, после Божией Матери, вспоминаемой ежедневно, занимают первое место в лике Святых; во вторник прославляет пророков и Предтечу Господня — Иоанна Крестителя; в среду воспоминает о предании Господа Иудой начальникам иудейским; четверг посвящается памяти святых (153) апостолов и святителя Николая Мирликийского; пятница — воспоминанию крестной смерти Господа; суббота — прославлению Божией Матери, святых мучеников и всех святых, достигших успокоения в Господе, а также поминовению всех усопших в вере и надежде жизни вечной. Соответственно, с воспоминанием об этих событиях и лицах в неизменный круг седмичного богослужения входят некоторые песнопения и молитвы, изменяющиеся с каждым днем недели. (153) ГОДОВОЙ КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЙ
Годовым кругом богослужений называется порядок служб на протяжении всего года. Богослужебный год начинается осенью. Каждый день в году посвящается памяти тех или иных святых или особым священным событиям — праздникам и постам. Установленные в честь этих событий и лиц особые песнопения, молитвы и обряды собственно и образуют круг годового богослужения. В нем богослужебными особенностями наиболее отличаются дни великих праздников и постов. Под великие праздники всегда служат Всенощное бдение. (153)
ПОСТЫ
Пост — очень древнее церковное установление. Обычай поститься насчитывает, по крайней мере, 4 тысячи лет! Как сказано в Ветхом Завете, особенно постились иудеи во времена опасности или общественных бедствий и наложение на себя поста в эти тяжелые времена считали своей религиозной обязанностью. В те далекие времена постились все: и ветхозаветные пророки, и цари, и простые иудеи. Посты соблюдались с особенной строгостью, причем воздерживались не только от еды, но и от других чувственных удовольствий... Православная Церковь прославляет пост такими стихирами, то есть стихами: «Пришел пост, мать целомудрия, обличитель греха и покровитель покаяния, образ жизни ангелов и спасение человеков». В среднем в году бывает от 180 до 195 постных дней, т.е. полгода по православным обычаям вкушается только постная пища. В дни поста исключается пища животного происхождения — мясо, молоко, яйца, масло, сыр, творог. А при строгом посте и рыба. Хлеб, овощи, фрукты употребляются в умеренном количестве. Насколько большое влияние имеет пища на нашу духовную жизнь и работу, можно легко проследить по собственному опыту: попробуйте после сытного обеда заняться серьезной умственной работой и вы увидите, как это трудно! А молиться в это время и того труднее! Некоторые люди отрицают посты из медицинских соображений. Но как раз именно медицина считает полезным для здоровых (а порой и больных) людей временное воздержание от мясной пищи. Следует отметить, (159) что больных, которым пост противопоказан, и беременных женщин Церковь освобождает от постов. Необязателен строгий пост и для путешествующих. К сожалению, встречается немало людей, которые думают, что пост заключается только в том, чтобы есть только постную пищу (причем вдоволь), а в остальном не изменяют образа своей жизни, забывая про пост и духовный. Постящийся должен помнить слова Иоанна Златоуста: «Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его. Не одни уста должны поститься, — нет, пусть постятся и око и слух, и руки, и ноги, и все наше тело». Церковная стихира раскрывает сущность поста: «Истинный пост в том, чтобы удаляться от всякого зла, сдерживать свой язык, подавлять гнев, удерживаться от страстей, осуждения ближних, лжи и нарушения клятвы». Следовательно, надо соединять два поста — духовный и телесный. Святой Иоанн Златоуст поучал: «Что за польза, когда мы воздерживаемся от птиц и рыб, а братьев угрызаем и снедаем? Пост и тело сохраняет здоровым: не отягощаясь пищей, оно не принимает болезней, но, становясь легким, укрепляется для принятия святых даров....будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, сострадателен, незлопамятен, чтобы Бог принял пост твой». А великий наш соотечественник Амвросий Оптинский на вопрос, что следует есть в пост, отвечал: «Все можно, только человеков нельзя». Пост является и временем усиленной борьбы со страстями. Преподобный Варсонуфий Великий писал: «Пост телесный ничего не значит без духовного поста внутреннего человека, который состоит из предохранения себя от страстей. Сей пост приятен Богу и вознаградит для тебя недостаток телесного поста (если ты немощен телом)». Таким образом, можно сказать, что пост — не цель, а средство достижения духовных ценностей, общения и единения с Богом. Посредством поста мы смиряем в себе земного человека, свою плоть и, очищаясь от грехов, делаем время поста временем покаяния и обновления наших душ. (160) Как писал священник Александр Ельчанинов, в обществе «существует коренное непонимание поста. Важней не сам по себе пост, как неядение того-то и того-то или как лишение себя чего-то в виде наказания. Пост есть лишь испытанный способ достигнуть нужных результатов — через истощение тела дойти до утончения духовных способностей, затемненных плотию, и тем облегчить свое приближение к Богу. Пост не есть голод. Голодает и диабетик, и факир, и йог, и заключенный в тюрьме, и просто нищий. Нигде в службах Великого поста не говорится о посте, как о неядении мяса и прочее. Всюду один призыв: «Постимся, братие, телесно, постимся и духовно». Следовательно, пост только тогда имеет религиозный смысл, когда он соединен с духовными упражнениями». Все посты разделяются на многодневные и однодневные.
МНОГОДНЕВНЫЕ ПОСТЫ
Многодневных постов в году четыре. Самым главным и строгим является Великий пост, или святая Четыредесятница (длится 40 дней). К нему примыкает Страстная седмица — неделя очень строгого поста. Великий пост установлен в подражание сорокадневному посту Господа нашего Иисуса Христа, который Он держал в пустыне. Им мы достойно встречаем Пасху, Светлое Воскресение Христово. Петров пост — начинается спустя неделю после Троицы (от недели Всех святых) до 12 июля — дня святых апостолов Петра и Павла. Продолжительность его зависит от времени Пасхи. Успенский пост — с 14 августа до 28 августа. Пост перед праздником Успения Пресвятыя Богородицы. Рождественский, или Филиппов, — с 28 ноября до 7 января — праздника Рождества Христова.
ОДНОДНЕВНЫЕ ПОСТЫ
Среда и пятница в течение всего года, за исключением сплошных седмиц и Святок (с 7 января по 18 января). В среду — в память предания Господа на муки Иудой, в пятницу — в память Его страданий и крестной смерти. (161) Крещенский сочельник — 18 января. День Усекновения главы Иоанна Предтечи — 11 сентября. День Воздвижения Креста Господня — 27 сентября. Обычно посредством поста Церковь подготавливает нас к достойной встрече и празднованию великих православных праздников.
ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ
Праздниками называют такие дни, которые установлены Церковью в честь и память Господа нашего Иисуса Христа и для прославления Святой Троицы, в честь Пресвятой Богородицы и святых. Все христиане должны в праздничные дни прийти в храм, чтобы принять участие в церковном торжестве. Ведь церковные праздники — не просто дань прошлому. Участвуя в них, каждый верующий приобщается к опыту Церкви, переживает великие события евангельской и церковной истории и проходит таким образом целую школу духовного возрастания. Все праздники в году по своему содержанию делятся на Господские, Богородичные и праздники святых. По времени празднования праздники делятся на неподвижные, которые бывают каждый год в один и тот же день месяца, и подвижные, которые хотя и бывают в одни и те же дни недели, но приходятся на разные числа месяца в соответствии с временем празднования Пасхи. По торжественности церковной службы праздники делятся на великие, средние и малые. Пасха — «праздник праздников и торжество из торжеств», — поэтому он выделяется особо. Главных праздников церковного года двенадцать, поэтому и называются они двунадесятыми. Это Рождество Богородицы, Введение во храм Богородицы, Благовещение, Рождество Христово, Крещение Господне (или Богоявление), Сретение, Преображение Господне, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Праздник Святой Троицы, Успение Богородицы и Воздвижение Креста Господня. Помимо великих двунадесятых праздников, существуют Великие праздники, как всеобщие (для всей Русской Православной Церкви), так и местные (для отдельных областей и даже городов). (162) К Великим праздникам принадлежат: день Усекновения главы Иоанна Предтечи; день Рождества Иоанна Предтечи (Крестителя); праздник Покрова Пресвятой Богородицы; преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова; праздник в честь Казанской иконы Божией Матери; праздник в честь святого Николая Мирликийского, чудотворца; праздник в честь первоверховных апостолов Петра и Павла.
Множество праздников связаны с именами святых. Церковь чтит святых каждый день. Сонм христианских святых так велик, что нет возможности торжественно отмечать память всех. Многие праздники святых являются местночтимыми. К числу таких праздников принадлежат дни прославления преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, преподобных Сергия и Германа Валаамских, преподобного Зосимы Владимирского и др. Хотя эти святые почитаются всей Церковью и им везде служатся службы, однако в одних местах дни их прославления чтутся наравне с великими праздниками и потому совершается церковное торжество, тогда как в других местах праздники эти проходят малозаметно для мирян. Для каждого праздника написаны свои песнопения. Главные из них — тропарь и кондак, они передают в сжатом виде смысл празднуемого события. (163)
ТАИНСТВА ЦЕРКВИ В самом слове «таинство» проступает его значение — «таинственное, сокровенное, недоступное другим». Таинствами называются такие Богом установленные священные действия, через которые человеку сообщается невидимая спасительная сила или благодать Святого Духа. Без помощи Духа Святого мы ничего доброго не можем сделать, и поэтому Церковь во все главные моменты нашей жизни особенно просит Бога дать нам благодать Святого Духа. Такие церковные молитвы и священнодействия, когда под видимым действием священника над человеком, по молитве Церкви, невидимо, тайно действует сила Духа Святого, и называются Таинствами. Таинства отличаются от всех других молитвенных действий. На молебнах, панихидах и других богослужениях мы просим о милости Божией, Господнем благословении. Но получим ли просимую нами милость, — нам неизвестно. В Таинствах же благодать Духа Святого дается нам непременно, как обещанное Богом средство нашего спасения. В Православной Церкви установлено семь таинств — Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Брак, Елеосвящение и Священство. Эти семь Таинств охватывают все важнейшие моменты человеческой жизни. Как жизнь человеческая начинается с рождения, так и христианская жизнь начинается в Таинстве Крещения. Младенец нуждается в помощи и руководстве, так и для жизни во Христе необходимы помощь и руководство. Эта укрепляющая и направляющая благодать подается новокрещенному в Таинстве Миропомазания. Для поддержания телесной жизни человеку требуется пища и питье; для преуспевания в жизни духовной преподается человеку духовная пища и питие в Таинстве Причащения. Тело человека подвержено недугам, для излечения которых человек прибегает к лекарствам; подобно сему и духовная жизнь (199) подвергается нравственным болезням — грехам, от которых христианин исцеляется в Таинстве Покаяния. Благодать же, исцеляющая болезни телесные и вместе с тем прощающая грехи, подается в Таинстве Елеосвящения. Господь, сотворив человека, благословил его на продолжение и умножение рода человеческого и освятил союз мужа и жены. Так как этот благословенный союз вследствие грехопадения утратил первозданную чистоту, необходима особая благодать, дающая супружескому союзу очищение и святость. Она сообщается любящим в Таинстве Брака. Наконец, для совершения Таинств необходимы лица избранные, особо посвященные. Благодать, дающая силу для совершения Таинств, подается в Таинстве Священства. От всех, приступающих к Таинствам, требуется вера и надлежащие приготовления, чтобы Таинство не обратилось во вред их душе. Но Таинство совершится непременно, потому что на это есть воля Божия, если, конечно, будет совершаться правильно, по определенному Богоданному чину. (200)
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 546; Нарушение авторского права страницы