Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Специфические особенности учебно-воспитательного процесса в детском театральном коллективеСтр 1 из 2Следующая ⇒
Этика К.С. Станиславского и её роль в организации занятий детского театрального коллектива 1.Этика (от др.гр. Этнос- обычай, характер) - философское учение о морали, нравственности; система норм и правил поведения людей в их отношениях к обществу и друг другу; одна из форм общественного создания. Такими словами определяется наука о правилах человеческого общения в процессе жизни и труда. Этическое учение имеет непосредственное отношение к искусству. К. С. Станиславский всю свою сознательную творческую жизнь огромное внимание уделял этическим основам театрального искусства, связывая их непосредственно с профессиональной пригодностью человека к работе в театре. Он посвящал этой проблеме специальные теоретические работы. В знаменитой беседе в «Славянском базаре», длившейся 18 часов, К. С.Станиславский и В. И. Немирович Данченко, обсуждая каждого кандидата в свой новый театр, прежде всего, во главу угла ставили его человеческие качества. (июнь 1897г.) Профессор Л.Ф.Макарьев утверждал, что «этика- основа театра». Он ставил в непосредственную и тесную зависимость нравственные нормы с художественными принципами, поясняя что «добропорядочность и совесть для актера понятия и этические, и моральные и технологические, т.к. означают меру художественной точности и четности в искусстве».
2. Общечеловеческая этика всегда лежит в основе нормальных человеческих отношений в здоровом коллективе, в том числе и в театральном. К. С. Станиславский писал: «Всенепременно дисциплина в театре должна быть «железная и солдатская»! Ибо здесь, как нигде. От работы и поведения каждого зависит работа и настрой всех. Но в ней должно присутствовать творческое начало, что обрести нелегко по ряду причин и обстоятельств, вытекающих из самой природы театральной работы». А именно: - необходимость творить по заказу, а не только тогда когда захочется; - точное начало спектакля и репетиции обязывает быть в «форме» в нужное время, определенное извне (в отличие от других видов искусства: поэзии, драматургии, живописи и т.д.) - обязательная подготовленность каждого артиста к каждой репетиции. Отсюда вытекает необходимость постоянной работы актера над собой и над ролью, постоянное совершенствование своих знаний и навыков, касающихся как пьесы, так и актерской техники. - Режиссер отвечает, в конечном счете, за всю организацию постановочного процесса. Замечания режиссера необходимо запомнить, исполнить в точности. Забывать их нельзя! Между актерами и режиссером должен быть заключен добровольный договор и должна существовать взаимная вера. Соблюдение этих условий и есть возможность успеха общего дела. Режиссерские замечания и указания следует записывать. - постановочном коллективе творят все участники, но управляет один режиссер. В этой связи чрезвычайно важен собственный пример режиссера, как в творчестве, так и в дисциплине. Важно помнить истину: «рыба гниет с головы». Однако в коллективе единомышленников должно существовать непременное условие поддержки авторитета руководителя, признанного главой. 3. В знаменитой беседе в « Славянском базаре», основатели МХАТА выработали основные критерии этических, нравственных и художественных норм для членов будущего театра, которые они записали в форме афоризмов и лозунгов. 1. «Нет маленьких ролей, есть маленькие артисты» 2. «сегодня Гамлет, завтра статист, но и в качестве статиста, он должен быть артистом» 3. «Поэт, артист, художник, портной, рабочий - служат одной цели, поставленной на служение искусству, поэтому каждый трудится над постановкой пьесы» 4. «всякое нарушение творческой жизни театра - преступление» 5. «Опаздывание, лень, каприз, истерия, дурной характер, незнание роли, необходимость дважды повторять одно и тоже – одинаково вредны для тела и должны быть искореняемы. Всю свою творческую жизнь К. С.Станиславский боролся за нравственное здоровье в театре, истинное, полезное для коллектива и призывал искоренять все, что мешает этому процессу. Он писал: «Одни актеры, и артисты любят сцену и искусство, как рыба любит воду, они оживают в атмосфере искусства, другие любят не само искусство, а карьеру актера, успех, они оживают в атмосфере кулис. Первые – прекрасны, вторые - отвратительны» Великий реформатор сцены, однако, был живым человеком, он понимал, что актерская работа, особая работа, она требует огромной затраты и всяческих сил: физических, эмоциональных, психологических, эта работа на нервах. 4. Три самых главных этических принципа театрального творчества К.С. Станиславский сформулировал в форме афоризмов: -Люби искусство в себе, а не себя в искусстве. -Театр начинается с вешалки. -Театр – искусство коллективное. И все многочисленные этические требования к театральным деятелям, изложенные К.С. Станиславским в его труде «Этика», вытекают из этих трёх основополагающих этических принципов. Вторая составляющая имеет отношение к театральным педагогам и может быть вкратце сведена так же к трём основополагающим девизам: -Не навреди! -Будь всегда честен! -Сам выполняй всё то, что требуешь от учеников! Всё, что и как педагог воспитывает в своих учениках, должно быть «экологичным» с точки зрения человеческой морали. Ни в выбранном для работы материале, ни в педагогических приёмах, ни во взаимоотношениях педагога с учениками не должно быть допущено ни грамма цинизма, пошлости, ненависти и т.д. Но это не означает, что в качестве материала для работы надо брать слащавые и «благостные» вирши, а педагог не должен наказывать учеников за их проступки. Материал для работы может содержать в себе самые тёмные и грязные стороны жизни, но нужно давать им адекватную моральную оценку. Так же и в отношении к ученикам педагог обязан быть строгим (но он обязан при этом и любить их), и при необходимости наказывать провинившихся, но гнев его должен быть праведен и направлен не на ученика, а на его проступок, а наказания адекватны проступкам. Принцип «сам выполняй всё то, что требуешь от своих учеников» дополняет два вышеизложенных принципа воспитания морально здоровой личности ученика. Он учитывает подсознательную склонность учеников во всём подражать своему учителю. И если учитель говорит правильные слова, а сам поступает при этом неправильно, то тем самым он воспитывает в учениках двуличие и цинизм. Поэтому у учителя вдесятеро большая ответственность за свои поступки, чем у обычного человека. Из трёх этих общих этических принципов вытекают все многочисленные этические нормы поведения педагога для каждого частного случая его жизни и работы с театральным коллективом. Методика проведения занятий по сценическому движению 1. Содержание дисциплины «Сценическое движение» складывается из следующих составных частей: А Изучение упражнений, повышающих уровень психофизических качеств актёра и методике их применения в репетиционном процессе 1. Б Овладение техникой общих и частных двигательных навыков. 2. В Овладение процессами работы по стилевому поведению 3. Г Воспитание театральной двигательной культуры. Но для того, чтобы успешно выполнить программу курса необходимо знание методики основных методических принципов преподавания дисциплин. 2 Основные методические принципы 1. Выполнение упражнений в основном по словесному заданию преподавателя 2. Контрастность в подборе движений, составляющих упражнение и в подборе упражнений, составляющих урок. 3. Комплексность задач на уроках и в каждом отдельном упражнении. 4. Последовательный переход от лёгких упражнении к более трудным 5. Выполнение упражнений должно быть целенаправленным, экономичным, точным и верным решением.
Овладеть общей и частной методикой проведения занятий по сценическому движению можно только в процессе педагогической практики. Чрезвычайно важен уровень образованности и общей культуры преподавателя. Важнейшие качества – совершенное владение техникой дисциплины, артистичность, физическая подготовка. Специфические особенности учебно-воспитательного процесса в детском театральном коллективе Воспитательный процесс – это целенаправленный и систематический процесс воздействия на развитие ребёнка с целью подготовки его к выполнению важной роли в системе общественных отношений. Театр - одна из сфер, в которой совершается воспитательный процесс. Основой творческой и воспитательной работы является СПЕКТАКЛЬ. Методы и приёмы воспитательной работы режиссёра с театральным коллективом, напрямую связаны с педагогической деятельностью. Режиссёр стремится связать содержание пьесы с жизнью, поэтому выбор материала для работы является одним из важнейших моментов. Тема и идея будущего спектакля даёт направление для бесед, чтения дополнительной литературы, нового взгляда на привычные вещи. Итак, первой специфической особенностью учебно-воспитательного процесса в детском театральном коллективе и является спектакль, работа над которым активно способствует формированию передового мировоззрения, выработке острого чувства современности, утверждению нравственных идеалов. Тот факт, что это не профессиональный, а любительский коллектив, не освобождает от необходимости ставить и решать художественные задачи. В театральный коллектив приходят дети, у которых пока не сложился художественный вкус и задача режиссёра серьёзно и профессионально подходить к объяснению и воплощению режиссёрского замысла, подробно исследовать проблемы, которые будут решаться в спектакле, какие чувства и мысли вынесет зритель после спектакля. Такие беседы рождают у ребят чувство интереса и ответственности, хотя не стоит перегружать их непонятными терминами и усложнёнными задачами, опасаясь, что они могут запутаться и скрывать непонимание. Тема и идея будущего спектакля даёт направление для бесед, чтения специальной литературы, естественных морально- этических проблем в жизни ребят, которые их очень волнуют. Режиссёр театрального коллектива стремится связать содержание и драматические коллизии пьесы с жизнью. Отсюда, выбор пьесы является важнейшим моментом в работе и тот факт. Что у нас любительский театр, не снимает ответственности ставить и решать художественные задачи. Решающим условием эффективности учебно-воспитательного процесса является комплексность, систематичность и последовательность в работе режиссёра с детьми. Логичность и целенаправленность воспитания приобретает первостепенное значение на важнейшем этапе - подборе репертуара. 2. Второй специфической особенностью учебно-воспитательного процесса в детском театральном коллективе является репетиционный процесс. Процесс создания спектакля таит в себе широкие возможности для коллективного развития: идейного, эстетического, художественного, физического и это всё находится в неразрывной цепи. В коллектив приходят дети, у которых пока не сложился художественный вкус и режиссёр должен серьёзно подходить к объяснению и воплощению своего замысла, подробно рассказывая на репетициях о проблемах, которые будем исследовать, о том, что должен понять и вынести зритель. Такие беседы рождают чувство интереса и ответственности, поэтому ребята начинают спорить, выдвигать свои предложения. Разговор о пьесе превращается в дискуссию, они с нетерпением ждут рассказ о режиссёрском замысле, о художественных приёмах, через которые будет выражаться на сцене идею пьесы. И в этом случае, текст пьесы для них не отвлечённое понятие, а конкретная художественная проблема, которую они могут раскрыть перед зрителями. Существует несколько важных моментов процесса организации репетиции: - в репетиции должны принимать абсолютно все ребята, а не только те, кто занят в данной сцене - при возникновении существенных вопросов, репетицию следует остановить и устранить непонимание - в начале репетиции даются чёткие установки и задачи на данный момент - после репетиции проводится обстоятельный анализ о работе каждого участника. Это ведётся в форме беседы, и принимать в ней участие должны все ребята – этим достигается активность и заинтересованность. Развивать чувство коллективизма, нравственных и эстетических идеалов помогают следующие режиссёрские приёмы: -создание второго состава, что помогает включить всех ребят в процесс и регулировать их взаимоотношения - распределение ребят на группы: монтировочная, бутафорская, осветительная, реквизиторская и т. д., что позволит активизировать и заинтересовать художественной идеей. Методы и приёмы учебно-воспитательного процесса режиссёра в театральном коллективе напрямую связаны с педагогической деятельностью. Результаты работы коллектива соответствуют достигнутому на данный момент результату воспитания. Ставится новая цель, достижение которой выводит юных актёров на более высокий уровень воспитанности в широком смысле слова. Процесс перевода актёра с более «низкого уровня» на более «высокий» и есть процесс воспитания в детском театральном коллективе. Цели воспитания можно добиваться различными путями, их столько, сколько может найти руководитель, сотрудничая с воспитанниками, опираясь на их силы, желания, возможности. Практика учебно-воспитательного процесса использует, прежде всего, пути называемые «общими методами воспитания». Однако во многих случаях известные методы воспитания могут оказаться малоэффективными, поэтому перед режиссёром всегда стоит задача найти новые, неизведанные пути, которые максимально соответствуют конкретным задачам и условиям воспитания, позволяют качественно добиваться намеченного результата. Конструирование, выбор и правильное применение в работе своих методов и приёмов – вершина педагогического профессионализма режиссёра. Отыскать творческие пути, максимально соответствующие раскрытию личностных качеств – основная задача учебно-воспитательного процесса в детском театральном коллективе. 2. Урок как основная форма организации учебного процесса в системе дополнительного образования детей 1. Урок – это такая форма организации педагогического процесса при которой педагог в течении точно установленного времени руководит коллективной, познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того чтобы все ученики овладели основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил учащихся. Общими элементами структуры урока является: 1. Организация, занимает обычно от 1 до нескольких минут и проводится, как его самостоятельная часть; 2. Проверка усвоения изученного материала; 3. Подготовительная работа к изучению нового материала; 4. Постановка целей и задач урока 5. Объяснение нового материала 6. Закрепление. Систематизация 7. Подведение итогов урока 8. Домашние задание Основной единицей учебного процесса в учреждениях ДОД выступает учебное занятие. Сегодня вопросы специфики учебного занятии в ДОД, их типология и структура активно выявляется тема отличий учебного занятия от школьных уроков. Урок в современной дидактике рассматривается как часть классно – урочной системы организации обучения, которая предполагает обучение определенной, постоянной по составу, более или менее однородной по возрасту и уровню подготовленности группы учащихся под руководством учителя. 2. Нормальная организация современного урока возможно только при соблюдении определенных правил: 1. Определение целей урока 2. Уточнение типа урока 3. Уточнение вида урока 4. Выбор методов и приемов обучения в соответствии с поставленными целями 5. Определение структуры урока, соответствующей целям и задачам, содержание и методам обучения Специфика занятий в ДТК: в учреждениях ДОД учебные занятия имеют разнообразные формы проведения, неформальных характер общения педагога с детьми, отсутствие жестокого оценивания, часто стоятся не как традиционные уроки. Их конструкция опирается на элементы объяснительно – иллюстративного метода обучения. Получают распространения обучения в разновозрастных межклассных группах вводятся разные системы организации обучения (группа, мелкогруппа, индивидуальные урока). Неотъемлемым элементом процесса обучения являются дидактические средства их назначение – обеспечить наглядность содержания образования, дать материал для наблюдений и впечатлений, служить опорой мыслительной и практической деятельности кроме того в ДОД это очень важно, дидактические средства несут мотивационную и оптимизирующую функцию. Урок, на сегодняшний момент, остается основной формой организации учебного, воспитательного процесса в ДТК. 3. С чего надо начинать подготовку к уроку: 1. Четко сформулировать и определить для себя тему урока. a) определить место темы в учебном курсе b) определить ведущие понятия, на которые опирается урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно c) и наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала урока, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок сквозь призму перспективы своей деятельности. 2. Определить и четко сформулировать для себя и студентов целевую установку урока: обозначить функции урока а. обучающую в. развивающую с. воспитывающую 3. Спланировать учебный материал урока. Для этого необходимо: а. подобрать литературу по теме. При этом если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография, научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом. б. Подобрать учебные задания, целью которых является: • узнавание нового материала • воспроизведение • применение знаний в знакомой ситуации • применение знаний в незнакомой ситуации • творческий подход к знаниям Упорядочить учебные задания в соответствии в принципом «от простого к сложному». в. Составить 3 набора заданий: • задания, подводящие к воспроизведению материала • задания, способствующие осмыслению материала • задания, способствующие осмыслению материала • задания, способствующие закреплению материала 4. Придумать изюминку урока. каждый урок должен содержать что то вызовет возможно удивление, одним словом, то, что они будут понимать, когда все забудут. Это: интересный факт, неожиданное открытие. 5. Сгруппировать отобранный учебный материал, о есть продумать последовательность организации работы, как будет, осуществляется смена видов деятельности обучающихся. Главное при группировке материала – умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность, а не пассивное восприятие нового. Спланировать контроль за деятельностью студентов на уроке. для чего не обходимо подумать: что контролировать как контролировать как использовать результаты контроля при этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типические ошибки и затруднения. 6. Подготовить оборудование для урока. 7.составить список учебно-наглядных пособий, тех.средст, продумать вид классной доски так, что бы новый материал остался на доске в виде опорного конспекта 8. Продумать задание на дом: его содержательную часть рекомендации по выполнению 9. Подготовительный, таким образом, урок должен лечь в конспект.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 2661; Нарушение авторского права страницы