Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
М. Ю Лермонтов. «Герой нашего времени». ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
К. Г. Паустовский «Телеграмма ». Девушка Настя, Живя в Ленинграде получает телеграмму о том, что её мать больна, но дела, которые кажутся ей важными, не позволяют её поехать к матери. Когда же она, осознав величину возможной потери, приезжает в деревню, оказывается слишком поздно: матери уже нет…
В. Г. Распутин «Живи и помни ». Муж-дезертир тайком появляется в окрестностях родной деревни. Его жена Настена пытается спасти его, но людская молва страшнее: преследуемая односельчанами, понимая, что загнана обстоятельствами в тупик (она беременна, выдать мужа не может, но и жить во лжи страшно), Мария кончает жизнь самоубийством. Она самоотверженна, муж труслив и эгоистичен.
В. Быков «Сотников ». Проблема нравственного выбора: что лучше – спасти свою жизнь ценой предательства (как это делает герой повести Рыбак) или умереть героем (никто не узнает о героической смерти Сотникова), но умереть с достоинством. Сотников делает непростой нравственный выбор: гибнет, сохранив человеческий облик.
Проблема ответственности за свои дела М. А. Булгаков. «Мастер и Маргарита ». Образ Иешуа – образ Иисуса Христа, несущего в себе идею подлинной доброты и всепрощения. Он обо всех людях, даже о тех, кто несёт ему боль и страдания, говорит: «Добрый человек», прокуратора Иудеи, обрекшего его на мучительную смерть, он прощает, уходя с ним в вечность. Образ прокуратора Иудеи символизирует то, как человек может быть наказан за трусость. Из-за трусости он невинного Иешуа отправляет на казнь, на страшные муки, за что страдает и на земле, и в вечной жизни. Проблема взаимоотношений «отцов» и «детей» Можно ли избежать конфликта поколений? В чем проявляется подлинная любовь родителей к детям (детей к родителям)? И. С. Тургенев. «Отцы и дети ». Классическое произведение, в котором показана проблема непонимания между старшим и младшим поколениями. Евгений Базаров чувствует себя чужим и старшим Кирсановым, и своим родителям. И, хотя по собственному признанию, любит их, своим отношением приносит им огорчения.
Л. Н. Толстой. Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность ». Стремясь познать мир, стать взрослым, Николенька Иртенев постепенно познает мир, понимает, что многое в нём несовершенно, сталкивается с непониманием старших, сам порой обижает их (главы «Классы», «Наталья Савишна»).
К. Г. Паустовский «Телеграмма ». Девушка Настя, Живя в Ленинграде получает телеграмму о том, что её мать больна, но дела, которые кажутся ей важными, не позволяют её поехать к матери. Когда же она, осознав величину возможной потери, приезжает в деревню, оказывается слишком поздно: матери уже нет.
Дедушка не знает, как объяснить внуку про войну. Пример из лит-ры И. Ефремов «Лезвие бритвы». Молодежь находит безмерно скучным всякую попытку понять старших, не умея уловить в сохранившихся обрывках жизни своих ушедших " предков", как вы нас называете, главные думы, мечты, ожидания и радости» (Мама Мстислава). А.С.Пушкин «Станционный смотритель»......... Проблема нравственного здоровья нации Известный писатель и публицист В.П. Астафьев в одном из своих очерков писал, что нравственное здоровье нации зависит от каждого из нас. Люди должны понимать, что искать причины пороков на стороне не надо, Борьбу с пьянством, ложью и т. д. в обществе надо начинать с того, чтобы искоренить подобное в себе.Так же считал и Л.Н. Толстой. В своих произведениях он призывает каждого человека к нравственному обновлению, к борьбе со своими недостатками, к осознанию своей нравственной ответственности за все свои поступки.
А.П.Чехов в рассказе «Пари» утверждает, что смысл жизни человека заключается только в том, чтобы приобретать духовные ценности, ибо они вечны, а всё земное тленно. Земная жизнь даётся для подготовки к жизни вечной, в которую человек понесёт только духовные богатства, а не материальные. В рассказе столкнулись две стороны жизни, две её составляющие: духовная и материальная стороны. Только духовное богатство вечно, оно возвышает человека, раскрывает все его добродетели. Материальное невечно, тленно, оно обнажает всё низменное в человеке. Воплощением национального нравственного идеала является Сергей Радонежский в очерке Б. Зайцева «Преподбный Сергей Радонежский». Автор подчёркивает крестьянское, народное начало в герое, он прежде всего труженик, добросовестный, терпеливый, милосердный. Не случайно Дмитрий Донской перед боем едет за благословением именно к Сергею Радонежскому. Е.Носов. «Живое пламя». Рассказ о нравственной ценности жизни передан через цветущие маки. Жизнь человека должна быть такой же яркой, как клумба с цветущими маками.Она должна быть наполнена глубоким смыслом. Именно так её прожил Алексей, погибший во время войны.Пусть короткая была у него жизнь, как у маков, но яркая и осмысленная. · Проблема взаимоотношений народа и власти В трагедии « Борис Годунов» А.С. Пушкин поднимает политические и нравственные вопросы. Народ, ставший поначалу слепым орудием в руках царя-преступника, показан автором как идеал правды и совести.
А.С. Пушкин продолжил размышлять о роли народа в истории России в повести «Капитанская дочка ». В этом произведении рассказывается о крестьянском восстании 1773-1775 г. под предводительством Е. Пугачёва. Автор пытается найти пути сближения дворян и крестьян, но делает вывод, что пока это невозможно.
А.Н. Толстой в романе «Пётр Первый» затронул вечную проблему взаимоотношений государственной власти и народа. Писатель решительно отрицает всякое насилие государства над своим народом, чем бы оно ни оправдывалось.
В романе-обозрении «История одного города» М.Е. Салтыков-Щедрин показывает, что город Глупов существует только из-за покорности и невежества народа. Градоначальники грабят, самодурствуют, а простые люди мрут с голода, терпят истязания, утешаются лживыми обещаниями власти. Лишь иногда они бунтуют, но бунт заканчивается поркой. И опять все живут в страхе. Что такое зло и добро? М. А Булгаков «Мастер и Маргарита ». Воланд — воплощения зла, Иешуа – носитель идеи добра, но зло и добро порознь не имеют смысла: Воланд – дьявол говорит, что он часть зла, которая, не желая того, несёт добро.
Русский философ И.Ильин в " Книге раздумий " пишет, что необходимо уметь читать глубоко, творчески, созерцательно. Книга передает нам опыт многих поколений, что делает ее незаменимой по сравнению с театром, живописью и другими видами искусства. В основе рассказа «Старый гений» Н.С.Лескова лежит тема социального неравенства.Однако писатель глубоко верит в победу добра над злом. Старой женщине помогает не выокопоставленнй чиновник, а простой человек 14 класса. Значит, более умные, талантливые, добрые люди из простого народа.
Самопожертвование. Любовь к ближнему. Американский писатель Д. Лондон в одном из своих произведений рассказал о том, как мужчина и его жена заблудились в бескрайней заснеженной степи. Запасы еды кончались, и женщина с каждым днем слабела все больше и больше. Когда она упала без сил, муж нашел у нее в карманах сухари. Оказывается, женщина, понимая, что еды на двоих не хватит, берегла пищу, чтобы дать возможность любимому спастись.( Сб.рассказов «Золотая лихорадка») Борис Васильев в книге «Летят мои кони » рассказал о докторе Янсене, который сражался за жизнь людей зимой и летом, в слякоть и вьюгу, днём и ночью.Он обладал редчайшим даром жить не для себя и был при жизни возведён в ранг святых. Янсен задохнулся в канализационном колодце, спасая жизнь детей. Ценой своей жизни он оплатил жизнь двух мальчиков. Весь Смоленск от мала до велика хоронил своего Доктора.
И.С.Тургенев в стихотворении в прозе «Два богача» пишет об одном очень бедном семействе, которое приняло в свой разорённый домишко сироту-племянницу, и о богаче Ротшильде, который уделял целые тысячи на воспитание детей. Писатель утверждал, что далеко Ротшильду до мужика. Истинно нравственный подвиг- пожертвовать последним, а не отдать то, чего и так много.
Черствое и бездушное отношение к человеку
В одной из германских, легенд рассказывается об одном человеке, который, проведя много лет в грехе, решил покаяться и начать праведную жизнь. Он отправился к Папе римскому, чтобы попросить у него благословения. Но Папа, услышав исповедь грешника, воскликнул, что прежде его трость покроется листьями, чем тот получит прошение. Грешник понял, что ему поздно каяться, пошел грешить дальше. Но на следующий день трость Папы вдруг покрылась зелеными листьями, за грешником отправили гонцов, чтобы объявить ему о прощении, но нигде не смогли его найти.
Словом можно спасти человека, а можно его погубить.Трагедия случилась за день до операции. Английский хирург нарисовал известному российскому актеру Евгению Евстигнееву его сердце и объяснил, что из четырёх клапанов у него работает только один, и то всего на 10 процентов. «ВЫ умрёте в любом случае, — сказал доктор, — будете делать операцию или нет». Смысл его слов заключался в том, что нужно рискнуть, согласившись на операцию, ведь все мы смертны, все мы рано или поздно умрем. Великий актёр мгновенно представил себе то, о чём говорил врач. И сердце остановилось.
Проблема нравственного выбора в сложных жизненных ситуациях Вспомним главного героя произведения М. Шолохова «Судьба человека». Несмотря на трудности и испытания, выпавшие на его долю, он всегда оставался верным самому себе и своей родине. Ничто не сломило в нём духовную силу и не искоренило в нём чувство долга.
Известный публицист Н. Дубинин пишет: «Жизнь пестра и разнообразна. На одном её полюсе -горение и мужество, на другом — тунеядство и трусость. На одном — высокий порыв, жажда знаний, на другом — равнодушие, пошлость, мещанство. Перед каждым, вступающим в жизнь, встают эти полюса, и к какому полюсу человек пойдёт, зависит от него самого». Образ Понтия Пилата.........................................
Проблема сохранения в современном мире понятия «честь» Д. Гранин писал, что понятие «чести» даётся человеку однажды вместе с именем и что её нельзя ни возместить, ни исправить, а можно только сберечь. Это нравственный стержень человека.
Д. Шеваров в одном из своих очерков размышлял о том, что понятие чести, непреходящее и общечеловеческое, включает умение защищать свои жизненные ценности, чистую совесть, честность, достоинство, невозможность лгать. Автор не призывает к возврату дуэли, он лишь на примере поступка А.С. Пушкина утверждает, что Человек не может без своей родины
Выдающийся русский певец Федор Шаляпин, вынужденный уехать из России, все время возил с собой какой-то ящик. Никто не догадывался, что в нем находится. Лишь спустя много лет близкие узнали, что Шаляпин хранил в этом ящике горсть родной земли. Недаром говорится: родная земля и в горсти мила. Очевидно, великому певцу, горячо любившему свою отчизну, необходимо было ощущать близость и тепло родной земли.
Однажды ветер решил свалить могучий дуб, который рос на холме. Но дуб только гнулся под ударами ветра. Спросил тогда ветер у величественного дуба: «Почему я не могу победить тебя? ». Дуб отвечал, что не ствол его держит. Сила его в том, что он в землю врос, корнями за нее держится. В этой бесхитростной истории выражена мысль о том, что любовь к родине, глубинная связь с национальной историей, с культурным опытом предков делает народ непобедимым.
Знаменитый путешественник Афанасий Никитин во время своих странствий повидал много диковинного и необычного. Об этом он рассказал в своих путевых заметках «Хождение за три моря». Но экзотика дальних стран не погасла в нем любви к отчизне, напротив, в его душе еще сильнее разгорелась тоска по отчему дому.
Лев Толстой в своем романе «Война И мир » раскрывает «военную тайну», которая помогла России в Отечественной войне 1812 года одержать победу над полчищами французских захватчиков. Если в других странах Наполеон сражался против армий, то в России ему противостоял весь народ. Люди разных сословий, разных званий, разных национальностей сплотились в борьбе против общего врага, а с такой могучей силой никто не может сладить.
·Проблема героической борьбы народа за свою независимость В повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба » рассказывается о героической борьбе украинского народа за национальное освобождение от польских магнатов. Для людей, живущих в Запорожской Сечи, нет ничего выше, чем интересы народа, свобода и независимость Отчизны.
В «Слове о полку Игореве » летописец рассказал о борьбе русского народа против половцев.
О героизме солдат мы узнаём из книги А.Фёдорова «Соловьи».
Жестокая правда войны показана в повести Б.Васильева «А зори здесь тихие».
Оглядываясь назад, мы не имеем права забывать бесчисленные жертвы. Прав Е.Евтушенко, который писал в повести «Фуку»: Тот, кто вчерашние жертвы забудет, Может быть, завтрашней жертвой будет.
Самореализация человека. Жизнь как борьба за счастье. Жизненная драма Евгения Онегина, человека незаурядного, вызвана именно тем, что «труд упорный ему был тошен». Выросший в праздности, он не научился самому главному терпеливо трудиться, добиваясь своей цели, жить ради другого человека. Его жизнь превратилось в безрадостное существование «без слез, без жизни, без любви». А.Чехов в своих произведениях: «Ионыч», « О любви »- показывает, как умные, полные сил люди постепенно утрачивают свои " крылья", как в них угасают высокие чувства, как они медленно погружаются в болото обыденности. «Никогда не сдавайся! », — этот призыв звучит почти в каждом произведении писателя.
Н. Гоголь, обличитель человеческих пороков, в поэме «Мёртвые души» настойчиво ищет живую человеческую ДУШУ. Изображая Плюшкина, который стал " прорехой на теле человечества", он страстно призывает читателя, выходящего во взрослую жизнь, забирать с собой все «человеческие движения», не терять их на жизненной дороге.
Образ Обломова в романе И.Гончарова « Обломов » — это образ человека, который только хотел. Он хотел изменить свою жизнь, хотел перестроить жизнь поместья, хотел вырастить детей … Но у него не нашлось сил, чтобы эти желания воплотить в жизнь, поэтому его мечты так и остались мечтами.
М. Горький в пьесе «На дне » показал драму «бывших людей», которые утратили силы для борьбы ради самих себя. Они надеются на что-то хорошее, понимают, что жить надо лучше, но ничего не делают для того, чтобы изменить свою участь. Не случайно действие пьесы начинается в ночлежке и заканчивается там же. У каждого в руках судьба мира В. Солоухин рассказывает притчу о мальчике, который не послушался неведомого голоса и спугнул бабочку. Неведомый голос печально сообщил, что произойдет дальше: потревоженная бабочка улетит в королевский сад, гусеница от этой бабочки заползет на шею спящей королевы. Королева напугается и умрет, а власть в стране захватит коварный и жестокий король, который причинит людям много бед.
Существует древняя славянская легенда о Деве — Чуме. Однажды крестьянин пошел косить траву. Вдруг ему на плечи прыгнула страшная Дева-Чума. Взмолился мужик о пощаде. Дева-Чума согласилась пожалеть его, если он будет носить ее на своих плечах. Там, где появлялась эта жуткая пара, умирали все люди: и маленькие дети, и седовласые старики, и прекрасные девушки, и статные парни. Эта легенда обращена к каждому из нас: а что ты несешь миру — свет или тьму, радость или горе, добро или зло, жизнь или смерть?
А. Куприн написал рассказ «Чудесный доктор», основанный на реальных событиях. Человек, измученный нищетой, готов в отчаянно покончить жизнь самоубийством, но с ним заговаривает оказавшийся рядом известный доктор Пирогов. Он помогает несчастному, и с этого момента его жизнь и жизнь его семьи изменяется caмым счастливым образом. Эта история красноречиво говорит о том, что поступок одного человека может повлиять на судьбы других людей.
Роль личности в истории «Записки охотника» И. Тургенева сыграли огромную роль в общественной жизни нашей страны. Люди, прочитав светлые, яркие рассказы о крестьянах, поняли, что безнравственно владеть людьми как скотом. В стране началось широкое движение за отмену крепостного права.
После войны многих советских солдат, которые попали во вражеский плен, осудили как предателей родины. Рассказ М. Шолохова «Судьба человека», в котором показывается горькая доля солдата, заставил общество по-другому взглянуть на трагическую судьбу военнопленных. Был принят закон об их реабилитации.
Американская писательница Г. Бичер-Стоу написала роман «Хижина дяди Тома », в котором рассказывалось о судьбе кроткого негра, забитого до смерти безжалостным плантатором. Этот роман всколыхнул все общество, в стране вспыхнула Гражданская война, и позорное рабство было отменено. Потом говорили, что эта маленькая женщина начала большую войну.
А.С.Пушкин в поэме» Медный всадник» создаёт образ умного, сильного и гениального правителя Петра -1, однако показывает, что эти качества сочетаются с жестокостью и ненавистью ко всему тому, что мешает преобразованию страны. Пётр -1 не думал о беззащитных людях, принуждённых жить под угрозой наводнения. В основе поэмы противоречие между благом государства и счастьем отдельной личности. В драме «Борис Годунов» А.С.Пушкин осуждает Бориса Годунова для которого дорога к власти лежит через насилие и преступление. Он получил престол не по наследству, а завоевал его, убив младенца и сослав Григория Распутина в монастырь. Влияние истинного искусства на человека. В рассказе Л.Н.Толстого «Люцерн » изображена сцена, когда на балкон гостиницы для очень богатых людей вышли все её знатные и озабоченные глобальными проблемами обитатели, чтобы послушать игру на скрипке бедного бродячего музыканта. Слушая прекрасную музыку, люди испытывали одинаковые эмоции, думали об одном и том же и даже, кажется, дышали в унисон.
Известный учёный и мыслитель Д.С.Лихачёв рисует образ нашей Земли как «беззащитно летящего в колоссальном пространстве музея». Он убеждён, что созданная за тысячелетия человеческая культура призвана объединить всех людей, живущих на планете.
К проблеме истинности искусства нередко обращаются известные публицисты. Так, И. Долгополов, восхищаясь творениями Андрея Рублёва, отмечает, что создания настоящих мастеров живут не одно столетие, потому что написаны сердцем. Они могут быть внешне простыми, но мудрыми «той бездонной духовной глубиной, которая отмечает поэзию Пушкина, музыку Глинки, прозу Достоевского».
Силу колдовского мастерства великих живописцев показывает И. Долгополов и в своём очерке, посвящённом «Сикстинской мадонне» Рафаэля. По мнению автора, душа наша « замирает, созерцая это чудо живописи».
Г.И. Успенский не раз отмечал, что истинное произведение искусства способно преобразить человека нравственно. Писатель в своём произведении «Выпрямила » вспоминает о том впечатлении, которое произвела на него статуя Венеры Милосской в Лувре, о «животворящей тайне этого каменного существа». Красота облагораживает душу человека, творения гениальных мастеров «завораживают взор». Таково чудо живописи!
О подлинном назначении искусства повествует Н.В. Гоголь в рассказе «Портрет ». Автор рассказывает о двух художниках, каждый из которых выбрал свой «вид» творчества. Один начал работать, особо не прикладывая усилий. Тем не менее, это приносило ему приличный доход. Другой решил проникнуть в суть искусства и всю жизнь посвятил обучению. В финале он создаёт подлинный шедевр, хотя его путь и не сопровождался всеобщей славой. Роль книги в жизни человека и будущее самой книги Ещё в древнерусской литературе сохранилось много похвал книгам, ценились они высоко. В « Повести временных лет»летописец прославляет книги, которые учат мудрости, сдержанности. «В них найдёшь великую пользу душе своей, - писал Ярослав Мудрый.-В них неизмеримая глубина мысли».
В русской литературе немало примеров положительного влияния чтения на формирование личности человека. Так, из первой части трилогии М. Горького « Детство» мы узнаём о том, что книги помогли герою произведения преодолеть «свинцовые мерзости жизни» и стать человеком.
Популярный публицист С.Курий рассуждал в очерке «Книга и компьютерный век» о том, умрёт ли книга при условии развития современных информационных технологий. Автор утверждал, что книга — это прежде всего текст, а вот в каком формате он подан, не имеет значения для сути произведения.
Научный прогресс и нравственные качества человека
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 473; Нарушение авторского права страницы